Jump to content
Zone of Games Forum
Sign in to follow this  
Outcaster

[Авторская колонка] Супермен, Бэтмен и все, все, все – Часть 1: На заре кинокомикса

Recommended Posts

banner_st-column_outcaster_dcuniverse.jp

Совсем недавно произошёл на самом деле беспрецедентный случай. Вышла не просто режиссёрская версия фильма режиссёра-визионера Зака Снайдера «Лига справедливости». Вышла полноценная авторская версия, которую смонтировали из рабочих материалов и заново отрендерили все визуальные эффекты, а на суд публике был выставлен четырёхчасовой эпос. После чего мне захотелось углубиться в киноисторию этих популярных героев, ставших важной частью молодой американской культуры.

В первой части поговорим об истоках, а во второй части статьи попытаюсь проанализировать киновселенную, запущенную Снайдером, но в данный момент умирающую в агонии.


Совсем недавно произошёл на самом деле беспрецедентный случай. Вышла не просто режиссёрская версия фильма режиссёра-визионера Зака Снайдера «Лига справедливости». Вышла полноценная авторская версия, которую смонтировали из рабочих материалов и заново отрендерили все визуальные эффекты, а на суд публике был выставлен четырёхчасовой эпос. После чего мне захотелось углубиться в киноисторию этих популярных героев, ставших важной частью молодой американской культуры.

В первой части поговорим об истоках, а во второй части статьи попытаюсь проанализировать киновселенную, запущенную Снайдером, но в данный момент умирающую в агонии.

banner_st-column_outcaster_dcuniverse.jp

Супермен, Бэтмен и все, все, все — Часть 1: На заре кинокомикса

Оба персонажа являются следствием Великой Депрессии и экономического кризиса, поразившего весь мир, в особенности США. В 1938 году Джером Сигел и Джо Шустер придумали Кал-Эла, сына Джор-Эла, последнего выжившего на планете Криптон, отправленного на Землю, где он должен был стать морально-этическим ориентиром для молодого человечества. Там его усыновила фермерская чета Кент. Повзрослев, он решил помочь не только близким, но и всему роду человеческому.

Так началась его карьера журналиста в газете «Дэйли Плэнет». Он боролся с проблемами общества — нищетой, несправедливостью, коррупцией не только словом, но и делом. Так появился Супермен или Человек из Стали. Хотя сам себя Кларк Кент так не называл.

135015-1.jpg

Интересной видится параллель, что его назвали Суперменом, что созвучно с ницшеанским Ubermensch. При этом, в отличии сверхчеловека, описанного Ницше, который преступит моральные и этические нормы общества, тем самым став Богом, Кал-Эл является его полной противоположностью. Он становится Богом среди людей, избрав в качестве ориентиров идеалы, которые пока для человечества являются неосуществимыми. И тут важным становилось его появление в эпоху Депрессии, когда отчаявшиеся люди нуждались в спасителе.

В итоге Супермен, с одной стороны, олицетворял образ нового Иисуса Христа, посланного с небес спасти человечество, а с другой — активно поддерживал умеренно левый «Новый курс» президента Франклина Рузвельта. И если второе со временем отпало, то сопоставления божественного толка сохранились и в последующих выпусках комиксов, и, конечно, в экранизациях.

135016-2.jpg

Примерно тогда же, в 1939 году, Боб Кейн придумал миллионера Брюса Уэйна, который по ночам переодевается в костюм летучей мыши, чтобы наводить страх на преступный мир вымышленного города Готэм. Многое в его биографии совпадало с образом Супермена: сирота, тяжесть родительского наследия, борьба за справедливость. Но отличия перевешивали. Должность Тёмного рыцаря правосудия была обусловлена местью. Он скрывает свою личность за маской, в то время как Супермен и есть Кал-Эл. И даже альтер-эго Кал-Эла — Кларк Кент — носит исключительно конспирационный характер, но его работа в газете такая же полезная для общества, как и то, что делает Человек из Стали. Брюс Уэйн — истинная личность Бэтмена — не такой. Его жизнь это бесконечные застолья и кутёж. Унаследованные миллионы тратятся влёгкую. Да, авторы комиксов придумали ему и дорогостоящее оборудование для поимки врагов, и благотворительный фонд. Но будем честны: Бэтмен —  никто без денег, которые он даже не заработал.

135016-3.jpg

Но именно Бэтмену было суждено предстать на киноэкранах мира первым. Речь идёт о кинотеатральном мини-сериале «Бэтмен», вышедшем в 1943 году. Такие циклы показывались в былые времена вместе с трейлерами и новостной кинохроникой. Малобюджетное, наивное зрелище, но по-своему небезынтересное. Многие полагают, что реализм и мрачный взгляд на популярного комикс-героя — заслуга Фрэнка Миллера и Тима Бёртона, а также примкнувшего к застолью Кристофера Нолана, который довёл эту идею до абсурда. Но нет, ещё в 1943 году в мини-сериале за авторством весьма плодовитого режиссёра фильмов категории "Б" Ламберта Хилльера был введён реалистичный взгляд на Человека-Летучую мышь. Правда, получился «Бэтмен» времён военной истерии: мрачная музыка Ли Залера, чёрно-белое изображение, позаимствованное из малобюджетных «чёрных фильмов», и обильный пропагандистский контент.

135017-4.jpg

— Что, если она спросит: «Почему вы не в армии»?
— Скажу ей, что не взяли по состоянию здоровья.

Сюжет крутится вокруг американца японского происхождения доктора Дака, который хочет помочь своей исторической родине, передав им оружие невиданной мощности. Учитывая, что для этого он активно использует радий, становится понятно, что речь идёт о ядерном оружии. Всё действие происходит на опустевших улицах Маленького Токио в Готэме, ведь почти все его жители находятся в лагерях Неси (концлагеря, выстроенные в США для американцев японского происхождения). И тут на сцену выходит миллионер Брюс Уэйн в образе Бэтмена. Он защитит дядюшку Сэма от «пятой колонны».

135017-5.jpg

Пожалуй, главная проблема этого местами слишком серьёзного, а местами чересчур простодушного фильма в том, что мужчину и подростка нарядили в чересчур глупые костюмы. Ему даже можно простить кондовую антияпонскую пропаганду (интересно, как она соотносится с новыми толерантными правилами Голливуда?), так как мини-сериал справляется со своей главной обязанностью — развлекать. Причем, отдельные диалоговые шутки, кажется, впоследствии цитировались теми, кто вырос на данном произведении.

135018-6.jpg

Подлинной же страстью сценаристов опуса можно назвать их тягу к убийству Бэтмена. Первые 14 эпизодов из 15 заканчиваются смертью Человека-летучей мыши. Каждый раз они хоронят бедного мистера Уэйна всё изощрённей. И всё ради того, чтобы в начале следующей серии (к слову, их средняя длина 15 минут) воскресить борца с преступностью и величайшего детектива на Земле.

135018-7.jpg

Продюсеры почуяли настоящую золотую жилу. Вскоре они выпустили киновариант «Супермена». Прошло всего лишь 5 лет, а пропаганда вся сгинула. Да и Супермен, как персонаж, оказался повеселее и не лишённым чувства юмора. Правда, абсурдизм сериала доведён до абсолюта. Почти все 15-минутные серии строятся по следующему принципу: Лоис Лейн подставляет Кларка Кента, чтобы первой успеть написать о сенсации для «Дэйли Плэнет», попадает в неприятности за секунду до конца серии, чтобы в начале следующей её спас неожиданно возникший Супермен. И, конечно же, статью в газету напишет Кларк Кент, которого на месте не было. Впрочем, этот ход с клиффхэнгером впоследствии был использован в продолжениях обоих киносериалов.

135019-8.jpg

Для начала, в 1949 году был выпущен «Бэтмен и Робин». Не знаю, что случилось с режиссёром Спенсером Гордоном Беннетом, но такое впечатление, что он потерял чувство юмора, с которым был снят мини-сериал про Супермена — ни одной шутки в излишне серьёзном фильме о криминальном авторитете Маге и двух борцах с преступностью. В итоге смотрится всё как малоинтересный гангстерский фильм с погонями, перестрелками, драками и капелькой параноидальной пропаганды. А глупые костюмы придают сериалу непреднамеренный пародийный эффект. Забавный факт: одного из приспешников главного преступника зовут Нолан. Это имя ещё отзовётся в будущем.

135019-9.jpg

Последовавший далее «Супермен против Атомного человека» также был снят спустя рукава. Главная проблема: держать интригу сценаристы явно не способны. И пока Супермен и его друзья гадают, кто такой Атомный человек (о, этот костюм!), авторы чуть ли не с ходу показывают смеющегося Лекса Лютора, который надул всех этих сверхлюдей. А учитывая шаблонную структуру каждой серии с обязательным, предсказуемым клиффхэнгером, то сегодня данный киносериал интересен только поклонникам старого и забытого кино. В 1951 году вышел первый полнометражный фильм «Супермен против Человека-крота», но он ничем выгодно не отличался от минисериалов.

Но вскоре всё изменится.

135020-10.jpg

— Это мог быть любой из них, но который? Или которые?!
— Эта история с акулой довольно подозрительна.
— То есть, там, где рыба, там и пингвин?
— Я понял, мы тогда спустились низко. Миска. Женщина-кошка!
— А та акула водила нас за нос.

Это Джокер!
— Всё это одна большая загадка…

Этот диалог из фильма «Бэтмен» Лесли Х. Мартинсона 1966 года говорит о многом. Будучи киноэпизодом вышедшего в том году успешного телесериала, сделавшего Бэтмена вновь популярным (к тому времени, была даже идея «убить» этого супергероя), а актёра Адама Уэста, исполнившего заглавную роль, навсегда привязал к образу. Отвязная комедия, авторы которой весело провели время, а зрители получили непритязательное произведение. Конечно, стоит сделать скидку на возраст фильма, иначе можно начать придираться к отдельным примитивно решённым сценам. Но диалоги, написанные в духе абсурдного примитивизма, веселят и сегодня.

— Что весит 170 граммов, сидит на дереве и очень опасно?
— Воробей с пулемётом!

135020-11.jpg

После этого на какое-то время мир супергероев из комиксов перебрался на телеэкраны в виде телесериалов, которые я оставлю за скобками. Пока в 1978 году известный режиссёр Ричард Доннер (на тот момент автор «Предзнаменования», известного у нас под надмозговой транскрипцией «Омен») не решился на, казалось бы, безуспешный эксперимент. И у него получилось. По сути, именно Доннер привел комиксы на большой экран всерьёз и надолго. Если не обращать внимания на немного устаревшие визуальные эффекты, то это настоящее эпическое кино, чей 2,5 часовой формат, сочетающий в себе и мифологию, и экшн, и комедию заставляет проникнуться местным пафосом. Ведь даже экранные негодяи не могут устоять перед Человеком из Стали (культовая роль Кристофера Рива) и помогают ему спасать род людской. Безусловно, Доннер уцепился за божественное происхождение в мифологии о Супермене.

135021-12.jpg

— Кажется, он в тебя влюблён?
— Кто? Кларк Кент?
— Нет, Супермен.
— Не думаю. Он влюблён в человечество.

Продолжение этого успешнейшего хита снималось одновременно с первым фильмом самим Ричардом Доннером, но съёмки в какой-то момент приостановили. Продюсеры, просмотрев то, что успели отснять, сбросили Доннера с поезда истории и утвердили нового режиссёра — Ричарда Лестера. После пересняли половину фильма. Хотя мягкий, залитый светом операторский стиль Джеффри Ансуорта, знакомый по первому фильму, резко контрастирует со сценами, снятыми Робертом Пэйнтером, у которого превалирует контрастный чёрный. И собственно, сам фильм оказался таким же контрастным душем. Доннер продолжал эпическую историю Кал-Эла, Лестер откровенно хохмил, превращая фильм в весёлую комедию. Не буду проводить очевидные параллели с сегодняшним днём.

В 2006 году режиссёрский вариант Ричарда Доннера вышел на видео с посвящением Кристоферу Риву, «благодаря которому мир поверил в то, что человек может летать». Вообще у цикла проявилось нечто вроде «проклятия». Актёры, игравшие в нём, часто попадали в жизненные неурядицы. Загадочная смерть исполнителя роли Супермена в первом полнометражном фильме Джорджа Ривза, инвалидность Кристофера Рива, биполярное расстройство у Марго Киддер (Лоис Лейн), психологический кризис Марлона Брандо (Джор-Эл), совпавший с потерей сына. Тем сильнее звучит вырезанный из театральной версии монолог Брандо, который можно услышать в версии Ричарда Доннера. К слову, рекомендую посмотреть неонуар «Смерть Супермена» / Hollywoodland, посвящённой частично этому проклятию.

 Давным-давно, когда ты был ещё мал, я погиб, чтобы дать тебе шанс на жизнь, Кал-Эл. Сегодня пророчество свершится. Ты увидишь мой мир твоими глазами. Я увижу твой мир своими глазами. Отец становится сыном. Сын становится отцом. Прощай навеки. Запомни меня, сын мой.

135021-13.jpg

Несмотря на конфликт с Доннером, продюсеры сняли ещё три фильма в серии. Два прямых сиквела и один спин-офф. Третью часть поставил уже работавший над вторым фильмом Ричард Лестер.

Кстати, британец Ричард Лестер — автор многих эксцентрических комедий. Одна из них — «Сноровка... и как её приобрести», даже удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Хотя массовому зрителю он известен по двум комедиям с участием группы The Beatles: «Вечер трудного дня» и «На помощь!». Вот и «Супермен 3» в его версии превратился в нечто, наполненное обильным визуально-трюковым юмором. По-честному, его режиссёрские мотивы можно было оценить ещё во второй серии, где сцена разрушения Нью-Йорка генералом Зодом и его напарниками Урсой и Ноном также изобиловала slapstick-шутками.

135022-14.jpg

К несчастью, «Супермен 3» страдает от двух серьёзных родовых болезней. Первая — рейгановский неоконсерватизм. По сюжету Кларк Кент отправляется на встречу выпускников в Смоллвилль, где в деревенской идиллии встречает свою школьную любовь. Всё это сдобрено ностальгическими мотивами о счастливых 50-х гг., типичными для голливудского кинематографа после того, как «новое авторского» 70-х гг. вышло из тренда. Вторая проблема ещё хуже — афроамериканский комик Ричард Прайор (он тоже пострадал от мифического «проклятия»). Его ужимки, шутки, натужное комикование вызывают не улыбку, а чувство стыда.

135022-15.jpg

В 1984 году продюсеры Александр и Илья Салкинд выпустили малобюджетное ответвление — «Супергёрл». Итог: бессмысленный спин-офф к похождениям Супермена. Совершенно не вписывающийся ни в логику фильмов (а в фильме присутствуют небольшие камео из основной серии), ни комиксов, да и сам по себе малоосмысленный. Молодёжный формат губит тот факт, что у героини есть сверхспособности, но они ни на что не влияют в местной супергейройской версии «Волшебника страны Оз». Складывается впечатление, что выдуманная кузина Кал-Эла — персонаж, придуманный без понимания образа, выдуманного Сигелом и Шустером. Настолько он противоречит образу Человека из Стали. Зато премия «Золотая малина» не смогла обойти вниманием этот художественный провал. За роль ведьмы Селины номинацию получила Фэй Данауэй. По иронии судьбы она — самое интересное и продуманное, что есть в фильме. Так что даже позорная премия вышла незаслуженной.

135022-16.jpg

Четвёртый фильм «Супермен 4: В поисках мира» и вовсе надолго похоронил франшизу. В нём Супермен оказался на американских горках идеологических трендов. Ведь сначала была вполне себе общечеловеческая дилогия Доннера/Лестера, затем впадение в неоконсерватизм, и под конец, после появления среди создателей израильского дуэта Менахема Голана и Йорама Глобуса, Супермен стал врагом бездушного капитала, экономического кризиса и гонки вооружений (чего стоит язвительная пародия на самого старого президента в истории США — Рональда Рейгана!). Теперь он за справедливый мир, соединившийся в интернационале. Неудивительно, что оппозиционный поворот популярного супергероя вновь был номинирован на пару премий «Золотая малина». Фильм явно не вписывался в идеологическую конъюнктуру. Правда, на мой вкус четвёртая серия —неплохое, по-хорошему наивное развлекательное кино, явно незаслуживающее такого негатива.

135023-17.jpg

Но стоило Супермену уйти в тень, как на авансцену вернулся Бэтмен. К середине 80-х гг. в комиксах уже были перезапущены все основные персонажи, которые повзрослели и помрачнели. Вдохновившись графическими историями Фрэнка Миллера, американский визионер Тим Бёртон создал своего «Бэтмена», который и по сей день пользуется популярностью. Эта мрачная фантазия с обильными кинематографическими цитатами и запоминающимся образом Джокера в исполнении Джека Николсона стала настоящим хитом. Бэтмен перестал быть героем американского романа и вышел на мировой рынок.

135023-18.jpg

Но куда удачней оказалось продолжение «Бэтмен возвращается». Отточив визуальный стиль на первой ленте, во второй Бёртон создал психопатический портрет Брюса Уэйна/Бэтмена, чьё сознание расщеплено, и для финальной победы добра над злом он должен собрать себя воедино. Для этого нужно победить трех собственных альтер-эго: Макса Шрека — крупного промышленника, ведущего двойную игру, Освальда «Пингвина» Кобблпота — сироту, охваченного чувством мести, и Селину Кайл/Женщина-Кошка (коронный выход Мишель Пфайффер) — женщину, не знающую, кто она: хрупкая секретарша или страстная Кошка, чья тяга к латексу напоминает тягу некоторых личностей к БДСМ-развлечениям. И всё это в фирменных мрачных готических тонах бёртоновского кинематографа. В итоге, «Бэтмен возвращается» по праву считается одной из лучших экранизаций комиксов в истории кинематографа.

Жизнь — сука. Так что я тоже стала ею.

135024-19.jpg

К сожалению, успех продлить не удалось. Тим Бёртон отошёл от режиссуры серии, а два фильма Джоэла Шумахера сегодня никто хорошими словами не наградит. Если первый из них — «Бэтмен навсегда», запоминался как просто очередной, пусть и неплохой, голливудский летний блокбастер, то участь второго фильма — «Бэтмен и Робин» — навсегда завязана на сексуальной ориентации режиссёра. Фильм называли гей-оперой даже те люди, которые и не подозревали о нетрадиционных взглядах Шумахера на отношения между людьми — так сильно бросался в глаза местный концепт. И это был тот случай, когда эстетика работала не на пользу, а во вред. Ведь кроме эпатажной визуальной квир-крикливости фильм не мог предложить ничего интересного. Разве что глуповатую роль Арнольда Шварценеггера.

135024-20.jpg

Интересно, что дальше продюсеры попытались выпустить спинофф о запомнившейся всем по второму фильму Женщине-кошке. Студийные боссы даже пытались подписать на роль Селины Кайл саму Мишель Пфайффер, но переговоры зашли в тупик и было решено сделать фильм, с одной стороны, в той же вселенной, но всё-таки о другой Женщине-кошке.

Роль досталась весьма востребованной на тот момент Холли Берри, только получившей свой «Оскар». В режиссёрское кресло сел французский автор компьютерных спецэффектов с псевдонимом Питоф (по паспорту Жан-Кристоф Комар). Он прославился как один из пионеров компьютерной CG-графики в кино, работая над такими лентами, как «Астерикс и Обеликс против Цезаря», «Чужой: Воскрешение», «Пришельцы», «Город потерянных детей». На тот момент он успел снять «Видок», который вошёл в историю кинематографа как первый фильм снятый с первого до последнего кадра на цифровую камеру. К сожалению для студии, «Женщина-кошка» не выстрелила. Сам фильм был не хуже или лучше других лент — ему просто не повезло. Интересно, что сегодня об этом фильме забыли, хотя периодически тот или иной фильм называют первым супергеройским фильмом с женщиной или афроамериканцем в главной роли, хотя «Женщина-кошка», совместившая оба тренда, вышла 17 лет назад.

135446-21.jpg

После этого на какое-то время мир открестился от Бэтмена, чтобы забыть шок, которым одарил предыдущий фильм. Зато внезапно, вновь всплыл из небытия Супермен. Брайан Сингер, прославившийся на тот момент режиссурой двух серий «Людей Икс», был поставлен возглавить многострадальный проект.

Фильм пытались снять ещё в 90-х гг. под названием «Смерть Супермена». На главную роль приглашался Николас Кейдж, над сценарием работал Кевин Смит, а в режиссёрском кресле посидели клипмейкеры Бретт Рэттнер и МакДжи.

Итоговый результат фильма Сингера вызвал смешанную реакцию. Поклонники увидели очень странное продолжение первого фильма Ричарда Доннера. Зрителю сообщают, что прошло примерно 5 лет после событий первой картины, но вот на деле прошло лет 30, никто не постарел, кто-то помолодел, а у кого-то случилась амнезия, а вокруг все обзавелись современными гаджетами. Да и в офисе «Дэйли Плэнет» сменили интерьер с модернистского на некое ардеко. Зато Кевин Спейси и Паркер Поузи в ролях Лекса Лютора и его подельницы достойны просмотра. Эксперимент по прямому сиквелу с другими актёрами провалился. Продолжений снято не было.

— Мы ещё увидимся?
— Я всегда рядом.

135446-22.jpg

Зато после череды отменённых фильмов о Бэтмене, наконец, вышел перезапуск «Бэтмен: Начало». Из-за долго гулявших слухов о продолжениях и приквелах фильма Тима Бёртона многие даже приняли этот фильм как предысторию картины 1989 года. Ведь и заканчивалась она намёком на Джокера в продолжении. Но тогда только набиравший фанатов Кристофер Нолан пересоздал Бэтмена заново. Британский актёр Кристиан Бейл сыграл становление Брюса Уэйна, который после смерти родителей проходит долгое обучение в странствиях по Востоку. Самосовершенствование — залог успеха в деле мести. Но каким бы ни был успех Уэйна, никто не мог предугадать то, как фильм выстрелит в среде посетителей мультиплексов. Это была бомба.

135446-23.jpg

«Тёмный рыцарь» отказался от комиксоидных условностей, окончательно уйдя в реализм и политические аллюзии — последнее для Кристофера Нолана очень нетипично. Так, в «Тёмном рыцаре» не получится отрицать мотив противостояния Бэтмена и государства, точнее его права на монополию правосудия. Но режиссёр вставляет в фильм третью сторону — анархиста Джокера (запоминающийся образ Хита Леджера), для которого разрушение стабильного миропорядка движимо понятными только ему идеалами, а не тягой к деньгам или власти. Да и вообще все его действия пусть хаотичны, но направлены против криминала и государства одновременно. Весь фильм он сталкивает мафию и власти для того, чтобы они уничтожили друг друга. Даже, будем честны, дурацкая сцена с паромами об этом. Причем в итоге ведь важно не то, что Бэтмен посягнул на монополию, а то, что он и полиция встают на одну сторону.

При этом Тёмный рыцарь, в отличии от полиции, прибегает к запрещённым приёмам. Похищает гражданина чужого государства, пытает Джокера, устраивает полномасштабную слежку за жителями города. Этакая «тёмная сторона» правосудия, которая остаётся за рамками закона. Многие углядели в этом политику Джорджа Буша-младшего после 11 сентября. При этом третий фильм показывает, что без жёстких, антиконституционных мер по достижению безопасности всё развалится.

135447-24.jpg

Восемь лет прошло после событий предыдущего фильма, в котором Бэтмен ушёл из поля зрения, а в городе стали действовать некие полицейские порядки, при которых у преступников нет шансов на помилование. Корпорация Брюса Уэйна на грани разорения, а сам Уэйн, в очередной раз сыгранный Кристианом Бейлом, превратился в хромого инвалида, ведущего затворнический образ жизни. И вроде всё, с криминальным миром покончено, пока в городе не объявляется странный террорист в маске. Тогда Бэтмен должен вернуться, чтобы в городе снова всё наладилось. И противостояние добра со злом превратилось в настоящую реакционную борьбу против революции.

135448-25.jpg

— Надвигается буря, мистер Уэйн. Советую вам и вашим друзьям задраить люки, ведь когда она обрушится, вы будете удивляться, как вы могли жить так роскошно, не делясь ничем с остальными людьми.

Больше всего поразила в этом плане условная сторона «Зла». Перед нами комиксоидный Усама бин Ладен и Владимир Ленин в одном лице, управляющей анархо-коммунистической версией «Аль Каиды», которая обещает справедливость, избавление от экономического неравенства, освобождение политических заключенных, оказавшихся в тюрьмах в годы бэтменовского беззакония (интересно, что только в «Супермене 4» злодей Лекс Лютор воспользовался тем, что Супермен при его поимке не зачитал ему прав!), новый революционный порядок, в конце концов. Его идеи — какая-то дикая смесь фундаменталистского ислама с вышеупомянутыми анархизмом и марксизмом. Его приспешники одеты, как смесь талибов с латиноамериканскими герильеро. А сами отряды Бейна состоят, в основном, из жителей бедных рабочих и портовых кварталов Готэма. Захватывают они вполне себе реальный Манхэттен. И одна из ключевых фраз сторонников добра и света в борьбе против них: «Мы должны защитить западную цивилизацию!» Интересно, оказывается, Бейн посягал не просто на Готэм, но и на весь культурный Запад.

135448-26.jpg

Сам Кристофер Нолан отрицал политическое вложение в фильм. Вполне возможно. Но на уровне продюсеров и сценаристов эта откровенная республиканско-консервативная идеология в фильм всё-таки была заложена. В этом плане удачнее, как политическое высказывание, выглядит ещё один спинофф о жителе Готэма — «Джокер» Тодда Филипса. При этом, в отличие от всевозможных фестивальных хитов, «Джокер» не пытается педалировать повестку, а в лучших традициях кино прошлого помещает всё на задний план. Зритель сам способен во всём разобраться и домыслить нужное.

135449-27.jpg

При этом Джокер в данной интерпретации не является злодеем. Артур Флек в исполнении Хоакина Феникса — простой работяга. Его работа, мягко говоря, мало кому нужна. Его ни в грош не ставят окружающие. Да и сам Готэм, явно срисованный с Нью-Йорка 80-х, медленно погружается в пучину криминального рая и социального дна. Политики из числа миллионеров показушно пытаются доказать, что они исправят всё, ведь у них есть власть и деньги, но волна негодования снизу вскипает, и не спасётся никто. Народный гнев вознесёт на вершину любого, кто посмеет сделать первый шаг и попытается защитить себя перед теми, кто возомнил себя всесильным. Тяжело каждый день подниматься по лестнице, потому испытываешь истинное облегчение, когда решаешь наконец спуститься с неё.

135449-28.jpg

Да, это может напугать. Ведь справедливость уличного бунта и даже революции — совсем не то, что хочется увидеть у себя за окном. С другой стороны, чем отчаяннее ситуация, тем сильнее выхлоп. Нет ничего удивительного в том, что «Джокер» стал одним из самых обсуждаемых фильмов в России, даже несмотря на то, что по факту перед нами психологическая драма. Более того, картина Тодда Филлипса, бросившего съёмку скабрёзных комедий, умудрилась заработать в российском прокате 1 миллиард рублей. А в мире и вовсе был взят рубеж в 1 млрд долларов. Крайне неожиданно для драматического по содержанию фильма.


На этом, пожалуй, закончу первую часть истории комиксов DC на киноэкранах. Сознательно обхожу стороной анимационные ленты и телесериалы. Это всё-таки немного другая вселенная. В продолжении будет рассказ о DC Movie Universe, куратором которой сделали Зака Снайдера, но после первой же кассовой неудачи попытались всё переиграть, подстроившись под рынок.

  • Like (+1) 3
  • Upvote 1

Share this post


Link to post

Старые фильмы смотрятся настолько устаревше, что ой.

Даже Супермен 1978.

Share this post


Link to post

@SerGEAnt просто их нужно пропустить через пиксельный фильтр и вуаля! ретро! глаз сразу адаптируется, с играми такое работает =)

Share this post


Link to post

Тёмный Рыцарь выстрелил. И вытащил его Хит Лэджер… Остальное из последней трилогии ни о чём.

Share this post


Link to post
Posted (edited)

есть только ОДИН удавшийся на все 100% Супермен — Кларк Кент из Тайн Смоллвиля!!! единственный и неподрожаемый Том Веллинг, сыгравший Супермэна подростка, то как он только начинает постепенно учиться изучать свои новые сверхспособности! а химия отношений с Лексом Лютером? сначала они друзья, потом подозрения, что Кларк не человек вовсе, поиски доказательств… это самая глубокая и самая лучшая экранизация о Супермэне! и да, уже там и тогда была собрана своя Лига справедливости (а Аквамэн был не королем Атлантиды, а жертвой экспериментов ЛютерКорп)! а Зеленая Стрела из Тайн Смоллвиля тоже в разы лучше и круче того, что сняли позже.

 Не упомянуть Тайны Смоллвиля, ну такое

Edited by Lolitkunya
  • Upvote 1

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Similar Content

    • By Outcaster

      Угадаете первый и последний?
      16 лет назад один из двух комикс-гигантов решил выпускать собственные фильмы про своих персонажей. Прежде фильмы про персонажей комиксов Marvel снимались на сторонних студиях и даже имели определённый успех, но в этот раз компания решила взять быка за рога и взять под контроль не только коммерческую, но и творческую часть. Более того, была поставлена амбициозная задача выстроить полновесную кинематографическую вселенную, в которой разные супергерои и злодеи будут сосуществовать, периодически появляясь в других фильмах. Собственно, как это происходило в комиксах на протяжении последних 70 лет.

      В то время никто даже близко не понимал, во что выльется эта идея. Думаю, никто в Голливуде не верил не то что в успех (всё же комикс-фильмы уже тогда собирали кассу, хотя и не были защищены от провалов), а вообще в способность не связанной с киноиндустрией компании создать большую вселенную из полудюжины фильмов. Даже у мэйджор-студий не всегда получалось закончить анонсированную трилогию, а тут новички. Но как бы то ни было, продюсер Ави Арад стал основателем крупнейшей инди-студии Голливуда на тот момент — Marvel Studios. Первые несколько лет ушли на организационные моменты и помощь в производстве уже анонсированных фильмов по лицензии Marvel от других студий. Но в 2007 году главой студии назначили Кевина Файги, и работа над анонсированной Marvel Cinematic Universe началась в полную силу.
      Уже не так важно, какие прогнозы были перед стартом этой затеи. Сейчас очевидно одно: это стало одним из важнейших событий в истории развлекательного бизнеса. Marvel Studios давно лишилась независимости, став частью корпорации Disney, вышли больше двух десятков фильмов, дюжина телесериалов, короткометражки и мультфильмы. И это всё не считая горы мерчендайза. Более того, конкуренты тоже захотели создать свои собственные вселенные, но пока ни у кого не получилось повторить формулу успеха. Как бы вы ни относились к фильмам Marvel, это безусловное событие в истории кино. Так что я попытался составить персональный топ фильмов Marvel Cinematic Universe, расставив их по порядку от худшего к лучшему. Благо нашлось место как художественным провалам, так и редким жемчужинам. Но сразу оговорюсь, сериалы оставлю в стороне. Их слишком много, и с ними всё будет гораздо тяжеловеснее. И да, возможны спойлеры к отдельным фильмам.
      «Чёрная вдова» / Black Widow
      реж. Кейт Шортланд, 2021 г.

      Ответственно заявляю: это худший фильм Marvel Cinematic Universe. Данную ленту фанаты просили больше 10 лет. Ещё после первого появления Чёрной вдовы в исполнении Скарлетт Йоханссон в «Железном человеке 2» поклонники комиксов захотели её сольник. Сам Файги заявлял, что препродакшн фильма о Вдове был готов в 2014 году. Но по неизвестным причинам лента так и не запускалась в производство. В итоге боссы MCU затянули всё до того момента, как героиня умерла в предыдущем фильме. И из истории, которая могла бы дополнить вселенную, получился необязательный спин-офф, который не давал ничего.
      Режиссёром фильма назначили австралийку Кейт Шортланд, прежде прославившуюся психологическим триллером «Берлинский синдром». Но в «Чёрной вдове» сложно обнаружить намёки на её прошлую, более камерную работу. Зато вовсе не удивительно, что в 2021 году на голливудские экраны вновь вернулась тема «плохих русских» с откровенно клюквенной приправой. Политическая ситуация в мире очевидна, и возвращение темы понятно. Жаль, что фильму это не помогло.
      «Капитан Марвел» / Captain Marvel
      реж. Анна Боден, Райан Флек, 2019 г.

      Единственные положительные моменты «Капитана Марвел» — отсылки-отсылочки к 90-м. Но их немного, и они не такие вдохновенные, как в лентах Джеймса Ганна. Главная проблема фильма — абсолютно пустая героиня, да ещё сыгранная максимально плоско. В комиксах часто встречается такой тип героев, как бойскауты: абсолютно положительные персонажи, переводящие старушек через дорогу и спасающие мир одновременно, у которых авторы даже не пытаются прописать дихотомию эго и альтер-эго. В общем, совершенно неинтересные персонажи, если тебе не шесть лет и ты не хочешь посмотреть на добропорядочного качка с нулевой рефлексией и без внятного бэкграунда. 
      В комиксах Marvel таковым чаще всего являлся Капитан Америка, но в экранизациях Кэп в исполнении Криса Эванса, наоборот, получился одним из наиболее интересных героев всей вселенной, став настоящим любимцем поклонников наравне с Тони Старком / Железным человеком. Тут нужно отдать должное и сценаристам, и режиссёру Джо Джонстону, которые смогли создать образ рефлексирующего американского патриота, заброшенного из прошлого в наши дни. И в принципе, до последнего времени почти все герои Marvel, даже самые банальные, были прописаны более-менее сносно. Ключевые слова — «до последнего времени», а теперь, вопреки всему, MCU родила типичную безыскусную гёрлскаут Капитана Марвел. Её существование обусловлено только сюжетными ходами, припасёнными для финального аккорда «Мстителей», а вовсе не тем, что эта супергероиня хоть сколько-то интересна.
      «Мстители: Эра Альтрона» / Avengers: Age of Ultron
      реж. Джосс Уидон, 2015 г.

      Who is mister Joss Whedon?
      Вполне логичный вопрос, если ознакомиться с несколькими его режиссёрскими работами, все из которых выполнены на уровне дешёвого балагана, без какого-либо чувства стиля и меры. При этом Уидону регулярно выделяют весьма внушительные бюджеты. Сначала был бестолковый телесериал «Светлячок», затем ещё более невразумительный перенос оного на киноэкраны в виде «Миссии „Серенити“», а звёздным часом Уидона стал монструозный блокбастер «Мстители», который обескураживает не только практически нулевым художественным уровнем, но и оправданием агрессивной американской политики в ответ на теракты 11 сентября. 
      Но что убивает больше, так это то, что данный постановщик не способен снять даже унылый, посредственный, проходной, скучный голливудский блокбастер на твёрдые пять баллов. Вместо этого получается традиционный детский утренник, представляющий собой мешанину из спецэффектов, наивных и глупых рассуждений о судьбах человечества, неинтересных персонажей и ещё более скучных супостатов. Единственное, чем запоминается «Эра Альтрона», — отсылки к бомбардировке Югославии войсками НАТО. А также появление мутантов Ртути и Алой Ведьмы, правда, вне команды Людей-X.
      «Чёрная пантера» / Black Panther
      реж. Райан Куглер, 2018 г.

      Рекламная кампания этого фильма достойна обсуждения больше, чем сама «Чёрная пантера». Кино получилось просто безликим, а Ваканда (высокотехнологичная цивилизация посреди Африки) выглядела роялем в кустах ещё при первом появлении в одном из «Капитанов Америк». Зато пиарщики вовсю кричали, что это первый фильм о чернокожем супергерое и первый блокбастер, снятый афроамериканцем. К сожалению, такая реклама могла подействовать только на людей, слабо знакомых с историей кино. Так Marvel сделала вид, что не было трилогии о Блейде (персонаже комиксов Marvel), а Антуан Фукуа или братья Хьюз не снимали фильмов с большим бюджетом. Формально первый блокбастер, снятый афроамериканцем, — это «Король Артур» Фукуа. И то если сделать вид, что «Из ада» братьев Хьюз или «Слёзы солнца» того же Фукуа не считаются за блокбастеры, поскольку их бюджет составил менее 100 млн долларов. 
      Впоследствии маркетологи пытались повторить точно такую же рассыпающуюся на ходу рекламную кампанию вокруг «Капитана Марвел», уверяя, что до неё про женщин-супергероев ничего не было. Хотя были и «Эон Флакс», и «Ультрафиолет», и «Электра». Не вспоминая про «Женщину-кошку», которая была и женщиной, и афроамериканкой одновременно. При этом оставим за скобками «Чудо-женщину» Пэтти Дженкинс: возможно, её игнорировали сознательно, как конкурента от DC.
      «Мстители» / Marvel’s The Avengers
      реж. Джосс Уидон, 2012 г.

      Первые «Мстители» были амбициозным финалом Первой фазы MCU. На тот момент даже было не до конца ясно, будет ли вторая фаза, ведь успех был вовсе не гарантирован. Но именно к этому фильму подводили чуть ли не с основания Marvel Studios. Это фильм, в котором объединились герои, ранее фигурировавшие в других картинах. Попытки создать нечто подобное предпринимались в прошлом, но все потерпели неудачу. Спин-оффы «Бэтменов» Тима Бёртона и Джоэла Шумахера так и не увидели свет, кроме «Женщины-кошки», которая к моменту выхода в начале нулевых уже утратила актуальность как часть вселенной. «Сорвиголова» и «Электра», которые были первой попыткой создать киновселенную Marvel, столкнулись с провальными кассовыми сборами второй картины. Более-менее успешны были фильмы про Людей-X, но они и без остальных героев Marvel были самодостаточны.
      Коммерческий успех «Мстителей» предопределил историю современного Голливуда. Все захотели повторить успех и создать собственную кинематографическую вселенную. На данный момент не преуспел никто. Провалилась даже попытка создания вселенной по «Звёздным войнам». С художественной же точки зрения «Мстители» были довольно разношёрстным винегретом, под стать толпе супергероев, которых впихнули в один фильм. Запомнилось только то, что инопланетяне под захватом мира подразумевали захват США с массовыми разрушениями Нью-Йорка. Явная аллюзия на 11 сентября. Правда, многие зрители обратили внимание не на отсылку к тому, что ради безопасности нужно усилить контроль, а на то, что сами супергерои крушили небоскрёбы. В будущих фильмах пытались эту тему обыграть и даже придать ей смысла. Иногда доходя до нелепого (вспомним драку в пустом аэропорту в «Первом мстителе: Противостоянии»).
      «Мстители: Финал» / «Мстители: Эндшпиль» / Avengers: Endgame
      реж. Энтони Руссо, Джо Руссо, 2019 г.

      Братья Руссо в какой-то момент считались главным открытием Кевина Файги. Телевизионные режиссёры, у которых оказалось собственное авторское видение, которое они умудрялись проявлять даже во многомиллионных проектах с большой продюсерской опекой. К сожалению, ставки в финальной истории были настолько высоки, что давление продюсеров оказалось сильнее. Режиссуру Руссо было не узнать. При просмотре этой тяжеловесной, перегруженной картины вообще не узнавался почерк тех, кто ещё недавно снял «Войну Бесконечности». Было слишком много всего: событий, персонажей, сюжетных поворотов. «Финал» должен был стать эпичной точкой, а стал кляксой. Более того, твист с возвращением назад во времени и спасением всех погибших, который должны были придержать ещё хотя бы фильмов на 10, выдали практически в следующей картине после «Войны Бесконечности», обнулив всю её необычность и не дав развить сюжетные события со смертью половины вселенной. В итоге то, что могло стать интересным развитием мира вплоть до пятой фазы, было слито тут же.
      «Железный человек 2» / Iron Man 2
      реж. Джон Фавро, 2010 г.

      Первый фильм кинематографической вселенной Marvel, который я посмотрел. И честно говоря, для меня он в итоге стал мерилом для всей MCU. Сам же фильм трудно отличить от любого другого голливудского проекта 10-летней давности. Зато он остался в мемах благодаря персонажу Микки Рурка и его заявлению в русском дубляже: «Твой софт — говно».
      «Тор» / Thor
      реж. Кеннет Брана, 2011 г.

      На самом деле, у этого фильма репутация лучше, чем он заслуживает. Во многочисленных отзывах и рецензиях можно прочесть, что тут чуть ли не шекспировские диалоги, а отношения Тора и Джейн — романтика высшего сорта. К сожалению, ничего такого обнаружить в фильме нельзя. Запоминаются только первые полчаса, действие которых происходит в Асгарде. Это действительно выглядит небанально из-за самого сеттинга другой планеты, на которой живут скандинавские боги. Но чем больше в картине приключений на Земле, тем примитивнее и скучнее она становится.
      «Человек-муравей и Оса» / Ant-Man & The Wasp
      реж. Пейтон Рид, 2018 г.

      Вообще, воспоминания об этом фильме весьма смутные. Честно говоря, без дополнительного перечитывания отзывов «Человек-муравей» и его сиквел у меня в голове перемешались, и я не отделял один от другого. Занятно, что изначально Майкл Дуглас утверждал, что не подписывался на сиквел, а затем упрашивал взять на роль жены своего персонажа Хэнка Пима, пропавшей в квантовом безвременье, свою реальную супругу Кэтрин Зета-Джонс. Но студия настояла на Мишель Пфайффер.
      «Человек-муравей» / Ant-Man
      реж. Пейтон Рид, 2015 г.

      Этот фильм изначально имел чуть больше амбиций, чем сумел реализовать. Предполагалось, что режиссёрское кресло займёт популярный британский кинодел Эдгар Райт; и он даже написал сценарий, но впоследствии вышел из проекта, столкнувшись с творческим давлением со стороны студии. Правда, что удивительно, и режиссёр, и продюсеры заявили об этом открыто и разошлись полюбовно. Место Райта занял Пейтон Рид, а сценарий был переписан. В итоге кино получилось местами забавным, но снятым как телесериал среднего пошиба. Главной режиссёрской неудачей в фильме о человеке, скукоживающемся до размеров муравья, я бы назвал проваленное чувство масштаба. Нигде, кроме первой сцены в ванной, изменения в размере главного героя не ощущались.
      Зато умилил грим с использованием компьютерной графики. Сегодня уже никого не удивишь не только цифровым гримом, но и воссозданными с помощью CG-графики актёрами прошлого. Но когда-то «Человек-муравей» был одним из пионеров. Так что зрители могли насладиться Майклом Дугласом с Мартином Донованом, выглядевшими гораздо моложе, чем в жизни, и даже напоминавшими самих себя в 80-е — 90-е годы. Зато Эванджелин Лилли почему-то в этой картине выглядела старше своего возраста. А это не круто.
      «Первый мститель: Противостояние» / «Капитан Америка: Гражданская война» / Captain America: Civil War
      реж. Энтони Руссо, Джо Руссо, 2016 г.

      Если «Человек-муравей» хотя бы поначалу пытался быть оригинальным, то в «Первом мстителе: Противостоянии» (почему у нас не любят Капитана Америку?) с самого начала царствовало занудство. И это удивляло. Ведь предыдущий фильм о Капитане Америке «Первый мститель: Другая война», был вполне сносен. Что приключилось с дуэтом режиссёров Энтони и Джо Руссо, лично мне не понять. У фильма был шанс выглядеть чуть лучше, если бы в нём не было вызывающей стыд фразы «Хайль, Гидра». Шутка затянулась и перестала быть смешной. Хотя по прошествии времени понимаешь, насколько тема нацистов во власти актуальна для современных США. Достаточно посмотреть американские новости за последние лет пять.
      Сам же конфликт между двумя супергероями оказался лишён претензий на столкновение мировоззрений, скукожившись до уровня мордобоя двух мужчин и примкнувших к ним дружков. А ведь трейлеры нагнетали настоящую войну, сулили, что этот фильм изменит отношение к каждому из двух героев. Но по факту каждый остался при своём, и всё закончилось пшиком. Капитан Америка продолжил быть самым либеральным патриотом страны, а Тони Старк так и остался немножко консервативным бизнесменом.
      «Тор: Рагнарёк» / Thor: Ragnarok
      реж. Тайка Вайтити, 2017 г.

      Тут, возможно, многие удивятся, но лично я нахожу «Тор: Рагнарёк» крайне переоценённым фильмом. Как по мне, юмор скатывался в слишком откровенную буффонаду, что было особенно заметно на фоне «Стражей галактики» или второй части «Тора», в которых комедийная составляющая была прописана куда тоньше. Отметить можно только Кейт Бланшетт, как ни удивительно. А ведь до просмотра я и сам возлагал определённые надежды на Тайку Вайтити, прежде прославившегося пародийной комедией «Реальные упыри». 
      «Шан-Чи и легенда десяти колец» / Shang-Chi and the Legend of the Ten Rings
      реж. Дестин Дэниел Креттон, 2021 г.

      В четвёртой фазе MCU студия решила немного поэкспериментировать, понимая, что вся эпичность временно ушла и что в ближайшие годы ничего легендарнее Таноса не будет. Так, видимо, появился фильм о Шан-Чи, рассчитанный на китайскую аудиторию. Неудивительно, что он выглядел совсем как современные китайские блокбастеры с кучей спецэффектов, малореалистичными драками и наличием локальной суперзвезды. В данном случае звездой стал легенда гонконгского кино Тони Люн Чу Вай, многим памятный по фильмам Вонга Кар-Вая и Джона Ву. Удивляло только, что режиссёром оказался не китаец, а бывший постановщик американского малобюджетного инди.
      «Невероятный Халк» / The Incredible Hulk
      реж. Луи Летерье, 2008 г.

      Фильм, о котором нет смысла писать много. Формально он всё ещё часть франшизы. Каноничная часть! Но де-факто о Халке в исполнении Эдварда Нортона все давным-давно забыли. Брюса Беннера впоследствии стал играть Марк Руффало. Как так вышло? Нортон никогда не был поклонником чисто развлекательного Голливуда, он всегда славился своими резкими замечаниями на этот счёт. Но Нортон был большим фанатом комиксов о Халке. Когда-то он даже пробовался на роль в фильме Энга Ли, но отказался, посчитав сценарий плохим. Однако не отказался от идеи сыграть этого персонажа. На съёмках «Невероятного Халка» Нортон активно пытался перехватить контроль над художественной частью фильма, рассказывая о своём видении героя режиссёру и продюсерам, а также внося правки в сценарий. Ему категорически не нравилось, что фильм делают под рейтинг PG-13, ведь, по его мнению, Халк как персонаж вполне мог быть взрослой историей, потому Нортон предлагал ориентироваться на фильмы Кристофера Нолана, сделать своего рода пересказ истории о докторе Джекилле и мистере Хайде на современный лад (чем фильм, в общем-то, и был). Нортон даже придумал сюжет сиквела.
      Всё это закончилось тем, что Нортона больше на съёмках фильмов Marvel не было. Сам актёр говорил, что на съёмках с ним никто вроде бы не конфликтовал и всё было замечательно, многие даже одобряли его идеи, включая план на сиквел. Но как показало время, никого его идеи не интересовали. Фильм вышел таким, каким его смонтировали под чутким контролем продюсеров, а на сиквел Нортона просто не позвали. Да и сам Нортон говорил, что ещё тогда в личных беседах с Кевином Файги понял, что мрачное и серьёзное кино о Халке не входило в его планы.
      «Доктор Стрэндж» / Doctor Strange
      реж. Скотт Дерриксон, 2016 г.

      Лично я считаю Скотта Дерриксона одним из наиболее перспективных и интересных режиссёров в современном Голливуде. Массовому зрителю он известен по судебной драме с элементами ужасов «Шесть демонов Эмили Роуз» и экологическому блокбастеру «День, когда Земля остановилась». Но лично я бы выделил один из самых страшных фильмов прошлого десятилетия «Синистер» (привет надмозгам и их бессмысленным названиям!). И первые две трети «Доктора Стрэнджа» оправдывали ожидания. Это было кино как раз в авторском стиле Дерриксона, с его тягой к деконструкции верований и поиском чёрной кошки в тёмной комнате. Дерриксон ещё в университете изучал связь кино и теологии, так что став режиссёром, продолжил эту тему на экране. 
      Однако последняя треть фильма полностью лишалась почерка Дерриксона и превращалась в стандартный киноаттракцион Marvel. Но по-другому, скорее всего, сделать было нельзя. Всё же на кону стояли пара сотен миллионов долларов, а Доктор Стрэндж — не второстепенный персонаж, живущий отдельно, как какой-нибудь Человек-муравей или Стражи галактики, а один из главных супергероев, вокруг которого крутится немало событий. И в последующих фильмах его роль настолько велика, что продюсеры не позволили слишком вольного обращения с персонажем.
      «Человек-паук: Возвращение домой» / Spider-Man: Homecoming
      реж. Джон Уоттс, 2017 г.

      Когда Человек-паук появился в трейлере фильма о Капитане Америке, ажиотаж был бешеным. Казалось, что Sony не пойдёт на уступки и продолжит доить персонажа и всех злодеев, ему противостоявших, самостоятельно. Всё же это был самый популярный герой комиксов Marvel. Но неудачи с фильмами, в которых Питера Паркера играл Эндрю Гарфилд, сыграли свою роль. После того как хакеры из КНДР слили бухгалтерские отчёты студии, стало ясно, что второй фильм — «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» — с трудом вышел в ноль для Sony. Всё же часть процента от сборов забирала себе Marvel как владелец персонажей, а доходы с продажи мерчендайза и вовсе полностью доставались Marvel, и для Sony фильм приносил сущие копейки. 
      «Первый мститель: Другая война» / «Капитан Америка: Зимний солдат» / Captain America: The Winter Soldier
      реж. Энтони Руссо, Джо Руссо, 2013 г.

      Вообще, Капитан Америка в исполнении Криса Эванса в какой-то момент оказался самым адекватным из Мстителей. Напыщенный Тони Старк с каждым новым фильмом всё больше бесил своей исключительностью, Тор был слишком наивен и глуп (ничего плохого в этом нет, просто такой персонаж), Халка лишили единственного сольника, так что он и вовсе был кем-то со второго плана, типа Соколиного глаза или Чёрной вдовы. Зато Стив Роджерс, в отличие от своей комиксной ипостаси, предстал в образе патриота, который постоянно сомневался в действиях своего правительства. Конечно, сюжетный поворот, что американские консерваторы — это literally фашисты, выглядел уж слишком по-детски, зато он нашёл отклик у современной американской молодёжи, для которой Дональд Трамп is literally Гитлер.
      А фильм неожиданно получился о том, что меня раздражало в первых «Мстителях». А именно о том, что, по сути, в них иносказательно пытались оправдать НАТО, приписывая ему супергероизм, на который дали добро «события в Нью-Йорке». «Другая война» — этакий внутренний оппозиционный взгляд на тот же вопрос. Организация Щ.И.Т. (так в мире Marvel назвали НАТО) должна быть уничтожена как порождение нацизма, которое дестабилизирует обстановку в мире, всюду создавая «пятые колонны». И Капитан Америка ради вашей и нашей свободы покажет ей, где раки зимуют! Хотя не все Мстители, как мы выяснили из «Первого мстителя: Противостояния», были с ним согласны.
      «Железный человек 3» / Iron Man 3
      реж. Шейн Блэк, 2013 г.

      Патриотический пафос всегда был свойственен Железному человеку, но если в предыдущей части он был низведён до «За Америку! За Родину!», то в триквеле, с одной стороны, было возвращение к первому фильму с тематикой международного терроризма, а с другой, всё это было переиначено в откровенно пародийном ключе. Почти сатирическом. Местный Усама бин Ладен (Мандарин в исполнении почти всегда отличного Бена Кингсли) оказывался марионеткой в руках сильных мира сего. Отчасти это даже можно было бы назвать пародией на знаменитую теорию заговора о том, что теракт 11 сентября устроили американские спецслужбы, дабы усилить контроль над населением. Другое дело, что весь этот сюжет разворачивался в сеттинге рождественского фильма с романтическим уклоном. И не всегда это срабатывало. 
      К слову, режиссёром выступил Шейн Блэк, прекрасно известный многим как сценарист «Смертельного оружия», «Последнего бойскаута», «Долгого поцелуя на ночь» и режиссёр «Поцелуя навылет» и «Славных парней» (тех, что с Райаном Гослингом и Расселом Кроу, не путать с фильмом, где снялись Рэй Лиотта и Роберт Де Ниро). И романтическая комедия про семейные ценности в рождественском сеттинге с обилием экшена и чёрного юмора была типичным фильмом Блэка. Во всех фильмах, к которым он приложил руку, были эти приметы его фирменного стиля, а «Железный человек» умудрился впихнуть их сразу все. Увы, рождественская сказка про Железного человека, чёрная сатира на террористов и басня о семейных ценностях Тони Старка не всегда удачно сочетались в рамках одного фильма.
      «Железный человек» / Iron Man
      реж. Джон Фавро, 2008 г.

      Фильм, с которого всё началось. Многие до сих пор считают его лучшим во франшизе. Лично я восторгов никогда не разделял. Более того, так вышло, что я посмотрел его уже после «Халка» и сиквела. Но чем запоминался «Железный человек» Джона Фавро, так это тем, что он пытался быть в тренде приземлённых и реалистичных супергероев, популяризованных Кристофером Ноланом. Тони Старк был обычным миллионером и гением инженерии, который просто сделал себе костюм из того, что было. Никаких героев из далёкого космоса, никаких достижений науки, не поддающихся логике. Правда, развивать вселенную в таком духе Кевин Файги не планировал, просто это был лучший способ начать её с нуля.
      «Человек-паук: Вдали от дома» / Spider-Man: Far From Home
      реж. Джон Уоттс, 2019 г.

      Второй фильм о Человеке-пауке в исполнении Тома Холланда оказался даже интереснее первого. Многие обвиняли первый фильм в том, что в нём супергерой был всего лишь сайдкиком для главной звезды — Железного человека. Отчасти это было правдой, потому сиквел, вышедший уже после «Мстителей: Финала», должен был преобразить персонажа в глазах поклонников. Бонусом многие были взбудоражены анимационным фильмом «Человек-паук: Через вселенные», который заставил смотреть на персонажа немного иначе.
      Во-первых, стоит отметить Холланда. Лично я считаю, что это лучший Питер Паркер из всех киноинкарнаций. Да, Тоби Магуайр многим запомнился с детства, но фильмы Сэма Рэйми впечатляли классными злодеями, а не нытьём Питера Паркера. А фильмы Марка Уэбба и вовсе были занудными. Во-вторых, Джейк Джилленхол лишился комикс-девственности: одна из последних больших звёзд Голливуда, сознательно избегавших ролей в фильмах по комиксам, наконец снялся в комикс-фильме. Теперь из больших актёров, способных одним своим именем на афише привести зрителей в зал и не снимающихся в фильмах по комиксам, остаётся только Леонардо Дикаприо. Все остальные уже сыграли в фильмах либо по комиксам Marvel, либо по комиксам DC, либо просто по каким-то комиксам от студий меньших масштабов. В-третьих, всё закончилось намёком на грядущий мультиверс, а что ещё нужно поклонникам?
      «Тор 2: Царство тьмы» / Thor: The Dark World
      реж. Алан Тейлор, 2013 г.

      Помню, перед просмотром сиквела у меня был большой скепсис. Негативные отзывы критиков и зрителей усиливали это предубеждение. Режиссёр Алан Тейлор прежде был в основном известен работой над разными телесериалами, среди которых особняком стояла разве что «Игра престолов». Появилась даже мысль, что Marvel Studios осознала, что такой многосерийный проект, как MCU, — это своего рода телесериал, но с многомиллиардным бюджетом, потому и решила сделать ставку на телевизионных постановщиков, умеющих работать на продюсерское видение шоураннера. Параллельно из сериалов пришли братья Руссо и Пейтон Рид, но в дальнейшем Кевин Файги стал делать ставку на начинающих инди-режиссёров (Кейт Шортланд, Райан Куглер, Хлоя Чжао). Однако несмотря на скепсис, картина смогла приятно удивить. Боги Асгарда опять высокопарно делили мир, а люди сходили с ума. Весьма увлекательное зрелище. Без откровений, но и без претенциозности. Качественный киноаттракцион с действительно достойной комедийной составляющей.
      «Вечные» / Eternals
      реж. Хлоя Чжао, 2021 г.

      По всем признакам (оценки критиков, отзывы зрителей, кассовые сборы) это худший или один из худших фильмов MCU. И я шёл в кино, не имея никаких ожиданий на его счёт. Так вышло, что я считаю два предыдущих детища оскароносной Хлои Чжао — «Наездник» и «Земля кочевников» — скучными, сделанными по учебникам кинорежиссуры проходными инди-фильмами. В американском кино каждый год на фестивале «Сандэнс» показывают нечто подобное по 20 штук за раз. Чем выделилась на их фоне Чжао, для меня до сих пор большая загадка.
      Тем удивительнее было, что «Вечные» оказались достаточно неглупым миксом истории о богах среди людей (автором оригинальных комиксов был создатель «Новых богов» для DC, который просто перешёл в Marvel и продолжил писать истории о том же самом) и приключения, не лишённого доли юмора. Конечно, сюжетный поворот об истинном предназначении Вечных и вовсе ощущался чем-то на уровне финала «Войны Бесконечности». Главное, чтобы Marvel Studios не выбросила потенциал этой истории в урну, как сделала это с фильмом братьев Руссо.
      «Стражи галактики» / Guardians of the Galaxy
      реж. Джеймс Ганн, 2014 г.

      Интересно, много ли в мире режиссёров-постановщиков, проделавших путь от студии трэш-кино категории Z Troma Entertainment до мультимиллионных блокбастеров Disney? Очевидно, что такой уникум один. Речь, конечно, о Джеймсе Ганне, который начинал с таких фильмов, как «Тромео и Джульетта», а теперь крутится в высшей лиге с бюджетами в сотни миллионов долларов. Сами «Стражи галактики» на пике напоминали лучшие моменты из «Звёздных войн» или «Вавилона 5», хотя в целом не были лишены типичных проблем MCU. Но благодаря обаятельным персонажам и порции ностальгической поп-музыки 70-х проблемы не так сильно бросались в глаза.
      «Первый мститель» / «Капитан Америка: Первый мститель» / Captain America: The First Avenger
      реж. Джо Джонстон, 2011 г.

      Этот фильм удивил ещё в момент своего выхода. Казалось, нет более чуждого современности героя, чем персонаж из эпохи ура-патриотизма. Но Стив Роджерс по версии Джо Джонстона получился весьма странным малым, который был готов умереть за свою страну, но при этом не был настолько глуп, как обычный солдафон. «Первого мстителя» недурно стилизовали под приключенческое военное кино про бравых морпехов и десантников, отважно мочащих нацистов в тылу врага. Если вспомнить, что когда-то Джонстон начинал как художник по визуальным эффектам на фильмах об Индиане Джонсе и «Звёздных войнах», то такой подход даже кажется логичным.
      Хотя по сюжету так и напрашивалось решение в середине фильма перекинуть героя в современный мир, чтобы показать его выпадение из течения времени. Причём в первой половине фильма были предпосылки для такого хода, но сначала процесс адаптации простого парня, из которого армия США сделала героя, отложили до самого конца, искусственно затянув финал, а затем запороли задумку в фильме «Мстители», где рефлексию Капитана Америки о том, что он перенёсся из 1940-х в 2010-е, отправили на задний план, вытащив этот мотив из чулана только в следующем фильме.
      «Мстители: Война бесконечности» / Avengers: Infinity War
      реж. Энтони Руссо, Джо Руссо, 2018 г.

      Неожиданно, но у Энтони и Джо Руссо получилось придать несерьёзной кинематографической вселенной Marvel нотки эпического повествования. Возможно, впервые за 20 фильмов, представив более чем две дюжины персонажей действительно в образе современных героев в античном смысле этого слова. Причём основной причиной успеха можно назвать главного злодея, возомнившего себя вершителем судеб всей вселенной. Танос в исполнении Джоша Бролина оказался находкой и действительно лучшим злодеем Marvel, если вспомнить знаменитый мем.
      Конечно же, сильнее всего в этом фильме срабатывал смелый финал, который точно мало кто ожидал. Весьма неожиданно, когда к уже приевшимся персонажам, которых воспринимаешь как сериальных, начинаешь испытывать чувства. И это бы точно не получилось без нюансированной режиссуры братьев Руссо, ставших главным открытием Кевина Файги.
      «Стражи галактики 2» / Guardians of the Galaxy Vol.2
      реж. Джеймс Ганн, 2017 г.

      Первая часть вполне неплохо обыгрывала ностальгию по 70-м, но только во второй части Джеймсу Ганну дали развернуться на всю катушку. Получился душевный и весёлый оммаж поп-культуре 70-х — 80-х годов. Если первая часть цеплялась в основном за какие-то внешние детали, в основном в диалогах и саундтреке, то сиквел оказался «Звёздными войнами» — такими, какими мы их помним, а не такими, какими они были на самом деле. Весёлое приключение, которое не боится быть серьёзным фильмом о семье, при этом легко используя искромётный юмор там, где он уместен. Безусловно, лучший фильм Marvel Cinematic Universe без каких-либо скидок. А ещё в нём пять (!) сцен после титров.
      К слову, обязательно попробуйте новую игру по «Стражам галактики» от Eidos Montreal. Приключение не менее крутое, чем второй фильм Ганна. Забавно только, как Стражи галактики из не самых популярных персонажей комиксов с задворок космических приключений Marvel резко вышли на первый план, затмив даже таких героев, как Серебряный сёрфер, Нова и Капитан Марвел, прежде считавшихся главными звёздами космических комиксов.
      Совсем скоро на экраны выйдет третий сольный фильм про Человека-паука, который не просто добавит +1 в копилку фильмов, но и канонизирует все фильмы Sony по Marvel как часть MCU, и данный текст утратит актуальность, поскольку придётся учитывать ещё восемь новых фильмов. Но пока что топ MCU выглядит как-то так. Вообще, с годами моё отношение к фильмам Marvel постоянно менялось, пока не пришло принятие. Со временем я смог оценить уникальность эксперимента студии и гениальность бизнес-проекта, хотя отдельные фильмы по-прежнему вызывают у меня только недоумение.
    • By WARCHIFF

      Если исходить из оригинальной хронологии, то стоило объединить либо нулевую часть с первой, либо вторую с третьей. В итоге мы имеем две основные сюжетные линии, которые идут не друг за другом, как было в оригинале, а параллельно, что привносит свои странности в повествование и делает историю перегруженной.
      В этом году в честь 25-летия серии Resident Evil было запланировано множество проектов. Тут вам и полноценная номерная часть, и ремастер одной из лучших частей под VR, и CGI-сериал на Netflix, и полнометражный фильм-перезапуск, более приближенный сюжетно к игровой серии. И если игровая часть анонсов не подкачала на релизе, а сериал ещё может спастись за счёт последующих сезонов, то вот на больших экранах серии не повезло.

      Провинциальный Раккун-Сити, где ранее располагалась штаб-квартира фармацевтической компании «Амбрелла», доживает последние дни. Сотрудники фирмы и все, кто мог себе это позволить, уехали из города. Дождливым вечером 30 сентября 1998 года Клэр Редфилд (Кая Скоделарио) направляется навестить своего брата Криса Редфилда (Робби Амелл), чтобы показать ему кассету с расследованием журналиста Бена Бертолуччи о тайных делах и целях «Амбреллы». В тот же день коп-неудачник Леон Кеннеди заступает на своё первое дежурство в полицейском участке Раккун-Сити, куда его сослали за оплошность на обучении, а группа «Альфа» S.T.A.R.S. готовиться выехать на обследование обглоданного трупа, найденного недалеко от особняка основателя «Амбреллы» Озвелла Спенсера.

      После коммерчески успешных, но плохо принятых критиками фильмов серии «Обитель зла» за авторством Пола У. С. Андерсона желание снять новый проект по вселенной высказал Джеймс Ван — «отец» фильмов «Пила» и «Заклятие». Впрочем, не срослось: в кресле режиссёра его заменил Йоханнес Робертс, за плечами которого чуть больше десятка работ в жанре ужасов, самая популярная из которых — дилогия «Синяя бездна» со средней оценкой 5,5 на IMDb и «Кинопоиске». Тут уже можно насторожиться.
      Второй звоночек — сюжет. Создатели решили объединить сценарии первых двух частей игры. Это странно: если исходить из оригинальной хронологии, то стоило объединить либо нулевую часть с первой, либо вторую с третьей. В итоге мы имеем две основные сюжетные линии, которые идут не друг за другом, как было в оригинале, а параллельно, что привносит свои странности в повествование и делает историю перегруженной.

      Учитывая скромный хронометраж, некоторые события в фильм решили не включать. Можете попрощаться с группой «Браво» отряда S.T.A.R.S. и Тиранами — никаких упоминаний и намёков на них нет, зато в фильм зачем-то вставили отсылку к близнецам Эшфорд. И всё это при заявлении режиссёра, что уж на сей раз всё будет канонично и для фанатов!
      Третья промашка — действующие лица. Даже без учета того, что из всего каста на прототипов походят только Крис и Клэр, главная проблема — характеры персонажей, а также логика их поступков. Джилл Валентайн (Ханна Джон-Кэймен), одной из важнейших героинь серии, экранного времени не хватает катастрофически. Альберт Вескер (Том Хоппер) превратился в добродушного дядьку, а бедняга Леон (Эван Джогиа) стал главным объектом насмешек и мастером попадания в неловкие ситуации. Семейство Биркин тоже «порезали»: хоть какую-то смысловую нагрузку несёт один Уильям.

      Через призму прожжённого фаната выглядит как полный провал, но светлые моменты в фильме есть. Локации классно подобраны и выглядят один в один как в играх, а первое появление лизуна, я уверен, надолго отложится в вашей памяти. Порадовало, как органично удалось вписать в фильм игровую условность с закрытыми на ключи дверьми что в полицейском участке, что в особняке. Да и сами ключи в сюжете присутствуют, появляясь в действительно нужный момент. 
      Наконец, атмосфера. Режиссёру удалось воспроизвести события конца 1990-х с необходимой, но не чрезмерной точностью.

      Но мне сложно сказать, для кого был снят этот фильм. Для фанатов? При всей каноничности, он ушёл далеко в сторону — лучше просто перепройти серию. А новый зритель получил средней руки ужастик, так как работа с отсылками и каноничностью ему будет не понятна.


Zone of Games © 2003–2021 | Реклама на сайте.

Система Orphus

×