RAUL_duke 2 Опубликовано: 8 июня, 2012 Игровая индустрия — сложнейшая система. Конкурирующие компании, баланс сил, тенденции и закономерности развития, законы существования, тысячи правил и постулатов. Каждое мало-мальски значимое событие, подобно знаменитой бабочке, может всколыхнуть весь игропром сверху донизу, изменив будущее одного или нескольких жанров. А те живут своей жизнью, эволюционируют или стагнируют, вопреки или согласно пожеланиям аудитории. Всё это — целая экосистема, настоящий биом. Так вот: Якуб Дворски обо всём этом решительно ничего не желает знать. Мы уже убедились на примере Samorost, как глубоко начхать талантливому чеху на окружающую среду: вместо анимационного фильма в качестве дипломной работы Якуб сотворил игру. Игру без единой конкретной привязки, где нет персоналий, имён и мест, а есть только восприятие и раздражители восприятия. Machinarium наглядно показал, как он независим от жанровых стандартов и ожиданий. Наконец, Botanicula даёт окончательное решение вопроса о взглядах пана Дворски. Он сферический и в вакууме. Набивший оскомину интернет-мем как нельзя лучще иллюстрирует ситуацию. А Botanicula — сферическая в кубе. Бредовый эпитет для бредовой игры. Придумайте подзаголовок сами. Что я вам, няня? Прошу прощения за [censored]ганство строчкой выше, но иначе нельзя: девиз «Придумывайте сами» прослеживается от начала до конца игры. Даже с жанровой принадлежностью начинаются проблемы: формально Botanicula — классический квест... но к ней невозможно подходить с обычными для квестов мерилами. Головоломки, взаимодействия предметов с предметами и персонажей с персонажами — всё построено иначе, по-своему. Что играет ключевую роль в квестах? Капитан Очевидность подсказывает, что сюжет. Которого тут нет. Есть последовательная череда событий, как в сказке, поэтому придираться к сценарию игры невозможно; с большим успехом можно упрекнуть «Колобка» в «непроработанности персонажей». Кстати, главных героев здесь целых пять: Физалис (известный в народе как китайский фонарик), Веточка с тягой к немотивированному растяжению, летучее однокрылое Пёрышко, мордоворот — Мак и гуттаперчевый Опёнок. Каждый в меру своих сил и способностей помогает остальным преодолеть то или иное препятствие на пути к спасению родного дерева от злобных паукообразных паразитов с замашками охотников из трилогии братьев Вачовски. По традиции, которую однажды завела Amanita Design, в их играх нет ни единого человеческого слова, устного или письменного (кроме главного меню). Но если «ноунеймовость» не бросалась в глаза, когда мы водили Йозефа по Машинариуму (мы могли по-своему окрестить почти каждого персонажа), то Botanicula местами натурально ставит в тупик. Пересказывать её события — пытка похуже железной девы: мы помогли вон тому чудику, ну который на картофелину похож, достать вот такую штукенцию навроде яйца... и так далее. Вместе с текстом Якуб начисто отверг вербальность; образы из его воспалённого воображения перекочевали в игру напрямую, минуя стадии кодификации, обзывания и создания концепта. Как будто в насмешку Botanicula содержит коллекцию карточек со всеми... существами, которые встречаются в игре. Пробел в ваших знаниях она не заполнит — там тоже нет ни единой буковки. Пытаться описать мир Botanicula — ещё один Сизифов труд. Говоря грубо: это микромир, живущий по правилам макромира, которые избирательно потырены отовсюду. С самого начала нам намекают, что персонажи по размерам не больше своих реальных прототипов. Но игровой мир настолько огромен, что заданная изначально площадь — одно-единственное дерево — раздувается до фантастических масштабов. Мало того, это чудо-растение обнаруживает в себе целые биомы, которые ну совсем уж оторваны от реальности: внутри древесной толщи вы однажды обнаружите океан. Но и этот таинственный водоём чем-то похож на свой аналог. Несколько представлений о нашем мире перекрещиваются в одном месте, наслаиваются на абстракцию, фантазии, и получается... И получается Botanicula. Агрессивная микрофлора Помнится, Machinarium хвалили за избыточную интерактивность: например, железные птички упархивали от курсора, создавая иллюзию живого мира. Эту идею в Amanita Design возвели в культ. Каждый листочек, каждая тварь, каждое неведомое и неописуемое нечто реагирует на щелчки мыши и даже на пролетающий поблизости указатель. Можно полчаса гонять по зарослям прыгучего мерзавца, который в конце концов тяпнет Веточку за глаз (Глаз у веточки? Привыкайте), а можно пройти мимо и никогда не увидеть эту занимательную сцену. Таких примеров — уйма. Вышеупомянутую коллекцию карточек надо заполнять собственноручно, отыскивая живность (живность ли?) в таких местах, куда и в голову не придёт заглядывать. Видимо, поэтому сюжетная... пардон, центральная линия вызывает недоумение. В каждой главе требуется собрать N-ное число предметов Х. Сначала ключи, потом детёнышей некоего создания, какие-то птицеподобные бегуны, служащие двигателем... в ходе поисков, конечно, придётся совершить множество удивительных и неожиданных манипуляций, которые не дадут заскучать, но наличие счётчика в углу экрана всегда немного напрягает. Зато игру обошла стороной жанровая болячка — раздутый инвентарь, из-за чего головоломки превращаются в кошмар. Три четверти времени хламосборник вообще пустует, и неспроста: необычность сеттинга, в котором совмещаются, так сказать, параллельные прямые, не оставляет выбора для применения. Если нашёлся шлем циркача, то он обязательно понадобится малышу, который забрался в пушку. Алогичность породила логичность. В глаза смотри! Про внешний вид Botanicula даже стыдно начинать разговор. Кажется, что неосторожным словом недолго обесценить ту дивную красоту пастельных тонов, что предстаёт перед глазами. Первая ассоциация, которая возникает при взгляде на местные пейзажи — удивительный сон, где нет ни рамок, ни ограничений, ни правил. Возможно, этого добились сознательным отторжением всех привычных стереотипов. Да, можно провести аналогии между тем, что вы встретите в Botanicula, и нашей действительностью; но внешнего сходства вы не найдёте. Пожалуй, без этого визуального ряда пропала бы львиная доля обаяния игры. И без озвучки. Тоненькие детские голосочки, камлание шамана, безумное хихиканье. Между прочим, естественные звуки тоже проиллюстрированы голосом. Игра не стесняется залезть в ваше сокровенное прошлое: наверное, каждый в раннем детстве, выводя одному себе понятные кривульки, обязательно дополнял картину нужным звуком. Если танк, то «ты-дыщ», говоря грубым и громоздким языком взрослых. Музыка задаётся той же целью — вернуть детское восприятие, для которого всё вокруг в новинку. Вот поэтому саундтрек хаотичен, сбивчив и непоследователен, позволяет себе любые чудачества и безобразия (фоновые напевы, бряцанье на струнах, какие-то посторонние звуки, сплетающиеся в систему) и разительно отличается даже от эмбиента в Machinarium, который, при всех своих достоинствах, был весьма... обыкновенным. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Игра в первоначальном значении — это подражание, иногда ни разу не похожее на объект подражания. Подражание, а не дословная симуляция, к которой нас приучили игры компьютерные. Botanicula возвращается к исходному понятию и освобождается от привязок к реальности. Капелька абсурда в мире железной логики. Итоговая оценка — 9,0.(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Mr_Simon 431 Опубликовано: 8 июня, 2012 Одна из лучших игр, в которую я играл. Ей богу. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
lREM1Xl 5 Опубликовано: 8 июня, 2012 (изменено) Ведь и Саморост и Машинариум и вот теперь и Ботаникула -- развивают логику, творческое воображение, мышление помню в Саморосте надо было выкурить кальян чтобы получить ключ или что то такое. в Батаникуле нажимать на птичек, пока не прилетить большая птичка, чтобы залезть к ней в рот и отобрать у какого то гриба перышко. где тут логика? лично я никак не могу пройти уровень, где надо управляя листочками попасть капелькой в определенное место, после 20 попыток бросил) Изменено 8 июня, 2012 пользователем lREM1Xl Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ST GT 23 Опубликовано: 8 июня, 2012 блин я так и застрял на ключах последних двух,достало бегать туда-сюда, так и не смог понять что делать) совсем шутеры думать разучили в играХ) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
akidaki99 0 Опубликовано: 8 июня, 2012 Игра великолепна. прошел два раза с огромным удовольствием. постоянно хохотал в голос Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
KramBamBoo 0 Опубликовано: 8 июня, 2012 И как вообще рука поднялась поставить этому чуду меньше десятки?)) Но это лирика, статья отличная, прочёл с удовольствием). Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
To@D 296 Опубликовано: 9 июня, 2012 (изменено) машинариум прошел на одном дыхании, буду смотреть что это за чудо Изменено 9 июня, 2012 пользователем To@D Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Toorior 0 Опубликовано: 9 июня, 2012 Машинариум и Саморост прошёл с интересом, а вот ботаникула что то не зацепила... Уж слишком, на мой взгляд, увлеклись авторы медитативом и абстракцией... А рецензия очень хорошо написанна, интересно и приятно было почитать... Просто на десяточку... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Gonanda 5 Опубликовано: 11 июня, 2012 Всегда удивляло, что же в подобных незатейливых играх такого особенного, что они огребают столь высокие оценки. Но меня все-таки такие игры не возбуждают. Не смотря на свою показушную оригинальность, они все как на одно лицо. Очередная очень "стильная" и очень "атмосферная" инди-поделка. 10000%! Я также заметил больную тенденцию ставить говёным поделкам (это моё оригинальное мнение), якобы претендующим на оригинальность и художественность, высокие оценки. И на агру этим страдают и тут также. Такая тенденция сохраняется уже несколько лет. Мне-то всё-равно. У меня есть личное мнение. А вот игрокам, которые ориентируются на вышеозначенные и другие интернет-порталы по играм, просто пускают пыль в глаза и прививают дурной вкус. :) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Bkmz 1 974 Опубликовано: 11 июня, 2012 Есть мнение что вкуса у вас нет вовсе, как и умственных способностей понимать нестандартные игры. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
toNY 16 Опубликовано: 17 июня, 2012 Шикарная игра. настоящая, сделанная с душой. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Lawgun 0 Опубликовано: 22 июня, 2012 Очередной инди мусор. Которому лепят высокие оценки всякие доморощенные эстеты - "не быдло", вот лишь бы выпендриться некоторым. Игра на балов 5 еле тянет, потому что это почти игра, а не что-то полноценное. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение