Если максимально упростить рассказ о времени действия Troy, то это примерно те года, которые считали седой стариной сами древние греки. Сластолюбивый царевич Парис соблазнил спартанскую царевну Елену и увез ее за моря в родную Трою. Ахейцы желают за безобразие отомстить, Елену вернуть, ну и Трою разграбить между делом. Намечается тотальная война. Чудесная все-таки штука этот английский консерватизм. Идут года, а на британских островах неизменно пьют чай, обожают королеву и делают лучшую серию глобальных компьютерных стратегий. На днях студия Creative Assembly выдала новую игру франшизы Total War. И получилось ожидаемо круто, заваривайте чай с вереском. Вопреки некоторым игрожурским клише, начать хочется не с разбора контента или технической части. Начать хочется с акции, благодаря которой игра уже вошла в историю геймдева. Подумать только: в течение суток с момента релиза Total War Saga: Troy раздавалась совершенно бесплатно. Всем желающим. В полной версии. С возможностью свободно загрузить грядущее сентябрьское обновление про амазонок. А ведь речь идет о «Трипл Эй-проекте», о полноценной новой игре из серии с заслуженным именем. Небывалый, беспрецедентный случай. Ну и сам бренд Total War во многом уникален. Двадцать лет назад вышла первая игра с заголовком Shogun и совершила в геймдеве революцию средней мощности. Пошаговый режим на глобальной карте органично совместился с RTS-зарубами, а солдат впервые в истории видеоигр научили убегать в ужасе. С тех пор английские разработчики неспешно, но уверенно развивают серию, не допустив в ее рамках ни единого (!) провала. Геймплейная основа возвышается незыблемым монументом, а создатели меняют сеттинг, вводят новые механики и постоянно двигают Total War к недосягаемому совершенству. Причем временами случаются довольно смелые рывки. В 2004 году в Rome нам показали совершенно новый графический движок, и это было просто фантастично: такой масштабируемости прежде не бывало, камеру обучили нырять с высоты птичьего полета к суровому лицу отдельного легионера. Затем появились полноценные морские бои, настоящая ролевая система с инвентарем и обилием умений... Сегодняшняя игра на прорыв не претендует. В Total War Saga: Troy нашлось место новым деталям в геймплее, но их не так много, как могло бы быть. А вот с сеттингом, с новым Total War-миром все гораздо лучше. Добро пожаловать в «Илиаду», бессмертное творение Гомера. Если максимально упростить рассказ о времени действия Troy, то это примерно те года, которые считали седой стариной сами древние греки. Сластолюбивый царевич Парис соблазнил спартанскую царевну Елену и увез ее за моря в родную Трою. Ахейцы желают за безобразие отомстить, Елену вернуть, ну и Трою разграбить между делом. Намечается тотальная война. На сегодняшний день сыграть можно за одну из восьми фракций, представлены как защитники Трои и окрестностей, так и агрессоры. Каждый участник конфликта имеет свои особенности развития и хозяйствования, уникальные боевые отряды. Но украшением игры стали особые условия для каждой армии. Предусмотрена как привычная победа военным превосходством, так и победа «по Гомеру». И тут начинается самое интересное. Глобальная стратегия работает с исходным материалом более умело, чем глянцевый экшен от третьего лица с голливудской лицензией. Погружение в эпоху героев и мифов происходит почти мгновенно, общая атмосфера и обилие мелких деталей создают неповторимое настроение, хочется даже взять в руки бумажное издание «Илиады» и попробовать прочесть, несмотря на абсолютно нечитабельный слог. Для каждого из участников античных разборок разработчики придумали интересные задачи, уникальные особенности кампании и массу увлекательных возможностей. Кто-то будет возиться с женой-беглянкой, кто-то станет взывать к богам (и к недовольству суеверных подданных). Ахиллесу никак не прожить без ратных подвигов, ему может обеспечить благостное расположение духа лишь очередная победа в поединке на глазах у сотен восторженных солдат. Перепады настроения у того же Ахиллеса могут привести, для примера, к дипломатическим осложнениям, когда герой уйдет в загул вместо исполнения лидерских функций. Ну а хитроумный Одиссей — куда ж без него? — опутает врагов паутиной лжи и шпионажа, умея основать тайное сообщество чуть ли не посреди пустыни. Или вот взять Гектора (защитник Трои показался нам наиболее интересным, прочие товарищи на его фоне слишком похожи на похотливых или алчных прохиндеев, как, впрочем, и было в оригинале). Гектор должен доказать отцу-правителю, что он лучший из двух братьев и что царский трон должен, соответственно, перейти к нему. Процесс доказывания представляет собой настоящую предвыборную гонку со шкалой отцовской популярности. Причем если позволяют условия, старший царевич под вашим руководством может строить козни младшему. Вот, например, личная казна Париса значительно увеличилась по сравнению с вашей. Самое время нашептать старому царю, что его сынок Парис умом тронулся от жадности. Царь прислушается и не станет спешить отдавать Парису трон. И так для каждой из восьми фракций, играть за любую из них по-своему интересно. Таким образом, видим основательную реиграбельность сюжетной кампании. В Total War: Warhammer, как вы помните, тоже был смысл отыграть каждую из сторон, игровой опыт менялся довольно сильно. Процесс наведения порядка (своего) в античном мире, как и прежде, состоит из участия в десятках разных государственных активностей. Здесь и экономика, и зодчество, и дипломатия, и внутренняя политика с изданием мудрейших указов. И война, конечно. Разбираться с огромным количеством возможностей можно долго и со вкусом, так и не сделав ни единого хода. Но новичкам пугаться не стоит. Особая, чуть ли не сверхъестественная прелесть Total War в том, что начать играть можно быстро и просто, получая при этом удовольствие. Основы игры вовсе не сложные, порог вхождения невысок. Можно успешно одержать полную победу, проведя с игрой несколько десятков чудесных часов, при этом игнорировать напрочь некоторые опции. Ну а любители копнуть поглубже проведут с игрой вдвое больше времени, открывая для себя новые и новые тонкости. Как и в любой игре серии, в Total War Saga: Troy множество игровых механик исправно работают вместе, создавая цельный, сложный механизм. Как и во всех предыдущих частях сериала, начиная с Shogun-2000, слабее всего проработана дипломатия. Компьютерные политики вновь слишком пассивны и осторожны, но сама возможность договориться о дюжине всяческих полезных уступок вновь радует. А вот об экономике можно сказать одно: упрощений не будет, что радует необычайно. Единого универсального ресурса здесь нет, и если для строительства нужно дерево, то для улучшения построек ищите уже камень. Или вот взять систему царских указов: в игре мы увидим не цепочку, не привычное дерево, а настоящую сеть, в которой несложно и запутаться. Из нововведений Total War Saga: Troy приятно радуют особенности, обусловленные основной легендой игры. У нас здесь все-таки не строго реалистичная историческая стратегия. У нас здесь речь идет о греческой мифологии, а значит, в дела смертных станут вмешиваться олимпийские боги разного калибра и разного уровня зловредности. Нет, стоглавую гидру из Warhammer на этот раз не завезли, но немного античного фэнтези пришлось игре к лицу. Заслуживая милость богов посредством возведения, например, храмов в честь Ареса или Афродиты, мы обеспечиваем всей своей фракции читерские бонусы на поле боя, в торговле или в мореходстве. Как им и положено, олимпийцы капризны и переменчивы, их дары несложно заслужить, но так же просто и потерять. Специальные элитные юниты тоже отсылают к античному эпосу. Хотя здесь все более хитро устроено. Вы можете нанять отряд гарпий, но не надейтесь увидеть в кадре полуголых теток с крыльями, как в Serious Sam. Здешние гарпии — великолепные бойцы с высоким навыком подвижности и скрытности. Но это все те же люди, пускай они и щедро украшают одежды птичьими перьями. А минотавр по версии Total War Saga: Troy — древнегреческий качок, завернутый в звериные шкуры и напяливший на башку бычий череп. Но выглядит все это псевдофэнтези свежо и разнообразие в процесс привносит. Прямиком из предыдущей игры франшизы — древнекитайской Three Kingdoms — в Troy пришли поединки героев-военачальников с хореографией в духе Чжана Имоу. Герой в Total War Saga: Troy — это половина армии по мощи и задору. Но увлекаться не стоит, если вся дружина обратится в позорное бегство, то Гектор или Ахиллес вскоре побежит вдогонку, и битва будет считаться проигранной. Развитие героев стало, пожалуй, глубже, если сравнивать с Total War: Warhammer. Упомянутый Гектор может изучить, на минуточку, 76 навыков! Также в Troy можно найти немало небольших, точечных изменений, которые заметят лишь старые поклонники серии. В тактических битвах некоторые отряды обучились закидывать щит за спину и брать оружие в обе руки, увеличивая атаку в ущерб защите. Да, именно как в Dark Souls, сравнение с хитом Хидэтаки Миядзаки добралось и до этой рецензии. Или вот в случае ничьей — бывает и так — появилась возможность обменяться оружием с противником в качестве жеста доброй воли. А оружие бывает, знаете ли, всякое. И еще десяток-другой деталей в геймплее, выделяющий Troy в серии. Отдельно стоит отметить интерфейс. Он в Troy очень хорош, как и во всей франшизе Total War. Все очень красиво и аккуратно, закладок ровно столько, сколько нужно для непростой и комплексной игры. На помощь новичкам (да и ветеранам это не помешает) придут отличные всплывающие подсказки. Буквально несколько строк в такой подсказке — и все становится понятно. Не хочется обижать почитателей творчества Сида Мейера, но в серии Civilization интерфейс гораздо менее дружелюбный. А еще в Total War Saga: Troy вас ждет самая красивая глобальная карта в играх на сегодняшний день. Предыдущая карта, из Three Kingdoms, экспериментировала с китайской живописью и минимализмом, результат получился несколько спорный. А здесь привычная плотность деталей оттеняется античными картинками с горами и облаками на далеком горизонте. Вышло очень здорово. Или вот взять «туман войны», неизведанную территорию. В Troy мы видим страницы пергамента, по которым тихо ползут строки на древнегреческом языке — та самая «Илиада». В итоге глобальная карта в Total War Saga: Troy стала настоящим праздником для эстетов от мира стратегий. В тактическом режиме все несколько скромнее, хотя тоже очень неплохо. Каждый воин нарисован с большим вниманием к деталям снаряжения, ландшафты полны всяческих симпатичных рощиц и перелесков, а солнце весело шлет лучи сквозь кроны деревьев. Вот только если запустить Total War: Shogun 2 2011 года выпуска, то можно увидеть практически тот же уровень. В тактическом режиме графика Total War не растет уже давно, хотя это и не критично. Ну а музыкальное сопровождение всегда было гордостью серии, таковым оно осталось и под стенами Трои. Музыки много, она часто меняется, применяются симфонические мощности, вокал, этнические инструменты, и все это звучит просто потрясающе. В Total War Saga: Troy музыка делает именно то, что и должна: не отвлекает, а придает дополнительную глубину и без того почти бездонной игре. Хороши и звуковые эффекты, боевой клич сотен ваших бойцов наверняка пробудит милитариста в любом «ботанике». Некоторые привычные механики попали под нож, но формат ответвления Saga об этом предупреждал заранее. Здесь нам обещали меньше размаха, но больше проработки и колорита. Поэтому морских битв не будет, хотя море плещется рядом в избытке. Не будет и ночных сражений (а ведь появились они еще в Barbarian Invasion. Хотя их ценность была в основном визуальная, чего уж там...). На данный момент есть вопросы и к русской локализации. Озвученного текста в игре много, как сюжетных диалогов, так и советов от виртуального наставника. И тут смешались в кучу труды российских актеров с британскими, фразы на разных языках могут попросту чередоваться, вызывая недоумение. Наверняка такой недочет вскоре исправят, но пока что выглядит это нелепо. Из чисто технических претензий — долгие загрузки. Опять. На любой конфигурации. Создается впечатление, что в студии Creative Assembly это сделали намеренно, чтобы игрок мог сварить какао и проникнуться важностью момента перед любой битвой. Мелкие недостатки в Total War Saga: Troy можно искать долго и успешно находить. Но они теряются на общем уровне большой и красивой игры. Однозначный претендент на «Стратегию года». Итоговая оценка — 8,5.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)