Jump to content
Zone of Games Forum
Outcaster

[Игровое кино] Дикий-дикий Запад: по стопам Red Dead Redemption 2

Recommended Posts

banner_st-ik_outcaster_westerns.jpg

Выход Read Dead Redemption 2 вновь пробудил интерес к вестернам — одному из исконно американских жанров, зародившемуся ещё в литературе XIX века. Вероятно, многие знакомы с произведениями Майна Рида, Фенимора Купера или Джека Лондона. Некоторые заодно вспомнят, что классиком вестерна также считается немецкий писатель Карл Фридрих Май. Но в очередном выпуске нашего кинообозрения я решил сделать подборку фильмов, разрушающих романтичную эстетику классического вестерна.


Выход Read Dead Redemption 2 вновь пробудил интерес к вестернам — одному из исконно американских жанров, зародившемуся ещё в литературе XIX века. Вероятно, многие знакомы с произведениями Майна Рида, Фенимора Купера или Джека Лондона. Некоторые заодно вспомнят, что классиком вестерна также считается немецкий писатель Карл Фридрих Май. Но в очередном выпуске нашего кинообозрения я решил сделать подборку фильмов, разрушающих романтичную эстетику классического вестерна. Причём двух главных разрушителей мифов — Серджо Леоне и Клинта Иствуда — я, пожалуй, приберегу для отдельного разговора.

«Дикая банда» / The Wild Bunch
реж. Сэм Пекинпа, 1969

221226-1.jpg

Данный жанровый шедевр можно описать как борьбу скорпионов с муравьями, благо фильм начинается с крупного плана именно этой битвы. С другой стороны, будет верно сказать, что речь идёт о последних романтиках Дикого Запада, при покорении которого все средства были хороши, а законов не существовало.

По сюжету горстка грабителей сбегает в Мексику после неудачной попытки ограбления банка, которая заканчивается кровавой резнёй. Им видится, что там остался последний оплот свободы, в отличие от США, в которых государство начинает получать всё больше власти. Но Мексиканская революция показывает, что и на том берегу Рио-Гранде всё не так уж сладко, деньги не приносят счастья, а тирания существует без границ. За беглецами следует Дик Торнтон — вчера он был членом банды, а сегодня стал «охотником за головами».

Интересно, что в последние годы имеется некий тренд, связанный с развенчиванием мифа «Дикой банды» Сэма Пекинпа. Дескать, отмечать в фильме решительно нечего, кроме монтажа с обильным использованием съёмок в рапиде и чрезмерного для своих лет насилия. Причём за второе фильм следует ругать и только ругать, но всё это больше говорит не о фильме, а о новых временах и его создателях, для которых насилие вновь стало табу, даже несмотря на то что на нём стояла и продолжает стоять человеческая природа. И почему-то никто не отмечает главного, что есть в киноленте Пекинпа, — эстетики уходящего времени, свидетелем которого выступает зритель. Что было — прошло и никогда не повторится. И главными очевидцами этой жесткой истории на протяжении всего повествования становятся дети, которые никогда не будут жить в таких условиях и по таким принципам, как их родители. Но именно они создадут миф о Диком Западе — таком, каким он казался им.

«Маленький большой человек» / Little Big Man
реж. Артур Пенн, 1970

221236-2.jpg

Знаешь, сынок, нельзя убить всех белых. В мире неиссякаемый запас белых и ограниченное число людей. 

Довольно смешной и одновременно жутко реалистичный вестерн от режиссёра «Бонни и Клайда» Артура Пенна ведёт рассказ от лица 121-летнего старика, повествующего о своей жизни более чем вековой давности. Рассказывает старик с иронией, с юмором, вспоминая события тех далёких дней, когда армия генерала Кастера жестоко вырезала всех индейцев. Сам он был и на той, и на другой стороне в зависимости от ситуации. Его семью зверски убили индейцы, но при этом он вырос в племени шайеннов. С юности же, под страхом смерти, снова признал себя европейцем. Так начались весёлые приключения главного героя, который за свою жизнь успел побывать и армейским воякой, и профессиональным стрелком, и продавцом, и кем только не. У него было много жён (в какой-то момент целых пять одновременно). Сам же он всего лишь пытался выжить, ловко подстраиваясь под меняющиеся условия. Настоящий человек-хамелеон, человек-американец. 

Но под маской юмора скрывается сама жизнь с её жестокой резнёй, уничтожившей не только коренное население Америки, но и человечность в душах многих поколений американцев. Ведь Дикий Запад — это не только приключения со стрельбой, но и реальная история покорения Америки, в которой не было места веселью и приключениям. И здесь даже жена священника — убеждённая пуританка — может снизойти до работы в публичном доме, а, казалось бы, благородные солдаты без зазрений совести готовы убивать хоть младенцев. И только старик Джек Крэбб, потрясающе сыгранный Дастином Хоффманом (кстати, поставившим своеобразный рекорд, сыграв одного и того же персонажа в промежутке от 16 лет до 121 года), может с едкой иронией и чёрным юмором оценить эпохальные события тех лет.

«Джанго освобождённый» / Django Unchained
реж. Квентин Тарантино, 2012

221247-3.jpg

Квентин Тарантино после двух в целом хороших, но всё же неудачных для самого себя фильмов «Доказательство смерти» (он же «Смертестойкий») и «Бесславные ублюдки» (он же «Безславные ублютки») снова начал возвращаться в форму. Хотя поначалу «Джанго освобождённый» может смутить и даже разочаровать, ведь первые часа полтора действие, мягко говоря, разворачивается неровно и очень уж сильно напоминает худшие моменты «Бесславных ублюдков». Пример — плоская шутка про Ку-клукс-клан, которая вообще должна была смело пойти под монтажный нож, оставив после себя только налёт под Верди. Да и вообще за исключением яркого эпизода с отмщением братьям Бриттл и истории о Брумхильде и её Зигфриде, являющихся ключами к основной части повествования, всё это никому не нужно и малоинтересно. Но стоит героям перейти во владения, символично названные «Кэндилендом», как фильм резко преображается, уступая место типично тарантиновскому ходу с противодействием чуть ли не высшим силам.

И тут уже становится вовсе не случайной дата «за два года до Гражданской войны». Это важный элемент, раскрывающий события с точки зрения уничтожения постыдных страниц американской истории назло самому факту их существования. И новоявленный Джанго Фримен, спасающий свою Брумхильду, воспринимается уже как легендарный герой «Песни о Нибелунгах», бросивший вызов верховному богу, чтобы уничтожить и чёрного дракона Фафнира, и гору, на которой заключена его возлюбленная, красота которой достойна того, чтобы не бояться ничего и двигаться к цели, несмотря на препятствия, воздвигаемые самой судьбой.

При этом главным врагом становится то, что люди прозвали «покорностью». Не зря именно этому аспекту уделено очень много внимания в речах Кэлвина Кэнди, который упорно доказывает, что есть некий «ген покорности», дарованный только неграм. Суть в том, что абсолютно все персонажи покорились своей судьбе и отказываются что-либо предпринять, все стали слугами друг для друга. Но только истинный освободившийся от этого Рока способен сворачивать горы во имя Любви. Даже режиссёр будет сметён с его пути. И им может быть только тот, у которого отняли всё. Чернокожий раб или индеец (фильм неожиданно перекликается с коммерчески провальным блокбастером «Одинокий рейнджер», который также очень понравился Тарантино), не важно. «Кэндиленд» должен быть уничтожен.

«Одинокий рейнджер» / The Lone Ranger
реж. Гор Вербински, 2013

221254-4.jpg

Собственно, если бы не рекомендации Тарантино, я бы точно не стал смотреть «Одинокого рейнджера». Фильм пролетел в прокате как фанера над Парижем и, разгромленный англоязычной критикой (сей факт даже вызвал гнев студийных боссов, обвинивших кинокритиков в провале!), уже не вызывал никакого интереса, пока не всплыл в промежуточном топе лучших фильмов 2013 года по версии Тарантино. Этот режиссёр, конечно, частенько любит хвалить полнейшую ерунду, но в случае с «Одиноким рейнджером» всё оказалось не так уж плохо.

Вторая попытка Гора Вербински вписать Джонни Деппа в вестерн, может, и слабее анимационного «Ранго», но неожиданно, несмотря на производство студии Disney, весьма любопытна с точки зрения демифологизации исконно американского жанра. Вербински устами безумного индейца переиначивает историю Дикого Запада в пользу краснокожих и обычного клерка, который, умерев, стал бессмертным героем. Нетрудно усмотреть в этом оммаж «Мертвецу» Джима Джармуша, хотя погони на паровозах и никогда не улыбающийся индеец Тонто, скорее, намекают на «Паровоз „Генерал“» Бастера Китона. Но суть не в этом, а в том, что главным антигероем становится, собственно, «будущее Америки». «Юнион Пасифик», соединивший два побережья, должен быть разрушен как пример бездушного капитала, уничтожившего девственный мир Запада, а паровоз с названием «Конституция» должен поехать вспять, чтобы отменить тот неравноценный обмен, который Америка совершила по детской наивности.

Хотя 2,5 часа хронометража — это перебор, и Вербински просто не сдюжил выдержать ритм повествования, данный весьма эклектичный по духу, не лишённый откровенных переборов в натужности шуток (что иногда контрастирует с некоторыми излишне интеллектуальными юморесками, понятными только внимательным и насмотренным зрителям) фильм всё же весьма любопытен чисто кинематографически. Уж точно нельзя не отметить декорации, костюмы и те самые паровозы, а трюки вообще исполнены каскадёрами, что в эпоху победившей компьютеризации кажется приветом из прошлого. Не говоря уж про неожиданно обильное насилие, пусть комиксовое и без единой капли крови, которой сильно не хватает, ведь это жанровое кино в чисто тарантиновском или родригесовском духе. 

«Омерзительная восьмёрка» / The Hateful Eight
реж. Квентин Тарантино, 2015

221304-5.jpg

В горах Вайоминга пытаются укрыться от снежной бури охотники за головами майор Маркиз Уоррен (Сэмюэл Л. Джексон) и Джон «Вешатель» Рут (Курт Рассел), шериф городка Ред Рок Крис Мэнникс (Уолтон Гоггинс), их кучер Оу Би (Джеймс Б. Паркс) и пленённая бандитка Дэйзи Домергю (Дженнифер Джейсон Ли). Они находят приют в «Галантерее Минни», где так же пережидают морозную зимнюю ночь ещё несколько странников: ковбой Джо Гейдж (Майкл Мэдсен), палач Освальдо Мобрэй (Тим Рот), генерал Сэнди Смизэрс (Брюс Дерн) и мексиканец Боб (Демиан Бишир). Правда, складывается впечатление, что не все из них те, за кого себя выдают.

Стоит предупредить, что написать о такой картине, как «Омерзительная восьмёрка», без спойлеров не получится. Потому проще самому ознакомиться с лентой перед чтением. 

Восьмой с половиной фильм Квентина Тарантино (не забудем недоснятый и почти не сохранившийся ранний киноопыт «День рождения моего лучшего друга»), конечно, не удивляет. Опытный мастер, шокировавший зрителей в 1994 году беспрецедентным шедевром абсолютного, тотального кино — «Криминальным чтивом», не видит нужды изобретать велосипед, для того чтобы доказать всем, что «Чтиво» не было случайностью. Он давно это сделал, сняв свой второй шедевр — синефильский эпос «Убить Билла». С другой стороны, он немного пробуксовал в XXI веке, сняв неудачный для себя (!) фильм «Бесславные ублюдки», в котором так и не было найдено гармонии между пародийной комедией и серьёзной военной драмой. Последовавший за ним «Джанго освобождённый», с одной стороны, находил выход из определённого творческого тупика, а с другой, смущал своей первой половиной: она была совершенно ненужной для истории Джанго-Зигфрида и освобождения его возлюбленной Брумхильды. А вот в «Омерзительной восьмёрке», своеобразном тарантиновском парафразе знаменитого фильма Джона Стёрджеса, кажется, найден тот самый баланс. Несмотря на кажущиеся внушительными 3 часа хронометража (в 70-мм версии картины все 3,5!), они пролетают незаметно. 

Да, многие по-прежнему могут упрекнуть американского мастера в его увлечении киноцитатами, эффектным саундтреком, уловками с экранным временем, смешением жанров, комедийными эпизодами (к счастью, без откровенной пародии). Но кто мы такие, чтобы отказывать человеку в праве быть самим собой? Одно дело бесчисленные подражатели, и совсем другое — сам отец-основатель, поп-философ из видеопроката. Интересно, а кто-нибудь сравнивал Тарантино с другим киноманом и философом постмодернистско-марксистского направления Славоем Жижеком, чья тяга к простонародному выражению собственных мыслей часто оборачивается против него? Ведь всем приятно думать, что философы — это такие серьёзные мужи, озабоченные думами о Великом и Прекрасном, не способные оценить простые радости плебса. 

В «Омерзительной восьмёрке», с одной стороны, есть абсолютная цельность, поддерживаемая триединством места, времени и действия. Потому тяжело объяснить весь фильм, не выдав несколько тузов, предъявляемых его автором по ходу повествования, напряжение коего усиливается с каждым кадром. Хотя подлинный нерв фильма ощущается уже на начальных титрах. Безмятежная природа. Вороньё срывается с места. Снег ослепляет. Вроде бы ничто не предвещает беды, но тревожная музыка Эннио Морриконе и очень длинный план (особенно для Голливуда) запорошенного снегом придорожного распятия, да ещё снятый в рапиде придают фильму невыясненную мистическую интонацию. Тревога разливается по всему пространству широкого кадра. Неужто жертва Христа за все грехи рода человеческого оказалась напрасной? 

Вот и в последнем дилижансе, следующем к Ред Рок, готовы сцепиться в смертном бою два ветерана Гражданской войны: чернокожий северянин Уоррен и южанин Мэнникс. Пушки давно отгрохотали. Судя по виду героев, война закончилась 20 лет тому назад. Но фанатичная преданность тем идеалам, за которые умирали, а главное, убивали своих врагов, никуда не исчезла. Северянин до сих пор лелеет обиду за годы рабства и угнетения его народа; южанин не может перенести горечь безоговорочной капитуляции, в которой не было места ни компромиссу, ни праву проиграть с гордо поднятой головой. И хоть теперь они граждане единой страны Свободы, каждый из них готов отказать в свободе своему оппоненту. 

Если кажется, что Тарантино решил пересмотреть итоги Гражданской войны, то это ошибочное суждение. Речь идёт о мире современном — и не только американском. Неслучайно режиссёр ещё после выхода «Джанго» часто говорил в интервью, что кино всегда несло на себе политический отпечаток эпохи, а жанр вестерна в силу его откровенной условности с кольтами и широкополыми шляпами даже в большей степени. Вестерны 30-х — 40-х годов были социалистическими по уклону в соответствии с «новым курсом» Франклина Делано Рузвельта, в 50-е настала эпоха «охоты на ведьм» и «красной угрозы», в 60-е пришёл ревизионизм, в котором главными творцами стали учителя самого Тарантино Сэм Пекинпа и Серджо Леоне, в 70-е вестерны пытались отразить новую свободную независимую Америку, ну а 80-е, безусловно, отметились рейгановским неоконсерватизмом, а также ответом на его разрушительную политику неограниченного капитализма.

И Тарантино внушает ужас мир после кризиса 2008 года. Кризиса, который всё никак не окончится, а только продолжает обрастать всё новыми политическими, идеологическими, экономическими проблемами. И этот снежный ком рано или поздно превратится в жуткую метель, убивающую одним своим холодным дуновением. Это то самое «Нечто» из фильма Джона Карпентера (благо частично так называемая оригинальная музыка Морриконе основана на неиспользованных партитурах к этому культовому фильму мастера жанрового кинематографа), которое может скрываться в каждом из нас. Даже в тех людях, которые вчера казались друзьями.

Вообще, в лентах американского постановщика часто детали зарыты в выборе композиций. И интересной тут является мелодия Морриконе из фильма «Изгоняющий дьявола 2: Еретик». Не получивший признания критиков и зрителей фильм Джона Бурмена был весьма неглуп. Истинный дьявол там скрывался в подсознании человека, в его травмах, фобиях, тайных желаниях, нереализованных замыслах, что делало фильм полной противоположностью чисто мистического хоррора Уильяма Фридкина. И подлинный ужас раскрывался не тогда, когда в тело безбожника вселялся бес, а тогда, когда человек смотрел широко открытыми глазами на правду о самом себе. При этом «Еретик» отлично вписывается в целый ряд лент Бурмена о невозможности человека победить собственную природу, сочетающую в себе животные жестокость и естество с губительной рефлексией, заставляющей человечество вечно топтаться в круге заблуждений, искушений, сомнений и страха перед тем, что может никогда не случиться.

Почти всё то же самое можно отнести и к «Омерзительной восьмёрке». Разве что образ внутренних страхов, подлинных мерзавцев и тварей, которые живут внутри каждого человека, здесь представлен в лице четырёх пассажиров — а на деле, четырёх всадников Апокалипсиса, медленно, но беспощадно несущих смерть всему роду человеческому. И их беспощадность обезоруживает любого. Ничего святого. Всё ради денег, власти, гордыни. И всем, кому даже во имя благих намерений суждено попасть в узы этих соблазнов, неминуемо грозит смерть. Впервые жестокость в фильме Тарантино носит отпугивающе-назидательный характер.

Ведьма войны уже бродит среди нас в ожидании её вестников бури. Она поначалу может показаться такой же, как и все мы. Возможно, она неприятна на вид, но вроде бы так же ест, спит, мечтает, как и все остальные. Однако даже в самом отъявленном негодяе скрывается человек, а в ней нет ничего, кроме лицемерия и тотального Зла. Она истинное орудие Дьявола, которое готово рассорить даже братьев (а ведь все люди братья?). Потому надо повесить её, а с ней и символичный топор войны. Раскурить трубку мира. И помириться на смертном одре со своим главным врагом — собственной Тенью. Тяжело сдержать слёзы на одухотворяющем, примиренческом финале «Омерзительной восьмёрки». Даже несмотря на обилие шуточек, часто ниже пояса, кроваво-синефильских эффектов и игры на тонкой грани дозволенного, сентиментальное чтение «фальшивого» письма Авраама Линкольна звучит как надежда Тарантино на то, что люди найдут в себе силы, находясь на самой грани очередного витка самоуничтожения, пойти навстречу друг другу. И «фейковость» этого письма только подчёркивает важность мифологии в сравнении с суровой правдой. Ложь во спасение. И кинематограф, как мифология Новейшего времени, отличная возможность предостеречь мир в преддверии его заката.

banner_st-ik_outcaster_westerns.jpg

  • Like (+1) 1
  • Thanks (+1) 2
  • Confused (0) 1

Share this post


Link to post
42 минуты назад, Outcaster сказал:

Хотя поначалу «Джанго освобождённый» может смутить и даже разочаровать, ведь первые часа полтора действие, мягко говоря, разворачивается неровно и очень уж сильно напоминает худшие моменты «Бесславных ублюдков». Пример — плоская шутка про Ку-клукс-клан, которая вообще должна была смело пойти под монтажный нож, оставив после себя только налёт под Верди. Да и вообще за исключением яркого эпизода с отмщением братьям Бриттл и истории о Брумхильде и её Зигфриде, являющихся ключами к основной части повествования, всё это никому не нужно и малоинтересно.

У меня только два вопроса: Че за бред? и Шо за н@[censored]?

  • Upvote 2
  • Downvote 1

Share this post


Link to post
Цитата

сняв свой второй шедевр — синефильский эпос «Убить Билла».

Надеюсь про шедевр это сарказм. 

  • Upvote 2

Share this post


Link to post

@Змей1980, а теперь посмотри какой там указан источник в конце заметки :sarcastic:

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
1 hour ago, Ленивый said:

Надеюсь про шедевр это сарказм. 

Нет. Для меня его фильм номер 2 после Чтива. Особенно, вторая серия.

Share this post


Link to post
8 часов назад, maximus388 сказал:

а где же этот оскароносец?

20180719221902132aefaba6.jpg

 

 

О да! На горбатой горе было класссно!!!!)

Узнал об этом фильме во время просмотра) Сугубо в мужской компании смотрели, под пиво))) О куууурва это было похоже на поминки)

Share this post


Link to post
21 час назад, Outcaster сказал:

И почему-то никто не отмечает главного, что есть в киноленте Пекинпа, — эстетики уходящего времени, свидетелем которого выступает зритель

За этим отсылают к “Бутч Кэссиди и Санденс Кид”, а двух на троне держать не принято :)

Share this post


Link to post

Согласен. не досмотрел. Не прав. Прошу прощения.

Share this post


Link to post

Недавно посмотрел Тумстоун Легенда дикого запада, довольно неплохой фильм. Что странно несмотря на возраст фильма как то нигде не встречал инфы о нём до этого просмотра.

Edited by Setekh

Share this post


Link to post
1 час назад, Setekh сказал:

Недавно посмотрел Тумстоун Легенда дикого запада, довольно неплохой фильм. Что странно несмотря на возраст фильма как то нигде не встречал инфы о нём до этого просмотра.

Потому что более известен этот — Уайатт Эрп
Они вышли практически одновременно, а Кевин Костнер был в те времена большой звездой, хоть фильм и провалился в прокате.

Share this post


Link to post

Где «Железная хватка»?Про Тарантино дважды вспоминали,а Коэнов прошли.

  • Like (+1) 1

Share this post


Link to post

Золото Маккены еще можно вспомнить. Там песня в дубляже еще эпичная про стервятника.

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


  • Similar Content

    • By Outcaster

      В январе 2019 года исполнилось ровно 20 лет со дня выхода первой игры серии Silent Hill. Чтобы отпраздновать эту знаменательную для игровой индустрии дату, я решил рассказать о фильмах, которыми вдохновлялись (явно или не очень) разработчики из Team Silent. Благо сами они весьма активно делились информацией о произведениях, которые им нравились.
      В январе 2019 года исполнилось ровно 20 лет со дня выхода первой игры серии Silent Hill. Чтобы отпраздновать эту знаменательную для игровой индустрии дату, я решил рассказать о фильмах, которыми вдохновлялись (явно или не очень) разработчики из Team Silent. Благо сами они весьма активно делились информацией о произведениях, которые им нравились.
      Мгла / Туман / The Mist
      реж. Фрэнк Дэрабонт, 2007

      Ни для кого не секрет, что Стивен Кинг является одним из самых популярных и влиятельных писателей XX века. Можно поспорить о его литературных талантах, но с этими пунктами невозможно не согласиться. Вот и авторы оригинального Silent Hill признают его, как один из источников вдохновения. Одна из улиц даже названа именем Ричарда Бахмана — литературного псевдонима Кинга, под которым он выпустил такие произведения, как «Бегущий человек» и «Ярость». Но наиболее явно в игре видны мотивы его небольшой повести «Туман», повествующей о загадочном случае, когда небольшой городок в штате Мэн покрыло туманом, в котором скрывались отвратительные твари.
      Для людей плохо знакомых с литературой, гораздо известнее экранизация, осуществлённая режиссёром Фрэнком Дэрабонтом, прежде весьма удачно перенёсшего на кинополотно «Побег из Шоушенка» и «Зелёную милю», так же основанных на произведениях Стивена Кинга. Правда, в российском прокате, чтобы избежать путаницы с ремейком «Тумана» Джона Карпентера, фильм вышел под названием «Мгла», что не совсем соответствует содержанию. Хотя лучшая часть, как первоисточника, так и фильма, вовсе не одноэтажный городок в Новой Англии в непроглядном тумане и жутких монстрах, бродящих в нём, а психологическая западня, в которой оказываются несколько человек, забаррикадировавшиеся в магазине. Замкнутое пространство вынуждает людей создать новый общественный порядок в ограниченных рамках. А инстинкт выживания пробуждает в людях тягу к сильному лидеру, который довольно быстро выделяется из толпы, для того, чтобы скоординировать их действия в условиях разрушающегося мира.
      Многих, включая самого Кинга, покоробил мрачный, жестокий финал экранизации. Но впоследствии и сам Стивен Кинг признал, что если бы он решился дописать открытый финал своей повести, то, скорее всего она бы закончилась именно так. Возможно, это был бы единственный способ спастись от окружающей персонажей безнадёжности. Правда, Кинг не верил, что Фрэнку Дэрабонту удастся уговорить голливудских продюсеров оставить этот финал в фильме. Слишком уж он был смелым для американской кинопродукции. Правда, продюсеры только не дали выпустить фильм чёрно-белым, хотя на видео он вышел с оригинальным режиссёрским замыслом.
      Лолита
      реж. Стэнли Кубрик, 1962

      Первый опыт Стэнли Кубрика в жанре сатирической чёрной комедии и не такой успешный, продуманный и язвительный, как его последующие творения. Картина выглядит анахронизмом даже для своего времени. Особенно, на фоне других британских фильмов той поры, чьи авторы всё чаще отказывались от примет студийного кино. И даже странно, что «Лолита» снята в Англии именно для того, чтобы получить 100% авторский контроль над фильмом, которого Кубрику так не хватало на сложных съёмках «Спартака». Есть подозрение, что истинная причина съёмок — это демонстрация лицемерия и двуличности американской действительности, в которой добропорядочные консервативные граждане обладают «широкими взглядами», а у самой богобоязненной женщины округа в комоде спрятан револьвер.
      Интересно, что в 90е гг. к роману Набокова попытался подобраться британец Эдриан Лайн — автор «Рокового влечения», «Девяти с половиной недель» и «Лестницы Иакова». Но и он попал в ту же ловушку, что и Стэнли Кубрик. Только если Кубрик уцепился за сатирический мотив романа Владимира Набокова и снял чёрную комедию, то Лайн уцепился за скандальные отношения персонажей. В обоих случаях от фильма остаётся чувство незавершённости. Если фильму Кубрика не хватает живости, то в случае с Лайном отчаянно не достаёт юмора и иронии. Ведь высмеивание одноэтажной Америки и перевёрнутого морального облика добропорядочных белых протестантов является чуть ли не основным мотивом «Лолиты»: мужское начало Гумберта подавлено детской психологической травмой и он представляет из себя жалкого, неуверенного в себе человека, а Долорес хоть и выглядит юной и невинной девочкой, на самом деле оказывается хищницей, вьющей из мужчин верёвки.
      Кто-то удивится, а какое отношение «Лолита» имеет к Silent Hill. На самом деле прямое. Это один из основных источников вдохновения в ходе разработки первой части. В ранних версиях игры главных героев звали Гумберт и Долорес, но ближе к окончанию разработки было решено сменить их на менее вызывающие Гарри и Шерил. Да и начальная сцена на ночном шоссе так же вдохновлена фильмом Стэнли Кубрика, где были похожие кадры. Так что, отношения между Гарри и его «приёмной дочерью» не так однозначны, как может показаться. Тем более при разработке первой игры авторы ставили перед собой цель, что события Silent Hill можно было трактовать множеством образов. Отсюда необъяснимые флэшбеки, странные намёки, неведущие ни к чему, вычурные образы, несколько финалов, каждый из которых является каноническим. Конечно, выход прямого сиквела Silent Hill 3 перечеркнул оригинальный авторский замысел, лишив игру двойного дна, включая скандальное сравнение героев с персонажами романа Владимира Набокова.
      Деревня проклятых / Village of the Damned
      реж. Джон Карпентер, 1995

      В своё время на видеокассете я смотрел фильм раз 10, а может, и больше. Чем он привлекал в те годы, сложно объяснить. Но даже сегодня он неплохой фильм ужасов, где чувствуется рука мастера, даром что к середине 90-х Карпентер уже начал сдавать. Но это «сдавание» не оправдывает традиционные для него провал в прокате, разгромную критику и номинацию на «Золотую малину». В данном случае они явно незаслуженные.
      И прежде фильмы Карпентера делали отсылки к тем лентам, которые нравились ему в детстве, будь то сюжетные ходы или вовсе фрагменты этих лент, показываемые в телевизорах, которые смотрели персонажи. Но на сей раз Карпентер пошёл дальше. «Деревня проклятых» — ремейк уже классического одноимённого хоррора категории «Б» 1960 года (кстати, вот тот редкий случай, когда ремейк оказался куда интереснее оригинала). Хотя сперва может показаться, что перед вами вариация спилберговских «Близких контактов третьей степени». Но это только уловка, дабы показать, как ещё недавно идиллическая картина маленького американского городка уничтожается вторжением извне. Что ужаснее, вторжением детей. А кто способен убить ребёнка? 
      Этот фильм так же упоминают в качестве источника вдохновения разработчики из Konami. Тем более в первой части немалую часть игры занимает Мидвичская школа (в фильме события происходят в городке Мидвич), населённая детьми-убийцами. Правда, в американской версии игры их нет. Цензура не допустила убийства кровожадных детей, которые, нанося урон, падают на колени перед Гарри и делают что-то странное в районе его паха.
      Демоны / Dèmoni
      реж. Ламберто Бава, 1985

      Нетрадиционный итальянский взгляд на зомби-жанр. Сложно сказать насколько «Демоны» являются фильмом Ламберто Бава, ведь прежде у него видел только телецикл «Фантагиро», который с успехом шёл на нашем ТВ в 90-х гг. Зато почерк продюсера Дарио Ардженто и помощника режиссёра Микеле Соави (так же появляется в небольшой роли) узнаётся сразу. Как это у них часто бывает, не самый внятный сюжет подаётся с упором на барочные излишества. Хотя также в фильме немало иронии напополам с элементами остросюжетного действия, отчего он выглядит своего рода предвестником более удачного «От заката до рассвета» Роберта Родригеса. Правда, кто сказал режиссёру, что хеви-метал и хард-рок — это страшно? Половина сцен были бы гораздо атмосфернее, если бы на фоне не ревели гитары и не стучали в ударные.
      Уже год спустя вышло продолжение. Если в первом фильме источником демонической заразы был загадочный фильм, показанный в кинотеатре «Метрополь» (кстати, в Resident Evil 3: Nemesis кинотеатр в Раккун Сити назван так же), то в сиквеле зловещие силы проникают в наш мир через телевидение. Интересно, что сцена появления демона из телевизора напомнит многим появление Садако из ленты «Звонок» Хидео Накаты. Не удивлюсь, если японский постановщик был знаком с этой картиной. В остальном фильм следует оригиналу, разве что зомби-демоны на этот раз наводнили собой высотную многоэтажку. Но что интересно, в этот раз никакого хардрока. Видимо за год мода прошла и теперь в фильме тотальный восьмидесятнический нью-вэйв во всех его проявлениях.
      Звонок / Ringu
      реж. Хидео Наката, 1998

      Раз уж я вспомнил о «Демонах» Ламберто Бавы, то логично рассказать и об одном из главных фильмов ужасов 90-х гг. — знаковой картине Хидео Накаты «Звонок». В основу фильма был положен одноимённый роман Кодзи Судзуки, вышедший в 1991 году. Сам Судзуки говорил, что при написании он вдохновился голливудским фильмом ужасов «Полтергейст», который наложился на его увлечение японскими историями о призраках — кайданами. Но сам роман не так интересен, как его киновоплощение. К слову, фильм Хидео Накаты не был первой экранизацией. В 1995 году на телеканале Fuji TV вышел телефильм, снятый Тисуи Такигавой. Впоследствии на видео вышла расширенная версия с прежде вырезанными эротическими сценами, которая известна у нас, как «Звонок. Полная версия». Данная экранизация ближе к роману-первоисточнику, но невероятно скучная и, будем честны, не страшная.
      А вот лента Хидео Накаты смогла прорваться за пределы сугубо локального и давно лишившегося былого ореола славы японского кинорынка. Да, в 50-60-х гг. японское кино считалось одним из лучших в мире, но к началу 90-х гг. переживало сильнейший кризис и было малоинтересно за пределами Страны Восходящего Солнца. Но «Звонок» на пару с фильмами Такеси Китано смогли на время вернуть популярность японским кинематографистам. Отчасти даже породив целое направление технохорроров, в которых мистическое смешивалось с веяниями современной цивилизации. Очевидно, что такие ленты, как «Пульс», «Проклятие», «Клуб самоубийц» вряд ли бы появились, не будь успеха «Звонка». Да и сам Наката пытался продолжить поднятую тематику в своих последущих фильмах с разной степенью успешности. Были и хорошая картина «Из глубин тёмных вод», и небезынтересная, но немного затянутая лента «Чат», и глуповатый сиквел американского ремейка «Звонка» с Наоми Уоттс.
      Но главным в «Звонке» было то, что фильм был по-настоящему страшным. Пугала не длинноволосая девочка Садако, вылезавшая из телевизора, а вязкая атмосфера бытовой рутины. Видеокассеты были обычным делом (у меня тогда было около сотни кассет в коллекции), а видеомагнитофоны были настолько укоренены в нашей жизни, что пугала сама возможность того, что это достижение современной техники может быть наполнено хтоническим средневековым ужасом, сверхъестественными духами давно умерших людей. Фильм нагнетал саспенс отсутствием хоть какого-либо явного действия. Журналистка Рейко просто вела обыденное расследование, связанное со странной смертью нескольких подростков, которые якобы погибли из-за просмотра проклятой видеокассеты. Но постепенно героиня вместе со зрителями начинает верить в эту городскую легенду, которая уж точно не должна найти отклика в жителе современного рационального мира высоких технологий. Старые сказки и боги умерли, чтобы породить легенды и ужасы цифровой эпохи.

    • By james_sun

      Геймеры обратили внимание на то, что в последней версии Red Dead Redemption 2 картинка стала хуже, нежели в релизной версии.
      Геймеры обратили внимание на то, что в последней версии Red Dead Redemption 2 картинка стала хуже, нежели в релизной версии.
      Судя по всему, разработчики отключили эффект Ambient occlusion, в результате чего изображение стало выглядеть менее объемным и насыщенным. При этом в патчноутах обновления 1.06 ни разу не упоминалось об изменениях в графике.

      Вернуть первоначальную картинку можно только в случае удаления игры и ее повторной установки без подключения к интернету.


Zone of Games © 2003–2019 | Реклама на сайте.

Система Orphus

×