Jump to content
Zone of Games Forum
Sign in to follow this  
SerGEAnt

[Аналитика] Казуализация MMO: миф или реальность

Recommended Posts

Casual — модное в современном мире понятие, обозначающее повседневность, распространение в широких массах. С некоторых пор casual устойчиво проник и в индустрию компьютерных игр. И уж совсем недавно это слово начало использоваться в отношении массовых многопользовательских онлайн игр. Правда ли тот самый «кэжуал» проникает в столь привычный для нас мир эльфиек и орков, мощных заклятий и погони за сверхредкими латами? Справедливости ради нужно заметить, что многие хардкорные геймеры считают вышеописанные атрибуты как раз таки казуальными. Мол, настоящая MMORPG должна обойтись без набивших оскомину штампов. Но это утверждение сможет оспорить любой разработчик онлайн игр, сославшись на неудачные опыты своих коллег. Так и выходит, что рисковать с сеттингами и привычными всем атрибутами жанра никто не хочет, ведь доля геймеров, жаждущих новых свершений, невероятна мала. Замкнутый круг получается — игроки хотят свежих веяний, девелоперы либо пробуют и терпят крах, либо преподносят общественности тоже блюдо, но под другим соусом. Вполне логично, что доля таких экспериментаторов среди разработчиков игр неуклонно падает с каждым новым провальным проектом. В таком свете становится ясным желание выпускать на рынок продукты в красивой обертке, но абсолютно тем же содержанием. Не секрет, что в этом более прочих преуспевают игродев компании из Азии. Но можно ли назвать их проекты казуальными? Определенно нет. Чаще всего онлайн игры с Востока характеризуются системой прокачки персонажа, которая буквально прессует игрока — отдавай игре все свое свободное время или будь жалок. А это, согласитесь, никак нельзя назвать принципом кэжуала. В казуальных играх должно быть все просто и понятно, это должно оставаться развлечением, а не тяжким трудом, такие игры не должны вызывать у людей негативные эмоции. Подтверждает это и мудрая Википедия, которая гласит, что казуальная игра — это игра, в которую играют от случая к случаю, между делом, чаще всего — чтобы как-то «убить» время.

Так что же такое casual в MMO-индустрии?

Регресс привычных атрибутов жанра, упрощение ролевых систем, уменьшение временных затрат на игру? Не совсем так. Давайте разберем понятие казуальности на примере этой статьи. Вы, наверное, уже заметили, что она написана с применением минимума терминов и ориентирована на самый широкий круг читателей. Так и с играми. Casual games создаются абсолютной для любой аудитории (признайтесь, товарищи хардкорные геймеры, хотя бы раз, но вы все же играли в казуалки), а значит стремятся быть понятными даже для тех, кто вообще не имел дела с компьютером. Само собой, что для онлайн игр это утрировано, они останутся привилегией «опытных юзеров ПК» до тех времен пока виртуальная реальность не поглотит нашу цивилизацию полностью. Будем надеяться, что это произойдет еще не скоро.

Что привносит казуализация в MMOG?

С этим вопросом я решил обратиться к компании, которая съела не один десяток собак на казуальных играх. Кирилл Плотников, руководитель отдела продюсирования игр Alawar Entertainment согласился дать комментарий по данному вопросу:

Массовые онлайновые игры становятся все казуальнее. Их создатели стремятся сделать все, чтобы неопытный игрок не заблудился в виртуальном мире — упрощается интерфейс, используются многочисленные встроенные подсказки. Наблюдается и обратный процесс. Разработчики казуальных игр трудятся над созданием многопользовательских развлечений. В случае с Alawar Entertainment — это новый проект Farmland, ориентированный не на соревнование, а на сотрудничество между игроками. Нам очень интересно попробовать себя на этом новом поприще. Что касается игр для социальных сетей — мы пока не придумали, как их монетизировать. Зато отработали бизнес-модель с бесплатными flash-развлечениями. Они могут использоваться, как эффективная рекламная площадка и средство, мотивирующее пользователей на покупку полных игровых версий.

Тема социальных сетей, которые, если задуматься, являются просто таки воплощением казуальности, показалась мне интересной. Возможно за этим будущее casual в MMOG? Такого мнение придерживается и Салават Валиуллин, главный дизайнер компании Xenao Games, которая занимается разработкой flash-казуалок: Считаю, что нет никакой казуализации существующего рынка ММО, есть развитие имеющейся аудитории социальных сетей и флеш порталов, в участников ММО, созданных в рамках имеющихся сайтов. На Facebook создали Pet Society и прочее. На Kongregate — свои игры. Попытки перетягивания аудитории есть, но они не производят никакого впечатления.

Есть ли удачные примеры казуальных MMO?

На данный момент казуальные ММО — это в большинстве своем виртуальные миры, в которых игрокам предлагают строить свой домик, заводить зверушек, играть в мини-игры и общаться с друзьями. Примером такой игры можно считать очень старую, но все еще играбельную виртуальную планету There или FreeRealms, разрабатываемую Sony Online Entertainment и по заявлению которых оная станет популярнее самого World of Warcraft. FreeRealms, к слову, сейчас в ограниченной бете, поэтому спорить с гигантом SOE еще рано. Менее амбициозен проект 7Million, от австрийской студии Deep Silver, Стоит отметить, что FreeRealms, как и There, не ориентирован на какую-либо конкретную возрастную категорию, а 7Million придется по вкусу, скорее всего, довольно взрослым игрокам.

На отечественном же рынке не удалось обнаружить казуальный игровой мир. Полуфанатский проект «Эволия» в расчет мы брать не будем. Зато рунет может похвастаться браузерной MMORPG «Техномагия», боевая система которой построена на знаменитой казуальной механике Match 3. В связи с этим я позволил себе задать несколько вопросов Роману Поволоцкому, генеральному директору компании CyberCrew, создавшей «Техномагию»:

«Техномагия» — типичный пример казуального проекта. Простой и понятный бой вкупе с простым и логичным геймплеем формируют определенный интерес у пользователя. Далее игрок втягивается в нестандартный, но интуитивный игровой процесс, развивая своего персонажа. И даже в «Техномагии» есть ряд минусов (хардкорных моментов), которые сформировались в процессе разработки. Мы их знаем и постоянно казуализируем проект. Кстати процент женской аудитории — прямой показатель казуальности проекта, ведь кто, как не женщины привыкли к простому и понятному. В «Техномагии» 30% аудитории — женская, я считаю, что это достижение.

Ваше мнение на процесс казуализации рынка MMO?

Времена хардкорщиков прошли. По факту, на данный момент казуальная MMORPG = прибыль с проекта. Логично предположить, что, если проект казуальный, то аудитория и, как следствие, прибыль, которую приносит проект, будут больше, нежели у хардкорного проекта. Причем нет смысла рассматривать это понятие как-то конкретно — это должно касаться проекта в целом. Если казуальный геймплей, то он понятен для большей аудитории, если казуальный интерфейс, то он удобен большему количеству пользователей и так далее. Типичный пример успешного казуального проекта — Тетрис. Вы ведь играли в тетрис? Правильно, все играли, ведь он понятен, интересен. Я думаю, что это логично, что ММО игры казуализируются все больше и больше, ведь это уже становится невыгодным — делать игры для небольшой аудитории.

То есть казуал захватывает онлайн?

Начиная от WoW и заканчивая браузерными играми — везде идет процесс казуализации. Мало того, в правильных компаниях (приносящих не просто доход, а именно прибыль) вопрос казуализации проекта стоит на одном из первых мест на повестке дня.

И напоследок — будущее MMO — ваше видение?

ММО игры будут усовершенствоваться. Будут появляться новые технологии, новые платформы, но именно простые и понятные геймплей и интерфейс будут обеспечивать прибыль этих игр, независимо от используемых технологий.

Несомненно, следует прислушиваться к мнению опытных девелоперов, которые уже имеют в активах успешные казуальные проекты, но, согласитесь, интересно узнать и альтернативное мнение. Таковое имеет Александр Зезюлин, вице-президент по продуктам холдинга EnterNetica ITG:

На мой взгляд, о «казуализации рынка» говорить пока что не приходится. По-прежнему на первых местах всех чартов игры продолжительные, требующие усердного гринда и в целом ориентированные на обычных геймеров. И это нормальное явление, ведь масштабным онлайн проектам просто необходимо подолгу удерживать у себя пользователей (регулярно залезая в их кошелек), а настоящий казуал — существо ветреное и непостоянное. С него станется зайти в игру раз в месяц, на 15 минут, желательно бесплатно и без взаимодействия с окружающими. Кому нужен такой портрет среднего пользователя? Кроме того, не стоит обманываться последними веяниями в дизайне игр, Которые У Всех На Слуху. Их easy to learn рано или поздно приведет вас к красноглазому и асоциальному hard to master. А по-другому они, извините, не умеют. Если же говорить о будущем именно казуального направления в ММО, то я возлагаю большие надежды на казуальных же разработчиков и казуальные порталы с их social gaming. Из последнего вполне может вырасти что-то массовое, когда создатели социальных сетей оценят, наконец, привлекательность игровой монетизации траффика. Реклама масштабных ММО такой монетизацией не является :)

В каком направлении будет развиваться рынок ММО в целом?

В долгосрочной перспективе я верю в виртуальность с полным погружением, в дополненную реальность, в соединение вычислительного устройства и человека тем или иным путем, для начала в виде обратной связи, а дальше... кто знает? Мало верю в консольные ММО и ММО на мобильных устройствах. В первом случае — недостаточно «общителен» контроллер, во втором — чрезвычайно низок уровень погружения в игру.

И в завершении предложил высказаться Руслан Шарапов, ведущий геймдизайнер и PR-менеджер компании Anomaly Games. То есть я сам.

Я не отрицаю, что казуализация современного рынка MMO присутствует. Но считаю, что сбрасывать со счетов настоящих геймеров не стоит. Наша компания решила занять нишу необычных игр для необычных геймеров. И при этом мы пониманием, что тягаться с казуальными монстрами индустрии на данном этапе нам не получится, но этого и не требуется. Хардкорные геймеры были, есть и будут. Именно для них мы реализуем наши проекты. Да, мы слегка отрицательно относимся к казуализации (читай — упрощению) массовых многопользовательских игр, но рынок должен предоставлять потребителю все возможные варианты. Если же говорить о будущем онлайн индустрии в целом, то тут я солидарен с Александром Зезюлиным. Рынок неспешными шагами двигается к «виртуализации», но это вовсе не значит, что все эти бесчисленные онлайн миры будут похожи на FreeRealms. Каждый мир сможет предоставить в полном объеме только лишь один сеттинг и «уровень сложности», а потребности игроков имеют тенденцию лишь к увеличению. Это значит, что в будущем найдется место для любителей кавайных собачек, суровых орков и нашпигованных имплантами десантников. Именно поэтому, я считаю не стоит утверждать о поголовной казуализации рынка.

А что вы думаете по всему этому поводу, мои дорогие читатели?

Руслан «DRAGOMIR» Шарапов

http://mmolife.ru/

Share this post


Link to post

статью читать лень, но казуализация уже здесь. вон, Аллаоды онлайн, жутко казуален, аш до тошноты. мир развернулся и пошел пытаться изобрести колесо, только попроще...

Share this post


Link to post

Отличная статья! Внешний лоск + внутренний примитивизм это наше все.. =\ Однако.

Хорошо хоть до ЛОТРО пока не добрались =)))

Share this post


Link to post

Ну привидите тогда пример не казуальной ммо.

Share this post


Link to post

Прочитал. В казуалки играл, взять AudioSurf например. Классная игра.

А вообще смерть казуалам. от них игры становятся хламом. Скоро за харкдором в ММО придеться ходить в Eve Online.

Share this post


Link to post

В первом абзаце вообще говорится, что казуальноя ММО - это фэнтези-ММО. Глупо. Потом долго мусолится толкование слова casual, применяемое к офисным играм - "непостоянный", т.е. играющий, когда придётся. Но для не-офисных игр, говоря casual, имеют в виду излишнюю лёгкость в прохождении и упрощение механики игры.

Share this post


Link to post

Честно прочитал всю статью.

И вот мое мнение:casual-игры приносят доход, а раз так, то их будет все больше и больше. Это жизнь, и миром правят деньги, ничего необычного в этом нет.

А статья хорошая=)

Share this post


Link to post

Не там собака зарыта. Казуализация это не то что плохо, плохо то что подовляющее большинство ММО это простите "унылое *ОНО*" начиная От Варкрафта заканчивая чем хотите. Я лично не ощущаю удовлетворения практически от всех аспектов нынешних ММО, они скорее нагоняют тоску. Вообще удивляюсь усердным и усидчивым людям, которые могут хотябы до финального "уровня" добраться, а не то что играть после, хотя признаюсь честно наверное это просто немного не моё тк я сам не понимаю что конкретно мне в них(ММО) не нравится... монотонность возможно

Share this post


Link to post

Тут все просто:

развитие игр ведет к их казуализации, развитие игроков делает их хардкорщиками.

И геймдев будет постоянно крутиться между этими двумя полюсами, пытаясь соответствовать и тому, и другому, зарабатывая деньги.

Вот так вот=)

Share this post


Link to post

Скучная, неинтересная статья. Для кого написано непонятно. Автор, наверное, Капитан Очевидность. Даже непонятно как можно было идею которую озвучил Nexuss распесочить на так многа букав ? Единственное что хочеться поправить это "не развитие игр ведет к казуализации", а постоянный рост пользователей ПК среди которых все больше обычных не искушенных в играх людей, для которых главное в игре получить удовольствие при минимуме умственных и временных затрат.

Edited by exgroover

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

Sign in to follow this  



Zone of Games © 2003–2020 | Реклама на сайте.

Система Orphus

×