Чарты Sherlock Holmes Chapter One не порвет, но это все равно хорошая, продуманная детективная игра с несколькими некритичными недостатками. Есть у меня традиция — проходить каждую свежую игру украинской студии Frogwares. Такое впечатление, что студия делает игры специально для меня: до The Sinking City в ее проектах вообще не было никакого экшена — сплошные головоломки да простецкая история про старину Шерлока Холмса. Никакого напряжения, никакой опасности быть убитым или съеденным — красота! Неожиданный шаг в сторону от знаменитого сыщика к мистике с оккультизмом оказался временным — студия сразу вернулась к серии, сделавшей ей имя. Игра под странным названием Sherlock Holmes Chapter One — детективная адвенчура от третьего лица, в которой Шерлок предстает перед нами юным, но не по годам смышленым сыщиком. Однажды он прибывает на Кордону — английский остров-колонию, находящийся в Средиземном море, чтобы выяснить, что случилось с его матерью. Когда-то она скоропостижно скончалась, но Шерлок был столь юн, что ничего не помнит; проявившиеся способности детектива как раз помогут ему понять, что к чему. Не хватает маски летучей мыши Идея оказалась очень удачной. Мало того что обычно Шерлок Холмс предстает перед нами уже сформировавшимся сыщиком или даже местной легендой, а в Chapter One его никто знать не знает, так вдобавок благодаря этой вольности у сценаристов оказались развязаны руки. Вместо того чтобы работать с уже готовым персонажем, они, по сути, создали нового — не всегда контролирующего ситуацию и с большими пробелами в биографии детектива. Да и других всем известных и, честно говоря, поднадоевших персонажей в игре почти нет. Исключение — Майкрофт, беспокоящийся о моральном состоянии брата, но не брезгающий подкинуть ему пару-тройку побочных квестов. Все-таки работа на Корону — дело ответственное. А-та-та-та Если вы вдруг играли в The Sinking City, то сразу окажетесь в своей тарелке, хотя у Chapter One есть несколько серьезных отличий. Во-первых, игра ориентирована на детективную часть: в подавляющем числе ситуаций вы бегаете по локациям, общаетесь с разными людьми, ищете и изучаете улики. В отличие от напичканной разнообразными врагами The Sinking City, тут экшена почти нет. Пострелять дают только в редких закрытых локациях: вас запирают со врагами в каком-нибудь ангаре, после чего вы начинаете проявлять чудеса меткости, отстреливая шляпы с наручами, сваливая на головы светильники, и завершаете все это зрелищным QTE-комбо. И так с тремя-четырьмя врагами в течение трех-четырех волн. Звучит ужасно, играется чуть веселее, но даже очень средняя боевка из The Sinking City воспринималась значительно бодрее. В остальное время вы бегаете по городу на своих двоих и решаете «проблемы» местных. Честно говоря, тут начинаются затруднения с тем, чтобы просто поверить в столь странный мир. Вокруг вас натурально происходят сплошные убийства, при этом никому не известного юного Шерлока без проблем принимают за своего не только обычные люди, но и полиция, не моргнув глазом пропускающая дерзкого самоучку на места преступлений. Понятно, что в XIX веке полиция не была такой продвинутой, как сейчас, — но не до такой же степени, чтобы просить помощи у вчерашнего тинейджера? Ну и как я уже сказал, игра состоит из расследований почти целиком — даже собирательные квесты ориентированы на исследование локации, порой очень тщательное. Поэтому провести за игрой больше пары часов за сессию — задача, посильная только для фанатов жанра вроде меня. Обычная ситуация: артиста убили, вонзив кинжал прямо в сердце А все почему? Потому что расследования, в общем, тоже слеплены по единому шаблону, благо люди, отвечавшие за нарратив, сделали свою работу на отлично. Как любое убийство начинается с мотива, так и любой квест — с журнала, куда добавляется соответствующая запись с кучей иконок, число которых растет вплоть до раскрытия дела. Часто количество информации уже на старте квеста настолько велико, что в нее приходится внимательно вчитываться, чтобы потом не страдать на этапе сопоставления фактов. Над некоторыми из черных иконок видны красные иконки — значит, с этой информацией нужно что-то сделать. Система чудовищно неинформативна — за проведенные в игре 25 часов я так до конца и не выучил, что значат некоторые из этих чудо-иконок. Приходилось лезть в шпаргалку. Самое частое из раздражающих действий — «закрепить улику». Вы ее как бы берете в руки и, например, отправляетесь на опрос окружающих. Это могут быть подозреваемые или случайные люди, но если требуется найти кого-то конкретного (например, работягу), часто приходится действовать наобум и опрашивать всех подряд, на что Джон строчит в дневнике «остроумные» записи о том, какой Шерлок дебил. Одна из неудачных мини-игр — «подслушать разговор». На экране всплывают фразы, из которых вы должны выбрать «важные слова». Учитывая то, что вы не знаете контекста, угадать их с первого раза невозможно. Прибыв на место преступления, начинаем самое интересное — его осмотр. В него входят поиск улик на теле убитого и рядом с ним, а также опрос свидетелей. Этот процесс в играх Frogwares оттачивался годами и потому вызывает исключительно положительные эмоции: на теле может быть множество зацепок, рядом могут лежать какие-нибудь необычные бумажки, подозрительные предметы или даже орудие убийства. Часто исследование небольшой области ведет к появлению нескольких зацепок в журнале, от двух до пяти. Трупы часто лежат в неестественных позах — жутковато, но без реализма тут никак Как известно, Шерлок — товарищ наблюдательный, поэтому часто видит ситуацию под более широким углом, чем обычный человек. В Chapter One, как и в прошлых частях серии, за эту опцию отвечает «Сосредоточение». «Сосредоточение» — специальный режим, где окружение окрашивается в блеклый серый цвет, позволяя Шерлоку сфокусироваться на главном. Его можно включить в любой момент и, например, бегло изучить любого жителя Кордоны. Некоторые квесты начинаются с того, что вы должны найти нужного человека по описанию именно с помощью «Сосредоточения».  Еще этот режим нужен для исследования неочевидных зацепок — игра заботливо обводит кружочком нужную область. Наконец, «Сосредоточение» отвечает за слежку, когда Шерлок догадывался, в какую сторону пошел нужный человек. Если задание не подразумевает перемещения по городу, то после сбора улик и/или опроса всех свидетелей оно заканчивается виртуальной реконструкцией преступления. Нужно пробежаться и выбрать правильные варианты развития событий в нужных точках. Иногда это сделать не так уж просто из-за недостатка улик или информации (например, в квесте про «вампиров»), но вообще процесс реконструкции довольно увлекателен. Разве что бесит комментарий Джона, в случае неудачи говорящего одну и ту же фразу: «Боже, Шерлок, да ты даже не стараешься!» Если реконструкция — часть практически любого квеста, то знаменитые «чертоги разума» — прерогатива сюжетных. В процессе сбора улик важные зацепки собираются на отдельном экране. Показать их без спойлеров невозможно, поэтому текст пришлось замазать. Объединение двух зацепок превращается в заключение. Оно может быть неоспоримым, но иногда выглядит двояким — вам нужно выбрать самый правдоподобный из вариантов. Чем ближе конец квеста, тем более насыщенным оказывается раздел с заключениями. Самое классное в «больших» заданиях то, что вы почти никогда не уверены в том, что решили дело правильно. Чаще всего подозреваемые ведут себя одинаково, кхм, «подозрительно», и при желании факты можно подтасовать как вашей душе угодно. Более того, в финале любого преступника можно или обвинить, или спасти. Одного отпустить, другого — ловко оправдать перед лицом полицейского. Или, по крайней мере, смягчить ему приговор. В любом случае, какой бы путь вы ни выбрали, квест будет завершен. Чувствуешь себя жутковато от того, как ловко можно манипулировать фактами, обвиняя совершенно разных людей в одном и том же преступлении. Надеюсь, настоящие полицейские так не делают. В Frogwares любят творчество Тарантино. Впрочем, а кто не любит? В обычных квестах ситуации тоже бывают разные. Иногда нужно не просто найти нужного человека, но и подобрать одежду, чтобы он в принципе с вами заговорил (мы же в XIX веке — тогда фраза «встречают по одежке» фактически была девизом Королевства). Или отправиться в один из архивов (газета, полиция, ратуша), для того чтобы продвинуться в расследовании простым перебором фактов. А вот чего в те времена уже не было, так это странной системы поиска нужного адреса. В Chapter One найти нужный дом — порой целая проблема. В описании может быть что-то вроде «на севере от Адлер-стрит недалеко от собора» — из-за этого приходится бегать по округе, пока нужный дом не появится на карте автоматически. Искусственное затягивание прохождения — это нехорошо. Зато здесь, в отличие от The Sinking City, город сразу же открыт для изучения — можно быстро пробежаться по карте и открыть несколько точек для быстрого перемещения. Хотя и тут есть странности. Почему я не могу переместиться сразу в ратушу (здание слева от курсора), а вынужден дополнительно бежать до нее и ждать еще одну хоть и короткую, но загрузку? Еще в Chapter One хорошая, ненавязчивая музыка и очень неровное техническое исполнение. Если The Sinking City была буквально «вылизана», то здесь внезапно вылезли какие-то проблемы с освещением и уровнями детализации. Но в целом графика как минимум не вызывает отторжения. Модели людей и анимации выполнены на очень хорошем уровне. Чарты Sherlock Holmes Chapter One не порвет, но это все равно хорошая, продуманная детективная игра с несколькими некритичными недостатками. Возможно, по сравнению с The Sinking City она является шагом назад, но я бы скорее назвал это возвращением к корням — может, оно и к лучшему, учитывая малоприятные скандалы, в которые Frogwares вляпывается с завидным постоянством. Итоговая оценка — 7,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)