Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
Stupid Author

«Если связывать свою карьеру с геймдевом, то только с азиатским» — генеральный продюсер Geeky House Вячеслав Уточкин о своем опыте работы с Китаем и перспективности этого направления

Рекомендованные сообщения

144313-111.jpg

Российский геймдев по своей природе гораздо ближе к азиатскому, чем кажется, и наилучшие перспективы для него открываются в Китае. Своим взглядом на геймдев и важность китайского рынка генеральный продюсер и со-основатель игровой студии Geeky House поделился на фестивале китайской культуры, организованном школой «Алгоритм».


Российский геймдев по своей природе гораздо ближе к азиатскому, чем кажется, и наилучшие перспективы для него открываются в Китае. Своим взглядом на геймдев и важность китайского рынка генеральный продюсер и со-основатель игровой студии Geeky House поделился на фестивале китайской культуры, организованном школой «Алгоритм». Мы послушали его лекцию и спешим пересказать основные тезисы.

144155-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0

Игры в Китае — это максимально прибыльный бизнес

С китайским геймдевом Вячеслав Уточкин сотрудничал не раз и в самых разных амплуа: помогал запускать китайские игры в России (Perfect World), выводил свои в Китай и возил наши киберспортивные команды на турниры в Поднебесную. Спикер охотно делится своим опытом, в привлекательность китайского рынка он искренне верит. Да и сложно не заразиться энтузиазмом, как же: ведь рынок там — 45 миллиардов долларов в год, причем половину составляют мобилки, а российским играм скоро дадут особые привилегии!... Впрочем, обо всем по порядку.

В 2022 году весь игровой рынок суммарно аккумулировал около 180 миллиардов долларов. Из них четверть пришлась на Китай — те самые 45 миллиардов. Примерно столько же только в США. А вот по количеству игроков Китай лидирует с большим отрывом — 700 миллионов человек, и эта цифра будет расти. Китайцы готовы тратить деньги на игры и с удовольствием это делают — их отличает здоровый азарт и к играм они иногда относятся даже как к работе, а не как к развлечению. С этим связаны в том числе и значительные успехи в киберспорте.

Самый большой кусок рынка отхватили, сюрприз-сюрприз, мобильные игры. Треть мирового рынка мобильных игр — это Китай. Удачное совпадение, ведь именно на рынке мобильных игр сегодня активно продвигаются российские разработчики. В Китае проекты из России знают и давно любят. Еще 10 лет назад, когда рынок только зарождался, огромным успехом пользовалась игра Cut the Rope компании ZeptoLab. Вторая часть франшизы собрала больше игроков в Китае, чем в США.

Цитата

«Они [китайские коллеги] уже 10-15 лет назад знали, что весь мир будет играть в мобилки. Уже тогда многие компании в Китае переключились на разработку мобильных игр».

О сближении рынков заговорили и на государственном уровне. Не так давно прошла новость о том, что российские разработчики получат определенные льготы при запуске игр в Китае — вплоть до того, что будут проходить лицензирование по ускоренной схеме. Затем представители российской игровой индустрии встретились с участниками игровой ассоциации провинции Гуандун — крупной некоммерческой организации, в которую входят Tencent, NetEase и прочие гиганты китайского игропрома. На повестке дня были перспективы дальнейшего сотрудничества.

И как же зарабатывать?

Итак, перспективы Китая очевидны, с чем туда идти? В плане геймплея вы относительно свободны — если раньше китайцы предпочитали RPG-шки, то сегодня такого четкого разделения нет. Особой популярностью продолжают пользоваться стратегии, пазлы, баттл-рояли и MOBA. Из жанров китайцы предпочитают фэнтези, но фэнтези особенное — основанное на их истории и мифологии.

144155-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0

Что касается монетизации (нам ведь нужно и деньги зарабатывать, чтобы было на что делать игры), здесь тоже есть разные тонкости. Например, для запуска в Китае команда Вячеслава Уточкина убирает из своих F2P проектов внутриигровые продажи. Причина — такие игры можно запускать через китайского издателя без мороки с получением лицензии. Деньги зарабатывают через показы рекламы. В целом монетизация через внимание и время пользователя, а не напрямую через его кошелёк, один из трендов, которые Уточкин считает наиболее перспективными:

Цитата

«К этому постепенно движется вся индустрия, игры забирают у тебя не деньги, а внимание — как телевизор. А уж превратить это внимание в деньги можно самыми разными способами».

Если же вы все-таки добавляете в игру возможность донатить, необходимо продумать глубину монетизации на одного игрока хотя бы на 5-10 тысяч долларов, а лучше на десятки и даже сотни тысяч долларов. Ни для кого уже не секрет, что практически все гачи больше всего зарабатывают именно с «китов» — пользователей, готовых тратить значительную часть своих сбережений на микротранзакции.

Еще один интересный момент — пре-роялти. В Китае считается нормальным выплачивать определенную сумму разработчикам до запуска игры, в качестве своеобразного гонорара. Работает это в обе стороны — если у вас покупают игру, можете рассчитывать на определенную сумму, даже если она провалится. Если хотите выпустить китайскую игру в России, будьте готовы хорошо заплатить. Впрочем, по опыту Уточкина, второй путь (запуск китайских игр в России) приносит не меньше, а то и больше прибыли.

Про прибыльность игр — отдельный вопрос. У игр достаточно высокий порог вхождения — из десяти проектов выстрелит всего один, зато можешь заснуть студентом, а проснуться человеком, который покупает себе Maserati. Известны случаи, когда разработкой успешных игр занимаются даже дети, школьники, впоследствии зарабатывающие на этом больше своих родителей. 

Работа в геймдеве в среднем приносит 1 500 — 3000 долларов в месяц за рубежом, в России эта цифра чуть меньше — 1 000- 2 000 тысяч долларов. Но конечно все зависит от области и стажа специалиста. И начинающий геймдизайнер может зарабатывать и 500 долларов в месяц, а опытному продюсеру и 10 000 в месяц не предел. Ну а выигрыши в киберспорте могут приносить от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов — и это без учета различных спонсорских сделок. 

Не все так просто с этим Китаем

Впрочем, не обойдется без сложностей, на государственном уровне отношение к играм все еще двоякое: вроде позитивный имидж Китая несут, да и киберспортсмены — официальная профессия и национальная гордость; а ограничения все жестче, вот уже время на онлайн игры для несовершеннолетних сократили до трех часов в неделю.

144155-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0

Иностранцу же в этом плане еще тяжелее. Во-первых, нужно получить лицензию на выпуск игры внутри Китая. Вы подаете одну заявку, пару месяцев ее рассматривают и возвращают с комментариями — что-то нужно урезать или добавить. В Китае очень много запрещенных тем, от религии до насилия и азартных игр. Странно читать такое о стране, подарившей миру гачу всех гач — Genshin Impact — но в самом Китае подобные игры строго регулируются: разработчики обязаны раскрывать шансы выпадения лута и вводить «утешительные» дропы.

Весь процесс получения лицензии может занять полгода, если повезет. А может и пару лет. В любом случае, здесь ваш путь только начинается:

Цитата

«Приходите в Китай, а там 200 мобильных площадок. С одной стороны, продвижения больше, но вы утонете в договорах и расходах, если будете самостоятельно со всеми контактировать. Нужно покрыть 10-15 самых крупных площадок, и делать это лучше через издателя-посредника», — говорит Вячеслав.

В этом плане проще выводить китайские игры в России — свой рынок понятнее и ограничений меньше, но и здесь встает вопрос о том, как договариваться с китайскими коллегами. Конечно, делать это удобнее на их родном языке.

Китайский приходит на помощь

Общение с потенциальными партнерами на английском — или на китайском через переводчика — значительно сужает ваши возможности. Такой диалог остается сухим и формальным. 

Причем мало учить китайский язык, нужно сразу знакомиться с деловой культурой и культурой обычной. Первое — тот самый нетворкинг, который в Китае принимает форму гуанси, связей. Вы оказываете услугу человеку, получаете услугу в ответ. В такие тонкости необходимо вникать, это значительно упрощает жизнь. Второе может пригодиться при разработке игр — культурная тематика в Китае заходит на «ура», про это мы уже писали выше.

Если хотите выпускать игры в Китае — нужно договариваться с издателями и разработчиками, налаживать связи, собирать документы для получения лицензии. Если хотите выпускать игры в России — да, вам снова понадобятся китайский и гуанси, а еще придется разбираться в особенностях WeChat. Даже если вам ну совсем влом контактировать с Китаем, озаботиться переводом своей игры на китайский язык все же придется:

Цитата

«Когда я запускаю свою игру в Steam, то больше количество продаж часто из Китая. Он [Steam] у них запрещен, а они все равно обходят и скачивают игры. Поэтому мы часто переводим свои тайтлы на китайский».

Мы совсем не упомянули киберспорт, а там тоже огромное поле для маневра. В отличие от геймдева, китайский киберспорт более открыт для иностранцев. Некоторые наши ребята, особенно из Владивостока и других дальневосточных городов, уезжают и присоединяются к китайским киберспортивным клубам — там таких организаций больше, вся сфера лучше развита и начальный порог ниже. Можно не уезжать, участвовать в нишевых киберспортивных турнирах онлайн.

144155-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0

Warcraft Gold League — 2019, Шанхай

Киберспорт, как и геймдев — это огромная сфера со множеством сопутствующих задач. Необязательно играть, киберспортивным командам нужен маркетинг, менеджмент. Есть вариант уйти в биздев, договариваться о рекламе, площадке, проведении турниров. Этот рынок готов принять множество самых разных экспертов, но к своим экспертным знаниям придется добавить знание китайского.

Курс на Азию

Общий вывод таков, что с азиатским рынком нам определенно по пути. Тому есть как вполне понятные, так и неожиданные причины. Например, Уточкин уверен, что российский и китайский геймдев похожи тем, что произрастают из сильной математической школы. Соответственно, точек соприкосновения больше и найти общий язык становится проще.

По всей видимости, совет «учить китайский язык» лишь набирает в актуальности. Появление на рынке множества новых китайских фильмов и книг показывает, что Поднебесной есть, чем удивить. Ждем таких же открытий и в геймдеве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Когда не можешь сделать что-то крутое и выйти ни то что на западный рынок, даже на свой, идешь в азию делать мобилки. Понял-принял.

Я нашел 1 игру в стиме и 5 в гугл плее. Все ширпотреб.

https://store.steampowered.com/app/1431430/Tiny_Island/

https://play.google.com/store/apps/dev?id=6188899801657540833

Прямо очень крутые ребята, ага.

Изменено пользователем Dusker

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
41 минуту назад, Stupid Author сказал:

Игры в Китае — это максимально прибыльный бизнес

На этом цитаты можно и закончить. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С такими “эксперДами” и их мыслительным процессом, Российский геймдев, да и не только Российский всегда будетр в жопе. :laugh:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вспомнили мобильную игру десятилетней давности как аргумент популярности российских игр) Примеры можно было и получше поискать. Китай да, даже здесь развивается, хотелось бы посмотреть на хорошую не-мобильную игру из Китая

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Продвигаемые темы

  • Последние сообщения

    • Даже не близко, что вам вообще про него известно? Секса не было? А где именно? Демографический рост был не за счет мигрантов. Сами же жалуетесь, что везде секс, сигареты и алкоголь.   Далее не вам.   Цензура она в принципе нужна для государства, которое хочет быть независимым, а Россия внезапно хочет, в отличие от “большинства цивилизованных стран” и это даже неплохо даже для простого человека неплохо. Но меры борьбы хаотические, без методик, без идеологии, с разного рода инакомыслием даже в самих структурах и у власти. Не с этого надо начинать. Сначала разберитесь с некими директорами, неких театров и прочих, которые живут фиг знает где, говорят фиг знает что и не лишаются ничего. Вот таких ребят много и они то реально могут влиять на что-то… хочешь роль в театре? А не хочешь распространять определенную позицию? И таких дофига, вы голову змее еще не отрубили а уже во всю занимаетесь ее хвостом.. бред.  
    • Не, не то пальто. Я бы с удовольствием поиграл квест за самого Ленина.  Как он пришёл к власти, пережить те самые события из детства, и как он стал рупором революции. Финал конечно понятен. Но я бы с удовольствием поиграл. 
    • Если зашёл Фоллыч 3 и не разочаровала четвёртая часть, то скорее всего зайдёт и серик.
    • любимая фраза любой домохозяйки. Все они наизусть знают, какие проблемы наиболее актуальны и как их решить. Вот только история и практика показывают, что управленцы из домохозяек получаются...такие себе. Также как из артистов, гинекологов и прочих, не имеющих соответствующего образования и навыков. За примерами далеко ходить не надо)
    • По ходу других проблем в стране нет.  Благосостояние народных масс процветает.  Запретить то, что и так не продают в интернет магазинах для России.) В телеке обнаженку, мат и сигареты затирают. Теперь и до игр добрались. Прям советский союз.  Еще чуток и секса в России нет будет. Как в ООН выступаем, то у нас просто другая точка зрения на все это. А как в России кто-то вякнет со своим мнением, то ему сразу статью УК РФ шьют. Парят мозги про НАТО на Украине и ракеты до Москвы, но забывают сказать, что НАТО в Прибалтике еще с 2004 года.   Войны не было — царь хороший, а коммунисты плохие. Война началась — коммунисты хорошие. ВОВ выиграли. Мы сила! Всем покажем и всех освободим! У нас кругом аналоговнеты. Правда ничего, что они Китайские с переделанными шильдами, но об этом массам знать не надо. Офигеваю как удобно манипулировать массами за счет истории. И ведь это работает… И это страшно… 
    • В стиме же про Берию есть игра, типа кликер такой —  Берия едет на большой скорости в машине, а игрок по ходу должен как можно больше балерин закликать.  Называется вроде, что-то типа “Берия в поиске”.
    • @Dendy1693 ты так сериал обсираешь, что теперь я его просто обязан посмотреть.  Не уж то хуже Ведьмака и Колец(?)  Многие говорят, даже здесь на форуме, что вполне годно, так что cтало любопытно очень, зайдёт ли.  Меня хватило на 3 серии Ведьмака,  0 серий Колец и на одну серию Twisted Metal, но вот Ван Пис в общем понравился, посмотрел все серии.    
    • Отлично по этому мусору проехался. И вопрос поставлен правильно, каким образом кукареканье про какие-то отсылки за которыми ничего нет должно оправдывать или объяснять откровенно плохой сценарий и проработку мира? Вроде как в хорошем кино, даже если это треш комедия про фэнтезийный трэш аппокалипсис с нулевым саспенсом все равно все должно быть на своих местах. А главное зачем еще и про какую то там “дотошную” экранизацию игр серии говорить? Понятно, что Ф76 мусор, который вообще все пинают, но неужели четверка настолько тупая и беззубая, что вот этот сериал является хорошей экранизацией этой игры? Неужели игра такое же дно как и этот сериал?
    • Тоже заметил и на другом форуме также. 
      Экзамены может, призыв?
  • Изменения статусов

  • Лучшие авторы


Zone of Games © 2003–2024 | Реклама на сайте.

×