Нечасто в наше время можно увидеть фильм в сеттинге русских сказок и былин. В 2017 году успешную попытку снять фильм на эту тему удалось предпринять студиям Disney и Yellow, Black and White, причём послужной список последней до этого составляли сплошные комедийные телесериалы. Попытка получилась успешной до такой степени, что на днях вышла уже третья часть трилогии про богатыря из Москвы. Нечасто в наше время можно увидеть фильм в сеттинге русских сказок и былин. В 2017 году успешную попытку снять фильм на эту тему удалось предпринять студиям Disney и Yellow, Black and White, причём послужной список последней до этого составляли сплошные комедийные телесериалы. Попытка получилась успешной до такой степени, что на днях вышла уже третья часть трилогии про богатыря из Москвы. История продолжается напрямую с прошлых фильмов. Если вы вдруг их не смотрели, то Иван (как выясняется в дальнейшем — сын Ильи Муромца) зарабатывает на хлеб тем, что представляется перед богатыми клиентами белым магом, «снимающим» порчу и «колдующим» привороты. Разумеется, подобный обман не всем по нраву, и спасаясь бегством от разъярённого мужа ревнивой клиентки, Иван чудом попадает в Белогорье — параллельный мир, населённый сказочными существами. Там он обретает друзей, известных нам с детства, вроде Бабы Яги и Кощея Бессмертного. Узнав о своём истинном происхождении, Иван поначалу не верит, что именно он продолжатель дела богатырей, но со временем принимает судьбу и посвящает свою жизнь борьбе со злом. Открыв в себе силушку богатырскую и раздобыв волшебный меч-кладенец, Иван должен справиться с последней заботой — подготовкой к свадьбе с Василисой Премудрой. Но не всё зло было истреблено: накануне церемонии некий чёрный рыцарь похищает девушку, и Иван с друзьями пускается в погоню, которая в итоге переносит действие в современную Москву. В этот раз сценарий переворачивает идею первого фильма: теперь не современный человек оказывается в сказочном мире, а вовсе даже наоборот. К сожалению, это не играет особой роли: чтобы найти Василису, герои слепо носятся от одного макгаффина к другому, используя новых волшебных существ, которые скрываются среди обычных людей в современном мегаполисе. Сами люди практически не реагируют на странные для их мира выходки, ограничиваясь обмороком или хлопаньем глазами, а городская инфраструктура выступает просто новой декорацией для приключений героев. По сравнению с первой частью серьёзное повествование сошло на нет: теперь балом правит непрекращающийся поток шуток, кажущийся чрезмерным. Ведь когда сценаристы перестают хохмить и дают персонажам обсудить свои насущные проблемы и продвинуть сюжет, за фильмом становится действительно интересно следить. Однако и здесь есть «но»: ближе к концу сценарий идёт в разнос, и благодаря одному из артефактов, которые из-за дыр в сценарии никто всерьёз не воспринимает, пользуясь им для каких-то мимолётных целей, авторы пускают один сюжетный поворот за другим, обесценивая не только текущие события, но и события всех предыдущих фильмов! К счастью, авторы уверяют, что это всё-таки конец трилогии и им хватило смелости историю закончить, а не ставить её на конвейер. В 2017 году, когда вышла первая часть, трилогия подавала большие надежды. Под видом деконструкции привычного отечественного фольклора с добавлением видения и мышления персонажа из нашего времени история наследника богатырей казалось многообещающей и интересной. Как показали отзывы критиков и зрителей, не всем зашли перемены в характерах классических персонажей, но судя по сборам, эксперимент создателей по смене мировоззрения известным героям и злодеям заинтересовал многих, в том числе и меня. И тем страннее решение авторов снимать оба продолжения одновременно, судя по тому, как история развернулась конкретно в финале франшизы. Впрочем, есть в «Последнем богатыре: Посланнике тьмы» и положительные моменты, которые перешли по наследству от предыдущих фильмов. Тут вам и именитые актёры на вторых ролях (причём в настолько качественном гриме, что порой их не узнать), и графика в большинстве своём на должном уровне. Всё так же радуют глаз сцены, снятые на натуре, но в отличие от предыдущих фильмов, таких сцен из-за смены места действия преступно мало. Удивило крайне ироничное камео одной из звёзд отечественной эстрады: сцена с ним по тем или иным причинам определённо оставит след в вашей памяти. На заметку: так как фильм последний, в этот раз сцену после титров авторы не стали добавлять, ограничившись обычной концовкой.     На фоне декабрьских релизов финал истории богатыря нашего времени выглядит белой вороной, по пути к финалу растеряв почти все свои преимущества и ударившись в не самый интересный юмор. Но если вам не терпится узнать, чем же закончились приключения Ивана Муромца из Москвы, — это ваш шанс.