Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
Stupid Author

«Если связывать свою карьеру с геймдевом, то только с азиатским» — генеральный продюсер Geeky House Вячеслав Уточкин о своем опыте работы с Китаем и перспективности этого направления

Рекомендованные сообщения

144313-111.jpg

Российский геймдев по своей природе гораздо ближе к азиатскому, чем кажется, и наилучшие перспективы для него открываются в Китае. Своим взглядом на геймдев и важность китайского рынка генеральный продюсер и со-основатель игровой студии Geeky House поделился на фестивале китайской культуры, организованном школой «Алгоритм».


Российский геймдев по своей природе гораздо ближе к азиатскому, чем кажется, и наилучшие перспективы для него открываются в Китае. Своим взглядом на геймдев и важность китайского рынка генеральный продюсер и со-основатель игровой студии Geeky House поделился на фестивале китайской культуры, организованном школой «Алгоритм». Мы послушали его лекцию и спешим пересказать основные тезисы.

144155-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0

Игры в Китае — это максимально прибыльный бизнес

С китайским геймдевом Вячеслав Уточкин сотрудничал не раз и в самых разных амплуа: помогал запускать китайские игры в России (Perfect World), выводил свои в Китай и возил наши киберспортивные команды на турниры в Поднебесную. Спикер охотно делится своим опытом, в привлекательность китайского рынка он искренне верит. Да и сложно не заразиться энтузиазмом, как же: ведь рынок там — 45 миллиардов долларов в год, причем половину составляют мобилки, а российским играм скоро дадут особые привилегии!... Впрочем, обо всем по порядку.

В 2022 году весь игровой рынок суммарно аккумулировал около 180 миллиардов долларов. Из них четверть пришлась на Китай — те самые 45 миллиардов. Примерно столько же только в США. А вот по количеству игроков Китай лидирует с большим отрывом — 700 миллионов человек, и эта цифра будет расти. Китайцы готовы тратить деньги на игры и с удовольствием это делают — их отличает здоровый азарт и к играм они иногда относятся даже как к работе, а не как к развлечению. С этим связаны в том числе и значительные успехи в киберспорте.

Самый большой кусок рынка отхватили, сюрприз-сюрприз, мобильные игры. Треть мирового рынка мобильных игр — это Китай. Удачное совпадение, ведь именно на рынке мобильных игр сегодня активно продвигаются российские разработчики. В Китае проекты из России знают и давно любят. Еще 10 лет назад, когда рынок только зарождался, огромным успехом пользовалась игра Cut the Rope компании ZeptoLab. Вторая часть франшизы собрала больше игроков в Китае, чем в США.

Цитата

«Они [китайские коллеги] уже 10-15 лет назад знали, что весь мир будет играть в мобилки. Уже тогда многие компании в Китае переключились на разработку мобильных игр».

О сближении рынков заговорили и на государственном уровне. Не так давно прошла новость о том, что российские разработчики получат определенные льготы при запуске игр в Китае — вплоть до того, что будут проходить лицензирование по ускоренной схеме. Затем представители российской игровой индустрии встретились с участниками игровой ассоциации провинции Гуандун — крупной некоммерческой организации, в которую входят Tencent, NetEase и прочие гиганты китайского игропрома. На повестке дня были перспективы дальнейшего сотрудничества.

И как же зарабатывать?

Итак, перспективы Китая очевидны, с чем туда идти? В плане геймплея вы относительно свободны — если раньше китайцы предпочитали RPG-шки, то сегодня такого четкого разделения нет. Особой популярностью продолжают пользоваться стратегии, пазлы, баттл-рояли и MOBA. Из жанров китайцы предпочитают фэнтези, но фэнтези особенное — основанное на их истории и мифологии.

144155-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0

Что касается монетизации (нам ведь нужно и деньги зарабатывать, чтобы было на что делать игры), здесь тоже есть разные тонкости. Например, для запуска в Китае команда Вячеслава Уточкина убирает из своих F2P проектов внутриигровые продажи. Причина — такие игры можно запускать через китайского издателя без мороки с получением лицензии. Деньги зарабатывают через показы рекламы. В целом монетизация через внимание и время пользователя, а не напрямую через его кошелёк, один из трендов, которые Уточкин считает наиболее перспективными:

Цитата

«К этому постепенно движется вся индустрия, игры забирают у тебя не деньги, а внимание — как телевизор. А уж превратить это внимание в деньги можно самыми разными способами».

Если же вы все-таки добавляете в игру возможность донатить, необходимо продумать глубину монетизации на одного игрока хотя бы на 5-10 тысяч долларов, а лучше на десятки и даже сотни тысяч долларов. Ни для кого уже не секрет, что практически все гачи больше всего зарабатывают именно с «китов» — пользователей, готовых тратить значительную часть своих сбережений на микротранзакции.

Еще один интересный момент — пре-роялти. В Китае считается нормальным выплачивать определенную сумму разработчикам до запуска игры, в качестве своеобразного гонорара. Работает это в обе стороны — если у вас покупают игру, можете рассчитывать на определенную сумму, даже если она провалится. Если хотите выпустить китайскую игру в России, будьте готовы хорошо заплатить. Впрочем, по опыту Уточкина, второй путь (запуск китайских игр в России) приносит не меньше, а то и больше прибыли.

Про прибыльность игр — отдельный вопрос. У игр достаточно высокий порог вхождения — из десяти проектов выстрелит всего один, зато можешь заснуть студентом, а проснуться человеком, который покупает себе Maserati. Известны случаи, когда разработкой успешных игр занимаются даже дети, школьники, впоследствии зарабатывающие на этом больше своих родителей. 

Работа в геймдеве в среднем приносит 1 500 — 3000 долларов в месяц за рубежом, в России эта цифра чуть меньше — 1 000- 2 000 тысяч долларов. Но конечно все зависит от области и стажа специалиста. И начинающий геймдизайнер может зарабатывать и 500 долларов в месяц, а опытному продюсеру и 10 000 в месяц не предел. Ну а выигрыши в киберспорте могут приносить от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов — и это без учета различных спонсорских сделок. 

Не все так просто с этим Китаем

Впрочем, не обойдется без сложностей, на государственном уровне отношение к играм все еще двоякое: вроде позитивный имидж Китая несут, да и киберспортсмены — официальная профессия и национальная гордость; а ограничения все жестче, вот уже время на онлайн игры для несовершеннолетних сократили до трех часов в неделю.

144155-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0

Иностранцу же в этом плане еще тяжелее. Во-первых, нужно получить лицензию на выпуск игры внутри Китая. Вы подаете одну заявку, пару месяцев ее рассматривают и возвращают с комментариями — что-то нужно урезать или добавить. В Китае очень много запрещенных тем, от религии до насилия и азартных игр. Странно читать такое о стране, подарившей миру гачу всех гач — Genshin Impact — но в самом Китае подобные игры строго регулируются: разработчики обязаны раскрывать шансы выпадения лута и вводить «утешительные» дропы.

Весь процесс получения лицензии может занять полгода, если повезет. А может и пару лет. В любом случае, здесь ваш путь только начинается:

Цитата

«Приходите в Китай, а там 200 мобильных площадок. С одной стороны, продвижения больше, но вы утонете в договорах и расходах, если будете самостоятельно со всеми контактировать. Нужно покрыть 10-15 самых крупных площадок, и делать это лучше через издателя-посредника», — говорит Вячеслав.

В этом плане проще выводить китайские игры в России — свой рынок понятнее и ограничений меньше, но и здесь встает вопрос о том, как договариваться с китайскими коллегами. Конечно, делать это удобнее на их родном языке.

Китайский приходит на помощь

Общение с потенциальными партнерами на английском — или на китайском через переводчика — значительно сужает ваши возможности. Такой диалог остается сухим и формальным. 

Причем мало учить китайский язык, нужно сразу знакомиться с деловой культурой и культурой обычной. Первое — тот самый нетворкинг, который в Китае принимает форму гуанси, связей. Вы оказываете услугу человеку, получаете услугу в ответ. В такие тонкости необходимо вникать, это значительно упрощает жизнь. Второе может пригодиться при разработке игр — культурная тематика в Китае заходит на «ура», про это мы уже писали выше.

Если хотите выпускать игры в Китае — нужно договариваться с издателями и разработчиками, налаживать связи, собирать документы для получения лицензии. Если хотите выпускать игры в России — да, вам снова понадобятся китайский и гуанси, а еще придется разбираться в особенностях WeChat. Даже если вам ну совсем влом контактировать с Китаем, озаботиться переводом своей игры на китайский язык все же придется:

Цитата

«Когда я запускаю свою игру в Steam, то больше количество продаж часто из Китая. Он [Steam] у них запрещен, а они все равно обходят и скачивают игры. Поэтому мы часто переводим свои тайтлы на китайский».

Мы совсем не упомянули киберспорт, а там тоже огромное поле для маневра. В отличие от геймдева, китайский киберспорт более открыт для иностранцев. Некоторые наши ребята, особенно из Владивостока и других дальневосточных городов, уезжают и присоединяются к китайским киберспортивным клубам — там таких организаций больше, вся сфера лучше развита и начальный порог ниже. Можно не уезжать, участвовать в нишевых киберспортивных турнирах онлайн.

144155-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0

Warcraft Gold League — 2019, Шанхай

Киберспорт, как и геймдев — это огромная сфера со множеством сопутствующих задач. Необязательно играть, киберспортивным командам нужен маркетинг, менеджмент. Есть вариант уйти в биздев, договариваться о рекламе, площадке, проведении турниров. Этот рынок готов принять множество самых разных экспертов, но к своим экспертным знаниям придется добавить знание китайского.

Курс на Азию

Общий вывод таков, что с азиатским рынком нам определенно по пути. Тому есть как вполне понятные, так и неожиданные причины. Например, Уточкин уверен, что российский и китайский геймдев похожи тем, что произрастают из сильной математической школы. Соответственно, точек соприкосновения больше и найти общий язык становится проще.

По всей видимости, совет «учить китайский язык» лишь набирает в актуальности. Появление на рынке множества новых китайских фильмов и книг показывает, что Поднебесной есть, чем удивить. Ждем таких же открытий и в геймдеве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Когда не можешь сделать что-то крутое и выйти ни то что на западный рынок, даже на свой, идешь в азию делать мобилки. Понял-принял.

Я нашел 1 игру в стиме и 5 в гугл плее. Все ширпотреб.

https://store.steampowered.com/app/1431430/Tiny_Island/

https://play.google.com/store/apps/dev?id=6188899801657540833

Прямо очень крутые ребята, ага.

Изменено пользователем Dusker

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
41 минуту назад, Stupid Author сказал:

Игры в Китае — это максимально прибыльный бизнес

На этом цитаты можно и закончить. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С такими “эксперДами” и их мыслительным процессом, Российский геймдев, да и не только Российский всегда будетр в жопе. :laugh:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вспомнили мобильную игру десятилетней давности как аргумент популярности российских игр) Примеры можно было и получше поискать. Китай да, даже здесь развивается, хотелось бы посмотреть на хорошую не-мобильную игру из Китая

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Продвигаемые темы

  • Последние сообщения

    • Факт) Как по мне там самое прикольное — это десяток новых квестов. Собственно, как раз то, ради чего стоит туда вернуться и еще десяток часов потоптать пустошь) Я даже решил не пользоваться фаст тревелом, чтоб побегать подольше)
    • Пролистал все шесть страниц, если что я и в первый не играл, так что игру не жду разумеется, на первое, “игру не ждут, но ндцать страниц”… отвечу, зайдите в тему про Смуту, она тоже мало кому сдалась, страниц там гораздо больше. На второе, “обсирают потому что украинская”… саму студию есть за что, а игра.. она еще не вышла “первую страницу достаточно почитать” да там шутки сплошные, сарказм и ирония, где вы большего нашли, я без понятия. Опять же, чтобы их понимать надо следить за новостями про игру, вот и все. Не вижу смысла серьезно обсуждать игру, которая еще не вышла и выйдет фиг знает когда. То, что украинский для русского смешно звучит — так это нормально, похожие языки всегда так воспринимаются, слова такие же или близкие — значение другое, с белорусским, частично польским, сербским и некоторыми другими близкой языковой группы (считаем славянскую, а не индоевропейскую, от которой многие ушли слишком далеко) — точно так же. Я все, про игру мне не интересно
    • Такого же мнения про мультикласс в 8 части, он тут ИМХО просто для галочки (если не соло идешь), в 7 части он более актуален. И еще, хоть и люблю 8 часть, но шедевром, как назвают тут некоторые, я бы назвыл ее скорее для узких кругов. Игра больше всего похожа на пошаговую Diablo c автолевенгом, ну то есть игра чисто про билдостроение и бои, сюжет так себе, ничего необчного, мир беден, скуден, есть только бои и прокачка...но, я играю ее постоянно , с релиза и буду еще играть. p.s. звук в игре офигителен и русская озвучка тоже, что редкость. Все конечно ИМХО.
    • вроде последняя, стим обновляет. ни ошибок, ни чего. для чистоты эксперимента проверил стимом установку (он перекачал изменённые файлы), после этого скопировал ваш русификатор и всё равно, ничего не поменялось.
    • Фильм кстати неплохой. По сути это треш фантастика , но хорошая треш фантастика, в молодости он вызывал у меня тревожные ощущения, когда машина безжалостно кромсала людей следуя своей программе
    • @Stygian_Desolator , какая у вас версия игры? Что конкретно не работает? Может скрин с ошибкой есть? У себя проверял два раза. Всё отлично работает. 
    • С текстурами проблем нет, в ближайшие дни архивчик соберу. С текстом на первый взгляд тоже, но его сложнее организовать так, чтобы было удобно переводить. Там всё же 5 языков сразу + ограничения на длину строки, в итоге всё разбито на части.
    • И от кого же позвольте узнать? От западных русофобов, которые уже лет триста придумывают про русских всякую дичь, что бы убедить всех вокруг какие мы дикие животные и нелюди, которых надо вырезать всех до единого? Или от “наших” соевых либералов релокантов, которые на проверку поголовно оказываются евреями? Ну тут просто ультра комбо сложилось, мало того что игра, судя по количеству и качеству рекламных материалов, хреновая или скорее даже “ни какая”, так она ещё и украинская, от укро-чешской студии релокантов ухилистов, спонсирующих нацистов и унижающих своих фанатов из за их неправильных форм черепа, языка и гражданства. тут сам бог велел обосрать А что касается самого ролика, то как я писал уже, выглядит она ни как, ни плохо, ни хорошо, просто ни как, по сути пока игры нет и её ни разу не показали. Ну а с озвучкой на мове-суржике, смотреть это невыносимо, тут не знаешь, бежать за бинтами когда кровь из ушей начинает идти или ржать, серьёзно смотреть что то на этом языке просто невозможно. Я как то пытался чемпионат WRC смотреть с украинским комментатором… Осилил несколько этапов и перешёл на великобританский английскй с их характерным произношением. Хоть английский я ни когда не учил, но того, что я запомнил вполне хватало для того, что бы понять основной смысл. И в сравнении с украинской озвучкой, это было как бальзам на душу. Однако теперь меня всю жизнь будет преследовать украинская “делянка” вместо нормального “спец участка” и “перший” вместо “первого”.
    • @LoadRunner Если получится распаковать все текстуры и тексты, скинь их сюда, пожалуйста. Хотелось бы помочь с переводом любимой игры)
    • Как установить на Стим дек? Вроде делаю все как надо, но перевод не встаёт 
  • Изменения статусов

  • Лучшие авторы


Zone of Games © 2003–2024 | Реклама на сайте.

×