Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
Outcaster

[О кино] «Дюна» Дени Вильнёва

Рекомендованные сообщения

banner_st-mv_outcaster_dune2021.jpg

Это тяжело признавать, но при всей амбициозности проекта и при всех приложенных действительно немалых усилиях фильм глубоко разочаровывает, и якобы неудачная картина Линча оказывается в разы лучше.


Роман Фрэнка Герберта «Дюна» увидел свет в уже далёком 1965 году. Повествование о межпланетной феодальной империи будущего, в которой после джихада против восставшего ИИ запрещены компьютерные технологии, а вместо них используются ментаты — особые люди, употребляющие специю меланж, позволяющую задействовать силу мозга на 50%, а то и на все 90% (благодаря ей они способны в уме просчитывать сложные системы и видеть мир в квантовой суперпозиции, наблюдая за огромным количеством потенциальных событий единовременно), вызвало колоссальный интерес. Оно и неудивительно, ведь это было как минимум весьма оригинальное произведение в жанре научной фантастики, чей сеттинг (межпланетное средневековье в далёком будущем) ещё не был избитым. 

banner_st-mv_outcaster_dune2021.jpg

Роман стал бестселлером. За ним последовали продолжения. Со временем «Дюна» и вовсе стала большой франшизой, которой управлял сын Фрэнка Герберта Брайан. И, конечно, почти тут же появились желающие перенести это произведение на большой экран. Ещё в 1971 году продюсер Артур Джейкобс купил права на экранизацию и даже успел договориться с режиссёром Дэвидом Лином («Лоуренс Аравийский», «Дочь Райана», «Мост через реку Квай») о том, что он будет постановщиком фантастического эпоса. Но продюсер умер в 1973 году, и уже через год права были отозваны и перепроданы французскому продюсеру Жан-Полю Жибо.

184245-1.jpg

Некоторые зрители утверждали, что по возрасту Тимоти Шаламе больше подходит на роль Пола Атрейдеса, чем Кайл Маклахлен, хотя по факту обоим было 24 года во время съёмок

Именно Жибо ответственен за попытку экранизации амбициозным чилийским режиссёром-сюрреалистом Алехандро Ходоровски, который смог пригласить в фильм таких звёзд, как Мик Джаггер, Орсон Уэллс, Шарлотта Рэмплинг, музыку должны были написать группы Pink Floyd и Magma, а за визуальный стиль должны были отвечать Ханс Руди Гигер («Чужой») и Жан «Мёбиус» Жиро (журнал комиксов Métal Hurlant, известный за пределами Франции под названием Heavy Metal). Но фильм встал уже на стадии написания сценария и поиска денег под него. Ходоровски не хотел идти на компромиссы и собирался поставить чуть ли не 14-часовой фильм, что в середине 70-х вызывало шок у инвесторов. На тот момент научная фантастика была не просто низким жанром, но ещё и крайне неприбыльным, даже убыточным. До успеха «Звёздных войн» оставалось ещё несколько лет.

184246-2.jpg

Фрэнк Герберт, как ни удивительно, положительно отзывался о версии Дэвида Линча и не разделял негатива со стороны критиков и фанатов

Так права в очередной раз были отозваны. Покупатель нашёлся быстро. Им стал легендарный итальянский кинопродюсер Дино де Лаурентис (в начале карьеры он стоял за спинами Федерико Феллини и Роберто Росселлини, а к 70-м начал покорять голливудские просторы с такими фильмами, как «Серпико» и ремейк «Кинг-Конга»). Ещё в конце 70-х он нанял Ридли Скотта, но последний ушёл с проекта через полгода, во многом из-за подавленного состояния после смерти старшего брата, бросив амбициозную «Дюну» ради низкобюджетной маленькой картины «Бегущий по лезвию». Через несколько лет де Лаурентис смог договориться с набиравшим популярность американским режиссёром Дэвидом Линчем.

184246-3.jpg

Фильм вышел в залах IMAX. К сожалению, туда лучше не ходить, так как сеансов в православном классическом 2D было решено не завозить, а смотреть в 3D — это делать и без того тёмное изображение совсем лишённым контрастов. Собственно, у IMAX-3D-копии уже появились негативные отзывы в сети. Если есть возможность, сходите на обычный 2D-сеанс, чтобы получить от фильма максимум удовольствия 

Линч согласился поставить трилогию на основе ключевых романов серии, написанных ещё самим Фрэнком Гербертом, в обмен на то, что после каждого фильма де Лаурентис будет выделять ему финансирование на съёмку его собственного низкобюджетного авторского проекта. Бюджет первого фильма, вышедшего в 1984 году, составил огромные 42 млн долларов. С учётом реалий того времени и инфляции это был сверхдорогой блокбастер. К сожалению, картина провалилась в прокате и среди критиков, так что «Мессия Дюны» так и не вышел, хотя Линч уже начал писать сценарий. Писатель Харлан Эллисон связывал негативные рецензии американских кинокритиков на фильм с тем, что де Лаурентис решил не организовывать пресс-показы и не давать бесплатных билетов прессе, в итоге критики негативно реагировали на фильм, на который пришлось потратиться из своего кармана. Хотя понятно, что это скорее капля в море и если повлияла на что-то, то минимально.

Официальный трейлер

Лично мне очень нравится старая экранизация, в ней угадывается авторский почерк Линча, который превратил «Дюну» в сюрреалистичный фильм со странными вещими снами и жуткими образами (нерождённые эмбрионы, покрытый гноящимися волдырями Владимир Харконнен, расчленёнка). Это весьма атмосферная лента, делающая упор на визуальные излишества. Да ещё под музыку популярной рок-группы Toto. Единственное, что стоит упомянуть, — то, что в кинотеатрах вышла сокращённая почти до двух часов версия фильма, которую обрезал лично Линч. В 1988 году вышла двухсерийная более чем трёхчасовая телеверсия, в которой вместо знаменитого монолога Вирджинии Мэдсен в начале был текст на фоне концепт-артов, от неё Дэвид Линч отрёкся. В дальнейшем вышла уже одобренная самим Линчем трёхчасовая версия фильма.

184247-4.jpg

Стеллана Скарсгарда действительно трудно узнать в гриме Владимира Харконнена

Эта экранизация, несмотря на провал в прокате и кислый приём критики, довольно быстро стала культовой, и образы Арракиса из неё легли в основу не только телесериала 2001 года, но и игр: речь идёт как о приключенческой экономической стратегии от Cryo Interactive, так и о стратегии в реальном времени от Westwood Studios, включая сиквелы, обе сильно обязаны Линчу и его фильму. Де Лаурентис всё же был вынужден профинансировать следующий фильм Линча «Синий бархат», но от притязаний на «Дюну» отказался.

184247-5.jpg

Этот однообразный флэшфорвард с Шани (Зендая) под конец фильма становится слишком назойливым

На годы в Голливуде о вселенной позабыли, но в конце нулевых была попытка снять фильм с Питером Бергом («Хэнкок», «Морской бой») на должности режиссёра. Однако вскоре Берг вышел из проекта, и его заменили Пьером Морелем («13-й район», «Заложница»). Увы, и с Морелем близкой к оригиналу экранизации сварить не удалось. Вплоть до 2016 года, пока не было объявлено, что съёмки доверили канадцу Дени Вильнёву, и вот результат наконец дошёл до релиза.

184248-6.jpg

Spice must flow

Что же такое «Дюна»? Трудно объяснить из-за необычности сеттинга. С одной стороны, это научная фантастика, происходящая в очень далёком будущем, где привычные нам государства стёрлись, но отдельные отголоски нашего мира всплывают в виде имён, названий или обрядов. С другой, это феодальная империя, в которой придворные политические интриги плетутся не хуже, чем в каких-нибудь «Игре престолов» и «Великолепном веке», а в обществе не используются компьютеры и сложные машины. С третьей, это история о появлении Избранного, который изменит мировой порядок. 

Оригинальный саундтрек Ханса Циммера

Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) — наследник Великого дома Атрейдес — видит странные кошмары о пустынной планете Арракис. Ему видятся народ фрименов — тамошних аборигенов, смерти родных и близких, то, как он ведёт людей в бой. Тем временем Император лишает Великий дом Харконнен прав на Арракис и назначает своим наместником на этой планете Лето Атрейдеса (Оскар Айзек). Арракис — ключевая планета в местной экономической системе. Она является единственным источником специи — вещества, позволяющего видеть на много ходов вперёд, тем самым управляя космическими перелётами. Можно подумать, что это честь — стать управляющим таким важным объектом. На самом же деле Император просто хочет натравить Харконненов (они же до этого активно выкачивали специю, держа местных в страхе) на Атрейдесов.

184249-7.jpg

Фильм вышел во многих странах на месяц раньше домашнего американского релиза, чтобы не дать пиратам погубить прокат копией с сервиса HBO Max

Данный сюжет может напомнить о вторжении США в Ирак. Только вместо специи — нефть. С другой стороны, местное население — фримены — чем-то напоминает антисоветских моджахедов или, даже более актуально, бойцов движения «Талибан». Благо эстетика Ближнего Востока работает на этот эффект. В итоге фильм даже можно заподозрить в поддержке запрещённых в России террористических организаций.

184249-8.jpg

Червь шаи-хулуд периодически ворует экранное время у звёзд

Сам же фильм на первый взгляд прекрасно снят. Первые час-полтора — это настоящий кайф от просмотра. Размеренное повествование с весьма изысканной операторской работой и отличной музыкой Ханса Циммера, который решил поэкспериментировать с ближневосточными мотивами. Восхищаешься работой художников, которые создали необычные декорации мира будущего. К несчастью, кульминационная сцена фильма происходит задолго до финала. 

184250-9.jpg

Принято считать, что книжный цикл «Дюна» — это ещё и аллюзия на распад Римской империи под влиянием христианства

«Дюна» Вильнёва серьёзно пострадала от того, что постановщик не рискнул сократить скучный некинематографичный кусок книги, который в версии Линча занимал от силы минут пять. Да, речь идёт о долгих тягомотных суперскучных блужданиях Пола и леди Джессики (Ребекка Фергюсон) по пустыне, которые заканчиваются совершенно незрелищной дракой на ножах и самым глупым клиффхэнгером из тех, что я видел за многие годы. Ощущение, что посмотрел не первую главу большой саги, а фильм, прерванный на середине предложения. При этом фильм в этот момент опустошает, так как сцене предшествовало не увлекательное уничтожение Дома Атрейдесов, а занудная ходьба с повторяющимися одинаковыми флэшфорвардами.

184250-10.jpg

Канал HBO Max уже заявил, что запущен в производство телесериал по спин-оффу «Сестринство Дюны». Вильнёв снимет пилотную серию, а шоураннером будет Дана Калво, известная по сериалу «Нарко»

Это тяжело признавать, но при всей амбициозности проекта и при всех приложенных действительно немалых усилиях фильм глубоко разочаровывает, и якобы неудачная картина Линча оказывается в разы лучше. Версия Линча хотя бы имела смысл и авторскую идею, рассказанную до конца, а не была 2,5-часовым прологом, где только намёки на некий смысл закидываются, но ничего не успевает раскрыться. Кроме разве что темы империализма, где богатые цивилизации держат слабые в нищете и глупости, насаждая им суеверия, чтобы они не мешали им делать деньги, качая неф… специю. Всё остальное в фильме присутствует только в виде весьма расплывчатых мотивов, которые будут раскрывать в продолжении.


Правда, будет ли оно? Честно говоря, как бы недоделанность первого фильма с откровенно убитым ритмом не стала причиной потенциальной отмены сиквела. Тут студия и Вильнёв ходят по очень тонкому льду.

  • Лайк (+1) 2
  • Спасибо (+1) 2
  • +1 3
  • -1 8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тоже фильм Линча нравится, хотя и читал все книги. Если хотят аутентично снимать надо пилить сериал в стиле Игра Престолов...

  • Лайк (+1) 2
  • +1 2
  • -1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

По рецензии. Ну ок — т.е. основная претензия, что фильм не скомкали и не воткнули в него сюжет из трех книг. Честно говоря, такой себе недостаток. Это тоже самое можно было сказать про первую часть Властелина Колец (за минусом того, что там сразу целиком снимали, потом резали).
Мне фильм понравился. Книги люблю. Но только те, что за авторством самого Френка.

  • Лайк (+1) 2
  • +1 1
  • -1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Посмотрел. В принципе фильм стоящий. Визуал просто отличный, пусть и с уклоном в гигантоманию. Музон от Циммера тоже не подкачал, тоже в масть. Тот момент с ночным стартом корабля бен-гессерит в грозу вообще запал в душу — так хорошо снят, пальчики прям оближешь.

Но есть и минусы, куда без них. Лор, допустим, раскрыт совсем мало или неясно для непосвящённого зрителя (а таких думаю будет большинство) — не рассказщано по преимущество защитных полей (какого хрена в 10 тысячелетии люди как в средневековье с мечами бегают, при наличии той же ручной лазпушки и мощных артобатарей, ага), роль ментатов в жизни империи (их вообще можно было бы вырезать из фильма, ни на что бы не повлияло),  ужас предательство доктора (тут он вообще какой-то мутный тип шионской наружности:D, а не санкционированный псайкер доктор с ментальным блоком). Тот же барон пока показан просто каким-то хтоническим чудовищем, куда там Палпатину, хотя по книге это скорее очень хитрый и злобный делец, не знающий что такое честь. Блин, даже Раббану выделено больше времени, чем няшке-Питеру (а ведь план низвержения Атрейдисов придуман им).

Кстати только мне одному картинка во многих сценах показалась излишне тёмной?

Но в общем и целом я фильм рекомендую, вполне достойная картина.

  • Лайк (+1) 2
  • +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

визуал-саунд-атмосфера, меня не сколько сюжет зацепил сколько эстетическое удовлетворение от этого всего.

ну и еще необычность происходящего. фантастика нынче хорошая — редкость.

из минусов разве что — большой пролог. ощущение как после Год оф вар 2018, поиграл круто, но какого так порезали?))

Изменено пользователем ST GT
  • Лайк (+1) 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В целом фильм понравился, но, как сейчас вошло в тренд, не обошлось без “повесточки” — авторы прогнулись под пид.. тьфу радужное сообщество. В данной экранизации Льет-Кайнз оказался не только темнокожим, но еще и сильной независимой. И среди актеров, изображающих фрименов много представителей той же расы. Ничего не имею против темнокожих и женщин, но нахера коверкать то, что было в первоисточнике.

  • Лайк (+1) 1
  • +1 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Объективизация, — почему джёпа на постере не толстая?

  • Хаха (+1) 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
20 минут назад, Zhuzhik сказал:

какого хрена в 10 тысячелетии люди как в средневековье с мечами бегают, при наличии той же ручной лазпушки и мощных артобатарей, ага

Кстати только мне одному картинка во многих сценах показалась излишне тёмной?

Почему-то прям через обзор все это упоминают и даже я жене пояснял, да… НО в фильме не раз чётко показывают принцип работы брони — и на людях и на кораблях… Хотя может я это знал, да =) Ну в общем так се придирка серавно. Про врача сократили чутка да...

Картинка в Аймаксе Лазер не была тёмная вообще — всё отлично было видно всегда и везде.

Изменено пользователем ZwerPSF
  • Спасибо (+1) 1
  • +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 минут назад, ZwerPSF сказал:

Почему-то прям через обзор все это упоминают и даже я жене пояснял, да… НО в фильме не раз чётко показывают принцип работы брони — и на людях и на кораблях… Хотя может я это знал, да =) Ну в общем так се придирка серавно. Про врача сократили чутка да...

Картинка в Аймаксе Лазер не была тёмная вообще — всё отлично было видно всегда и везде.

 

 

Так то можно придраться — дескать любой щит можно разбить/перегрузить при избыточной мощности снаряда, но если автор сделал так что в большинстве пехота сражается врукопашную, то пусть так и будет. А вообще во вселенной Дюны очень много сверхтехнологичного оружия. Например, тот же акустический танк.

  • Лайк (+1) 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Фильм понравился, визуал выше всяких похвал, как и операторская работа и музыка, актеры отыграли великолепно. В атмосферу погружаешься с головой, но по итогу картина ощущается неким прологом, завязкой к основному действию. Есть вещи про которые можно было бы и поподробнее рассказать, а что-то наоборот убрать. Фильм Линча и сериал не смотрел; книгу не читал, но уже купил и скоро начну.

  • Лайк (+1) 1
  • +1 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Книга почему то не зашла от слово совсем в свое время, поэтому и от фильмов ничего для себя не жду

Тем не менее рад что хоть что-то выходит по фантастике, а то комиксы утомили

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нудь редкостная. После этого фильма, понимаешь фразу “тянуть кота за яйца”.

  • +1 4
  • -1 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 hours ago, Zhuzhik said:

роль ментатов в жизни империи

это пожалуй главное упущение. у Линча было интро с принцессой Ирулан (кстати, как в книгах), которая давала вводную зачем нужен меланж, а тут его добывают, но зачем не сказали.

  • +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Автор: SerGEAnt

      «Дюна: Часть вторая» — экранизация второй половины первой книги Фрэнка Герберта. Фильм поступит в прокат 3 ноября.
      На Youtube появился первый трейлер фильма «Дюна: Часть вторая».
      Над ним снова работал режиссер Дэни Вильнев, а главные роли сыграли Тимоти Шаламе и Зендея.
      «Дюна: Часть вторая» — экранизация второй половины первой книги Фрэнка Герберта. Фильм поступит в прокат 3 ноября.
    • Автор: WARCHIFF

      События развиваются за год до начала игры всё в том же Найт-Сити. Дэвид Мартинес, простой 17-летний парень из малоимущей семьи, учится в престижной академии корпорации «Арасака», чтобы в дальнейшем в этой самой корпорации получить хорошую высокооплачиваемую работу. Так бы он там и учился, выслушивая насмешки богатых однокурсников, но череда печальных событий оставляет нашего героя без крыши над головой и без гроша в кармане.
      Честно признаться, у меня долго не доходили руки до Cyberpunk: Edgerunners по одной причине — обычно побочные продукты по мотивам игр не радуют качеством. А тут ещё и аниме по западной игре: как 10 лет назад у Halo и Mass Effect не получилось запустить тренд, так и прошлогодней Dota: Dragon's Blood не удалось удержать хотя бы базовый уровень интереса. Да и анонс прошёл для меня незамеченным, хотя глазу было за что зацепиться: разработку поручили известной студии Trigger, ответственной за Tengen Toppa Gurren Lagann и Kill la Kill, за музыку отвечал небезызвестный композитор серии Silent Hill Акира Ямаока, и всё это под чутким присмотром самой CD Projekt RED. 

      Клиники здесь выглядят даже более жутко, чем в игре
      Начало шоу настраивает на серьёзный лад: сериал со зрителем не церемонится и почти ничего не объясняет. Корпорации, банды, фиксеры, нетраннеры, рипперы — если вы не в курсе, кто есть кто, то настоятельно рекомендую перед просмотром сериала сыграть в игру. Несмотря на то что история в сериале самостоятельная, большой упор сделан на узнаваемость вселенной Cyberpunk 2077. Тут и там мелькают знакомые локации, небольшие камео, у одного из знакомых персонажей важная гостевая роль. Разумеется, можно попробовать приступить к просмотру и без бэкграунда, осваивая всё по ходу дела, но аниме затрагивает совсем другие темы, дополняя и переосмысляя, к примеру, тему имплантов, которыми игроки бездумно пичкают своего персонажа.

      Взлом взяли напрямую из Cyberpunk 2077
      События развиваются за год до начала игры всё в том же Найт-Сити. Дэвид Мартинес, простой 17-летний парень из малоимущей семьи, учится в престижной академии корпорации «Арасака», чтобы в дальнейшем в этой самой корпорации получить хорошую высокооплачиваемую работу. Так бы он там и учился, выслушивая насмешки богатых однокурсников, но череда печальных событий оставляет нашего героя без крыши над головой и без гроша в кармане. Копаясь в вещах почившего родственника, дабы найти хоть что-то, что можно продать, Дэвид находит «Сандевистан» — редкий имплант военного класса, дарующий носителю сверхчеловеческие рефлексы. Наш герой, недолго думая, ставит его себе и вступает в команду наёмников, чтобы поднять деньжат. Тут-то и начинается самое интересное — огромная параллель между аниме и игрой. Как и Ви из игры, Дэвид проходит идентичный путь от зелёного новичка до матёрого наёмника. Но в отличие от игры на сотни часов, сериал ограничивается всего 10 сериями по 20 минут; как следствие — по сюжету несётся с ураганной скоростью, раскрывая только тех персонажей, которые действительно необходимы для истории.

      Решение сосредоточить силы на качестве, а не количестве пошло на пользу и картинке — она яркая, стильная и детализированная, передающая все тонкости неонового города и его обитателей. Разве что любимая фишка Trigger — в момент кульминационной сцены искажать пропорции персонажей под стать эмоциональному накалу — может отпугнуть человека, далёкого от таких выкрутасов в анимации, но и это происходит крайне редко. Скорее всего, из-за кураторства CDPR: ощущается работа, проделанная, чтобы западный зритель чувствовал себя как можно комфортнее. До колорита «чистокровных» японских работ Cyberpunk: Edgerunners недотягивает.

      Согласно заявлению на уже удалённом подкасте CDPR, этой девчонки могло бы здесь и не быть из-за эстетического диссонанса с основной игрой, но Trigger настояла на своём. Что интересно, сейчас в Twitter компания CDPR эту информацию отрицает и называет героиню чуть ли не любимым персонажем
      Забавно, что саундтрек почти целиком взят из радио Cyberpunk 2077. Песни подобраны уместно и хорошо сочетаются с происходящим на экране, а вот работа Акиры Ямаоки не так заметна: в основном это спокойные фоновые композиции. Специально для сериала записана всего одна песня; клип на неё является своеобразным прологом про случай из жизни наёмников Найт-Сити.
      Творческое объединение Востока и Запада в лице CD Projekt RED и Trigger подарило нам если не шедевр, то как минимум интересный проект. Разумеется, аниме в жанре киберпанка существует далеко не первый год, и фанаты, я уверен, назовут с десяток сериалов получше. Но это не умаляет достоинств шоу, и все, кто соскучился по Найт-Сити, просто обязаны ознакомиться с Cyberpunk: Edgerunners.


Zone of Games © 2003–2024 | Реклама на сайте.

×