В последнее время одна из самых животрепещущих околоигровых тем — драма с защитой Denuvo. Число новостей с соответствующим тэгом растет как на дрожжах! Оно и понятно: в начале года обычно ничего особенного не происходит, а тут сразу и Resident Evil 7 взломали за каких-то пять дней, и с игрой Conan Exiles, в которой можно создать себе героя с самым большим членом во вселенной, случилась настоящая катастрофа. Надо бы посочувствовать дышащей на ладан студии Funcom, но нет — чуть ли не каждый человек без стыда и совести смеется над едва не закрывшейся год назад компанией, хоть и давно, но подарившей нам одну из лучших игр в истории. В последнее время одна из самых животрепещущих околоигровых тем — драма с защитой Denuvo. Число новостей с соответствующим тэгом растет как на дрожжах! Оно и понятно: в начале года обычно ничего особенного не происходит, а тут сразу и Resident Evil 7 взломали за каких-то пять дней, и с игрой Conan Exiles, в которой можно создать себе героя с самым большим членом во вселенной, случилась настоящая катастрофа. Надо бы посочувствовать дышащей на ладан студии Funcom, но нет — чуть ли не каждый человек без стыда и совести смеется над едва не закрывшейся год назад компанией, хоть и давно, но подарившей нам одну из лучших игр в истории.   Вот, посмотрите на типичные комментарии к любой новости о «победах» пиратов. Масла в огонь подлил комментарий Томаса Гоебла — PR-менеджера компании Denuvo: «Мы всегда позиционировали свою защиту от несанкционированного вскрытия лишь как тяжело взламываемую, а не как невзламываемую совсем. <...> До сих пор только одна группа пиратов смогла обойти ее». То есть он фактически подтвердил, что от взлома не застрахована даже такая мощная технология, которая уже несколько лет толком не позволяет бедным товарищам приобщаться к прекрасному. И несмотря на годичной давности прогноз одного из участников китайской группы 3DM, что «с сегодняшними темпами развития технологий шифрования скоро взлом станет чересчур затратным делом», можно ожидать дальнейших успехов взлома систем защиты в целом и Denuvo в частности. Если честно, до недавнего времени мне казалось, что в наши дни пиратство уже не так сильно влияет на здоровье индустрии. Я всегда сравнивал это явление с читерами в онлайн-играх: да, неприятно, но не более того. Однако в итоге оказалось, что количество пиратов вообще никак не сокращается: они, словно тараканы, успешно мигрируют с платформы на платформу в поисках халявы. Еще несколько лет назад перед ними были открыты все двери: «бесплатные» игры присутствовали и на PlayStation 3, и на Xbox 360, не уж говоря о доме родном для всех пиратов в лице PC на базе Windows. Сейчас же ситуация сильно поменялась: на консолях «пираточки» не наблюдается, а тут еще и Denuvo нарисовалась! Которая, конечно же, «убивает ваши SSD», не без этого. Радует только то, что с активизацией деятельности Роскомнадзора трекеры со временем вымрут, как отжившие свое мамонты, и если не следующее поколение, то хоть какое-то из дальнейших уже не будет состоять преимущественно из халявщиков. Ибо предмет их вожделения будет относиться к категории труднодоступных товаров. Но все это дело светлого будущего. А пока что среди товарищей, радующихся «успехам» хакеров, обнаружились даже вполне себе адекватные мальчики и девочки. Трудно судить о радости по общению в мессенджерах, но мой опыт восприятия виртуальных эмоций говорит мне о том, что все эти люди радостно бегут на любимый трекер и в числе первых качают взломанный продукт. И в ответ на вопрос о причинах подобной радости слышишь лишь стандартную шарманку: «Денег нет, а хочется», «Пшел нах» и тому подобные грустные вещи. Поверьте, «Ведьмака 3» скачивали и скачивают нещадно. Цифровой продукт неосязаем, и весьма непросто посчитать убыток от, скажем, миллиона скачиваний пиратской версии какого-нибудь последнего хита. Вероятно, без взлома этот миллион превратился бы в смешную тысячу купленных копий, а остальные игроки просто прошли бы мимо. Да, это правда. С другой стороны, непонятно, отчего миллион дармоедов должен получить бесплатно продукт, за который я заплатил честно заработанные деньги. Скачивая нелицензионный продукт, эти товарищи кладут с прибором не только и не столько на правообладателя, сколько на честных покупателей. Думаете, я лукавлю? Ни в коем случае. Примерно полгода назад PC Gamer проводил собственное исследование на тему пиратства. В нем глава обожаемой в наших краях CD Projekt RED, хоть и радуется успеху «Ведьмака 3», утверждает, что число скачавших их игру людей «в 2–4 раза больше покупателей». То есть представьте, что 10 миллионов человек честно купили игру, а еще 40 миллионов ее просто скачали. Защиты там никакой не было, онлайн-части тоже, так что эти 40 миллионов получили то же самое абсолютно бесплатно. Интересно: на каком основании? Вопрос не от лица разработчиков, а от лица покупателей. Там же руководитель Ubisoft и вовсе приводит показатель «93%» — именно столько пиратов бесплатно играют в игры данной компании на PC. Во многом из-за этого она и сместила фокус в сторону онлайна: практически все последние игры Ubisoft (Siege, The Division, грядущие For Honor и Wildlands) строятся вокруг него. Даже взлом подобного продукта не позволит пиратам получить доступ к тому, что есть у честного покупателя, — уже что-то! Тенденции таковы, что рынок PC-игр растет бешеными темпами именно из-за уклона в сторону, уж простите, задротских пострелушек/покликиваний по себе подобным. Хорошие, крупнобюджетные игры с дорогой постановкой и высокопрофессиональными сценаристами все дружно пиратят, так что лучшие умы вынуждены примыкать к более успешным компаниям и уже там «точить баланс» в очередном клоне League of Legends. Вот и получается, что хоть пираты и ощущаются всеми как бегающие под тапком тараканы, но они влияют на индустрию гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Прямые потери от их деятельности посчитать трудно, зато косвенные видны невооруженным глазом. Еще один пример пиратства, который очень нам близок, — Adblock. Примерно 60% (и раньше было еще больше!) наших посетителей пользуются этим замечательным расширением. Из-за них оставшиеся 40% вынуждены смотреть гораздо больше рекламы, чтобы сайт мог себя окупать и приносить нам хоть какую-нибудь копеечку. Добропорядочные товарищи (низкий вам поклон!) каждый раз вынуждены ждать лишнюю секунду, пока у них загрузится последний тяжелый скрипт. А ведь у нас нет ни звуковой рекламы, ни тизеров, ни каких-либо всплывающих окон, ни полноэкранной рекламы с ее «Подождите еще десять секунд», как на «больших» сайтах! Потому что мы вас уважаем и не хотим доставлять неудобств. Хотя повесить все это безобразие можно с легкостью — число посетителей не упадет, ибо контент у нас по большей части уникальный и больше вы такого нигде не найдете. Но нет, такого не будет. Красивые и нераздражающие бренды и баннеры — вот это про нас. Давайте меняться, друзья. Это не так сложно, нужно просто начать — а дальше оно пойдет как по маслу. Не нужно воровать из собственного кармана — это глупо, поверьте.