Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
Алексей Корсаков

[Авторская колонка] Наследие Хидетаки Миядзаки: как сделать крутой Souls-Like

Рекомендованные сообщения

banner_st-column_alex_soulslike.jpg

Порой определить принадлежность игры к Souls-Like непросто. Торопыги от игровой журналистки часто пишут: «Ролевая игра в духе Dark Souls» для обзора любого проекта с холодным оружием в кадре.


Кто бы мог подумать: новую консоль от Sony, ту самую PlayStation 5, продает ремейк игры 2009 года. Именно в том году геймдизайнер Хидетака Миядзаки навсегда изменил игровую индустрию. Маэстро Миядзаки выпустил свою Demon’s Souls.

Хардкорная, беспощадная и мрачная Action-RPG быстро завоевала признание критиков и геймеров, а Миядзаки еще не раз обращался к успешной формуле. После Demon’s Souls в свет вышли трилогия Dark Souls, эксклюзив платформы Sony Bloodborne, а в самурайском Sekiro: Shadows Die Twice все так же легко можно рассмотреть базис из первого Souls-хита. Главное, пожалуй, достижение Миядзаки — он создал действительно новый поджанр, с легкой руки впечатленных камрадов названный Souls-Like.

174843-01.jpg

Миядзаки очень похож на скромного студента из Бурятии

Порой определить принадлежность игры к Souls-Like непросто. Торопыги от игровой журналистки часто пишут: «Ролевая игра в духе Dark Souls» для обзора любого проекта с холодным оружием в кадре. Но, к примеру, Dragon’s Dogma ближе к классическим RPG, несмотря на бодрую боевку и фееричные разборки с боссами.

Стоит выделить несколько главных элементов успеха игр серии Souls, именно эти составляющие вдохновляют разработчиков Souls-Like и определяют их работы как последователей игр господина Миядзаки.

Высокая сложность и постоянно травмирующая психику надпись «You Died» — лишь вершина айсберга. Хотя нужно отметить, что с хардкорностью своих игр Миядзаки поработал с аккуратностью ювелира. В Souls вы не встретите грубой и нечестной драки, к каждому противнику найдется подход. В каждой сложной ситуации отыщется ключик к выходу — терпение, внимательность и смекалка будут задействованы в такой же высокой степени, как рефлексы мангуста на змеиной охоте. Все продолжатели дела Миядзаки в той или иной степени применяют тот же подход к сложности своих игр. Такие игры не проходятся с наскока, за вечер.

174844-02.jpg

Эта надпись преследует некоторых геймеров в страшных снах

В Souls и в Souls-Like значительная часть внимания разработчиков (а затем и игроков) отводится боссфайтам. Без крутого дизайна боссов, без тщательного изучения арены и набора приемов соперника в таких играх не обойтись. Именно в лучших образцах Souls-Like боссфайты становятся тем, чем и должны быть по определению, — кульминацией действия. Ни один из жанровых проектов не обошелся без боссов с длинной полоской жизни и с дурными манерами.

И еще один из примеров специфики жанра Souls-Like — это схема накопления, потери и возврата опыта. В таких играх после поражения в бою игрок получает возможность вернуть потерянный опыт: нужно лишь добраться до места фатальной ошибки, но если вас сражают в пути, то опыт исчезает бесследно. Такая механика выглядела действительно свежо, дарила новый игровой опыт и массу сильных эмоций. Хотя здесь Миядзаки не стал первопроходцем. Еще в двухмерных выпусках Diablo была возможность после гибели героя отыскать его бездыханное тело и вернуть ценные доспехи, оружие и кошель с золотом. В Souls мы точно так же пытались вернуть утраченные очки опыта, и эта схема ощущалась живее и интереснее. Хотя в Souls-Like могут обходиться и без подобных сложностей. Успешная экшен-RPG Remnant: From the Ashes не отнимает опыт в случае неудачи, а в остальном очень близка к играм Миядзаки.

174844-03.jpg

Один неверный шаг — и рыцарь полетит в пропасть. С полными карманами трофейных душ

Некоторые жанровые проекты подражают первоисточнику практически во всем. Хорошим примером будет недавняя Mortal Shell от студии Cold Symmetry. Здесь почерк Миядзаки виден на каждом шагу: мрачный во всех смыслах слова мир, сюжетная недосказанность, жесткая боевая система. Такие игры часто называют обидным словом «клон». Но пикантность ситуации с Mortal Shell в том, что повторяя и цитируя Dark Souls, она дарит те же сильные эмоции, что и объект подражания. Игра в большинстве случаев понравилась сообществу и на агрегаторе оценок Metacritic имеет нестыдные 76 баллов на основании 43 обзоров. Называть такой подход к разработке копированием или аккуратным заимствованием идей — личное дело каждого.

174845-04.jpg

Mortal Shell старательно копирует цветовую гамму Souls

Цитата

Те из товарищей, что следят за релизами уже давно и более-менее внимательно, наверняка заметили интересный факт: среди Souls-Like нет (ну, почти нет) откровенно плохих игр. Что-то получается крепче, что-то слабее, но все перечисленные в этом тексте игры определенно стоят вашего внимания. К примеру, если вспомнить, как два десятка лет назад студия Blizzard рвала листы продаж своей Diablo 2, то там ситуация сложилась менее радостная. Клоны Diablo появлялись еще много лет с завидной регулярностью, и проходного материала среди них хватало с лихвой.

Простейший путь для разработчиков игр Souls-Like блеснуть-таки собственной идеей — поколдовать с визуальной стилистикой. Да, в серии Souls вы найдете очень крутую картинку, далеко не самую технологичную, но атмосферную и «цепляющую». Минимум естественного освещения, туман и сумрак, запустение, декаданс и безнадега — картинка в любой из частей Souls работает на максимально быстрое погружение игрока. Но такой подход к визуалу, как оказалось, необязателен для хорошей игры в стиле Миядзаки.

174845-05.jpg

Красиво. Но мрачно. Но все-таки красиво

Свое слово сказали польские разработчики в 2014 году, выпустив Lords of the Fallen. Игра во многом перекликалась с работами Миядзаки, но сохранив ориентацию на взрослый возрастной рейтинг, поляки сделали картинку гораздо ярче. Lords of the Fallen не вцеплялась в игрока такой же мертвой хваткой, как Souls, но была гораздо ярче и приятнее для глаз. Там, где Миядзаки нагонял густых теней и мрака, польские художники показали серебристый снег, блеск солнечных лучей и пламя костров, пестрое убранство дворцов и монастырей, изящные рыцарские доспехи и замысловатую геральдику. Получилось в разы более жизнерадостно, чем в мирах Dark Souls, но правильной атмосферы это не порушило. К слову, слухи о продолжении Lords of the Fallen гуляют по сети уже не первый год.

174846-06.jpg

Lords of the Fallen 2 не то чтобы самый ожидаемый проект, но его выход порадует многих геймеров

А Code Vein от японского гиганта Bandai Namco примерила в 2019 году облик анимэ, пестрый и дорогой. Все Souls-механики были сохранены, но картинка напоминала работы уже другого Миядзаки — по имени Хаяо, великого аниматора. Эффектные локации, стильно оформленные флэшбеки — и при этом серьезный настрой, как и принято в Souls-Like: вокруг апокалипсис и нежить.

Сеттинг темного фэнтези, столь любимый Миядзаки, несложно поменять на научную фантастику, поработав с антуражем и добавив пару геймплейных фишек. Результат может быть вполне достойным. Так, в дилогии The Surge вместо демонов и безумных богов нашей крови жаждут ошалевшие от вседозволенности роботы в мире недалекого будущего. А геймплей в The Surge в соответствии с НФ-сеттингом отличается от Dark Souls частым применением огнестрельного оружия. В недавней Hellpoint главный герой оказывается в глубинах космоса, на борту огромного звездолета. Хотя все эти металлические коридоры и отсеки чем-то неуловимо напоминают умирающее королевство Лордран из Dark Souls. В Hellpoint даже нашлось место для злобных богов, которые вполне комфортно чувствуют себя среди звезд. Хотя космический бестиарий в своем уродстве превзошел команду монстров из Лордрана. И это комплимент дизайнерам и художникам Hellpoint.

174846-07.jpg

И да, в космосе никто не услышит вашего крика

Еще один очевидный способ внести в Souls-Like немного новизны — углубление боевой системы. В играх Миядзаки боевка очень хороша, она интуитивна и функциональна — все приемы и трюки одинаково полезны с первых минут и до финальных титров. Но в оригинальных Souls набор движений в сражении все-таки ощутимо ограничен: связка ударов, парирование с контратакой, удар с разбега, кувырок... Создатели Nioh (студия Team Ninja, авторы экшен-классики Ninja Gaiden и Dead or Alive) пошли дальше. Самурай британского происхождения Уильям разит недругов разными видами оружия, и бой с катаной кардинально отличается от применения копья или экзотичной кусаригамы. К тому же герой Nioh может встать в одну из трех стоек, изменяя набор приемов для каждого отдельного вида снаряжения. Как итог — самая, пожалуй, богатая боевая система в Action-RPG, порой даже слегка громоздкая. При этом умельцы из Team Ninja не забыли о реализме. Несмотря на обилие демонов-екаев в кадре, драки Уильяма постоянно обращаются к реалистичности: смертоносное копье, к примеру, бесполезно в узком коридоре — древко попросту цепляется за стены.

174847-08.jpg

В изобилии приемов и атак Nioh можно легко запутаться

А боевая система The Surge действительно блистает крутой механикой расчленения. В определенный момент игрок может проявить сноровку и в эффектном рапиде отхватить неприятелю руку или ногу. И вот такие трофеи идут на улучшение нашего экзоскелета, не пропадать же добру! 

Dark Souls с пушками — это даже звучит очень круто. Естественно, после успеха серии Souls такая идея быстро пришла в голову игроделам. Первой пробой огнестрельной боевки в Souls-Like стала игра Immortal: Unchained (2018). Несколько обреченных миров, кибернетические зомби и роботы-убийцы, возможность мгновенно потерять накопленный за часы страданий опыт — и в руках футуристический автомат. Есть и всевозможные кинжалы с саблями, но как вспомогательное оружие, как последний довод. И вот та самая стрельба в Immortal: Unchained хороша. Многих игроков отпугнули невыразительный дизайн уровней и несовременная картинка. Хита не получилось. Через год мы все-таки получили свою «Dark Souls с пушками» — вышла весьма достойная Remnant: From the Ashes, упомянутая выше. 

174848-09.jpg

Пушки! Souls! Remnant: From the Ashes!

Своеобразная структура локаций стала еще одной визитной карточкой серии Souls. Отдельные части большой карты постепенно складывались в аккуратный открытый мир; мы находили тайные проходы, отпирали запертые ворота с обратной стороны, запускали секретные лифты. Но разработчики из Новой Зеландии изначально добавили в свой Souls-Like-проект просторный Open World вопреки заветам Миядзаки. В игре Ashen, появившейся в продаже в 2018 году, бережно сохранены многие механики Dark Souls. При этом путешествия по миру Пепельной птицы больше напоминают игры серии Gothic или The Elder Scrolls. Вокруг леса и поля, бездонное небо над головой и минимум закрытого пространства. Только верховой кобылки не хватает. 

174848-10.jpg

Зовущие в путь просторы не свойственны Souls-Like. Но в Ashen дело обстоит именно так

Иногда разработчики идут на совсем уж смелые эксперименты, взяв за основу геймплея формулу Souls. Создатели Sinner: Sacrifice for Redemption удивили публику необычной игровой концепцией. Здесь протагонист «прокачивается наоборот». То есть не становится круче по мере прохождения сюжета, а постоянно жертвует перед сражением своими характеристиками и снаряжением. В игре маловато контента, почти все ролевые элементы списаны в утиль, но знатоки жанра отметили Sinner с лучшей стороны. Да и боссфайты разработчикам удались.

Перспектива игровой камеры от третьего лица для Souls-Like вовсе не обязательна. Среди релизов последних лет можно отыскать отличные игры в стиле Souls с видом сбоку и в двухмерном пространстве. Как выяснилось, все наработки Миядзаки исправно работают и безо всякого 3D, в ретро-проектах. Ядреная смесь из механик 16-битной эпохи и наработок Dark Souls — это о таких добротных играх, как Hollow Knight, Pharaonic, Salt and Sanctuary, Blasphemous, Death’s Gambit.

А если вам по душе 2D и изометрический ракурс, как в классических Action-RPG двадцатилетней давности, то стоит обратить внимание на версию Souls-Like от Томаша Вацлавека. Порадовав публику пошаговым платформером RONIN, этот инди-гений разработал Immortal Planet, которая играется точно как Souls, но похожа на жанровые хиты начала XXI века.

174849-11.jpg

Immortal Planet демонстрирует ретро-изометрию с полным набором Souls-элементов 

Играющее сообщество ни в коей мере не устало от страданий и перезагрузок. Феерия победы после сорока попыток сразить очередного босса дорогого стоит. Рецепт успеха Demon’s Souls не будет забыт, тут к гадалке не ходи. В обозримом будущем сам маэстро Миядзаки выдаст новую порцию хардкора в интригующей Elden Ring, и там в команде создателей неспроста числится суровый писатель Джордж Мартин («Игра престолов»). Очень здорово выглядят ролики китайской Souls-Like о царе обезьян Сунь Укуне Black Myth: Wu Kong, из движка Unreal 4 там выжимают все возможное; жаль, дата релиза пока не известна. Мы наверняка увидим еще немало хороших игр этого бескомпромиссного жанра.

174849-12.jpg

Про царя обезьян снято огромное количество фильмов и мультиков. Пришла пора Souls-Like


Главное — не забывать, что Souls-Like придуман не для страдания, а для преодоления. И да пребудет с вами самообладание.

  • Лайк (+1) 2
  • Спасибо (+1) 2
  • -1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как это жанр придуман не для страдания? Именно для попа-боли и придуман жанр соул-лайк и как следствие преодолевание  этой самой боли .

Изменено пользователем Den110
  • +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 минут назад, Den110 сказал:

Как это жанр придуман не для страдания? Именно для попа-боли и придуман жанр соул-лайк и как следствие преодолевание  этой самой боли .

Ты просто играть не умеешь в Souls-Like.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Только что, Derek94 сказал:

Ты просто играть не умеешь в Souls-Like.

Сколько раз пытался, ломал геймпад и удалял. Жалко уже новые покупать :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Алексей Корсаков сказал:

Миядзаки очень похож на скромного студента из Бурятии

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
40 минут назад, Den110 сказал:

Как это жанр придуман не для страдания? Именно для попа-боли и придуман жанр соул-лайк и как следствие преодолевание  этой самой боли .

Попа-боль причём с особым садизмом умели причинять зааадолго до всех этих Соулсов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Derek94 сказал:

Ты просто играть не умеешь в Souls-Like.

Ну конечно не умею ..  разве , что платина по дс3, бладборн и секиро.

1 час назад, Ленивый сказал:

Попа-боль причём с особым садизмом умели причинять зааадолго до всех этих Соулсов.

Ну вообще-то здесь про соул лайк игры . Про игры с денди в курсе . Играл и не раз и не два .

Изменено пользователем Den110

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
23 минуты назад, Den110 сказал:

Ну вообще-то здесь про соул лайк игры . 

Довольно надуманый жанр. Слешер-метроидвания, а сложность можно по разному накрутить. Вспоминается порт MDK2 на Дримку — там заменили нормальный савелоад на чекпоинты и игра сразу превратилась в лютый хардкор.

23 минуты назад, Den110 сказал:

Про игры с денди в курсе . Играл и не раз и не два .

Ну так там всё по канону:D — обучение через смерть, заучивание таймингов противников и боссов.


Японцы — такие японцы, они подводят всякую типа философию даже туда где её нет и никогда не было по определению.

 

Изменено пользователем Ленивый

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, Алексей Корсаков сказал:

Salt and Sanctuary, Blasphemous, Death’s Gambit.

Дети оказались умнее родителя. В эти лайки можно и нужно играть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 минуты назад, allyes сказал:

Дети оказались умнее родителя. В эти лайки можно и нужно играть.

На самом деле только в Соль, остальные 2 довольны посредственны. Если уж ещё 2D брать, то это будут Vigil и Dark Devotion.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из всех наследников только ремнант зашел.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, Karin Mendosa сказал:

На самом деле только в Соль, остальные 2 довольны посредственны.

Мне нравится стиль и подход. Остальное вторично.

3 минуты назад, Karin Mendosa сказал:

то это будут Vigil и Dark Devotion

У первого приятный визуал, но пока не покупал, не знаю как играется. Devotion не смотря на простенький(по сравнению с Blasphemous, Death’s Gambit.) пиксель-арт и смешанные отзывы, привлёк аутентичностью окружения и погружения в происходящее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 часов назад, Алексей Корсаков сказал:

среди Souls-Like нет (ну, почти нет) откровенно плохих игр

Потому что стоит сказать: “Игра Х плохая”, — как тебя похоронят под комментариями про нытиков-казуалов. Лично я считаю, что успех жанра спровоцирован в большей степени пиаром. Не нравятся хитбоксы, или наглядность атак, или истребление вновь оживших рядовых противников после каждой глупой смерти? Ты просто не готов к настоящим играм, возвращайся в свой фортнайт!

  • Хаха (+1) 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Dark Souls все три части прошел вдоль и поперек раза по 3-4, все очень нравится

Все эти клоны, ну такое, ни один не зашел, скучные и атмосфера не та.

Очень понравилась Бладборн, жду на пк, потому что играть в соул на джостике надо быть осьминогом

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 часов назад, Celeir сказал:

Лично я считаю, что успех жанра спровоцирован в большей степени пиаром

Ну игру все-таки вынесла волна симпатии от игроков. В Demon’s Souls не верили никак, и пиар был нулевой. Даже первая Dark Souls рекламировалась соу-соу, ибо феномен все еще был непонятен, и не было уверенности, что в одну реку Миядзаки реально дважды пойдет уже. А вот потом уже пошло-поехало.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Автор: SerGEAnt

      «Игра не имеет официальной русской локализации, а соулслайк игры зачастую весьма динамичные и имеют замысловатый сюжет (уж точно не каждому будет удобно опускать взгляд вниз экрана и прислушиваться к английским речам). Для полного спектра впечатлений не хватает лишь русской озвучки, которая и погрузит вас в этот темный фэнтезийный мир».
      Студия Mechanics VoiceOver опубликовала второй дневник локализации Lords of the Fallen.
    • Автор: WARCHIFF
      Зеркала трансляции: Twitch, VK и Youtube

  • Сейчас популярно

  • Продвигаемые темы

  • Последние сообщения

    • Там на допросе в самом первом ролике мужик, который допрашивает — выглядит как злодей из марвел.
    • @Dusker Он не не показывает эмоций и ничему особо не удивляется, потому что это такой чел — безэмоциональный.  И если б ты поиграл дальше, то узнал бы про это.  По твоему, этот чел выглядит как герой Марвел??  Мда...
    • Для приключенческого фильма главное экшен и сюжет. А внешне актриса вполне себе неплохо выглядит.
    • @Master_Of_Text_Translation Да, уже думал об этом, пока не прошёл сам ремейк. И да, если что, то вот официальный сайт проекта. Это не совсем ремейк, а, как заявляет автор, просто небольшая игра по мотивам Rayman 3. Там есть только одна глава из игры, поэтому насколько целесообразно туда портировать русификатор - не знаю. Да и даже если бы смысл был, то портировать его туда невозможно, так как все локализации автор вшил в игру. Поэтому если есть желание, чтобы автор добавил русскую локализацию в игру, то спрашивать об этом надо его, так как остальные шесть локализаций на другие языки он уже в игру добавил. Если интересно, то вот ссылка на официальный Discord проекта.
    • Рекомендую всем, игру: Metal Eden Я её уже прошёл. Очень понравилась. Напоминает Doom: Eternal.
    • Где-то мелькала новость, что будут добавлять офф локализацию в ремастер 2 части. Так ли это или я что-то путаю?
    • Что вы делаете? Не терзайте мои воспоминания, так как не смог пройти последнего босса и забросил игру. Ах, как давно это было.
    • Вышел неофициальный ремейк данной части игры, он на ue5, можно сделать порт русификатора? В папке с игрой есть возможность добавления модов. Ремейк полностью основан на оригинале, наверное схож с ремейком Ninja Gaiden, когда только графику обновили. Субтитров не нашел в игре никаких, но звук можно портировать, раз он есть. Можно найти на плейграунде, там торрент, прямое скачивание.
    • Нам сначала показывают на допросе какого-то персонажа сбежавшего из комиксов марвел, который очень контрастирует с тем как выглядит человек на допросе. Причем я таких еще людей, или что он вообще такое пока не видел в игре, люди как люди. Дальше наш ГГ, чел из миротворческой армии. Впервые сталкивается с существом, которое судя по его реакции он видит и слышит о их существовании впервые. После чего, появляется таинственная баба, убивает это существо. Он как ни в чем не бывало, ничего не говоря ворует ее снаряжение. И открывает в себе способности фехтовальщика, мечами, топорами…После чего выходит на какие-то военные позиции, окопы, барикады, где ничего нет, только эти существа, которые...танцуют...ворует БТР и путешествует на нем по карте мира. И никаких вопросов, о том какого черта тут происходит он не задает. фанат Кодзимы  всё это продумывал, не иначе.
  • Изменения статусов

    • Дмитрий Соснов  »  Tirniel

      Привет! ты разбираешься в компьютерном железе, сможешь помочь с советом по апгрейду старого компа?
      · 1 ответ
    • SHAMAH

      Куда вход на сайт убрали и ЗАЧЕМ? Хотел файл скачать, там только медленная загрузка и “зарегистрируйтесь”. Все. Пришлось вручную страницу входа прописывать.
      · 0 ответов
    • Nosferatu  »  behar

      Добрый вечер.
      Подскажите пожалуйста, у вас не осталось случайно исходников для фикса на широкоформатные мониторы для игры Vampire The Masquerade Redemption?
      Если да, то не могли бы вы ими поделиться, а если нет, то прошу прощенья что побеспокоил.
      Заранее спасибо.
      · 0 ответов
    • AlcoKolyic  »  makc_ar

      Здраствуйте! Извините, а можно попросить ссылку на место где можно взять перевод (патч или образ игры с переводом) El Shaddai: Ascension of the Metatron для ps3, пожалуйста? А то в теме к этой игре у меня не получилось найти работающие ссылки… Первая ведет в группу в которой удалены большинство постов, а пост с этой игрой ведет на сайт https://psnext.ru который сейчас не имеет отношения к видеоиграм. 
      · 0 ответов
    • oleg72  »  Boor

      https://www.skidrowcodex.net/fate-reawakened-goldberg/
      · 0 ответов
  • Лучшие авторы


Zone of Games © 2003–2025 | Реклама на сайте.

×