Jump to content
Zone of Games Forum
Stupid Author

«Если связывать свою карьеру с геймдевом, то только с азиатским» — генеральный продюсер Geeky House Вячеслав Уточкин о своем опыте работы с Китаем и перспективности этого направления

Recommended Posts

144313-111.jpg

Российский геймдев по своей природе гораздо ближе к азиатскому, чем кажется, и наилучшие перспективы для него открываются в Китае. Своим взглядом на геймдев и важность китайского рынка генеральный продюсер и со-основатель игровой студии Geeky House поделился на фестивале китайской культуры, организованном школой «Алгоритм».


Российский геймдев по своей природе гораздо ближе к азиатскому, чем кажется, и наилучшие перспективы для него открываются в Китае. Своим взглядом на геймдев и важность китайского рынка генеральный продюсер и со-основатель игровой студии Geeky House поделился на фестивале китайской культуры, организованном школой «Алгоритм». Мы послушали его лекцию и спешим пересказать основные тезисы.

144155-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0

Игры в Китае — это максимально прибыльный бизнес

С китайским геймдевом Вячеслав Уточкин сотрудничал не раз и в самых разных амплуа: помогал запускать китайские игры в России (Perfect World), выводил свои в Китай и возил наши киберспортивные команды на турниры в Поднебесную. Спикер охотно делится своим опытом, в привлекательность китайского рынка он искренне верит. Да и сложно не заразиться энтузиазмом, как же: ведь рынок там — 45 миллиардов долларов в год, причем половину составляют мобилки, а российским играм скоро дадут особые привилегии!... Впрочем, обо всем по порядку.

В 2022 году весь игровой рынок суммарно аккумулировал около 180 миллиардов долларов. Из них четверть пришлась на Китай — те самые 45 миллиардов. Примерно столько же только в США. А вот по количеству игроков Китай лидирует с большим отрывом — 700 миллионов человек, и эта цифра будет расти. Китайцы готовы тратить деньги на игры и с удовольствием это делают — их отличает здоровый азарт и к играм они иногда относятся даже как к работе, а не как к развлечению. С этим связаны в том числе и значительные успехи в киберспорте.

Самый большой кусок рынка отхватили, сюрприз-сюрприз, мобильные игры. Треть мирового рынка мобильных игр — это Китай. Удачное совпадение, ведь именно на рынке мобильных игр сегодня активно продвигаются российские разработчики. В Китае проекты из России знают и давно любят. Еще 10 лет назад, когда рынок только зарождался, огромным успехом пользовалась игра Cut the Rope компании ZeptoLab. Вторая часть франшизы собрала больше игроков в Китае, чем в США.

Цитата

«Они [китайские коллеги] уже 10-15 лет назад знали, что весь мир будет играть в мобилки. Уже тогда многие компании в Китае переключились на разработку мобильных игр».

О сближении рынков заговорили и на государственном уровне. Не так давно прошла новость о том, что российские разработчики получат определенные льготы при запуске игр в Китае — вплоть до того, что будут проходить лицензирование по ускоренной схеме. Затем представители российской игровой индустрии встретились с участниками игровой ассоциации провинции Гуандун — крупной некоммерческой организации, в которую входят Tencent, NetEase и прочие гиганты китайского игропрома. На повестке дня были перспективы дальнейшего сотрудничества.

И как же зарабатывать?

Итак, перспективы Китая очевидны, с чем туда идти? В плане геймплея вы относительно свободны — если раньше китайцы предпочитали RPG-шки, то сегодня такого четкого разделения нет. Особой популярностью продолжают пользоваться стратегии, пазлы, баттл-рояли и MOBA. Из жанров китайцы предпочитают фэнтези, но фэнтези особенное — основанное на их истории и мифологии.

144155-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0

Что касается монетизации (нам ведь нужно и деньги зарабатывать, чтобы было на что делать игры), здесь тоже есть разные тонкости. Например, для запуска в Китае команда Вячеслава Уточкина убирает из своих F2P проектов внутриигровые продажи. Причина — такие игры можно запускать через китайского издателя без мороки с получением лицензии. Деньги зарабатывают через показы рекламы. В целом монетизация через внимание и время пользователя, а не напрямую через его кошелёк, один из трендов, которые Уточкин считает наиболее перспективными:

Цитата

«К этому постепенно движется вся индустрия, игры забирают у тебя не деньги, а внимание — как телевизор. А уж превратить это внимание в деньги можно самыми разными способами».

Если же вы все-таки добавляете в игру возможность донатить, необходимо продумать глубину монетизации на одного игрока хотя бы на 5-10 тысяч долларов, а лучше на десятки и даже сотни тысяч долларов. Ни для кого уже не секрет, что практически все гачи больше всего зарабатывают именно с «китов» — пользователей, готовых тратить значительную часть своих сбережений на микротранзакции.

Еще один интересный момент — пре-роялти. В Китае считается нормальным выплачивать определенную сумму разработчикам до запуска игры, в качестве своеобразного гонорара. Работает это в обе стороны — если у вас покупают игру, можете рассчитывать на определенную сумму, даже если она провалится. Если хотите выпустить китайскую игру в России, будьте готовы хорошо заплатить. Впрочем, по опыту Уточкина, второй путь (запуск китайских игр в России) приносит не меньше, а то и больше прибыли.

Про прибыльность игр — отдельный вопрос. У игр достаточно высокий порог вхождения — из десяти проектов выстрелит всего один, зато можешь заснуть студентом, а проснуться человеком, который покупает себе Maserati. Известны случаи, когда разработкой успешных игр занимаются даже дети, школьники, впоследствии зарабатывающие на этом больше своих родителей. 

Работа в геймдеве в среднем приносит 1 500 — 3000 долларов в месяц за рубежом, в России эта цифра чуть меньше — 1 000- 2 000 тысяч долларов. Но конечно все зависит от области и стажа специалиста. И начинающий геймдизайнер может зарабатывать и 500 долларов в месяц, а опытному продюсеру и 10 000 в месяц не предел. Ну а выигрыши в киберспорте могут приносить от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов — и это без учета различных спонсорских сделок. 

Не все так просто с этим Китаем

Впрочем, не обойдется без сложностей, на государственном уровне отношение к играм все еще двоякое: вроде позитивный имидж Китая несут, да и киберспортсмены — официальная профессия и национальная гордость; а ограничения все жестче, вот уже время на онлайн игры для несовершеннолетних сократили до трех часов в неделю.

144155-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0

Иностранцу же в этом плане еще тяжелее. Во-первых, нужно получить лицензию на выпуск игры внутри Китая. Вы подаете одну заявку, пару месяцев ее рассматривают и возвращают с комментариями — что-то нужно урезать или добавить. В Китае очень много запрещенных тем, от религии до насилия и азартных игр. Странно читать такое о стране, подарившей миру гачу всех гач — Genshin Impact — но в самом Китае подобные игры строго регулируются: разработчики обязаны раскрывать шансы выпадения лута и вводить «утешительные» дропы.

Весь процесс получения лицензии может занять полгода, если повезет. А может и пару лет. В любом случае, здесь ваш путь только начинается:

Цитата

«Приходите в Китай, а там 200 мобильных площадок. С одной стороны, продвижения больше, но вы утонете в договорах и расходах, если будете самостоятельно со всеми контактировать. Нужно покрыть 10-15 самых крупных площадок, и делать это лучше через издателя-посредника», — говорит Вячеслав.

В этом плане проще выводить китайские игры в России — свой рынок понятнее и ограничений меньше, но и здесь встает вопрос о том, как договариваться с китайскими коллегами. Конечно, делать это удобнее на их родном языке.

Китайский приходит на помощь

Общение с потенциальными партнерами на английском — или на китайском через переводчика — значительно сужает ваши возможности. Такой диалог остается сухим и формальным. 

Причем мало учить китайский язык, нужно сразу знакомиться с деловой культурой и культурой обычной. Первое — тот самый нетворкинг, который в Китае принимает форму гуанси, связей. Вы оказываете услугу человеку, получаете услугу в ответ. В такие тонкости необходимо вникать, это значительно упрощает жизнь. Второе может пригодиться при разработке игр — культурная тематика в Китае заходит на «ура», про это мы уже писали выше.

Если хотите выпускать игры в Китае — нужно договариваться с издателями и разработчиками, налаживать связи, собирать документы для получения лицензии. Если хотите выпускать игры в России — да, вам снова понадобятся китайский и гуанси, а еще придется разбираться в особенностях WeChat. Даже если вам ну совсем влом контактировать с Китаем, озаботиться переводом своей игры на китайский язык все же придется:

Цитата

«Когда я запускаю свою игру в Steam, то больше количество продаж часто из Китая. Он [Steam] у них запрещен, а они все равно обходят и скачивают игры. Поэтому мы часто переводим свои тайтлы на китайский».

Мы совсем не упомянули киберспорт, а там тоже огромное поле для маневра. В отличие от геймдева, китайский киберспорт более открыт для иностранцев. Некоторые наши ребята, особенно из Владивостока и других дальневосточных городов, уезжают и присоединяются к китайским киберспортивным клубам — там таких организаций больше, вся сфера лучше развита и начальный порог ниже. Можно не уезжать, участвовать в нишевых киберспортивных турнирах онлайн.

144155-%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0

Warcraft Gold League — 2019, Шанхай

Киберспорт, как и геймдев — это огромная сфера со множеством сопутствующих задач. Необязательно играть, киберспортивным командам нужен маркетинг, менеджмент. Есть вариант уйти в биздев, договариваться о рекламе, площадке, проведении турниров. Этот рынок готов принять множество самых разных экспертов, но к своим экспертным знаниям придется добавить знание китайского.

Курс на Азию

Общий вывод таков, что с азиатским рынком нам определенно по пути. Тому есть как вполне понятные, так и неожиданные причины. Например, Уточкин уверен, что российский и китайский геймдев похожи тем, что произрастают из сильной математической школы. Соответственно, точек соприкосновения больше и найти общий язык становится проще.

По всей видимости, совет «учить китайский язык» лишь набирает в актуальности. Появление на рынке множества новых китайских фильмов и книг показывает, что Поднебесной есть, чем удивить. Ждем таких же открытий и в геймдеве.

Share this post


Link to post

Когда не можешь сделать что-то крутое и выйти ни то что на западный рынок, даже на свой, идешь в азию делать мобилки. Понял-принял.

Я нашел 1 игру в стиме и 5 в гугл плее. Все ширпотреб.

https://store.steampowered.com/app/1431430/Tiny_Island/

https://play.google.com/store/apps/dev?id=6188899801657540833

Прямо очень крутые ребята, ага.

Edited by Dusker

Share this post


Link to post
41 минуту назад, Stupid Author сказал:

Игры в Китае — это максимально прибыльный бизнес

На этом цитаты можно и закончить. 

Share this post


Link to post

С такими “эксперДами” и их мыслительным процессом, Российский геймдев, да и не только Российский всегда будетр в жопе. :laugh:

Share this post


Link to post

Вспомнили мобильную игру десятилетней давности как аргумент популярности российских игр) Примеры можно было и получше поискать. Китай да, даже здесь развивается, хотелось бы посмотреть на хорошую не-мобильную игру из Китая

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now



Zone of Games © 2003–2024 | Реклама на сайте.

×