Если честно, я никогда не понимал смысла Generation Zero, с самого анонса. Ну то есть идея в принципе неплохая, хоть и несколько странная — рассказать о восстании машин в альтернативной Швеции 1989 года… В целом можно; вот только зачем? Ведь история о бунте ИИ против человечества давно не нова, да и какой смысл переносить ее именно в конец 80-х? Куцые трейлеры и пресс-релизы не давали ответа на этот вопрос.  Если честно, я никогда не понимал смысла Generation Zero, с самого анонса. Ну то есть идея в принципе неплохая, хоть и несколько странная — рассказать о восстании машин в альтернативной Швеции 1989 года… В целом можно; вот только зачем? Ведь история о бунте ИИ против человечества давно не нова, да и какой смысл переносить ее именно в конец 80-х? Куцые трейлеры и пресс-релизы не давали ответа на этот вопрос.  Нам обещали кооперативный экшен на четверых в открытом мире, но прилагаемые ролики не демонстрировали толком достоинств ни первого пункта, ни второго. И было совершенно непонятно, кого из современных игроков проект сможет привлечь к себе своими концепцией и сеттингом. И главный вопрос, которым я задавался на протяжении всех кооперативных сессий, остался все тем же — «Зачем?» Восстание машин: Безлюдный день Странности у нас в игре начались еще с главного меню, в котором внезапно не оказалось возможности изменить или даже просто посмотреть раскладку управления. Впоследствии соответствующий пункт в меню был возвращен при помощи патча, но это было лишь начало. Следующая странность поджидает при создании своего альтер-эго — там выясняется, что начинать новичкам приходится с шаблонных персонажей, у которых заготовлено всего по три-четыре варианта различных частей тела. Лишь значительно позже выясняется, что множество различных элементов одежды и раскрасок неравномерно разбросано по огромному миру игры — а значит, приодеться так, как вам захочется, в Generation Zero возможно не раньше, чем через шесть-семь часов геймплея. И это при условии, что вы не сидите на месте, а постоянно двигаетесь вперед и исследуете локации — а вот уже с этим связана одна серьезная проблема. Но к этому мы еще вернемся.  Главред отжигает с Виктором Цоем рядом с поверженным роботом-собакой. Что тут еще можно сказать? Странной игре — странные скриншоты! Еще два «поразительно» проработанных элемента игры — ее история и сюжет. Начинается игра… с сухого описания мира, которое состоит из трех параграфов на черном фоне и из которого все равно толком ничего не понятно. Единственное, что разработчикам удается донести таким образом до игрока: вы — подросток, который вернулся с друзьями из водного путешествия, попал в неожиданную засаду и застал свою родную страну опустевшей, без людей и прочих живых существ.  На этом — все. Никаких роликов на движке, никаких диалогов (несмотря на одноименный пункт в меню «Звук») в игре не предусмотрено. Собирать крупицы истории вы можете при помощи куцых дневников и заметок, а также слушая телефонные записи и радиопереговоры. И в принципе, в данном подходе нет ничего плохого, таким образом тоже можно выстроить правильную и уникальную атмосферу — если у сценаристов и геймдизайнеров есть большой талант. Забегая вперед, скажу, что это, к сожалению, не так.  Природные пейзажи в игре очень хороши. Хотя поначалу Generation Zero все же способна настроить игрока на нужный лад. Вы оказываетесь посреди красивейшей сельской местности, сжимая в руках фонарик, рядом лишь ваши компаньоны, на улице царит зловещая тишина, впереди — полная неизвестность. Первые квесты даже умудряются поддержать получившийся настрой и толкают вас на поиски людей в ближайшее убежище. Однако все очень быстро разбивается вдребезги, стоит вам только направиться по намеченному пути. Никаких людей, никаких трупов или следов жуткого побоища и того самого Внезапного Восстания Машин вы не находите. Данное творение Avalanche Studios — увы, не «Терминатор», не «Крикуны», не «Максимальное ускорение» и даже не «Вирус». Повсюду царит тотальная и абсолютно противоестественная в своей стерильности пустота, которая никак не оправдывается ни геймплейно, ни сюжетно. Нет, кое-где разработчики все-таки поместили невзрачные кровавые следы и три-четыре одинаковых трупа, но на общем фоне это выглядит просто убого.  И это, если честно, обидно. Ведь если вслушаться в записи и начать читать встреченные записки, понимаешь, что история, которую нам пытаются преподнести, могла бы заиграть яркими и пленительными красками, сумей авторы достойно и нескучно ее реализовать. Но на деле же выходит так, что заниматься чтением и кого-то там слушать по ходу игры совершенно не хочется.  Шмоток и оружия в игре приличное количество. Вот только в чем смысл такого разнообразия?  А все потому что в геймплейном плане Generation Zero невероятно утомляет. Нет, серьезно, я не помню ни одной настолько выматывающей игры. И даже не верится, что ее создали авторы бестолковой, но все-таки яркой и по-своему насыщенной серии Just Cause.  О том, что здешний виртуальный мир невероятно пуст, я уже говорил. Однако в нем не только нет людей и животных (за исключением птиц), в нем не хватает даже, собственно, врагов — второй важной составляющей хорошего кооперативного шутера.  Разработчики, напомню, не раз уверяли всех в превью в каком-то там партизанском противостоянии с могущественным противником, а на страничке игры в Steam они даже что-то говорят о необходимости действовать скрытно и сообща. На деле же никакого «партизанства» в игре нет, и вам нужно хорошо постараться, чтобы отыскать на местных огроменных и пустых пространствах хоть что-то враждебное. Да, роботы в Generation Zero встречаются непростительно редко, а те, что все-таки умудряются заметить вас и вступить в бой, уничтожаются буквально за пару минут. И это время — пожалуй, лучшее, что есть в игре, поскольку 70%-80% геймплея вы занимаетесь бегом по лесам и полям да исследованием абсолютно одинаковых домов и так называемых бункеров, состоящих из однотипных подземных лабиринтов.  При этом взять какой-либо транспорт тут не представляется возможным — несмотря на то что бесхозные легковушки, грузовики, тракторы и даже шведские САУ встречаются чуть ли не за каждым <s>углом</s> холмом. Сами герои молчат как рыба, они не шутят, не ведут диалогов, им не нужно спать и есть. А еще они фактически бессмертны: павшие в бою подростки тут же воскрешаются шприцом с адреналином из инвентаря, а если шприцы заканчиваются, вас отбрасывают в ближайшее безопасное убежище без какого-либо штрафа.  Квесты в Generation Zero построены абсолютно бестолково. Маркеры на карте и на экране появляются тогда, когда им захочется, какого-либо объяснения или интуитивных подсказок пользователю игра почти не дает. Некоторые задания и вовсе имеют привычку начинаться и тут же выполняться сами по себе — просто потому что вы дошли до необходимого места, что-то нажали, прочитали, послушали.  В игре нет лицензированного оружия. Так что готовьтесь постоянно наблюдать что-то вроде этого.  Главные герои, помимо того что безмолвны, еще и абсолютно одинаковы, у них нет каких-то уникальных способней или черт — кроме тех, что вы придаете им при помощи одежды или местного меню прокачки, единого для всех. Теоретически различных перков много, и в команде очень желательно специализировать бойцов, дабы делать из них полезных отряду матерых профессионалов. На деле же в первую очередь нужно прокачивать скорость бега и выносливость (дабы снизить риск свернутой от зевоты челюсти, скача аки сайгак по шведским просторам), все остальное каждый качает кто во что горазд, ибо толку от способностей не много.  Кстати, игра очень странно распределяет очки опыта: за стычку со сворой разъяренных механических собак и парой гигантов вам могут начислить 500 очков, в то время как за победу над безобидными дронами и пауками запросто выдается пара тысяч. А в следующий раз все может быть строго наоборот.  Местный инвентарь — это тихий ужас. Мало того что он имеет дурную привычку глючить и даже приводить игру к краху, так он еще и попросту неудобен и нелогичен. Начать с того, что наши так называемые подростки с самого начала могут носить с собой целый арсенал и кучу вспомогательных предметов, которые расфасованы по ячейкам в инвентаре. При этом отдельных слотов для оружия всего три: один для пистолета (которым игра нередко вообще не дает пользоваться), два — для основных стволов. Еще четыре слота определены для вспомогательного снаряжения: аптечек, взрывоопасных баллонов, гранат, бинокля (!) и так далее.  Соответственно, вам довольно часто приходится лично заглядывать в инвентарь, заполнять освободившиеся слоты и заменять оружие, у которого кончились боеприпасы и/или которое в данный момент стало неактуальным. Спрашивается: не проще ли было выделить еще две ячейки для оружия и не заставлять игрока заниматься лишними и раздражающими телодвижениями?  Огромные роботы — противник серьезный, и поначалу с ними даже интересно сражаться. Впрочем, это тоже быстро надоедает. Особенно когда понимаешь, что эти гиганты слишком неповоротливы и легко могут запутаться в деревьях или застрять между домов.  Оружия, к слову, в игре много, плюс у каждого ствола присутствуют своеобразные уровни, обозначаемые цветами. На каждую пушку можно нацепить разнообразный обвес, также обладающий «цветными» уровнями. На закуску — под каждый существующий ствол есть несколько типов боеприпасов, которые перед использованием необходимо к нему прикрепить через все тот же инвентарь, в меню обвесов, что очень странно и неудобно. Да и разбираться в особенностях оружия смысла нет, какое есть, таким и стреляем. Благо экономить патроны в Generation Zero не нужно, а враги пускай и обладают каким-то уникальным поведением и слабыми местами, на деле достаточно просто выносятся непрерывным обстрелом.  Получается, что ни сюжетной мотивации, ни геймплейного интереса оставаться в мире Generation Zero нет. Главные герои просто бегают по пустому миру, изредка постреливают в роботов, собирают целую кучу различного хлама и коллекционируют квесты и журналы. И все это — хочу отдельно подчеркнуть — под АБСОЛЮТНУЮ ТИШИНУ! Музыка тут звучит разве что из магнитофонов игроков, которыми они привлекают к себе врагов. Вот она и правда хорошая, только ее мало и она быстро заканчивается. Выбранное время также почти никак не ощущается — о том, что действие происходит в конце 80-х годов прошлого века, напоминают разве что встречающиеся изредка ЭЛТ-мониторы, такие же телевизоры и те же бумбоксы. Уберите их из игры — и можно с уверенностью сказать, что восстание машин случилось или в 70-х годах, или в 90-х, или в наше с вами время: разницы в происходящем практически никакой. Дизайн закрытых пространств вызывает вопросы. И дело не только в методике copy/paste, но и тривиально в логике. Как должна передвигаться вагонетка по таким вот рельсам, скажите? Местами заметно, что разрабатывали игру не слишком тщательно. Кое-где видны торчащие или же попросту отсутствующие текстуры, иногда проект решает крашнуться на ровном месте. И я снова задам вопрос, прозвучавший в предисловии: «Зачем эта игра вообще нужна?» И кому она может понравиться?  Самое странное во всем этом то, что Generation Zero не выглядит как кривая поделка из прошлого. У нее есть очень приличная картинка и красивейшие виды Швеции, есть плавная и качественно сделанная анимация (за исключением анимации передвижения игроков), есть стильно сделанные роботы и неплохо написанные тексты.  Такое ощущение, что сотрудники Avalanche Studios не стали жертвой привычной для игровой индустрии схемы «что-то пытались сделать, но в итоге не получилось», они как будто намеренно сделали игру… вот такой. Пустой и даже какой-то вязкой. Какие при этом цели преследовали разработчики — решительно непонятно, быть может, это какой-то странный эксперимент или же банальная болванка, которую собираются доводить до ума обновлениями и дополнениями. И если верно последнее — непонятно, кто в здравом уме купит данную игру. В своем нынешнем состоянии она может привлечь разве что любителей набивать рюкзак бесконечным лутом — ведь этого добра в Zero навалом; но даже они вскоре не выдержат настолько плотной геймплейной пустоты.  Так что же, черт возьми, это такое? И для кого? Было бы интересно узнать в ближайшее время. Итоговая оценка — 4,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)