Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
Outcaster

[Рецензия] Shenmue I & II (PC)

Рекомендованные сообщения

banner_st-rv_shenmue12_pc.jpg

В 1999 году на приставке Sega Dreamcast вышла игра под названием «Shenmue — Глава 1: Йокосука», хотя уточнение о первой главе имелось только в японской версии. Многие считают, что это была одна из поворотных игр в истории, предопределившая развитие многих индустриальных трендов. С этим трудно поспорить. Сегодня всё больше игр в открытом мире, QTE (quick time events) стали обычным делом, сюжеты становятся всё лучше, а жанры размываются ещё сильнее, чем в проекте почти 19-летней давности. А сейчас, перед выходом третьей игры серии, самое время взглянуть на то, что собой представляли оригинальные игры. Благо Sega, подгадав момент, выпустила HD-переиздание на ПК, Xbox One и PlayStation 4.


В 1999 году на приставке Sega Dreamcast вышла игра под названием «Shenmue — Глава 1: Йокосука», хотя уточнение о первой главе имелось только в японской версии. Многие считают, что это была одна из поворотных игр в истории, предопределившая развитие многих индустриальных трендов. С этим трудно поспорить. Сегодня всё больше игр в открытом мире, QTE (quick time events) стали обычным делом, сюжеты становятся всё лучше, а жанры размываются ещё сильнее, чем в проекте почти 19-летней давности. А сейчас, перед выходом третьей игры серии, самое время взглянуть на то, что собой представляли оригинальные игры. Благо Sega, подгадав момент, выпустила HD-переиздание на ПК, Xbox One и PlayStation 4.

banner_st-rv_shenmue12_pc.jpg

Ветер с Востока

Многим Shenmue знакома по дорогостоящей разработке. Ранее фигурировали цифры 70 млн долларов и даже 132 млн, но Ю Судзуки (помимо Shenmue он был создателем таких хитов, как Space Harrier, Out Run, Virtua Fighter) во время краудфандинговой кампании по сбору денег на Shenmue III сообщил, что реальный бюджет был в районе 47 миллионов долларов, потраченных на разработку обеих игр серии, маркетинг, препродакшен третьей игры, а также мангу Shenmue: Chapter 2, без чтения которой вторая часть лишается контекста в начале. И даже такая сумма выглядит невероятной для конца 90-х годов. Правда, нужно понимать, что игра не просто амбициозная, но ещё и побывшая долгостроем. Изначально задуманная как Virtua Fighter RPG: Akira Story, она разрабатывалась под слабую платформу Sega Saturn и, судя по имеющимся в сети видео с альфа-версией, несмотря на тормоза (а на Saturn любая игра с 3D-графикой тормозила), показывала впечатляющую по меркам платформы картинку. Смена целевой платформы на мощную Dreamcast тоже негативно сказалась на бюджете. Хотя дилогия Shenmue явно не окупилась, продажи были высокими. Более того, она выступила настоящим системселлером, ради которого люди покупали новую консоль.

1.jpg

Загадочный Лань Ди

Всё начинается 29 ноября 1986 года в городке Йокосука, агломерация Токио. Рё Хадзуки, вернувшись с прогулки домой, обнаруживает, что его отец сражается в фамильном додзё с загадочным китайским мастером боевых искусств Лань Ди. Оный обвиняет Хадзуки-старшего в убийстве и забирает артефакт Зеркало Дракона. Рё толком не успевает понять, что тут происходит, как его отца убивают на его глазах. Теперь он охвачен жаждой мести. Рё сделает всё, чтобы выследить Лань Ди, даже несмотря на то что философия боевых искусств запрещает мстить за своего учителя. С этого момента начинается путешествие длиною в жизнь.

Игрок вместе с Рё принимается изучать загадку смерти отца. Ничто в этом маленьком одноэтажном мирке не намекает на то, что здесь можно найти убийц. Меланхоличная атмосфера узких улочек, детских парков и бакалейных лавок настраивает на медитативный лад, а вовсе не на детективные поиски улик. Но как ни странно, именно эта медитативность становится главной достопримечательностью игры. Более того, время становится одним из героев. Так же, как и в реальности, всё в мире Shenmue подвластно своему собственному ритму жизни. Магазины открываются по расписанию, Рё вынужден спать, люди назначают встречи и приходят на них, а не телепортируются, как в иных играх. Да и сам Рё — витающий в облаках подросток. Потому нет ничего удивительного, что в игре присутствуют дополнительные активности, которые помогают убить время до назначенного часа. Shenmue даже можно завалить, дождавшись 15 апреля. Однако этой даты не стоит пугаться: игра относительно короткая, и даже если играть вслепую, довольно тяжело продлить её хотя бы до 1 февраля. 

2.jpg

Тренировки прокачивают силу приёмов

К сожалению, активностей тут не так уж много по современным меркам. Слот-машины, две тренировки QTE, дартс, пул, встроенная аркадная классика от Ю Судзуки: Hang-On и Space Harrier. Последние две, в сравнении с версиями для Yakuza 0, кажутся не совсем точными по эмуляции, цвета не такие, как на оригинальных автоматах. Но здешний мир не ограничен мини-играми. Ю Судзуки назвал игровую систему FREE — Full Reactive Eyes Entertainment. Её суть в том, что всё в игре призвано подчеркнуть свободу игрока жить в этом мире. Каждый ящик в доме можно обыскать, каждый предмет — осмотреть, можно выпить колу, поговорить с любым из 300 озвученных NPC, купить орешки в магазине, наконец, устроиться на работу и ходить на неё пять дней в неделю, трудясь с утра до вечера. Кто-то скажет, что это невероятно унылая рутина, но именно она и выделила Shenmue из ряда других консольных игр того времени. Такой амбициозный подход к созданию игр за рамками принятых жанров скорее был привычен для ПК, где уже имелась серия The Elder Scrolls и готовилась к выходу Deus Ex.

К другим интересным деталям можно отнести систему MagicWeather. Это разработка спецов из Sega AM2 симулирует погоду на основе исторических сведений. Разработчики вбили в базу данных игры метеорологическую информацию о погоде в районе Йокосука с 29 ноября 1986 года по 15 апреля 1987-го. Таким образом, можно не просто окунуться в японский быт 80-х через окружающие предметы, моду и музыку, но и даже узнать, какая погода стояла в те далёкие времена. К слову, если дождаться Рождества, то на несколько дней в мире Shenmue развернутся праздничные гуляния.

3.jpg

Японские гопницы

А вот боевая система с трудом выдерживает проверку временем. Если QTE (в сиквеле также будут FQTE) ещё можно простить, хотя иногда секции с ними невероятно затянуты и ошибка на поздней стадии приводит к тому, что приходится перепройти всё с самого начала, то свободный бой выглядит недостаточно интуитивным. В основу игры положен движок Virtua Fighter, и боевая система, по сути, является упрощённой версией этого хардкорного файтинга. Но ИИ противников, 30 кадров в секунду, не всегда удобная камера, цепляющаяся за декорации, и неочевидные хитбоксы не приносят никакого удовольствия от поединков. После Yakuza 0, пройденной буквально перед Shenmue, ничего, кроме боли в пальцах, от местного файтинга я не получил. Хотя для квеста, коим по факту является Shenmue, наличие такой навороченной боевой системы скорее плюс.

Вторая часть, как ни удивительно, оказалась даже лучше. Редко когда сиквел сюжетной игры бывает интересным и, главное, востребованным. Но в случае Shenmue II общая медитативно-неспешная атмосфера была сохранена и при переезде Рё из Японии в Китай. А четвёртый диск второй серии, на котором нет ничего, кроме долгой прогулки на природе, и вовсе лучший и красивейший эпизод всей игры. Это действительно завораживающе. Настоящий дзен. Неудивительно, что люди ждали все эти годы, чем же всё закончится.

4.jpg

Есть в игре и магазин с названием China Russiya

Техническая реализация по меркам платформы Dreamcast, как вы понимаете, была беспрецедентной. Sega не жалела денег на свой first-party-эксклюзив, а разработчики реализовывали свои самые фантастические идеи. Один из инженеров говорил, что игра могла не окупиться, но вложения однозначно вернулись бы, ведь все технические наработки Shenmue можно было применить к будущим играм на платформе. Например, все боевые приёмы были захвачены при помощи моушн-кэпчур с настоящих бойцов стиля Будо. Но так как файлы анимации были довольно объёмными, инженерам пришлось изобрести собственный алгоритм сжатия, для того чтобы эти детальные анимации поместились на GD-ROM. Открытый мир с большим количеством мелких деталей удивляет, а модели неплохо сохранились даже по сей день. Правда, в переиздании исчезла большая часть реальных брендов, когда-то купивших продакт-плейсмент в передовом тайтле Sega.

Данный порт/ремастер правдиво передаёт внешний вид оригинала, почти не привнося дополнительных улучшений. Да, те, кто ждал полностью новую игру на основе старой, как недавние Ratchet & Clank или Yakuza Kiwami, могут проходить мимо. Причём у второй части в качестве основы взята версия для оригинальной Microsoft Xbox, в которой добавили эффект свечения (bloom), шейдерные эффекты, более детальные текстуры и модели, но главное, дальность прорисовки. На Dreamcast что в первой, что во второй частях объекты появлялись из воздуха чуть ли не в паре метров от Рё, что слегка разрушало погружение. А в сравнении с версией для Dreamcast версия для Xbox заодно показывала более стабильный фреймрейт. 

5.jpg

Энди Сёркис пробрался и сюда

Помимо сохранённого оригинального артворка ремастер предлагает несколько дополнительных опций. Например, эффект свечения можно включить и в первой части, что добавляет атмосферности ночным улицам Добуиты. Игрокам дана возможность сыграть в Shenmue в оригинальном качестве, то есть с соотношением сторон 4:3 и в разрешении 640х480. Широкий формат поддерживается, но в кат-сценах для сохранения оригинального видения приведён стандартный формат с пилларбоксами. Хотя даже на эмуляторах в Shenmue до сих пор не работает широкий экран. Так что данный релиз и в таком виде лучше любого эмулятора. Тем, чьи видеокарты мощны, вдобавок можно накрутить масштабирование разрешения рендеринга вплоть до 200%. То есть при разрешении 1920х1080 (2K) всё внутриигровое изображение рендерится в 3840х2160 (4K). Это помогает свести «лесенки» к минимуму, улучшает фильтрацию текстур, а также в случае Shenmue избавляет от «шевеления» пикселей на текстурах вдали, которое создаётся из-за того, что игра не использует MIP-текстурирование. Учитывая, что игра залочена на 30 кадрах в секунду, большинство современных видеокарт смогут переварить такое разрешение.

Но вот о звуке ничего хорошего сказать нельзя. Похвально, что разработчики дали на выбор аж две озвучки: оригинальную японскую и английский дубляж. Однако несмотря на внушительный производственный бюджет, японцы как обычно сэкономили именно на актёрах озвучки. Если в японской голосовой дорожке вас будут раздражать только постоянное фоновое шипение, какие-то артефакты сжатия и иногда разные голоса одного и того же персонажа во время одного диалога, то в английской к этому добавится ещё и невероятно плохая актёрская игра. По словам одного из сотрудников, который занимался озвучением, текст переводился без соблюдения сроков, редактура отсутствовала, а Ю Судзуки настоял на том, что дубляж обязательно должен быть выполнен в Японии на местной звукозаписывающей студии, что фактически не дало возможности пригласить профессиональных актёров и вынудило ограничиться англоговорящими людьми, которые в этот момент были в Токио. Включая тех, кто к актёрству никакого отношения не имел. И сжат дубляж с ещё большими артефактами, чем оригинал.

6.jpg

Иногда игра показывает красивые виды

То же самое касается саундтрека. Качество сжатия чрезвычайно низкое, на слух это хуже, чем по-ламерски сжатый MP3 с битрейтом 128 КБ/с. Плюс в отличие от оригинальной Dreamcast-версии, в переиздании не используется MIDI, который проигрывался при помощи аудиочипа этой консоли. В итоге игра звучит слегка иначе. Хотя различие появилось ещё в Xbox-версии второй серии. Ведь приставка от Microsoft также была лишена чипа, синтезировавшего звуки, идентичные Dreamcast.

Впервые сыграв в игры серии в 2018 году, я, может быть, и не проникся её величием: пожалуй, выходили в 1999—2001 годах игры, которые и тогда были лучше, и состарились не так заметно. Но не заметить влияния Shenmue на современные игры невозможно. Без Shenmue не было бы ни игр Дэвида Кейджа, ни Telltale Games, ни Dreamfall. Видно, что проект Ю Судзуки повлиял и на серии Yakuza с Grand Theft Auto. Отдельные элементы нашли отражения в современных нарративно-ориентированных приключениях. Да, оригинальная Shenmue — это яркий пример игры, сделанной с душой, даже если некоторые технические огрехи были видны ещё в момент выхода. Но именно такие проекты запоминаются на долгие годы, а не вылизанные до блеска AAA-блокбастеры.


Можно ли посоветовать эту дилогию современному игроку? Если честно, то она и в год своего выхода была очень нишевой игрой не для всех. Медленная по ритму, созерцательно-медитативная, восточная элегия для тех, кто способен фокусировать внимание без аттракциона имени игрока. Sega тогда с Dreamcast сделала большую ставку на эксперименты: чего только стоила необычная и действительно выдающаяся игра Seaman. И даже тогда, когда экшен-игры были более размеренными, многие игроки откровенно скучали в них. Сегодняшний игрок избалован «американскими горками» от Naughty Dog или Treyarch настолько, что я сильно сомневаюсь, что он готов просто 20 минут личного времени стоять и ничего не делать, дожидаясь вечера. С другой стороны, без этих игр оценить, насколько удачной получится долгожданная Shenmue III, точно не получится.

Итоговая оценка Shenmue I7,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
Итоговая оценка Shenmue II8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
  • Лайк (+1) 3
  • Спасибо (+1) 4
  • +1 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

когда то первую часть играл на приставке, для того времени игра была хороша, сейчас по ностальгировал бы на пк, но нет перевода… (

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну, сабж в то время, конец 90-х — это как сейчас вам показали бы летающую тарелку. Без шуток.

  • Лайк (+1) 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень честная рецензия. Но симулятор ковыряния в шкафах под аутентичную погоду - слишком редкий жанр, чтобы не попробовать еще раз. 

Один момент хочу уточнить. Как у игры с поддержкой клавамыши? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

@Evgeniy Safronov  Относительно, раскладку можно переназначить, настроить под себя, но мышка как таковая не поддерживается в игре (только в меню). Играть можно, несмотря на танковое управление — здесь я проходил игру посредством клавомыши своеобразно, но привыкнуть можно.

  • Спасибо (+1) 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В нее надо было играть тогда. Сейчас уже есть ГТА, Sleeping Dogs  и тп. Безнадёжная рухлядь.

  • +1 1
  • -1 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 28.08.2018 в 21:21, Outcaster сказал:

FQTE

Почему-то не знаю что это такое. Да и не гуглится у меня, гуглятся обычные QTE.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хотелось бы примеры игр 1999-2001 года, которые ЛУЧШЕ сабжа ощущаются сейчас и не состарились. Похоже на голословное утверждение, я вот не ньюфаг и помню те времена, и ничего актуального(на сегодняшний день) совсем не помню. Несомненно MGS, Deus Ex, диабла2, систем шок2 были не менее круты в то время, но сейчас они куда сильнее устарели, чем данная серия! А на те же хиты 2001, вроде гта3, макс пейна или хало сейчас без слёз вообще не взглянешь, настолько сильно их превзошли сиквелы и аналоги.

Может быть MGS2, как представитель 2001 года, ещё более-менее актуален из-за опять же своей уникальности, но возраст не пощадил и её...

  • Лайк (+1) 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для своего времени 1 часть была прорывом,с кучей 10 в профильных изданиях. Я и дрим покупал в большей степени из за нее,ну и ещё код вероники и токио экстрим рейсинг )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 hours ago, Xenosag said:

Хотелось бы примеры игр 1999-2001 года, которые ЛУЧШЕ сабжа ощущаются сейчас и не состарились.

Дело здесь не в том, что лучше, а в том, что искомый продукт был ещё на стадии релиза (2000-2001) спорен и неоднозначен. Для примера посмотрите полноценный обзор серии от Антона Филинова, который всё уже давно разложил по полочкам, выявив все плюсы и минусы искомой дилогии.

 

 

"Shenmue 1-2" имеет в узких кругах культовый статус (в нашей стране её нещадно ещё Логвинов постоянно "пиарил"), но в первую очередь это связано с тем, что игры были эксклюзивам DC (2-ая ещё на Xbox выходила, но не суть), которая быстро ушла с рынка. Вот и появился некий ореол таинственности и значимости, который вполне можно и оспорить (см. выше). Да и сколько было таких якобы "культовых" проектов, которые не были приняты людьми. Для меня такой, например, стала "Okami", которую я и на PS2 в своё время пройти не мог из-за её тотальной скуки.

 

7 hours ago, Xenosag said:

Похоже на голословное утверждение, я вот не ньюфаг и помню те времена, и ничего актуального(на сегодняшний день) совсем не помню. Несомненно MGS, Deus Ex, диабла2, систем шок2 были не менее круты в то время, но сейчас они куда сильнее устарели, чем данная серия! А на те же хиты 2001, вроде гта3, макс пейна или хало сейчас без слёз вообще не взглянешь

Любое мнение голословно и предвзято, так как перед нами частная точка зрения отдельного человека. В подобных дискуссиях вы не найдёте Истину в последней инстанции, т.к. для кого-то на старенькие игры "без слёз сейчас уже и не взглянешь", а другой человек проходит ту или иную классику и сейчас не без удовольствия. Сколько людей, столько и мнений, но если просите список хороших, но стареньких проектов периода 1998-2003 гг., вот моё IMHO:

Spoiler

Aliens vs. Predator 2
American McGee's Alice
Anachronox
Arx Fatalis
Beyond Good & Evil
Desperados: Wanted Dead or Alive
Deus Ex
Dino Crisis 1-2
Freedom Fighters
Grand Theft Auto 3
/ Vice City
Gothic 1-2
Half-Life
Hitman: Codename 47
/ Silent Assassin
Mafia: The City of Lost Heaven
Max Payne 1-2
Metal Gear Solid 1-2
No One Lives Forever 1-2
Oni
Onimusha: Warlords
Project Eden
Resident Evil 2
/ Code: Veronica
Rune
Serious Sam
Severance: Blade of Darkness
Silent Hill 2
Star Wars. Jedi Knight 2: Jedi Outcast
/ Jedi Academy
Thief 1-2
Unreal

Список можно до бесконечности продолжать (например, я не затронул старенькие консоли), но главное, что всё это я не только запускаю, но и прохожу до конца. Да, я вижу, что что-то устарело, но не настолько, чтобы плеваться, т.к. геймплей в этих играх, что главное, не потерял для меня актуальности до сих пор. И здесь работает не только пресловутая ностальгия, прошу заметить, т.к. я всеяден — спокойно играю и в современные AAA-проекты.

Напоследок замечу, что это не значит, что для меня нет устаревших игр. Я, например, уже не могу играть в "Red Faction". Или возьмём классику вида "Doom 1-2". Культовая без сомнения вещь, но уже устаревшая лично для меня. Прохожу только с установленным модом "Brutal Doom", который сильно эти шутеры преображает, делая их современными.

Изменено пользователем DedMoroz
  • +1 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, Xenosag сказал:

 Несомненно MGS, Deus Ex, диабла2, систем шок2 были не менее круты в то время, но сейчас они куда сильнее устарели, чем данная серия! А на те же хиты 2001, вроде гта3, макс пейна или хало сейчас без слёз вообще не взглянешь, настолько сильно их превзошли сиквелы и аналоги.

Эта Шимуя в своё время брала атмосферой: полная озвучка персонажей, норм графика, интерактивное окружение.

Но вот гемплей просто унылый и никакой,  ( часть 2 так и не прошёл в то время) Атмосферность этой игры сейчас уже мало кого впечатлит, а больше там нет ничего.

А как раз гта3, макс пейн и хало вполне себе бодро играются и сейчас — поскольку в них играть интересно. 

2 часа назад, DedMoroz сказал:

"Doom 1-2". Культовая без сомнения вещь, но уже устаревшая лично для меня. Прохожу только с установленным модом "Brutal Doom", который сильно эти шутеры преображает, делая их современными.

На любителя, мне например “Doomsday Engine” вполне хватает:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 01.09.2018 в 15:53, DedMoroz сказал:

вот моё IMHO:

вы перечислили много хороших игр, но у большинства есть современные аналоги и ньюфаг не захочет в них играть, а моё сообщение как раз и было об этом, что не ностальгия должна двигать , а актуальность на данный момент! Серия Shenmue, как бы кто не относился к геймплею, она уникальна, не сделано ни одного клона или чего-то похожего, растащили лишь отдельные элементы игры, но ни у кого не получилось также грамотно всё собрать воедино. И поэтому за слабой графикой(ну почти 20 лет как-никак) скрывается вполне самобытный проект, который может быть интересен и ньюфагу.

 

В 01.09.2018 в 18:01, Ленивый сказал:

А как раз гта3, макс пейн и хало вполне себе бодро играются и сейчас — поскольку в них играть интересно.

зачем играть гта3, если есть гта5? Зачем играть хало, если есть хало5? Эти игры и жанры не уникальны, на каждую можно подобрать аналог более современный

  • -1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 01.09.2018 в 13:47, Xenosag сказал:

Хотелось бы примеры игр 1999-2001 года, которые ЛУЧШЕ сабжа ощущаются сейчас и не состарились. Похоже на голословное утверждение, я вот не ньюфаг и помню те времена, и ничего актуального(на сегодняшний день) совсем не помню. Несомненно MGS, Deus Ex, диабла2, систем шок2 были не менее круты в то время, но сейчас они куда сильнее устарели, чем данная серия! А на те же хиты 2001, вроде гта3, макс пейна или хало сейчас без слёз вообще не взглянешь, настолько сильно их превзошли сиквелы и аналоги.

Может быть MGS2, как представитель 2001 года, ещё более-менее актуален из-за опять же своей уникальности, но возраст не пощадил и её...

Игра на кожаной флейте. Ибо любители старья прибывают в этой игре как в нирване из детских грёз. Особенно когда кричат о уникальности шенму смех пробирает. та же серия якудза это современный аналог во всем превзошедший тут бродилку с минииграми и кутее. ох твою ж мать я на аватар твой не посмотрел сначала и тот факт что ты отписался в темах только об этом старом куске кода. здравствуйте мистер фанбойчик. на объективность в вашем случае расчитывать не приходится. примите моё искреннее неуважение.

Не понимаю зачем ставить оценки старью 20 летней давности если объективно стоит оценить качество порта — он отвратен. На эмуляторе играется в разы комфортнее.

Изменено пользователем Conscription
  • -1 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, Xenosag сказал:

зачем играть гта3, если есть гта5? Зачем играть хало, если есть хало5? Эти игры и жанры не уникальны, на каждую можно подобрать аналог более современный

Хм, забавная точка зрения.

Но интересно, вот нафига тебе тогда Shenmue 1-2 если скоро выйдет Shenmue 3   более современный аналог — всё как ты любишь:D

  • +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, Ленивый сказал:

Но интересно, вот нафига тебе тогда Shenmue 1-2 если скоро выйдет Shenmue 3   более современный аналог — всё как ты любишь:D

Пусть так, но до 3-й части ещё целый год :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: james_sun

      Я не хочу сейчас сказать, что я весь такой оригинальный и вообще «не как все», я согласен с тем, что Shadow of the Tomb Raider — игра не идеальная. Но давайте сразу же определимся — она определённо хорошая и заслуживающая внимание. По крайней мере, для тех, кто соскучился по качественно поставленным приключениям.
      «…Он был вне себя от восторга. Как только мы оторвались от земли, он сразу же стал со смехом делиться новостями.
      — Знаешь, кто тебя нанял на самом деле? Я копал где только мог и выяснил, что это древняя секта. Они веками восстанавливали язык, на котором, по их преданиям, Бог говорил с первыми людьми. А знаешь, в чем самый смак? Твоя программа предназначена для того, чтобы, используя буквы этого языка, найти истинное имя Бога! Представляешь! Эти олухи верят, что как только имя будет найдено, всему сущему придёт конец! Сколько, говоришь, они тебе заплатили?.. Ха-ха-ха! Как тебе роль оружия Немезиды, приятель?
      Я взглянул на часы. Программа только что должна была закончить свою работу. Друг заливался хохотом и вдруг резко умолк. Я перевёл взгляд на небо.
      Высокого над нами, тихо, без шума, одна за другой начали гаснуть звезды».
      Артур Кларк «Девять миллиардов имён Бога», современная адаптация
      Есть на этом свете игры, восприятие которых резко отличается у меня и моих коллег. К таким относится, к примеру, новая трилогия перезапущенной Tomb Raider, которую, по непонятным мне причинам, очень модно ругать. Дескать, и сюжет не тот, и Лара уже не та, и обещания авторы не выполняют, и вообще, у Uncharted дела идут заметно круче.
      Самое удивительное, что при всём этом повсеместном ворчании, у первых двух проектов стоят солидные оценки. Третью же часть — нет, журналисты всё же не опустили в грязь, но, вылив на неё куда больший поток словесных претензий, таки выставили ей свои сдержанные 7 и даже 8 баллов, не позабыв наклеить на прощание позорный ярлык «Могло быть лучше».
      Я не хочу сейчас сказать, что я весь такой оригинальный и вообще «не как все», я согласен с тем, что Shadow of the Tomb Raider — игра не идеальная. Но давайте сразу же определимся — она определённо хорошая и заслуживающая внимание. По крайней мере, для тех, кто соскучился по качественно поставленным приключениям.

      На краю Света
      Большая часть коллег уже успела проехаться катком по местной истории, ехидно заявив, что смена Рианны Пратчетт на Джилл Мюррэй на посту сценариста не пошла проекту на пользу, и сам сюжет как был одной из самых слабых составляющих трилогии, так ею и остался.
      Рискую нарваться на волну недовольства, но с этим я не соглашусь. Сюжетная составляющая в новой Tomb Raider, безусловно, не обладает какими-то чрезмерными достоинствами и глубиной, но свою базовую функцию она вполне успешно выполняет. Лара Крофт продолжает потихоньку меняться, пускай даже её метаморфозы нельзя назвать плавными и правдоподобными. Остальные герои вокруг неё продолжают оставаться в первую очередь людьми, а не просто обычными болванчиками с разными лицами — пускай проработать характер каждого можно было бы и лучше. На каждый плюс в истории по-прежнему находится справедливый минус, но это вовсе не означает, что она — никакая. В конце концов, приключенческий жанр не обязан каждый раз переворачивать сюжет с ног на голову — для него порой просто достаточно запоминающихся персонажей и увлекательного действа, и с этим у Shadow of the Tomb Raider всё в полном порядке.

      Олдфаги, трепещите!
      При всей своей вторичности и местами, да, нелогичности, игру хочется пройти до конца и узнать, чем же всё это закончится — а большего, собственно, и не надо. Кроме того, задействованный сценарист не побоялся чуть больше раскрыть характер Лары, обратившись к её детству (пускай это и выглядит как калька с четвёртого Uncharted), а также добавить ей чувства вины за самолично запущенный Апокалипсис — жаль только, что раскрывать такую интересную и комплексную тему на полную авторы не стали.
      И, нет, я сейчас не пытаюсь оправдать сценарий — я всего лишь хочу сказать о том, что он совсем не так плох, как принято думать. Как уже было сказано выше, со своим назначением развлекать и увлекать он справляется вполне себе неплохо. Хотя и понравится он, конечно же, не всем, равно как и любое другое художественное произведение.
      В геймплейном плане у Shadow of the Tomb Raider всё тоже вполне себе хорошо. Особенно если не впадать в постоянные сравнения с серией Uncharted.

      Удачный кадр. Но явно не для Лары — она через секунду напорется на торчащую из земли железяку.
      Ну то есть да, опять-таки есть у игры и проколы. Например, открытый мир оказался проработан не так хорошо, как хотелось бы, и побочные квесты часто выглядят криво и топорно — особенно если учесть тот факт, что все эти мелочные и приевшиеся задания в духе «сбегай-принеси», которые дают тебе совершенно незнакомые люди (да ещё на фоне грядущего Конца Света), смотрятся как минимум странно. Равно как и торговцы, проживающие в изолированной части планеты, но всё равно охотно принимающие золото и располагающие современными видами оружия со всего света. Режущая глаз игровая условность.
      Кого-то может раздражать другая местная особенность — невозможность собрать все имеющиеся на локации секреты и предметы с первого же захода, которую несколько усложнили со времён первой Tomb Raider из 2013-го. А значит, придётся не раз возвращаться на уже пройденные «уровни», как только раздобудете себе необходимое снаряжение.
      С чем ещё я точно не согласен, так это с утверждением, что в геймплее Shadow of the Tomb Raider упор сделан на стелс. На самом деле, никакого такого «упора» в боях нет — по крайней мере, это касается сражений на суше. Лару всего лишь научили нескольким полезным приёмам (про те же возможности измазаться грязью и спрятаться в заросших зеленью стенах говорили сами разработчики), но пользоваться ими постоянно по ходу игры вас никто не заставляет. Если хотите, можете переть напролом и отстреливать противника при помощи богатого арсенала вооружений.

      Сами супостаты, к сожалению, беспросветно тупы, и способны либо отсиживаться на месте, либо атаковать в открытую, стремясь завалить героиню плотностью огня. С другой стороны, как-то странно ожидать от приключенческого экшена тактических сражений уровня какой-нибудь Operation Flashpoint.
      К слову, избегать врагов на частой основе приходится разве что на подводных этапах — ещё одна новинка современной игротрилогии — и вот это уже да, со временем утомляет и раздражает. Тем не менее общий уровень исполнения водных локаций достаточно высок, исследовать их интересно, а ещё они вносят в игровой процесс какое-никакое, но всё-таки разнообразие.
      В целом же следует признать, что количество боевых стычек и правда заметно уменьшилось по сравнению с предыдущими частями. Но только стало ли от этого хуже? Отнюдь. Создатели игры лишь напомнили на собственном примере, что Лара — в первую очередь исследователь и (ха-ха!) археолог, а уже потом — миловидная барышня-терминатор. Соответственно, в Shadow of the Tomb Raider она больше исследует окрестности, до краёв наполненные различными интересными и живописными местами, а главное — различными древними гробницами и усыпальницами. Каждая из последних представляет собой маленький шедевр-головоломку, для разгадки которой нередко приходится — о ужас! — подумать. Что особенно приятно — даже на среднем уровне сложности игра не стремится вести игрока за ручку и показывать ему прямой путь решения и выхода из сложной ситуации. Нередко нужно включать собственную голову и внимательно оглядывать ближайшие окрестности.

      Shadow of the Tomb Raider — это настоящий кошмар для тех, кто страдает от клаустрофобии. И дело даже не в замкнутых помещениях гробниц — авторы игры просто обожают запускать героиню в невероятно узкие лазы и проходы, часть которых вообще находится под водой.
      Кто-то может тут обвинить в своём геймплейном «затупе» разработчиков, вернее, геймдизайнеров, разместивших важный для продвижения дальше предмет или выступ не на самом очевидном месте и при этом никак не выделив его каким-нибудь читерским «свечением» — я же отвечу, что персонально у меня подобные ситуации никакого отторжения не вызывали. Благо практически всегда всё необходимое быстро находилось — для этого достаточно было всего лишь сбавить темп и на самом деле как следует посмотреть по сторонам.
      Да и с каких пор требование к упомянутой банальной внимательности в играх стало считаться преступлением?
      Давайте еще раз, для закрепления: я не пытаюсь оправдать ребят из Eidos Montreal, игра не идеальна. Но при этом это точно не провал и не шаг назад для сериала. Ни в геймплее, ни в сюжете. Топтание на месте — возможно. Небольшая эволюция — скорее всего. Но точно не крах и «провальный финал всей трилогии», как поспешили окрестить Shadow of… иные коллеги. Если ожидать от проекта чего-то совсем уже невероятного и экстраординарного — то вы, скорее всего, им разочаруетесь. А если же вам просто нравится Лара Крофт, нравится приключенческий жанр и сам процесс изучения мира да сбор различных исторических артефактов — игрой вы наверняка останетесь довольны, она затянет вас в себя надолго. Это главное, что следует вынести из данного обзора, не спешите сразу же смотреть на итоговую оценку.

      В плане графики проект смотрится очень хорошо. На модели действующих лиц не пожалели полигонов, на максимальных настройках глазам пользователей предстают сочные и детализированные текстуры, ну а на местную реализацию грязи и природные пейзажи, щедро разбавленные величественными руинами, хочется смотреть почти бесконечно.
      Расстраивает во всем этом великолепии техническая реализация. Нет, не пугайтесь, игра не тормозит и выдаёт приемлемое число кадров в секунду даже на конфигурации, приближенной к минимальным требованиям, но только при этом она временами умудряется… Некорректно запускаться. По крайней мере, что-то подобное наблюдалось в Shadow of the Tomb Raider до выхода патча первого дня, а вот после проблем с запуском замечено не было.
      А вот небольшие, но неприятные огрехи в самом движке, к сожалению, остались и опосля. Речь сейчас идёт о странном поведении тканей, волос (даже со включенной фирменной технологией Pure Hair) и даже тел поверженных врагов, которые умудряются застревать в элементах интерьера и даже проваливаться сквозь них. Ну c’mon, ребята, на дворе 2018 год, к тому же, вы так хвастались своей технической стороной в соответствующих роликах — так неужто нельзя было уделить нужное внимание и мелочам?
      Главная мысль, которую обычно принято ставить в эпилог, я озвучил несколькими абзацами выше, больше повторяться я не стану. Возможно, данный материал получился излишне личным, персональным — пусть так. Зато я с чистой совестью могу заявить, что Shadow of the Tomb Raider мне в целом понравился, и каких-то ярких негативных эмоций, переходящих в гнев и тотальное разочарование, за все прохождение я не испытывал. Все, чего мне хотелось изначально — получить продолжение неплохой (но не идеальной) серии приключений — и с выполнением данного желания у Eidos Montreal всё более чем получилось.
      Итоговая оценка — 7,5.
      (нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры) P.S. Перевод игры выполнен на среднем уровне. Кое-где актеры явно переигрывают, но, говорят, подобное встречалось и в английской озвучке.
      Кстати, кое-кто из журналистов пожаловался на то, что в игре можно дать персонажам говорить на родном языке — даже если они обращаются к главной героине. Лара же всегда отвечает им на своём — русском или английском, в зависимости от того, что выставлено в настройках, и все при этом друг друга понимают.
      Не вижу в данном случае ничего криминального — мысли и слова главной героини мы всё равно должны понимать на подсознательном уровне, ведь мы, по сути, находимся в её шкуре. И если вы в реальности заговорите с человеком на иностранном языке, себя понимать от этого вы не перестанете. Ну а выбранный авторами подход всего лишь облегчает наше восприятие.
    • Автор: Morfius354

      Произведений об инопланетных мирах много, но мало таких, которые сумели бы показать всю красоту иных планет. Как, например, «Звездные войны» или «Аватар» — им удалось оживить на экране чуждую и замысловатую природу разных уголков нашей Вселенной. Это чувство удаётся передать и Planet Alpha — дебютному проекту молодой студии из Дании Planet Alpha ApS. Она невероятна, фантастически красива, и в тексте ниже я ещё много раз скажу об этом. Но эх, если бы в ней было хоть что-то ещё…
      Произведений об инопланетных мирах много, но мало таких, которые сумели бы показать всю красоту иных планет. Как, например, «Звездные войны» или «Аватар» — им удалось оживить на экране чуждую и замысловатую природу разных уголков нашей Вселенной. Это чувство удаётся передать и Planet Alpha — дебютному проекту молодой студии из Дании Planet Alpha ApS. Она невероятна, фантастически красива, и в тексте ниже я ещё много раз скажу об этом. Но эх, если бы в ней было хоть что-то ещё…

      Сафари с риском для жизни
      История Planet Alpha довольно проста, и ей не нужны слова. Нам отведена роль астронавта, который приходит в себя среди обломков. Не придумав ничего умнее, он отправляется куда глаза глядят, абы дорога сама выведет. А поглядеть тут есть на что.
      Спустя буквально несколько минут глазам предстаёт невероятный, захватывающий пейзаж с буйной растительностью, которой «Аватар» Джеймса Кэмерона позавидовал бы — планета Альфа не уступает по красоте Пандоре с её джунглями и летающими островами. Художники создали множество неведомых представителей флоры и фауны. Нам не остается ничего, кроме как медленно идти, ведь хочется разглядеть каждый полигон.

      Впрочем, мирные пейзажи довольно скоро охватывает настоящая война — природную гармонию нарушает вторжение карикатурных роботов, напоминающих далеков из «Доктора Кто». Чудесные поля и равнины на фоне буквально усыпаны сотнями ракет, из которых всё появляются новые враги. Нам остаётся лишь постараться не угодить под раздачу. Какой-нибудь гигантский динозавр, отмахиваясь от надоедливых летающих дронов, может и вас легко задавить. А роботы просто аннигилируют всё живое без разбора. Впрочем, по большей части это всё красивые декорации. По сути, ради них-то в Planet Alpha и стоит играть. Или «играть», кому как угодно.
      Щуплый протагонист постоять за себя не умеет, поэтому мы будем или убегать со всех ног, или прятаться. Игровой процесс, к сожалению, не радует разнообразием так же, как и буйная фантазия художников. Механик мало, да и те далеко не всегда работают, как задумано. Стэлс рудиментарный и заключается в заучивании вражеских маршрутов. Причём здесь выдающийся визуальный ряд может даже помешать: пока вы прячетесь в буйной растительности, не всегда легко определить, находится ли противник в той же плоскости, что и вы. Думаешь, что сейчас прокрадёшься за спиной у робота, а в итоге утыкаешься носом в железное пузо.
      Проблема в том, что зачастую приходится методом проб и ошибок догадываться, чего от тебя ждет гейм-дизайнер. Нелепая смерть от внезапно упавшей на голову стрекозы-гиганта — обычное дело. А ведь оказывается вот у этого камушка надо остановиться, подождать ровно семь секунд и броситься наутек дальше, ведь иначе тебя зажарит маячащий чуть позади дрон. И такие моменты сбивают ритм неплохого, в общем-то, платформера.
      Побегать и попрыгать тоже предстоит вдоволь. Planet Alpha порой генерирует невероятно запоминающиеся сцены. И пусть она из раза в раз продолжает эксплуатировать идею «а давайте герой будет эффектно убегать по рушащемуся чему-нибудь!», каждый такой эпизод выглядит фантастически.

      Единственная оригинальная задумка игры — возможность менять день и ночь по собственному желанию. Сперва только в строго отведённых точках, но довольно скоро расположение небесных светил попадает полностью под вашу власть. Время суток влияет на то, как ведёт себя окружающая среда на Альфе. Ночью, например, некоторые существа уползают в свои норы, а днём вырастают огромные растения, по которым можно добраться до недосягаемых ранее мест.
      Жаль, что складывается впечатление, будто задумку недожали. Слишком мало она даёт возможностей. По сути, сменить день и ночь — это словно дёрнуть рубильник, и дальнейший путь откроется перед вами. Хотя обставлено, опять же, очень красиво, спору нет. Именно ради «вау, как красиво!» вы, скорее всего, доберётесь до финала. За недолгие четыре часа вы побываете в самых разных уголках Альфы — разработчики проведут вас от небесных островов до самого центра планеты. Даже удивительно, как плавно и естественно локации перетекают из одной в другую, а атмосфера от увлекательного сафари переходит к тревоге и даже некоторой безысходности.

      Видно, что Planet Alpha создавали в первую очередь художники и мастера компьютерной графики. Именно играть в неё не очень интересно: и механики работают не всегда так, как задумано, и ритм порой ломается. Один эстетический восторг длится непрерывно — с первого и до последнего кадра.
      Итоговая оценка — 6,5.
      (нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)  


Zone of Games © 2003–2018 | Реклама на сайте.

Система Orphus

×