ELEX 2 — такой классический проект «для своих». Если вы любите Gothic и ее более современных последователей, то можете смело играть. Если не любите, то можете посмотреть на меня — я отношусь к RPG с подобным подходом к боевой системе прохладно, но о потраченных часах не жалею. Студия Piranha Bytes широко известна всего лишь по одной серии игр. Да, и Gothic, и Risen, и ELEX я считаю одной большой серией — уж слишком они похожи друг на друга по структуре и геймплею. И честно говоря, я никогда не был их поклонником по самым разным причинам. На рынке всегда имелся выбор, и так уж получалось, что мне было сподручнее познакомиться с какой-нибудь другой action/RPG, чем страдать в творениях немцев. Но вот звезды сложились так, что мне выпал шанс посидеть за игрой от Piranha Bytes подольше. И хотя мое мнение о продукции студии изменилось мало, кое-что хорошее в ELEX 2 все же есть. Я бы даже сказал, что ELEX 2 — вполне себе крепкая игра, несмотря на очевидные недостатки. Если вы играли в первую часть, то во второй сразу почувствуете себя как дома. Мы по-прежнему находимся на планете Магалан, на которую однажды упал метеорит с таинственным веществом «Элекс», наделяющим живых и не очень существ магической силой. Более того, мир игры изменился не очень сильно — вы даже расположение локаций легко узнаете, разве что они теперь покрасивше и местами побольше. Даже герой остался все тем же — бедняга Джакс, когда-то бывший командором армии Альбов, отошел от дел и скромно живет в хижине, питаясь подстреленными в округе кабанами. Но победа над Гибридом, как это говорится в сериалах, «была лишь началом»: враг вроде и отступил, но в небе над планетой зависла странная аномалия, не предвещавшая ничего хорошего. И вот спустя пять лет в атмосферу хлынула новая напасть — скианды, странные существа фиолетового цвета. Один из формеров с ними приземлился ровно в Каракисе, чуть не зашибив Джакса — пришлось спасаться бегством. Бестия — эдакий союзник-либерал. Всегда всем недовольна, но продолжает служить Джаксу. Почти сразу выясняется, что формеры ровным слоем приземлились в различных уголках Магалана, а учитывая традиционную разрозненность фракций, удерживающих власть на планете, справиться с ними куда труднее, чем в первой ELEX с ее мощнейшей свитой Альбов. Так что таинственный незнакомец по имени Адам предлагает нам заняться чрезвычайно полезным делом — формированием Шестой силы. По задумке, она должна заняться сдерживанием захватчиков, а впоследствии поставить точку в конфликте. Собственно, это и становится нашим главным квестом вплоть до этапа, когда мы дружно беремся за руки и отправляемся штурмовать инопланетный форпост. Более унылого главного квеста, честно говоря, еще поискать. Представьте себе, что смотрите сериал, в котором отсутствуют не то что неожиданные, а вообще какие-либо сюжетные повороты и события. Все, что происходит в его рамках, кажется настолько незначительным, что в иной ситуации я бы просто бросил прохождение на первой же трети. Тем более что недостатки ELEX 2 не просто бросаются в глаза — они иногда заполняют их доверху и не дают хоть немного приоткрыть. И все-таки что-то в игре такое есть, что заставляет играть дальше. Скорее всего, дело в хорошей ролевой системе, которая буквально с каждым уровнем делает вас чуть быстрее, сильнее и ловчее. Кажется, будто жизнь налаживается и стоит еще немного потерпеть, чтобы потом ни в чем себе не отказывать. И постепенно уже и анимации не кажутся столь ужасными, и враги не напоминают коров на льду, и даже эти отвратительные предзаписанные ролики воспринимаются не с раздражением, а со снисходительной улыбкой. Хотя сын Джакса мог бы пучить глаза с чуть меньшим энтузиазмом — чай, не в Mass Effect: Andromeda играем. Ролевая система — то, чем славятся игры немцев в первую очередь, и она в ELEX 2 великолепна. У нас есть привычные пять характеристик (Сила, Ловкость, Интеллект, Стойкость, Хитрость), влияющие на героя, носимое оружие и способности. Последние мы прокачиваем с каждым новым уровнем наряду с характеристиками, тонко настраивая Джакса. Например, чтобы он сильнее бил врагов в ближнем бою, шустрее взламывал сундуки и оптимальнее принимал батарейки. Со спецэффектами тут не очень Но не все так просто. Мало заработать лишнее очко, чтобы приобрести нужную способность. К каждой из них прикреплен один учитель или несколько учителей — их приходится искать по карте самостоятельно. Проблем с этим не возникает, хотя приличная часть способностей закреплена за конкретной фракцией. Соответственно, не вступив в нее, выучить полезные фишки никак не получится. Наконец, третья главная закладка в меню — «Вещи». Тут мы подбираем Джаксу оружие (ближний или дальний бой, включая дробовики, винтовки, гранатометы и даже магию), следим за едой и зельями, разбираем барахло и считаем, сколько нам осталось очков до смены булавы на более мощную. Само собой, разные типа оружия требуют прокачки разных характеристик, так что стать универсальным мастером точно не выйдет. Хотя по опыту скажу, что оптимальным сетом являются классические одноручное оружие и уворот, а позже к ним добавляются щит, поглощающий весь урон, и регенерация. Боты — одни из самых простых врагов, несмотря на размеры Конечно, вы можете пойти и по другому пути, вложившись, скажем, в прокачку бластеров, но они в любом случае будут слабее мощной булавы, плюс придется постоянно заботиться о поиске патронов, что сильно усложнит первую треть кампании, когда Джакс является не спасителем планеты, а самым слабым существом в округе. А, например, двуручное оружие, хоть и обладает запредельной мощью, очень сильно проигрывает одноручному по скорости (на глаз — раза в три). Тем более что со временем вы точно привыкнете к боевой системе и будете справляться с несколькими врагами куда оперативнее. Главное, помнить, что во время уворота Джакс неуязвим, а атаки с разбега и сзади наносят огромный урон. И вот вооружившись каким-нибудь мечом с уроном 130+, вы уже можете сражаться с большинством врагов на равных. Только не забудьте запастись едой и зельями, пока не изучите регенерацию: пропуск ударов часто бывает смертельным. Меню инвентаря вышло страшно неудобным  Прокачавшись еще сильнее, я практически перестал пользоваться аптечками. Процесс долгого обучения, чтобы стать танком, был очень увлекательным и поглотил меня с головой. Я высчитывал очки, помечал учителей, выполнял все квесты и охотился на троллей — все, чтобы однажды облегчить себе жизнь. Но, к сожалению, с обретением мастерства игра начала подкидывать все более мощных врагов, и вот тут механика опять стала сбоить. Проблемы начались уже не с тем, что враги сильные, а с тем, что они чересчур жирные. Основные квесты и до этого не отличались разнообразием, а теперь начали состоять исключительно из «убейте 30 роботов тут, потом идите вот сюда и убейте еще 30 роботов здесь, а потом еще столько же вон там». И это не три разных квеста, а один! То есть дизайнер раскидал кучки совершенно одинаковых роботов по карте и заставляет вас трижды их убивать, затрачивая на это по 10—20 минут. А потом вы идете на базу, где вам радостно сообщают, что теперь в разных районах орудуют уже скианды — побегайте-ка за ними. Только на сей раз вам угрожают не три, а пять отрядов. Само собой, одинаковых. Красиво В такие моменты радует хотя бы то, что карту можно назвать разнообразной с точки зрения архитектуры и погодных условий. Плюс выросло количество фракций, к которым можно присоединиться (или нет — от этого вы вообще ничего не потеряете, кроме в целом бесполезных наборов способностей). Например, Альбы по-прежнему занимают заснеженное Депо и теперь являются отдельной фракцией; налегающие на технологии Клерики сильно пострадали после первой части, но все же восстанавливают могущество; а религиозные новички Морконы окопались в какой-то древней системе туннелей и мечтают лишь об одном — прибить все остальные фракции, а уж потом заняться захватчиками. Изгои и Берсеркеры тоже на месте. Задания, касающиеся фракций, куда интереснее остальных. Тут вам и всякие заказные убийства, и расследование диверсий с возможностью «прикрыть» виновных, и более банальные защита слабых и сопровождение важных персон. В любом случае это гораздо увлекательнее, чем банальное истребление всего живого в основной ветке или в заданиях союзников. Хотя кто знает, может, это задумка авторов, чтобы мы выполнили все допквесты, перед тем как двигаться дальше? Но даже тут не хватает, я не знаю, более «человечных» заданий. Поисков убийцы по уликам, обнаружения мужа за изменой жене (или наоборот), большего количества квестов без летального исхода вроде просьбы дезертира возложить цветы на могилу семьи. Таких вот «маленьких историй» в ELEX 2 просто нет: большинство персонажей общается с вами исключительно на серьезных щах. Я все понимаю: мир еще не отошел от недавней войны, но не могут же люди думать исключительно о ней? Вон, за эти пять лет они даже Джакса позабыли. Первую ELEX продвигали в том числе за счет присутствия реактивного ранца, позволяющего герою не только бегать на своих двоих, но и подниматься на большую высоту, преодолевая препятствия. В сиквеле ранец стал еще и полноценным элементом боевой системы: теперь можно от души атаковать врагов с воздуха (не очень эффективно), а также уверенно давать отпор наземным целям. Причем при атаке Джакс автоматически переносится ко врагу, благодаря чему бои в воздухе не становятся неуклюжими, — это реально большое достижение программистов геймплея. Джакс кровожадный А вот с чем мастера кода не справились, так это с интерфейсом. Почти все вкладки в меню перегружены информацией, особенно журнал с квестами, представляющий собой просто список без элементарных возможностей по сортировке. То же касается вкладки с вещами: даже до списка зелий приходится от души насиловать скроллинг, который еще и мимо нужного раздела постоянно перескакивает. Уж оружие с броней я бы точно выделил в отдельную вкладку. Возможно, к релизу это поправят, но не сказать об этом нельзя. Технически ревью-версия страдала от проблем с рендерингом поселений, особенно трущоб Кратера. Исчезали целые модели, тени и освещение, а у людей пропадали головы и другие части тела. Критически на игру это не влияло, но десяток вылетов за две недели прохождения я все же словил. Говорят, на Xbox Series S с вылетами и производительностью все совсем плохо — тут стоит надеяться на патч первого дня. А вот что касается критических багов, то я не встретил ни одного. Квесты ни разу не зависали, нужные персонажи не исчезали, прогресс не терялся — можно смело играть и не бояться серьезных последствий. ELEX 2 — такой классический проект «для своих». Если вы любите «Готику» и ее более современных последователей, то можете смело играть. Если не любите, то можете посмотреть на меня — я отношусь к RPG с подобным подходом к боевой системе прохладно, но о потраченных часах не жалею. Главное, что стоит помнить новичкам: вам придется потратить часов 10, шарахаясь от каждого врага, прежде чем вы начнете вставать на ноги и получать наслаждение от процесса. А там, глядишь, втянетесь и дотошните до унылого финала, а потом будете ждать третью часть. Итоговая оценка — 6,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)