Автор:
james_sun
Давайте договоримся сразу. Данный материал имеет косвенное отношение к играм и фильмам, он скорее посвящен тому популярному аспекту, из которого вот уже несколько тысяч лет черпают вдохновение многие авторы. Раньше в основном об этом рассказывали устно или писали книги, с появлением же кинематографа столь притягательное явление прочно поселилось и там. Ну а уже затем, конечно, оно не смогло обойти новый вид интерактивного искусства — компьютерные и видеоигры.
Речь о привидениях и, я бы даже сказал, о потусторонней чертовщине в целом. В наш век информационных технологий веру в подобные явления встретишь не так уж часто. Что, однако, совсем не мешает пухнуть закромам различных «Мракопедий», где можно почитать мистические истории на любой вкус. Что поделать, современному человеку в большинстве своем по-прежнему хочется, чтобы в этом мире оставалось хоть что-то таинственное и даже пугающее, — иначе попросту становится скучно жить. Если перефразировать слова одного известного циркача, неведомое — «консервы детства. Взрослому человеку всегда приятно осознавать, что еще осталось две-три баночки, и он не торопится их открывать».
Справедливости ради стоит заметить, что современная наука хоть и не признает существование подобных явлений, но и отрицать его не может. Что не мешает ей с легкостью разоблачать мистификации всех мастей, которые продолжают появляться на просторах Сети с завидной регулярностью (думаю, вы тоже не раз видели пикселизированное фото/видео «с привидением» — и это в наш-то век Full HD и 4K?).
Так уж получилось, что в играх разного рода чертовщина особо полюбилась инди-разработчикам: достаточно взглянуть на ассортимент таких проектов в Steam. Все эти побеги из психбольниц или «беспокойных домов», девочки с длинными черными волосами и навязчивые скримеры давно и прочно оккупировали рынок независимых игр. «Большие» проекты не отстают — достаточно вспомнить культовую серию Silent Hill, известную миссию в отеле из Vampire: The Masquerade — Bloodlines, хоррор-сериал Fatal Frame или вот насквозь оккультный Return to Castle Wolfenstein.
В данном материале я хочу поделиться с вами похожими историями, которые собирал без малого полтора десятка лет. Если вы не являетесь любителем подобных рассказов и вообще считаете себя закоренелым реалистом — можете смело проходить мимо и не мучить себя. С другой стороны, если в вас жива фантазия — вы запросто сумеете представить себе игры или хотя бы фильмы, куда могла бы лечь та или иная ситуация целиком. Да что там говорить, даже некоторые элементы этих историй могли бы заметно освежить иные захолустные ужастики, если бы их авторы имели смелость выбраться за рамки штампов и стереотипов. Привидениями в замках никого нынче не удивить, «проклятый» дом пугал первые двадцать раз, но потом это стало вызывать одно раздражение. Я хочу заострить внимание на довольно необычных историях людей, которые называют себя очевидцами и клянутся, что все ими сказанное является правдой. Честно говоря, мне очень хотелось бы в это поверить, но даже если все их слова на самом деле вымысел, из них при желании можно почерпнуть массу интересного для искусства. А еще в очередной раз подивиться тому, что порой способен породить человеческий разум.
Немного истории
В принципе, история человечества не знает ни одной цивилизации, которая воспринимала бы мир исключительно как существование реальной материи. Сказки, легенды, мифы сопровождали людской род на всем пути его развития. Любопытно, что многие исследователи привидений отмечают так называемую эволюцию потусторонних сущностей. Так, в II веке нашей эры в Римской империи были особо популярны духи мучеников в цепях. В Средние века призраками становились неупокоенные великие грешники. Позднее в виде призраков людям стали являться отравленные лорды и их замученные в темницах любовницы. В какой-то момент свой собственный дух умудрились приобрести даже предметы (все вы слышали про «Летучий голландец» и другие корабли-призраки, не так ли?).
Обидно, что за всем этим в какой-то степени осточертевшим разнообразием никто почему-то не вспоминает славянские былички или бывальщины, чьи названия образованы от слова «быль». Причем данный вид фольклора стоит отдельно от привычных всем сказок — по понятным из корня слова причинам. А ведь именно в быличках наши с вами предки рассказывали о своих встречах с тем самым неведомым. Приведу пример такой истории:
«Это дело было давно. У одних было две дочери и сын. К ним как-то пришел парень. Василием звали, а ее Дусей. Вот Дуся и Василий поженились и отделились от ее родителей в другой дом. У них родился ребенок. Как-то сам ушел в картишки играть, а она на печке лежала, а ребенок в зыбке с печкой. Вдруг в двенадцать часов получается стук — стучит и стучит, стучит и стучит… Стучит по-над полом. Она на следующий день говорит мужу:
— Ты вечор никуда не ходи.
А ей все говорят, что это домовой ей чудится, стучит: ведь муж-то кузнец… Однажды она опять осталась одна. Видит, кто-то вышел мохнатый — и такой верзила! Зыбку качает с ребенком. И хохочет, хохочет! Лицо белое-белое, а сам весь чернущий. Вот так покачает зыбку и исчезнет, а ребенок не выпадает из зыбки. Позвала он сестру Гальку. Пришло время — он опять выходит…
Бились оне, бились и перекочевали в другой дом. А в этом доме никто долго-долго не мог жить. А потом он, этот дом-то, сгорел».
На мой взгляд, весьма интересная быличка. В ней есть одно из тех, не побоюсь этого слова, достоинств, которое будет представлено и во всех остальных историях, — чувство загадочности. Поясню: большая часть фильмов, книг, игр уверяет нас в том, что потусторонний мир практически всегда является враждебным и смертельно опасным для любого человека. А значит, нужно следовать своим инстинктам и либо спасаться, либо уничтожать потусторонние сущности, иначе — смерть. То есть призраки и их производные давно уже стали такими типичными мобами-врагами, которые перестают интересовать раз на пятидесятый. В данных же историях не совсем понятны мотивы. Никто ни за кем не гонится с явным желанием убить, сами по себе ситуации уникальны, и их почти невозможно объяснить до конца (если, разумеется, поверить в то, что они происходили на самом деле). Да, оно вот так случилось; но почему именно сейчас, откуда оно взялось, зачем и почему — остается до конца не известным. И именно в этом заключается их прелесть.
Встреча в Амшаре
Ну и раз уж я начал свой рассказ со славянских примеров, давайте продолжим выбранную линию, но переместимся в минувший XX век. Данная история является одной из самых моих любимых, именно она виновна в моих бесчисленных бессонных ночах в далеком детстве.
Произошло событие недалеко от деревни Заболотье, Рославльского района Смоленской области, в два часа ночи, в первой половине января 1970 года. Очевидцу тогда было шестнадцать лет, его напарнику — около тридцати. Они перегоняли только что полученный новый трактор в свою деревню и возле лежащей на пути деревни Заболотье должны были проехать через пользующееся дурной славой место, называемое Амшара. Это полоса леса шириной примерно с километр и длиной в четыре-пять, она соединяет два лесных массива. В середине Амшары проложена просека, по которой предстояло проехать. Вот как очевидец рассказывает, что произошло дальше:
«Было два часа ночи. На улице тридцатиградусный мороз. Светила Луна. Было довольно светло. Кроме того, у трактора горел передний и задний свет.
Проехали мы просеку через Амшару. Только что переехали узкоколейку — и тут вдруг услышали голос. Он прозвучал совершенно отчетливо, хотя за шумом трактора мы даже себя не слышали. Кто-то низким голосом произнес: „Ребята, подвезите”. (Моему другу послышалось: „Ребята, помогите”)
Мы тут же осмотрелись по сторонам и увидели впереди справа метрах в двадцати „старуху” (будем так условно называть). Одета она была очень легко для такого мороза. На ней было что-то вроде белого платья, конусом спускавшегося от плеч до самого снега, так что ног видно не было. Ни волос, ни головного убора мы не заметили. Особенно сильно приковали наше внимание ее глаза. Они были зелеными, светящимися, немигающими.
Не успели мы и глазом моргнуть, как она подскочила к трактору. Передвигалась „старуха” очень странно: она как бы плыла по воздуху над снегом; никаких колебаний от шагов мы не заметили, хотя кругом был глубокий снег и место было очень неровное. „Старуха” подскочила к трактору и схватилась за ручку дверцы. В это мгновение весь свет у трактора неожиданно погас: и спереди, и сзади. Двигатель продолжал работать, и мы ехали дальше со скоростью 10–12 километров в час.
„Старуха” успела немного приоткрыть дверцу и попыталась заглянуть в кабину трактора. В этот момент мы увидели ее лицо в профиль. До этого момента и потом она в основном смотрела прямо на нас, лишь иногда слегка поворачивая голову.
Нас охватил сильный ужас. Я бросил все рычаги и педали и вцепился в ручку дверцы, пытаясь ее закрыть. Но из этого ничего не получалось. Какая-то звериная сила не давала закрыть дверцу. Мой товарищ стал помогать мне, но и вдвоем мы не могли ее закрыть. Лишь когда он вставил монтировку в ручку дверцы, мы, применив эту монтировку как рычаг, смогли медленно закрыть дверцу и защелкнуть ее.
„Старуха” продолжала двигаться вместе с нами и по-прежнему тянула за ручку дверцы, дергала ее. Опять же, при этом она как бы плыла над дорогой. Постоянно смотрела на нас своими немигающими зелеными глазами. Она почти вплотную приблизилась к стеклу дверцы. Нас разделяли всего лишь сантиметры. Хорошо были видны ее голова и плечи. Ни головного убора, ни волос я не запомнил. Кажется, их вообще не было. Хорошо запомнились ее зеленые светящиеся глаза, очень длинный крючковатый нос, темный (даже черный) цвет кожи.
Так мы проехали примерно один километр. Потом дорога сворачивала вправо. Надо было поворачивать. Находясь в таком ужасе, мы с трудом это смогли сделать. При этом мы ненадолго отвели свой взгляд от „старухи”. А когда снова посмотрели, ее уже не было. В это мгновение зажегся свет у трактора. Мы снова осмотрелись по сторонам — „старухи” нигде не было.
Дальше наш путь проходил спокойно, и через некоторое время мы приехали в деревню. Встали там на ночлег, но до самого утра не могли заснуть — так сильно были возбуждены. Перед глазами постоянно стояла „старуха” с зелеными светящимися глазами».
Исследователь паранормальных явлений Игорь Винокуров относит такие истории ко встречам с «голосующими». Я же могу заметить, что всем разработчикам хорроров, которые наперебой обещают игрокам седые волосы и «непередаваемые очучения», определенно следует взять упомянутый случай на вооружение — особенно для игр с поддержкой виртуальной реальности. Представьте себя на месте этого парня, в замкнутом, но прозрачном пространстве, когда ночь, вокруг темно. Когда вроде бы и улица, но ее окружает стена густого мрачного леса. И здесь, посреди этой странной атмосферы, происходит такая вот встреча. Когда вы лично сталкиваетесь с этой, простите, странной тварью лично, когда она смотрит на вас в упор в нескольких сантиметрах через стекло. А в наушниках, помимо равномерного гула мотора трактора, звучит пугающий саундтрек, дополняющий эту впечатляющую картинку… М-м-м… Можно будет смело продавать в комплекте с игрой запасные памперсы.
Тюремная «рожа»
Лично я помню только одну игру, действие которой почти целиком проходит в тюрьме с активным участием жуткой чертовщины и даже тех же привидений. Я говорю сейчас об отличном хорроре The Suffering. Тем не менее, в ней, как я уже говорил, большая часть паранормального идет лишь в качестве обидных и безоговорочно враждебных по отношению к игроку мобов, которые только и желают, что разорвать игрока на части.
В следующей же истории все сложилось весьма неожиданным образом. Речь идет о встрече с неведомым в одном из мордовских лагерей общего режима более сорока лет назад. При пересказе история теряет свое очарование, поэтому я, сказав несколько фраз в пояснение, предоставлю слово очевидцу в той части, где речь идет о встрече с привидением.
А дело обстояло так: трое зеков, среди которых был и наш герой, решив слинять из зоны, замастырили подкоп из лагерной кухни. Там и встретились около полуночи. Первым сунулся в лаз мокрушник. А что было со вторым и далее, изложено ниже:
«Второй ткнулся было следом за ним, да вдруг обернулся, кто его знает — почему. Может, сказать чего умное приспичило ему? Или зону обматерить на прощанье от всего блатного сердца? Не знаю. Он обернулся, по пояс уже в лаз, в землю уйдя, да так и застыл столбом на месте, как памятник самому себе на братской могиле в степи под курганом.
Гляжу, хавало у него перекосилось так, будто он за моим плечом усек прокурора собственной персоной. Шнифты, кнокаю, вылезли у барыги на лоб. Очень мне это не понравилось, Леха (имя интервьюера — Алексей Прийма, прим. автора). Очень. Тем более что барыга был из деловых, жизнью в натуре траченный, много чего повидавший на своем воровском веку.
Осторожненько этак оглянулся я через плечо и давай давить косяка влево-вправо — в чем там дело? Сперва ничего особенного не просек.
Да и сам посуди, что может быть особенное на лагерной-то кухне? Ну, печи стоят с котлами, в них впаянными. Ну, стол хлебореза. Ну, ящик с мисками оловянными, зековскими; здоровенный замок болтается на том ящике.
Потом пригляделся. Мама моя родная! Висит в воздухе над столом хлебореза облако и, что характерно, серебрится, сука позорная, мерцает. Ходят внутри него волны света.
Я сморгнул — глядь, а из облака пялит на меня свои гумозные зенки какая-то шестерка женского, Леха, пола. Это в мужской зоне! Веришь ли, только что не было никакой рожи в том облаке и вдруг — здрасьте! — объявилась там, как нежданный гость в погонах на воровской малине.
Чую, спину мне прихватило могильным холодком, ноги стали деревянными. Стою, балдею, напрочь позабыв про того хмыря, что застрял в лазе.
Как эта девка выглядела, спрашиваешь? Не знаю. Не помню. Я в основном видел ее глазищи — яркие, как прожектора на выше. И еще помню, рожа у нее была прозрачной. Да, прозрачной, хочешь верь, хочешь не верь. Вот это — что она прозрачная — особенно проняло меня. Ну, думаю, менты паршивые, никакого сладу нет с вами. Секретное оружие на нас, темных зеках, надумали испытывать? Мало вам, думаю, костоломных допросов да душегубок ваших? Теперь, значит, рожи в облаках пошли у вас в ход?!
Просекаю, секретное оружие пришло вдруг в движение. Рожа сдвинулась с места и прет буром на меня. А облако так и вьется вокруг нее, так и мерцает.
У меня наступил от такой картинки всеобщий мандраж в членах. В мозгах — затмение. Так, думаю, пришли мне полные кранты. Засекли, гады! Сейчас будут вязать. И корячиться теперь к моему неполному сроку довесочек в пять лет за попытку к бегству.
Стою, трясусь.
А рожа тем временем продолжает идти в облаву на меня. Причем идет открыто, внаглую, как вертухай с грохотиловкой на груди через зону. В метре... нет, Леха, в полуметре от меня она притормаживает, и тут я ловлю такой кайф, что хоть в голос кричи. Всем телом чувствую, тянет от этой глазастой телки немыслимым холодом. Не баба, а сплошной Северный полюс, век свободны не видать, если вру.
Окоченел я мгновенно.
Рожа висит в воздухе — близко висит, рукой можно тронуть. Она давит косяка на меня и пыхтит: фу-у, фу-у. Как дохнет, так сквозь меня волна ледяной мглы прокатывается. Фу-у — волна холода, фу-у — еще волна.
Потом вдруг и говорит, падла прозрачная:
— Возвращайся в барак. Не уходи в побег, сыночек.
Вижу, совсем плохи мои дела. Менты свое секретное оружие разговаривать научили.
Эх, думаю, пропадать, так с музыкой. Набрал я полные легкие воздуха и рявкнул в ответ:
— А ну заткни хл[censored]! Не гоношись. — Потом для большего понта добавил: — Ты на кого мазу тянешь, сукоедина мизерная? На пахана?
Рожа опять — фу-у, фу-у. И снова разевает свою пасть, голосом своим скрипучим в ответ на мои правильные зековские речи советует:
— Ты бы не вертухался зря, сыночек. Канай, — говорит, — назад в барак, пока еще есть время. Мусора, чтоб ты знал, расставили ловушку на вас, губошлепов. Сейчас начнут вас шмалять, едва вы, дуроломы, носы высунете из мышиной своей норы по ту сторону колючки…
— Ладно фуфло давить, — чеканю я в ответ. — Давай, — говорю, — зови сюда самого главного начальника. Ваша взяла, менты, — говорю, — и хрен с вами. Не отбиться, видно, мне, бедному, никогда от вашей волчьей, наседающей стаи. Кончай, в общем, митинговать. Давай сюда начальника, падла!
И так я это хорошо, душевно сказал, с таким качественным надрывом, что даже самого себя стало мне жалко. А рожа опять за свое:
— Есть приказ шмальнуть всех вас на месте, когда вы прохиляете за зону. В назидание всем прочим зекам, сыночек. Так что завязывай, — говорит, — качать права, с понтом умный. Дуй, зараза, в барак, покуда оперы не расписались свинцом в расходном ордере на твою душу.
Произнеся эти веские слова, рожа сгинула. Исчезла в момент вместе с облаком своим к чертям собачьим. Куда она подевалась, не знаю.
Я еще больше приторчал от такого оборота дела. Ну, словно бы взял дополнительную, вторую дозу марафета без передыху вслед за первой.
Главное, тишина вокруг стоит такая, как в карцере. А должны бы, по идее, уже грохотать сапоги и клацать затворы, и сиплый голос в окошко кухонное должен бы уже, по идее, орать: «Выходи по одному, руки за голову, мать вашу так!» Не слышу, однако, ни сапог, ни голоса. Тишина.
Ни фига не понимаю.
Торчу посередине кухни дураком, руками машу — бока себе растираю, весь до печенки промороженный той рожей… Оглянулся, а барыги, что застрял в лазе, и след простыл. Видать, дал с перепугу деру, нырнул в дырку под землю, когда мы с рожей начали перепуливаться красивыми словами.
Шагнул я, продолжая ничего не понимать, к лазу и чую, не могу второй шаг сделать. Хоть режьте меня на куски, граждане, не могу. Постоял так, постоял, вперед-назад раскачиваясь, дивясь речам той прозрачной рожи, интенсивно обдумывая их. Стало тут потихоньку доходить до меня, что рожа эта — никакое, видно, не секретное оружие, что вовсе не на ментов она работает, а совсем даже наоборот, пошли ей Бог здоровья и счастья.
Знак она мне подала, Леха. Понял? Знак! Век не забуду ее услугу.
Поклонился я в ноги тому месту, где рожа была, сказал спасибочки и пошлепал в бодром темпе назад в барак».
Ну а дальше все было так, как и пообещала этому милому сыночку та падла прозрачная: угрохали-таки менты тех двух зеков на выходе из подкопа за зоной. А наш герой ушел в глухую несознанку. И заглохло дело.
О том, что особо интересовало его в связи со случившимся, несостоявшийся беглец поведал в конце своего необычного рассказа:
«Знаешь, Леха, что меня особо психует во всей этой истории? А то, что прозрачная харя в облаке спасла от смертельной удавки на горлянке только меня одного. А мокрушника и того барыгу, что на время в лазе застрял, пустила, как отбросы общества, побоку — прямиком под пули.
Что она, рожа, такое-этакое во мне нашла? Чем я ей приглянулся? Ты во мне ничего не находишь этакого… ну, необычного? Нет? Вот и я сам не нахожу. А она, кажись, нашла… Знать бы — что!..»
Согласитесь, очень… живописная история, не правда ли? А уж какие диалоги, какой накал страстей! Что еще выделяет ее из всех художественных и не-художественных произведений — то, что поведение неведомого в ней неожиданно как в плане места и ситуации, так и в плане намерений. Это существо и правда преследовало какие-то свои цели, отличные от того, что нам навязывало искусство более двух тысяч лет. Оно не собиралось никому мстить, оно не ставило своей единственной миссией испугать все и вся, оно не сторожило сокровища и не гремело цепями. Так же, как и «старуха» из предыдущего примера, данная «рожа» сделала что-то из того, что считала нужным. А уж зачем и почему — такие вопросы в мире, откуда является подобное, вряд ли имеют смысл.
Не могу также не заметить, что сыночек встретил жуткую рожу в воздухе задолго до того, как это стало мейнстримом, — то есть чуть ли не за добрых полвека до выхода Hide and Shriek. Да и то, в отличие от существ из упомянутой игры, рожа очень помогла главному герою, а не навредила ему. Вообще, почему бы не расширить имеющийся список жанров? Ведь у нас как: если ужасы — то обязательно ужасы до мозга костей. Если фильм про побег — то весь он про побег и будет. Почему бы не устроить замечательный симбиоз? Добавить в стандартную, в общем, историю внезапную мистику — и не потихоньку, как это принято делать, а вот так сразу. Сколько бы эмоций испытал игрок? Причем не обязательно было бы растягивать подобное на 4–8 часов. В сети и в том же Steam полно инди-игр, которые по продолжительности насчитывают максимум час и тоже посвящены какой-то мрачной чертовщине. А тут прямо настоящий глоток свежего воздуха.
Мне, конечно, также будет интересно послушать ваши идеи. Добро пожаловать в комментарии.
Тонкие твари
Заключительная история будет посвящена Второй мировой войне, где тоже находилось место паранормальному. Любопытно, что рассказчиком тут выступает бывший немецкий солдат, который, как и положено, изначально говорит вещи, характерные для многих пожилых немцев: мол, никто из них не был нацистом, они попросту верили фюреру, молодые были, глупые, и на Востоке, боже упаси, не зверствовали, честно воевали… Предлагаю тут не углубляться в различные рассуждения о морали и человечности — к нашей теме они не имеют совершенно никакого отношения.
«Я был совсем молод. Служил рядовым в пехоте. Меня призвали в сороковом…
[…]
Все это произошло летом сорок первого. С одной стороны, это был самый настоящий бой, с другой же — форменная катавасия, не прописанная никакими воинскими уставами. У ситуации попросту не было точного военного названия.
Какая-то русская часть прорывалась из окружения к своим — несколько легких танков, несколько грузовых машин с солдатами. Они неожиданно объявились в расположении дивизии, наткнулись на нашу роту, ударили с тыла…
Потом я узнал, что часть из них все же прорвалась, — но это было потом…
Мне очень повезло: пуля зацепила по касательной, как выяснилось впоследствии, скользнула по голове, содрала изрядный кусок кожи, оглушила и не более того. А еще мне повезло в том, что я был на опушке леса — и когда упал без сознания, русские легкие танки промчались в стороне, не раздавили.
Санитары подобрали меня не сразу — я объяснял, царила некоторая неразбериха, о местонахождении нашей роты узнали не сразу, командир был убит в числе первых, он успел только разместить нас на отдых на той прогалине, а сообщить вышестоящему начальству о нашей дислокации не успел… Товарищи унесли раненых, а меня оставили среди мертвых, решили, надо полагать, что я тоже мертв. У меня вся голова была в засохшей крови, всякий мог ошибиться…
Я очнулся глубокой ночью. Пошевелился, потрогал голову. Она болела адски, но ясно было, что кровь больше не течет, что, не считая головы, ранений больше нет. Однако крови вытекло много, я пошевелиться не мог от слабости, бил озноб…
Я хотел покричать, позвать кого-нибудь. Наши наверняка были не особенно далеко, мы знали, что дивизия получила приказ оставаться пока что в том районе…
И тут все звуки застряли у меня в горле.
Понимаете ли, ночь была ясная, безоблачная, стояла полная Луна, огромная, желтоватая. Чуть приподнявшись, я видел прогалину. Метрах в ста от меня стоял русский грузовик, как-то нелепо накренившись — судя по всему, ему расстреляли кабину из пулемета, убили водителя, и машина врезалась в дерево, а потом ее чуть отбросило ударом. Повсюду лежали мертвые, наши и русские, никто не шевелился, не стонал, не звал.
А по мертвым прыгали, резвились эти.
Я не знаю, кто они такие. Ничего от классического облика черта с хвостом и копытами. Но и на известных науке зверей эти создания ничуть не походили.
Они были не такие уж большие, примерно с кошку, очень поджарые, тонкие, удивительно проворные и верткие. Знаете, что самое странное? Луна светила ярко, но я не мог разглядеть их во всех подробностях, они казались как бы силуэтами. Такие гибкие, верткие, проворные силуэты. Их было много, очень много. Я не разглядел ни хвостов, ни рогов. Тонкие, длинные, удивительно проворные создания…
Они резвились — это будет, пожалуй, самое точное слово. Играли, как дети. Прыгали с трупа на труп, гонялись друг за другом — вся суть, сразу видно, была в том, чтобы перепрыгивать с одного мертвого тела на другое, не касаясь земли. Как-то визжали при этом, похрюкивали. И это все было до предела омерзительно — они сами, их писки и хрюканье, их беззаботные игры, сам их вид. Не могу объяснить толком, но от них исходило омерзение, как от бродяги исходит дурной запах. Большая прогалина, заваленная трупами, ярко светила Луна — и эти их игры отвратительные, для них покойники были забавой, понимаете? Им это все нравилось — что лежат покойники, что их много, покойников, что тут повсюду смерть. Я не знал, что вижу, я и теперь представления не имею, кого видел, но в одном убежден совершенно точно: кто бы эти твари ни были, они глубоко враждебны человеческому роду и всем нашим моральным принципам. Того, чем живем мы, для них просто не существовало. Могу поклясться чем угодно, что я это видел не во сне и не в бреду — они были на самом деле. И они были глубоко скверные.
Был ли я верующим? Тогда — нет. Я был молод, и нас воспитывали без особого упора на церковные ценности…
Я лежал и смотрел. На эти их игры, прыжки с трупа на труп, на суетню… Черные, поджарые, тонкие силуэты. Они скакали, некоторые словно бы плясали, и это были очень странные пляски, опять-таки не имевшие ничего общего с человеческими танцами. Пищали, хрюкали, повизгивали. Ни одного членораздельного слова — но тем не менее у меня откуда-то было стойкое убеждение, что эти создания обладают своеобразной разумностью.
И потом только — не знаю, сколько времени прошло, — мне стало страшно. Просто невероятно страшно. Я представил, что они сейчас заметят, что я жив… Не знаю, что бы тогда случилось, но тогда при одной мысли, что они меня сейчас увидят, волосы на голове шевелились.
Я пошарил рядом, наткнулся на автомат. Почувствовал себя чуточку увереннее — это было оружие. Оружие всегда дает человеку уверенность, даже в такой вот ситуации…
Осторожненько подтянул автомат к себе, за ремень. Магазин должен был быть полон — я так и не успел выстрелить, когда появились русские.
Голова кружилась, все тело было как ватное, но я все же чуть приподнял автомат, упер его магазином в землю, нажал на спуск и пустил длинную очередь в их сторону. Прицелиться я бы не смог, стрелял наугад, над самой землей. Автомат подпрыгивал, едва не выпал из рук, я его еле удержал…
И все пропало. Все они вмиг исчезли. Вот только что их было несколько десятков — и в следующий миг не стало ни одного. Только Луна, прогалина и трупы. Никакого шевеления.
Очень быстро появились наши. Всего в полукилометре за лесочком устроили передвижной лазарет. Они там услышали выстрелы, и кто-то из офицеров послал солдат обследовать местность.
Ко мне подходили осторожно, но я покричал, и они меня очень быстро подняли, унесли в лазарет. Я никому не рассказывал подробностей, вряд ли бы мне поверили. Но сам я совершенно точно знаю, что эти создания мне не привиделись. Они на самом деле водили там эти свои омерзительные пляски. Забавлялись трупами.
Кто бы они ни были, это была нечисть. Если бы вы были на моем месте, вы пришли бы точно к тем же выводам.
Нет, больше ничего подобного со мной не случалось. Только один раз, этот…»
Почему-то данная история так и видится мне где-нибудь в Return to Castle Wolfenstein. Нет, не в виде игры, а просто в качестве какой-нибудь зарисовки, сильного и жуткого игрового момента, когда игрок беспомощен, а перед его носом прыгают упомянутые эти… Причем очень нежелательно пытаться расширить образ данных существ или пытаться придать им человеческую мотивацию — в этом случае странное очарование загадочного случая и весь потусторонний необъятный липкий ужас полностью его покинут. Ибо, как говаривал сам Стивен Кинг, не нужно все и всегда объяснять — так вы сделаете только хуже.
Но вообще также можно было бы сделать какую-нибудь адвенчуру. С тем же немцем в главной роли. Не злобный нацист, не палач, так уж и быть. Просто солдат с другой стороны, который встретился с чертовщиной в том месте, где кошмара с лихвой хватает и без нее. В роли американцев и даже вроде бы русских мы уже привыкли в играх как-то справляться с такими вещами — а вот что насчет немцев? Такого, кажется, еще не было. По крайней мере, в массовой культуре. Мне кажется, это тоже добавило бы игровому опыту особые грани.
И вот теперь нашему герою необходимо как-то справиться с тем, что он увидел. А что если они станут преследовать его в боях, появляясь тут и там в самый неожиданный момент? В мирное время тоже. Как избавиться от такого ужаса и не сойти при этом с ума? Как вообще человек может противиться тем силам, которые он не в силах понять, но которые определенно враждебны всему людскому?..
В этом явно что-то есть от Говарда Лавкрафта.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На этом, пожалуй, мы и закончим. Если вам понравился данный материал — не поленитесь отписаться в комментариях. Все-таки перед вами в том числе эксперимент, и если публика воспримет его положительно — это может повлечь за собой новый небольшой цикл статей, благо любопытных историй о потустороннем и соответствующих размышлений и фантазий у меня еще предостаточно.
Напоследок хотелось бы привести цитату из книги упомянутого выше Игоря Винокурова:
«Чтобы подобное невзначай, не дай Бог, не случилось с вами, дорогой читатель, желаю вам ни разу в жизни не встретиться даже с самым захудалым привидением. Ну а если вдруг такое случится, будьте довольны, если оно, неожиданно явившись у вас за спиной, лишь украдет сардельку. Ведь бывает, похищают и душу».