Хороший, но вторичный блокбастер, испорченный плохим портированием. Эксклюзив Sony PlayStation. Как много в этом словосочетании. Эталонный знак качества. Ориентир для всей индустрии. Лучшие игры поколения. Только Sony может делать такие революционные и шедевральные игры. Кто, если не Sony? Примерно такие отзывы можно увидеть под практически любой новинкой от этой японо-американской компании. Да, бывают редкие исключения, но даже в их случае часть отзывов написана в таком же духе. Однако с недавних пор многие эксклюзивы для PS4 стали появляться на ПК, и аура непогрешимости начала развеиваться. Хотя Horizon Zero Dawn стала первой игрой от внутренней студии, добравшейся до персональных компьютеров. Тем интереснее взглянуть на игру, которую многие позиционируют как одну из лучших игр десятилетия. Миллион лет после нашей эры  Лично я как человек, не владеющий современными консолями, слежу за эксклюзивными играми постольку-поскольку. Моё знакомство с большинством из них ограничивается трейлерами с конференций платформодержателей да изредка подсматриваемыми стримами. Причём обычно я не смотрю дальше первых пары часов. Потому в течение последних пары лет у меня появилась возможность непредвзято оценить ряд хитов, которые кто не попадя называет выдающимися играми. Journey оказалась неплохим медитативным опытом, лишённым чего-то, что я не видел прежде. Heavy Rain — интересный триллер со слегка устаревшими механиками управления. Beyond: Two Souls удивила тем, что такой крутой паранормальный боевик с неглупой историей был принят игроками в штыки. Detroit: Become Human, наоборот, показалась переоценённой: там слишком лоскутный сценарий и избитая проблема восставших андроидов, которая не привнесла в жанр почти ничего нового. Зато Death Stranding зацепила настолько, что я выбил 100% достижений в сервисе Steam. Однако пусть игру Хидео Кодзимы я смело могу назвать отличной, возводить её в ранг шедевров тоже не рискнул бы. Так что и моё отношение к Horizon Zero Dawn было более-менее сдержанным. Цветовую гамму бросает то в жар, то в холод. Почти чёрно-белый дождь легко может смениться вот таким вот кислотным закатом  Интересно, что исторически Sony во времена первой PlayStation уже выпускала свои эксклюзивы для ПК. В те годы до платформы Microsoft Windows дошли такие её игры, как Twisted Metal, Warhawk, Jet Moto. Возможно, что-то ещё, о чём я позабыл. В нулевых дошла онлайновая игра Helldivers. Да и всевозможные эксклюзивы от третьих студий периодически с опозданием доходили до православной платформы. И чем ближе к современности, тем чаще. Сейчас уже вполне очевидно, что эпоха AAA-эксклюзивов уходит в прошлое, и с каждым годом их всё меньше и меньше. Тем удивительнее, что компания Sony пообещала, что это не последний её эксклюзив, который она готовит к выходу на персональных компьютерах. Детализация моделей на высшем уровне  Horizon Zero Dawn повествует о 18-летней Элой — девушке, одержимой тайной своего происхождения. На дворе закат XXX века. Человечество давно откатилось в Новое Средневековье с новыми религиозными верованиями, выросшими на обломках старого мира. Благо тот оставил после себя огромных динозавроподобных роботов, которые составляют местную фауну вместе с зайчиками, кабанчиками и лисичками. Но гораздо сильнее на мир прошлого повлияли артефакты некогда продвинутой человеческой цивилизации, которые стали восприниматься как своего рода магия. Игра не радует вниманием к мелочам  С точки зрения геймплея игра Guerrilla Games представляет собой винегрет из идей, которые уже были опробованы в других играх. С ходу на ум приходят Tomb Raider, Assassin’s Creed, The Witcher 3. И в заимствованиях нет ничего плохого. Всегда были жанрообразующие игры, а им на смену приходили десятки, а иногда сотни последователей. И Horizon Zero Dawn в этом плане удачный пример. Игра действительно аддиктивна. Хотя и нельзя её сравнить с куда более продуманной и уделяющей вниманием мелочам Death Stranding. В серой каше можно разглядеть аналог вышек из игр Ubisoft. Разве что в данном случае их всего лишь шесть на всю игру  Занятно, что сходство с The Witcher заметно не только в плане общего устройства игры, но и в плане сеттинга. Ведь мир Ведьмака тоже представляет собой Средневековье после некоего апокалипсиса. Там это названо Сопряжением сфер, и о нём сохранились только смутные легенды. Но в одном из рассказов Анджея Сапковского (а также в паре описаний кодекса первой части игры от CD Projekt RED) может даже показаться, что люди попали в этот мир из современной цивилизации, хотя в дальнейшем данный мотив почти не поддерживается. Зато он объясняет весьма эклектичную политическую систему игры, которая сочетает элементы средневековых феодальных монархий с прогрессивными идеями о либеральной экономике, расовом и гендерном равноправии, социальной защищенности масс и т. д. Кто-то ещё может вспомнить серию Might & Magic, где магия оказывалась наследием инопланетной высокоразвитой цивилизации. Одичалые роботы напоминают всевозможных зверей, рептилий и насекомых  Занятно, но политические отсылки в лоре Horizon Zero Dawn играют важную роль. Сначала нам показывают матриархальное племя Нора. Довольно отсталое, почти первобытное, религиозное, практикующее жестокую систему изгнаний. Собственно, сама Элой — изгой по рождению. Но дальше мы знакомимся с племенами Озерам и Карха. Они куда более продвинуты, не чураются древних технологий, хотя толком не умеют с ними обращаться. Причём разработчики куда больше внимания уделили Карха, этой авторитарной теократии Короля-Солнца — наместника Бога Солнца на Земле. Чем-то это может напомнить древнеегипетскую религию, в которой фараоны были детьми богов. Хотя если чуть углубиться в лор, то станет ясно, что основатель королевской династии просто обладал кое-какими техническими знаниями, но 18 поколений спустя всё пришло к обычной религии. Патриархальное общество Карха основано на европейском. Известно, что даже в средневековой науке считалось, что женщина не совсем человек. Это породило теорию о том, что даже для деторождения всё есть в мужском семени, а женское тело только сосуд с правильной температурой и физраствором. Так что многие учёные пытались создать искусственное лоно для выращивания детей — гомункулов Но интересно, что предыдущий король был настоящим тираном, который при виде сходящих с ума роботов решил устроить кровавый террор. Карха стало захватывать представителей чужих племён. Большая часть попадала в рабство на грандиозных стройках, а малая часть становилась объектами для жертвоприношений. Кровь лилась рекой. Народ сидел в страхе, боясь противиться самому потомку Солнца, пока его сын не совершил дворцовый переворот. Это отчасти похоже на историю фараона Эхнатона, а также на древние американские цивилизации (ацтеки, инки, майя). При этом новый Король-Солнце Авад как будто попаданец из 2020 года — просвещённый монарх, который отменил рабство, пытается ввести демократию, борется за равноправие всех жителей королевства. Вода лишена интерактивности и с определённых ракурсов похожа на зеркальный ровный пол. Также обратите внимание на водопад Но если оставить действительно увлекательно прописанный игровой мир и достойную внимания основную сюжетную канву, то выяснится, что в игре из интересного только боевые стычки с роботами. Напряжённые, драйвовые, не прощающие игроку ошибки. Многие роботы наносят по 300—400 единиц урона на высокой сложности, тем самым легко убивая Элой одним точным ударом. При этом у каждого свои уникальные паттерны поведения и слабости. По сути, это такие мини-боссы, разбросанные по всему миру. Причём в начале игры предпочтительно использовать стелс, чтобы не попадаться им в визоры. Да и на поздних этапах игры стычки крайне не приветствуются, но они хороши сами по себе. Богатые граждане Меридиана используют куски пластика в качестве дорогих украшений А вот в остальном игра невероятно вторична. Элой может скакать по скалам, но в игре нет даже примитивной системы платформинга и какого-то разнообразия анимаций при прыжке. Она прыгает, как какой-то Марио, всегда одинаково. Героиня может вскарабкиваться по стенам, как Лара Крофт или Принц Персии, но в реальности тут не надо даже нажимать кнопку прыжка. Элой сама взберётся туда, куда нужно. Просто зажмите левый стик вперёд и смотрите. Лично мне не очень понятно, к чему такое упрощение, если рядом ходят роботы, убивающие одним тычком. При этом для игры с открытым миром в Horizon Zero Dawn слишком много невидимых стен. Высокая детализация моделей только сильнее подчёркивает бедность лицевой анимации, создавая эффект «зловещей долины» Другой странностью мне показалась лицевая анимация. Все персонажи разговаривают друг с другом, как пластиковые безэмоциональные роботы с мёртвыми стеклянными глазами, которые зрят прямо в бездну. Странно видеть в расхваленном высокобюджетном эксклюзиве от Sony анимацию, пришедшую прямиком из Dragon Age: Inquisition, которая, между прочим, вышла на самом рассвете нынешнего поколения консолей. Всё это усиливается за счёт нездорового блеска на лицах почти всех персонажей. То ли они обмазались маслом, то ли нанесли двойной слой тонального крема. И игроки проглотили это, почти нигде не высказываясь об этой халтурной детали. А ведь Horizon Zero Dawn вышла примерно в то же время (разница между релизами меньше месяца), что и Mass Effect: Andromeda, где лицевая анимация куда более живая. Самое смешное, что игроки закрыли глаза на откровенно дешёвую бюджетную лицевую анимацию в «священном эксклюзиве», но разработчики-то всё прекрасно понимали и уже в DLC The Frozen Wilds («Мёрзлые пустоши») у всех новых персонажей появились детальные лицевые анимации, а также более активная жестикуляция. Причём это создаёт сильнейший контраст в городе Меридиан, где персонажи из дополнения соседствуют на одной улице со старыми болванчиками. В дополнении же всё стало кардинально лучше  Также лично меня удивила абсолютно убогая реализация погодных эффектов, да и работа с цветовыми постфильтрами в целом. Horizon Zero Dawn имеет один из самых невзрачных дождей в видеоиграх. Уж в рамках AAA точно. Игра просто делает картинку серой, полностью удаляя все цвета, и пускает поверх этого спрайт капель, падающих с неба. При этом нет даже иллюзии, что поверхности намокают. А ведь делать мокрые лица и майки научились ещё в играх прошлого поколения. Да и сам дождь начинается резко и внезапно, без переходных стадий, типа, сначала становится пасмурно, набегают тучи, потом накрапывает дождичек, который перерастает в ливень. Нет. Тут есть только два значения: солнечно, щёлк! — сразу ливень. Примерно так же реализованы песчаная буря и снегопад. В игре от Guerrilla Games эффекты на уровне PlayStation 2. C Death Stranding и её образцовыми погодными эффектами это не сравнится. Это даже не сравнится с Tomb Raider 2013 года, если честно. Зато я вспомнил о первой PlayStation, глядя на горизонт. Почти всюду в игре видна туманная дымка вдалеке. Да, она не прямо перед носом, как в играх 90-х годов, но она есть, и она бросается в глаза даже на максимальной настройке дальности прорисовки. Как видно, туман постоянно скрывает дальность видимости на расстоянии 200—250 метров перед Элой. Честно говоря, крайне неожиданный способ оптимизации для современной игры Что касается ПК-версии, то о ней уже написаны трактаты. К сожалению, не могу сказать, что меня обошли эти проблемы. Если в стартовой локации я еще не очень понимал негатива пользователей, то после попадания в пустынную локацию Карха игра начала вылетать случайным образом. Иногда через 20 минут после запуска, иногда через два часа. Но учитывая, что в игре чекпоинты есть только во время выполнения квестов, а при изучении открытого мира есть только ручные сохранения, которые можно делать исключительно на кострах, рандомные краши вызывают сильнейший дискомфорт. Мелкие баги типа отсутствия деформации снега (в Death Stranding на том же движке Decima всё работает на «отлично») и редкого мерцания бэкграунда на мельчайшие доли секунды во время диалогов я просто оставлю за скобками. Подводя итоги, могу сказать, что Horizon Zero Dawn оказалась качественным AAA-блокбастером, который даже можно будет перепройти на досуге. Но ничего сверхъестественного и прорывного я так и не заметил. Наоборот, мне показалось, что над отдельными элементами (сценарий, детализация моделей, текстуры, схватки с роботами) команда работала усердно, а остальные (погодные эффекты, анимации и, видимо, порт на ПК) как будто отдала то ли стажёрам, то ли аутсорсерам. Итоговая оценка — 7,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)