Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
james_sun

[Рецензия] Surviving Mars (PC)

Рекомендованные сообщения

banner_st-rv_survivingmars_pc.jpg

Загадочная Красная планета издревле будоражила людские умы. Именно с Марса к нам прибыли зловещие инопланетные захватчики в знаменитой «Войне миров» Герберта Уэллса, именно там разворачивалось действие культовых «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери. Примерно до середины прошлого века у землян не было особых сомнений в том, что на нашем соседе по Солнечной системе тоже есть жизнь — возможно даже, вполне разумная. Ну а когда научно-технический прогресс все же развеял различные мифы касательно жизни на Марсе (особенно жаль известное прежде каменное лицо), это не помешало кому-то продолжать клепать фантастические ленты, связанные с ближайшими к нам инопланетянами, а кому-то — вовсю готовиться к колонизации четвертой планеты от Солнца. 


Загадочная Красная планета издревле будоражила людские умы. Именно с Марса к нам прибыли зловещие инопланетные захватчики в знаменитой «Войне миров» Герберта Уэллса, именно там разворачивалось действие культовых «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери. Примерно до середины прошлого века у землян не было особых сомнений в том, что на нашем соседе по Солнечной системе тоже есть жизнь — возможно даже, вполне разумная. Ну а когда научно-технический прогресс все же развеял различные мифы касательно жизни на Марсе (особенно жаль известное прежде каменное лицо), это не помешало кому-то продолжать клепать фантастические ленты, связанные с ближайшими к нам инопланетянами, а кому-то — вовсю готовиться к колонизации четвертой планеты от Солнца. 

В последнее время, конечно, все с надеждой смотрят на Илона Маска, давней мечтой которого как раз и является появление стабильной человеческой колонии на Марсе. Его, к слову, в своих рецензиях на Surviving Mars упомянули практически все профильные издания. 

Что ж, у этой игры и намерений Маска и правда есть кое-что общее: в обоих случаях творцам еще предстоит сделать очень и очень многое. 

banner_st-rv_survivingmars_pc.jpg

Эта сложная планета

В конце прошлого века существовало два основных плана по мирному захвату Красной планеты. Один из них подразумевал долгое и кропотливое терраформирование поверхности путем отправки бактерий, водорослей и живучих видов деревьев, дабы впоследствии люди могли прийти в бывшие пустыни и жить там безо всякого дополнительного снаряжения — то есть как у себя дома. 

Создатели же серии Tropico выбрали для своей новой игры более быстрый и оттого более затратный способ экспансии — а именно строительство городов-поселений, сокрытых под защитными куполами. 

Впрочем, основательную подготовку данный метод отнюдь не отменяет. В начале игры необходимо выбрать спонсора колонизации Марса — от этого во многом зависит сложность. Забавно, что наименьший уровень сложности ждет игроков в случае выбора Международной программы или США, а наибольший — при игре под покровительством России или даже самой Paradox Interactive, выступившей в качестве издателя проекта. Где-то посередине оказались Европа и немного видоизмененная компания упомянутого Маска — Space Y. 

Спонсора, еще раз, следует выбирать внимательно, поскольку от этого напрямую зависят очень важные стартовые условия для создания жизнеспособной колонии. 

5.jpg

Наша китайская ракета готова к покорению Марса. Осталось лишь разобраться с ее содержимым.

Заодно пользователи могут назначить руководителя экспедиции, который будет предоставлять развивающемуся поселению определенные бонусы. 

Ну а дальше все просто: ставим себе понравившийся логотип и таинственное сюжетное испытание, корректируем по желанию состав первой ракеты и отправляемся в путь. 

На подлете к планете игра предлагает нам выбрать место посадки. Следует помнить, что Марс в нынешнем своем состоянии — место очень беспокойное и опасное. Его атмосфера не способна задерживать метеориты и регулировать климат; у поверхности тут и там возникают нереалистичные и подсмотренные у «Марсианина» мощные песчаные бури. Кроме того, от выбора территории зависит доступность стратегически важных ресурсов — поэтому определяться тут также нужно с умом. 

Людей на первой ракете нет по понятным причинам — в нынешних условиях делать им на Марсе нечего. Поначалу всю грязную работу делают дроны и автоматический транспорт. Главной задачей является постройка электростанций и автоматических заводов по добыче необходимого сырья, а также протяжка кабелей. Совсем не лишне заняться и исследованием — как прилегающих территорий на предмет залежей ценных ресурсов и аномалий, так и древа технологий, которое при каждом прохождении генерируется случайным образом.

В первом случае необходимо сканировать поверхность пустынной планеты с орбиты и использовать полуавтоматических разведчиков. Во втором — привлекать дополнительных ученых на Земле за большие деньги (исследования тут, кстати, проходят очень долго) или строить местные лаборатории — но для их работы как раз нужны будут колонисты. Подстегивать открытия новых технологий могут успешно изученные аномалии — главное, следить за тем, чтобы у вашего разведчика не иссяк заряд аккумулятора, и вовремя его подзаряжать. 

16.jpg

Запуск ракеты — удовольствие не из дешевых, счет в игре идет на десятки миллионов и даже миллиарды долларов. Какое-то время колония зависима от поставок извне, и главной задачей командующего очень быстро становится переход на самообеспечение.

Построив всю базовую инфраструктуру и запасшись минимально необходимым количеством питьевой воды и кислорода, начинаем строить свой первый купол, а затем — подготавливать его к прилету первых поселенцев, возводя внутри необходимые для их комфортной жизни постройки. Место в молодой колонии всегда строго ограничено — поэтому перед игроком вновь стоит непростой выбор: поставить в поселении на всякий пожарный госпиталь или же понадеяться на авось, соорудив жизненно необходимый в будущем завод по производству запчастей? Приготовить для будущих поколений ясли или же дать возможность поколению нынешнему выпускать пар в новеньком баре? Позаботиться об образовании и обзавестись университетом или сосредоточиться на добыче сырья и производстве полимеров? И так далее. 

Сами по себе поселенцы те еще фрукты, быть безвольными рабами они категорически не желают. Каждый изо всех сил старается быть полноценной личностью со своими стремлениями и увлечениями, а также положительными и отрицательными качествами. Авторы, конечно, разрешают набирать себе кандидатов в том числе по чертам характера, но учтите — идеальных людей нет ни в реальности, ни в Surviving Mars. 

Именно поэтому с момента появления на Марсе людей у игрока возникает дополнительная головная боль. Приходится следить не только за стабильностью коммуникаций и целостностью зданий, которые со временем имеют свойство ветшать, — нужно следить и за параметрами колонистов. Ибо все они хотят не только полноценно питаться и отдыхать, но и вовремя залечивать болячки и жить в роскошных условиях. Будете долго пренебрегать прихотями виртуальных человечков — доведете их до нервного срыва, алкоголизма или чего похуже и в итоге просто дождетесь того, что они сбегут от вас обратно на Землю на первой же ракете.

Впрочем, у этой медали есть обратная сторона: после некоторых положительных моментов у ваших колонистов развиваются и положительные качества вроде трудолюбия или неиссякаемого энтузиазма.

24.jpg

Исследованные аномалии могут ускорить изучение определенных технологий. Ну а читать такие вот тексты по итогам — сплошное удовольствие.

В целом Surviving Mars удается балансировать между глубоким экономическим симулятором со множеством переменных и приятной ненавязчивой стратегией с фантастическим уклоном. Разбираться в геймплейных тонкостях достаточно приятно, игра способна затянуть в себя на пару десятков часов.

Другое дело, что в отличие от той же Tropico и массы других экономических стратегий, в Surviving Mars порой очень легко разрушить все то, что кропотливо возводилось несколько часов (а по меркам игры — и вовсе несколько марсианских недель), буквально за мгновение. В этом плане игра неожиданно напоминает давнюю и бесконечно любимую мною SimCity 4, в которой также было жизненно важно планировать свои действия на много ходов вперед, не забывая решать ежеминутно появлявшиеся проблемы. 

Не следует, однако, забывать, что в упомянутой SimCity 4 действие все же происходит на Земле с ее многомиллиардным населением, в то время как в Surviving Mars колония на несколько тысяч человек уже является огромным достижением, потеря которого воспринимается чуть ли не как личная трагедия. Особенно если это происходит не по вине какого-нибудь природного явления, а из-за собственной забывчивости, невнимательности или излишней амбициозности.

Но для того чтобы потерять подобные высоты, их нужно сперва достичь, а до этого приходится споткнуться — и не раз.

Увы, в игре не предусмотрен вменяемый обучающий режим, который доходчиво и по шагам объяснил бы все базовые геймплейные особенности и нюансы. С одной стороны, это заставляет чувствовать себя настоящим первооткрывателем и переживать каждый свой успех в несколько раз более эмоционально. С другой, Surviving Mars — тот редкий случай, когда подробная обучающая миссия (а лучше даже не одна) оказалась бы не просто желательной, а строго необходимой. Потому что игра совершенно не торопится объяснять свое устройство, что иногда может загнать неподготовленного геймера в тупик. 

25.jpg

Техническое древо, как уже было сказано, каждый раз генерируется случайным образом. Ветвь «Прорывы» и вовсе может быть уникальной для каждой партии.

Почему, к примеру, жители колонии голодают, хотя ты давно привез с Земли солидную партию припасов и те лежат никому не нужные на складе неподалеку? Почему дроны отказываются строить жизненно необходимый гидроэкстрактор и вместо этого предпочитают расчищать площадку за добытчиком бетона ото шлака? Что, в конце концов, означают эти загадочные сюжетные цели, которые ты выбирал перед началом партии? 

Ответа нет. Все извольте узнавать сами.

Странно выглядит и желание разработчиков сделать какие-то моменты удобными и автоматизированными, а в другие — раздражающе рутинными. Те же беспилотные дроны, например, ребята достаточно смышленые и вполне справляются со своими основными задачами. Но почему тогда их старшим и не менее беспилотным собратьям разведчикам нужно каждый раз тыкать в найденную аномалию вручную? «Автоматическим» же грузовикам и вовсе приходится ручками указывать пункты сбора сырья и пункты доставки, даже если такой пункт всего один. Догадаться, что ресурсы просто нужно доставлять на имеющийся склад так же, как это делают дроны, виртуальный остолоп не способен.

Еще очень не хватает возможности раздавать механическим рабочим специализации — как это было в той же Theme Hospital. Нельзя, к примеру, одного дрона сделать главным по ремонту, другого — по добыче, третьего — по уборке. Роли за вас распределяет специальный центр, и далеко не всего его выводы можно назвать рациональными. Вручную же прощелкивать каждое из сотни зданий, смотреть на степень его износа и так же вручную отправлять к нему ремонтника бесит просто невероятно. 

Товарищи из Haemimont Games, мы с вами точно говорим про недалекое будущее и всеобщую автоматизацию? 

26.jpg

Из голодающих колонистов не получится ни амбициозных ученых, ни смелых охранников. Так и будут ходить туда-сюда, понурив голову.

Возможно, авторы таким образом хотели избавиться от главного бича большинства экономических стратегий (ситуации, когда спустя какое-то время игра начинает буквально играть сама в себя и пользователь оказывается в ней совершенно не нужен), вот только делать это методом притянутых за уши и, еще раз, рутинных, раздражающих действий явно не стоило.

Кстати, другая проблема экономических стратегий — полное отсутствие смысла играть дальше в тот момент, когда ты достиг всего, чего хотел, — тут, к сожалению, присутствует в полном объеме.

С технической точки зрения у проекта все в порядке — игра выглядит достаточно мило и симпатично (если вас не утомляют бесконечные виды красного песка — а он тут всюду), зависаний и вылетов за несколько партий замечено не было. Есть претензии разве что к искусственному интеллекту, который порой ведет себя странно и нелогично — причем не понятно, баг это или фича.

А вот к музыкальному исполнению претензий нет решительно никаких — тут очень приятный саундтрек, практически идеально подходящий к тому, что происходит на экране.


Кое-кто из западных коллег назвал Surviving Mars «лучшим градостроительным симулятором про другую планету из представленных на рынке» — и я склонен с этим согласиться. По крайней мере, игра точно лучше не так давно вышедшей Aven Colony — как по качеству исполнения, так и по атмосфере. Самолично возглавить колонизацию Марса, в то время как в реальности об этом только говорят, — идея и приятная, и достаточно оригинальная. 

Другое дело, что закрыть глаза на имеющиеся недостатки при этом нельзя. И я совершенно не понимаю щенячий восторг западной и нашей прессы. Нет, Surviving Mars — игра несомненно обаятельная и увлекательная, но она все равно остается недоработанной и неотполированной. Ей точно не повредили бы живительные правки интерфейса и отсутствие столь фанатичного упора на микроконтроль.

Все это, похоже, будет доводиться до ума патчами и многочисленными дополнениями — как заведено у Paradox. Не могу сказать, что одобряю такой подход, но что ж, хотя бы так.

Итоговая оценка — 7,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
  • Лайк 3
  • Спасибо 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

на текущий момент, игре поставил бы 6-6.5.

возможно ее значительно доделают (сезон пасс, например, уже продают), а возможно и нет. оч.пустая, да и одноразовая, и много странных, не очень логичных решений — про автоматизацию, верно отмечено.

  • +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Худший градостроительный симулятор, в который я играл, хоть и на марсе дело происходит. 

Изменено пользователем MaDSailoOR

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В принципе игра неплоха, но это не Сим Сити, где можно строить в своё удовольствие и строить, вечно тут всё ломается, воды нет, воздуха нет, энергии нет, поднадоедает. Напомнило Корсары 3, где всю игру нужно метаться от колонии к колонии и защищать их, а здесь надо метаться и ремонтировать всё то и дело.

Изменено пользователем InquisitorBaronFonSchiller

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

@InquisitorBaronFonSchiller 
Все надо параллелить, ставить везде водонапорные башни, кислородные баки и резервные аккумуляторы, чтобы в случае обрыва или повреждения труб, купол смог прожить на резерве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Celeir

      Страница Tower of Time в Steam обещает новое слово в жанре ролевых игр и революционную, полную разнообразия боевую систему; 95% позитивных отзывов подтверждают эти слова. Ну как не клюнуть, клюнул — а теперь сижу и думаю, что «Идиократия» не ошибалась: сейчас называют прорывом такие вот игры, а после фильм «Задница» сразится за «Оскары» под гул торжествующей толпы.
      Страница Tower of Time в Steam обещает новое слово в жанре ролевых игр и революционную, полную разнообразия боевую систему; 95% позитивных отзывов подтверждают эти слова. Ну как не клюнуть, клюнул — а теперь сижу и думаю, что «Идиократия» не ошибалась: сейчас называют прорывом такие вот игры, а после фильм «Задница» сразится за «Оскары» под гул торжествующей толпы.
      Студия видит RPG не в отыгрыше, а в циферках и прокачке. Что ж, её право, только она ни привнесла что-то своё, ни качественно достигла чужих высот. Есть лишь куцый набор едва раскрывающихся возможностей, как будто добавленных для галочки, а за красивыми фразами о «сочетании навыков», «постоянном передвижении по полю боя» и тому подобном скрывается на удивление одноклеточный примитив.

      Когда-то пять рас полагались на науку, но вслед за внезапным приходом магии всё позабыли, затем приключился Катаклизм. Небо заволокло тучами, потопы, болезни и голод поставили всех на грань вымирания, отбросили в средневековье. Спустя некоторое время простой мальчуган забредает в едва торчащую из-под земли башню, где Таинственный Голос вещает про могущество и предназначение и так и манит кристальный трон. Малец, правда, пугается и сбегает, но повзрослев, возвращается во главе отряда... сливается с троном, обретает способность смотреть глазами подчинённых, руководить ими и даже что-то им внушать. Огненная стрела, Голем, Тотем, Полечить. Стараниями сих людей спуском вниз и займёмся: череда коридорных локаций в приятно-спокойных тонах забавляет сотней способов разложить скелеты, изобилует длинными не ветвящимися диалогами и бесконечными битвами с замедлением времени по нажатию на «Пробел».
      Огненная стрела, Голем, Тотем, Полечить. Прохождение тоже линейное, даже так называемые Скрытые области посещаются в рамках неизбежно получаемых побочных заданий. 30 метров — диалог, 30 метров — сражение (с переносом на заготовленное поле боя), опять и опять. Огненная стрела, Голем, Тотем, Полечить. Что необычно, персонажи не получают опыта за победы, прогресс сковывают скорость добычи денег и нехватка чертежей зданий. Улучшая постройки, не только ослабляешь ограничение максимального уровня героев, но и учишься создавать новые предметы или зачаровывать имеющиеся; другим слоем кастомизации становятся руны, вставляемые в экипировку, усиление магических черт предметов, сам подбор отряда из четырёх спутников и четырёх же активных навыков для каждого из них.

      Согласно лору, отряд движется не к основанию башни, а к её вершине. Но то, что башня воткнута в землю вверх тормашками, почему-то не обязывает ходить по потолку
      Огненная стрела, Голем, Тотем, Полечить. Сперва проблемы не видны, но это ненадолго. Оказывается, развитие четырёх параметров персонажей почти автоматическое, трофеи падают столь часто и в таких количествах, что при минимальном их различии почти перестаёшь их изучать и менять. Создавать предметы самому, как и в любой подобной игре, означает тратить редкие ресурсы при немаленьком шансе получить что-то лучшее за следующим поворотом. Выбор отряда едва ли заточен под командные действия; товарищам, а не себе, помогают редкие заклинания лечения или усиления и отвлечение противника призванными существами (сначала враг прёт к ближайшей цели, но с получением достаточного урона готов её сменить).
      Огненная стрела, Голем, То-… Ну как, понравилась мантра? Вот так и воспринимается большая часть игры. Нет, это не оптимальная последовательность активации заклинаний, но методичность повторения та же. Навыки здесь «прожимаешь», как в ММО, видна необходимость или нет. Слова про то, какая редкая и полезная в игре мана, не сказываются на практике; восполнение ресурса быстрое, подгоняется некоторыми эффектами, а призыв помощников да швыряние молниями в моменты, когда всё и без того просто, экономят жизни к этапу, когда враги таки начнут прижимать. У каждого из них прописаны свои сопротивления к стихиям. Хорошо? Хорошо! Но навыки-то доступны одни и те же, стихию не поменяешь. Видим недруга с уязвимостью к огню — активируем огненные стрелы. Видим того, у которого к огню сопротивление, — активируем огненные стрелы. Просто потому что даже так они нанесут какой-то дополнительный урон, да ещё по площади, иначе не получил бы и того, а других «регулярных» атак нет.

      Модификаторы заклинания выбираются не на каждом уровне свои, а столбцами. Ура увлекательному «+1% к X» вместо новых свойств
      Да, персонажам можно менять активные навыки, но ввиду длительности открытия верхнеуровневых успех обеспечивают не они, а базовый набор. Да, можно группировать и самих персонажей — кто-то использует одни стихии, кто-то другие, но выбираешь скорее по роли в бою, а не по этим вот предпочтениям. К тому же те, кто присоединяется к отряду позже, добавляют новый уровень микроконтроля (то у них жизней мизер, то мана не копится, пока не распорядишься), потому с трудом находят применение, вынуждая снова и снова использовать проверенный, давно сработавшийся и куда более удобный отряд. Я бросил первую Divinity, когда подобрал одинаково эффективный набор навыков. При отсутствии особой вариативности развития в ToT такой набор — изначальный и едва ли меняющийся. Невыносимое однообразие битв, постоянных и неизбежных — вот наш главный спутник, а не персонажи, ламповость или сюжет.
      Что-то можно было прикрыть или исправить, но во многих решениях студия просто не шла до конца. Часть магических снарядов летит по дуге, от них можно отбежать или спастись за укрытием — но так как полей боя всего ничего, их используют без привязки к особенностям противника, и укрытия не становятся полноценной частью тактики. Огромная ставка на «лужи» (большая часть навыков оппонентов бьёт по площади) поначалу действительно добавляет динамики, но скоро замечаешь, что время на отвод персонажей и удержание их вне зон не окупается, проще продолжить атаку, обмазавшись лечебными заклинаниями. Изредка полезно отсечь неприятеля призываемой стеной, но тогда не только враги, но и персонажи игрока сходят с ума, пытаясь проложить новый путь.

      Всё-всё, зажали. Даже при хорошей реакции из-под некоторых маркеров не сбежать, пока не озаботишься повышенной скоростью бойцов
      Не поймите неправильно, ни один бой нельзя пустить на самотёк, даже если иногда побеждаешь в них, атакуя в лоб. Приходится метаться из края в край, караулить момент отката заклинаний, своевременно их активировать, иногда даже простецки сочетать. Только всё это кочует из боя в бой в настолько схожей форме, что отличить два сражения даже из отстоящих на много часов этапов игры невозможно. Лишь иногда появляются модификаторы вроде необходимости уничтожения бесконечно призывающих врага порталов, временного бездействия части собственных бойцов или защиты каких-то объектов, что случается так редко, что почти никогда. На любителя и решение давить оппонента не интеллектом, а числом. Каждая площадка для боя обширная и с несколькими точками появления противников. Врагов — толпа, но появление растянуто по времени и с учётом количества уже призванных единиц. С таким подходом не особо видно, в какой части боя находишься: вроде бьёшь, бьёшь, а на шкале прогресса всего 19%. Без числа прогресс никак не увидеть и не прочувствовать. Заведомо сложные бои не отличить от проходных, пока не станет почти слишком поздно; простые и тянутся так же долго, как бы успешно ты ни шинковал врага. В финале же каждого боя игра похожа уже не на тактику, а на Tower Defense из The Incredible Adventures of Van Helsing или замедленную Crimsonland. Необычно, но только первое время. Скоро так и хочется найти кнопку ускорения времени или опцию «Отпустить противника», как в Heroes of Might and Magic.

      Нашего полку прибыло
      Вне боёв — горы книг и записки мага, разговоры с Таинственным Голосом и Хранителем башни, между членами отряда. Ничего особенного, а налёт сказочности чуть смягчает груз лишних слов. Те персонажи, которых ты не определил в команду, продолжают таскаться за тобой по «мирным» коридорам, всё так же комментируя увиденное, то есть чтобы услышать все разговоры, не нужно перепроходить игру другим составом вояк. Раз в сто лет предлагается решить спор: раздолбить алтарь магией или мечом, оставить ли портал в хищное измерение, чтоб попытаться приручить его обитателей? Можно отдать решение на суд персонажам или навязать телепатией, заслужив расположение одних и недовольство других и, соответственно, получив или усилив глобальные бонус и штраф.
      В случайных местах, прям на полу разбросаны золото, сундуки и рыжие свитки с неопределённым эффектом, вред или пользу которого можно предсказать по описанию — но здесь элементарно спасёт quick save. Ничто не мешает так же обновлять содержимое ещё не открытых сундуков. А предупреждение Хранителя о том, что не из каждого Фонтана безопасно пить, выливается в разделение оных на синие и красные, дабы никто не запутался. Опять полумеры! Стоило запретить бесконтрольные сохранения и добавить одинаково выглядящим фонтанам описание-подсказку, как у свитков. Но нет, имеем ещё одно надгробие кладбища идей.
      Никакая это не RPG, даже если представить, что суть RPG в цифрах. Это адвенчура с боями, однотипными донельзя. Слова об огромной длительности игры скорее минус, такой радости хватило бы и в пятичасовом приключении. Выбор сложности есть, но ситуации он не меняет, лишь заставляет тратить больше времени на каждый серый бой.
      Современные «вернувшиеся к истокам» RPG винят за то, что кроме боёв и диалогов в них ничего нет, — но в сравнении с ToT они кладезь разнообразия. Между этими двумя занятиями можно куда-то пойти, что-то совершить. Тут же рельсы и неизбежность, с редкими просветлениями. Слишком редкими, чтоб помнить и о них.
      Итоговая оценка — 5,0.
      (нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
    • Автор: SerGEAnt

      Хайп всему голова! Первые рецензии на God of War дежурно подтвердили монолитное реноме «эксклюзива для PlayStation». Игры, которой должно быть стыдно ставить какую-либо оценку, кроме Той Самой. Если вы вдруг заговорите о каких-то недостатках, то исключительно от недостатка внимания. Вы просто захотели выделиться из толпы и выдумать недостатки, которых нет. Впрочем, возможно, свою роль играет эффект завышенных ожиданий, с которым в последнее время бывает трудно совладать. Вы можете вообще не смотреть трейлеры и не интересоваться какой-то игрой, но за неделю до релиза всеобщая истерия сделает свое черное дело. И приступая к изучению God of War, вы постоянно будете вспоминать, что у этой игры 95 баллов из 100 на «Метакритике».
      Хайп всему голова! Первые рецензии на God of War дежурно подтвердили монолитное реноме «эксклюзива для PlayStation». Игры, которой должно быть стыдно ставить какую-либо оценку, кроме Той Самой. Если вы вдруг заговорите о каких-то недостатках, то исключительно от недостатка внимания. Вы просто захотели выделиться из толпы и выдумать недостатки, которых нет. Впрочем, возможно, свою роль играет эффект завышенных ожиданий, с которым в последнее время бывает трудно совладать. Вы можете вообще не смотреть трейлеры и не интересоваться какой-то игрой, но за неделю до релиза всеобщая истерия сделает свое черное дело. И приступая к изучению God of War, вы постоянно будете вспоминать, что у этой игры 95 баллов из 100 на «Метакритике».

      В отличие от критиков, Кратос образумился. После зрелищных пинков под зад всем мыслимым и немыслимым богам, получившим свое за последние годы, герой остепенился, нашел свою любовь и завел сына. Именно что завел: судя по проскакивающей у Атрея обиде, отец явно не баловал его вниманием. Но внезапная смерть жены заставила Кратоса взяться за дело: схватив сына за шкирку, он отправился исполнять последнюю волю любимой. Она попросила — ни много ни мало — развеять ее прах на самой высокой горе. Да-да, как в старые добрые времена, вы снова будете карабкаться на гору. И на сей раз дело обойдется без возгласов: «БОГИ! Я ВАС ПОКАРАЮ!» Статус обязывает.
      Дикая трансформация Кратоса только на первый взгляд диссонирует с его бурным прошлым. Новый образ, как это ни странно, логично вытекает из образа жизни, если задать себе вопрос: «А что будет с таким героем, если он таки встретит свою любовь?» Напомню, что первую возлюбленную Кратоса жестоко убили, и из этого, собственно, и вытекали все причины его столь яростного поведения в прошлой трилогии. Будет ли герой, переживший такое, хорошим отцом? Вряд ли. И God of War это доказывает. Кратос переживает за сына, старается его оберегать и порвет глотку любому, кто приблизится к нему хоть на шаг. Но общение отца с сыном подчеркнуто отрешенное: Кратос явно не уделял Атрею должного внимания, мальчик практически всю свою недолгую жизнь провел с матерью. Вдобавок Кратос скрывает от сына Нечто Очень Важное — куда ж без этого. И о данном факте ему напоминают все кому не лень. Вот буквально каждый встречный знает о прошлой жизни Кратоса все!

      В общем, несмотря на то, что приключение вроде бы делят между собой сразу два героя, следить за их поведением совершенно не интересно. Тот самый случай, когда реалистичное развитие событий классической истории отца и сына идет сюжету во вред. При этом и сюжет — мягко говоря — звезд с неба не хватает. Пара неплохих поворотов тут, конечно, присутствует, но блеклость героев сводит на нет даже эти слабые попытки внести в сценарий хоть что-то интересное. А все остальное время вы просто идете по зову компаса вперед и превращаете в пепел десятки монстров. Прямо как в оригинальной трилогии!
      Даже Ascension — чистокровный слэшер без претензий на какую-то художественную ценность. God of War всегда был игрой про процесс, а повествование присутствовало где-то там, на третьих ролях. Но перезапуск — это уже не аркадный битемап с высокой камерой, тут оператор следует за Кратосом по пятам. И понятно, что кардинальное изменение подачи должно нести за собой качественные изменения в истории. Жаль, что даже введение в сюжет Атрея не помогло истории сдвинуться в сторону от банального «восхождения на гору» с вариациями. Не считая Кратоса, вам встречается всего один небанальный персонаж. Один! Апофеоз сценарной беспомощности — сменяющие друг друга торговцы гномы. Первый — большой, сильный, неотесанный и, разумеется, тупой чурбан; второй — тощий, неуверенный в себе недоросль, отпускающий невероятно натянутые шутки. Как поет группа «СБПЧ»: «Наша идея была прова-а-алом!»

      Смена концепции кардинальным образом отразилась и на боевой системе. Если раньше вы на счет раз раскидывали по углам десятки монстров, то теперь приходится умерить аппетиты. Десятки сменились единицами, а Кратос стал неповоротливым и еще более перекачанным мужиком. От легкости не осталось и следа: даже самый обычный удар сопровождается исполинским замахом топора Левиафана. Вместе с перекатами — главным защитным приемом трилогии — Кратос стал активно пользоваться щитом, плюс немаловажную роль в системе играют выстрелы и спецспособности. Любимый всеми уберприем «R1+R1+R1+R2», на удивление, никуда не делся, так что кто-то из бывалых игроков при открытии этого комбо смахнет скупую слезу. Удобства у него поубавилось, но тут уж ничего не поделаешь. Смена концепции — штука безжалостная.
      Выбивать дурь из врагов можно как топором, так и голыми руками, причем в последнем случае шкала добивания заполняется практически мгновенно. Ну знаете, это когда Кратос подбегает к полуживому монстру и начинает красиво рвать ему челюсть, выдавливать глаза и вытворять прочие банальные для Бога войны вещи. Но мощь кулаков Кратоса все-таки не безгранична, да и апгрейды в магазинах для них не купишь, потому большую часть времени вы проводите с Левиафаном наперевес. На него можно вешать разные магические штуки, которые трансформируются в дополнительные типы атак различных мощности и визуальной красоты, при этом их применение ограничено по времени. Чем активнее вы используете ближний бой, тем бодрее у Кратоса заполняется шкала ярости, которая может помочь вам быстрее расправиться с особо крупными врагами. Наконец, топор можно бросать в засевших на высоте врагов. Урон при этом наносится страшный.

      Также в вашем распоряжении Атрей и его лук, помощь которого трудно переоценить. Некоторых врагов, особенно владеющих телепортацией, без поддержки сына очень сложно одолеть. От брошенного топора они легко уворачиваются, но вот стрелы застают их врасплох, облегчая Кратосу задачу по рубке всяких ведьм в капусту. Плюс Атрей умеет вызывать из астрала всяких чудо-зверей, помогающих временно успокоить группу врагов. А еще он незаменимый помощник в решении большей части встречающихся необязательных головоломок.
      На самом деле, в игре остались и другие характерные черты, знакомые фанатам. Например, сундуки — обычные, побольше, светящиеся и запертые реликвиями. В каждом лежит что-то полезное, но не до каждого вы можете добраться «здесь и сейчас». Одни лежат практически в открытом виде, другие тщательно замаскированы или обвешаны глифами. Полезные предметы выпадают и из врагов, но самым ценным ресурсом тут смело можно назвать опыт. А его дают только за выполняемые задания, причем побочные миссии ценятся не меньше, чем сюжетные. Так что если вы хотите изучить максимальное количество приемов, то вам в любом случае придется много побегать. В такие моменты я мысленно говорил спасибо человеку, который додумался вручить Кратосу компас, ибо присутствующую здесь карту можно лишь созерцать. Дать вам понять, где что находится и куда вам идти, в ее функции точно не входит.

      Но даже в этом случае я не рискну сказать, что побочные задания становятся обязательными к выполнению. Просто среди них можно встретить достойные — например, есть шанс столкнуться с действительно сложными врагами, которые заставят вас пользоваться всеми базовыми элементами боевой системы. А набираемого опыта здесь всегда хватает с избытком: возможно, дело в моих личных тараканах, но запомнить и использовать в бою более пяти — семи типов ударов весьма проблематично, тем более что в плане урона они ничем друг от друга не отличаются. Лучше сэкономить опыт и потратить на что-то более важное ближе к концу игры или по максимуму прокачивать мощь спецспособностей и талисманов.
      И на самом деле это серьезная проблема, когда игра не может заставить вас максимально использовать все возможности. Возможно, дело в «обычном» уровне сложности (который, как известно, выбирает большинство), но какие-то вызовы God of War вам бросать отказывается. Там, где в прошлых играх вы бегали вокруг титанов и пытались понять, с какой стороны к ним вообще подойти, сейчас балом правят подсказки, где прямым текстом написано, что и как делать. Битвы красивы и дарят настоящее зрелище, но они даже не пытаются хоть чем-то удивить. А Атрей, несмотря на свой юный возраст, вообще практически бессмертен.

      Примерно год назад я писал о Horizon: Zero Dawn, и сейчас мне довольно странно осознавать, что Элой — куда более интересный герой, чем новый Кратос. И мир, который она для себя открывала, интереснее миров из God of War. И герои — при всей их картонности — как минимум не хуже. Но при всех недостатках у Horizon был мощнейший козырь — проработанная, светящаяся новаторством вселенная с богатейшей предысторией. Увы, у God of War такого козыря не нашлось. Вам не будет интересно, чем все закончится, но вы вряд ли разочаруетесь в том, что увидите здесь и сейчас.
      Итоговая оценка — 8,0.
      (нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры) P.S. В английской версии Кратос иногда окликает Атрея словом «boy», и это нормально. В русской версии Кратос иногда окликает Атрея словом «мальчик», и это ненормально.
  • Популярные новости



Zone of Games © 2003–2018 | Реклама на сайте.

Система Orphus

×