Неоспоримая сила игр как искусства в том, что они позволяют не просто рассказать историю, но и заставить прочувствовать ее на эмоциональном уровне так, как ни одно другое медиа не способно. К сожалению, этой особенностью мало кто пользуется. Зато отечественная Ice-Pick Lodge предпочитает отрываться на полную. Ее невероятный проект «Мор. Утопия» был не просто интерактивным рассказом, а настоящей пьесой, где центральная партия выпадала игроку. Четырнадцать лет спустя разработчики возвращаются с серьезно обновленной постановкой. Сюжетное полотно сплетено заново из знакомых Линий. К чему они могут привести, вы узнаете в самом начале. Вопрос в том, сможете ли вы изменить исход. Неоспоримая сила игр как искусства в том, что они позволяют не просто рассказать историю, но и заставить прочувствовать ее на эмоциональном уровне так, как ни одно другое медиа не способно. К сожалению, этой особенностью мало кто пользуется. Зато отечественная Ice-Pick Lodge предпочитает отрываться на полную. Ее невероятный проект «Мор. Утопия» был не просто интерактивным рассказом, а настоящей пьесой, где центральная партия выпадала игроку. Четырнадцать лет спустя разработчики возвращаются с серьезно обновленной постановкой. Сюжетное полотно сплетено заново из знакомых Линий. К чему они могут привести, вы узнаете в самом начале. Вопрос в том, сможете ли вы изменить исход. День двенадцатый. Пролог Спектакль подходит к концу. Но постановкой не доволен никто, и в первую очередь, вы. Не понятно, что случилось, но очевидно — ничего хорошего. Город в огне. Вернее даже, в агонии. Его уже не спасти, но был бы в запасе еще хоть один день… Жаль, его герою никто не даст. Но режиссер предлагает попробовать пройти весь путь заново. Может, все сложится иначе? Актеры, все по местам! Давайте, с самого начала! Артемий Бурах, учившийся где-то далеко от родных мест, получает тревожное письмо от отца — лекаря в захолустном Городе. Артемий родной край не сильно жалует, но вернуться должен. Итак, Артемий, твой выход! День первый Неспокойная выдалась поездка. Трястись в грузовом вагоне — то еще удовольствие. Да и сосед Артемию попался странный: в гробу спит, речи странные ведет. Да и бог с ним. Выспаться бы герою, ведь в ближайшее время с отдыхом будет очень и очень туго. Стоит спрыгнуть со станции, как на героя наваливается банда головорезов. Но Артемий не лыком шит и сам отправляет налетчиков на тот свет. Чем, правда, навлекает на себя нелюбовь населения с самого приезда. Он и не догадывается, что неприятности только начинаются. Город на реке Горхон — странное место. Он словно застрял на границе миров, сплетая в себе рациональное и мистическое. Здесь за людьми следуют их собственные Тени, и городские вынуждены уживаться с суеверным степным народом. К их роду принадлежит и сам Артемий — он олицетворяет собой симбиоз разных культур, как и его родной край. Скоро ему предстоит вспомнить о своих корнях, но прямо сейчас есть проблемы насущнее — героя с ходу обвиняют в убийстве. Не только троих работников, которые сами напросились, но и собственного отца! Весть облетает все районы, и чтобы как можно раньше отвести от себя подозрения, действовать придется наперегонки со временем. Привыкайте, ведь именно неумолимый бег стрелки на часах станет одним из главных ваших врагов. Главный герой или нет, мир никого не ждет — зарубите себе на носу.  День второй Обвинения сняты, однако настоящий убийца все еще на свободе. Клубок интриг начинает потихоньку раскручиваться. Или закручиваться — зависит от точки зрения. Зато точно можно утверждать, что жизнь с каждой секундой становится тяжелее. Артемий — вовсе не сверхчеловек, а значит, долго не протянет без еды, воды и пары часов здорового сна. Живите моментом, но думайте о будущем — важнейший урок, который требуется запомнить как можно раньше. События в Городе продолжают стремительно развиваться. Однако участвовать в каждом из них вовсе не обязательно. Вы вольны сами распоряжаться свободным временем, история в любом случае будет идти своим чередом. И кто знает, иногда даже бездействие — лучшее решение. Игра об этом сразу предупреждает. Выбор в ваших руках. Как и последствия на вашей совести — сделанного уже не изменишь. Даже гибель Артемия влияет и на него самого, и на окружающий мир. Как в жизни с возрастом течение времени воспринимается по-разному, так и в игре каждый день пролетает быстрее предыдущего. На счету каждая секунда, и пользоваться ими нужно рационально: планируйте каждый шаг, составляйте оптимальный маршрут и не забудьте выкроить часик-другой на сон. Как Артемию найти преступника, если он от усталости с ног валится? День третий Хотя не беглый убийца представляет главную опасность. На сцену выходит куда более страшный враг — таинственная болезнь. Самое время герою вспомнить, что он врач и что лечить людей — его святая обязанность. Не только по образованию, но по роду своему и крови: он — менху, так у степного народа зовутся те, кто умеет лечить. Только им разрешено вскрывать тела, ведь они знают Линии — незримые нити, что нельзя увидеть глазами, можно лишь почувствовать душой.  Колокол объявит начало великого Мора. Следовать путями Линий — единственная надежда, поэтому Артемий обязан вспомнить традиции предков: слушать травы и смотреть вглубь слоев. На заброшенном складе, где когда-то проводил исследования отец, есть нужное оборудование для создания особых отваров из местных растений. С их помощью получится хоть кому-то помочь. Хоть кого-то спасти.  День четвертый По ночам на улицах становится все опаснее, и лучше бы Артемию обзавестись хоть каким-то оружием к этому моменту. Кулаки, конечно, не подведут, но острый нож — куда более надежное средство самообороны. Сподручнее лишь револьвер, но подобной роскошью разжиться сложновато. Только не забывайте следить за экипировкой — без должного ухода она быстро испортится. Хорошо, что каждый встречный может помочь с ремонтом, а в родном жилище Артемий и сам подлатает на верстаке дырявый плащ. Днем приходится работать в театре, ставшем импровизированным госпиталем, — врачебная клятва обязывает. Надо успевать лечить больных. Таблетки, укрепляющие иммунитет, снижают риск заражения, однако гарантии не дают. Но даже шанс лучше, чем ничего. Остается решить, кому его подарить: другу или случайному незнакомцу? Равна ли ценность их жизней? Одно утешение — за успешное спасение положена монета. Эта монета спасет и Артемия, и пациентов. В Городе, отрезанном от мира, предметы первой необходимости с каждым днем все дороже. День пятый Бандиты окончательно распоясались: не боятся уже при свете дня выходить на промысел, обчищают дома в зараженных кварталах. День все короче. Эпидемия распространяется стремительно. Выбор все сложнее, а времени на раздумья все меньше. Остается лишь бежать что есть силы. Теперь понятно, почему врачи не могут уделить больному больше минуты. Ведь в эту минуту умирает кто-то другой. Где найти время на друзей, которые нуждаются в помощи? Когда искать убийцу среди всего хаоса? Как через зараженные районы добраться до дома, где лишь путем проб и ошибок получается искать панацею, терпя поражение за поражением? День шестой Улицы полны не только бандитов, но и чумных. Квартал за кварталом безжалостная «песчанка» опустошает город, оставляя позади лишь пустынные улочки и заброшенные дома. Некоторые местные вовсе сошли с ума — думают, будто болезнь можно выжечь в прямом смысле слова. Люди лежат прямо на улицах, мучаясь от боли. Каждый шаг подвергает Артемия новому испытанию: потратит ли он последнюю порцию пилюль на случайного больного? Врач же и сам не застрахован от болезни…  День седьмой Мор — не просто болезнь. У него есть голос. Голос, который так и норовит зацепить Артемия побольнее. Шутит, издевается. Но почему? Неужели оно… боится? День восьмой Все смешалось. Дни пролетают один за другим… День девятый …в безумных поисках лекарства… День десятый …и жалких попытках спасти хоть кого-то. День одиннадцатый Улицы завалены трупами.  Город на военном положении.  Успеет ли Артемий? Успеете ли вы? День 12. Эпилог Пьеса подходит к завершению. Каждый и, в первую очередь, вы сыграл свою роль. Можно ли было что-то сделать иначе? Наверняка. Жалеете ли вы о сделанном выборе? Если да, то придется начинать заново. Снова переживать этот кошмар. До тех пор, пока не придет понимание: здесь нет счастливого финала. Город был обречен с самого прибытия Артемия. Нет здесь верных решений. Вы могли лишь пытаться делать все, что в ваших силах, спасая единицы, пока умирают десятки, сотни и тысячи людей. Если вы не теряли надежду до самого конца — это и есть победа. За четырнадцать лет со дня выхода оригинала авторы не только выкинули ироничный подзаголовок из названия «Мор. Утопия», но и постарались привести произведение к актуальному состоянию. Они во многом переделали игру, но сохранили суть. Впрочем, «Мор» — отнюдь не последнее выступление труппы, ведь мы узнали только историю Артемия Бураха, Гаруспика. Эти тяжелейшие двенадцать дней придется пережить еще дважды: в роли Бакалавра и Самозванки. Но это будут другие истории.