Полноценного релиза спин-оффа с подзаголовком Below Zero я ждал с большим нетерпением. Поскольку в новой игре к уникальному коктейлю из неизведанного холодного космоса и такого же таинственного глубокого океана был добавлен мой третий любимый ингредиент — смертоносная вечная мерзлота, его хотелось как можно быстрее испить до дна. Излазив в свое время одну из промежуточных версий вдоль и поперек, я решил-таки не портить удовольствие и вернуться в игру уже после выхода версии 1.0. Не устаю повторять, что знакомство с Subnautica вернуло мне веру в игровую индустрию — в то, что игры все еще способны удивлять, пугать и не по-детски завлекать. Я провел в игре без малого 80 незабываемых часов, стараясь как можно сильнее растянуть прохождение, и сейчас отдал бы многое за то, чтобы стереть часть памяти и вновь вернуться в бескрайний океан планеты 4546B как в первый раз. Полноценного релиза спин-оффа с подзаголовком Below Zero я ждал с большим нетерпением. Поскольку в новой игре к уникальному коктейлю из неизведанного холодного космоса и такого же таинственного глубокого океана был добавлен мой третий любимый ингредиент — смертоносная вечная мерзлота, его хотелось как можно быстрее испить до дна. Излазив в свое время одну из промежуточных версий вдоль и поперек, я решил-таки не портить удовольствие и вернуться в игру уже после выхода версии 1.0. И вот час X настал. Берите с собой теплые вещи — мы отправляемся в большое путешествие по инопланетной Арктике. Затерянная во льдах Действие новой Subnautica происходит спустя два года после событий оригинала. Прознав про пышущую жизнью 4546B и сокрытые в ее глубинах инопланетные артефакты, алчная корпорация «Альтерра» снарядила туда полноценную исследовательскую экспедицию. Какое-то время одни научные открытия с планеты следовали за другими, однако вскоре экспедицию экстренно свернули — по неизвестным причинам. Большая часть персонала погибла или пропала без вести. В их числе оказалась и Саманта Айю — сестра главной героини по имени Робин. Новый загрузочный экран выглядит солидно. Прыгающий вслед за полоской загрузки пингвикрыл — умиляет. Решив во что бы то ни стало докопаться до истины, барышня под шумок сбегает на планету с одного из кораблей «Альтерры» и решает провести собственное независимое расследование. Как я уже говорил в превью, первоначально сюжет и его завязка в Below Zero были совершенно иными: Робин стартовала на одной из готовых научно-исследовательских баз арктического региона, в то время как ее сестра — живая и здоровая — помогала ей по мере сил с орбиты. Очевидно, что данная история очень быстра зашла в тупик, да и по части логики при подобных составляющих было уж слишком много вопросов. Потому в одной из промежуточных версий игры сценарий полностью поменяли и сделали его гораздо ближе к оригинальной Subnautica. Впрочем, «ближе» не значит «близким». Данный спин-офф куда более ориентирован на сюжет, по которому нас порой ведут чуть ли не за ручку. В оригинале же, как мы помним, главного героя (тогда еще молчаливого) никто и никуда не тянул — естественными мотиваторами для игрока были исследование биомов, добыча ресурсов и уцелевших технологий с разбившегося корабля, а также немногочисленные сигналы от выживших да записи в найденных КПК. …Впрочем, в самой игре они выглядят еще лучше. Так хорош же или плох нынешний подход разработчиков? Сказать сложно. Первая Subnautica подкупала не только своими тайнами, страхами и глубоким многослойным сюжетом — в той игре также присутствовала уникальная и очень густая атмосфера тотального одиночества; ты почти полностью отождествлял себя с героем, волею судеб оказавшимся единственным выжившим в крушении в океане на далекой планете. И авторы делали для этого все возможное. Атмосфера же Below Zero заметно отличается. Во-первых, сюда добавили много подчеркнуто сильных и независимых женщин (вместе с популярной повесточкой, да-да), которые смело рассуждают о Великом и постоянно стремятся утереть нос всем зазнавшимся спермобакам вокруг. Плюс ко всему главная героиня очень часто комментирует свои действия и происходящие на экране события вслух или через виртуальный дневник. Кроме того, к ней в голову быстро подсаживается самый настоящий инопланетянин, слушать внутренние диалоги с которым приходится постоянно. Во-вторых, разработчики добавили второстепенным действующим лицам полноценные портреты — чтобы мы знали, как выглядят обладатели всех этих многочисленных голосов на оставшихся после них записях. Ну и в-третьих, необходимость именно выживать в спин-оффе задвинута на второе место, на первом тут все-таки стоят расследования — связанные как с сестрой, так и с незваным гостем в мозге главной героини. Объективно оценить подобные изменения практически невозможно, следует разве что осторожно отметить, что понравятся они далеко не всем. Надо понимать, что второй раз городить историю про падение очередного корабля в океан на знакомой планете было бы глупо, а значит, желание авторов показать уже знакомый мир с другой стороны и другим способом вполне здраво и понятно.   После раннего доступа было непривычно глядеть в небо 4546B и не находить там орбитальной станции. Что ж, хорошо, что луна планеты на месте — она все так же честно движется по орбите. От себя могу сказать, что повествовательная часть Below Zero мне в целом понравилась — за исключением разве что упомянутой выше повесточки и возросшего градуса толерантности. Те же мультяшные портреты действующих лиц, на мой взгляд, лишние — разработчикам стоило оставить визуализацию образов, как и прежде, на откуп фантазии конкретного игрока. Ах да, большое количество шуток поначалу тоже напрягает, однако со временем их число начинает уменьшаться вместе с раздражением. За новый ИИ в КПК немного обидно: вроде бы он тут тоже на месте и так же пытается активно комментировать важные события, но все-таки выходит у него это не так здорово, как в первой Subnautica. На другой чаше весов остаются мастерски воссозданная атмосфера великой Тайны, уникальный, проработанный до мелочей инопланетный мир и местами действительно хорошо написанные диалоги. Дойти до финала, если вы когда-то дошли до него в оригинальной игре, вам наверняка захочется и здесь. Да и основное правило никуда не исчезло. Если вы хотите получить максимум удовольствия от знакомства с проектом — крайне не рекомендуется читать прохождения, подсказки и в принципе любую связанную с Below Zero информацию. Только пребывая в полном неведении, вы получите от прохождения и сопутствующего исследования мира игры весь спектр эмоций. В плане игрового процесса каких-то кардинальных изменений не произошло — за исключением упомянутого переориентирования с выживания/исследования на масштабное расследование. Главная героиня начинает свой путь в инопланетном океане практически с голыми руками и одной-единственной спасательной капсулой, оборудованной базовыми хранилищем и универсальным производителем предметов. Добывать себе новые снаряжение, еду и транспорт приходится самостоятельно. Для базового выживания хватает и тех ресурсов, что находятся на местных «Безопасных отмелях», однако со временем у игрока обязательно появляется необходимость расширить границы исследованных территорий в поисках новых технологий, разномастного полезного снаряжения и из-за необходимости строительства собственной базы. Многие найденные вещи в Below Zero так и хочется по-детски назвать «прикольная хрень». Процесс изучения игрового мира, как и прежде, не на шутку затягивает, вот только восторга от совершенных открытий в новой Subnautica, к сожалению, заметно поубавилось. Если в оригинальной игре нам в погоне за особо ценными технологиями и редкоземельными ресурсами приходилось рисковать жизнью и спускаться в самые опасные уголки 4546B, то в Below Zero разработчики щедро записывают в находки игрока то, что он даже не находил. То есть одно исследованное новшество зачастую может повлечь за собой цепочку других, порой совершенно никак не связанных открытий. Что автоматически и понижает их ценность, и в целом делает игру менее сложной и, не побоюсь этого слова, атмосферной. Следует также учесть, что сам мир на этот раз получился заметно компактнее, причем значительная часть действа была перенесена из морских глубин в заснеженную пустыню — многие геймеры уже упрекнули в этом разработчиков. Не могу сказать, что я совсем уж не согласен, но все-таки отмечу, что при этом уровень проработки имеющихся биомов заметно повысился. Буквально в каждом из них можно застрять на долгие часы, раз за разом открывая все новые и новые интересные места. Авторы игры не поленились и снова добавили в игру множество удивительной флоры и фауны с обязательным подробным описанием каждого вида в карманной энциклопедии — знай себе исследуй и читай, это по-прежнему увлекательно. И только новые виды левиафанов, которые в оригинале наводили настоящий ужас на игроков, в спин-оффе получились не такими впечатляющими. К моему большому сожалению. В ранних версиях проекта одно из подводных животных на стартовой локации можно было приручить и использовать как транспорт — увы, в релизе от этой интересной идеи отказались. Зато так называемые морские обезьяны, вызывавшие настоящую ненависть у игроков своей привычкой вырывать снаряжение из рук героини, поумерили свой пыл. И даже научились приносить ей найденные ресурсы. Нет, это не графические артефакты. Просто результат «общения» с одним из подводных существ. Гипнотизер из оригинальной игры и рядом не валялся. Порадовал обновленный «арсенал» предметов для базы. Например, в Subnautica: Below Zero есть не только стандартная мусорка, утилизирующая ненужный хлам «в ноль», но и специальное устройство, расщепляющее объекты на составляющие части. Ну а самая полезная штука — это, безусловно, квантовый ящик для хранения, который делит содержимое со всеми своими собратьями в любой точке мира, совсем как в классических частях Resident Evil. Поскольку действие Below Zero происходит в местном аналоге Арктики, к шкалам запаса кислорода, здоровья, голода и жажды добавилась еще одна — шкала температуры. Стандартный комбинезон героини способен постоянно поддерживать необходимый для жизнедеятельности уровень тепла, будучи в океане или любом помещении на поверхности, а вот на открытой местности и тем более в непогоду пользы от него не так много. Поэтому какое-то время приходится бегать от укрытия к укрытию и литрами пить согревающий кофе. Или есть соответствующие плоды. Тут игре снова можно предъявить необъективную претензию. Такое ощущение, будто разработчики Below Zero боялись переусложнить игру. Вот они ввели логичную шкалу тепла, но тут же добавили и кучу средств, за считаные секунды разогревающих героиню, — выглядит сие, мягко говоря, странно. Особенно когда героиня лопает светящиеся продолговатые фрукты и за секунды поднимает температуру тела до необходимого уровня. Для тех же, кто боится захлебнуться, на глубине щедро раскидан новый вид кислородных растений — знай себе вовремя подплывай да давай им какое-то время на перезарядку. Это — сородич подводных сталкеров. Охраняет свое потомство. Кстати, я надеялся увидеть хотя бы в спин-оффе отдельный режим с одной жизнью и возможностью нормально сохраняться. Но на деле помимо разномастных облегченных и творческих режимов мы имеем либо классический тип прохождения, когда нас в случае гибели отбрасывают в ближайшее убежище с потерей части инвентаря, либо хардкор, где после смерти нужно начинать игру заново. Что мешало авторам сделать что-то промежуточное — я, если честно, до сих пор не понимаю. А еще очень странно выглядит одна условность, перенесенная в спин-офф из предшественника. Дело в том, что героиня не способна заимствовать найденный сторонний транспорт — она может только исследовать то, что нашла, после чего собирать воедино чертежи и затем воспроизводить их на специальном устройстве, собрав до кучи необходимые ресурсы. И если в оригинале такой подход был оправдан, поскольку технику мы зачастую находили после крушения космического корабля в плачевном состоянии, то в Below Zero некоторые полезные устройства по всем внешним признакам их прежние владельцы просто бросили и сбежали — так почему бы ими просто не воспользоваться, максимум заменив севшие аккумуляторы? То же самое касается и карты. Ладно, в оригинальной игре мы действовали фактически вслепую и вообще были на планете на правах Робинзона. Но ведь с тех пор прошло два года, участникам арктической экспедиции при всех технологиях будущего обязаны были выдать не только опостылевшие маячки, но и спутниковые карты со встроенными GPS и искусственным интеллектом, дорисовывающими открываемую местность. Так и где же это все? С точки зрения геймплея это ограничение вполне объяснимо, с точки зрения сюжета и банальной логики — нет. От видов и масштабов Subnautica: Below Zero часто перехватывает дух. К картинке и звуковой составляющей претензий практически нет. Игра мало того что жутко красива, так еще и вполне демократично относится к различному компьютерному железу. Хотя ранние версии, помнится, позволяли себе фризы и тормоза на ровном месте. Что касается звука, то его по сравнению с ранним доступом тоже сильно поправили. Особенно радуют перезаписанные и переозвученные на профессиональном уровне диалоги. Инопланетянин Ал-Ан — и вовсе мой кумир. Остальное звуковое сопровождение старательно воспроизводит дышащий жизнью мир далекой планеты, и у него это отлично получается: от некоторых рыков подводных тварей душа гарантированно уходит в пятки даже после десятка наигранных часов. Если бы разработчики еще как следует выправили позиционирование звука — и вовсе получилась бы конфетка. Отдельный пункт — саундтрек. Отличный. Атмосферный. Но на мой вкус, в первой Subnautica он все-таки был посильнее.   Subnautica: Below Zero — это хорошее и самодостаточное дополнение к хорошей игре, которое — по личным ощущениям — получилось лишь немного слабее оригинала. Впрочем, для кого-то условно слабые или спорные моменты проекта запросто могут оказаться плюсами. Интересно: куда нас отправят разработчики в следующий раз? Судя по вырезанному содержимому и концепт-артам, материалов у студии еще точно на пару-тройку игр. Итоговая оценка — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры) P.S. Перевод игры получился неряшливым — по всему видно, что его выполняла совершенно другая команда. Особенно пострадал перевод диалогов и записей в местной энциклопедии, который делали люди совершенно не в теме. Кроме того, локализацию явно забыли прогнать через редактора — настолько тут много опечаток и ошибок. В одном из диалогов и вовсе нарушена последовательность реплик — как вам такое безобразие?