Порой разработчики зацикливаются, найдя успешный концепт. Ярких примеров масса. Например, компания Ubisoft, которая теперь все свои проекты превращает в Assassin’s Creed. Или Кен Левин с почившей Irrational Games, которые на протяжении десятилетия продавали неизменную фабулу, подсмотренную в фильме «Сердце Ангела», в чём Левин отчасти сам как-то признался. Или BioWare, последние годы мучающая, по сути, одну и ту же ролевую игру с одними и теми же конфликтами. Её Dragon Age 3 не исключение — дежавю не отпускает до самого конца. Снова Великое Зло угрожает всему хорошему. Огромный портал из мрачной потусторонней реальности открылся в небе. В любую минуту оттуда попрёт армия демонов. Возникают мелкие разрывы, из них тоже прибывают монстры. Одновременно красный лириум сводит всех с ума. Но появляется и некий Избранный, наделённый суперсилой неизвестного происхождения. Одни считают, что он пришёл спасти их и что всё это божья воля. Другие — наоборот. Так или иначе, главному герою нужно собрать под своими знамёнами множество ненавидящих друг друга фракций, дабы спасти мир. Первый акт напоминает ремейк всех игр BioWare и особенно Mass Effect 3. Однако во втором сценаристы неожиданно делают крутой поворот и убивают интригу. Вот, говорят, расслабьтесь, убийца — садовник, а Санта-Клауса не существует. Финал предсказуем чуть более чем полностью. Не сказать, что это плохо, — менее банальной история не стала, зато прекратила напоминать наглый самоповтор. Тогда же, со срывом масок, крохотная церковь, игравшая роль «Нормандии», заменяется крупной крепостью, и всего становится больше — и купцов, и станков для модификаций, и персонажей, и задушевных разговоров с ними. Можно даже выбирать оформление замка вплоть до кровати в личных покоях и цветочков в саду (про них есть отдельный квест). На «Нормандии» невозможно было так зависать, как здесь. В главном зале, навевающем ассоциации с Хогвартсом, на самом красивом месте стоит трон, даром что не железный, куда иногда предлагают присесть и кого-нибудь засудить. После объёмных заданий часто остаются скользкие личности, которых можно казнить, изгонять, помещать тюрьму и так далее. Кроме того, по мере укрепления Инквизиции замок становится всё краше и уютнее: постепенно исчезают строительные леса, открываются новые места (даже собственный трактир), присоединяются люди, появляются побочные сюжетные линии. Одна из самых красивых локаций в игре. В первую очередь благодаря ливню и неспокойному морю. Там же можно завязывать романтические отношения со своими союзниками. Если проявлять терпение, то флирт и секс способны выливаться в отдельные занятные истории. Только не ждите обилия развратных сцен. Не все из них настолько смелые, как в The Witcher 2. Кажется, их откровенность обратно пропорциональна симпатичности любовников. Например, страшная эльфийка Сэра — вполне себе Саша Грей; а посол Жозефина — чисто диснеевская принцесса, с которой вы будете только сидеть у горящего камина и целоваться в беседке. Большинство союзников — это как всегда играбельные персонажи, из которых нужно комбинировать своё пати. Но есть трое, помогающие фоново. Они разрешают мелкие политические вопросы, шпионят, выручают солдат, добывают ресурсы; и всё, что требуется от игрока, — просто распределять между ними задачи и ждать. Некоторые поручения требуют на выполнение пятнадцать минут, другие — пару часов, и совсем небольшая часть «потянет» на сутки или двое. Причём вашего реального времени. Но капает оно даже тогда, когда игра не запущена. То есть налицо «кнут и пряник» — попытка затянуть игру, но с щадящей оговоркой. Другое дело, что никакого пряника нет, когда выбираешься «в поле». BioWare сделали огромные локации, на полное открытие коих требуются десятки часов, не говоря уже о выполнении заданий. Даже если перемещаться на лошадях. Это исполинская чёрная дыра, куда может улететь неделя вашей жизни. Но создав обширные леса, пустыни и горы, разработчики не придумали, как вдохнуть в них жизнь. Хотя под ногами вечно пробегают зайцы, ветер дует, деревья гнутся и волны так замечательно бьются о скалы, это не дикий непредсказуемый Скайрим, по которому тянет путешествовать просто так. Здесь симпатично, но чересчур стерильно, декоративно, искусственно, будто в ММО. Как минимум половина заданий из той же оперы — почтовые, собирательные или просто количественные. Найти три трупа. Затем пять отступников. Или двадцать эльфийских корней и четыре куска железа. Или двадцать кусков железа и десять змеевиков. Или четыре потерянные вещи. Добыть столько-то мяса. Уничтожить два демонических прорыва, потом ещё три, потом ещё два. Сходить вон туда, тривиально подобрать кольцо, вернуть хозяину. Обнаружить и собрать миллионы осколков, чтобы выполнить три одинаковых квеста. Есть и подсмотренные у Ubisoft вышки. Их аж два типа: предлагается разбивать военные лагеря и ставить завоевательные флаги. Всё это даёт специальные очки влияния, которые требуются для разблокировки сюжетных квестов — не только побочных, но и основных. Иначе история проходилась бы не за тридцать пять часов, а за десять. Без мини-игр тоже не обошлось. Из ММО пришёл и гринд. В принципе, мобов не столь много, чтобы они не давали пройти, и нет острой необходимости в охоте на них, дабы чувствовать себя комфортно в бою. Но халтура очевидна. Сто часов Skyrim, где соотношение интересных квестов и «ммошности» не такое ужасное, стоят в разы больше, чем сто часов Dragon Age. Здесь уже правильнее было бы сравнивать игру с Kingdoms of Amalur, но даже последним BioWare проигрывает — локации DA:I не настолько эпичные и живописные. В Amalur от масштабов временами дух захватывает, в Inquisition — никогда. С эпиком вообще беда. Разработчики, которые любят наделать много роликов, до сих пор с непонятным пренебрежением относятся к дальним планам в частности и экспериментам в целом. Им больше нравятся простые крупные планы (такие, чтоб рожа на весь экран), чем красивые пролёты камеры в духе Питера Джексона. Они терпеть не могут свободное пространство в кадре. Бывает, диалоговая панель даже закрывает персонажу рот. Поэтому роликами Dragon Age напоминает не мощное кино вроде «Властелина колец», а некий телесериал — в лучшем случае «Игру престолов». Как иронично, что однажды героя отправляют на королевский бал, где целый час нужно вести светские беседы в попытке понять, кто планирует убийство. Тогда же BioWare снова передаёт привет Ubisoft, заставляя подслушивать разговоры, как в Assassin’s Creed. Некоторые враги, несмотря на относительную слабость, имеют неприлично высокие значения здоровья. Хотя это не сильно волнует, когда в редакторе можно слепить Дейенерис Таргариен и тебя не лишают ощущения последствий выбора. Интерактивная санта-барбара — дело куда более затягивающее, чем может показаться. Благо на сей раз мало пустой болтовни и нытья, так утомлявших в Mass Effect 3. Вот зачем переделали боевую систему, непонятно. В Dragon Age 2 она была одновременно комфортной, простой и умной. Управление с клавиатуры являлось настолько удобным, что пользоваться паузой и мыслить тактически было само по себе приятно и клёво. Теперь пауза — какое-то чудовище. Она отталкивает. Хочется лишь обозначить поведение напарников и убивать в реальном времени (и это ничуть не напрягает на средней сложности, умереть почти невозможно). Во время простой паузы нельзя полностью контролировать команду — для этого нужно заходить в дополнительный тактический режим, где ждёт внезапно кривая камера. Уж лучше бросить клавиатуру и взяться за геймпад. Тем более, на нём в принципе легче взаимодействовать с окружающим миром. Но если забыть про паузу, то сам по себе экшен красочный и увлекательный. Можно даже уделить время сетевому режиму. Там никакого открытого мира, просто кооперативные рейды с отдельной упрощённой прокачкой персонажей и фритуплейным магазином. На четверых игроков, конечно. С друзьями на это легко потратить пару вечеров, с анонимами — пару часов. На большее, правда, не хватает — слишком однообразно и бедно. Этакий наспех сделанный бонус, который появился сугубо потому, что EA полюбила микротранзакции. Лучше бы ЕА полюбила хорошие квесты. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Парадоксальная игра, которой очень повезло, что в нынешнем году у неё почти нет конкурентов в её весовой категории. Итоговая оценка — 8,0.(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)