История сиквела напрямую продолжает первую часть. Прошло примерно полгода после того, как семейство де Рун и примкнувший к ним Лука отправились на поиски лучшей доли вдали от родного дома. Они держат путь в Прованс, где, по слухам, живёт лидер Ордена алхимиков магистр Водэн. Вроде как он способен окончательно исцелить Юго от его недуга, который удалось подавить. Осторожно — в тексте есть важные сюжетные спойлеры. Если вы планируете играть в A Plague Tale: Requiem, то возвращайтесь сюда после прохождения. Чуть более трёх лет назад вышла игра, которая превратила студию Asobo — одну из старейших французских игровых компаний — из создателя крепких середнячков по кинолицензиям в одну из тех студий, за каждым новым проектом которых следят тысячи игроков по всему миру. A Plague Tale: Innocence — мрачная и местами жутковатая сказка о взрослении в условиях эпидемии Чёрной смерти, Столетней войны и разгула Инквизиции — вызвала большой отклик у игроков. Но мало кто ожидал, что история получит продолжение. Напомню, что первая игра рассказывала историю Амиции де Рун и её младшего брата Юго (в официальной локализации Гуго), которые вынуждены были скрываться от внезапно нагрянувшей и преследовавшей их семью Инквизиции. Вскоре герои узнавали, что между эпидемией чумы, крысами, которые её разносили, и хронической болезнью младшего братика есть прямая связь. Так в истории появлялись мотив алхимии и немного сказочной борьбы с самим Великим Инквизитором всея Франции, у которого были свои планы на мальчика и источник болезни (Макула), заключавшийся в нём. Разработчики через окружение задают ориентиры для игрока, показывая, куда ему надо идти, без каких-либо маркеров и стрелочек. Образцовая работа левел-дизайнеров Игра представляла собой не самый плохой стелс-экшен с простыми, но грамотно работавшими механиками. Причём лучше всего разработчикам удались прятки. Уровни были небольшими головоломками, в которых игрок должен был найти правильную последовательность действий, чтобы пройти локацию незамеченным. При этом иногда игра делала поблажки. Боевая часть включала в себя скрытное устранение врагов из пращи Амиции, а также использование алхимических средств для натравливания крыс или усыпления противников. При этом орудия предлагалось крафтить из ресурсов, которые были спрятаны на локациях. На этот раз вместо воровки Амелии и её непутёвого брата в товарищи к Амиции записались капитан пиратского корабля София и ветеран войны Арно Игра вышла успешной. Критики и игроки отлично приняли релиз. Оценки били рекорды, восторженные отзывы звучали отовсюду, была завоёвана куча премий по итогам года. Продажи тоже не разочаровали издателя Focus Entertainment: студия сообщала, что был продан один миллион копий игры за первый год после релиза. Число, безусловно, внушительное, тем более для небольшой студии и нового ip. Однако сиквел был анонсирован не сразу. Перед этим Asobo сделала игру потрясающей красоты, которая нагибает даже RTX 4090, — Microsoft Flight Simulator. К слову, когда-то давно студия разработала гоночную аркаду Fuel с самым большим открытым миром в истории жанра.  Разработчикам удалось увеличить количество крыс в кадре с 5 000 до 300 000 одновременно История сиквела напрямую продолжает первую часть. Прошло примерно полгода после того, как семейство де Рун и примкнувший к ним Лука отправились на поиски лучшей доли вдали от родного дома. Они держат путь в Прованс, где, по слухам, живёт лидер Ордена алхимиков магистр Водэн. Вроде как он способен окончательно исцелить Юго от его недуга, который удалось подавить. Но не удалось избавиться от него полностью. Во время своего путешествия Амиция и её брат случайно оказываются не в то время не в том месте, что вызывает приступ у Юго, и тот призывает крыс, а с ними и чуму. Кажется, всё повторяется снова. Одна из деталей, которые хочется похвалить, — рендер небесной тверди. Цвет неба, облака, Солнце, Луна, их отображение в зависимости от погоды и времени суток захватывают дух. Возможно, это одна из лучших реализаций неба в видеоиграх, на уровне Red Dead Redemption 2  Но в этот раз тон повествования совсем иной. Если первая часть имела подзаголовок Innocence («Невинность») и повествовала о взрослении персонажей, которые лишались невинности в жестоком и беспощадном мире, впрочем, не лишённом добрых людей, то подзаголовок второй части Requiem («Реквием») настраивает на более минорный лад. Реквием — жанр в средневековой музыке, которым обозначали заупокойные гимны, исполняемые на похоронах, чтобы почтить умерших. И по этой причине игра почти не предполагает какого-либо рассказа о себе без спойлеров. Собственно, само название спойлерит тему смерти и оплакивания покойных. Причём уже во второй и третьей главах игры (всего их 17 с учётом эпилога после титров) даются жирные намёки, что игра может закончиться только так и никак иначе. Как и в первой игре, включён очень неплохой фоторежим, который позволяет делать симпатичные скриншоты, в том числе ставя на паузу кат-сцены и свободно вращая камерой в них. Правда, изменять фокусное расстояние можно только в моменты, когда включаешь фоторежим во время геймплея Вообще, игра хоть и представляет собой путешествие героев, которые ищут спасение в некоем потерянном Раю, где они смогут уединиться и скрыться от реальности, по факту скорее показывает бег на месте и невозможность сбежать от самих себя. Своего рода самообман, что особо удачно показано в начале игры, когда Юго постоянно снится один и тот же сон об острове фениксов, где он может найти святой источник. Но и этот сон оказывается миражом. Как и культ древнеримского бога, которому поклоняются жители одного из поселений, куда приходят персонажи. Людям просто хочется верить в красивую историю о том, что есть нечто более великое, которое спасёт всех от напастей и проблем обычной жизни. Но всё очередной обман, пусть и из благих побуждений. Принятие реальности во всей его обыденности пугает всех. Перевод на русский язык очень высокого качества. Причём местами переводчики даже пытались создать стилизацию под средневековую речь за счёт вкрапления анахронизмов Интересно, что игра использует неизлечимую болезнь как своего рода аллегорию конца света для самых близких к заболевшему людей. Близкие начинают верить в самые невероятные чудеса, всесильных знахарей, медицину и врачей, которые изобрели экспериментальные методы лечения и лекарства ото всех недугов, в тайные госпитали, которые власти скрывают, и т. п. Но боятся принять единственную правду, которая их ждёт. Причём пугающую тем, что на самом деле после неё жизнь не закончится. Возможно, в этом плане история в A Plague Tale: Requiem не самая оригинальная в целом, но в игровых проектах она точно редкий гость. Хотя что-то подобное, но немного под другим углом уже было рассказано в Life is Strange. Кстати, сценарист дилогии Себастьен Ренар также был сценаристом в Dontnod Entertainment во времена работы над первым сезоном LiS. Игру анонсировали на E3 2021  Зато всё визуализировано просто невероятно. И речь не столько о техническом исполнении (настоящий некстген), сколько о том, как авторы с помощью образов режиссируют историю и акцентируют внимание на мелких деталях и метафоричных образах. Чего только стоит финал, где война, эпидемия и смерть близких сходятся воедино и изображаются буквально как центр ядерного взрыва, в котором не остаётся ничего, кроме пепла. Хотя лично я бы обратил внимание на девятую главу «Истории и тайны» — самую длинную главу в игре, прямо в середине повествования, которая при этом лишена хоть какого-то насилия. Этакий островок мира посреди Средиземного моря, где нет ни эпидемии, ни Столетней войны, ни даже церкви, которая была главным антагонистом в первой игре. Своего рода затишье перед бурей. Крысы в A Plague Tale: Requiem отошли на задний план, потому гораздо чаще приходится прятаться от солдат и контрабандистов. Надо заметить, что кусты и трава тут действительно иногда прячут героев полностью С точки зрения игровых механик игра изменилась. Но мне сложно сказать, в лучшую или в худшую сторону. Например, уровни теперь просторнее, и есть по два-три-четыре способа пройти их незаметно, никого не убив, не учитывая способ с использованием оружия. Оригинал в этом плане был менее свободен, локации три года назад были более камерными, и чаще всего у игрока был только один правильный способ прохождения уровня. В сиквеле же, хоть уровни стали просторнее, благодаря грамотному левел-дизайну не бывает моментов, когда не понятно, куда идти: все цели грамотно подсвечены (и это в игре, где нет никакого интерфейса). Также стало гораздо больше исследовательских эпизодов, погружающих в мир игры, которые разбавляют прятки и битвы с противниками и крысами. В этом плане первая часть немного утомляла под финал, когда начинался почти трёхчасовой марафон из мрачных локаций и стелс-экшена без передышек. В сиквеле же обязательных поединков и вовсе несколько, но каждый при этом куда динамичнее и требует от игрока большей выдержки. Особенно на максимальной сложности игры. В принципе, я не вижу смысла играть на сложности ниже, так как даже на «Тяжёлом» игра довольно лёгкая и, кроме буквально трёх экшен-сцен (две из которых ближе к самому финалу игры), не представляет никакого челленджа. Композитор Оливье Деривьер поработал на славу. Его музыка задаёт настроение каждой сцене, при этом сохраняя стилизацию под средневековое звучание Боевая система тоже была переработана. В отличие от ставших более иммерсивными локаций, она была упрощена. Теперь количество камней в сумке Амиции неограниченно, а нелетальные способы устранения противников хлороформом устранены. Как и возможность сбить шлем точным попаданием селитры в глаза, которая в первой игре вынуждала вражеских солдат снимать шлем, чтобы протереть глаза. Сами же противники, как и прежде, валят героиню с одного удара. Правда, в игре появилась прокачка и можно раскачать героиню до состояния, в котором она способна пережить один-два удара от стражников. Интересно, что система уровней тут работает пассивно. Игрок не может выбирать, какие навыки он может выучить, вместо этого прокачиваются три шкалы за счёт того, как он играет. Шкала «Алхимия» прокачивается по мере сбора и крафта ресурсов, «Осмотрительность» — за прохождение уровней незаметно, «Агрессия» же, наоборот, при использовании летальных методов прохождения. Ещё в первой игре были отсылки к Римской империи и Юстиниановой чуме, но в сиквеле эта тема стала одной из основных в сюжете Зато вдохновение играми Naughty Dog достигло своего логического пика. В игре появились эффектные постановочные эпизоды. Иногда, как погони, они повторяются несколько раз за игру, а иногда они встречаются только один раз, как спуск по реке или оборона при помощи крыс. Хотя куда сильнее бросается в глаза огромное количество сюжетных кат-сцен с высочайшим уровнем проработки. Как с точки зрения графики (тут даже нельзя сравнивать с первой игрой), так и с точки зрения постановки. Главное, играть с французской озвучкой, которая подходит персонажам куда лучше, чем «слишком британская» английская. Жаль только, липсинк не всегда совпадает с текстом в таком варианте. Отличное продолжение и без того хорошей игры. Разработчикам удалось рассказать интересную историю, которая способна зацепить игрока. А техническое исполнение, несмотря на ряд мелких и досадных багов, вызывает только восхищение. Интересно, что разработчики не исключают возможности появления новой игры во франшизе. Правда, однозначно сиквела не будет, история данных персонажей завершена. Максимум — игра в новом сеттинге на ту же тему. Итоговая оценка — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)