Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
Demior

«А потом они сказали: „Денег нет“» — интервью с руководителем студии Wooden Monkeys о Save Koch

Рекомендованные сообщения

banner_st-int_savekoch.jpg

Уже довольно давно мы посетили презентацию игры Save Koch от отечественной компании Wooden Monkeys и даже пообщались с руководителем студии Давидом Арамяном. Мы планировали выложить интервью в чуть другом виде, но не срослось; ну хоть так почитайте про то, как группа людей решила сделать игру, за которую им будет не стыдно.


Уже довольно давно мы посетили презентацию игры Save Koch от отечественной компании Wooden Monkeys и даже пообщались с руководителем студии Давидом Арамяном. Мы планировали выложить интервью в чуть другом виде, но не срослось; ну хоть так почитайте про то, как группа людей решила сделать игру, за которую им будет не стыдно.

banner_st-int_savekoch.jpg

Дмитрий Здесев: Привет!

Давид: Привет, Дмитрий! Знаешь, мы уже очень давно в геймдеве. Я уже лет десять, наверное, ребята тоже около пяти лет. Мы всегда хотели вместе что-нибудь сделать в отрыве от мобайла, от фритуплея. Всего вот этого «бездушного». И в прошлом году мы набросали концепцию point-and-click-адвенчуры в духе Лавкрафта. Набросали прототипчик, нашли инвесторов под эту историю, и за три дня до её старта, в мой День рождения инвестор сообщил, что... денег не будет и ничего не произойдёт.

— Отличный подарок.

— Отличный подарок, да. Мы с ребятами собрались и всё-таки решили, что хотим что-то делать вместе, но хотим это делать без посторонней помощи. Самостоятельно, за свой счёт, в своё свободное время. Приняли решение, что это будет что-то небольшое и что-то, во что нам самим будет классно играть. Так получился Save Koch.

122921-1.gif

— Окей, на кого рассчитан данный продукт?

— Это очень сложный вопрос...

— Ну по твоему мнению, навскидку.

— Ну как нормальные люди разрабатывают игры? Происходит такая штука, как маркетинговое исследование. Вы изучаете рынок, вы смотрите аудиторию, вы смотрите их предпочтения, всё анализируете и принимаете решение. 

— Сейчас ты должен сказать фразу: «Это не наш случай».

— Это вообще не наш случай! Мы делали то, что классно нам, мы делали то, что нравится нам, мы делали то, во что будет весело играть нам. Очень надеюсь, что кому-то кроме нас это зайдёт. Но в любом случае это взрослая аудитория. Это 16+, потому что там есть нецензурная брань, есть кровь, насилие.

15.jpg

— Много насилия?

— В основном это перебивки и описание насилия. Потому что это всё ещё нарративная игрушка. Насилия там больше в тексте, чем в визуале.

— А что ты можешь сказать о сеттинге, мире, вселенной, лоре — назови как хочешь?

— Когда мы начали искать «звукаря» на всю эту историю, нам порекомендовали человека, который последние несколько лет работает над Matсh-3 (один из популярнейших казуальных жанров — прим. ZoG). Мы рассказали ему всю эту историю, скинули демо поиграть, он ушёл на несколько дней, вернулся и говорит: «Ребят, я всё понял, это раздолбайский sci-fi-нуар, я хочу над этим работать». У нас это так и закрепилось.

5.jpg— А что с героем? Куда он идёт, ради чего всё это?

— Цель игры совершенно простая. Протагонист Джеффри Кох — криминальный дон, который внезапно узнаёт, что на него объявлена охота и что через шесть дней его убьют. При этом он узнаёт, что в его организации появился «крот». Его цель — вычислить «крота», вычислить заказчика. Устранить обоих и при этом не профукать всё остальное.

— На презентации вы говорили про множество вариативных концовок — что ты можешь об этом сказать? Я слышал, что хорошую концовку с первого раза можно и не получить. Почему? И сколько этих хороших концовок? Или она только одна?

— Хорошая концовка только одна.

— Без вариантов?

— Без вариантов. Нет, ты можешь прийти к ней разными способами, но видео у этой концовки ровно одно.

— А сколько есть способов умереть?

— Способов умереть очень много. 

7.jpg

— Не считали?

— Нет, не считали, там с ума сойдёшь. Причём видео смертей с десяток, а именно способов прийти к этой концовке гораздо больше. То есть вариативность присутствует, концовок очень много.

— В дорелизной версии игры была интересная история про стакан на столе — почему выпилили эту возможность из игры? (Если кликнуть на стакан, то день пролетает; можно пить все шесть дней и радостно откинуться). 

— Это клёвая штука, она изначально у нас была. Проблематика в том, что мы изначально позиционировали игру как настолку. То есть час — полтора погонял, выключил и пошёл заниматься другими делами.

1.jpg— Кстати, сколько длится одна игровая сессия?

— Длится от сорока минут до часа двадцати.

— То есть прямо по лайту?

— Да, по части времени она лайтовая, по части стресса она ни фига не лайтовая. И в связи с этим была сложность, что у пользователя обычно нет времени на долгие туториалы, на какие-то сложные механики. Он должен включить игру и понимать, как это работает. Поэтому часть вещей мы вырезали.

— Чем вы вдохновлялись?

— На самом деле, не было какого-то единого источника вдохновения...

— А стакан?

— Стакан потому, что мы в лютой синьке придумали изначально концепцию игры. На самом деле, там даже отсылка есть в игре на эту историю. Мы изначально решили, что игрок играет этим антропоморфным свином, криминальным лордом, который заперт в убежище. И нам нужно было какое-то количество механик, которые двигали бы историю.

— Расскажи вкратце про механику.

— Есть диалоговая система — это, собственно, твой телефон. Тебе звонят разные персонажи, ты с ними разговариваешь. Диалоги вариативные. Есть механика, посредством которой ты взаимодействуешь с городом. Тебе скидывают какую-то информацию на планшет, и ты принимаешь решение, кого из подручных отправить на эту активность. И есть доска улик, это штука, посредством которой ты, собственно, сидишь, составляешь в голове какие-то связи, схемы и принимаешь решения. Плюс есть ещё телевизор, который транслирует под призмой своего субъективного видения разные новости, происходящие в городе. Собственно, агрегируя всю эту информацию, приходящую к тебе, необходимо провести это расследование.

2.jpg

— Во время презентации речь шла о рандомной генерации событий в игре, о смене заказчика и «крота» между разными сессиями. Можно об этом поподробнее?

— Там всё достаточно просто. Каждый раз, когда ты запускаешь игру, у тебя из пачек случайным образом выбираются возможные заказчики и «кроты», по одному из каждой. Выбираются рандомно, и от этого выбора нашей программы у тебя часть событий в игре идут по одному из возможных путей.

— Я понимаю, что потенциал реиграбельности приличный? Так как игра каждый раз «генерируется» заново.

— Правильнее будет сказать так: он не генерируется, весь контент уже разработан, сделан и записан ручками, и просто его блоки случайным образом переставляются.

122921-2.gif

— Это понятно. Но не выйдет ли так, что я — большой умник — изучу все варианты и буду слишком легко угадывать, кто есть кто, за полчаса? Мне станет скучно играть, и я такой загрущу и: «Ну его на фиг, верните деньги».

— Это не игра-сервис, мы не предполагали, что ты будешь играть в неё полгода. Мы предполагаем, что пользователю будет интересно пройти игру в том или ином виде три-четыре-пять раз.

— А что касается каких-то прямо глубоко интеллектуальных отсылок, пытались ли вы вложить в игру некий месседж, мудрость потомкам?

— В целом мы предполагали, что в эту игру будут играть взрослые люди. Ну да, это весело, это задорно. Но при этом да, там есть темы, про которые стоит говорить на серьёзных щах.

— Почему ты считаешь, что мы должны побежать и купить эту игру?

— Во-первых, потому что это что-то оригинальное. Это очень стрессовый нарративный триллер с элементами «рогалика». Я считаю, что у нас получились очень хорошая интересная история, классный мир и запоминающиеся персонажи. У нас офигенный визуал, и у нас очень атмосферная музыка.

— А кто автор музыки?

— Один парень, который зовётся как Big Boo Band. 

— А по формату что это?

— Это странный джаз, который мог бы играть в таком «нуар-sci-fi». Мы достаточно долго мучились, чтобы у нас получилось. И мы довольны. Это город будущего, который живёт по канонам Sin City, каких-то криминальных разборок. И джаз под эту историю ложится здорово, но нужно было его направить в нужную сторону. У нас вроде получилось.

— Что можешь сказать напоследок?

— Если найдутся игроки, которых заинтересует наша игра и которые её купят, я всячески желаю запастись огнетушителями, потому что гореть будет сильно.


Save Koch доступна в Steam по цене 289 рублей.

  • Лайк (+1) 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Зачем выпускать настолько недоработанный продукт, если делали “в свободное время” и никто не подгонял? Иррациональность всего происходящего просто не даёт наслаждаться игрой — бессвязные тексты, ничего не значащие события, куча всякой мусорной информации… Даже квестовые цепочки отдельных персонажей зачастую настолько не очевидны, что не понятно начал ты их, продолжил или уже закончил.

Да, благие намерения сделать “малую игру мечты” видны невооруженным глазом, но в итоге это даже целостным продуктом не назвать. По сути игра просто хаос, мешанина из отдельных сцен и диалогов. Есть интересные, есть отвратные, но большинство просто оставляет с вопросом “а на кой чёрт это вообще было нужно?” без какого-либо ответа.

  • +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
13 минут назад, Tramp Ronal сказал:

Зачем выпускать настолько недоработанный продукт, если делали “в свободное время” и никто не подгонял? Иррациональность всего происходящего просто не даёт наслаждаться игрой — бессвязные тексты, ничего не значащие события, куча всякой мусорной информации… Даже квестовые цепочки отдельных персонажей зачастую настолько не очевидны, что не понятно начал ты их, продолжил или уже закончил.

Да, благие намерения сделать “малую игру мечты” видны невооруженным глазом, но в итоге это даже целостным продуктом не назвать. По сути игра просто хаос, мешанина из отдельных сцен и диалогов. Есть интересные, есть отвратные, но большинство просто оставляет с вопросом “а на кой чёрт это вообще было нужно?” без какого-либо ответа.

Поднять продажи огнетушителей — они стоят дороже игры

  • Хаха (+1) 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ирал в это и не зашло, зис из полис — вот что интересно, а во второй части так вообще геплейно поменяли чуть чуть, но история не пострадала и сделано достойно….после не в играть в это было скучно 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Цитата

Это город будущего, который живёт по канонам сим-сити, каких-то криминальных разборок.

Наверное, всё же “син-сити”.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Автор: SerGEAnt

      Оказывается, такие переводы можно свободно копировать — неважно, платный он или бесплатный, распространяется он в архиве, патчем типа xdelta или каком-либо другом виде.
      Вы, наверное, заметили, что в последнее время наше замечательное сообщество слегка лихорадит. Народные переводы, исторически закрывавшие определенную нишу рынка, из ни к чему не обязывавших бесплатных дополнений превратились в отдельное коммерческое направление. Пока еще оно не очень велико, но складывается впечатление, что со временем вещи, которые исторически были бесплатными, частично перейдут на платные рельсы. Собственно, некоторые команды и одиозные личности уже успели перейти.
      В связи с этим мы поговорили с юристом Алиной Давлетшиной, которая не просто имеет опыт сопровождения объектов авторского права, но и конкретно занимается играми и хорошо разбирается в вопросе.

      Поводом для выяснения юридических тонкостей стал случай с требованием одного из переводчиков удалить все [якобы] его переводы с сайта. Ну и заодно мы поговорим о легальности фанатских переводов в целом и, главное, о том, чем же нам может грозить то, что мы прямым образом нарушаем лицензионное соглашение.
      — Давай начнем издалека и разберемся, что же вообще такое авторское право и как оно работает. Большая часть результатов творчества человека является объектом авторского права, и игры — один из них, но сложный, состоящий из нескольких объектов (графика, код, саунд и т.д.). По общему правилу в момент возникновения продукта у его создателей появляется исключительное право на него. Это происходит автоматически, действует практически во всем мире и не требует каких-то дополнительных регистраций. 
      Причиной этому является существование Бернской конвенции — международного соглашения в области авторского права, которое закрепляет за обладателями право на их продукт не только на территории их страны, но и на территории других стран, принявших конвенцию. Она была разработана еще в 1886 году, но Россия присоединилась к ней не так давно, в 1995-м. Так что на нашей территории тоже действует это правило защиты авторских прав на произведения.

      Переводы являются производным от изначального произведения объектом, но они точно так же охраняются авторским правом: права на перевод принадлежат его авторам, и авторские права переводчика охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов переведенных произведений.
      Но здесь есть важная оговорка: реализовывать и защищать свои права переводчик может только при условии соблюдения прав авторов оригинальных произведений.
      Что это означает на практике? В идеальной ситуации переводчик получает право на изготовление локализации от оригинального правообладателя, далее, возможно, как-то ее адаптирует под местные особенности культуры и языка, после чего точно так же имеет право защищать свои права, наказывая тех, кто нарушил его права на перевод.
      Впрочем, как я и говорила, есть одно «но»: перевод должен быть санкционирован правообладателем. Если перевод не является официальным, как в вашем случае, возникает достаточно необычная ситуация: новый объект авторского права появился, но защищать свои права на него вы не можете. Это универсальное правило действует как в России, так и во всех странах мира, принявших Бернскую конвенцию. То есть получается, что автор фанатского перевода как бы является правообладателем своей работы, но сделать с этим ничего не может.
      — Получается, что в нашем случае запрещать публикацию переводов, на которую у переводчика нет прав, бессмысленно?
      — Совершенно верно. Да, он действительно является правообладателем своего перевода и в теории может этим гордиться, но ничего с этим сделать он не может, потому что нарушается связка: ты не можешь защищать права, которые сам же нарушал.
      При этом стоит помнить, что несанкционированный фанатский перевод в любом случае нарушает авторские права. Но это с одной, формальной стороны; а с другой, как будто существует некий глобальный консенсус, что к фанатским переводам хорошо относятся все, включая правообладателей.
      Почему? Я знаю огромное количество кейсов, когда игровые компании судятся за, например, копирование игровых механик или арта, однако случаи, когда конфликт между переводчиком и правообладателем игр дошел до суда, мне практически неизвестны. В России их не было точно, да и в мире, наверное, найдется один-два кейса. 
      При этом в России есть пласт споров, касающихся книжного бизнеса, в том числе переводов. Тут споры о переводах действительно частое дело, и компенсации исчисляются миллионами. Книжные издатели в последнее время начали активно защищать свои права.
      — Да, но книги — это все-таки совсем другое.
      — Конечно. Поэтому можно констатировать, что большое количество фанатских локализаций существует с полного ведома правообладателей, которые с этим ничего не делают. То есть это пиратство, но оно как бы «такое».
      Вот вы сказали, что сайт существует с 2003 года, и за вами до сих пор «не пришли».
      — Был один случай в 2005 году со Star Wars: Empire at War, но тогда проблема была не с фанатским переводом, а с копированием официального. Получилось так, что в одном из патчей к игре был текстовый перевод, а на территории России игра выходила только через неделю. Ну мы его и выложили, на что издатель чрезмерно обиделся.
      — В любом случае до суда такие дела обычно не доходят, и если спор и возникает, то стороны могут договориться о блокировке. А вот ситуации, когда фанатский перевод становится официальным, происходят достаточно часто.

      — Да, на самом деле, таких сделок набралось уже больше сотни. Как раз недавно вышла Blade of Darkness с фанатским переводом. Игра была недоступна на цифровом рынке долгие годы, и издатель озаботился тем, чтобы игра вышла сразу с локализацией — не важно, кто ее делал, главное, чтобы она была качественной.
      А если посмотреть на ситуацию под другим углом? Скажем, незаконно изготовленный перевод защищать в суде точно не выйдет, а что насчет ПО для изготовления такого перевода? Оно же полностью написано с нуля конкретным человеком.
      — Смотри, сам инсталлятор объектом авторского права не является, а вот ПО, используемое для вставки, — самостоятельный объект авторского права, если оно написано с нуля. Получается, что при использовании и перевода, и ПО для него нарушаются права на два объекта сразу, только права на ПО защитить возможно (запретить его использование), а на перевод — нет, в силу его неофициального статуса. И этот вывод не зависит от того, что ПО невозможно, по сути, использовать без самого текста перевода, — права на такое ПО будут полноправно защищаться, и не важно, для какой цели такое ПО используется. Грубо говоря, права на оружие и его конструкцию существуют независимо от того, сколько людей этим оружием было убито.
      — А сопутствующие ресурсы, те же русскоязычные шрифты, которые специалист делал вручную? По опыту скажу, что шрифты в играх редко являются уникальными — их, в свою очередь, лицензируют у третьих компаний. То есть тут, по идее, нарушение идет уже в сторону этих вот сторонних компаний.
      — Да, шрифты тоже признаются объектами авторских прав, и уже споры о них дошли до российских судов (кажется, активнее всех судится студия Артемия Лебедева). Здесь логика та же: создал шрифт сам — молодец, используй по своему усмотрению (и другим запрещай). Но если использовал чужой нелицензионный шрифт — жди последствий.
      — Давай теперь обсудим следующий момент со взаимоотношениями авторов фанатской локализации и правообладателя. До этого мы говорили о переводах, которые распространяются бесплатно. А как быть, если переводчик не только не имеет права переводить игру, но и продает перевод за деньги?
      — Формально, если мы подходим к этому с точки зрения «есть нарушение или нет», нет большой разницы, бесплатный перевод или платный. Другой вопрос, что распространение за деньги будет отягчающим обстоятельством, если дело дойдет до суда. Но это чисто теоретический кейс, так как таких дел пока не было не только в России.
      То есть тут гораздо важнее сам факт существования несанкционированного перевода — это в любом случае нарушение. Его продажа — безусловное отягчающее обстоятельство, которое может увеличить штраф, если дело дойдет до суда.
      Если брать пример из книжной индустрии, то 8000 нелегальных копий книги The Sourсe Джеймса Миченера привели к штрафу в размере 3 миллионов рублей по решению Верховного суда РФ. То есть у истца была лицензия на перевод, но он обнаружил, что его права были нарушены в обход этого соглашения. И вот продажа 8000 копий была оценена именно так.
      По гражданскому кодексу максимальный штраф может составить 5 миллионов рублей. Теоретически подобный спор может перейти и в уголовную плоскость, где действует статья 146 УК РФ. Под нее можно подвести незаконное использование экземпляров объекта авторского права при их оценке стоимости в более чем 100 000 рублей. Однако на практике эта статья применяется редко даже в более привычных секторах — что уж говорить о переводах игр.
      Можно еще посмотреть на озвучку сериалов, где есть похожие кейсы. Например, «Кубик в кубе» с 2019 года сотрудничает с «Амедиатекой» и «Кинопоиском», хотя до этого были такими «полупиратами», и та же «Амедиатека» хотела инициировать уголовное дело в отношении создателей студии за незаконное распространение продукции HBO.
      — А что насчет формы распространения переводов? Вот есть, например, торренты, куда выкладывают игру целиком, с переводом или без. Ведь теоретически издатель или локализатор может подать в суд на владельцев площадки, но почему-то этого не делает.
      — Да, Россия — один из мировых лидеров по пиратству подобного рода.
      — Мне не понятно, почему издатели с этим не борются, хотя вроде бы все инструменты для этого уже есть.
      — У нас есть один действенный способ борьбы с пиратством — блокировки. Институт блокировки появился примерно пять лет назад и в принципе, пусть с переменным успехом, работает в России. И в случае с вашим кейсом правообладатель вполне может обратиться в Роскомнадзор с требованием заблокировать доступ к ресурсу. Более того, с прошлого года появилась опция блокировки еще и мобильных приложений.
      Конечно, я пока не слышала о случаях применения такой меры за переводы и локализации, но теоретическая возможность такого существует.
      — К счастью, с блокировкой мы пока дел не имели. Зато к нам периодически стучатся представители правообладателей с «западной» стороны по DMCA. Из недавнего пришел документ с требованием удалить все переводы игр серии GTA, причем не от самих Rockstar Games или Take-Two Interactive, а от юридической компании из Москвы, которую наняла ESA для защиты авторских прав на территории РФ.
      Хотя, на самом деле, мне было бы очень интересно послушать мотивационную часть от блокировки фанатских переводов. Какие-то сторонние моды, которые видоизменяют продукт или некую его часть, а также тотальные конверсии — да, тут происходит определенное паразитирование на бренде, и это действительно может нанести ему урон, хотя бы репутационный.
      — По сути, Роскомнадзор — надзорный орган, который имеет полномочия, аналогичные полномочиям DMCA, и особенно рьяно бросается на защиту прав российских компаний. 
      — Но вернемся к переводам! Смотри, мы уже затронули несколько вариантов их распространения, давай теперь поговорим о форме. Перевод можно публиковать вместе с игрой, а можно отдельно, в виде архивов, инсталлятора или даже обезличенного двоичного кода, который без самой игры просто бесполезен. Влияет ли это на что-то?
      — Нет, не влияет. Это в любом случае нарушение авторских прав. Возможно, при теоретическом рассмотрении такого дела судья и примет во внимание то, что перевод возможно поставить только на лицензионную копию игры, но это исключительно теория.
      — Ну и в плане озвучки игр, наверное, дело обстоит примерно так же?
      — Да, юридически озвучка и текст ничем не отличаются, и к ним применяются одинаковые положения.
      — А если я платный, но незаконный перевод возьму и выложу бесплатно — как на это посмотрит суд?
      — Как мы и говорили ранее — факт нарушения будет, но защищать несанкционированный перевод автор не сможет. Во всяком случае формально. 
      — Давай заглянем чуть назад, в старые добрые времена расцвета пиратских издателей. Вот, например, «Фаргус» когда-то сделал много переводов, хороших и плохих. Одни мы улучшаем и выкладываем, другие — просто выкладываем. Может ли «Фаргус» прийти к нам и сказать: «Так, вы нарушаете наши права!»?
      — Нет. Как я понимаю, «Фаргус» свои переводы тоже делал незаконно, так что и заявить свои права на переводы он не может. Более того, юридическое лицо «Фаргуса» уже наверняка давно ликвидировано, поэтому даже если бы у него теоретически были легальные права на переводы, то их просто некому защищать.

      — А как же единоличный владелец? У компании же он явно был или были? К нему разве права не переходят?
      — Нет. Ликвидация юридического лица — особенный процесс, и если этим отдельно не озаботиться, то права не переходят.
      Даже во время бурной деятельности «Фаргус» не защищал права на свои переводы, хотя пытался защищать права на товарный знак (та самая черная рыбка с логотипом), который другие пираты вовсю использовали в своих целях. Насколько я знаю, ничего у него не получилось. 
      — Я так понимаю, с консолями дела обстоят схожим образом. Не так давно случился бум портирования старых консольных игр на ПК, а прямо сейчас то же самое происходит с портированием многих игр на Nintendo Switch. Опуская вопрос безусловного нарушения прав Nintendo, ситуация схожа с «Фаргусом».
      — Да, все верно. С официальными локализациями то же самое: их нельзя использовать для портирования продукта на другую платформу без согласия правообладателя.
      — Тут есть довольно тонкий момент. Например, в сети есть торрент-трекеры с образами игр для Nintendo Switch, а есть паблики, которые переводят игры и потом выкладывают не образ с игрой, а патч для него. Серьезное ли это нарушение? Ведь они, по сути, совершенно бесполезны без полного образа.
      — Конечно, это нарушение, несмотря ни на какие благие помыслы. Ситуация перекликается с той, что обсуждалась чуть ранее: вы вроде пропагандируете покупку легальных копий игр, но все равно нарушаете права их владельцев.
      — Теперь самый запутанный случай. В 2000-х в России хорошо себя чувствовал легальный рынок, и почти все крупные игры переводились на русский язык легально. Но по самым разным причинам те переводы находятся в подвешенном состоянии.
      Возьмем для примера всем хорошо известный шутер Doom 3. Изначально его выпустил издатель Activision, а в России локализовала компания «1С». Это было обычное на тот момент дисковое издание. Спустя годы игру выпустила в «цифре» уже другая компания (Bethesda), но уже без перевода. То ли в первоначальном договоре было прописано, что права на перевод остаются у «1С», то ли они после завершения его действия автоматически перешли Activision, но почему-то потом не перешли к Bethesda — мы этого не знаем. И вот мы берем этот перевод, делаем так, чтобы его можно было поставить только на Steam-версию игры. Могут ли издатели запретить это делать?
      — По-хорошему, конечно, нужно посмотреть договор, но скорее всего, ответ будет «да». Возможно, в то время все было иначе, но в наше время в договорах с компанией, которая будет делать локализацию на заказ, прописывается, что обладатель прав на игру забирает исключительные права на локализацию себе. На момент создания локализации Doom 3 она была полностью легальной, так что у кого-то на нее точно остались права. Вопрос только в том, у кого именно.

      В книгах есть такая практика: если кто-то хочет использовать легальный перевод в своих целях, то ему необходимо заручиться согласием как оригинального правообладателя, так и переводчика. Здесь можно еще раз вспомнить, что перевод является отдельным произведением, который защищается законом. И вполне возможно, что в этом кейсе нужно заручиться согласием и издателя (Bethesda), и локализатора («1С»).
      Но опять же, похожих кейсов в судебной практике нет. Возможно, однажды кто-то захочет со всем этим разобраться, и тогда пойдут иски и, возможно, штрафы. Причем далеко не факт, что эти штрафы будут из России: все-таки мы говорим про международные компании, и делом может заняться какой-нибудь зарубежный суд. Совсем другой вопрос — как это решение потом исполнять. И еще надо понимать, что суды в разных странах разные: какие-то продвинутые судьи легко разберутся в тонкостях фанатских локализаций или портировании, а для некоторых судей — это «бранные слова».
      — Особенно учитывая, что на сайте почти везде встречается слово «русификатор», которое Google Translate совсем недавно переводил как «crack».
      Вообще, если посмотреть на DMCA-страйки, которые нам периодически приходят, западные компании совсем не разбираются в тонкостях нашей работы. Они видят, что вот на этой странице выложено что-то нарушающее их права, и гребут всех под одну гребенку. И о том, что перевод только увеличивает аудиторию их игры в России, они не задумываются.
      — По своему опыту скажу, что чем крупнее компания, тем больше у нее денег на юристов и желания «почистить рынок».
      Итак, давайте подытожим:
      Фанатские, народные и какие угодно переводы, сделанные без договора с правообладателем, незаконны; Такие переводы можно свободно копировать — неважно, платный он или бесплатный, распространяется он в архиве, патчем типа xdelta или каком-либо другом виде; Копировать ПО, с помощью которого перевод разрабатывается, без разрешения нельзя — это нарушение авторских прав.
    • Автор: SerGEAnt

      «Существует проблема с покупкой ассетов. Когда мы, например, хотим купить десяток моделей пеньков, а нам пишут, что вы людоеды и живете в России».
      Разработчики отечественной action/RPG «Смута» дали небольшое интервью «Навигатору игрового мира». Журналу удалось пообщаться с основателем студии Cyberia Nova Алексеем Копцевым.
      Несмотря на источники вдохновения, «Смута» — линейная action/RPG. Алексей назвал игру «Ghost of Tsushima а-ля рус» из-за того, что в ней нет фэнтезийных элементов, а действие разворачивается в средневековье.
      Игрок побывает в Нижнем Новгороде, Ярославле, Москве и «провинциальной лесной Руси». Авторы лично выезжали в локации, которые будут воссозданы в «Смуте». Среди врагов будут не только поляки, но и представители животного мира, разбойники и наемники. Первым боссом будет бывший наставник Юрия Милославского.
      В игре будут побочные задания, в которых дадут переманить врагов на сторону ополчения. Над сюжетом и окружением работают пять исторических консультантов, так как у игры есть и образовательная цель. Препродакшен игры стартовал летом 2020 года, грант выдали спустя полтора года, а «буквально вчера» в соответствии с условиями гранта был сдан вертикальный срез.
      Сейчас в команде работает 45 штатных сотрудников и «множество» аутсорсеров. Студия постоянно ищет новых людей, но нужно понимать, что «Смута» — проект высокого качества, и люди требуются соответствующего уровня. В марте запустится официальный сайт с кучей информации о Смутном времени. В России игра, скорее всего, выйдет в VK Play. Зарубежный релиз тоже будет, но где именно — покажет время. Также студии интересно поработать с китайским рынком, так как там очень любят русские сеттинги.


Zone of Games © 2003–2024 | Реклама на сайте.

×