Jump to content
Zone of Games Forum
Outcaster

[Игровое кино] Mass Effect: Andromeda — Через тернии к звёздам

Recommended Posts

Космос — бескрайний океан, привлекающий к себе внимание человечества с древнейших времён. Желание прикоснуться к звёздам, пробив небесную твердь, прослеживается в мифологии почти всех народов мира. Неудивительно, что в XX веке, когда люди наконец смогли преодолеть гравитацию, жанр космической фантастики расцвёл. Сначала литература, а за ней и кино с телевидением отправились покорять дальние уголки галактики. Жанры оказались самыми разными: от незамутнённых приключений до монструозных космических опер, от жутких хорроров до философско-психологических драм. Космос принимал каждого, но не всех отпускал обратно. И вот на прилавках уже оказалась новейшая космическая история — Mass Effect: Andromeda. Обсуждать её качество не берусь, но попытаюсь рассказать о кинолентах, которые дополнят игру. Космооперы обойду стороной: при всех их достоинствах, они больше подошли бы к тексту об оригинальной трилогии.

«2001 год: Космическая одиссея» / 2001: A Space Odyssey

реж. Стэнли Кубрик, 1968

225833-Pic1.jpg

Почти 50 лет назад вступление симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» изменило не только кинопейзаж, но и всю человеческую культуру. Новый рассвет озарил мир не только для экранных человекоподобных обезьян, но и для представителей рода приматов по эту сторону белого полотна. Прямоугольный чёрный монолит, как некий Высший Разум, подарил им Знание, мотивацию к прогрессу. Стэнли Кубрик посредством не менее прямоугольного экрана дал людям картину, которую сложно переоценить. Простая история человеческой экспедиции к Юпитеру превратилась в новаторское произведение о прорыве в невозможное, за пределы доступных нам познаний. На фоне тайн Вселенной человеческие наука, философия и искусство до сих пор пребывают в младенческом состоянии. Это всего-навсего микроскопический шажочек для грядущего Сверхчеловека (не зря отсылка к Ницше!). Кубрик лишь попытался поставить вопрос, на который ни у кого нет ответа. И вряд ли в ближайшие столетия он будет найден.

Интересно, что на сегодняшний день это один из самых влиятельных фильмов в мировой истории. Количество цитирований «2001 года: Космической одиссеи» невозможно сосчитать. Они повсюду. И сериал Mass Effect — не исключение. Тут вам и корабль под управлением робота с правильным британским акцентом, и загадочный артефакт, прикасаясь к которому, люди начинают понимать тайны мироздания, и полёты к далёким планетам, пока большая часть экипажа пребывает в криосне. А уж визуальный дизайн с преобладанием белого цвета, на фоне которого яркими пятнами выделяются красные, синие и жёлтые объекты, давно стал общим местом для изображения мира будущего.

«Пекло» / Sunshine

реж. Дэнни Бойл, 2007

225847-Pic2.jpg

В 2057 году Земля оказалась под угрозой опустошения. Звезда по имени Солнце приказала долго жить. Отряд учёных отправляется на самоубийственную миссию: они должны подорвать на Солнце ядерный заряд, который вызовет цепную реакцию, благодаря чему светило вновь засияет как прежде. Правда, они даже не догадываются, что то, что выглядит красивым на бумаге, на деле оказывается гораздо сложнее.

Опора на древнюю мифологию часто использовалась литераторами и кинематографистами при создании их космических полотен. В данном случае Дэнни Бойл попытался переосмыслить миф об Икаре, который хотел дотянуться до Солнца, но опалил крылья и упал. Собственно, космолёт назван «Икар-2», и его «крылья» точно так же осыпаются при подлёте к нашей родной звезде — недосягаемой мечте. Как это обычно бывает у британского постановщика, кино оказалось не лишённым стиля. Как минимум первые две трети картины достойны рекомендации любому поклоннику научной фантастики. К сожалению, финал «Пекла» вызывает стойкое недоумение, так как лента стремительно меняет жанр и превращается в туповатый слэшер. Досадная ошибка.

«Пассажиры» / Passengers

реж. Мортен Тильдум, 2016

225857-Pic3.jpg

В основу данной картины норвежского режиссёра Мортена Тильдума заложен весьма интересный замысел. Межзвёздные путешествия занимают долгие годы, целые столетия. И именно время сейчас не позволяет людям отправиться в космические дали хоть сегодня. Это единственный противник, которого пока что никому не удалось победить. Теории о гиперускорителях, позволяющих достигать сверхсветовой скорости, или использовании искривлений времени и пространства (червоточин) занимают умы астрофизиков и не только их. Только теории так и не находят воплощения на практике. На данный момент единственным верным решением являются криокамеры, в которых люди в состоянии анабиоза будут проводить долгие годы своего путешествия. Но задумывался ли кто-то, что будет, если один или несколько пассажиров проснутся задолго до прибытия в пункт назначения? Ведь это гарантированная смерть в тотальном одиночестве посреди мрачной бесконечности.

И отчасти фильм «Пассажиры» неплохо справляется со своей задачей. Удачны как сцены одинокого пребывания героя Крис Прэтта на корабле (от отчаяния он уже готов проститься с жизнью), так и эпизоды, в которых он встречает Аврору. При взгляде на неё не удивляешься тому, что её назвали в честь заглавной героини диснеевской «Спящей красавицы». К сожалению, в финальной трети фильма объявляется член экипажа в исполнении Лоуренса Фишбёрна и всё действие стремительно теряет ритм и очарование. У героев два с лишним года не было серьёзных проблем, а тут за полчаса всё наваливается. Просто межгалактическая катастрофа. Тяжело отделаться от впечатления явного deus ex machina. Как будто трёхчасовой фильм сократили до двух часов, настолько всё скомкано. Но чего у этой неплохой картины не отнять даже в финале, так это эффектных, весьма вычурных декораций, сочетающих в себе как явные аллюзии на фильмы Стэнли Кубрика, так и чудеса фантазии художника-постановщика.

«Туманность Андромеды»

реж. Евгений Шерстобитов, 1967

225907-Pic4.jpg

Сегодня мало кто помнит и ещё меньше кто знает, но в далёкие времена в Советском Союзе снималось солидное количество фантастических фильмов. Особенно богатым на них стал период конца 50-х — начала 60-х, прозванный в народе «оттепелью». Успехи СССР в космической программе, общая атмосфера демократизации общества и неожиданно вернувшаяся вера в то, что коммунизм рано или поздно восторжествует, не могли не дать плодов. А так как неподдельный энтузиазм в строительстве нового общества после тяжёлых сталинских лет проявился именно в молодёжной среде, то неудивительно, что их идеи нашли отражение в научной фантастике. «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова — роман-утопия о мире будущего, в котором не осталось места угнетению, эксплуатации и нужде. Но всеобщий достаток всё равно не удовлетворяет лучшие умы человечества и не только (давно существует межгалактический Совет, объединяющий под своим крылом немало инопланетных рас), ведь у них есть ещё одна цель: исследовать Вселенную и нести просвещение цивилизациям, не познавшим прелести межзвёздного братства. Кстати, в ре-релизе 1980 года из фильма вырезали все упоминания о том, что в мире будущего коммунизм, вдобавок позорно переозвучив все диалоги!

Этот популярный и в какой-то степени этапный роман всё же пострадал при переносе на экран. Изначально были заявлены сразу две серии, но вторая часть так и не была снята из-за смерти Сергея Столярова, который сыграл одну из главных ролей — Дара Ветра (ничего не напоминает?). Сам же фильм удивляет крайне странной, необычной режиссурой. Обычно фантастические фильмы того времени — что советские, что американские — чурались излишних усложнений, так как снимались с прицелом на максимально широкую аудиторию. Но фильм Евгения Шерстобитова сбивает наповал откровенно условной реальностью, в которой всё вычурно, электронная музыка иногда впадает в меланхолию, поддерживаемую психоделической цветомузыкой, а актёры играют эпические маски античных героев, выбитые в камне, произнося исключительно пафосные монологи. Ещё бы чуть-чуть — и можно было бы сравнить этот монументализм с творчеством новомодных Дени Вильнёва или Николаса Виндинга Рефна. Правда, в данном случае постановщику не хватило чувства меры и капельки бюджета.

«Интерстеллар» / «Межзвёздный» / Interstellar

реж. Кристофер Нолан, 2014

225918-Pic5.jpg

Испокон веков человечество двигала вперёд тяга к познанию. С тех пор как первый человекоподобный примат взял в руки орудие труда и познал тайну огня, пожар эволюции уже было не остановить. Цивилизация находилась в постоянном движении. Да, всё это было сопряжено с трудностями и тотальным непониманием большинства, к чему ведёт прогресс, что иногда приводило к непоправимым жертвам. Древние верования приписывали природным явлениям божественное происхождение. Более развитые религии, признав научные обоснования природы, всё равно остались в плену предрассудков перед тем, что невозможно было объяснить опытным путём. Так что и те, и другие в штыки воспринимали все новые знания, что получал Человек. А космос, несмотря на небольшие шажки человечества к нему, так и остался похоронен под всё тем же страхом узнать, что находится за последним рубежом. Пусть практически полный отказ от космических программ и объясняют экономической нецелесообразностью.

Вот и в картине Кристофера Нолана «Межзвёздный» (в российском прокате у неё было красивое по звучанию, но в очередной раз бессмысленное название «Интерстеллар») человечество оказалось на грани коллапса. Всепоглощающий консюмеризм ХХ века привёл к разрушительным войнам. Как говорил Альберт Эйнштейн, неизвестно, чем будут воевать в Третьей мировой войне, но в Четвёртой точно все будут орудовать палками и камнями. Собственно, мир будущего приблизился к этому времени, когда Земля покрылась фермерскими полями, на которых малочисленные труженики с трудом выращивает кукурузу и прочие съедобные растения в условиях неизвестной болезни, которая губит один урожай за другим. Но немногие оставшиеся учёные подпольно, понимая, что на Земле у человечества больше нет никаких шансов, готовят экспедицию в неизведанное, в самые глубины Вселенной, с надеждой на эту последнюю соломинку.

Однако для того чтобы справиться со своей миссией, недостаточно быть талантливыми учёными, инженерами и пилотами. Главное — это человечность. В условиях, когда на миллиарды километров вокруг есть только абсолютная пустота, тяга к другому человеку выходит на первый план. Как говорил Станислав Лем, а Андрей Тарковский ему вторил: «Человеку нужен человек». Кристофер Нолан, пожалуй, даже уточняет эту формулировку: «Человеку нужна вера в другого человека». Ведь только так можно работать на благо всего рода человеческого, а значит, и самого себя. Неслучайно появление в фильме персонажа с говорящей фамилией Манн (его сыграл Мэтт Дэймон) — подлинного человека, но не имеющего никаких связей с человечеством. Брошенного и отчаявшегося посреди ледяной пустыни. Кстати говоря, единственного на весь фильм персонажа, который упоминает Бога. Следовательно, верит (интересная и немаловажная деталь, учитывая, что автором идеи картины, а также одним из её продюсеров и научным консультантом выступил американский астрофизик Кип Торн, по совместительству один из наиболее известных популяризаторов атеизма и научного подхода к изучению мира). Доктор Манн живёт в надежде на сверхъестественное чудо, которое его спасёт. Хотя на самом деле всего лишь боится смерти. Смерти себя как индивидуума, но не как вида.

Интересно, что противостояние с ним смонтировано параллельно с противостоянием дочери и сына протагониста Купера (Мэттью Макконахи): Мёрф (Маккензи Фой и Джессика Честейн) и Тома (Тимоти Чаламет и Кейси Эффлек). Том — точно такой же жаждущий посреди пустыни, как и персонаж Мэтта Дэймона. Да, вокруг него люди, но он всё же одинок. Но главное, он потерял веру в своего отца. С этим связана интересная реминисценция, перекликающаяся с предыдущим продюсерским проектом Кристофера Нолана «Человек из стали». Вся история Купера — это не что иное, как жизнь Иисуса Христа, жертвующего собой ради будущего всего рода людского. В 33 года он бросил всё: дом, семью, работу ради неясной перспективы потенциального спасения. Ему кажется, что его направляют некие «Они» — сверхсущества-боги. Но главным осознанием для него становится то, что человек сам Творец собственного будущего. Нет никаких «Их», которые спасут в трудную минуту. Есть только он сам и его вера в тех, кто рядом или остался на Земле. Занятной в этом плане является аллюзия на «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти: Купер, находясь на месте Бога, сквозь время и пространство прикасается к Бренд (Энн Хэтэуэй). Но он точно такой же человек, как и она. Просто за счёт веры в собственные возможности и научный подход он смог перешагнуть границы воображаемого. Попасть туда, куда не ступала нога человека. Тьма забвения неизбежна, но это не повод сдаваться.

«Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы,

Пусть тлеет бесконечность в яростном закате».

banner_st-ik_outcaster_masseffectandromeda.jpg
  • Like (+1) 1

Share this post


Link to post

Очень жаль, что в этом интересном очерке не упомянули Павла Клушанцева и его прогрессивные, опередившие в техническом плане на многие года, фильмы

Share this post


Link to post

Так же в список совершенно спокойно можно добавлять и фильмы, и сериал Battlestar Galactica. Там люди тоже ищут себе новый дом в открытом космосе

Share this post


Link to post

Статья высосана из пальца, лишь бы место заполнить.

  • Like (+1) 1

Share this post


Link to post

Статья это какая то проплаченная реклама, игра на самом деле шлак, вроди бы сначала норм, потом смотришь на анимацию, потом косяки в игре и с квестами, дальше саму историю сюжета, брет!!!EA по ходу пытается всеми способами отмазаться...

ТС тебе сколько бошлянули?

Edited by LEX!

Share this post


Link to post

Да, вот жду гонорар от ЕА. А они что-то тормозят с переводом(

Share this post


Link to post
Да, вот жду гонорар от ЕА. А они что-то тормозят с переводом(

Оне такие энти EA-шники. Зато неоценима наша искренняя реакция, с добрыми и ласковыми пожеланиями и эксклюзивными персональными и профессиональными мнениями. А ты как думал, кругом одни доброжелатели...

Share this post


Link to post

Лучше бы на игру рецензию написали

Позиционируетесь как издание, а игру лень купить

Стыд

Share this post


Link to post

На игру рецензия будет позже, когда игра, наверное, будет пройдена тем, кто в неё играет)

Share this post


Link to post

Аж восемь советов по убиранию запятых в Орфус кто-то послал. И все восемь (возможно, кроме одной) ошибочные. Ужас.

Share this post


Link to post

у меня Mass Effect всегда вызывал стойкие ассоциации с Вавилоном 5

Share this post


Link to post

Ну, там много космоопер понамешано, но я специально подобрал фильмы, связанные с полётами в глубокий космос и его исследовании, так как на первый взгляд именно это основная фишка "Андромеды". А вот "Вавилон 5", "Стар Трек", ЗВ уже больше к оригинальной трилогии подходят.

Share this post


Link to post

Спасибо, интересно написано!

Share this post


Link to post

Без обид, но этот короткий очерк напоминает одну из "статей" в женских журналах "Весна на пороге! 100500 всякой хрени в честь этого события!".

Пустышка.

О фильмах какие-то короткие очерки, только пара фильмов имеет прямое отношение к концепции игры.

ЗЫ. Вместо фильма о отношениях в космосе — "Пассажиры", лучше бы "Прометей" вписал, он куда ближе по теме.

Share this post


Link to post

Уж в Масс Эффекте (и у биоварей вообще) - отношения не менее важны))))

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




Zone of Games © 2003–2020 | Реклама на сайте.

Система Orphus

×