Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
RAUL_duke

[Рецензия] Botanicula (PC)

Рекомендованные сообщения

Игровая индустрия — сложнейшая система. Конкурирующие компании, баланс сил, тенденции и закономерности развития, законы существования, тысячи правил и постулатов. Каждое мало-мальски значимое событие, подобно знаменитой бабочке, может всколыхнуть весь игропром сверху донизу, изменив будущее одного или нескольких жанров. А те живут своей жизнью, эволюционируют или стагнируют, вопреки или согласно пожеланиям аудитории. Всё это — целая экосистема, настоящий биом.

Так вот: Якуб Дворски обо всём этом решительно ничего не желает знать.

Мы уже убедились на примере Samorost, как глубоко начхать талантливому чеху на окружающую среду: вместо анимационного фильма в качестве дипломной работы Якуб сотворил игру. Игру без единой конкретной привязки, где нет персоналий, имён и мест, а есть только восприятие и раздражители восприятия. Machinarium наглядно показал, как он независим от жанровых стандартов и ожиданий. Наконец, Botanicula даёт окончательное решение вопроса о взглядах пана Дворски. Он сферический и в вакууме. Набивший оскомину интернет-мем как нельзя лучще иллюстрирует ситуацию. А Botanicula — сферическая в кубе. Бредовый эпитет для бредовой игры.

38_th.jpg 43_th.jpg 39_th.jpg 35_th.jpg

Придумайте подзаголовок сами. Что я вам, няня?

Прошу прощения за [censored]ганство строчкой выше, но иначе нельзя: девиз «Придумывайте сами» прослеживается от начала до конца игры. Даже с жанровой принадлежностью начинаются проблемы: формально Botanicula — классический квест... но к ней невозможно подходить с обычными для квестов мерилами. Головоломки, взаимодействия предметов с предметами и персонажей с персонажами — всё построено иначе, по-своему.

Что играет ключевую роль в квестах? Капитан Очевидность подсказывает, что сюжет. Которого тут нет. Есть последовательная череда событий, как в сказке, поэтому придираться к сценарию игры невозможно; с большим успехом можно упрекнуть «Колобка» в «непроработанности персонажей». Кстати, главных героев здесь целых пять: Физалис (известный в народе как китайский фонарик), Веточка с тягой к немотивированному растяжению, летучее однокрылое Пёрышко, мордоворот — Мак и гуттаперчевый Опёнок. Каждый в меру своих сил и способностей помогает остальным преодолеть то или иное препятствие на пути к спасению родного дерева от злобных паукообразных паразитов с замашками охотников из трилогии братьев Вачовски.

По традиции, которую однажды завела Amanita Design, в их играх нет ни единого человеческого слова, устного или письменного (кроме главного меню). Но если «ноунеймовость» не бросалась в глаза, когда мы водили Йозефа по Машинариуму (мы могли по-своему окрестить почти каждого персонажа), то Botanicula местами натурально ставит в тупик. Пересказывать её события — пытка похуже железной девы: мы помогли вон тому чудику, ну который на картофелину похож, достать вот такую штукенцию навроде яйца... и так далее. Вместе с текстом Якуб начисто отверг вербальность; образы из его воспалённого воображения перекочевали в игру напрямую, минуя стадии кодификации, обзывания и создания концепта. Как будто в насмешку Botanicula содержит коллекцию карточек со всеми... существами, которые встречаются в игре. Пробел в ваших знаниях она не заполнит — там тоже нет ни единой буковки.

Пытаться описать мир Botanicula — ещё один Сизифов труд. Говоря грубо: это микромир, живущий по правилам макромира, которые избирательно потырены отовсюду. С самого начала нам намекают, что персонажи по размерам не больше своих реальных прототипов. Но игровой мир настолько огромен, что заданная изначально площадь — одно-единственное дерево — раздувается до фантастических масштабов. Мало того, это чудо-растение обнаруживает в себе целые биомы, которые ну совсем уж оторваны от реальности: внутри древесной толщи вы однажды обнаружите океан. Но и этот таинственный водоём чем-то похож на свой аналог. Несколько представлений о нашем мире перекрещиваются в одном месте, наслаиваются на абстракцию, фантазии, и получается...

И получается Botanicula.

42_th.jpg 32_th.jpg 40_th.jpg 36_th.jpg

Агрессивная микрофлора

Помнится, Machinarium хвалили за избыточную интерактивность: например, железные птички упархивали от курсора, создавая иллюзию живого мира. Эту идею в Amanita Design возвели в культ. Каждый листочек, каждая тварь, каждое неведомое и неописуемое нечто реагирует на щелчки мыши и даже на пролетающий поблизости указатель. Можно полчаса гонять по зарослям прыгучего мерзавца, который в конце концов тяпнет Веточку за глаз (Глаз у веточки? Привыкайте), а можно пройти мимо и никогда не увидеть эту занимательную сцену. Таких примеров — уйма. Вышеупомянутую коллекцию карточек надо заполнять собственноручно, отыскивая живность (живность ли?) в таких местах, куда и в голову не придёт заглядывать.

Видимо, поэтому сюжетная... пардон, центральная линия вызывает недоумение. В каждой главе требуется собрать N-ное число предметов Х. Сначала ключи, потом детёнышей некоего создания, какие-то птицеподобные бегуны, служащие двигателем... в ходе поисков, конечно, придётся совершить множество удивительных и неожиданных манипуляций, которые не дадут заскучать, но наличие счётчика в углу экрана всегда немного напрягает.

Зато игру обошла стороной жанровая болячка — раздутый инвентарь, из-за чего головоломки превращаются в кошмар. Три четверти времени хламосборник вообще пустует, и неспроста: необычность сеттинга, в котором совмещаются, так сказать, параллельные прямые, не оставляет выбора для применения. Если нашёлся шлем циркача, то он обязательно понадобится малышу, который забрался в пушку. Алогичность породила логичность.

В глаза смотри!

Про внешний вид Botanicula даже стыдно начинать разговор. Кажется, что неосторожным словом недолго обесценить ту дивную красоту пастельных тонов, что предстаёт перед глазами. Первая ассоциация, которая возникает при взгляде на местные пейзажи — удивительный сон, где нет ни рамок, ни ограничений, ни правил. Возможно, этого добились сознательным отторжением всех привычных стереотипов. Да, можно провести аналогии между тем, что вы встретите в Botanicula, и нашей действительностью; но внешнего сходства вы не найдёте. Пожалуй, без этого визуального ряда пропала бы львиная доля обаяния игры.

50_th.jpg 41_th.jpg 47_th.jpg 44_th.jpg

И без озвучки. Тоненькие детские голосочки, камлание шамана, безумное хихиканье. Между прочим, естественные звуки тоже проиллюстрированы голосом. Игра не стесняется залезть в ваше сокровенное прошлое: наверное, каждый в раннем детстве, выводя одному себе понятные кривульки, обязательно дополнял картину нужным звуком. Если танк, то «ты-дыщ», говоря грубым и громоздким языком взрослых. Музыка задаётся той же целью — вернуть детское восприятие, для которого всё вокруг в новинку. Вот поэтому саундтрек хаотичен, сбивчив и непоследователен, позволяет себе любые чудачества и безобразия (фоновые напевы, бряцанье на струнах, какие-то посторонние звуки, сплетающиеся в систему) и разительно отличается даже от эмбиента в Machinarium, который, при всех своих достоинствах, был весьма... обыкновенным.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Игра в первоначальном значении — это подражание, иногда ни разу не похожее на объект подражания. Подражание, а не дословная симуляция, к которой нас приучили игры компьютерные. Botanicula возвращается к исходному понятию и освобождается от привязок к реальности. Капелька абсурда в мире железной логики.

ourchoice_small.png
Итоговая оценка — 9,0.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Одна из лучших игр, в которую я играл. Ей богу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Ведь и Саморост и Машинариум и вот теперь и Ботаникула -- развивают логику, творческое воображение, мышление

помню в Саморосте надо было выкурить кальян чтобы получить ключ или что то такое.

в Батаникуле нажимать на птичек, пока не прилетить большая птичка, чтобы залезть к ней в рот и отобрать у какого то гриба перышко.

где тут логика?

лично я никак не могу пройти уровень, где надо управляя листочками попасть капелькой в определенное место,

после 20 попыток бросил)

Изменено пользователем lREM1Xl

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

блин я так и застрял на ключах последних двух,достало бегать туда-сюда, так и не смог понять что делать)

совсем шутеры думать разучили в играХ)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Игра великолепна. прошел два раза с огромным удовольствием. постоянно хохотал в голос

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

И как вообще рука поднялась поставить этому чуду меньше десятки?))

Но это лирика, статья отличная, прочёл с удовольствием).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

машинариум прошел на одном дыхании, буду смотреть что это за чудо

Изменено пользователем To@D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Машинариум и Саморост прошёл с интересом, а вот ботаникула что то не зацепила... Уж слишком, на мой взгляд, увлеклись авторы медитативом и абстракцией...

А рецензия очень хорошо написанна, интересно и приятно было почитать... Просто на десяточку...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Всегда удивляло, что же в подобных незатейливых играх такого особенного, что они огребают столь высокие оценки.

Но меня все-таки такие игры не возбуждают. Не смотря на свою показушную оригинальность, они все как на одно лицо. Очередная очень "стильная" и очень "атмосферная" инди-поделка.

10000%! Я также заметил больную тенденцию ставить говёным поделкам (это моё оригинальное мнение), якобы претендующим на оригинальность и художественность, высокие оценки.

И на агру этим страдают и тут также. Такая тенденция сохраняется уже несколько лет. Мне-то всё-равно. У меня есть личное мнение. А вот игрокам, которые ориентируются на вышеозначенные и другие интернет-порталы по играм, просто пускают пыль в глаза и прививают дурной вкус. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Есть мнение что вкуса у вас нет вовсе, как и умственных способностей понимать нестандартные игры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Шикарная игра. настоящая, сделанная с душой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очередной инди мусор. Которому лепят высокие оценки всякие доморощенные эстеты - "не быдло", вот лишь бы выпендриться некоторым. Игра на балов 5 еле тянет, потому что это почти игра, а не что-то полноценное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Продвигаемые темы

  • Последние сообщения

    • @LoadRunner Если получится распаковать все текстуры и тексты, скинь их сюда, пожалуйста. Хотелось бы помочь с переводом любимой игры)
    • Как установить на Стим дек? Вроде делаю все как надо, но перевод не встаёт 
    • Все ноют от того, что в этом "Next Gen Update", нет, собственно "Next Gen-а" как такового. И в целом, в нём мало что есть. Ну, кроме того, что он половину модов сделал не рабочими. Графика? На ПС4 была мылом без теней, на ПС5 мылом без теней и осталась. На XBOX ситуация аналогичная. На ПК графика лучше, чем на консолях, только вот она и до "Next Gen-а" была лучше. А после него осталась без изменения. И в чём, собственно, "Next Gen"? От графона 2015г. хотят, чтоб он хотя бы на новых консолях был такой же, как и на ПК. Ладно ещё старые консоли, там урезанную графику хоть оправдать слабым железом можно, но на новых то чем? Дали 60 фпс? Ну чудно, только вот на консолях этого добились тем, что графика игры 2015г урезана до графики игр года 2012. На ПК, впрочем, даже этого не добились. В бостоне как было падение до 30 фпс, так и осталось. Спасибо, что хоть там графику не даунгрейдили. Поддержка широкоформатных мониторов? Ну это да, действительно хорошо, но что это даёт тем, у кого нет таких мониторов? Может быть хотя бы исправлены баги? Ну да, исправили порядка 20. Круто. Но учитывая их общее количество, это слёзы, а не исправление. Да и исправили, на мой взгляд, какие-то максимально локальные баги Про квесто-моды, не вписывающиеся ни в лор, ни даже в геймплей, говорить не буду. То, что это бесплатно не оправдывает то, что это просто халтура. Вы (разработчики, а не конкретно комментатор) анонсировали "Next Gen Update", соизвольте дать этот "Next Gen" хотя бы в небольшом количестве. Вы не дали. Ладно. Но при этом вы сделали кучу модов не рабочими. А моды эти, словом, давали какой-никакой "Next Gen". Фактически, ПК игрокам за бесплатно отрубили кучу модов. Консольщикам... Да кроме 60 фпс, полученных урезанием графики, ничего и не дали то вроде.
    • Представь себе, не всем дано понимать что ты там предполагаешь.  Это буквально то, на что прямо отсылается игра.  Мы говорим именно про игру из ролика. 
      В ролике эдакий клон Джаги. Что собственно и заставляет лично меня ждать игру.  Каких то конкретных минусов (как впрочем и плюсов) я там не увидел. 
      То что авторы клепают мобилки то же не показатель. Вон авторы Эндерала то же около-мобилки клепают. 
    • неизвестный мне фильм загляну на огонёк зы а как насчёт Hell Comes To Frogtown 
    • @Vochatrak-az-ezm Серьезно, это надо объяснять? Я, понимаю, взвалена роль защитника проекта, но тут-то дурачка включать не надо.  Это попытка в сарказм? Тип, прям такое недоумение и непонимание? https://yandex.ru/games/developer/44553 Ознакомьтесь с творениями, прежде чем так защищать их. Серьезная контора. 
    • Рекорд онлайна в почти десяток раз больше чем за все время это “не заметно” ? А что тогда — заметно? Игра никогда стока игроков не привлекала, как сейчас. Плюс, она всеж стала более менее тем, что можно назвать игрой и наверняка часть игроков задержится. Если при 10к онлайна Беседка продолжала ее активно поддерживать, то при 20к (если хотяб стока останется после того как ажиотаж спадет) — это неимоверно успешный успех для F76.
    • Да, скорее всего.  Просто смутило, что ниже написано “Машины смерти”, а так именно фильм 76-го назывался.
    • Какого Дубля?! (What the Dub?!) - Версия 2.3 от 01.04.2024

      Ссылка для скачивания: https://www.tdot.space/wtd/

      Список изменений:
      - ИГРА: Убрано упоминание playwtd.ru. Ныне игровым сайтом-контроллером выступает wtd.tdot.space
      - ИГРА: Увеличено допустимое время для кастомных звуковых эффектов (SFX). Теперь игра позволяет воспроизводить кастомные SFX длительностью более 5 секунд, но не более 15 секунд.
      - ИГРА: Обновлены фразы, призывающие зайти на сайт и ввести код комнаты.
      - ИГРА и УСТАНОВЩИК: Добавлен пак с сотней мемных звуков! При установке перевода следует выбрать соответствующую опцию, затем в игре появятся мемные SFX (эти звуки обозначаются припиской [МЕМЫ]).
      - МАСТЕРСКАЯ: Добавлен новый первоапрельский набор клипов от TDoT в Мастерскую Steam. В наборе 21 клип из мемов, некоторые из которых содержат ненормативную лексику.
      Ссылка: https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=3208285882

      Как установить перевод:
      Скачайте установщик и следуйте инструкциям. Если у вас уже была установлена старая версия перевода, перед установкой обязательно удалите прошлую версию при помощи файла unins000.exe (он находится в папке игры).
      Либо полностью удалите папку с игрой, заново скачайте игру и установите перевод.
      P.S. Обычно, второй способ самый действенный.

      СТРИМЕРАМ:
      Перед началом стрима рекомендуем заглянуть в раздел "Настройки Стримера" в игре и проверить работоспособность перевода.
  • Изменения статусов

  • Лучшие авторы


Zone of Games © 2003–2024 | Реклама на сайте.

×