В день, когда Яцек умирает, Марианна получает странный звонок. Мужчина на том конце провода, представляющийся Томасом, говорит, что знает, кто она, и готов ответить на вопросы всей её жизни, но для начала она должна помочь ему. Он сообщает, что его можно найти в заброшенном санатории для рабочих «Нива» — месте, известном как проклятое. Настоящий дом с привидениями в пригороде Кракова. Давным-давно там случилась кровавая резня, причины которой так никогда и не были раскрыты. Марианна, бросив всё, отправляется в «Ниву», чтобы помочь незнакомцу и раскрыть тайну своего прошлого. Bloober Team прославилась после выпуска сюрреалистичного психологического хоррора Layers of Fear («Слои страха») в феврале 2016 года, но мало кто знает, что студия существует с 2008 года. Первое время она занималась играми для мобильных телефонов, постепенно перейдя к выпуску простеньких двумерных головоломок и платформеров для ПК и консолей. Всё это время разработчики набирались опыта и копили финансы для своих более амбициозных проектов. Таковым должна была стать игра The Medium, анонсированная в 2012 году для ПК, Microsoft Xbox 360, Sony PlayStation 3 и Nintendo Wii U. К сожалению, технические возможности того поколения, а затем и последующего в виде Xbox One и PlayStation 4 оказались недостаточными для замысла Bloober Team. И только в 2021 году с выходом очередного поколения консолей студия наконец смогла воплотить свои идеи в виде полноценной игры. Всё началось с мёртвой девочки Именно с этих слов начинает свой рассказ Марианна. Каждую ночь ей снится сон, где девочка в ночной сорочке бежит по ночному лесу, но в конце всегда упирается в пирс на озере, где её настигает преследователь. Последний наводит пистолет. Раздаётся выстрел. Марианна просыпается. В жизни она подрабатывает в похоронном бюро «Последний путь» у своего приёмного отца Яцека. Однако она не только подготавливает тела к погребению, занимаясь бальзамированием, нанесением грима и одеванием тел, но и помогает душам умерших отправиться в последний путь. Она медиум — проводник между жизнью и смертью. Она обладает способностью видеть мир между нашей реальностью и своего рода чистилищем, в котором души могут застрять, если им не помочь проститься с прошлым. Находясь там, они страдают от бесконечного повторения одного и того же, параллельно влияя на наш мир как полтергейсты. Интерьеры санатория «Нива» почти полностью повторяют интерьеры гостиницы «Краковия» В день, когда Яцек умирает, Марианна получает странный звонок. Мужчина на том конце провода, представляющийся Томасом, говорит, что знает, кто она, и готов ответить на вопросы всей её жизни, но для начала она должна помочь ему. Он сообщает, что его можно найти в заброшенном санатории для рабочих «Нива» — месте, известном как проклятое. Настоящий дом с привидениями в пригороде Кракова. Давным-давно там случилась кровавая резня, причины которой так никогда и не были раскрыты. Марианна, бросив всё, отправляется в «Ниву», чтобы помочь незнакомцу и раскрыть тайну своего прошлого. Эффектные вступительные титры Как можно догадаться, заброшенный санаторий, в котором было убито несколько десятков человек, — не лучшее место для посещения. Особенно если вы — медиум, умеющий видеть потусторонний мир и призраков, его населяющих. Надо сказать, что и без того руины осколка социалистического модернизма — не самое радостное место для одинокой девушки. Мрачные неосвещённые коридоры, разбитые стёкла, граффити на грязных стенах, покрывшиеся пылью плакаты, призывающие заниматься активным отдыхом на благо нашей общей советской Родины, вода, стекающая с потолка. В общем, зрелище не из приятных. Игра, как и предыдущие работы студии, в первую очередь является психологическим хоррором, где монстры чаще всего живут в человеческих душах, хотя игра не чурается и мистики Потусторонний же мир представляет собой гротескные сюрреалистичные картины, которые способны привести в ужас неподготовленного человека. Бескрайние поля распятий, колоссальные статуи древних титанов, ктулхуобразная биомасса, охватывающая собою окружение. Причём всё это является зеркальным отражением нашей реальности. Дороги, комнаты, здания повторяют наш мир, но как будто всё прошло через искажённую безумную оптику. В Польше у игры рекламная кампания как у большой AAA, при том что сами разработчики отказываются считать свою малобюджетную игру большим проектом, хотя это их самая амбициозная игра Потусторонняя реальность вдохновлена работами выдающегося польского художника-сюрреалиста Здзислава Бексиньского. Отчасти к его биографии в сюжете есть небольшие отсылки: один из персонажей так же, как и он, окончил факультет архитектуры в Краковском университете, а другой персонаж прославился на весь мир как автор жутких сюрреалистичных картин. Правда, сам Бексиньский считал, что большинство не понимает его работы, считая их депрессивными, а на самом деле они яркие, оптимистичные, наполненные юмором и иронией. К слову, The Medium — не первая игра, вдохновлённая его картинами: в 2011 году вышла киберпанк-RPG E.Y.E.: Divine Cybermancy, где несколько уровней были сделаны в стилистике работ Бексиньского, а авторы хоррора Lust for Darkness использовали его живопись для вдохновения при создании мира, полного похоти. Сравните картину Бексиньского и скриншот из игры Другим важным источником вдохновения для Bloober Team стала её родная земля, а именно город Краков. Уже в первых кадрах игры нам показывают площадь Яна Матейко. Похоронное бюро «Последний путь» находится в реально существующем здании города, которое, к слову, было центральной локацией игры >observer_ от той же студии с поправкой на неоновую рекламу и прочий киберпанк. Основное же действие разворачивается в заброшенном санатории «Нива». На самом деле, это тоже реальная локация. В качестве основы была взята гостиница «Краковия», внутри которой разработчики активно побродили, делая фотографии для референсов. Никакой мрачной истории за нею нет. В 2000 году гостиница была приватизирована, а в 2011 году закрылась. Примерно тогда же любые попытки снести здание были пресечены, так как его внесли в список памятников архитектуры. И это в Польше, в то время как в России и Украине советская архитектура уничтожается под самыми абсурдными предлогами, и никакие защитники культурной ценности и уникальности архитектурной работы повлиять на это не могут. Сравните скриншоты со включённым и выключенным рейтрейсингом. Обратите внимание на отражения в лужах, на фургоне и на стенах Главным рекламным слоганом разработчиков был «Первая настоящая игра следующего поколения». Правда, они тут же тихо добавляли, что только для Xbox. Реализовать эту игру на предыдущих поколениях у них не получалось, но возросшие мощности CPU и GPU, а также наличие SSD дисков позволили им воплотить концепцию, которую они вынашивали уже почти девять лет. Справедливости ради, они были правы. Да, концепция разделённого экрана сама по себе не нова, нечто подобное встречалось ещё в XIII, Hitman: Blood Money и Obscure, но во всех этих играх оно использовалось для демонстрации той же сцены с другого ракурса. В The Medium разработчики пошли дальше. Во-первых, это первая игра, в которой на экране может отображаться сразу два глобальных освещения одновременно. Оно частично запечённое, но даже так это весьма сильная нагрузка на GPU. А ведь на определённых видеокартах и консолях ещё можно запустить трассировку лучей, что только усложняет процесс рендеринга.  Игровой трейлер Во-вторых, игра использует сразу два пака ассетов одновременно. Речь не только о текстурах, но и о моделях и геометрии уровней. Как вы понимаете, нагрузка соответствующая. В-третьих, в игре нет экранов загрузки. Не то чтобы это достижение, стриминг ассетов существует уже давно, но в связке с двумя экранами это двойная нагрузка на память и дисковую систему, поскольку требуется стримить в два раза больше уникальных ассетов. Так ещё и сами текстуры и геометрия тут довольно высокого качества, местами на грани фотореализма.  Не обошлось без агентов Службы безопасности МВД ПНР (польское КГБ) Но из технической особенности выросла одна геймплейная. Игру с самого начала планировали как проект с постоянной сменой перспективы игрока: то он наблюдает Марианну издалека, то с видом от первого лица, то в нашем мире, то в потустороннем, то в обоих мирах одновременно, что создаёт по-своему необычный опыт. Но в какой-то момент разработчики полностью отказались от возможности управлять камерой. Игровые тесты выявили, что возможность свободного выбора угла зрения приводила игроков в замешательство, могла приводить к потере ими фокуса на ключевых предметах, а у части тестеров и вовсе вызывала головокружение. Так что вся игра показывается со статичных, но кинематографичных ракурсов. В игре много отсылок к жизни в стране социалистического лагеря типа ковров на стенах, оптимистичных агитационных патриотических плакатов, мотоциклов «Юнак», старых радиоприёмников, телевизоров Это может напомнить олдскульные квесты и хорроры из 90-х. Понятно, что первое, что приходит в голову, — это Resident Evil и Silent Hill. И неудивительно. С точки зрения геймплея The Medium тоже близка к ним, особенно к Silent Hill. Мы так же бродим по тёмным коридорам с покрытыми ржавчиной стенами, освещая путь нагрудным фонариком, а иногда попадаем в безумную параллельную реальность, решаем логические задачки, находим записки. Боевая составляющая, правда, в The Medium сведена к минимуму: побеги, прятки, защита от мелких тварей типа мотыльков и тентаклей, но и это не новомодная тенденция, как ошибочно думают некоторые. Хорроры с минимальной боевой составляющей были и в начале 90-х, например серия Clock Tower, где максимум, что можно было сделать, — вырваться из рук маньяка и убежать от него. Промо-арт, с помощью которого игру анонсировали в 2012 году С Silent Hill игру роднит не только это, но и кое-что ещё. Музыку написал Акира Ямаока. Точнее, ту часть, что звучит в потустороннем мире, где игрок слышит индустриальный нойз в стилистике как раз серии про Безмолвный Холм. В нашем мире героиню сопровождает электронный эмбиент от постоянного композитора студии Аркадиуша Рейковского. В моменты же с разделением экрана звучат их совместные треки, сплетающие оба стиля. Также композиторы сочинили три песни, в которых вокалисткой выступила Мэри Элизабет МакГлин. Ещё в качестве связи с Silent Hill разработчики указывают наличие Троя Бейкера, озвучившего стрёмную буку нечеловечьим голосом, но вряд ли кто-то из фанатов серии вспоминает о нём. Ведь он озвучил одного из героев в Silent Hill: Book of Memories и переозвучил Джеймса Сандерленда в ремастере Silent Hill 2. Тема мотыльков вписана в историю как подтекст, постоянно повторяясь в виде метафор и элементов арт-дизайна, но помимо прочего, возможно, это отсылка как к «Молчанию ягнят», так и к оригинальному Silent Hill Главных же героев The Medium озвучили менее именитые актёры: Келли Бёрк (из известных игр в её резюме State of Mind), Грэм Вик (Call of Cthulhu 2018) и 12-летняя Энджели Уолл, для которой игра стала актёрским дебютом, прежде Уолл озвучивала только рекламные ролики. Но что интереснее, так это то, что motion capture и лицевые анимации были записаны при участии известных польских актёров. Томасу подарил своё лицо Марцин Дорочинский, известный игрокам по роли советского шахматного чемпиона в недавнем телесериале «Ход королевы». Печаль сыграна актрисой мюзиклов Паулиной Валендзяк. На главную же роль — Марианны — разработчики выбрали Веронику Росати, которая снялась в ряде эпизодических ролей в американских фильмах и телесериалах, среди которых «Внутренняя империя» Дэвида Линча и второй сезон «Настоящего детектива», но в Польше она настоящая суперзвезда и обладательница премии «Орёл» (польский аналог «Оскара») за фильм «Облава». Live-action-трейлер К сожалению, это знание привело меня к моим главным претензиям. Во-первых, очень обидно, что в игре при этом нет польской озвучки. Более того, английская версия страдает от той же проблемы, что и Kingdom Come: Deliverance, в которой решили не мучать западных игроков сложнопроизносимыми славянскими именами и дали всем совершенно неаутентичные имена. Так Яцек стал Джеком, Францишек — Фрэнсисом, Рышард — Ричардом, и т. д. Во-вторых, анимации, пожалуй, не соответствуют уровню картинки. В статике игра у неподготовленного зрителя может вызвать эффект фотографии, но в движении персонажи разрушают иллюзию. Частично это связано с пандемией. Разработчики не смогли провести полноценную съёмку mocap, по большей части руководя процессом дистанционно. Результат вполне неплохой, но я уверен, что могло быть гораздо лучше. The Medium — действительно первая игра нового поколения. Чисто технически. Ни один другой лончтайтл обеих некст-ген-консолей не показывает ничего подобного как по уровню картинки, так и по уровню технологий. Хотя теоретически можно сюда приписать игру Cyberpunk 2077, которая формально работает на прошлом поколении, но мы знаем, какой ценой. История в The Medium тоже цепляет. В игре немало сильных эпизодов, которые способны задеть сотни игроков. А финал и вовсе опустошает. Он оставляет вопросы, которые не решаются никакими сиквелами, так как их корень лежит в самой морали ситуации. Выбор Марианны — это игровая вариация выбора Софи. Кто знает, тот поймёт. Игровой процесс же сделан на достойном уровне, но будем честны: всё это уже было на первой PlayStation. Итоговая оценка — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)