Две схожие области пространства остаются загадочными и слабо изученными для человечества даже в наши дни. Речь идет как о темном и холодном космосе, так и о не менее темных и холодных водах мирового океана. Ученые любят пошутить, что обратная сторона Луны исследована несравненно лучше, чем водные толщи на нашей родной планете. Это недалеко от истины — при всем многолетии исследований и при всех современных технических устройствах воды мирового океана изучены лишь на 5%. Две схожие области пространства остаются загадочными и слабо изученными для человечества даже в наши дни. Речь идет как о темном и холодном космосе, так и о не менее темных и холодных водах мирового океана. Ученые любят пошутить, что обратная сторона Луны исследована несравненно лучше, чем водные толщи на нашей родной планете. Это недалеко от истины — при всем многолетии исследований и при всех современных технических устройствах воды мирового океана изучены лишь на 5%. Ну а там, где есть тайна, всегда есть простор для фантазии и порождаемых ею кошмаров. Достаточно взглянуть на старинные карты, изобилующие огромными жуткими монстрами. Океан издавна пугал человека и в его воображении делал это мастерски. Каждый образованный человек в курсе, кто такой Кракен, — и уж тем более каждый знает, кто такой Ктулху, ожидающий часа пробуждения где-то на глубине. Современные фантасты тоже нередко обращаются к ужасам из океана — тому свидетельство какой-нибудь «Левиафан» или «Глубинная звезда 6».  Немало интересного происходит и в реальности — ни дня не проходит без появления в сети новых фотографий выброшенных на берег морских «чудовищ», в то время как некоторые ученые до сих пор не могут разгадать тайны загадочных звуков, записанных в океане при помощи обширной сети гидрофонов (все желающие могут почитать про знаменитый The Bloop или Upsweet, породившие массу различных теорий об их происхождении).  Создатели Subnautica пошли чуть дальше — они изящно объединили в своей игре страх перед неизведанным в воде и в дальнем космосе. Ведь в их проекте все действие происходит в неисследованном океане чужой планеты.  Terror from the Deep Главному герою игры на самом деле неслыханно повезло: он не только успел добраться до спасательной капсулы за пару секунд до взрыва большого космического корабля, но и весьма удачно приводнился на неизведанной планете с пригодной для дыхания атмосферой, а главное — оказался в наполненном жизнью океане, где, несмотря на всю разницу двух независимых путей многомиллионной эволюции, обитают вполне съедобные для человека создания. Дело за малым — как можно скорее удовлетворить свои первичные потребности, обезопасить себя, наладить быт и потихоньку придумать, как же теперь вернуться домой.  Многие любители «выживалок» почувствуют себя в Subnautica как дома. Все основные элементы жанра на месте. Изучаем окружающий мир, открываем новые чертежи и рецепты, учимся, перекраиваем под себя действительность и расширяем свои владения, становимся все сильнее… Единственное, к чему не можешь привыкнуть поначалу, — что с наступлением темноты на тебя не нападают со всех сторон слюнявые чудовища. Впрочем, менее жуткой от этого Subnautica не становится — вот только нагнетаемый страх здесь куда более липкий и… тоже изящный, что ли.  Загрузочный экран выполнен весьма нестандартно. Хотя бы тем, что он почти не демонстрирует игроку проценты, а выводит лишь количество секунд, прошедших с момента загрузки конкретного элемента игры. Хотя в начале игры кажется, что бояться особо нечего. Здешний океан пестрит различной жизнью: вокруг снуют любопытные и забавные рыбки, поверхность подводных скал усеяна разноцветными люминесцентными кораллами, со дна тянутся вверх огромные заросли привычных зеленых водорослей, в которых плавают поначалу кажущиеся грозными, но на деле безобидные и даже полезные в хозяйстве падальщики, «хабаром» которых можно поживиться.  В общем, создается обманчивое впечатление, что перед тобой самый настоящий рай, который многие из нас видели на картинках и в фильмах: знай себе ныряй с аквалангом да распугивай глазастую живность. Даже наступление ночи не сильно портит сложившуюся в голове идиллию: ну то есть да, становится немного жутко, но в целом стоит только разжиться фонариком и попривыкнуть, как окружающий мир начинает казаться вполне уютным и милым местечком.  Ситуация меняется потом, когда ты наконец выбираешься за пределы исследованных территорий в поисках новых ресурсов и оставшихся от корабля технологий, жизненно необходимых для улучшения собственных жилищных условий. И даже на новом месте все сперва кажется безопасным. А наблюдать за величественно плывущими гигантами или любоваться люминесцентными медузоскатами, которых ты гарантированно встречаешь на новой местности, — еще и приятно. Однако стоит только потерять бдительность и совсем расслабиться, как игра стремительно наносит удар — как по жизни главного героя, так и по твоим нервам.  Здешняя ночь хоть и жутковата, но воистину прекрасна. А эта планета, между прочим, не просто висит себе на месте, а послушно движется по небосклону по заданной траектории. В такую ловушку неожиданно попал и я: разжившись очень полезным агрегатом, ускоряющим перемещение под водой, и напялив новенький защитный костюм, уплыл слишком далеко от своего маленького дома, увлекшись сбором останков корабля и ресурсов. Наступила ночь, заряда агрегата хватало ровно на обратную дорогу, и насвистывая веселую мелодию, я отправился домой, предвкушая, как сейчас прибуду на базу и сооружу что-нибудь невероятно полезное. Из сладостных раздумий меня вырвали леденящий душу рев и какой-то зловещий звук, похожий на клацанье челюстей где-то над ухом. Жутко перепугавшись, я тут же стал оглядываться по сторонам, силясь высмотреть в кромешной тьме то, что только что попыталось меня убить. Крошечный лучик света смог выхватить из темноты лишь часть чего-то огромного, которое, плавно извиваясь, уходило обратно на глубину. Именно в этот момент я испытал самый настоящий липкий ужас. В наш век бездушных блокбастеров, когда ты практически перестал переживать за героев и отождествлять себя с ними, это дорогого стоит.  Помимо сильных эмоций и мощнейшего эффекта присутствия игра дарит почти забытое чувство первооткрывательства. Здешний чужой мир очень условно разделен на так называемые биомы, исследовать которые крайне интересно, хотя поначалу и страшновато. Никаких границ и подзагрузок между данными условными локациями нет, и если где-то у поверхности величественно плавают миролюбивые киты-левиафаны, то буквально в ста метрах ниже можно наткнуться на темные пещеры, где обитают огромные хищные черви. Ну а что скрывается еще ниже, там, куда не проникают солнечные лучи, вам лучше сначала даже и не знать... Мой вам искренний совет: не вздумайте лезть за солюшенами и прохождением в сеть, иначе угробите львиную долю очарования Subnautica. Мир игры надо исследовать строго самому — только тогда вы гарантированно испытаете те самые «невероятные очучения». Возможно, именно поэтому у проекта нет мультиплеера — он бы лишь разрушил столь хрупкую игровую атмосферу.  Хорошо, что в комплекте с игрой не идет датчик прикосновений. Иначе люди с нездоровой фантазией каждые пять минут выпрыгивали бы из игры с криком: «Что-то коснулось моей ноги!» Любопытно, что играть в Subnautica почти не надоедает — и это при том что в ее геймеплее есть масса монотонных элементов. На создание полезных вещей и на строительство собственной подводной базы (sic!) требуются различные ресурсы, которые надо постоянно добывать. Причем сырье в его первоначальном виде используется разве что для создания самых базовых вещей, для всего остального извольте сначала их обработать и собрать вместе. Естественно, чем сложнее и мощнее желаемый предмет — тем более длинную цепочку обработки должны пройти собранные ресурсы, часть из которых к тому же добывается в весьма опасных местах.  Главный герой также обладает собственными потребностями — ему нужны воздух, вода и пища, а значит, нужно постоянно следить за данными показателями и соответствующим образом реагировать. Жаль только, что виртуальному альтер-эго не нужно спать или, скажем, справлять нужду, — что-то подобное как раз отлично вписалось бы в весьма правдоподобную механику игры.  К слову, о правдоподобности: дотошно проработав иные приятные детали, разработчики игры зачем-то пошли и на кое-какие условности, которые на общем многогранном фоне натурально режут глаз. Самый яркий пример — здешние мини-батискафы, у которых, как и положено, есть предельная глубина погружения. Стоит только заплыть ниже положенного значения, как корпус судна тут же начинает получать постоянные повреждения из-за давления.  Местные падальщики — сталкеры, очень любят собирать со дна различный мусор. Эти трое, к примеру, не поделили обычный металлолом. Забавно, что давление воды в Subnautica действует, похоже, исключительно на суда — виртуальный же дайвер прекрасно себя чувствует что на глубине 50 метров, что на глубине за 300, разве что кислород в последнем случае начинает расходоваться активнее, но это уже дело техники. Ощущается это несколько странно. Разве не было бы логичнее дать игроку возможность улучшать свой костюм, позволяя ему тем самым погружаться глубже? (У субмарин, к слову, подобная система апгрейдов есть) В заданных игрой условиях это было бы очень к месту.  Ну и не могу не придраться: уж не знаю, как там устроен наш протагонист, но он совсем не подвержен такому неприятному явлению, как кессонная болезнь. То есть для стремительного подъема с глубины ему не нужно проходить декомпрессию — знай себе шевели ластами или используй для этого соответствующие средства. Еще одна условность.  А вот присутствие в игре полноценных сюжета и истории очень порадовало. Неплохо поставленные диалоги и прекрасно написанные тексты в карманной энциклопедии не просто приятно слушать и читать, они не только добавляют миру игры «живости» и необходимой глубины — благодаря им у игрока появляется дополнительная мотивация к действиям и движению вперед.  Чем дальше вниз — тем толще черви. Вообще, в обзорах Steam точно подметили одну важную вещь: в Subnautica каждое погружение является очень важным шагом, а каждое открытие — маленький праздник. Ты долго готовишься к тому, чтобы отправиться в Бездну, а добравшись до края, все равно какое-то время не решаешься спускаться. Ведь ты уже знаешь, что не все так просто, что где-то там внизу, в этой холодной тьме тебя ожидает первобытный ужас из твоих ночных кошмаров. Тем не менее, именно там можно разжиться редкоземельными элементами и именно там, возможно, ждут твоей помощи уцелевшие люди. Поэтому ты, вздохнув и стиснув зубы, все же начинаешь медленно погружаться, каждый раз крепче сжимая контроллер при любом постороннем скрипе или шорохе. Невероятное воздействие на игрока, что и говорить.  И без того насыщенную атмосферу Subnautica прекрасно дополняет электронный саундтрек: в спокойные моменты игра включает что-то похожее на психоделический транс, а стоит только оказаться в темноте или вблизи опасности, как в наушниках начинают играть тревожные композиции.  То чувство, когда не слишком нужного золота у тебя много, а вот остро необходимой меди — всего один кусочек. С технической точки зрения игры выглядит почти безупречно — любоваться виртуальным подводным миром хочется чуть ли не бесконечно. Увы, большая часть очарования картинки теряется сразу же, как только попадаешь на сушу: тут взору предстают какие-то мутные текстуры и посредственная работа с ландшафтом.  Не могу не отметить, что лично мне управление в Subnautica показалось не слишком интуитивным. Даже спустя пару десятков часов я почему-то упорно продолжал путать назначения всего двух клавиш мыши. Ну а местный список чертежей, стоит ему только закономерно разрастись со временем, — полнейший ахтунг. Почему нельзя было ввести возможность скрывать его «ветви» по разделам, как это сделано, к примеру, в энциклопедии? Несмотря на ряд классических научно-фантастических допущений, в энциклопедии Subnautica авторы попытались объяснить эволюцию здешних существ. Низкий им за это поклон. Встречаются и маленькие неприятные баги, например парящие в воздухе объекты или исчезающие предметы интерьера на базе. Судя по всему, разработчики в курсе оставшихся шероховатостей, ибо активно выпускают для игры небольшие патчи. Более того, на этом они останавливаться не планируют и обещают продолжать улучшать и дополнять свое детище. Subnautica определенно понравится как поклонникам «выживалок», так и ценителям глубоких и атмосферных проектов. Это первая игра за очень долгое время, которая смогла настолько затянуть меня в свою пучину и в которой часы пролетали совершенно незаметно. Полноценная игра-эмоция.      Итоговая оценка — 8,5.
    (нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)