Если в прошлых частях Call of Duty, посвященных войне с Россией, сюжет веселил своим бредом и скорее поднимал настроение, чем раздражал, то в Modern Warfare улыбнуться не получится при всем желании. Я давно не верю обещаниям авторов Call of Duty. В наш век тотального маркетинга верить вообще кому бы то ни было из игровых (и не только) компаний если и стоит, то очень и очень осторожно, однако на моей памяти именно с «КоДом» каждый раз случался один и тот же отработанный сценарий: сначала разработчики анонсируют игру и бьют себя в грудь, обещая революцию в геймплее/сюжете/движке, затем она выходит, собирает сотни тысяч разочарованных вдохов, но все равно продается многомиллионными тиражами, а затем, спустя полгода, все повторяется снова. И лишь с релизом перезапущенной Modern Warfare я могу с уверенностью сказать, что сей порочный круг был прерван и ситуация с франшизой значительно изменилась. Из Афганистана с любовью Прежде всего, конечно, дело касается сюжета, который продолжает собирать десятки и сотни гневных отзывов отечественных геймеров. Истории, которые сочиняли штатные сценаристы Infinity Ward, и раньше были далеки от идеала, но раньше внимания на них никто особо не обращал. В случае же с Modern Warfare Activision уверяла общественность, что уж теперь-то в игре не будет пафосной и глупой истории про хороших и плохих парней, что геймеров в игре отныне ждет та самая «серая мораль», которая за всего за несколько дней после релиза превратилась из предмета для гордости в целый горький мем. Куда же современный военный экшен, да без сильных независимых женщин? Этими славными ребятами, кстати, управляет суровая барышня. Как многие из вас уже знают, громкие обещания о неоднозначных сторонах войны на поверку оказались очередной маркетинговой чушью. В сюжете игры по-прежнему принимают участие люди разных национальностей, полов и возрастов, все они, безусловно, равны в своих недостатках, но некоторые из них, как водится — ровнее. В центре повествования по-прежнему стоит набившая оскомину борьба с международным терроризмом, которую, однако, здесь разделили на две половины: одна часть с привычным восточным привкусом, в то время как другая — это просто русская армия. Целиком. Локализаторы попытались максимально оградить отечественных пользователей от возможных неприятностей, заменив изрядную долю прямых указаний на русский как нацию на конкретных «людей Баркова» — по имени отдающего приказы генерала (с тремя большими звездами на погонах, да). Впрочем, этот благородный обман моментально раскрылся, однако ругаться на переводчиков за него совсем не хочется, они и правда старались сделать как лучше. Спасибо хоть целую миссию на этот раз вырезать не стали.  Собственно, описание незацензурированного сюжета Modern Warfare очень легко превратить в какой-нибудь политический манифест, чем с удовольствием сейчас и занимаются многие пользователи на игровых форумах. Я же хочу отметить ниже несколько субъективных фактов. Во-первых, проект действительно напоминает уже не столько художественное произведение, сколько плохо замаскированную пропаганду. Игра местами до боли напоминает насквозь антисоветский «Рэмбо 3», в котором бравые западные герои вместе с «бедными» борцами за свободу сражаются со славянскими моральными уродами и садистами, злостно оккупировавшими чужую страну. Для полного соответствия не хватает разве что поездок на лошадях с ПЗРК наперевес (хотя и это тоже было, но в другой CoD) и какой-нибудь вдохновляющей речи в титрах, посвященной «Мужественному народу Урзикстана».  Если в прошлых частях CoD, посвященных войне с Россией, сюжет скорее поднимал настроение, чем раздражал, то в MW улыбнуться не получится при всем желании. Игра стала серьезнее и жестче, потому воспринимается не как обычный клюквенный боевик эпохи 80-90-х, но как какая-то форменная чернуха.  Вот так русские отдыхают на Востоке в представлении Infinity Ward. Во-вторых, та самая «серая мораль», про которую нам так долго вещали, в игре таки есть, но в сильно ограниченном виде. Например, хорошие парни среди русских военных действительно есть, они даже иногда задаются вопросом, а не перегибают ли они палку, занимаясь геноцидом коренного населения отдельно взятой страны. А главное их отличие от хороших парней со стороны Запада заключается в том, что эти мысли так и остаются мыслями. Ведь бойцы американского спецназа или SAS, в противовес своим славянским коллегам, слишком мягкохарактерны и не в силах поднять руку не просто на ребенка, а даже на его безоружную мать.  Но если серьезно, у сценаристов ведь была реальная возможность показать все ужасы войны без перекосов. Из того же капитана Прайса мог бы получиться отличный Резнов из World at War, который преследует безусловно благие цели, но при этом не считается в средствах. У Infinity Ward была отличная возможность показать трагедию так называемого «сопутствующего ущерба», которая вполне могла бы уравновесить махровые штампы о злобных русских, но вместо этого разработчики лишь осторожно затрагивают неудобные темы и почти никак их не развивают, предпочитая быстро двигаться дальше. В то же время все, что касается сцен насилия с участием русских военных — то они-то всегда смакуются с нескрываемым удовольствием и демонстрируются пользователю с наилучших ракурсов. При этом никто даже не пытается дать подобной жестокости хоть какую-то мотивацию, это насилие ради насилия. Ну, перекачанный советский русский десантник в тельняшке напротив испуганного бородача в чалме — это уже классика. Так где же здесь, спрашивается, «серость»?  В-третьих, в Call of Duty: Modern Warfare присутствует банальная подмена фактов, самый очевидный пример — наделавшее шуму «Шоссе смерти». Подробно останавливаться на этом не буду, для всех заинтересованных есть соответствующие источники информации в сети.  Если же отставить в сторону клюкву и субъективизм и посмотреть на кампанию перезапуска MW трезвым взглядом, можно заметить как шаги вперед, так и назад. С одной стороны, качество постановки выросло вместе с градусом серьезности. Игра, как уже было сказано выше, больше не выглядит как треш-боевик, это скорее мрачная военная повесть, которая при этом все так же гоняет игрока по миру и не стесняется заимствовать удачные находки из фильмов и даже отмененных игр: сцена с выбрасыванием «за борт» заминированного заложника один в один копирует схожую ситуацию из Rainbow Six: Patriots, в то время как ночная оборона на крыше явно подсмотрена в картине Майкла Бэя «13 часов». Да, и плавный перелет камеры в роликах от позиции «со стороны» в позицию «из глаз» выглядит стильно и достаточно свежо. В геймплейном плане разработчики изо всех сил подсовывают пользователю различные задачи: на месте как стандартные штурмы военных баз и тихие вылазки в террористические гнезда, так и экзотические мини-игры в духе «проведи безоружную секретаршу по камерам мимо врагов».  Занятная деталь. Если выстрелить в игре из подствольного гранатомета в стену рядом с собой, снаряд не взорвется, а просто отлетит в сторону — «защита от дурака». Все как в реальной жизни. Главный же минус кампании является, по сути, обратной стороной уровня постановки. Если вы ждете от игры какого-нибудь веселья в духе «Падения Лондона», вынужден разочаровать: все максимально приближенно к реальности и скучно. Максимум, на что можете рассчитывать — уличный теракт в Лондоне и засвеченный еще на стадии разработки Санкт-Петербург (в мультиплеере отчего-то превратившийся в Санкт-Петроград).  К сожалению или к счастью, но вся кампания Modern Warfare — это все тот же аттракцион с бессмертными напарниками и глупыми врагами, ничего глобально нового тут нет. А потому и прохождение сюжетных заданий вряд ли хоть у кого-то задержится в памяти.  Впрочем, разработчиков стоит похвалить за несколько вещей. Во-первых, графика. В кои-то веки игра не выглядит как бедный родственник из прошлого. Картинка вполне соответствует современным стандартам, поддержка новомодных технологий в наличии.  Во-вторых, боевая система и звук действительно были значительно переработаны в лучшую сторону. Каждый ствол ощущается и звучит по-разному, стрелять в CoD — я сам в это не верю — стало приятно. Особенно, когда узнаешь, что пули в кои-то веки научились прошивать большую часть деревянных перекрытий насквозь, а потому спрятаться за какой-нибудь хлипкой фанерой ни вам, ни вашим врагам отныне не удастся. Сам персонаж стал тяжелее и, если так можно выразиться, более осязаемым; виртуальное тело больше не воспринимается лишь как камера с руками. Жаль только, что ноги протагонисту так и не приделали.  Отдельный виват за возможность стрелять из упора с вертикальных и горизонтальных поверхностей. Штука весьма удобная. В-третьих, уровни в большинстве своем перестали ощущаться только как завуалированные коридоры. Чаще всего, помимо очевидного пути, на них еще присутствует несколько развилок. Не бог весть какое разнообразие, но все равно приятно. Это, наверное, какая-то отсылка? Наконец, меня, как ярого ненавистника сбора хлама на уровнях, прямо-таки осчастливило полное отсутствие в игре так называемых «Разведданных», поиск которых в прошлых частях только заставлял отвлекаться от основного действа и заметно сбивал темп.  Для тех, кому окажется мало скоротечной кампании, авторы заготовили несколько кооперативных спецопераций. Играть в них имеет смысл разве что с друзьями, с «рандомом» и без какой-нибудь кооперации вы быстро потерпите поражение. А отстреливать сотни туповатых ботов непонятно с кем вам надоест очень и очень скоро.  Мультиплеерная часть Modern Warfare наверняка порадует поклонников продвинутой системой прокачки оружия, в которой большая часть обвесов обладает как положительными, так и отрицательными свойствами. Соответственно, над апгрейдами придется как следует подумать, а на экране с амуницией провести не один десяток часов.  Также следует учесть, что из-за новой баллистики и физики тела сетевые замесы стали несколько медленнее и тактичнее. Необходимость думать, а не полагаться только на снаряжение и собственные рефлексы, в матчах ненамного, но все-таки увеличилась, и к этому нужно привыкнуть. Ровно как и к отсутствию карты, которую теперь заменяет компас (и которую все же можно вернуть в строй, воспользовавшись соответствующей способностью БПЛА).  Многие карты, как их коллеги из одиночной компании, стали сложнее и извилистее, что также сказалось на темпе игры. Имеет смысл проводить предварительную разведку. Меня, как фаната серии Battlefield, отдельно порадовал режим «Наземная война», в котором как раз и раскрывается потенциал новых больших карт, ведь в боях, помимо пехоты, там участвует и различная техника. Любители же компактных сражений могут проследовать в невероятно популярный режим «Огневой контакт», где можно проводить бои формата 2 на 2. Есть еще режим «Реализм», который отключает практически весь интерфейс и повышает уязвимость персонажа, однако его актуальность в подобной игре под большим вопросом.  Как вам такие спецэффекты, а, NVIDIA? С технической стороны проект плох. По крайней мере, у меня и главного редактора ПК-версия не только жутко тормозила и фризила во время роликов, но еще и умудрялась постоянно вылетать после загрузки на рабочий стол. Помимо этого, детище Activision и Infinity Ward впервые за долгое время смогло настолько загрузить мою систему непонятно чем, что для решения возникшей проблемы пришлось аж перезагружать компьютер. Про неоднозначную производительность, графические глюки и сгинувшие непонятно куда сохранения после такого, наверное, можно и не говорить. Самое интересное, что патчи разработчики выпускают исправно, объем их впечатляет (как вам, например, 7,5 гигабайт?), вот только что именно они исправляют — толком неизвестно. Похоже, все что угодно, но только не вылеты и не тормоза. Ситуация с Call of Duty: Modern Warfare чем-то напоминает мне историю со второй частью Company of Heroes: разработчики из Relic тогда тоже много чего обещали светлого и хорошего, а когда игра вышла, отечественные геймеры долго плевались от клюквенной и чернушной кампании, между делом занижая оценку на Metacritic криками и оскорблениями, но зато все изначально были вполне довольны мультиплеером. Перезапуск Modern Warfare демонстрирует правильные точечные изменения в геймплее и может похвастать отличной сетевой игрой, но при этом страдает от технического несовершенства и, в случае с российским сообществом, от обилия глупой чернухи в сюжетной кампании, которая и сама по себе не может похвастаться ничем выдающимся. Революции, увы, не случилось. Итоговая оценка — 7,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)