Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
james_sun

[Рецензия] Okami HD (PC)

Рекомендованные сообщения

Наверное, именно это и называется «старость». Чем больше проходит времени, тем сильнее я ценю в играх не столько обилие геймплейных особенностей, сколько мир, историю и, главное, вызываемые эмоции.

Вероятно, поэтому Okami долго оставалась одним их самых ожидаемых мною проектов. И хотя с годами предпосылок для выхода игры на родной PC-платформе становилось все меньше, где-то в сердце все равно теплилась надежда.

Сама по себе Okami — игра со сложной и весьма печальной судьбой. Японская компания-разработчик Clover Studio закрылась вскоре после выхода своего «проекта мечты» на PlayStation 2. Игра получила множество хвалебных отзывов от различных изданий, но при этом продалась очень скромным тиражом. Последующие переносы на Wii и на PlayStation 3 не особо изменили столь плачевную ситуацию.

И вот спустя 5 лет после своего последнего восхода Okami вновь пытается закрепиться на игровом небосклоне, но уже на современных платформах — в том числе и на PC. Наконец-то.

banner_st-rv_okamihd_pc.jpg

Японская Душа

Игра с самого начала настраивает пользователя на размеренный и неторопливый лад, как бы говоря, что торопыгам и скорострелам в ней совсем не место. Собственно, они отсеиваются уже в первые 20 (!) минут, на протяжении которых Okami демонстрирует неспешную заставку, состоящую по большей части из черно-белых статичных картинок и постоянно появляющихся на экране блоков текста, для перехода к следующему блоку необходимо каждый раз нажимать кнопку.

...Когда-то давно одна маленькая деревушка Камики страдала от тирании огромного и злобного восьмиглавого дракона Орочи. Дабы откупиться от алчного чудовища, местные жители каждый год вынужденно скармливали ему одну девушку. Так они и жили в своем безрадостном спокойствии, пока не настал черед принести в жертву молодую Нами, в которую был влюблен горячий юноша Наги. Решив положить конец жестокой традиции, а заодно и спасти возлюбленную, Наги отправился на смертный бой с драконом. На помощь герою пришел белоснежный волк, которого жители видели вблизи деревни и который получил имя Ширануи.

Долго продолжалось то великое сражение, и доблестный Наги наверняка проиграл бы его, если бы не своевременная поддержка волка. В конечном счете чудище все-таки было повержено, но не обошлось без потерь: Ширануи оказался смертельно отравлен ядом Орочи. Благодарные жители деревни воздвигли волку памятник, а на месте памятного боя соорудили целый храм, в центре которого поместили меч героя, сразившего дракона.

30_th.jpg

Оказывается, в древней Японии уже были богини с глубоким декольте и большими... глазами.

Спустя ровно сто лет после описываемых событий некто освобождает дух Орочи и погружает древнюю Японию в жуткую Тьму. Божество Сакуя спускается на землю и использует все свои силы, дабы призвать богиню Солнца Аматерасу и вселить ее в статую белого волка. Теперь солнечной волчице необходимо собрать воедино утерянные силы и спасти мир от нового зла...

Как известно, японцы издревле славятся своим необычным подходом к искусству, к изображению вымышленного мира и населяющих его персонажей. Okami, основанная на японских же легендах, как раз является ярким во всех смыслах примером такого японского творчества. Она наверняка сильнее всего удивит тех игроков, которые никогда в жизни не увлекались аниме, не читали мангу и равнодушны к восточным фильмам. Те же, кто более-менее знаком с японской культурой и ее характерными чертами, почувствуют себя как дома.

Например, уже в начале игры на помощь Аматерасу нежданно-негаданно приходит типичный для японских произведений маленький помощник — острый на язык и невероятно болтливый. Именно он выступает вашим «внешним» голосом, поскольку сами вы на протяжении всей игры можете разве что выть и лаять.

41_th.jpg

Странно, но в статичном виде подобный момент не впечатляет. А вот «вживую» он просто восхитителен.

Вся игровая история (безусловное достоинство Okami) также полнится по-восточному неординарными персонажами, очень милыми сценками и диалогами, диковинными, но узнаваемыми зверушками — и все это со вкраплениями типично японского юмора, который то проявляется в виде тонких и смешных шуток, то доводит все происходящее на экране до какого-то совсем уж невероятного фарса, реакций на который может быть строго две: вы либо сидите у экрана с отвисшей челюстью («Это что сейчас такое было?!»), либо пытаетесь оторвать от лица свободную руку.

Но главное тут то, что к миру игры и ее персонажам моментально прикипаешь, настолько выразительными и живыми они получились. Сюжет Okami — это одно большое, теплое и удивительно эмоциональное приключение, умудряющееся затронуть все самые светлые стороны души. Так воздействовать на игроков и зрителей способны, пожалуй, одни лишь японцы.

Впрочем, если вы считаете, что новичкам и незнакомым с японской культурой в Okami делать нечего, то вы ошибаетесь, игра очень дружелюбна по отношению ко всем пользователям. Даже складывается впечатление, что разработчики излишне боялись отпугнуть игроков, создав затянутое и чересчур подробное обучение.

44_th.jpg

Аматерасу не стесняется таскать в зубах крестьянских курей.

Одной из главных геймплейных особенностей игры является так называемая «Божественная» или «Небесная» кисть, при помощи которой можно взаимодействовать с окружающей действительностью. По нажатии одной кнопки изображение на экране превращается в натуральный холст, на котором вы можете рисовать специальные магические знаки. Например, при помощи резкого взмаха кистью можете срубить ближайшее дерево или даже расколоть камень на две половинки, чтобы пройти в ранее недоступное место или просто собрать выпавшие из него предметы. В условиях наступающей Тьмы на небе всегда найдется место Солнцу, которое появится исключительно после вашего «акварельного» зова, в то время как увядающим растениям способен помочь нарисованный волшебной кистью кружок, наделяющий живительной силой. По мере прохождения ваша белоснежная волчица восполняет силы и заново обучается различным техникам рисования.

Не следует забывать, что Аматерасу — это все-таки светлая богиня Солнца, которая пришла на землю, чтобы спасать и помогать. Это значит, что на ее пути встречается много страждущих со своими персональными бедами, которые можно разрешить. Плюс ко всему вы вольны не только спасать вышеописанным образом погибающие растения или помогать людям — никто не помешает вам, к примеру, просто покормить окружающих живых существ, которые в благодарность поделятся с вами своей любовью, выраженной не только в виртуальных сердечках, но и в полезных очках. Последние можно и нужно тратить на развитие главной героини — улучшать в игре дозволяется здоровье, вместительность баночки с волшебной краской, количество повторных попыток и даже виртуальный кошелек. Кроме того на просторах древней Японии есть несколько различных школ, в которых можно прокачать некоторые отдельные навыки Аматерасу — силу удара или, скажем, высоту прыжка.

45_th.jpg

Очередное «кавайное» божество делится с нами частичкой силы.

Деньги в игре можно потратить не только на целебную еду и улучшения, но и на всякое оружие, обладающее различными свойствами: про помощи одного можно удерживать врагов на расстоянии, в то время как другое дает нехилые бонусы к защите.

Сражаться в Okami приходится достаточно часто, причем бои выполнены в духе классической jRPG. Встретившись с демонами (а именно с ними приходится драться на протяжении всей игры), героиня оказывается на замкнутой арене, с которой можно выбраться только в случае победы. В уничтожении врагов участвуют не только прямые физические атаки, но и те же техники рисования: начертав специальный знак на обесцвеченном противнике, вы можете как банально разрубить его две части, так и ослепить или даже взорвать при помощи нарисованной бомбы. Способов уничтожать демонов в игре великое множество.

Увы, когда дело доходит на боссов, на сцену выходят монотонность и банальная скука. Как правило, от игрока требуется либо тупо закликивать огромных монстров при помощи одного приема, либо сначала выполнять какое-то условие, чтобы потом... вновь закликивать врага одной-единственной кнопкой.

46_th.jpg

Какое-то время придется привыкать не только к камере, но и к рисованию.

Монотонность и неравномерность вообще не играют Okami на руку — и дело тут не только в неоднозначном восточном юморе. Первая половина игры (а это без малого двадцать часов) изо всех сил старается не дать игроку заскучать, подкидывая ему все новые и новые занятия. А вот на вторую у разработчиков не хватило не то сил, не то желания, отчего там и сям начинают появляться раздражающие однотипные элементы. Да и упомянутые сражения порой удивляют своей несбалансированностью — чаще всего в бою даже не приходится напрягаться, но иногда игра внезапно показывает зубы и с поразительной легкостью укладывает вас на обе лопатки.

Есть здесь и весьма неоднозначные геймдизайнерские решения — например известная в сети сцена с подъемом по стене на ОЧЕНЬ высокую башню или желание разработчиков вывалить на игрока всех боссов разом, жутко смахивающее на халтурный способ искусственно завысить сложность.

Зато ко внешней стороне Okami претензий практически нет. Игра давно успела прославиться за счет своего необычного акварельного сел-шейдинга, выполненного в стиле древней японской техники суми-э. В итоге она и правда напоминает ожившую картину. Ну а наблюдать, как Аматерасу под вашим руководством натурально вдыхает жизнь в окружающую действительность, покрывая землю густым зеленым ковром, а ветки деревьев — пышной листвой, хочется бесконечно. Отдельный элемент, который дико мне понравился, — за волчицей неизменно остается яркий след из травы и цветов; точно такой же пышный «букет» оставляют на земле поверженные демоны.

47_th.jpg

В каждой эпичной японской истории должен быть хитрый длиннобородый дедок.

Несмотря на свой почтенный возраст, игра не выглядит технически устаревшей. PC-версия Okami работает бодро и без вылетов. Единственное, что вызывает нарекания, — тошнотворное для иных игроков замыливание картинки. Ну и еще приходится привыкнуть к не слишком отзывчивой и удобной камере да странной реакции игры на сворачивание в трей.

Музыкальное сопровождение восхитительно, и добавить к этому решительно нечего. Зато вместо «нормального» языка все персонажи в Okami предпочитают общаться на непонятной, но эмоциональной тарабарщине.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Okami HD — яркое и эмоциональное приключение, которое точно останется в сердце играющего, даже несмотря на ряд спорных авторских решений. Среди проектов «крупного калибра» столь душевные игры встречаются не так уж часто. И если с этой попытки у Capcom все получится, то, быть может, в дальнейшем мы увидим полноценное продолжение или хотя бы порт менее успешного продолжения Okamiden: Chiisaki Taiyo? Наивно, конечно, но очень бы хотелось.

Итоговая оценка — 8,0.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сказать о долгой начальной сюжетной вставки, и следующим же абзацем начать рассказывать тот самый сюжет - это за гранью добра и зла.

"Сделать первые 20 минут ещё бессмысленней просто не возможно", - думал я до вашего обзора.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Сказать о долгой начальной сюжетной вставки, и следующим же абзацем начать рассказывать тот самый сюжет - это за гранью добра и зла.

Ну, там есть еще подробности истории, авторский арт, музыка, и анимация вместе со спецэффектами в последних пяти минутах еще. :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
james_sun said:
Игра с самого начала настраивает пользователя на размеренный и неторопливый лад, как бы говоря, что торопыгам и скорострелам в ней совсем не место. Собственно, они отсеиваются уже в первые 20 (!) минут, на протяжении которых Okami демонстрирует неспешную заставку, состоящую по большей части из черно-белых статичных картинок и постоянно появляющихся на экране блоков текста, для перехода к следующему блоку необходимо каждый раз нажимать кнопку.

Я отношусь к категории неторопливых игроков. Если проект мне интересен, я готов сидеть и изучать его, никуда не спеша. Так что не торопливость убила искомую игру, а спорные гемплейные и сюжетные решения. Не помню, как было на PS2, но в PC версии хотя бы дали возможность пропустить начальный ролик, кликая на F1. Хоть на этом спасибо. С другой стороны, "тарабарщина" (язык, на котором говорят персонажи), как била по ушам в 2006-ом, так бьёт и сейчас. Уж могли бы переозвучить! Да и само intro, как выглядело бюджетно тогда, так выглядит и сейчас. Сама завязка не особо интересна, если говорить честно.

james_sun said:
Игра получила множество хвалебных отзывов от различных изданий, но при этом продалась очень скромным тиражом. Последующие переносы на Wii и на PlayStation 3 не особо изменили столь плачевную ситуацию.

Для меня ситуация (с плохими продажами) неудивительна. В своё время раза 2-3 пытался на PS2 игру пройти, но каждый раз забрасывал. Скучно, если говорить кратко. Не совсем понятно, откуда у "Okami" взялся культовый (в узких кругах) статус. IMHO: проект более чем переоценён. Возможно, из-за визуального стиля, но если раньше он смотрелся ещё свежо, то сейчас им уже никого не удивишь.

Изменено пользователем DedMoroz

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
...

В своё время раза 2-3 путался на PS2 игру пройти, но каждый раз забрасывал. Скучно, если говорить кратко.

...

Наверное, каждому своё.

Я вот, например, прошёл её на Wii на одном дыхании.

При этом приходилось ещё параллельно на лету войсовером озвучивать по-русски для смотрящей дочки. Она тоже осталась в восторге от истории "волчицы со сковородкой на спине" ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Наверное, каждому своё.

Не исключаю, всё же "фломастеры у всех разные", но нельзя не отметить тот факт, что игру ранее издавали аж на 3-х платформах (PS2/Wii/PS3), но нигде она кассу так и не собрала, что опять же говорит о многом. И так как это были сугубо консольные релизы, не получится сказать, что это всё из-за ПК-пиратства, которое помешало продажам. Как игру люди не заметили в самом начале, так и не заметили потом. Если покопаться, критическое мнение по поводу "Okami" можно легко найти и сейчас. Проблем у игры хватает.

Spoiler

Соответственно, сам вопрос "культовости" стоит здесь под большим вопросом. Когда подобные ярлыки вешают на что-либо, всегда нужно быть настороже. Например, "Halo" и "Gears of War". Сколько было возни с ним на Xbox, но на ПК они воспринимаются большинством, как средние проекты. 1-ую часть "Halo" я хотя бы перепроходил, но назвать лучшим шутером в мире не могут, а 2-ую осилил только до середины и запросил. Опять же из-за скуки. С "Gears of War" ситуация сложилась лучше, игра мне в целом понравилась, но перепроходить её я бы не стал. Проект на один раз.

Или можно вспомнить недавнюю "Bayonetta". Сколько было фанатских криков по поводу этого слешера, а в итоге он для меня стал хоть и неплохим, но всё же во многом вторичным, линейным и более простым, чем серия "Devil May Cry". Я "Bayonetta 1-2" ещё на эмуляторе пытался когда-то проходить, но также не понимал, что с этой дилогией все так носятся на Wii. Камень в огород могу бросить и в сторону "Shenmue 1-2". Опять же "культовый" статус на Dreamcast, а я могу выделить только хорошую визуально составляющую (для 1999-2001 гг., конечно), а в плане (спорного) геймплея и сюжета там вопросов хоть отбавляй.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Например, "Halo" и "Gears of War".

ничего культового в них нет, по определению. это же многомиллионые блокбастеры)

культовый - это популярный в узком кругу фанатов. чаще всего этот термин применяют либо к малозаметным, либо к провалившимся финаново произведениям, которые нашли свою небольшую фанатичную аудиторию - культ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Заходила она не плохо в 2006 на ПС2, щас уже не будет таких очучений, всему свое время. Игра слишком специфична, да и ПК игроки слишком отдельная группа, и такое понравится далеко не всем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
ничего культового в них нет, по определению. это же многомиллионые блокбастеры)

культовый - это популярный в узком кругу фанатов. чаще всего этот термин применяют либо к малозаметным, либо к провалившимся финаново произведениям, которые нашли свою небольшую фанатичную аудиторию - культ.

Может тогда ты оспоришь и значение слова культ по латыни, как поклонение и почитание? Заметь, про узкий круг в этом значении и близко ничего не видно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
ничего культового в них нет, по определению. это же многомиллионые блокбастеры)

культовый - это популярный в узком кругу фанатов. чаще всего этот термин применяют либо к малозаметным, либо к провалившимся финаново произведениям, которые нашли свою небольшую фанатичную аудиторию - культ.

Статус "культовости" не ограничивается только лишь одними провальными или мелкими проектами. Само понятие намного шире. Это в первую очередь игры, которые прошли проверку временем, остались в памяти (многих) игроков, которые до сих пор их вспоминают и (что главное) перепроходят. Это вполне может быть и многомиллионный и успешный Triple A. Та же серия "Half-Life" уже давно имеет культовый статус, но её никак нельзя назвать дешевой и нишевой. Дилогию "Max Payne" можно вспомнить. На момент релиза это были крутейшие игры, о которых все говорили, которые срывали всем башню от физики, графики и геймплея, чистейшие блокбастеры, но это не помешало обрести им позднее культовый статус. Или "Monster Hunter". Не шибко популярная франшиза в наших краях, но в Японии она имеет социальный статус и эффект разорвавшейся бомбы, которую никак не получится втиснуть в такое понятие, как "в узких кругах", т.к. она в Стране восходящего солнца мегапопулярная.

Не спорю, есть проекты, которые не собрали в своё время большую кассу (например, "Severance: Blade of Darkness", "Anachronox" или "Beyond Good & Evil"), но в итоге оказались культовыми и чертовски хорошими, которых вспоминают до сих пор, но это не говорит, что на них одних всё и строится. Само понятие "культововсти" — вещь субъективная, попахивающая излишним "фанбойством". В связи с чем подобный статус может сильно разниться от игрока к игроку (или прессы), от страны к стране.

Если же разбирать "Halo", то этой серии культовый статус на "боксах" принёс в первую очередь мультиплеер, с которым там носятся, как с писанной торбой, а почему — вопрос другой дискуссии.

Игра слишком специфична, да и ПК игроки слишком отдельная группа, и такое понравится далеко не всем.

Не думаю, что здесь скажется разница "менталитетов", т.к. игра ещё на консолях (на своём родном поле) провалилась. Если ты игрок — игроком ты и остаёшься, вне зависимости, какую платформу выбрал. Если проект хороший, ты в него будешь играть. Я с месяц назад прошёл "Nioh", но меня не остановило то, что это бывший (временный) эксклюзив PS4 с японским колоритом. Да и есть проекты, которые спокойно проходят поверку временем. Например, "Vanquish". Могу покритиковать скоротечность сюжетной компании, её "клюквенность" и шаблонность, но к геймплею претензий нет — современен до сих пор, играть и в 2017-ом можно. Или "Oceanhorn: Monster of Uncharted Seas". Проект вообще с iOS, но и на ПК он игрался нормально.

Текущая проблема "Okami HD" заключается в том, что саму игру на ПК никто не просил и не ждал. Сродни какой-нибудь "Legend of Kay" — PS2-середнячок 2005-ого года, который прошёл незаметно, но зачем-то был перевыпущен в 2015-ом на ПК. Вторая проблема — пресловутое HD. С таким громким заголовком графику можно было подтянуть и намного лучше.

Изменено пользователем DedMoroz

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
На русском есть? Хочу попробовать сыграть.

Обращайся сюда и пинай переводчиков.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Celeir

      Страница Tower of Time в Steam обещает новое слово в жанре ролевых игр и революционную, полную разнообразия боевую систему; 95% позитивных отзывов подтверждают эти слова. Ну как не клюнуть, клюнул — а теперь сижу и думаю, что «Идиократия» не ошибалась: сейчас называют прорывом такие вот игры, а после фильм «Задница» сразится за «Оскары» под гул торжествующей толпы.
      Страница Tower of Time в Steam обещает новое слово в жанре ролевых игр и революционную, полную разнообразия боевую систему; 95% позитивных отзывов подтверждают эти слова. Ну как не клюнуть, клюнул — а теперь сижу и думаю, что «Идиократия» не ошибалась: сейчас называют прорывом такие вот игры, а после фильм «Задница» сразится за «Оскары» под гул торжествующей толпы.
      Студия видит RPG не в отыгрыше, а в циферках и прокачке. Что ж, её право, только она ни привнесла что-то своё, ни качественно достигла чужих высот. Есть лишь куцый набор едва раскрывающихся возможностей, как будто добавленных для галочки, а за красивыми фразами о «сочетании навыков», «постоянном передвижении по полю боя» и тому подобном скрывается на удивление одноклеточный примитив.

      Когда-то пять рас полагались на науку, но вслед за внезапным приходом магии всё позабыли, затем приключился Катаклизм. Небо заволокло тучами, потопы, болезни и голод поставили всех на грань вымирания, отбросили в средневековье. Спустя некоторое время простой мальчуган забредает в едва торчащую из-под земли башню, где Таинственный Голос вещает про могущество и предназначение и так и манит кристальный трон. Малец, правда, пугается и сбегает, но повзрослев, возвращается во главе отряда... сливается с троном, обретает способность смотреть глазами подчинённых, руководить ими и даже что-то им внушать. Огненная стрела, Голем, Тотем, Полечить. Стараниями сих людей спуском вниз и займёмся: череда коридорных локаций в приятно-спокойных тонах забавляет сотней способов разложить скелеты, изобилует длинными не ветвящимися диалогами и бесконечными битвами с замедлением времени по нажатию на «Пробел».
      Огненная стрела, Голем, Тотем, Полечить. Прохождение тоже линейное, даже так называемые Скрытые области посещаются в рамках неизбежно получаемых побочных заданий. 30 метров — диалог, 30 метров — сражение (с переносом на заготовленное поле боя), опять и опять. Огненная стрела, Голем, Тотем, Полечить. Что необычно, персонажи не получают опыта за победы, прогресс сковывают скорость добычи денег и нехватка чертежей зданий. Улучшая постройки, не только ослабляешь ограничение максимального уровня героев, но и учишься создавать новые предметы или зачаровывать имеющиеся; другим слоем кастомизации становятся руны, вставляемые в экипировку, усиление магических черт предметов, сам подбор отряда из четырёх спутников и четырёх же активных навыков для каждого из них.

      Согласно лору, отряд движется не к основанию башни, а к её вершине. Но то, что башня воткнута в землю вверх тормашками, почему-то не обязывает ходить по потолку
      Огненная стрела, Голем, Тотем, Полечить. Сперва проблемы не видны, но это ненадолго. Оказывается, развитие четырёх параметров персонажей почти автоматическое, трофеи падают столь часто и в таких количествах, что при минимальном их различии почти перестаёшь их изучать и менять. Создавать предметы самому, как и в любой подобной игре, означает тратить редкие ресурсы при немаленьком шансе получить что-то лучшее за следующим поворотом. Выбор отряда едва ли заточен под командные действия; товарищам, а не себе, помогают редкие заклинания лечения или усиления и отвлечение противника призванными существами (сначала враг прёт к ближайшей цели, но с получением достаточного урона готов её сменить).
      Огненная стрела, Голем, То-… Ну как, понравилась мантра? Вот так и воспринимается большая часть игры. Нет, это не оптимальная последовательность активации заклинаний, но методичность повторения та же. Навыки здесь «прожимаешь», как в ММО, видна необходимость или нет. Слова про то, какая редкая и полезная в игре мана, не сказываются на практике; восполнение ресурса быстрое, подгоняется некоторыми эффектами, а призыв помощников да швыряние молниями в моменты, когда всё и без того просто, экономят жизни к этапу, когда враги таки начнут прижимать. У каждого из них прописаны свои сопротивления к стихиям. Хорошо? Хорошо! Но навыки-то доступны одни и те же, стихию не поменяешь. Видим недруга с уязвимостью к огню — активируем огненные стрелы. Видим того, у которого к огню сопротивление, — активируем огненные стрелы. Просто потому что даже так они нанесут какой-то дополнительный урон, да ещё по площади, иначе не получил бы и того, а других «регулярных» атак нет.

      Модификаторы заклинания выбираются не на каждом уровне свои, а столбцами. Ура увлекательному «+1% к X» вместо новых свойств
      Да, персонажам можно менять активные навыки, но ввиду длительности открытия верхнеуровневых успех обеспечивают не они, а базовый набор. Да, можно группировать и самих персонажей — кто-то использует одни стихии, кто-то другие, но выбираешь скорее по роли в бою, а не по этим вот предпочтениям. К тому же те, кто присоединяется к отряду позже, добавляют новый уровень микроконтроля (то у них жизней мизер, то мана не копится, пока не распорядишься), потому с трудом находят применение, вынуждая снова и снова использовать проверенный, давно сработавшийся и куда более удобный отряд. Я бросил первую Divinity, когда подобрал одинаково эффективный набор навыков. При отсутствии особой вариативности развития в ToT такой набор — изначальный и едва ли меняющийся. Невыносимое однообразие битв, постоянных и неизбежных — вот наш главный спутник, а не персонажи, ламповость или сюжет.
      Что-то можно было прикрыть или исправить, но во многих решениях студия просто не шла до конца. Часть магических снарядов летит по дуге, от них можно отбежать или спастись за укрытием — но так как полей боя всего ничего, их используют без привязки к особенностям противника, и укрытия не становятся полноценной частью тактики. Огромная ставка на «лужи» (большая часть навыков оппонентов бьёт по площади) поначалу действительно добавляет динамики, но скоро замечаешь, что время на отвод персонажей и удержание их вне зон не окупается, проще продолжить атаку, обмазавшись лечебными заклинаниями. Изредка полезно отсечь неприятеля призываемой стеной, но тогда не только враги, но и персонажи игрока сходят с ума, пытаясь проложить новый путь.

      Всё-всё, зажали. Даже при хорошей реакции из-под некоторых маркеров не сбежать, пока не озаботишься повышенной скоростью бойцов
      Не поймите неправильно, ни один бой нельзя пустить на самотёк, даже если иногда побеждаешь в них, атакуя в лоб. Приходится метаться из края в край, караулить момент отката заклинаний, своевременно их активировать, иногда даже простецки сочетать. Только всё это кочует из боя в бой в настолько схожей форме, что отличить два сражения даже из отстоящих на много часов этапов игры невозможно. Лишь иногда появляются модификаторы вроде необходимости уничтожения бесконечно призывающих врага порталов, временного бездействия части собственных бойцов или защиты каких-то объектов, что случается так редко, что почти никогда. На любителя и решение давить оппонента не интеллектом, а числом. Каждая площадка для боя обширная и с несколькими точками появления противников. Врагов — толпа, но появление растянуто по времени и с учётом количества уже призванных единиц. С таким подходом не особо видно, в какой части боя находишься: вроде бьёшь, бьёшь, а на шкале прогресса всего 19%. Без числа прогресс никак не увидеть и не прочувствовать. Заведомо сложные бои не отличить от проходных, пока не станет почти слишком поздно; простые и тянутся так же долго, как бы успешно ты ни шинковал врага. В финале же каждого боя игра похожа уже не на тактику, а на Tower Defense из The Incredible Adventures of Van Helsing или замедленную Crimsonland. Необычно, но только первое время. Скоро так и хочется найти кнопку ускорения времени или опцию «Отпустить противника», как в Heroes of Might and Magic.

      Нашего полку прибыло
      Вне боёв — горы книг и записки мага, разговоры с Таинственным Голосом и Хранителем башни, между членами отряда. Ничего особенного, а налёт сказочности чуть смягчает груз лишних слов. Те персонажи, которых ты не определил в команду, продолжают таскаться за тобой по «мирным» коридорам, всё так же комментируя увиденное, то есть чтобы услышать все разговоры, не нужно перепроходить игру другим составом вояк. Раз в сто лет предлагается решить спор: раздолбить алтарь магией или мечом, оставить ли портал в хищное измерение, чтоб попытаться приручить его обитателей? Можно отдать решение на суд персонажам или навязать телепатией, заслужив расположение одних и недовольство других и, соответственно, получив или усилив глобальные бонус и штраф.
      В случайных местах, прям на полу разбросаны золото, сундуки и рыжие свитки с неопределённым эффектом, вред или пользу которого можно предсказать по описанию — но здесь элементарно спасёт quick save. Ничто не мешает так же обновлять содержимое ещё не открытых сундуков. А предупреждение Хранителя о том, что не из каждого Фонтана безопасно пить, выливается в разделение оных на синие и красные, дабы никто не запутался. Опять полумеры! Стоило запретить бесконтрольные сохранения и добавить одинаково выглядящим фонтанам описание-подсказку, как у свитков. Но нет, имеем ещё одно надгробие кладбища идей.
      Никакая это не RPG, даже если представить, что суть RPG в цифрах. Это адвенчура с боями, однотипными донельзя. Слова об огромной длительности игры скорее минус, такой радости хватило бы и в пятичасовом приключении. Выбор сложности есть, но ситуации он не меняет, лишь заставляет тратить больше времени на каждый серый бой.
      Современные «вернувшиеся к истокам» RPG винят за то, что кроме боёв и диалогов в них ничего нет, — но в сравнении с ToT они кладезь разнообразия. Между этими двумя занятиями можно куда-то пойти, что-то совершить. Тут же рельсы и неизбежность, с редкими просветлениями. Слишком редкими, чтоб помнить и о них.
      Итоговая оценка — 5,0.
      (нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)
    • Автор: SerGEAnt

      Хайп всему голова! Первые рецензии на God of War дежурно подтвердили монолитное реноме «эксклюзива для PlayStation». Игры, которой должно быть стыдно ставить какую-либо оценку, кроме Той Самой. Если вы вдруг заговорите о каких-то недостатках, то исключительно от недостатка внимания. Вы просто захотели выделиться из толпы и выдумать недостатки, которых нет. Впрочем, возможно, свою роль играет эффект завышенных ожиданий, с которым в последнее время бывает трудно совладать. Вы можете вообще не смотреть трейлеры и не интересоваться какой-то игрой, но за неделю до релиза всеобщая истерия сделает свое черное дело. И приступая к изучению God of War, вы постоянно будете вспоминать, что у этой игры 95 баллов из 100 на «Метакритике».
      Хайп всему голова! Первые рецензии на God of War дежурно подтвердили монолитное реноме «эксклюзива для PlayStation». Игры, которой должно быть стыдно ставить какую-либо оценку, кроме Той Самой. Если вы вдруг заговорите о каких-то недостатках, то исключительно от недостатка внимания. Вы просто захотели выделиться из толпы и выдумать недостатки, которых нет. Впрочем, возможно, свою роль играет эффект завышенных ожиданий, с которым в последнее время бывает трудно совладать. Вы можете вообще не смотреть трейлеры и не интересоваться какой-то игрой, но за неделю до релиза всеобщая истерия сделает свое черное дело. И приступая к изучению God of War, вы постоянно будете вспоминать, что у этой игры 95 баллов из 100 на «Метакритике».

      В отличие от критиков, Кратос образумился. После зрелищных пинков под зад всем мыслимым и немыслимым богам, получившим свое за последние годы, герой остепенился, нашел свою любовь и завел сына. Именно что завел: судя по проскакивающей у Атрея обиде, отец явно не баловал его вниманием. Но внезапная смерть жены заставила Кратоса взяться за дело: схватив сына за шкирку, он отправился исполнять последнюю волю любимой. Она попросила — ни много ни мало — развеять ее прах на самой высокой горе. Да-да, как в старые добрые времена, вы снова будете карабкаться на гору. И на сей раз дело обойдется без возгласов: «БОГИ! Я ВАС ПОКАРАЮ!» Статус обязывает.
      Дикая трансформация Кратоса только на первый взгляд диссонирует с его бурным прошлым. Новый образ, как это ни странно, логично вытекает из образа жизни, если задать себе вопрос: «А что будет с таким героем, если он таки встретит свою любовь?» Напомню, что первую возлюбленную Кратоса жестоко убили, и из этого, собственно, и вытекали все причины его столь яростного поведения в прошлой трилогии. Будет ли герой, переживший такое, хорошим отцом? Вряд ли. И God of War это доказывает. Кратос переживает за сына, старается его оберегать и порвет глотку любому, кто приблизится к нему хоть на шаг. Но общение отца с сыном подчеркнуто отрешенное: Кратос явно не уделял Атрею должного внимания, мальчик практически всю свою недолгую жизнь провел с матерью. Вдобавок Кратос скрывает от сына Нечто Очень Важное — куда ж без этого. И о данном факте ему напоминают все кому не лень. Вот буквально каждый встречный знает о прошлой жизни Кратоса все!

      В общем, несмотря на то, что приключение вроде бы делят между собой сразу два героя, следить за их поведением совершенно не интересно. Тот самый случай, когда реалистичное развитие событий классической истории отца и сына идет сюжету во вред. При этом и сюжет — мягко говоря — звезд с неба не хватает. Пара неплохих поворотов тут, конечно, присутствует, но блеклость героев сводит на нет даже эти слабые попытки внести в сценарий хоть что-то интересное. А все остальное время вы просто идете по зову компаса вперед и превращаете в пепел десятки монстров. Прямо как в оригинальной трилогии!
      Даже Ascension — чистокровный слэшер без претензий на какую-то художественную ценность. God of War всегда был игрой про процесс, а повествование присутствовало где-то там, на третьих ролях. Но перезапуск — это уже не аркадный битемап с высокой камерой, тут оператор следует за Кратосом по пятам. И понятно, что кардинальное изменение подачи должно нести за собой качественные изменения в истории. Жаль, что даже введение в сюжет Атрея не помогло истории сдвинуться в сторону от банального «восхождения на гору» с вариациями. Не считая Кратоса, вам встречается всего один небанальный персонаж. Один! Апофеоз сценарной беспомощности — сменяющие друг друга торговцы гномы. Первый — большой, сильный, неотесанный и, разумеется, тупой чурбан; второй — тощий, неуверенный в себе недоросль, отпускающий невероятно натянутые шутки. Как поет группа «СБПЧ»: «Наша идея была прова-а-алом!»

      Смена концепции кардинальным образом отразилась и на боевой системе. Если раньше вы на счет раз раскидывали по углам десятки монстров, то теперь приходится умерить аппетиты. Десятки сменились единицами, а Кратос стал неповоротливым и еще более перекачанным мужиком. От легкости не осталось и следа: даже самый обычный удар сопровождается исполинским замахом топора Левиафана. Вместе с перекатами — главным защитным приемом трилогии — Кратос стал активно пользоваться щитом, плюс немаловажную роль в системе играют выстрелы и спецспособности. Любимый всеми уберприем «R1+R1+R1+R2», на удивление, никуда не делся, так что кто-то из бывалых игроков при открытии этого комбо смахнет скупую слезу. Удобства у него поубавилось, но тут уж ничего не поделаешь. Смена концепции — штука безжалостная.
      Выбивать дурь из врагов можно как топором, так и голыми руками, причем в последнем случае шкала добивания заполняется практически мгновенно. Ну знаете, это когда Кратос подбегает к полуживому монстру и начинает красиво рвать ему челюсть, выдавливать глаза и вытворять прочие банальные для Бога войны вещи. Но мощь кулаков Кратоса все-таки не безгранична, да и апгрейды в магазинах для них не купишь, потому большую часть времени вы проводите с Левиафаном наперевес. На него можно вешать разные магические штуки, которые трансформируются в дополнительные типы атак различных мощности и визуальной красоты, при этом их применение ограничено по времени. Чем активнее вы используете ближний бой, тем бодрее у Кратоса заполняется шкала ярости, которая может помочь вам быстрее расправиться с особо крупными врагами. Наконец, топор можно бросать в засевших на высоте врагов. Урон при этом наносится страшный.

      Также в вашем распоряжении Атрей и его лук, помощь которого трудно переоценить. Некоторых врагов, особенно владеющих телепортацией, без поддержки сына очень сложно одолеть. От брошенного топора они легко уворачиваются, но вот стрелы застают их врасплох, облегчая Кратосу задачу по рубке всяких ведьм в капусту. Плюс Атрей умеет вызывать из астрала всяких чудо-зверей, помогающих временно успокоить группу врагов. А еще он незаменимый помощник в решении большей части встречающихся необязательных головоломок.
      На самом деле, в игре остались и другие характерные черты, знакомые фанатам. Например, сундуки — обычные, побольше, светящиеся и запертые реликвиями. В каждом лежит что-то полезное, но не до каждого вы можете добраться «здесь и сейчас». Одни лежат практически в открытом виде, другие тщательно замаскированы или обвешаны глифами. Полезные предметы выпадают и из врагов, но самым ценным ресурсом тут смело можно назвать опыт. А его дают только за выполняемые задания, причем побочные миссии ценятся не меньше, чем сюжетные. Так что если вы хотите изучить максимальное количество приемов, то вам в любом случае придется много побегать. В такие моменты я мысленно говорил спасибо человеку, который додумался вручить Кратосу компас, ибо присутствующую здесь карту можно лишь созерцать. Дать вам понять, где что находится и куда вам идти, в ее функции точно не входит.

      Но даже в этом случае я не рискну сказать, что побочные задания становятся обязательными к выполнению. Просто среди них можно встретить достойные — например, есть шанс столкнуться с действительно сложными врагами, которые заставят вас пользоваться всеми базовыми элементами боевой системы. А набираемого опыта здесь всегда хватает с избытком: возможно, дело в моих личных тараканах, но запомнить и использовать в бою более пяти — семи типов ударов весьма проблематично, тем более что в плане урона они ничем друг от друга не отличаются. Лучше сэкономить опыт и потратить на что-то более важное ближе к концу игры или по максимуму прокачивать мощь спецспособностей и талисманов.
      И на самом деле это серьезная проблема, когда игра не может заставить вас максимально использовать все возможности. Возможно, дело в «обычном» уровне сложности (который, как известно, выбирает большинство), но какие-то вызовы God of War вам бросать отказывается. Там, где в прошлых играх вы бегали вокруг титанов и пытались понять, с какой стороны к ним вообще подойти, сейчас балом правят подсказки, где прямым текстом написано, что и как делать. Битвы красивы и дарят настоящее зрелище, но они даже не пытаются хоть чем-то удивить. А Атрей, несмотря на свой юный возраст, вообще практически бессмертен.

      Примерно год назад я писал о Horizon: Zero Dawn, и сейчас мне довольно странно осознавать, что Элой — куда более интересный герой, чем новый Кратос. И мир, который она для себя открывала, интереснее миров из God of War. И герои — при всей их картонности — как минимум не хуже. Но при всех недостатках у Horizon был мощнейший козырь — проработанная, светящаяся новаторством вселенная с богатейшей предысторией. Увы, у God of War такого козыря не нашлось. Вам не будет интересно, чем все закончится, но вы вряд ли разочаруетесь в том, что увидите здесь и сейчас.
      Итоговая оценка — 8,0.
      (нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры) P.S. В английской версии Кратос иногда окликает Атрея словом «boy», и это нормально. В русской версии Кратос иногда окликает Атрея словом «мальчик», и это ненормально.
  • Популярные новости



Zone of Games © 2003–2018 | Реклама на сайте.

Система Orphus

×