На дворе промозглый октябрь 1924 года. Но не только холод бросает в дрожь ветерана Великой войны Эдварда Пирса. Каждую ночь он видит жуткие кошмары о безобразных культистах, поклоняющихся нечестивым богам и совершающих кровавые жертвоприношения. Пирс уже почти готов утопить свой страх на дне бутылки с виски, но получает задание разузнать, что произошло с Сарой Хокинс — безумной художницей, чьи картины наполнены мраком опустошающей безысходности. Имя Говарда Филлипса Лавкрафта давно вызывает благоговейный ужас. В современной культуре он из сочинителя рассказов для еженедельных бульварных журналов превратился в создателя космологии, ставшей ориентиром для авторов в жанре хоррора на долгие годы, а сам его стиль породил целый поджанр — лавкрафтовские ужасы. Неудивительно, что и игровой индустрии его отвратительные описания, пронзающие сознание одной только мыслью о них, пришлись по вкусу. Позови меня на закате дня Наследие этого американского писателя, возможно, объёмнее, чем он того заслуживает. Помимо официальных фанфиков по мотивам, которые активно расцвели через пару десятилетий после смерти Лавкрафта, есть несколько экранизаций, комиксов и игровых адаптаций его произведений. Одной из первых игровых версий принято считать квест Call of Cthulhu: Shadow of the Comet, вышедший в 1993 году. Разработчиком выступила студия Infogrames. И это не случайно: чуть ранее компания выпустила игру Alone in the Dark, которая по своей сути являлась неофициальной игроизацией рассказов мастера ужасов. Более того, изначально, по признанию Фредерика Рейналя — автора Alone in the Dark, а также дилогии Little Big Adventure и неудачного инди-хоррора 2Dark, разработчики даже смогли получить лицензию на франшизу Call of Cthulhu от компании Chaosium. Но в ходе разработки лицензия была отозвана, так как в игре было маловато элементов RPG. Уж в чем в чем, а в красоте игре не откажешь История разработки новой Call of Cthulhu: The Official Video Game отчасти похожа на случай с Alone in the Dark. Игра была анонсирована издательством Focus Home в 2014 году. Разработчиком стала студия Frogwares, базирующаяся в Киеве. Студия обещала, что упор в игре будет сделан на детективную составляющую и что в целом она будет напоминать игры Frogwares про Шерлока Холмса. Да и была у студии в активе игра Sherlock Holmes: The Awakened, где частный сыщик с Бейкер-стрит вступал в схватку с культом, поклонявшимся Древним Богам. Сценарий же основывался на настольной ролевой игре «Зов Ктулху», впервые увидевшей свет в 1981 году (хотя с тех пор уже вышло несколько новых редакций). Но почти два года молчания из столицы Украины дали повод подумать, что никакого пробуждения Ктулху не предвидится, а игра, скорее всего, умерла в муках производственного ада. Так состоялся анонс Call of Cthulhu от студии Cyanide, больше известной по бесконечным спортивным симуляторам регби и велогонок. Кто же знал, что украинцы ничего не отменяли и свою Call of Cthulhu, лишившись лицензии на название, переименовали в The Sinking City? Так что грядущей весной у всех появится возможность сравнить проекты и выяснить, у кого получилось лучше, а пока вернёмся к предмету этой статьи. На дворе промозглый октябрь 1924 года. Но не только холод бросает в дрожь ветерана Великой войны Эдварда Пирса. Каждую ночь он видит жуткие кошмары о безобразных культистах, поклоняющихся нечестивым богам и совершающих кровавые жертвоприношения. Пирс уже почти готов утопить свой страх на дне бутылки с виски, но получает задание разузнать, что произошло с Сарой Хокинс — безумной художницей, чьи картины наполнены мраком опустошающей безысходности. Полицейское расследование выяснило, что она погибла в пожаре вместе с мужем и сыном, но её отец уверен, что в этом деле слишком много несостыковок. Пирс решает взяться за дело и попадает в мрачный рыбацкий городок Блэкуотер, где все только и говорят, что о легендарном «Хорошем улове», который спас эту обитель китобоев от голода в далёком 1847 году. К сожалению, пререндеренные видео очень сильно пережаты Думаю, ни для кого не будет спойлером то, что, как часто бывает в рассказах прославленного американского писателя, во всём оказывается замешана очередная теория заговора, где люди выступают марионетками в руках древних богов и инопланетных рас. История не является игроизацией какого-то конкретного рассказа или повести, но является антологией почти всех основных тем и мотивов творчества Лавкрафта. Тут есть и произведения искусства, реалистично отражающие пугающий мир тьмы, и древние боги во главе с вынесенным в заголовок Ктулху, и жестокие культы, и нечестивые книги, описывающие Миф, и прогнившая изнутри аристократия, и учёные, пытающие воскресить мёртвую плоть, и многое другое. Разве что сегодня, после выхода как Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, так и игр от Frictional Games (серии Penumbra и Amnesia) многие лавкрафтовские мотивы уже не новы. Да и будем честны, если Amnesia действительно внушает хтонический ужас даже при повторном прохождении, то новая игра при всех своих удачных моментах лишена именно ощущения ужаса, проникающего под веки и не дающего себя забыть. Студия Cyanide известна не только спортсимами, но и ролевыми играми (Loki, Of Orcs & Men) и стелс-экшенами (серия Styx). Потому нет ничего удивительного в том, что и Call of Cthulhu в её версии получила элементы обоих жанров. Стелс-элементы, в принципе, привычны для жанра современного сурвайвал-хоррора, потому о них нет смысла говорить подробно. Лишь отмечу, что их очень мало для более чем девятичасового приключения, они занимают от силы час из общего хронометража игры. А вот наличие ролевой системы удивило. Игра, по сути, является адвенчурой, в которой, как и полагается, всё держится на диалогах и разгадывании загадок. И разработчики пристроили к этому ролевую систему. Довольно простую, для того чтобы открыть некоторые варианты диалогов, нужно прокачивать одну из категорий: Медицина, Красноречие, Сила, Расследование, Оккультизм, Психология. Также иногда некоторые из этих навыков проходят проверку при решении задач, но чаще всего речь идёт о Силе, при помощи которой можно вместо решения головоломки просто сломать её. Ещё есть навык Поиск, который упрощает нахождение скрытых предметов, но если честно, я не очень понял, как этот навык работает и насколько он полезен. Очередной безумец, рисующий странные символы в своей палате Зато художники поработали на славу. Если анимации топорны, пусть к ним и быстро привыкаешь (все мы понимаем, что у большинства современных студий нет бюджетов Sony), то остальное выполнено на достойном уровне. Антураж провинциальной Америки 20-х годов одновременно таинственный и угрожающий. Заброшенный особняк таит во мраке пустых комнат несколько семейных скелетов. Психиатрические лечебницы сводят с ума одним только видом своих обитых войлоком палат. Игра действительно обладает неплохой атмосферой. Хотя неописуемые ужасы Бездны всё же не совсем удались: местная Бездна скорее похожа на Пустоту из серии Dishonored, нежели на что-то настолько ужасное и необъяснимое, что человек не способен подобрать слов. Кстати, совсем недавно авторы издания Eurogamer решили поднять вопрос личных взглядов Лавкрафта. Редактор британского издания настаивает на том, что современная культура в целом и видеоигры как её часть должны сбросить Лавкрафта с парохода современности. Ведь в быту он прославился антисемитскими и в целом нетолерантными суждениями. Так, немцев с ирландцами он тоже за людей не считал. И хотя это отчасти было следствием среды и времени, в которых он вырос, закрыть глаза на подобное нельзя. Но пожалуй, то, что делало личность Лавкрафта отталкивающей даже по тогдашним меркам, придало его произведениям дополнительную глубину. Уровень его ксенофобии был таков, что превратился в те самые жуткие описания безразмерных монстров из Космоса и ужаса, не поддающегося восприятию простым человеком. Нетерпимость Лавкрафта рисовала мерзкие образы всего непонятного и необъяснимого, а значит, чужеродного. А невероятный уровень мизантропии превратил большинство людей в его произведениях либо в бессильных глупцов, либо в настолько самовлюблённых индивидов, что они своими руками несли миру погибель, организуя эзотерические общества или же безответственно занимаясь научными изысканиями. Силы же космические, даже внушая хтонический ужас, лишены человеческих пороков, таких как гордыня, любопытство, страх, похоть. А даже лучшие из людей часто сходят с ума, познав Истину. Парадоксально, но именно этим произведения Лавкрафта пугают людей до сих пор. Нет ничего более страшного, чем неизвестность и чужеродность. Обиднее всего, что при общем неплохом уровне авторам из Cyanide не удалось передать именно безразмерный, опустошающий, мерзкий, бросающий в холодный пот безумный кошмар, которым пропитаны произведения Лавкрафта. Возможно, видя мир таким, каким мы видим его сегодня, тяжело передать то чувство тревоги, что испытывал молодой человек из консервативной Новой Англии, росший в окружении иммигрантов, империалистических войн, эзотерических обществ и слишком стремительного научно-технического прогресса.  Итоговая оценка — 6,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)