Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
Outcaster

[Игровое кино] Расхитители гробниц

Рекомендованные сообщения

banner_st-mv_tombraiders.jpg

К выходу всеми ожидаемой последней части трилогии о становлении Лары Крофт, но не последней игры об этой версии популярной героини, самое время вспомнить несколько фильмов в тему «Расхитительницы гробниц». Причём хочется вспомнить как приключенческие картины, так и фильмы о выживании в условиях дикой природы. Благо последний элемент играет важную роль в перезапуске 2013 года.


К выходу всеми ожидаемой последней части трилогии о становлении Лары Крофт, но не последней игры об этой версии популярной героини, самое время вспомнить несколько фильмов в тему «Расхитительницы гробниц». Причём хочется вспомнить как приключенческие картины, так и фильмы о выживании в условиях дикой природы. Благо последний элемент играет важную роль в перезапуске 2013 года.

Tomb Raider: Лара Крофт / Tomb Raider
реж. Роар Утхауг, 2018

202540-1.jpg

Начать стоит с экранизации Tomb Raider 2013 года, которая прокатилась в кинотеатрах в начале этого года. Он оказался чуть повеселее, чем сиквел фильма с Анджелиной Джоли. И на том спасибо. Хотя во многом фильм пострадал от малого бюджета. Тяжело снять приключенческий боевик, состоящий почти полностью из крупных планов актёров. Честно говоря, не очень понятно, зачем вообще снимался этот почти покадровый киноремейк игры 2013 года. Только лишившись элементов survival horror, которые пусть и в малых дозах присутствовали в игре, данная история лишилась собственно «мяса». Подростковая и откровенно наивная история рассыпается на глазах. И не спасает даже неплохо вписавшая в кадр Алисия Викандер. А ведь именно она была для многих предметом споров перед выходом картины. С другой стороны, разочаровал характерный актёр Уолтон Гоггинс, на этот раз сыгравший без искры. Очередная неудачная экранизация видеоигры.

Сокровище нации / National Treasure
реж. Джон Тёртлтауб, 2004

202641-2.jpg

Конечно, данный фильм Джона Тёртлтауба легко можно назвать вариацией на и без того постмодернистскую серию похождений Индианы Джонса от Стивена Спилберга. Благо режиссёрские приёмы активно заимствуются в «Сокровище нации». Но эта картина всё равно умудряется сохранить авантюристскую интонацию, даже рассказывая о том, что США основаны масонами-тамплиерами, которые скрыли от всех в череде символов главное сокровище в истории человечества. Интересно, что фильм легко мог бы получить продолжение или ремейк в России, под названием «Золото партии», которое годами ищут журналисты всевозможных «жёлтых» изданий.

К слову, вторая серия приключений Бена Франклина Гейтса (Николас Кейдж) оказалась ничуть не хуже первой, благо студия сохранила почти всю съёмочную группу оригинала. Разве что теперь весь сыр-бор не вокруг национального предательства, которое послужило началом государства, а вокруг таинственных конспирологических теорий, которые связывают убийство Авраама Линкольна с таинственным индейским «Золотым городом». Странно, но, кажется, по-настоящему оценили фильм только в России, если судить по сборам и оценкам. А жаль, ведь у авторов явно был запал и на третью часть.

Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа / Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull
реж. Стивен Спилберг, 2008

202742-3.jpg

Странно, что последний фильм о похождениях Индианы Джонса подвергся такой сильной критике. В целом, лента неплоха. Особенно удивила серьёзная критика в адрес карикатурных агентов КГБ. Как будто все забыли постмодернистское прошлое серии. Вот и советские агенты, изъясняющиеся исключительно на ломаном русском, под предводительством одиозной и внешне экстравагантной учёной — скорее, дань кино эпохи 50-х гг. Как и уличный [censored]ган в исполнении Шайи ЛаБафа, явно отсылающего к таким фильмам, как «Дикарь» и «Бунтарь без идеала».

Не обошлось и без интересно придуманных эпизодов, в которых чувствуется фирменный почерк Стивена Спилберга. Ведь даже в его не самых удачных картинах всегда находится место одной-двум сценам виртуозной режиссуры. В данном случае, лучшими эпизодами стоит признать сцены побега из «Атомик Кафе» и спасения в холодильнике от ядерного взрыва, в которых авторская фантазия удачно встретилась с иронией.

Но не всё так гладко. Изобилие компьютерной графики и нехватка постановочных трюков, которыми прославились предыдущие фильмы сериала, не самое удачное решение. Из-за попыток оператора Януша Каминского стилизовать изображение под стилистику прошлого все эффекты становятся слишком заметными и оттого не натуральными. И не понятно, что помешало снять фильм в фирменном стиле выдающегося оператора. Уверен, картина от этого только выиграла бы.

Агирре, гнев божий / Aguirre, der Zorn Gottes
реж. Вернер Херцог, 1972

202915-4.jpg

В основу сюжета положена реальная история поиска Эльдорадо испанскими конкистадорами и бунта, устроенного во время этих поисков Лопе де Агирре. Но Вернер Херцог превращает эту скорее политико-историческую историю в отражение человеческих душ, которая обретает поистине экзистенциальный оттенок. А сами джунгли — сюрреалистичный вид самой обреченности, простирающейся в бесконечность и несущей только смерть тем, кто хочет проникнуть в них. Движение вверх по реке ведёт только в самую глубину «сердца тьмы». Подлинный шедевр, выходящий за рамки приключенческого кинематографа.

Выживший / The Revenant
реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, 2015

202948-5.jpg

Хью Гласс (Леонардо ДиКаприо) — охотник за пушниной в Америке начала XIX века. Времена суровые, цивилизация ещё не уничтожила природу и коренное население этих территорий. Хью — один из тех, кто решил исправить данное упущение. Во время одного из походов он получает серьёзное ранение в схватке с медведицей. Его напарник Джон Фитцджеральд (Том Харди), как истинный бизнесмен, решает бросить его умирать, присвоив себе его долю добычи. Но на его пути встают сын Гласса Хоук, или Ястреб (Форрест Гудлак), и руководитель экспедиции капитан Эндрю Хенри (Донал Глисон). Первого он убивает, второго обманывает. Но он не догадывается о том, что Хью Гласс выполз из могилы, в которую его закопал Фитцджеральд.

Сам проект фильма по историко-биографическому роману Майкла Панке был запущен ещё в 2001 году, когда режиссёром значился кореец Пак Чхан-Ук, а в главной роли был заявлен Сэмюэл Л. Джексон. И это было бы даже интересно посмотреть, но судьба распорядилась так, что «Выживший» стал очередным голливудским долгостроем. За это время в кандидатах на режиссёрское кресло побывали француз Жан-Франсуа Рише (ремейк «Нападения на 13-й участок») и австралиец Джон ХиллкуотДорога»). Но в рекордные сроки, всего лишь за одну студёную зиму 2015 года, фильм снял Алехандро Гонсалес Иньярриту.

Сразу после окончания съёмок мир облетели новости о безмерных страданиях главной звезды картины — Леонардо ДиКаприо. Он замерзал в снегах, ползал в грязи, купался в ледяной реке, ел сырую рыбу и не менее сырую печень, блевал, спал внутри лошадиного чрева. Ряд невнимательных зрителей даже решили, что бедную «звезду» в кадре насиловал медведь. Хотя это всего лишь у кого-то разыгралась фантазия. В общем, впору было бы назвать картину «Страсти ДиКаприо». Не уверен, правда, что этот опыт можно назвать актёрской игрой, тем более достойной наград.

Страдания актёра иногда, кажется, ощущаешь на собственной коже. Благо в российских условиях можно мысленно прочувствовать, что такое в мороз идти по сугробам к дому. Вообще картина воспринимается как новомодный «сурвайвл-аттракцион», в духе недавней «Гравитации». Хотя отдельные зрители пытаются сравнивать с произведениями Джека Лондона, но, даже имея внешнюю приключенческую схожесть, в данном фильме вообще никак не представлен социальный портрет этих людей, а для Лондона это всегда было важно.

Нельзя забыть о том, что режиссёром значится Алехандро Гонсалес Иньярриту. О нём напоминает не только операторская работа Эммануэля Любецки (в которой он всё же перемудрил с использованием «рыбьего глаза» в качестве основного объектива), но и тематика картины. Во всей непродолжительной фильмографии мексиканского режиссёра доминирует тематика смерти и её присутствия в окружающем мире. Но если в трилогии «Сука-любовь» — «21 грамм» — «Вавилон» речь шла о её внезапности и естественности, в «Бьютифул» — о её необратимости, а в «Бёрдмэне» смерть физическая была срифмована со смертью творческой, потерей вдохновения, со смертью артиста, то «Выживший» всё же посвящен человеку, который обманул смерть. Хью Гласс был разодран медведем, задушен, отравлен, в буквальном смысле похоронен, но не умер духовно, а значит — выжил. Физика смерти лишилась для него значения, ведь «дух веет, где хочет». И обидно, что в этой истории «живого мертвеца», несущего возмездие, режиссёру не хватило смелости представить всё как события, имевшие гипотетическое или даже мистическое объяснение.


И я оставлю за скобками «Хищника», воспоминания о котором навевали первые трейлеры. Для рассказа о нём есть более интересный повод.

banner_st-mv_tombraiders.jpg

  • Лайк (+1) 1
  • Спасибо (+1) 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Досмотреть Выжившего за раз было так же тяжко, как и ему — выжить

  • Лайк (+1) 2
  • +1 2
  • -1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Абсолютно не понял того, зачем привели в пример последний фильм об Индиана Джонс.

Худший из фильмов данной серии,  по всем параметрам, т.е. "от и до".

  • +1 2
  • -1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
10 минут назад, Celeir сказал:

Досмотреть Выжившего за раз было так же тяжко, как и ему — выжить

Согласен.

  • -1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 минут назад, Celeir сказал:

Досмотреть Выжившего за раз было так же тяжко, как и ему — выжить

Тут очень большой вопрос, как по мне.

Косяков, конечно же просто куча, но смотрел, что называется "на одном дыхании".

С учетом того, что все в натуральном виде (без всяких зеленых экранов), так и вообще все здорово.

Мощное такое кино про выживалку и месть.

 

@SerGEAnt ну, кому то зашло обилие компьютерной графики, и всякого разного, кому то нет..."на вкус и цвет", как говорится:D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
31 minutes ago, Celeir said:

Досмотреть Выжившего за раз было так же тяжко, как и ему — выжить

есть такое)

24 minutes ago, Pashak said:

Абсолютно не понял того, зачем привели в пример последний фильм об Индиана Джонс

потому что он в тему ацтеков/майя

  • -1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 часов назад, Outcaster сказал:

есть такое)

Он о теме выживания и мести, пусть и с условностями.

Изменено пользователем Pashak

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
28 minutes ago, Pashak said:

Он о теме выживания и мести, пусть и с условностями.

Я про твой вопрос о четвертом Индиане

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
13 минут назад, Outcaster сказал:

Я про твой вопрос о четвертом Индиане

Я понял, но последний фильм франшизы крайне убог, по сравнению с былыми сериями, от того и мой ответ.

Изменено пользователем Pashak

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 часов назад, Outcaster сказал:

Нельзя забыть о том, что режиссёром значится Алехандро Гонсалес Иньярриту. О нём напоминает не только операторская работа Эммануэля Любецки (в которой он всё же перемудрил с использованием «рыбьего глаза» в качестве основного объектива), но и тематика картины.

В “Сука-любовь”, “21 грамм”, “Вавилон”, “Бьютифул” за камерой стоял Родриго Прието. Смена постоянного оператора произошла только на Бердмане.

Операторская работа Любецки скорее о Кувароне может напоминать. Они друзья с детства и сняли уже 6 фильмов вместе.

А теперь по теме поста:

Из всего вышеперечисленного действительно отличный фильм “Агирре, гнев божий”. Он великолепен. Я бы еще добавил “Смертельную охоту” и “В диких условиях”, остальные поделки выкинул.

Изменено пользователем ForgiveMeNot

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Автор: Outcaster

      Пока президент объявляет режим самоизоляции и нерабочей недели длиной в месяц, самое время вспомнить фильмы о том, что же это такое — находиться в замкнутом пространстве. На самом деле, это не так уж легко и приятно. Даже для интроверта-одиночки безвылазное сидение в четырёх стенах может оказаться настоящей пыткой.
      Пока президент объявляет режим самоизоляции и нерабочей недели длиной в месяц, самое время вспомнить фильмы о том, что же это такое — находиться в замкнутом пространстве. На самом деле, это не так уж легко и приятно. Даже для интроверта-одиночки безвылазное сидение в четырёх стенах может оказаться настоящей пыткой. Зато кино может стать одним из способов скрасить вынужденное пребывание в квартире.
      «Эксперимент „Офис“» / The Belko Experiment
      реж. Грег Маклин, 2016 г.

      На редкость удачная картина, умело переплетающая как развлекательно-ироничное, так и социально-философское. Своего рода переложение «Истоков тоталитаризма» Ханны Арендт в формат малобюджетного фильма ужасов про горстку людей в замкнутом пространстве. Учитывая предыдущие фильмы Грега Маклина, я склонен предположить, что успех этого фильма — всецело заслуга сценариста и продюсера Джеймса Ганна, единственного режиссёра, который смог достойно развернуться в рамках Marvel Cinematic Universe.
      Нашлось место и латиноамериканскому каверу на I Will Survive
      Картина повествует об офисных служащих в некой американской компании «Белко», чей аутсорсинговый офис находится в Колумбии. Очередной рабочий день начинается со внезапного сообщения о том, что до конца дня в здании должно стать на половину сотрудников меньше. Те, кто останется, получат повышение, те, кто уйдут, уйдут навсегда. Правда, есть одна небольшая деталь: все двери и окна в здании заперты, и процесс сокращения кадров должен произойти максимально радикальным методом. И вот в замкнутом пространстве общественная модель офисного бытия даёт трещину, и вчерашние сотрудники делятся на палачей-надзирателей и их пленников. Фильм даже чем-то может по своей психологии напомнить описание работы сталинских «троек» в конце 30-х годов, когда люди должны были выполнять план по репрессиям, иначе сами могли быть репрессированы. Но фильм Маклина не лишён здоровой дозы чёрного юмора, что позволяет сгладить мрачную реальность сообщества, запертого в четырёх стенах. А главное, если вы когда-нибудь работали в офисе, то увидите, что фильм ещё и гиперреалистичный. Офисная банка со скорпионами изображена с поражающей аутентичностью.
      «Роковое искушение» / «Обманутый» / The Beguiled
      реж. София Коппола, 2017 г.

      София Коппола и тут осталась верна себе и своим вкусам, что отчасти стало её проблемой. От фильма к фильму не чувствуется в ней режиссёрского развития, хотя вроде как она пытается каждый раз снимать что-то новое. Только всё равно каждый раз получается всё тот же самый фильм. В случае с «Обманутым» (или, как его назвали в российском прокате, «Роковым искушением») негативную роль также сыграло постоянное сравнение с фильмом 1971 года Дона Сигела. Особенно сильно это подчёркнуто операторской работой Филиппа ле Сурда, явно стилизованной по цвету под кинематограф 70-х. Тот давний фильм отчасти считается картиной, с которой началась режиссёрская карьера Клинта Иствуда. Иствуд, сыгравший главную роль, был инициатором съёмок, поскольку ему понравился роман-первоисточник, и на съёмках он так же пытался добавлять нечто своё в ленту, что привело его к тому, чтобы начать снимать самому. 
      В плане света французский оператор создал весьма туманную, сумеречную картину. Кажется, будто всё происходит в доме с привидениями. Да и все обитательницы пансиона воспринимаются не иначе как призраками из далёкого прошлого, вынужденными жить в плену особняка. Отчасти это перекликается с предыдущими фильмами постановщицы. Как ни крути, а тема пленения и добровольной несвободы в рамках традиций, обрядов и положения в обществе чуть ли не центровая в карьере Копполы. Но с каждым новым фильмом ей всё тяжелее добавлять к этому вопросу новые грани. 
      Интересно, что в «Роковом искушении» только на 64 минуте хронометража неожиданно включается закадровая музыка в виде архаичного электронного эмбиента, а ведь ничто не намекало на наличие саундтрека. Кроме шелеста листвы и пения птиц до этого в ленте ничего не звучало. К сожалению, именно с этого интересного режиссёрского приёма фильм начинает разваливаться. Если первые две трети, решённые в минималистском ключе, Копполе с переменным успехом удались, то ближе к финалу от актёров начало требоваться изображение не призраков Юга в готичном замке эпохи Гражданской войны в США, а чего-то более живого. И именно это не удалось режиссёру. Что особенно странно, ведь прежде она прославилась именно созданием живых образов тех, кто издалека выглядит искусственным, как богатенькие детишки из элитной школы или французская королева Мария Антуанетта.
      «мама!» / mother!
      реж. Даррен Аронофски, 2017 г.

      Легко понять тех, кого этот фильм раздражает. В нём действительно очень много всего, что может вызвать негативную реакцию. Даррен Аронофски взял простенькую фабулу и нанизал на неё несколько десятков смысловых слоёв, из-за чего фильм кажется мешаниной наслаивающихся друг на друга идей. Ближе к финалу мне стало казаться, что я смотрю киноленту польского режиссёра Анджея Жулавского. Безумие, истерики, камера, преследующая хаотичных персонажей, метафоричность и аллегоричность, возведённая в иногда излишний абсолют. И вообще, финальная треть достигает такого градуса эмоциональной неуравновешенности, что почти полностью уничтожает все зачатки рационального восприятия реальности.
      Сам замысел картины «мама!» интересен. С одной стороны, это бытовая история о семейной паре, в которой патриархальный муж не считается с желаниями своей жены, а зритель видит её страдания в этом маскулинном мире; причём именно она является хранителем домашнего очага. С другой, это история Художника, страдающего «звёздной болезнью», и его эго только вредит всем: как его близким, так и поклонникам и ненавистникам, которые, конечно же, появляются сразу после первого успеха. 
      Но очевидно, что основной упор режиссёр делает на две другие трактовки, которые пересекаются друг с другом: религиозную и экологическую. Конечно же, это история от сотворения мира до смерти Христа (плюс немного дальше), рассказываемая через иногда занятные, а иногда забавные метафоры и гиперболы. Чего только стоит «потоп», который вызывают гости на поминках, отказывающиеся встать с раковины, хотя хозяйка их предупреждала, что та не закреплена и на ней сидеть нельзя. И вообще, как только Аронофски доходит до «Вавилонского столпотворения», в мире фильма начинаются такие гвалт и сумасшествие, что мозг закипает, и уже зритель на своей шкуре ощущает всю тягость бытия героини, прекрасно сыгранной Дженнифер Лоуренс. 
      Однако Аронофски не просто пересказывает библейские истории в весьма своеобразном ключе, но и добавляет сюда элемент личной критики. Он вводит в фильм персонажа, отсутствующего в Священном Писании. Речь, конечно, о той, кто в титрах указан как просто «она» (именно с маленькой буквы). Она же вынесена в заголовок «мама!». Условно говоря, если был Он — Творец, то где же Она — Мать? Почему вся авраамическая культура зациклилась на патриархальности и забыла о существовании тех, кто, собственно, и порождает творения? Именно Она в фильме становится той, кто строит дом по Его чертежам, Она даёт вдохновение, Она становится матерью его сына. И конечно же, эко-активист Аронофски не забывает провести параллель с тем, что заглавная героиня, помимо прочих регалий, ещё и Мать-Природа, которую люди изводят наплевательским отношением к дому, который она построила. 
      Интересно, что люди в фильме изображены почти всегда гиперболизированными фанатами её мужа. Но их не в чем винить. Их жизнь и так тяжела и полна проблем, а её муж — Поэт, который своими стихами придаёт смысл жизни. А они возводят его в религию, которая есть «сердце бессердечного мира», как когда-то написал Карл Маркс. Но если Отец-Творец способен на прощение, то ждать пощады от Матери-Природы людям не стоит. Огонь адской печи рано или поздно будет выпущен ею, чтобы спасти Землю от человеческих грехов и дать шанс новому витку жизненного цикла.
      «Мёртвый штиль» / Dead Calm
      реж. Филлип Нойс, 1989 г.

      Потеря ребёнка — трагедия. Сравнима ли она с чем-либо? Вопрос риторический. Супружеская пара, потерявшая в автокатастрофе сына, решает провести сеанс психоанализа, отправившись в турне по Тихому океану, где в тишине и покое сможет уединиться в сладостном забвении. Но бескрайний океан наносит ответный удар. И то, что казалось лучшим местом для ухода в себя, становится пространством, где никто не поможет.
      «Мёртвый штиль» (также распространён странный вариант перевода «Мёртвый омут») — экранизация автора «чёрных романов» Чарльза Уильямса. Но в данном случае не всё так просто. На «КиноПоиске», судя по всему, основываясь на внешних признаках, в похожие фильмы записали «Нож в воде» Романа Полянского. И неудивительно. Там тоже супружеская пара оказывается взаперти на яхте посреди бескрайней водной глади. Да вот только здесь это чисто внешний фон, обманчивая фабула, пусть по форме — стройно выстроенное хичкокианское кино. Куда ближе в плане аналогий новелла Кена Рассела Nessun Dorma из киноальманаха «Ария». Возможно, кому-то такое сравнение покажется странным, но если приглядеться, то схемы, которые применили Рассел и Нойс, весьма похожи. Но если в картине Рассела мы лицезрим сначала фантазию, а затем реальность, причём в равных пропорциях, то в фильме австралийского режиссёра реальность занимает не более пяти минут в начале, а «фантазия» простирается на оставшиеся почти полтора часа.
      Но именно такое разделение позволяет растянуть мир защитной фантазии до долгого кошмарного сна, морока, от которого никак не получается проснуться. Все события, показанные в коротеньком и лаконичном прологе, повторяются вновь, зацикливаются, дробятся, раздваиваются, гиперболизируются, и скрыться от них нельзя. Как герой Сэма Нила оказывается в абсолютном одиночестве посреди вокзального перрона, так и супруги оказываются одни посреди океана. И вроде бы цивилизация совсем рядом, но на деле она запредельно далеко, и вокруг нет никого. Никто не придёт на помощь. Их единственный шанс — только они сами. Незнакомец врывается в их жизнь так же стремительно и неожиданно, как и трагедия. Им кажется, что они готовы ко всему, но на деле для преодоления трудностей важнее всего преодолеть себя. Важно, что незнакомца сыграл американец Билли Зейн, который в австрало-новозеландской компании действительно смотрелся инородным элементом. Хотя забавным фактом является то, что и Николь Кидман, и Сэм Нил родились вовсе не в тех странах, в которых выросли и которые сами считают родными.
      Что важнее, этот пришелец не просто вторгается в их жизнь, но и постепенно ломает героев, доводит до отчаяния. Сдавшийся «морской волк» начинает бессмысленно перекачивать насосом воду, даже не пытаясь найти выход из ситуации. Вчерашняя жертва аварии идёт на совершенно бессмысленный, не ведущий ни к чему, кроме личного позора, шаг. Но оказавшись в такой пограничной ситуации, протагонисты наконец могут начать двигаться навстречу свету. Друг другу. Чтобы действительно забыть прошлое и оставить его покоиться на дне океана.
      К сожалению, несмотря на звёздные имена в актёрском составе, режиссёра, впоследствии обретшего себя на голливудских холмах, и знаменитого Джорджа Миллера в качестве продюсера и режиссёра второй группы, данная лента прошла в момент выхода практически незамеченной. А со временем и вовсе позабылась. Сейчас на неё натолкнуться случайно практически невозможно, что, на мой взгляд, весьма несправедливо. Ведь Нойс смог создать редкий пример того, как вполне зрительское по форме кино оказывается куда глубже при более вдумчивом взгляде.
      «Марсианин» / The Martian
      реж. Ридли Скотт, 2015 г.

      Во время экспедиции на Марс миссии «Арес-3» случается непредвиденная по силе песчаная буря. Экипаж вынужден экстренно покинуть планету. Но в неразберихе один из членов команды — Марк Уотни (Мэтт Дэймон) — оказывается сбит с ног и теряется в темноте недружелюбной планеты. Все считают, что он погиб. Но судьба оказывается к Марку гораздо благожелательней: он выживает, несмотря на ранения, и остаётся один посреди бескрайней пустыни, в которую ещё не ступала нога человека.
      Мировой кинематограф не раз уже обращался к тематике покорения космических далей в целом и Марса в частности. Можно вспомнить «Красную планету» Энтони Хоффмана, «Вспомнить всё» сразу в двух исполнениях: Пола Верховена и Лена Уайзмана, «Миссию на Марс» Брайана Де Пальмы, «Джона Картера» Эндрю Стэнтона. Да хотя бы «Аэлиту» Якова Протазанова. Правда, ближе всего к фильму Ридли Скотта по мысли подошёл бы «Робинзон Крузо на Марсе» Байрона Хэскина. Хотя в этом научно-фантастическом фильме 1964 года (слоган уверяет, что он на 100% соответствует современным научным исследованиям!), пожалуй, было излишне много не столько студийного кино, сколько старого доброго торжества белого человека. И даже местный беглый раб Пятница, становясь другом главного героя, проходил перед этим унизительный обряд смены хозяина.
      Впрочем, «Марсианин» Скотта далёк от этих ужасов сегрегации и посвящён теме покорения мира при помощи научного познания. С учётом космических хитов последних лет это даже начинает напоминать некий тренд. Только «Гравитация» Альфонсо Куарона была всего лишь эффектным аттракционом, а вот «Интерстеллар» Кристофера Нолана оказался действительно впечатляющим именно в человеческом плане фильмом. Редкий случай, когда осознаёшь, что человек тянется к человеку, но для сохранения себя он должен прорваться сквозь горизонт, за пределы мира, ограниченного домашним пейзажем и простенькой наукой выживания.
      К сожалению, фильм Скотта не взлетает дальше марсианских пустынь. Это действительно впечатляюще снятое, наполненное визионерством кино. Но по большей части оно посвящено бытовым проблемам выживания в одиночестве в неблагоприятных условиях. И хотя Скотт выдерживает традиции своих фильмов, рисующих мир, где Бога нет, именно в «Марсианине» одна из центральных тем его творчества практически полностью вынесена за скобки. Даже в сцене, где герой Мэтта Дэймона использует распятие в качестве запала, это показано без присущего прежде Скотту внимания к деталям. Возможно, это осмысленный ход после ярко выраженных антирелигиозных картин «Прометей», «Советник» (ну и что, что эта мысль там зашифрована под толстым слоем невнятных диалогов) и «Исход: Цари и боги».
      Тем более этот ход явно принёс финансовую пользу. «Марсианин» неожиданно идёт вровень с такими титанами кинопроката, как фильмы Куарона и Нолана. Конечно, высоким сборам помогло неожиданное открытие учёных, которые обнаружили на Марсе текучую воду. И вот вновь покорение космоса вышло на первые страницы газет. Пусть и ненадолго, но, на мой взгляд, это всяко интереснее, чем рассуждения лицемерных политиков. И если фильм Скотта и может кого разочаровать, то только поклонников этого британского режиссёра родом из маленькой рыбацкой деревушки. Ведь в «Марсианине» так мало авторского кино Скотта, за вычетом фирменной красивой картинки с минимумом компьютерной графики, и так много Голливуда. Но Голливуда высшего качества, который достоин просмотра.
      А как вы выживаете в замкнутом пространстве?
    • Автор: Outcaster

      После выхода новой части Call of Duty: Modern Warfare в отечественном инфопространстве многие возмутились тем, что русская армия в игре показана как сборище диких садистов, не имеющих ничего святого. Хотя в кинематографе традиция лубочной клюквы «а-ля рюс» давно укоренилась, можно найти примеры чуть ли не с 20-х годов XX века. Но я так глубоко копать для первого раза не буду и пройдусь по заметным примерам из относительной современности. 
      После выхода новой части Call of Duty: Modern Warfare в отечественном инфопространстве многие возмутились тем, что русская армия в игре показана как сборище диких садистов, не имеющих ничего святого. Хотя в кинематографе традиция лубочной клюквы «а-ля рюс» давно укоренилась, можно найти примеры чуть ли не с 20-х годов XX века. Но я так глубоко копать для первого раза не буду и пройдусь по заметным примерам из относительной современности. 
      «Не отступать и не сдаваться» / No Retreat, No Surrender
      реж. Кори Юэнь, 1986 г.

      Жалкий американский тинейджер Джейсон, помешанный на карате и мечтающий быть похожим на Брюса Ли (а знает ли он, что Ли был мастером кунг-фу?), вынужден переехать в новый город, где сталкивается с типичными проблемами: отец не понимает, девушка не догоняет, друга калечат хулиганы (одна из самых странных сцен избиения хулиганами в истории кинематографа), да и сам он, кажется, стукается головой, и является ему второсортный дух самого «Великого дракона» Брюса Ли, который обучает его мастерству самоконтроля. Вдобавок под конец, чтобы окончательно проверить силу духа Джейсона, понаезжают в город гастролёры из страшной и тёмной Советской России во главе с самим Жан-Клодом Ван Даммом, решив навешать старых добрых славянских люлей местным фанатам восточных единоборств. Да не на тех напали.
      Тренировки круче, чем у Рокки
      Вообще, это настолько плохой фильм, что даже весело его смотреть. Странно только, как такой ширпотреб докатился до отечественного проката, будучи выпущенным в 1991 году аж посредством студии «Мосфильм». Ведь в США фильм ждал оглушительный прокатный провал, что не воспрепятствовало появлению ещё двух сиквелов, в одном из которых роль досталась даже Синтии Ротрок. Но в России всё не как у людей, и данный фильм ещё до того, как попал на экраны кинотеатров страны, уже стал культовым на территории победившего социализма посредством «пиратского» видеорынка. А данный жест кинопрокатчиков только укрепил статусную роль фильма, который, мягко говоря, должен был быть забыт уже через пару месяцев после собственной премьеры.
      «Красный рассвет» / Red Dawn
      реж. Джон Милиус, 1984 г.

      Концептуальней было бы назвать опус Джона Милиуса «Как закалялась сталь — U.S. Edition». Но вряд ли у автора этой ура-патриотической поделки в жанре «капреалистического» боевика было весёлое настроение, когда он описывал вторжение Советской Армии на территорию США и юных партизан, вчерашних школьников, дающих ей отпор. И фильм мог бы сгодиться, будь у Милиуса хотя бы нота иронии. Ну или хотя бы попытка показать реалистичную Третью мировую, какой бы фантастической она ни представлялась. Но порадовали советские солдаты, первым делом сменяющие репертуар местного кинотеатра на фильм Сергея Эйзенштейна. В остальном режиссёр выдал отборнейший бред с жутко серьёзной миной. И Патрик Суэйзи в роли этакой смеси Джона Рэмбо и Павки Корчагина, который ведёт своих ребят к светлому демократическому будущему, но подобно Чапаеву (в фильме даже есть аллюзия на эпизод с картошкой, пусть и, скорее всего, не специальная), героически погибает от рук мерзких «большевиков», ради того чтобы в финале прозвучало: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить».
      Интересно, что в нулевые был снят ремейк данного хита 80-х. Но если в условиях «рейганомики» его особенности смотрелись логичным продолжением политики страны, а герои обладали внешними приметами архетипических героев Америки, то ремейк всего этого лишён. Наивно думать, что эти смазливые ребята могут постоять за себя, если даже их лидер в исполнении Криса Хемсворта больше похож на парня из рекламы D&G. Да и остальные ребята не лучше. Ведь первое, о чём они думают, вспоминая мирное время, — то, как они играли в Call of Duty. Зато этот фильм говорит о том, насколько сильно влияние игры от Activision Blizzard на умы американских подростков.
      Но в ремейке детишки стали осознанными террористами, сравнивая своё положение с положением жителей Ирака. Мысль немного подрывная, но испорчена полным идиотизмом, который посетил сценаристов, когда они выдумали генерального врага: по сюжету КНДР поработила США (ещё бы Буркина-Фасо вспомнили). Причём страну-агрессора сменили в последний момент: изначально было заявлено, что США захвачены КНР, но против Китая нет приёма. Зато это создало дополнительную аллюзию на мир видеоигр — а если точнее, на дилогию Homefront.
      «Рокки 4» / Rocky IV
      реж. Сильвестр Сталлоне, 1985 г.

      Боли нет!
      Даром что у фильма был целый ряд номинаций на премию «Золотая малина», данный опус скорее заслужил номинацию на «Оскар» в категории «Лучший монтаж». Он действительно хорош. Не особо углубляясь в сюжетные перипетии, Сталлоне просто выдал формалистский опыт, представив в качестве фильма сборник эффектных видеоклипов. В перерывах герои разговаривают, но в целом не сильно напрягаются. Примирительный пафос финала о том, что лучше биться до смерти на спортивных аренах, чем воевать по-настоящему, весьма забавно накладывается на местных гостей из советского прошлого (у них даже гимн СССР образца 1943—1954 годов!)
      Не баян, а классика
      В отрыве от вполне неплохой четвёртой части оригинальный «Рокки» всё равно останется в истории. Не только из-за «Оскара» за лучший фильм года, но и как фильм, задавший тренды в спортивных драмах. Вышел целый ряд подражателей, вплоть до почти покадровых, как недавний «Левша» Антуана Фукуа. Кроме прочего, нельзя забыть о том, что это первый фильм, на котором использовалась система стедикам. Возможно, в «Рокки» она не так уж и сильно влияет на общую картину, но вообще, это одна из последних серьёзных технических новаций, повлиявших на киноязык в принципе.
      «Рождённый американцем» / Born American
      реж. Ренни Харлин, 1986 г.

      Пока знаменитый финский режиссёр Аки Каурисмяки отправлял своих героев с надеждой на лучшую жизнь в Таллин, его соотечественник Лаури Мориц Харьола (в миру известный под псевдонимом Ренни Харлин) снимал фильм о трёх американских студентах-туристах, которые, прослышав, что тысячи человек незаконно пересекают границу и исходят из СССР на Запад, решают перейти границу в обратном направлении. Just for fun. И веселья они хлебнут сполна. Из-за этой горстки любителей «кока-колы» с лица Земли исчезнет «деревня» Владимир, но почему-то никто не верит, что они всего лишь туристы, которые проходили мимо. Без суда и следствия они оказываются в жуткой советской тюрьме, где есть только одно правило: «Никаких правил», а в карцере заключённые играют в шахматы не на жизнь, а на смерть. И вырваться оттуда смогут только настоящие американцы, для которых свобода не пустой звук.
      Занятно, что 20 с лишним лет спустя Харлин вернулся к русофобской теме с фильмом «5 дней в августе» о грузино-осетинском конфликте 2008 года. Правда, за четверть века кинематографист растерял зачатки таланта, и фильм не может похвастаться даже теми редкими стильными видеоклиповыми сценами, которые были свойственны похождениям американского туриста в советской тюрьме. Разве что Энди Гарсиа, не понятно как залетевший в этот проект, пытается соответствовать образу.
      «Транссибирский экспресс» / Transsiberian
      реж. Брэд Андерсон, 2007 г.

      Американец Брэд Андерсон — автор крепких жанровых фильмов, пусть и начинал свою карьеру с типичных фильмов для фестиваля «Сандэнс». Его «Исчезновение на 7-й улице» и сегодня вошло бы в список самых страшных кинолент, что я видел; даже с поправкой на то, что кроме атмосферы ужаса всё остальное в той ленте выполнено на посредственном уровне. Потому «Транссибирский экспресс» я воспринимал с надеждой, несмотря на обилие негативной критики, связанной с русской темой.
      Картина оказалась весьма необычной по своей структуре. Начинается она как мелодраматическое роуд-муви, а заканчивается раскрытием коррупционных связей российской милиции с наркоторговцами. Между этими двумя пунктами «Транссибирский экспресс» успевает побыть ироничным триллером в хичкоковском стиле а-ля «Леди исчезает», психологической драмой под «достоевщину», жёстким пыточным кино и т. д. Плюс все эти жанровые повороты снабжены соответствующими сюжетными твистами. Проблема оказывается иной. Дело даже не в смешном лубочно-чернушном отображении российских реалий, созданных при активном участии литовских кинематографистов (это вполне простительно, так как и отечественные деятели целлулоидного искусства любят пофантазировать о мрачной русской глубинке). Фильм запредельно скучно смотреть. Нашпиговав его набором потенциально напряжённых сцен и рядом сюжетных поворотов, режиссёр банально не смог придать фильму нужный ритм, чтобы он смотрелся настолько динамично, насколько был придуман.
      Конечно, это далеко не исчерпывающий список картин, в которых русские-советские граждане показаны в таком странном виде. Но возможно, у нас ещё будут поводы вспомнить и о других.



Zone of Games © 2003–2024 | Реклама на сайте.

×