Город, несмотря на высокую детализацию, все так же пуст и мертв. Исследовать его в отрыве от игры совершенно не хочется — даже учитывая тот факт, что разработчики раскидали по нему тонну коллекционной литературы и фигурок. Я всегда говорил, что в любом хорошем произведении искусства важны в первую очередь детали. Большое всегда состоит из малого. И если из сложного механизма убрать одну маленькую деталь, есть изрядная вероятность того, что вся махина после этого мигом обрушится.  Я не очень люблю игры, имеющие привязку к конкретной исторической эпохе — будь то Античность, Средние века или как раз таки период Великой депрессии и Сухого закона (впрочем, не без исключений). Именно поэтому в свое время Mafia: The City of Lost Heaven могла запросто пройти мимо меня, но, слава богу, обошлось. Тогда меня с потрохами купили ее сюжет, ее герои, ее атмосфера — и те самые детали.  А вот вторая часть серии меня разочаровала — слишком уж высоки были ожидания после великолепного во всех смыслах оригинала. История проекта опустилась до уровня «НТВ»-шных сериалов, ну а львиную долю деталей авторы попросту вырезали в угоду современным тенденциям. Про третью часть и говорить нечего — хотя в сюжетном плане она была все же заметно лучше предшественника.  Создатели Definitive Edition клятвенно обещали сохранить все лучшее, что было в оригинальной игре, и при этом аккуратно осовременить устаревшие элементы последней — как-никак, проекту исполнилось 18 лет. А это солидный возраст. Предложение, от которого… Уж не знаю, стоит ли рассказывать о завязке и сюжете такого знакового произведения, как Mafia, — в нашей стране об истории становления Томми Анджело в мафиозном клане Дона Сальери знают, кажется, решительно все. Но если вы вдруг прибыли с другой планеты, вот вам краткая вводная. Проработка деталей на локациях вызывает уважение. Главный герой встречается с детективом в одной маленькой кофейне, где в деталях рассказывает о своем нелегком пути от обычного уличного таксиста в разгар одного из крупнейших экономических кризисов XX века до повидавшего жизнь мафиози. Сама история полнится всеми возможными штампами из популярных фильмов и книг на соответствующую тематику и вряд ли кого-то способна удивить, но при этом она все равно берет за душу с первых минут и не отпускает до самого финала — все за счет прекрасной атмосферы, живых и притягательных героев, а также мастерской постановки. Практически все финты сюжета угадываются заранее и не вызывают резких перепадов настроения, но это нисколько не портит общего впечатления и удовольствия от созерцания происходящего на экране и своего личного участия в событиях вымышленного города Lost Heaven. И пускай рассказываемая история наверняка слишком киношная и далекая от реальности, оставаться с ее персонажами и сопереживать им хочется как можно дольше. Этакая размеренная игровая версия культового «Крестного отца».  Когда разработчики из Hangar 13 заявили о намерении вернуть в игру вырезанный материал и добавить в нее дополнительные сцены и диалоги, многие поклонники оригинала насторожились. Вдруг авторы поддадутся нынешним модным веяниям и понапихают в гангстерскую сагу побольше толерантности и гендерного разнообразия? К счастью, с этим обошлось. Другое дело, что по части сюжета у ремейка Mafia иные проблемы, о которых уже успели раструбить по сети. В ремейке часто можно постоять и послушать, что происходит за дверью. Временами там происходит что-то очень пикантное. Основная канва осталась прежней, но вот сами персонажи претерпели разительные изменения, которые придутся по душе далеко не всем. В целом акценты были смещены в сторону большей жестокости, причем сделано это практически у всех действующих лиц. Особенно, конечно, отличается сам Томми, который из достаточно спокойного и рассудительного парня, волею судеб ставшего бандитом, с самого начала превратился чуть ли не в прямолинейного горячего альфа-самца и прирожденного убийцу. Могли бы вы представить, к примеру, что прежний Томми станет измываться над рыдающей беспомощной проституткой и тыкать ей в голову пистолетом, страшно вращая глазами, дабы затем ее презрительно отпустить восвояси? Вот, а для нынешнего это в порядке вещей. Да что там говорить, нынешний протагонист безо всяких раздумий открывает огонь по стражам порядка, приехавшим по его душу, — и ему без разницы, все они подкупные, или же есть среди них обычные честные люди, выполняющие свой долг.  «Не виноватая я!» Нельзя, впрочем, назвать главного героя ремейка совсем уж отморозком — свои обаяние и ум у современной инкарнации Томми также присутствуют; но все же он разительно отличается от своего… предка, причем чем дальше по сюжету, тем сильнее.  Главные «напарники» протагониста в лице Поли и Сэма тоже стали заметно жестче и резче своих оригиналов. То же самое касается и Дона Сальери, и даже в какой степени Фрэнка и Сары. Что особенно интересно — разработчики, как и обещали, добавили в игру новые диалоги, ролики и полноценные игровые сцены, но все они в итоге работают исключительно на раскрытие новых версий персонажей. И если The City of Lost Heaven я выше сравнивал с элегантным и насквозь художественным «Крестным отцом», то Definitive Edition — это аналог каких-нибудь «Славных парней» без прикрас. Относиться к подобным метаморфозам можно по-разному. С одной стороны, тон повествования сменился слишком уже кардинально, что никак не вяжется с обещаниями разработчиков об аккуратном переносе и точечных улучшениях. Да и видеть на месте красиво поставленной камерной драмы жестокий криминальный триллер понравится далеко не всем поклонникам оригинальной игры.  С другой, обновленные персонажи наверняка поближе к своим возможным аналогам из реальности. И именно такой вот более жесткий Томми в нашей жизни действительно мог бы подняться столь высоко в криминальных структурах — в отличие от своего обаятельного, но слишком уж скромного и задумчивого оригинала. Томми не может пройти мимо убитой собаки. В такие моменты мы понимаем, что это все-таки не кровавый маньяк. Как давний фанат первой Mafia я бунтую против выбранного Hangar 13 вектора, но все же признаю, что подобное прочтение сюжета имеет право на жизнь. Благо следить за ним по-прежнему интересно, по-прежнему хочется узнать, что же там будет дальше (даже если ты уже, в общем-то, все и так знаешь).  Кроме того, надо отдать ребятам должное, с детализацией города, стилем и постановкой у обновленной Mafia нет решительно никаких проблем. Каждый кадр здесь выверен до миллиметра и выполнен в лучших традициях виртуального Голливуда. Кроме того, разработчикам удалось сделать несколько по-настоящему сильных и неожиданных сцен, после которых даже у меня, чрезмерно придирчивого поклонника, пробежали мурашки по спине.  Жаль только, что демиурги целиком и полностью запороли один из сильнейших роликов оригинала — денежную «благодарность» Томми от Сэма в начале игры. В ремейке эта сцена выглядит слишком скомканной и скоротечной, абсолютно не впечатляющей. В геймплейном плане рассказывать об игре особо нечего — это типичный для нашего времени экшен в псевдооткрытом мире с поправкой на редкий сеттинг. Сюжетная кампания — это набор жестко заскриптованных миссий, вмешаться в ход которых может разве что невовремя увязавшаяся за главным героем машина с полицией. Кстати, спасибо разработчикам за то, что не заставляют в таком случае полностью стряхивать «хвост»: чтобы выполнить текущий пункт задания, достаточно просто выйти из зоны прямой видимости служителей закона. Такой подход экономит массу времени и нервов.  Мир игры настолько мертв, что я даже не могу купить хот-дог. Если подойти к продавцу, тот отправится куда-то по своим делам. Сами миссии в большинстве своем интересны, они отлично срежиссированы и очень разнообразны — скучать во время прохождения вам вряд ли придется. Боевую систему проекта коллеги отчего-то нещадно ругают, однако мне она не показалось какой-то слишком ужасной — как я уже сказал выше, это типичный экшен с укрытиями со всеми сопутствующими плюсами и минусами. Участвовать в перестрелках со врагами весьма интересно, благо враги хоть и часто тупят и прут напролом, но иногда все же способны на неожиданные хитрости вроде обхода со спины и неожиданно брошенного на голову «коктейля Молотова».  Оружие ведет себя вполне сносно и требует к себе внимательного отношения. Просто так давить на спусковой крючок и валить противников налево и направо вам в большинстве случаев не дают — куда чаще игроку лучше аккуратно целиться и беречь патроны.  Сколько злорадства в глазах полицейского. Порадовали также и разрушаемое окружение, и (к сожалению, только местами) простреливаемые тонкие поверхности. В мирное время жители города сбиваются в кучку и рассказывают друг другу различные истории из жизни, что способствует созданию нужной атмосферы.  Машины и их реализация в игре — мое почтение. Мало того что они прекрасно выглядят, так еще и на дороге ведут себя согласно основным законам физики. Тут, правда, следует учитывать, что на дворе 1930-е годы, и здешние машины — огромные и весьма неповоротливые куски металла и стекла, а значит, к ним нужно особое отношение. Особенно в дождь. Какой трамвай? Не в этот раз! Систему повреждений автомобилей — одно из самых слабых мест первой Mafia — в ремейке привели в божеский вид. Весь представленный автопарк реалистично мнется и бьется как друг об дружку, так и о предметы окружения. Просто загляденье. Lake of Fire А теперь настало время для очередного ворчания от поклонника. Помните, в самом начале я говорил о важности деталей? Так вот, наделив окружение и локации большим количеством «внешних» деталей, разработчики из Hangar 13 опустили несколько важных деталей «внутренних», часть из которых в свое время и сделала «Мафию» «Мафией». Речь, если что, сейчас будет об игре на «Классической» сложности, которая вроде как должна была приводить любого придирчивого поклонника оригинального проекта в безоговорочный экстаз.  Забавный глюк — иногда герой замирает в странной позе во время своей смерти. Начнем с полиции, которая, слава богу, тут по-прежнему тщательно следит за соблюдением правопорядка и правил дорожного движения — этого очень не хватало в сиквелах. Другое дело, что в ремейке оторваться от копов на машине — легче легкого. Во-первых, полицейские жутко близоруки и теряют подозреваемого, даже если он маячит в двадцати метрах от них, а во-вторых, разработчики щедро раскидали по городу особые точки, заехав в которые, можно гарантированно избавиться от части преследователей. Последнее нельзя однозначно назвать недостатком, в какой-то степени это все-таки удачное нововведение, но то, что оно чаще всего сводит на нет напряженные погони, — факт.  В противовес такому упрощению пришли другие странности. Например, с улиц исчезли практически все светофоры, но это частично можно списать на время действия — все-таки в 1930-е годы подобные устройства на улицах были не столь распространены. Зато, похоже, в городе не по годам развиты радиосвязь и телефонная сеть, поскольку служители закона слишком уж быстро узнают о любых нарушениях, даже если никого из них нет в пределах нескольких кварталов. В большинстве случаев игра демонстрирует нам звонок некоего безымянного жителя в полицию, после чего на месте преступления всего через несколько секунд появляются соответствующие машины. Но порой обо всех наших злоключениях копы узнают как будто просто так. Победить их в честной перестрелке, кстати, почти невозможно — новые кортежи прибывают на поле боя с завидной скоростью. Игрока просто-напросто давят числом.  Еще раз: постановка у игры — отменная. А ведь в оригинале можно было отделаться от преследования, тупо перебив пару полицейских машин и скрывшись в ближайшей подворотне. Что было весьма правдоподобно.  Спасибо хоть, добавили возможность воспрепятствовать надеванию наручников — в The City of Lost Heaven слепая покорность Томми в такие моменты жутко раздражала.  Город, несмотря на высокую детализацию, все так же пуст и мертв. Исследовать его в отрыве от игры совершенно не хочется — даже учитывая тот факт, что разработчики раскидали по нему тонну коллекционной литературы и фигурок. Все желающие по-прежнему могут заглянуть в режим «Прогулки» и попробовать отыскать для героя новые машины и костюмы, но, опять-таки, по сравнению с безумными заданиями из оригинала все это смотрится очень и очень блекло.  Странное решение: начать уровень сначала можно только умерев. А почему через обычное меню нельзя?  Пустоту игрового мира можно было бы простить оригинальной игре, все-таки 2002 год, но сейчас, со всем накопленным опытом, что помешало сделать его хотя бы чуточку живее? Кстати, помните, как раньше по ходу сюжета Томми учился взламывать все новые и новые машины, что напрямую влияло на его умения и на «Прогулке»? Так вот, забудьте, в ремейке протагонист умеет все и сразу. Кроме того, ему ведь не нужны дополнительные противники в лице мафиози, с которыми можно устроить перестрелку, а потому их можно просто убрать с улиц.  Спрашивается: зачем вообще тогда нужна эта самая «Прогулка»? В ней даже в трамвай или поезд сесть нельзя, хотя в The City of Lost Heaven я с их помощью устраивал целые побоища с захватом заложников.  Кому мешали эти особенности?  Ладно-ладно, вы же не думали, что в рецензии на Mafia обойдется без скриншота из той-самой-гонки? Прицел из авто выглядит просто-напросто убого. У пользователя нет возможности точечно прицелиться и убить водителя или, например, прострелить машине преследователей колесо, выведя ее из погони. Вместо «свободной» точки у нас тут есть автоприцел, при котором главный герой метко и быстро отстреливает всех находящихся в машине. Скука смертная.  Кстати, кто там ругал примитивный ближний бой в оригинальной Mafia? Получите, распишитесь — однокнопочная боевка с двумя видами ударов (сильный и слабый) и бесконечным закликиванием противника.  Двуручное оружие отныне можно спокойно спрятать в карман, и никакими муками выбора ни в свободном режиме, ни в кампании мучаться никому не приходится. Хорошо хоть, сбрасываемые магазины на «Классической» сложности оставили. С другой стороны, на уровнях теперь масса аптечек и ящиков с амуницией, из-за чего вдумчивое прохождение миссий чаще всего заменяется тупым отстрелом постоянно прущих на героя врагов.  2020 год, говорите? Где-то выше я хвалил задания, однако все же следует знать, что местами авторы перегибают палку — как со сложностью, так и с «блокбастерностью», превращая все действо в раздражающий балаган. Хорошо хоть, подобное случается не так уж часто, и в основном Hangar 13 пытается держать себя в руках. Разочаровали и кое-какие навязанные упрощения в определенных миссиях. Здесь можно упомянуть и бесконечный боезапас в сюжетных погонях, и отсутствие вреда герою при столкновениях в той самой гонке даже на «Классике», и убранную шкалу повреждений в миссии на время накануне. Последнее на корню убивает весь азарт и смысл самого задания.  «А тебя я знаю. Ты же будущий муж моей дочери». Наконец, странно выглядят в Mafia лобовые столкновения на стальных монстрах при 80 км/ч. Современный Томми за рулем, конечно, поморщится от боли для приличия, но сам он останется жив и в целом здоров. В отличие от Томми из начала 2000-х.  Мотоциклы? Ну, они в игре есть, да. Но от них, если честно, ни холодно ни жарко.  (No) Respect Ну а теперь главный вопрос: мешают ли удовольствию от игры отсутствие столько красочно описанных мелочей и упрощения по сравнению с оригиналом? И да, и нет. Придирчивым поклонникам вроде меня от этого, конечно, неприятно, но все же к ним можно привыкнуть. Благо сюжет, музыка, режиссура стоят того, чтобы пройти игру хотя бы раз. Не знакомые же с истинно первой Mafia, да и просто поклонники криминального жанра наверняка вообще не обратят внимания на все вышеперечисленное и с головой погрузятся в гангстерскую атмосферу 1930-х годов.  Миссия с побегом от броневика — одна из самых непроработанных, раздражающих и дебильных. Если не самая. В любом случае и тем, и другим вряд ли захочется забросить игру: даже с ворохом субъективно-объективных недостатков она умудряется в себя затягивать. Где конкретно в этом случае находятся заслуги произведения Illusion Softworks, а где хорошо справились ребята из Hangar 13, сказать сложно. Главное, понимать, что у последних по итогам получилась несколько иная игра.  С технической точки зрения проект выглядит здорово — к картинке, за редкими исключениями, невозможно придраться. Еще бы только все это великолепие не имело привычку местами глючить и вылетать на рабочий стол... Но это, я надеюсь, дело поправимое.  Оценивание Mafia: Definition Edition дается мне нелегко по понятным причинам. А ведь я всегда считал себя человеком хоть и придирчивым, но в целом весьма благосклонным к чужим произведениям. Вот и сейчас можно было бы плюнуть на все мелкие придирки и сделать игре скидку за все хорошее, но… Не выходит. Слишком уж важное место занимает в сердце Город Потерянного Рая.  Не будет в этот раз и какого-то среднего арифметического. Скажем, между оценкой игры для обычных геймеров и ремейком для поклонников. Первым, как я уже сказал выше, Definition Edition наверняка понравится: в отрыве от оригинала это хороший и очень стильный криминальный боевик с некоторыми недостатками. А вот со вторыми все куда сложнее. Не всем из них придутся по душе изменения и упрощения, но в то же время и не все из них будут плеваться.  Выставим две оценки — а среднюю вы при желании составите сами. Итоговая оценка для поклонников оригинала — 7,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры) Итоговая оценка для непридирчивых любителей современных экшенов — 8,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры) P.S. Перевод в игре, как было метко сказано у нас на форуме, специфический. С текстом вроде бы все нормально, а вот озвучка… «На любителя». Ее лучше послушать самому. Благо ее всегда можно заменить на английскую. Меж тем радио переводить не стали — опять. И вот это уже действительно плохо.