Выход новой игры в серии Resident Evil (или Biohazard) стал главным игровым событием начала года. Многие спорят, достоин ли этот перезапуск упоминания как полноценная номерная часть, или же это всего лишь спин-офф, манипулирующий чувствами фанатов, падких на любимое словосочетание в заголовке. Но оставим данные споры в стороне и поговорим об источниках вдохновения игры в области кинематографа. «Зловещие мертвецы: Чёрная книга» / Evil Deadреж. Федерико Альварес, 2013 Конечно, ремейки — дело неблагодарное, а чаще всего и совершенно бессмысленное. Вот и к культовому фильму ужасов Сэма Рэйми решили выпустить обновлённую версию — не без участия самого виновника торжества. И именно этот ремейк хочется упомянуть в связи с новой RE. Пусть оригинал со своими сиквелами, снятый на стыке хоррора и чёрной комедии, тоже нашёл отражение в новой игре, но при этом нельзя не отметить визуальные стилистические фишки уругвайского дебютанта Федерико Альвареса, на которых и держится фильм. И особенно картинку, в которой источники освещения ярко выделяются в общем полумраке. Совсем как в Resident Evil VII: Biohazard. Удивительно, как в Голливуде дали карт-бланш не-американскому режиссёру, чей багаж насчитывал лишь несколько короткометражных лент, сделанных чуть ли не кустарно. Да ещё какой карт-бланш: полная творческая свобода выразилась в 25 000 литров пролитой бутафорской крови и редком ныне искреннем стремлении пугать зрителя кинематографическими методами без применения компьютерной графики. Куда интересней то, что история может частично напомнить оригинал (пять молодых людей в лесном домике, где присутствует демоническая сила), но на самом деле куда занятней. По сути, перед нами лента об излечении от наркозависимости девушки Мии (да-да!). Вот и все события этого местами натуралистичного и жёсткого хоррора можно трактовать с данной точки зрения. Ломка Мии сводит её саму, а также всех окружающих, с ума. Наркозависимость погубила её мать, а теперь в попытке убежать от проблем реального мира Мия готова пожертвовать своими последними друзьями. Героиновый демон насилует её душу прямо из ада. Очистить от скверны её способны лишь близость собственной смерти и духовное перерождение. Только лишившись последних уз, связывающих её с реальностью, она готова разорвать порочную пуповину и под аккомпанемент падающих капель кровавого дождя избавить себя от собственных внутренних демонов. К сожалению, необычный замысел многое потерял на стадии пост-продакшена. Видимо, сказалась неопытность молодого постановщика. Как итог, в фильме есть совершенно неуместный, опускающий историю до низменного уровня пролог, а неплохо снятые сцены подпорчены странноватым монтажом, который только в последние полчаса достигает нужных ноток саспенса, в коем немалая заслуга исполнительницы главной роли — актрисы Джейн Леви. Вдобавок налицо неудачное использование хорошего саундтрека за авторством известного испанского композитора Роке Баньоса. Слушая его в отрыве от фильма, поражаешься, что эта жуткая и странноватая музыка вообще-то симфоническая, с классическими инструментами. Но в картине саундтрек звучит как-то невпопад. А жаль. Несмотря на замечательную задумку, детскую непосредственность режиссёра, готового творить от всей души олдскульную по духу, но современную по форме ленту ужасов, кинокорабль разбивается об ученические ошибки. «Техасская резня бензопилой» / The Texas Chain Saw Massacreреж. Тоуб Хупер, 1974 Символ американского андеграунда для своей эпохи. По соотношению кассовых сборов и бюджета в 70-х годах он уступает только эротическому фильму «За зелёной дверью». Тоуб Хупер снял на 16-миллиметровую плёнку фильм для полуночных кинотеатров для взрослых, который сборами в 369 раз превзошёл свой маленький бюджет в $ 83 000 и стал одним из трёх символов американского независимого кино той поры наряду с «Глубокой глоткой» и «Головой-ластиком». Они так же, как и этот прообраз современных слэшеров, были в прокате несколько лет подряд, собирая вокруг себя устойчивый фанатский культ. Взяв за основу факты биографии знаменитого маньяка Эда Гина, Тоуб Хупер рассказывает якобы реальную историю, произошедшую в августе 1973 года (хотя все мы понимаем, что это выдумка, это всего лишь время съёмок фильма). Полдесятка подростков отправляются на кладбище проверить целостность могилы своих родителей, после того как в новостях было рассказано о грабителях могил. По пути они решают навестить дом своего детства, ныне стоящий в запустении. Но по соседству живёт семья людей, мягко говоря, настроенных недоброжелательно. Больше всего поражает в этом фильме то, что первые четыре человека умирают практически мгновенно. Они даже не успевают начать сопротивляться, как получают кувалдой по голове или бензопилой в живот. Для зрителя это выглядит по-настоящему шокирующе, даже несмотря на тот факт, что крови в кадре почти нет. Зато последняя выжившая мучается добрых полчаса. Семейка людоедов довольно жестоко играет с ней, растягивая удовольствие от её убийства. А зритель вынужден наблюдать за их садистской игрой. Настоящее безумие с участием визжащей актрисы Мэрилин Бёрнс — причём кричит она настолько натурально, что на секунду может показаться, что её сейчас и правда прирежут на месте. Редко в каком фильме девушки кричат настолько отчаянно. «Пила 2» / Saw IIреж. Даррен Линн Боусман, 2005 Многие ошибочно сравнивали оригинальную «Пилу» с фильмами Дэвида Финчера — видимо, подразумевая «Семь» и «Игру», где герои оказывались вовлечены в странные игры, где ставкой была жизнь. Но все эти сопоставления не имели никакого смысла, ведь «Пила» оказалась довольно глупой и надуманной. Зато сиквел неожиданно оправдал авансы — благо в основе сюжета лежат две параллельно развивающиеся истории: детектив ввязывается в диалог с маньяком, который похитил его сына, а группа людей находится в замкнутом пространстве, заполненном всевозможными смертоносными ловушками. Последнее, кстати, также вызывает ассоциации с интеллектуальным хоррором «Куб» Винченцо Натали. По утверждению режиссёра, сценарий под заголовком «Отчаявшийся» о полицейском, ведущем диалог с убийцей, был придуман им задолго до «Пилы», а сценарист первого фильма Ли Уоннелл адаптировал его под нужды хитового продолжения. К сожалению, всё худшее, что есть в этой не лишённой мрачного и угнетающего стиля картине, — это попытки связать её с «Пилой» Джеймса Вана. Особенно пошлы несколько роялей в кустах, которые выкатываются на зрителя в финале, из-за чего трудно воспринимать всерьёз на самом деле неплохую идею проигранной главным героем интеллектуальной схватки с маньяком. Ведь выясняется, что все зацепки ведут к первой «Пиле», где всё было шито белыми нитками и состояло из всевозможных несуразностей. «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» / The Blair Witch Projectреж. Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес, 1999 Трое студентов отправляются в леса близ Бёркитсвиля, чтобы снять документальный фильм о местной городской легенде. Якобы в лесах живёт призрак ведьмы из Блэр, под чьим влиянием в городе уже порядка двухсот лет происходят таинственные события. Местные жители рассказывают студентам байки, которые слышали из поколения в поколение. Студенты идут в чащу, чтобы запечатлеть те места, но по собственной глупости теряются. Тогда-то они и начинают находить те вещи, которые им описывали аборигены. А впоследствии, скорее всего, умирают. Один из главных хитов сезона 1999 года, снятый в стиле поддельной документалистики, кого-то напугал своей выдуманной мифологией, но видимо, в основном непуганых американских подростков, так как по своей сути это скорее не страшный, а довольно заурядный фильм про то, как три студента бродят в лесу и ругаются друг с другом. В то время как вся часть, которая способна напугать, занимает от силы минут 10 общего хронометража. Да и страх нагоняется в основном стандартными заброшенными домами посреди леса с иероглифами и отпечатками детских рук на стенах. Но этого явно недостаточно, чтобы пережить 80 минут видео, снятого на любительскую камеру и чёрно-белые 16 мм, специально состаренного изображения трёх студентов, которые по-идиотски заблудились в местности, где заблудиться невозможно. Три сосны, в которых они плутают битый час, перемежаются кадрами, на которых толком ничего не разобрать. Зато кампания по раскрутке картины с обильным использованием вирусных материалов, уверявших, что будет показано документальное кино, давно вошла во все учебники по маркетингу. Удивительно, но перед нами редкий случай, когда сиквел оказался куда интересней, нежели нарочито любительский оригинал, пытающийся пугать неизведанным, но рушащий собственную изощрённую мифологию откровенно глупым поведением героев. Оные берут с собой в поход книгу по выживанию в лесах, но так ни разу и не открывают её; выбрасывают карту, потому что не умеют её читать; постоянно ходят мимо ручья, который ведёт в деревню, но ни разу не идут вдоль него, и так далее. Да даже на мистический вопрос, отсылающий нас к «Волшебнику страны Оз», они дают нелепый неверный ответ, как бы уже подсознательно направляясь на собственное заклание. Так им и надо. «Тёмная вода» / Dark Waterреж. Вальтер Саллес, 2005 Полная рефлексии мистико-психологическая драма о боязни потери и повторения собственной судьбы в жизни дочери. Казалось, что как и в случае фильма ужасов «Звонок», после переноса в Голливуд первоисточник — «Тёмные воды» — превратят в эффектный триллер с прибамбасами, но приглашённый бразильский режиссёр Вальтер Саллес, понимая, в какое неблагодарное дело ввязался, попытался перенести историю о разводе на американскую почву с максимально возможным тактом. И история всё так же цепляет, и Дженнифер Коннелли хорошо играет, но главное, трогательный финал мало кого оставит равнодушным. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Продолжение следует....