Вообще, в плане истории у сценаристов Assassin’s Creed все более чем получилось, следить за развитием сюжета и причастными персонажами было интересно даже мне — не большому, мягко говоря, любителю исторических произведений. Каким-то образом авторам удалось даже пропихнуть в сюжет знакомую песню о грядущем масштабном противостоянии между тамплиерами и ассасинами, которых, по идее, во времена Древней Греции еще не должно быть даже в планах. Игры от Ubisoft давно принято ругать за однотипность и конвейерность, причем в последнем случае компания, по мнению многих, переплюнула даже прошлого рекордсмена — Electronic Arts. Во многом это связано с тем, что Ubisoft по каким-то причинам пристрастилась именно к играм в открытом мире, которые и выпускает с завидной регулярностью. Ну а жанры open-world и «песочницы», как мы знаем, развивать достаточно трудно — особенно если над душой стоят маркетологи и студийные боссы, для которых в первую очередь важны график и стабильность. Серия Assassin’s Creed когда-то стала заложником данной политики и соответствующим мемом среди игроков. Разработчики, впрочем, изо всех сил пытались вывести свое детище из незавидной категории «Конвейер» в категорию «Искусство», отчего каждая следующая часть, за редкими исключениями, бросалась в разные крайности. Когда-то сие оказывалось удачным, когда-то — нет. Вышедшая год назад Origins только подлила масла в огонь. С одной стороны, это был очень многогранный и масштабный проект. С другой, в нем хватало известных «болячек» игр от Ubisoft, да и поклонники оригинальных Assassin’s Creed остались недовольны тем, что авторы проекта сильно отошли от заложенных канонов в сторону классических action/RPG. Впоследствии старший продюсер проекта подтвердил, что разработчики намеренно взяли курс на новый жанр. А следующая за этим Odyssey призвана только закрепить наметившиеся кардинальные изменения. Настоящий спартанец Буквально с самого вступления игра как бы говорит вам: времена изменились. На место холодного расчета и удара в спину из толпы пришли зрелищные драки, логики и правдоподобности в которых не больше, чем в одном известном фильме Зака Снайдера. Царь Леонид смеясь раскидывает грозных воинов Персии, причем делает это максимально пафосно. И ведь дело порой доходит до абсурда: как уже заметили в одной из тем наши читатели, персы временами сами насаживаются на копье легендарного героя. Упомянутое действо почти ничем не напоминает стандартную Assassin’s Creed, зато на ум приходят те самые многочисленные и даже популярные игровые поделки про «один китаец против тысячи». Во втором прологе (да-да, их тут два, причем прохождение второго занимает от трех до шести часов), впрочем, ситуация сильно исправляется, и Odyssey уже начинает склоняться скорее к какой-нибудь Dragon Age или, простите, даже The Witcher. Итак, на дворе 431 год до нашей эры, самое начало опустошительной Пелопоннесской войны между Делосским союзом (представлен Афинами) и Пелопоннесским союзом (представлен Спартой). Главным героем эпичной истории становится потомок того самого царя Леонида — женского или мужского пола на выбор игрока. Причем протагониста отдают вам далеко не в лучшем виде: он задолжал опасному разбойнику много денег, за ним охотятся наемники, а его главный друг и наставник — редкий плут, из-за которого число проблем у выбранных Кассандры или Алексиоса не только не уменьшается, но и стабильно растет. С самых первых кадров Assassin’s Creed: Odyssey поражает своей красотой. Уж что-что, а живописные миры Ubisoft делать умеет. Разобравшись с местечковыми проблемами, ваше виртуальное альтер-эго отправляется в настоящее путешествие (ту самую одиссею, если хотите), до краев наполненное различными интересными ситуациями, историческими тайнами, загадками, встречами со знаменитыми историческими личностями и масштабными битвами. Вообще, в плане истории у сценаристов Assassin’s Creed все более чем получилось, следить за развитием сюжета и причастными персонажами было интересно даже мне — не большому, мягко говоря, любителю исторических произведений. Каким-то образом авторам удалось даже пропихнуть в сюжет знакомую песню о грядущем масштабном противостоянии между тамплиерами и ассасинами, которых, по идее, во времена Древней Греции еще не должно быть даже в планах. Увы, совсем без недостатков все же не обошлось. Во-первых, это касается широко разрекламированной возможности выбора. С одной стороны, здорово, что отныне вам дают непосредственно участвовать в диалогах и делать действительно непростой и неочевидный по последствиям выбор. С другой, чаще всего список возможных вариантов ответа скуден и не отличается каким бы то ни было изяществом. В разговоре вы можете только уточнить какие-то необязательные детали, отказаться от предложения, согласиться, нагрубить. По уровню глубины такая система с трудом может поспорить даже с уровнем Mass Effect 3 (ха-ха). Однако возможность влиять на сюжет даже при таком раскладе приятна. Остальное можно списать на все те же первые шаги сериала в сторону полноценной RPG. Кстати, свойственные современным ролевым играм романтические отношения в Odyssey присутствуют, но, как и было обещано еще на стадии разработки, никаких жарких постельных сцен или хотя бы обнаженки вам за всю игру так и не показывают. Решение, честно говоря, странное: то есть кровь и неприкрытая жестокость — явление нормальное, а секс — нет? Как же так, Ubisoft? Удобная возможность предварительно разведать местность с воздуха по-прежнему присутствует. Вторым недочетом является колоссальная разница в постановке роликов и сцен игры. Почти все сюжетные заставки наполнены невероятным уровнем пафоса, смотреть их в большинстве случаев и весело, и увлекательно. В противовес им представлены абсолютно убого поставленные сцены диалогов с говорящими головами в духе первой Star Wars: Knights of the Old Republic. И вроде бы участники разговора усиленно стараются изображать из себя живых людей, а не простых болванчиков — размахивают руками и слегка меняют положение тела, вот только их «деревянные» лица в итоге сводят все старания на нет. Да и общее число дополнительных движений на редкость ограниченное, потому вскоре они начинают просто-напросто повторяться. В такой большой игре, где авторы не поленились даже озвучить реакции различных персонажей на второстепенные действия героя, подобное выглядит не иначе как халтура. Снова спишем на «шаги» и недостаток опыта. Теперь что касается геймплея. Скажу сразу, поклонникам стелс-экшенов и стандартных игр Assassin’s Creed ловить тут по-прежнему нечего. Нет, то есть разработчики совершенно не против дать игрокам возможность прятаться в кустах и убивать противников обломком копья (он тут вместо тайного клинка), но делать это отныне совершенно необязательно. Более того, перед вами все-таки Ее Величество Античность: по-настоящему больших городов еще нет, а значит, нет и полагающихся им узких улиц с людской толпой. Плюс ко всему в самом разгаре настоящая война — следовательно, биться с врагами на поле боя в подавляющем большинстве случаев приходится в открытую. Вот и море-то какое — все оно мое, родное! Во всем остальном Assassin’s Creed: Odyssey, как и обещал продюсер Марк-Алексис Котэ, сильно походит на современных представителей жанра RPG. В наличии огромная карта с кучей всевозможных мест интереса, NPC и второстепенными квестами, множество различных подземелий с сундуками (sic!) и охраняющими их врагами, боевая система с циферками урона и счетчиком уровней, ролевая система с тремя отдельными древами навыков, а также куча разномастных апгрейдов и разного лута, как щедро валящегося из поверженных супостатов, так и лежащего на каждом углу. Конечно же, на месте возможность наряжать главного героя в различные шмотки, которые не только увеличивают общий параметр защиты, но и добавляют всевозможные полезные баффы вроде увеличенного шанса на критический урон или дополнительного урона от огня. Как водится, внешний вид конкретного элемента одежды чаще всего идет вразрез с его характеристиками, и понять, каким именно образом полноценный шлем воина защищает протагониста хуже, чем обычная повязка на глаз (!), решительно невозможно. Боевая система проекта также стала походить на оную из любой фэнтезийной RPG от третьего лица: есть несколько видов оружия, каждый из которых требует особого подхода. Например, топор или булава — орудие ожидаемо очень мощное и дальнобойное, но при этом медленное, в то время как меч — оружие быстрое, но со средним уроном и с необходимостью сражаться на ближней дистанции. Встречающиеся враги тоже часто отличаются друг от друга — причем дело не только в уровнях и полоске здоровья: кто-то из них проворный и быстрый, кто-то сильный, но медленный, а кто-то вообще восприимчив лишь к определенному виду урона. Соответственно, в сражениях нужно менять выбранную тактику на ходу и подстраиваться под оппонентов, которых, между прочим, нередко бывает больше одного-двух за раз. Возможность самолично навалять персидскому/спартанскому/афинскому войску — ничто. А вот повисеть на причиндалах самого Зевса!.. Много ли вы знаете игр, где подобное возможно? Из Origins в игру перекочевали и античные сражения на море, во время которых вы сначала ослабляете вражеское судно атаками на расстоянии, а затем переходите к абордажу и добиваете выжившие остатки команды собственными руками. Любопытно, что свой корабль можно улучшать не только при помощи собранных ресурсов, но и нанимая особых солдат, каждый из которых предоставляет ему различные пассивные бонусы. К слову, в новой Assassin’s Creed появилась система, очень похожая на Nemesis из другого небезызвестного ролевого экшена — по вселенной «Властелина колец». Дело в том, что для продвижения по сюжету главному герою необходимо всеми силами ослаблять глобальную позицию одной из воюющих сторон. Делается это при помощи разрушения военных блокпостов и крепостей, а также уничтожения живой силы противника и, если так можно выразиться, его инфраструктуры. После того как выбранная в качестве жертвы провинция ослаблена, настает черед полномасштабного сражения, которое вновь напоминает вам о каких-нибудь восточных сериях в лице Dynasty или Samurai Warriors. Кроме того, чем активнее игрок орудует на чужих землях, тем выше вероятность того, что по его душу отправят матерого наемника. Чем больше герой докучает жителям провинции, тем сильнее оказывается наемник, которого посылают умерить его пыл. Разобраться с такой напастью можно различными способами: откупиться, убить нанимателя или же убить непосредственно наемника, но самое интересное тут то, что последнего можно перенанять — предварительно навешав отрезвляющих люлей и только затем сделав предложение, от которого тот не сможет отказаться. Впоследствии нанятых солдат можно призывать к себе на помощь в бою. Число всевозможных приемов и добиваний в игре внушает уважение. Но главное — здесь есть тот самый эпичной пинок, причем разблокировать его можно чуть ли не сразу! В общем и целом, следует признать: выбранный разработчиками курс оказался удачным. И если вам нравилось проводить долгие часы в мире Origins, открывая для себя новые задания и интересные места, то будьте уверены: Assassin’s Creed: Odyssey затянет вас в свою пучину еще сильнее. Особенно если вы не поленитесь выбрать режим исследователя, при котором часть указателей-помощников на экране отключается и вам приходится вникать в суть происходящего, полагаясь на слова собеседников и собственную голову. Новая концепция, безусловно, сильно отошла от заложенной в первой трилогии, но это вряд ли можно назвать недостатком. Авторы игры хотели добавить в серию что-то новое — и им это удалось, причем многие механики встали в геймплейную основу как влитые. Мой отдельный виват Ubisoft Quebec за то, что тамошние разработчики частично избавились от набившей оскомину условности игр с открытым миром: однажды перебив врагов в конкретном лагере или городке, вы большие не встречаете их там даже спустя длительное время, в том числе если возвращаетесь туда по велению сюжетного квеста. Увы, как следует поработав над глобальной картиной Assassin’s Creed: Odyssey и сделав игру настолько яркой, большой и грандиозной, разработчики местами споткнулись об обидные мелочи. Например, то же отсутствие респауна в моем прохождении сыграло злую шутку. Наткнувшись на поселение разбойников раньше времени и зачистив его, я вернулся в это же место по сюжету с целью выкрасть важный предмет. Причем сопутствовавшие события были обставлены так, что миссия эта казалась не из легких, и даже сам главный герой не преминул несколько раз вслух напомнить, что ему предстоит иметь дело с многочисленной охраной. Каково же было мое удивление, когда я, нехотя сунувшись в тот поселок, встретил лишь остывшие трупы, оставшиеся там с моего последнего прихода. Ну а обиднее всего то, что моего альтер-эго данный факт нисколько не разубедил, и возвращая предмет заказчику, герой все равно напомнил тому о многочисленных злобных охранниках. Facepalm. Гребцы на вашем корабле обожают петь различные песни в ходе дальнего плавания. Делают они это изумительно. Плюс к атмосфере. Следующий косяк связан с боевой системой. Дело в том, что игра порой как будто забывает о нажатой клавише внезапной атаки из кустов или блоке, причем чаще это происходит в самый ответственный момент, что либо моментально отправляет вас к последней контрольной точке, либо зарубает на корню весь ваш проработанный и гениальный план. Очень надеюсь, что в релизной версии эту недоработку устранят. Неприятная мелочь связана и с поведением огня: то герой никак не реагирует на горящее масло под ногами или костер, то вспыхивает как спичка от того, что просто прошел рядом с факелом. Еще один facepalm. Наконец, главная и самая, наверное, ожидаемая проблема Assassin’s Creed: Odyssey — ее не изжитая до конца монотонность. Первые раз пять участвовать в морских сражениях и захватывать провинции крайне интересно, но потом повторение одних и тех же действий начинает утомлять. Но справедливости ради, в этой игре всегда можно отвлечься на другие квесты и прочие интересные занятия — и только потом, отдохнув, вернуться к полноценной войне. К картинке Odyssey претензий нет решительно никаких — местными античными пейзажами, закатами и рассветами хочется любоваться почти бесконечно. Единственная придирка — к анимации: на неоднородной местности заметны переходы от одного движения к другому. Надеюсь, это тоже отличительная черта предрелизной версии игры. Музыка в игре превосходно справляется со своей задачей и умело задает необходимую атмосферу, отлично дополняя происходящее на экране. Assassin’s Creed: Odyssey — это грандиозный и разносторонний проект в известной серии, который совершенно не стесняется своих отличий от достопочтенных предков. Имеющиеся шероховатости меркнут на фоне масштабной и качественной работы Ubisoft Quebec — в этой игре можно запросто пропасть на полсотни часов и более, причем жалеть о потерянном времени вам вряд ли придется. Это самая настоящая персональная одиссея. Итоговая оценка — 8,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры) P.S. Перевод ожидаемо выполнен на среднем уровне. Где-то отечественные актеры играют хорошо, где-то — не очень. Где-то голос соответствует выбранному персонажу, где-то — нет. Но главная претензия к локализации заключается в том, что иногда одна конкретная реплика персонажа оказывается либо внезапно приглушенной, либо излишне эмоциональной, выбивающейся из всего разговора. Такое ощущение, что ее по неведомым причинам записывали отдельно и звукорежиссер на пару с актером к тому моменту уже забыл обо всех нюансах сцены.