Первые часы испытываешь истинный восторг от происходящего. И по мере погружения в особенности игрового процесса уверенность в лучшей игре года только крепнет. Elden Ring — сборная солянка из лучших механик, которые за 10 лет насочиняла FromSoftware. Боевая система — старая добрая Dark Souls, прокачанная до максимального уровня. Легкий и сильный удары, блок, парирования, кувырки, конечно же, использование стамины — все ингредиенты на месте, а поверх знакомого фундамента есть сотня нюансов. Многие издания успели окрестить Elden Ring игрой года, а некоторые считают, что она вполне может замахнуться на титул «проект десятилетия». На сей раз даже игроки в массе своей согласны с таким выводом, хотя, конечно же, не все. Цельная картина куда сложнее — и оттого интереснее в ней разобраться. FromSoftware действительно сотворила практически ультимативный souls-like, «один, чтобы править всеми», как успели пошутить некоторые авторы. С одной стороны, я с этим целиком согласен. С другой стороны, в этом, на мой взгляд, и кроется проблема. Серию Souls я полюбил с первого взгляда, как только познакомился с ПК-версией оригинальной Dark Souls. Затем я изучил вдоль и поперек все дальнейшие проекты FromSoftware, а также львиную долю ее последователей. Вас это, конечно, не интересует, просто считаю важным подчеркнуть, что автор данного текста плотно знаком с жанром. Как заведено в «душевной» серии, все начинается с трагедии. Некогда земли Междумирья процветали. Ими правила Королева Марика, владевшая могущественным Кольцом Элден. Кольцо — не столько физический предмет, сколько магическая сила. Благодаря ей, а также некой Высшей Воле все повиновались владычице. До той поры, пока не произошло некое восстание. В результате чего Кольцо оказалось разбито на несколько могущественных Рун. Могущественных, но далеко не столь мощных. Марика пропала. Междумирье погрузилось в хаос. Как сказал Нео, увидев прыжок Морфеуса через здания: «Вау» Ныне за власть и Руны борются Лорды Полубоги — дети Королевы. Дабы вернуть порядок, Высшая Воля призывает погасших — созданий ни живых, ни мертвых. Только им по силам восстановить Кольцо и стать Лордом Элдена, дабы начать новую эру Междумирья. Пафосно, интригующе и крайне малопонятно. Сложно сказать, где именно к миру игры приложил руку Джордж Мартин, потому что и тематически, и по подаче Elden Ring — классическая история от FromSoftware. В ней интересно разбираться, собирать кусочки паззла в цельную картину мира. Но когда более-менее складывается представление о происходящем, не получается отделаться от ощущения, будто все это уже видел. Основной мотив сильно отдает Dark Souls. Заменить Кольцо на Огонь, а Руны — на Великие Души, как картина тут же обретает весьма знакомые очертания. Опять циклы жизни и смерти, порядка и хаоса, процветания и упадка.  Местная школа магии напоминает смесь Хогвартса и Ярнама Если Bloodborne и Sekiro обыгрывали схожие идеи абсолютно по-разному, то новый проект FromSoftware, скорее, компилирует творчество студии за последнее 10 лет. И к игровому процессу это относится даже сильнее, чем к сюжету. Раздаем лещей и стиля Одна из главных отличительных черт Elden Ring — конечно же, открытый мир. Пройдя небольшое обучающее подземелье, вы попадаете на поистине бескрайние просторы Междумирья. Стоит признать, в плане презентации FromSoftware превзошла себя. Когда отворяются последние врата и герой выходит на солнце, дух захватывает от открывающегося пейзажа. Мурашки по коже. Чувство свободы и ощущение тайны опьяняют. Призываемые духи — отличная помощь в бою, но за вас они поединок не выиграют Сперва кажется, что вот он, открытый мир мечты. Никакого компаса с маркерами. Никаких стрелочек и отметок. Карта мира открывается по кусочкам, для чего сперва необходимо найти карты регионов. Наконец-то идешь не по иконкам, а по интересным местам, которые выхватываешь взглядом. Чувство, знакомое по временам первых выпусков Gothic и The Elder Scrolls III: Morrowind. На горизонте виднеется величественный замок, глаз цепляется за руины, за деревьями проглядывает вход в пещеру, а когда вы пытаетесь пересечь болото, с неба пикирует величественный дракон с твердым намерением полакомиться героем. Первые часы испытываешь истинный восторг от происходящего. И по мере погружения в особенности игрового процесса уверенность в лучшей игре года только крепнет. Elden Ring — сборная солянка из лучших механик, которые за 10 лет насочиняла FromSoftware. Боевая система — старая добрая Dark Souls, прокачанная до максимального уровня. Легкий и сильный удары, блок, парирования, кувырки, конечно же, использование стамины — все ингредиенты на месте, а поверх знакомого фундамента есть сотня нюансов. От ассортимента оружия глаза разбегаются. Десятки категорий, сотни вариантов самого разнообразного колюще-режуще-рубящего оружия. Каждый образец любовно проработан визуально. Оно и выглядит, и ощущается уникально. У некоторых видов длина комбо доходит до шести ударов. И даже в рамках одной категории движения могут различаться: к примеру, одна шпага может делать только прямые уколы, а другая позволяет нанести режущий удар по вертикали. Неожиданный оммаж Bayonetta Впервые после Dark Souls 2 вернулась возможность махать одновременно двумя орудиями одного типа. В Elden Ring для этого даже не надо увеличивать характеристики в полтора раза больше требуемых и вставать в особую стойку. Просто берете два меча в руки — и кнопка для блока теперь отвечает за выпад обоими клинками разом.  Система боевых искусств из Dark Souls 3 получила развитие. Теперь уникальные умения, которые тут называются «прахом войны», вставляются в оружейный слот. Через этот же прах изменяются и свойства оружия — вы можете добавить элементальный урон, или наложить эффекты кровотечения с ядом, или изменить бонусы увеличения урона от характеристик. В общем, собрать пушку целиком под свой стиль (но легендарное оружие не подлежит кастомизации). Просторы для экспериментов открываются огромные. Все найденные образцы тут же хочется опробовать в действии. Не подходит под ваш билд? Elden Ring дает инструменты для смены характеристик. Захотелось на середине прохождения переквалифицироваться из сурового воина в боевого мага или клирика? Ничего невозможного нет. С магией тут тоже интересно играться. Она чуть упростилась по сравнению с Dark Souls и теперь делится только на две категории: заклинания и молитвы (последние вобрали в себя фокусы с огнем). Кусты сделают вас невидимым Конечно же, без сотен образцов брони тоже не обошлось. В Fashion Souls стиль всегда превыше практичности. Доспехи, накидки и все возможные наряды проработаны до последней запонки, и любоваться удачно подобранным образом не надоедает и сотню часов. В отличие от всего остального… Свобода и смерть Первые 10 часов подвоха и не замечаешь. Открытый мир сменяется интерьером огромного многоуровневого замка. Дизайн уровней, опять же, выше всяких похвал. Представьте себе, как в открытый мир запихали локации из прошлых проектов FromSoftware вроде Анор Лондо или Поселения Нежити, со всеми их запутанной структурой, многослойностью и закольцованностью. У каждого Лорда своя проработанная локация. Особенно впечатляет столица Междумирья — величественный золотой город под гигантским Древом Эрд. Он поистине огромен, и поначалу даже теряешься среди улиц и храмов. Мало того, вдобавок оказывается, что под землей находится сеть канализаций (здравствуй, Блайттаун…), и это вовсе не последний секрет в недрах столицы. Ищите внимательно… Шлем отлично сочетается со щитом, да и аксессуары должны выделяться из общего образа. А что, кто-то иначе подбирал броню в Dark Souls? Все, что связано с уровнями Лордов, потрясающе. А вот открытый мир со временем начинает вызывать вопросы. Безусловно, огромные просторы (а мир Elden Ring куда шире, чем кажется вначале) играют на атмосферу, дают ощущение, что перед нами действительно руины королевства. FromSoftware всегда любила масштаб, и он просто сочится с экранов. Гигантомания в лучшем смысле слова. Но ему не хватает цельности. Он словно скроен из разрозненных кусков — что прекрасно описывает всю игру. Elden Ring вобрала в себя все прошлые наработки студии буквально. В заимствовании части тех же анимаций из предыдущих проектов я не вижу никакой проблемы, и это, скорее, даже плюс: на рынке больше нет ролевого экшена с таким количеством уникальных движений у оружий, приемов и магии.  В сражениях работает правило «чем больше, тем лучше», пока в жертву не приносят качество. Чего не происходит. А вот в плане настроения игру бросает из стороны в сторону между темным фэнтези Dark Souls, лавкрафтовским безумием Bloodborne и кровавой сказочностью Sekiro. Со временем масштаб начинает больше ставить палок в колеса, чем давать плюсов. Все предыдущие проекты студии отличались сфокусированным, плотным процессом. Каждый сантиметр игрового пространства был четко выверен. Иногда чувствуешь себя букашкой Elden Ring берет практически тот же опыт и размазывает его по квадратным километрам открытого мира. Мира, который можно ругать практически за все то же, за что прилетает очередной части Assassin’s Creed. За рамками потрясающе проработанных городов, замков и прочих обителей Лордов оказывается, что Междумирье — не такое уж разнообразное и интересное место. Отсутствие значков на карте — это мишура, и все активности все равно четко типизированы. Да, здесь нет вышек. Зато есть нечто вроде аванпостов. Все подземелья собраны по одному шаблону, причем как визуально, так и функционально. В склепах вы найдете ресурсы для прокачки вызываемых духов-напарников и босса в финале. В шахтах предстоит собирать руду для заточки оружия и сразиться с боссом в финале. В простых пещерах, ну, вряд ли вы найдете что-то полезное, но босса в финале побить придется. Не нашли босса? Значит, где-то есть скрытый проход, потому что шаблон нерушим. Я искал. Может, пропустил, но те десятки пройденных подземелий работали именно так. Да и боссы в этих опциональных локациях вовсе не уникальные. Они или повторяются по пять раз, или являются усиленной версией стандартных врагов. Сюжетные главари в большинстве своем удались на славу. Сражения с ними врезаются в память, и некоторые можно отметить как одни из лучших битв, что когда-либо создавались в FromSoftware. Но не все. Кроме разномастных подземелий, больше в Elden Ring практически нет второстепенных активностей. Да, есть еще астральные узилища. Это просто битвы с опциональными боссами на арене. Которые, как вы можете догадаться, тоже далеко не уникальны. Порой одно удачно примененное заклинание избавляет от вороха проблем На подсознательном уровне изучение Междумирья все равно ощущается приятнее многих открытых миров по шаблону Ubisoft, просто потому что вы сами находите эти подземелья, а не пылесосите карту от маркера к маркеру. Но та же Assassin’s Creed Valhalla куда больше удивляет событиями, она рассказывает разные истории с их помощью. Но плохо награждает. У Elden Ring, наоборот, именно с трофеями все замечательно.  Новую пушку или заклинание тут же хочется проверить, для чего вы отправляетесь в очередную опасную зону, где в итоге находите новый инструмент, и так снова и снова. Пока не устанешь от больших безжизненных пространств, и тогда остается только мчать на верном коне прямо к финалу. В путешествиях между локациями не хватает событий. Случаются яркие моменты: первый спуск в подземный мир, неожиданное появление дракона или внезапное падение огромного босса на очередной лагерь. Но этого слишком мало, чтобы удерживать интерес полторы сотни часов (столько времени уходит на то, чтобы перевернуть каждый камешек в игре). Нашлось в Elden Ring место историям второстепенных персонажей. Их не так много, и вряд ли без помощи гайдов у вас получится все их узнать до конца. Но в этом есть своя прелесть. По Междумирью путешествуют разные герои, с которыми вас время от времени сводит судьба. Одни без вашей помощи ничего не добьются, другие так или иначе доберутся до конца своего пути. Каким будет финал их истории — зависит от ваших действий или бездействий. Хорошо, что разработчики осознали, как легко можно потерять важного персонажа в столь большом мире, и добавили их иконки на карте в одном из патчей. Пусть хардкорные фанаты возмущаются, но в данном случае удобство действительно важнее. Иногда нужно отбросить хардкор и дать анимешного эпика С точки зрения механик, Elden Ring — действительно вершина творчества FromSoftware. Такое разнообразие в боевой системе мало где можно найти. В художественном плане игре уже не хватает цельности прошлых проектов, хотя отдельные пейзажи и образы просто поражают красотой и величием. А вот открытый мир оказался не только самым большим нововведением, но и самым спорным. Атмосфера масштаба — это приятно; но стоили ли того расфокусированный опыт и неизбежное повторение второстепенных активностей — вопрос открытый. Итоговая оценка — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)