Атмосфера липкого ужаса в условиях пустынной жары, когда кожа липнет к одежде из-за обильных потных выделений, как всегда, на высшем уровне. Каждый год в октябре на игроков высыпается ворох игр в жанре «хоррор». Так же, как создатели-издатели AAA метят в период рождественских праздников, производители страшного контента пытаются попасть в Хэллоуин, на который, по всей видимости, приходятся основные продажи проектов жанра. Но крайне редко в этой череде релизов находится место настоящим жемчужинам от признанных авторов. К счастью, 2020 год стал исключением, ибо случилось возвращение Томаса Грипа и его студии Frictional Games с продолжением франшизы Amnesia. Забыть и вспомнить Даже подумать страшно, но оригинальной Amnesia: The Dark Descent в этом году исполнилось уже 10 лет. А ведь казалось, что она вышла совсем недавно. До сих пор помню, как ждал релиза этой игры, поскольку был большим поклонником трилогии Penumbra от той же студии — гораздо более кривенькой и бюджетной, но невероятно атмосферной и страшной вариации на тему рассказов Говарда Филлипса Лавкрафта. А Amnesia, которая стараниями студии Snowball у нас получила подзаголовок «Призрак прошлого», ещё и выглядела как игра совсем другого технологического и творческого уровня. Но на тот момент никто не мог и помыслить, что она станет одной из ключевых игр своей эпохи, породившей невероятное количество подражателей и всерьёз повлиявшей на такую уже привычную сферу игровой индустрии, как видеопрохождения и стримы. Движок HPL-3.5 работает на пределе возможностей Если кто не помнит (ирония!), сюжет оригинальной игры вращается вокруг Даниэля, страдающего от амнезии. Даниэль оказывается у входа в Бренненбургский замок где-то в окрестностях Кёнигсберга. Вскоре он обнаруживает письмо, которое написал для самого себя. Из письма Даниэль узнаёт, что выпил некое вещество, чтобы подавить ужасные воспоминания, а теперь его цель — убить Александра Бренненбургского. Правда, чтобы добраться до него, Даниэлю приходится спуститься в самые глубины замка, параллельно вспоминая события прошлого, приведшие его туда. Отсюда и оригинальное название The Dark Descent, которое можно перевести и как «Тёмный спуск», и как «Тёмное нисхождение». Если долго смотреть на трупы и монстров, то можно сойти с ума Также нельзя забывать про A Machine for Pigs — вольный спин-офф-продолжение, которое только частично упоминало события оригинальной игры, но проект студии The Chinese Room делал слишком сильный упор на аллегоричность и метафоричность, из-за чего игру было тяжело воспринимать как происходящую в той же вселенной, что и первая часть. Хотя в своём жанре — философское рассуждение о XX веке — она была хороша. Пустыня похожа на бескрайний океан из песка Этот экскурс в прошлое важен, так как Amnesia: Rebirth оказывается продолжением первой игры. Ну или почти. На дворе 1937 год. Группа европейцев отправляется в Алжир, но их самолёт терпит крушение посреди пустыни Сахара. Там они встречаются с чем-то, что прячется в тени и не поддаётся описанию. Параллельно с этим они обнаруживают руины древней цивилизации, чей расцвет пришёлся на доримскую эпоху. И это те же самые руины, которые в далёком 1839 году изучали Даниэль и его ментор профессор Герберт — герои первой части. Официальный трейлер Игрок же вживается в роль Анастасии Трианон или просто Таси. Она инженер-архитектор, которая посещает Африку по работе вместе со своим мужем Салимом. Героиня просыпается на месте авиакатастрофы и не может вспомнить, куда подевались остальные члены её команды. Параллельно с этим мы узнаём, что её поездка в Африку была попыткой забыть о трагедии личного толка, которую Таси захотела оставить в прошлом, в родном Париже. И всё это переплетается с психопатологическими ужасами лавкрафтовского масштаба. Флешбэки к героине приходят в виде стильных зарисовок карандашом, которые она делает в своём персональном альбоме Да, Frictional Games опять смогла сделать то, что от неё всегда ждут, — увлекательную историю с действительно страшными и гнетущими сценами. Конечно, с точки зрения геймдизайна игра не слишком далеко ушла от её предыдущего творения SOMA. Мы по-прежнему просто изучаем локации, читаем записки и дневники и иногда прячемся от тварей в темноте. Но так же, как и в старых частях, у нас есть страх темноты, который сводит героиню с ума. Разве что теперь действительно можно начать игру с последнего чекпоинта, лишившись рассудка. Если вы помните оригинальную Amnesia, то помните и то, что особого эффекта от максимального уровня помешательства не было, это скорее была психологическая атака разработчиков на игрока. Примерно того же уровня, что и вероятность удаления сейва в Hellblade: Senua’s Sacrifice. Руины древней цивилизации захватывают дух своим величием Единственное серьёзное геймплейное нововведение связано с системой освещения. Как и в оригинале, у героини есть фонарь, который тратит масло, и спички, которыми можно зажигать свечи и факелы. Но теперь спички можно зажигать в любой момент времени, чтобы осветить себе дорогу в кромешной темноте. Правда, сгорают они весьма быстро. Зато если повезёт, одной спичкой можно зажечь сразу два-три факела, масляные лампы или свечи. И это весьма помогает при решении головоломок, которые часто расположены в тёмных пещерах, подвалах, коридорах. Надо сказать, что головоломок в игре не так уж много, но каждая из них не лишена изящества и способна слегка напрячь мозг. Технологии Древних могут напомнить продвинутые технологии будущего, но с точки зрения человека начала прошлого века Зато атмосфера липкого ужаса в условиях пустынной жары, когда одежда липнет к коже из-за обильного потоотделения, как всегда, на высоте. Интересно, что у Лавкрафта довольно часто упоминается про древние раскопки где-нибудь в Северной Африке, но годами разработчики увиливали от этого необычного сеттинга в пользу либо европейской готики XIX века, либо старой Америки до Второй Мировой. Нашлось место и «клубничке» начала века Интересно, что если в первой игре разработчики активно напирали на детскую травму Даниэля, а в SOMA всё крутилось вокруг идеи оказаться в далёком будущем, так и не дожив свою жизнь до конца, то в Amnesia: Rebirth представлено рассуждение на тему материнства. Причём по ряду причин оное обычно в играх обходят стороной: всё же это весьма деликатная тема с определённой долей физиологичности. Хотя ряд сцен, возможно, выглядели бы куда более впечатляюще, если бы игрок не был знаком с той же Outlast II. Но даже так история Таси способна взять за живое. Возвращение Frictional Games на арену. Студия Томаса Грипа продолжает показывать свой высочайший класс. И амбиции растут от игры к игре. Можно смело сказать, что с точки зрения режиссуры кат-сцен и анимаций Amnesia: Rebirth — самая навороченная игра студии, а ведь параллельно авторы разрабатывают ещё некую не анонсированную игру. Забавно, но исходя из титров, Amnesia: Rebirth издана в партнёрстве с компанией Sony. Странно, что на этом не было акцента в пиар-кампании. Итоговая оценка — 7,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры) P.S. Перевод на русский язык вполне неплох. Тексты переведены без бросающихся в глаза ошибок. Шрифт сохранён оригинальный от компании Google, чем-то напоминающий нестареющую классику Arial.