ВНИМАНИЕ! В рецензии раскрываются важные сюжетные повороты!
Недавно в интернете развернулось широкое обсуждение польского квеста про моряков с затонувшей подводной лодки «Курск». Встал вопрос, этично ли превращать катастрофу в игру. Но многие подзабыли, что пару лет назад было похожее, пусть и менее масштабное обсуждение другой польской игры — тогда ещё только анонсированного приключенческого хоррора Kholat. Сейчас проект наконец добрался до даты релиза, так что можно вновь вернуться к вопросу о группе Дятлова и уместности игры на эту тему. И надо сказать, что игра весьма сильно изменилась, если сравнивать её с трейлерами годичной давности.
Для начала стоит быстро пройтись по технической составляющей, которая не так уж важна, но достойна слов в свой адрес. Наверное, Kholat — первая игра, которая показывает возможности нового движка Unreal Engine 4 если не во всей красе, то как минимум с лучшей стороны. Лучи солнца играют на свежевыпавшем снегу, пещеры наполняются влагой, прохладу коей можно ощутить визуально, костры, подобно маякам, горят посреди зимних лесов у подножия горы Холатчахль. А дополняют картину звуки хрустящего под ногами снега, нарушающие тишину белой пустыни, и вой зимнего сибирского ветра, изредка прерывающийся напряжённой музыкой и вокалом Мэри-Элизабет Макглинн.
На скриншотах передать красоту графики Kholat практически невозможно из-за фильтров, подобие которых мы видели в The Order: 1886
Однако вернёмся к теме инцидента с туристической группой Дятлова. Если кто не помнит или не знает, то трагедия произошла в 1959 году: группа советских студентов во главе с Игорем Дятловым погибла при загадочных обстоятельствах во время похода на Северном Урале. Гипотез вокруг этого случая было выстроено немало: от снежной лавины и атаки со стороны диких животных до секретных испытаний ядерного оружия, попадания на охраняемую КГБ территорию и нападения злых духов. Какая версия верна, мы вряд ли когда-нибудь узнаем, хотя кинематографисты явно ценят мистико-конспирологический вариант развития событий, например в картине «Тайна перевала Дятлова» Ренни Харлина.
Можно сказать, что создателям более-менее удалось ненавязчиво вплести в откровенно мистический сюжет реальные события. Пусть даже в таком переложении проект начинает напоминать игровые адаптации произведений Говарда Ф. Лавкрафта о древнем Зле (скажем, серии Penumbra и Amnesia), наполненные типичной для американского писателя ксенофобией по отношению ко всему чуждому белому человеку. А в случае с поляками это выродилось в подсознательную нетерпимость к советскому прошлому. Даром что врата в ад были найдены где-то в мансийских землях, основную вину, судя по дневникам, которые собирает наш молчаливый герой, авторы всё равно возложили на КГБ. Советские спецслужбы использовали местную аномалию для бесчеловечных опытов над заключёнными, да и над простыми людьми, которых, разумеется, никому не жалко, а пропажа их никого не заинтересовала.
В итоге ставится знак равенства между вратами в ад и советской системой. Конечно, кому-то это может показаться нормальным, но главной проблемой тут является мистическое наполнение истории в виде духов и загадочных событий. Как ни крути, диалектический материализм и научный атеизм, положенные в основу идеологии СССР, отнюдь не были пустыми словами. И хотя в 80-е неверие в Бога и любое сверхъестественное было подорвано новыми экономико-социальными реалиями (тот же свободный рынок с его «невидимой рукой» никак не может существовать без веры в то, что незримое реально), долгое время это были весьма важные понятия, особенно на государственном уровне. И поиск подобной сверхъестественной силы, скорее, относится к ведомствам типа «Аненербе», да и то половина информации о нём является мистификациями, сочинёнными современными фантастами, альтернативными историками и представителями «жёлтой» прессы.
Хотя если дистанцироваться от имеющей художественное право на жизнь, пусть и весьма сомнительной трактовки, то перед нами предстанет неплохой приключенческий игроужас. С одной стороны, он может понравиться поклонникам творчества Irrational Games и Fullbright, с другой, имеются тут и находки, которых в жанре, кажется, ещё не было. Действие Kholat разворачивается на большой открытой карте, однако впервые за долгие годы у игрока отняли метки, указатели и иные упрощения. Всё, что у нас есть, — компас и походная карта, на которой приведены сугубо координаты в виде широты и долготы, но не указано даже текущее местоположение, что заставляет учиться навыкам ориентирования на местности. А ведь многие поклонники RPG от Bethesda ждут именно такого подхода к играм, но получают прямые наводки на сундуки.
Благодаря этой карте вы сможете хоть как-то ориентироваться на местности. Других подсказок в игре нет.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Kholat несомненно достойна того, чтобы дать ей шанс. Ради спорной, но всё же адекватно написанной истории. Ради осязаемой атмосферы холодной зимней ночи. Ради завораживающих пейзажей.
Итоговая оценка — 7,0.(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)