Не перестаю удивляться тому, насколько точно со временем учишься определять, какую нишу займет тот или иной проект: станет новинка новым мировым хитом, просто неплохой игрой, проходняком или же безобразным трэшем. Исключения из правил, безусловно, бывают, но с каждым разом их становится все меньше, причем чаще всего такие сюрпризы, увы, оказываются неприятными.  Не перестаю удивляться тому, насколько точно со временем учишься определять, какую нишу займет тот или иной проект: станет новинка новым мировым хитом, просто неплохой игрой, проходняком или же безобразным трэшем. Исключения из правил, безусловно, бывают, но с каждым разом их становится все меньше, причем чаще всего такие сюрпризы, увы, оказываются неприятными.  Ситуация с Just Cause 4 получилась до обидного стандартной. Несмотря на ворох различных ярких роликов и обещаний изменить дело к лучшему, внутренний голос, все время твердивший о том, что у Square Enix и Avalanche Studios в очередной раз не случится грандиозного шедевра, вновь оказался прав. Война — это весело (?)  Перво-наперво развею заблуждения тех, кто повелся на некоторые «сюжетные» трейлеры игры от разработчиков и ожидал увидеть в Just Cause 4 глубокую и драматичную историю. К сожалению (именно что к сожалению), сюжет в новом творении Avalanche если и эволюционировал, то совсем незначительно. Если убрать из поля зрения имена новых действующих лиц и названия локаций, перед нами ровно тот же самый сценарий: есть некий изолированный остров, есть очень плохая организация, творящая на нем различные непотребства, и есть набившее оскомину сопротивление, которому в очередной раз помогает бессменный главный герой сериала Рико Родригес. Все остальное, в том числе вялые попытки авторов нагнать интриги и создать запутанные родственные связи между персонажами, не имеет почти никакого значения и выветривается из головы практически моментально. «Ветер, ветер, ты могуч!» Торнадо — зрелище величественное, но абсолютно бесполезное. Справедливости ради стоит отметить, что небольшой шаг вперед в плане сеттинга и истории Just Cause 4 все-таки сделала. Несмотря на абсолютно обезличенную и попросту скучную милитаристическую организацию «Черная рука», с которой нам предстоит бороться, и (снова!) отъевшихся, обмазанных кричащими цветами повстанцев, которые умудряются сражаться с тренированными солдатами на равных и в полный рост, ни в чем не уступая им даже в плане технического оснащения, местный сюжет воспринимается чуть более «взросло», чем, к примеру, в третьей части, где сценарий напоминал какую-то слишком уж легкомысленную и картонную войнушку. Сложно объяснить, чем именно вызвано подобное ощущение, но ему почти не мешают ни детсадовские диалоги, ни странное поведение Рико, который временами ведет себя не как тренированный и суровый суперагент-мастер-на-все-руки, а как какая-то капризная девочка-подросток. Здешние неумело нагнетенный пафос и криво поставленные видеоролики с нарушенной цепочкой действий и кое-где напрочь отсутствующей логикой придают четвертой части Just Cause неповторимый шарм боевика категории B, которым сериал всегда и был. Ну а сам Рико уже давно воспринимается как аналог Джека Слэйтера из «Последнего киногероя» — такой же непомерно крутой, в прямом смысле неубиваемый и упертый до боли в зубах. А еще, кстати, он тоже четвертый. Пожалуй, единственная серьезная претензия — абсолютно убогая постановка роликов и чересчур резкий переход к ним в большинстве побочных заданий. Уж слишком очевидно, что никто не хотел уделять им достаточно внимания и что делали их «на отвали», это весьма и весьма неприятно. Рико Родригес настолько суров, что может притвориться мертвым, даже когда уже умер. Еще одной особенностью мира Just Cause 4 стал куда больший крен в сторону футуризма, и если прошлые части (особенно первая дилогия) хоть как-то пытались сохранять серьезную мину, позволяя угонять в воздухе пусть реактивные, но все-таки вполне реальные штурмовики, то в новой игре фантастика с ходу бьет пользователя по голове — в центре сюжета тут находится полумифическая технология управления климатом, враги не стесняются пользоваться футуристическими видами оружия (у них есть даже аналог гравипушки из Half-Life 2!) и просто обожают заковывать себя в соответствующие бронекостюмы. Рико от них не остает и все больше напоминает не просто какого-то смертного супергероя, а полноценного киборга с имплантированным в глаз суперкомпьютером и многофункциональным крюком. А вот широко разрекламированные стихийные бедствия в игре носят чисто декоративный характер, увы, и на геймплей, за исключением нескольких заскриптованных миссий, почти никак не влияют. Всего в четвертой Just Cause есть четыре климатические зоны, и к каждой привязан один конкретный катаклизм: на равнинах балом правит, без шуток, грандиозно выглядящий торнадо, раскидывающий и взрывающий все, до чего дотянется его хобот; на прекрасных заснеженных вершинах бушуют снежные бури, ограничивающие видимость и сбивающие с ног; в пустынях бури песчаные (эффект от них почти тот же); а в тропических джунглях бесчинствует настоящий тропический шторм со стрелами-молниями. Смотреть на все это безобразие, безусловно, интересно, но когда осознаешь, что Рико не получает никакого весомого урона ни от непосредственной близости к торнадо, ни от прямого попадания молнии, атмосферность и польза таких вот дорогущих декораций быстро снижаются до какого-то совсем разочаровывающего уровня. Взрывы в пол-экрана — типичная картина для Just Cause 4 Одними из главных претензий к Just Cause 3 были плохо скрытая «мертвость» ее мира и господствовавшая там пустота, ощущавшаяся почти на физическом уровне. Разработчики четвертой части постарались устранить данный недостаток и, во-первых, куда лучше проработали отдельные локации, сделав их более интересными и живыми, во-вторых, не поленились проработать не только «горизонтальный», но и «вертикальный» геймплей, ну и в-третьих, добавили всему происходящему на экране больший масштаб. Дело в том, что главному герою отныне мало просто крушить все вражеские постройки на своем пути и пачками отправлять на тот свет супостатов, получая за это баллы Хаоса. На заработанные таким образом очки Рико вместо с игроком отныне нанимает целую армию и в прямом смысле слова освобождает от укрепившихся злодеев островное государство Солис, расширяя линии фронта, регион за регионом. Странно только, что протагонисту вообще нужна какая-либо сторонняя помощь, поскольку он и в одиночку способен успешно разрушать целые военные базы и противостоять хорошо вооруженной армии. Пули, снаряды и падения с большой высоты Рико, конечно, немного неприятны, однако стоит ему только посидеть в укрытии буквально пару секунд, как его здоровье и пошатнувшаяся вера в себя возвращаются на прежний уровень, позволяя вновь вернуться в бой. Плюс ко всему новые соратники не умеют распоряжаться подаренным им казенным имуществом и вообще не отличаются высоким уровнем интеллекта — поскольку за уничтожение топливных цистерн и электрогенераторов даже на уже захваченных военных объектах они все равно с удовольствием начисляют герою заветные очки Хаоса. Высоким уровнем ИИ, впрочем, в игре не обладает и противник, который, кажется, вообще не в курсе таких понятий, как «укрытие» и «тактическое отступление». Хотя это уже вряд ли кого-то удивит. Красота! Также вряд ли для кого-то станет откровением тот факт, что Just Cause 4 по-прежнему является экшеном в открытом мире с сильным упором на саморазвлечение. Сюжетные миссии и побочные задания не блещут какой-либо оригинальностью, все сводится к набившим оскомину поручениям в духе принеси-подай, съезди-убей, угони-привези. Хотя кое-где авторы все же умудрились отличиться, поскольку иногда для выполнения миссии достаточно просто приехать в нужную точку, активировать ее и посмотреть ролик (!). Впрочем, есть тут и по-настоящему интересные миссии, но их довольно-таки мало. Еще на картах разбросаны различные ивенты, в которых нужно прыгнуть с трамплина / проехать на определенной скорости / пролететь сквозь контрольные точки, — это уже классика. За выполнение заданий трех ключевых персонажей герою выдают особые апгрейды для гарпуна, который в четвертой части разрешено детально настраивать под себя. Например, можно увеличивать силу притяжения объектов и их скорость, а также приделывать к ним воздушные шары и миниатюрные реактивные двигатели. Все это открывает игрокам невероятный простор для экспериментов, позволяя по полной использовать имеющееся окружение. Можно, скажем, не заниматься утомительным тиром и не расстреливать вражин из автомата, а отправить в центр их скопления вырванную с корнем цистерну с топливом, а затем ее там подорвать. Или прикрутить к танку несколько воздушных шаров и организовать врагам тотальный разнос с воздуха, дабы затем устроить им ад и на земле. …а вот тут уже не очень красиво. Творить подобную дичь, понятное дело, совсем не обязательно, но дело в том, что без нее играть в Just Cause 4 становится… нет, не скучно, а именно что утомительно. Раз за разом мотаться по огромным картам, выполнять однотипные поручения, поднимать на воздух бесчисленное множество вражеских объектов и завоевывать доверие местного la Résistance, отбиваясь от бесконечных армад, достаточно быстро надоедает. Любоваться на красочные взрывы, которые тут происходят от любого неосторожного чиха, — как ни странно, тоже. Некоторое время ситуацию спасают лишь упомянутые выше эксперименты, но рано или поздно приходит осознание того, что ты занимаешься какими-то слишком уж бесполезными вещами. И автоматом начинаешь обращать внимание на другие раздражающие элементы. Например, на странную физику, которая сносно чувствуется в управлении военной и воздушной техникой, но откровенно бесит на рядовом авто. Или на странно реализованную систему разрушений, которая детально моделирует уничтожение одних объектов, но начисто игнорирует существование других. И это можно было бы понять, ведь тотальное разрушение нам никто не обещал, но все-таки почему на вражеской базе такие первоочередные цели, как антенны и цистерны, разносятся на ура, а стандартные охранные вышки остаются стоять как ни в чем не бывало? Выход из сложившийся ситуации один, и он банальный. Играть в Just Cause 4 нужно «набегами», а не запоем. Сюда приятно возвращаться после тяжелого рабочего дня, дабы устроить бездушным поработителям тотальный разнос. Но оставаться подряд на несколько часов чревато настоящим моральным утомлением и уставшими от постоянных ярких вспышек глазами. В техническом плане игра заметно лучше своей предшественницы: обладая красивейшими обширными пейзажами и сочной картинкой, проект не имеет привычки тормозить на мощных конфигурациях или вываливаться на рабочий стол. С другой стороны, детализация окружения местами оставляет желать лучшего: рядом с проработанной текстурой древних руин тут запросто можно встретить замыленное нечто родом из начала 2000-х. Западные издания успели заявить, что данный проект морально устарел. Несмотря на множественные огрехи, кочующие в серии из части в часть, я не могу полноценно согласиться с этим утверждением. С одной стороны, здравое зерно в нем все-таки есть, и Avalanche Studios во многом топчется на месте и не желает обращать внимание на конкурентов по жанру. С другой — упорству разработчиков можно позавидовать, его можно даже зауважать — ибо несмотря на многообразие модных тенденций, они продолжают вносить точечные изменения в собственный наработанный геймплей. Хотя это, конечно, их не всегда и не во всем оправдывает. Одно можно сказать наверняка: серия Just Cause достигла предела в своем нынешнем развитии, и в следующей части ей совершенно точно нужны свежая струя и значительно переработанная концепция. Взрывы, легкомысленность и разрушения — это весело и здорово, но для всего этого тоже нужны какие-то мера и разнообразие. Ибо даже самое изысканное и любимое блюдо может надоесть, если питаться им дни напролет. Итоговая оценка — 7,0.
(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)