Игра-эмоция, игра-история, игра-произведение. «Мутанты — живые организмы, подвергшиеся
преобразованию генотипа под влиянием
внешней или внутренней среды».
Спрашивается, зачем тогда в названии Biomutant приставка «Bio-»?
Размышления вслух Biomutant был анонсирован еще в 2017 году, после чего сразу привлек к себе внимание публики необычными сеттингом и сплавом различных жанров. Игру обещали выпустить уже в начале 2018-го, однако проект в итоге несколько раз переносили, а порой оно и вовсе пропадал с радаров на полгода, из-за чего многие махнули на него рукой. Тем не менее, детище студии Experiment 101, основанной, на минуточку, разработчиками серии Just Cause, сумело вопреки всем невзгодам добраться до наших краев. Любите и жалуйте! Гамма-мишки Действие игры происходит в постапокалиптическом будущем. Люди, доигравшиеся в богов, на своей шкуре прознали, что такое всепоглощающий гнев природы. В результате масштабной экологической катастрофы большая часть homosapiens вымерла, а остальной удалось вырваться за пределы планеты. Теперь на Земле правят мутанты — антропоморфные звери, обретшие разум. На осколках погибшей цивилизации людей они потихоньку пытаются выстроить собственное общество. И вроде бы все долгое время идет неплохо — наши своеобразные потомки успели отстроить поселения, обзавестись собственной философией, освоить часть утерянных технологий и даже придумали собственный боевой вид искусства — вун-фу. Однако, в какой-то момент величественное Древо Жизни, оберегающее клочки жизни в отравленном мире, начинает медленно погибать. Различные племена, проживающие в «зонах воздействия» Древа, могли бы спасти его совместными усилиями, но вместо этого они лишь выясняют отношения друг с другом. И когда начинает казаться, что надежды на спасение нет, в окрестностях появляется он — таинственный одноглазый герой, вернувшийся поквитаться с убийцей своих близких. За этого героя, собственно, и предстоит играть нам. Для начала придется только определиться с внешностью —выбрать одну из шести пород, которые отличаются друг от друга не только внешним видом и названием, но и базовыми характеристиками. Затем разработчики предлагают подкрутить циферки параметров, а заодно настроить телосложение героя — выглядит сие забавно. Например, живучий персонаж обладает явно избыточной массой тела, сильный может похвастаться широкими плечами и развитой мускулатурой, ну а «умник», пускай мал и хил, зато он обладает большой головой и, почему-то, чрезмерно выпирающей верхней челюстью. При первом запуске рассказчик поприветствует вас и кратко перескажет пролог. Что тут скажешь, приятно! Основные характеристики напрямую влияют на второстепенные — та же ловкость отвечает за скорость передвижения, живучесть — за уровень здоровья и брони, интеллект — за уровень сложности головоломок и так называемую энергию Ци, местный аналог магии и выносливости в одном лице. Кроме того, на старте будет нелишним задать герою уровень сопротивляемости к неблагоприятным средам — это не только поможет в бою, но и даст возможность выжить подольше в нестандартных ситуациях. На закуску определяемся с окрасом пушистого альтер-эго да выбираем принадлежность к одному из пяти классов с прилагающимся классовым бонусом, после чего ступаем в прекрасный и безумный мир. В случае с Biomutant, последнее — вовсе не преувеличение. Вселенная у проекта получилась очень яркой, нетипичной и запоминающейся. Внешне сеттинг больше всего напоминает тактическую ролевку Mutant Year Zero: Road to Eden, полностью вычищенную от людей. Там тоже были антропоморфные мутанты, ничего не помнящие о своем прошлом, тоже был свой безумный мир, основанный на останках Древних — то есть нас, людей, — тоже были похожие шутки про их технологии, забавные названия в духе «Жарь-грелка», «Смылостул» и «Вещемойка», дикие комбинации предметов в виде оружия и снаряжения, а также бесконечные патроны и слово «Mutant» в названии (хы-хы). И, как и герои Road to Eden, персонажи Biomutant периодически любят саркастически отзываться о человеческой расе, благодаря которой, в общем-то, они и появились на свет. Питер Мулинье об… обзавидуется! Еще авторы явно вдохновлялись серией Ori и классическим китайским произведением «Путешествие на запад», и даже кое-что подсмотрели у дилогии Black and White и «Гарри Поттера» (да-да!). Мир очевидно строится на базе азиатских философии и культуре и до краев пропитан своеобразной восточной культурой. Вообще, говоря о населяющих Biomutant существах и главном герое в частности, так и хочется употребить известное в узких кругах японское слово «кавай» - настолько «няшно» все они зачастую выглядят. Ну а если серьезно, сценаристов и художников Experiment 101 можно только похвалить — следить за историей со стороны не хочется, в ней хочется именно что жить. Интересная, кстати, особенность: главный герой тут практически не разговаривает, вместо него комментирует различные события и происходящее на экране рассказчик — он же служит переводчиком с языка существ на понятную нам человеческую речь. Этот клочок на самом деле малая часть игровой карты. Понятное дело, что необычные стиль и структура мира понравятся не всем. По форме и содержанию Biomutantочень похожа на странную сказку, в которой все одновременно и по-детски черно-белое, и по-взрослому философско-разноцветное. Кроме того, постоянное упоминание рассказчиком действующих лиц в третьем лице может рано или поздно утомить. Для тех же, кого это не отталкивает, — вы будете смеяться, — вновь действует «правило Subnautica» — открывать невероятный мир Biomutant, заглядывать в его самое потаенные уголки и знакомиться с необычными персонажами необходимо строго самому. Смотря ролики и читая чужие впечатления, вы рискуете потерять львиную долю удовольствия. Я вас предупредил. А вот в геймплейном плане Biomutant удивляет гораздо меньше. По жанру это привычный ролевой экшен в так называемой «песочнице». Герой преследует одну глобальную цель в огромном открытом мире и попутно выполняет множество сюжетных и побочных заданий. Про дурацкое коллекционирование разработчики тоже не забыли — любителей подобных занятий ждут поиски разномастной техники из прошлого, досок объявлений и прочих пленников. Занятно, что лично бегать с лупой по миру для этого необязательно — достаточно выбрать соответствующий пункт в меню, как на карте мигом отобразятся нужные точки интереса. Игра заботливо подскажет, в какой момент комбо надо зажать нужную клавишу — и даже подождет пару секунд. Складывается впечатление, будто разработчики осознанно решили впихнуть в игру все популярные механики из игр подобного жанра. Боевая часть — некое подобие слэшера с комбинированием различных ударов, оружия, спецприемов и способностей, а также соблюдением положенных таймингов. Соответственно, и оружия, и приемов у героя будет со временем становиться все больше и больше. Что-то станет возможным заполучить у встреченных NPC, что-то можно выторговать или найти. Ну а если вам мало готовых вариантов — никто не помешает собрать из различного хлама собственное смертельное оружие как для ближнего, так и для дальнего боя. Возможных комбинаций при этом огромное множество — хотя бы за счет того, что каждый элемент вооружения имеет свои характеристики, порой еще и добавляя к ним уникальные способности. Во многом это же справедливо и для местного шмота — нарядить героя тут разрешают в совершенно дикие сочетания одежды, улучшенные до кучи какими-нибудь зачарованные банками и булавками. В игре присутствуют и простенькие головоломки. Отличный отдых от постоянных сражений. Если что-то оказалось лишним — его всегда можно разобрать на составные части или продать торговцам на ближайшем рынке. В общем, те, кто предпочитает самолично копаться в многочисленном луте, сравнивать характеристики и дотошно настраивать снаряжение под себя, вряд ли уйдут разочарованными. Для тех же, кому мало подгонки вещей и оружия для одного только бренного виртуального тельца, заготовлены различные транспортные средства, которые также можно кастомизировать и улучшать. Кстати, без наличия у персонажа определенного снаряжения и транспорта не получится попасть в отдельные локации, что несколько роднит игру с метроидваниями. Местный «Элвис» не только выглядит, как свой прототип, но и общается так, будто поет. Естественно, по мере участия в сражениях и выполнения заданий герой растет в уровнях, повышает базовые характеристики, открывает доступ к новым способностям. Последние представлены не только в виде свежих комбинаций и суперударов, но еще и в виде активных умений. Их прокачка делится на два вида. Органические умения открываются за находимый в капсулах и телах врагов биоматериал, в то время как «Пси-силы» даются за выбор «темных» и «светлых» пунктов в диалогах, а также соответствующие деяния. Причем сторонникам светлой стороны «силы» будут доступны одни умения, приверженцам темной стороны — другие. Ну и как вы уже поняли, раз в Biomutant присутствует подобие морали, не обходится тут и без диалогов и сюжетных развилок. Данная система устроена достаточно просто; ваша «аура» в основном влияет на отношение к вам второстепенных персонажей, в то время как выбор «реплики» в здешних «диалогах» зачастую сведена к поведению хорошего мальчика и плохого, хотя иногда вашему альтер-эго действительно придется принимать судьбоносные решения. Весь этот сюжетно-геймплейный винегрет оказался на удивление вкусным и питательным, игра может не на шутку затянуть. Однако бывшие разработчики Just Causeне были бы самыми собой, если бы в погоне за масштабом (а он тут и правда огромный), не споткнулись бы о некоторые мелочи. «Любителям» Ubisoft следует знать — в игре есть захват аванпостов и территорий. А еще захват точек перемещения путем… метки мочой. Та же диалоговая система у Biomutant местами получилось откровенно корявой — иногда персонажи несут какую-то бессвязную околесицу, на которую наш герой тоже отвечает невесть что. Там же, где все получилось складно, нельзя задать все имеющиеся вопросы друг за другом — выбор у вас только один. Боевую систему вряд ли можно назвать интуитивно-понятной и «тактильной» - игра (или как минимум ее дорелизная версия) обожает не засчитывать суперудары и пропускать отдельные части комбинаций. Плюс ко всему, как это часто бывает, далеко не все из снаряжения/комбо/способностей оказалось полезным — например, от дико дорогого умения «Обличье черепахи» толку на самом деле чуть. Это один из немногих скриншотов, на которых Biomutant выглядит симпатично. Поверьте, в реальности все гораздо лучше. В ближнем бою очень не хватает привычной возможности зафиксировать внимание на определенной цели - к этому, пожалуй, привыкаешь дольше всего. Для дальнего боя определенно пригодилась бы кнопка быстрой перезарядки, как в Gears of War, да и вообще, лично я за ограниченный боезапас. Почему в условиях выживания в постапокалипсисе его вдруг стало модно делать безлимитным? Еще один бич больших проектов с открытым миром — скучные и однотипные побочные задания — не обошел Biomutant стороной. Справедливости ради отмечу, что здесь он ощущается далеко не так остро, хотя бы за счет ярких и по-настоящему живых персонажей, мира, постановки. Благо сумасшедших и эмоциональных заданий тут тоже хватает. Вот бы еще разработчики избавились от дурацкой привычки вести игрока за ручку… А вот за подробное описание механик и отдельный журнал диалогов в меню студии от меня огромное спасибо. Заметно, что авторы хотели сделать свою игру как можно более дружелюбной и понятной для всех. Тут все везде подписано и описано, если что-то забыл — всегда можешь зайти куда надо и прочитать. В игре можно пообщаться чуть ли не с каждым встречным. Но особого смысла в это нет. Даже громоздкий интерфейс на этом благостном фоне ругать не очень хочется — очевидно, авторам пришлось жертвовать удобством в угоду большему функционалу. Теперь что касается картинки. Давно я не встречал игры, которая ужасно выглядит на скриншотах, но при этом прекрасной вживую. Технический уровень Biomutant, безусловно, устарел на несколько лет, но бесподобная работа художников и дизайнеров в очередной раз не просто грамотно скрывает имеющиеся огрехи — она вытягивает картинку ближе к высшей лиге. Миром игры хочется любоваться и любоваться. Но делать это надо именно что изнутри. В плане оптимизации, кстати, PC-версия тоже хороша. На моей системе в разрешении 2Kи на максимальных настройках счетчик FPSне опускался ниже 60, что в сегодня позволяет себе далеко не каждая игра. Тем удивительнее слышать о каких-то технических проблемах на консолях текущего поколения. Помимо возможности плевать кислотой и кидаться файерболами, герой также обзаведется способностью мгновенно выращивать «прыгучие» грибы. Музыкальное сопровождение получилось атмосферным и приятным. А вот озвучка некоторых персонажей лично меня не по-детски раздражала. На самом деле, разбивать Biomutant на отдельные составляющие совершенно не хочется. Это игра-эмоция, игра-история, игра-произведение. Кому-то подобный стиль и сплав механик понравится, кому-то нет. С другой стороны, следует признать: не будь у проекта настолько ярких и нестандартных мира и персонажей, итоговая оценка оказалась бы куда ниже. Итоговая оценка — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры) P.S. У игры присутствует полный дубляж, что сейчас встречается не так уж часто. Надо признать, что актеры стараются, свои роли отыгрывают хорошо. Подкачала техническая составляющая — часть фраз обрываются вместе с окончанием конкретной сцены. Неприятно.