Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
Алексей Корсаков

[Авторская колонка] Наследие Хидетаки Миядзаки: как сделать крутой Souls-Like

Рекомендованные сообщения

banner_st-column_alex_soulslike.jpg

Порой определить принадлежность игры к Souls-Like непросто. Торопыги от игровой журналистки часто пишут: «Ролевая игра в духе Dark Souls» для обзора любого проекта с холодным оружием в кадре.


Кто бы мог подумать: новую консоль от Sony, ту самую PlayStation 5, продает ремейк игры 2009 года. Именно в том году геймдизайнер Хидетака Миядзаки навсегда изменил игровую индустрию. Маэстро Миядзаки выпустил свою Demon’s Souls.

Хардкорная, беспощадная и мрачная Action-RPG быстро завоевала признание критиков и геймеров, а Миядзаки еще не раз обращался к успешной формуле. После Demon’s Souls в свет вышли трилогия Dark Souls, эксклюзив платформы Sony Bloodborne, а в самурайском Sekiro: Shadows Die Twice все так же легко можно рассмотреть базис из первого Souls-хита. Главное, пожалуй, достижение Миядзаки — он создал действительно новый поджанр, с легкой руки впечатленных камрадов названный Souls-Like.

174843-01.jpg

Миядзаки очень похож на скромного студента из Бурятии

Порой определить принадлежность игры к Souls-Like непросто. Торопыги от игровой журналистки часто пишут: «Ролевая игра в духе Dark Souls» для обзора любого проекта с холодным оружием в кадре. Но, к примеру, Dragon’s Dogma ближе к классическим RPG, несмотря на бодрую боевку и фееричные разборки с боссами.

Стоит выделить несколько главных элементов успеха игр серии Souls, именно эти составляющие вдохновляют разработчиков Souls-Like и определяют их работы как последователей игр господина Миядзаки.

Высокая сложность и постоянно травмирующая психику надпись «You Died» — лишь вершина айсберга. Хотя нужно отметить, что с хардкорностью своих игр Миядзаки поработал с аккуратностью ювелира. В Souls вы не встретите грубой и нечестной драки, к каждому противнику найдется подход. В каждой сложной ситуации отыщется ключик к выходу — терпение, внимательность и смекалка будут задействованы в такой же высокой степени, как рефлексы мангуста на змеиной охоте. Все продолжатели дела Миядзаки в той или иной степени применяют тот же подход к сложности своих игр. Такие игры не проходятся с наскока, за вечер.

174844-02.jpg

Эта надпись преследует некоторых геймеров в страшных снах

В Souls и в Souls-Like значительная часть внимания разработчиков (а затем и игроков) отводится боссфайтам. Без крутого дизайна боссов, без тщательного изучения арены и набора приемов соперника в таких играх не обойтись. Именно в лучших образцах Souls-Like боссфайты становятся тем, чем и должны быть по определению, — кульминацией действия. Ни один из жанровых проектов не обошелся без боссов с длинной полоской жизни и с дурными манерами.

И еще один из примеров специфики жанра Souls-Like — это схема накопления, потери и возврата опыта. В таких играх после поражения в бою игрок получает возможность вернуть потерянный опыт: нужно лишь добраться до места фатальной ошибки, но если вас сражают в пути, то опыт исчезает бесследно. Такая механика выглядела действительно свежо, дарила новый игровой опыт и массу сильных эмоций. Хотя здесь Миядзаки не стал первопроходцем. Еще в двухмерных выпусках Diablo была возможность после гибели героя отыскать его бездыханное тело и вернуть ценные доспехи, оружие и кошель с золотом. В Souls мы точно так же пытались вернуть утраченные очки опыта, и эта схема ощущалась живее и интереснее. Хотя в Souls-Like могут обходиться и без подобных сложностей. Успешная экшен-RPG Remnant: From the Ashes не отнимает опыт в случае неудачи, а в остальном очень близка к играм Миядзаки.

174844-03.jpg

Один неверный шаг — и рыцарь полетит в пропасть. С полными карманами трофейных душ

Некоторые жанровые проекты подражают первоисточнику практически во всем. Хорошим примером будет недавняя Mortal Shell от студии Cold Symmetry. Здесь почерк Миядзаки виден на каждом шагу: мрачный во всех смыслах слова мир, сюжетная недосказанность, жесткая боевая система. Такие игры часто называют обидным словом «клон». Но пикантность ситуации с Mortal Shell в том, что повторяя и цитируя Dark Souls, она дарит те же сильные эмоции, что и объект подражания. Игра в большинстве случаев понравилась сообществу и на агрегаторе оценок Metacritic имеет нестыдные 76 баллов на основании 43 обзоров. Называть такой подход к разработке копированием или аккуратным заимствованием идей — личное дело каждого.

174845-04.jpg

Mortal Shell старательно копирует цветовую гамму Souls

Цитата

Те из товарищей, что следят за релизами уже давно и более-менее внимательно, наверняка заметили интересный факт: среди Souls-Like нет (ну, почти нет) откровенно плохих игр. Что-то получается крепче, что-то слабее, но все перечисленные в этом тексте игры определенно стоят вашего внимания. К примеру, если вспомнить, как два десятка лет назад студия Blizzard рвала листы продаж своей Diablo 2, то там ситуация сложилась менее радостная. Клоны Diablo появлялись еще много лет с завидной регулярностью, и проходного материала среди них хватало с лихвой.

Простейший путь для разработчиков игр Souls-Like блеснуть-таки собственной идеей — поколдовать с визуальной стилистикой. Да, в серии Souls вы найдете очень крутую картинку, далеко не самую технологичную, но атмосферную и «цепляющую». Минимум естественного освещения, туман и сумрак, запустение, декаданс и безнадега — картинка в любой из частей Souls работает на максимально быстрое погружение игрока. Но такой подход к визуалу, как оказалось, необязателен для хорошей игры в стиле Миядзаки.

174845-05.jpg

Красиво. Но мрачно. Но все-таки красиво

Свое слово сказали польские разработчики в 2014 году, выпустив Lords of the Fallen. Игра во многом перекликалась с работами Миядзаки, но сохранив ориентацию на взрослый возрастной рейтинг, поляки сделали картинку гораздо ярче. Lords of the Fallen не вцеплялась в игрока такой же мертвой хваткой, как Souls, но была гораздо ярче и приятнее для глаз. Там, где Миядзаки нагонял густых теней и мрака, польские художники показали серебристый снег, блеск солнечных лучей и пламя костров, пестрое убранство дворцов и монастырей, изящные рыцарские доспехи и замысловатую геральдику. Получилось в разы более жизнерадостно, чем в мирах Dark Souls, но правильной атмосферы это не порушило. К слову, слухи о продолжении Lords of the Fallen гуляют по сети уже не первый год.

174846-06.jpg

Lords of the Fallen 2 не то чтобы самый ожидаемый проект, но его выход порадует многих геймеров

А Code Vein от японского гиганта Bandai Namco примерила в 2019 году облик анимэ, пестрый и дорогой. Все Souls-механики были сохранены, но картинка напоминала работы уже другого Миядзаки — по имени Хаяо, великого аниматора. Эффектные локации, стильно оформленные флэшбеки — и при этом серьезный настрой, как и принято в Souls-Like: вокруг апокалипсис и нежить.

Сеттинг темного фэнтези, столь любимый Миядзаки, несложно поменять на научную фантастику, поработав с антуражем и добавив пару геймплейных фишек. Результат может быть вполне достойным. Так, в дилогии The Surge вместо демонов и безумных богов нашей крови жаждут ошалевшие от вседозволенности роботы в мире недалекого будущего. А геймплей в The Surge в соответствии с НФ-сеттингом отличается от Dark Souls частым применением огнестрельного оружия. В недавней Hellpoint главный герой оказывается в глубинах космоса, на борту огромного звездолета. Хотя все эти металлические коридоры и отсеки чем-то неуловимо напоминают умирающее королевство Лордран из Dark Souls. В Hellpoint даже нашлось место для злобных богов, которые вполне комфортно чувствуют себя среди звезд. Хотя космический бестиарий в своем уродстве превзошел команду монстров из Лордрана. И это комплимент дизайнерам и художникам Hellpoint.

174846-07.jpg

И да, в космосе никто не услышит вашего крика

Еще один очевидный способ внести в Souls-Like немного новизны — углубление боевой системы. В играх Миядзаки боевка очень хороша, она интуитивна и функциональна — все приемы и трюки одинаково полезны с первых минут и до финальных титров. Но в оригинальных Souls набор движений в сражении все-таки ощутимо ограничен: связка ударов, парирование с контратакой, удар с разбега, кувырок... Создатели Nioh (студия Team Ninja, авторы экшен-классики Ninja Gaiden и Dead or Alive) пошли дальше. Самурай британского происхождения Уильям разит недругов разными видами оружия, и бой с катаной кардинально отличается от применения копья или экзотичной кусаригамы. К тому же герой Nioh может встать в одну из трех стоек, изменяя набор приемов для каждого отдельного вида снаряжения. Как итог — самая, пожалуй, богатая боевая система в Action-RPG, порой даже слегка громоздкая. При этом умельцы из Team Ninja не забыли о реализме. Несмотря на обилие демонов-екаев в кадре, драки Уильяма постоянно обращаются к реалистичности: смертоносное копье, к примеру, бесполезно в узком коридоре — древко попросту цепляется за стены.

174847-08.jpg

В изобилии приемов и атак Nioh можно легко запутаться

А боевая система The Surge действительно блистает крутой механикой расчленения. В определенный момент игрок может проявить сноровку и в эффектном рапиде отхватить неприятелю руку или ногу. И вот такие трофеи идут на улучшение нашего экзоскелета, не пропадать же добру! 

Dark Souls с пушками — это даже звучит очень круто. Естественно, после успеха серии Souls такая идея быстро пришла в голову игроделам. Первой пробой огнестрельной боевки в Souls-Like стала игра Immortal: Unchained (2018). Несколько обреченных миров, кибернетические зомби и роботы-убийцы, возможность мгновенно потерять накопленный за часы страданий опыт — и в руках футуристический автомат. Есть и всевозможные кинжалы с саблями, но как вспомогательное оружие, как последний довод. И вот та самая стрельба в Immortal: Unchained хороша. Многих игроков отпугнули невыразительный дизайн уровней и несовременная картинка. Хита не получилось. Через год мы все-таки получили свою «Dark Souls с пушками» — вышла весьма достойная Remnant: From the Ashes, упомянутая выше. 

174848-09.jpg

Пушки! Souls! Remnant: From the Ashes!

Своеобразная структура локаций стала еще одной визитной карточкой серии Souls. Отдельные части большой карты постепенно складывались в аккуратный открытый мир; мы находили тайные проходы, отпирали запертые ворота с обратной стороны, запускали секретные лифты. Но разработчики из Новой Зеландии изначально добавили в свой Souls-Like-проект просторный Open World вопреки заветам Миядзаки. В игре Ashen, появившейся в продаже в 2018 году, бережно сохранены многие механики Dark Souls. При этом путешествия по миру Пепельной птицы больше напоминают игры серии Gothic или The Elder Scrolls. Вокруг леса и поля, бездонное небо над головой и минимум закрытого пространства. Только верховой кобылки не хватает. 

174848-10.jpg

Зовущие в путь просторы не свойственны Souls-Like. Но в Ashen дело обстоит именно так

Иногда разработчики идут на совсем уж смелые эксперименты, взяв за основу геймплея формулу Souls. Создатели Sinner: Sacrifice for Redemption удивили публику необычной игровой концепцией. Здесь протагонист «прокачивается наоборот». То есть не становится круче по мере прохождения сюжета, а постоянно жертвует перед сражением своими характеристиками и снаряжением. В игре маловато контента, почти все ролевые элементы списаны в утиль, но знатоки жанра отметили Sinner с лучшей стороны. Да и боссфайты разработчикам удались.

Перспектива игровой камеры от третьего лица для Souls-Like вовсе не обязательна. Среди релизов последних лет можно отыскать отличные игры в стиле Souls с видом сбоку и в двухмерном пространстве. Как выяснилось, все наработки Миядзаки исправно работают и безо всякого 3D, в ретро-проектах. Ядреная смесь из механик 16-битной эпохи и наработок Dark Souls — это о таких добротных играх, как Hollow Knight, Pharaonic, Salt and Sanctuary, Blasphemous, Death’s Gambit.

А если вам по душе 2D и изометрический ракурс, как в классических Action-RPG двадцатилетней давности, то стоит обратить внимание на версию Souls-Like от Томаша Вацлавека. Порадовав публику пошаговым платформером RONIN, этот инди-гений разработал Immortal Planet, которая играется точно как Souls, но похожа на жанровые хиты начала XXI века.

174849-11.jpg

Immortal Planet демонстрирует ретро-изометрию с полным набором Souls-элементов 

Играющее сообщество ни в коей мере не устало от страданий и перезагрузок. Феерия победы после сорока попыток сразить очередного босса дорогого стоит. Рецепт успеха Demon’s Souls не будет забыт, тут к гадалке не ходи. В обозримом будущем сам маэстро Миядзаки выдаст новую порцию хардкора в интригующей Elden Ring, и там в команде создателей неспроста числится суровый писатель Джордж Мартин («Игра престолов»). Очень здорово выглядят ролики китайской Souls-Like о царе обезьян Сунь Укуне Black Myth: Wu Kong, из движка Unreal 4 там выжимают все возможное; жаль, дата релиза пока не известна. Мы наверняка увидим еще немало хороших игр этого бескомпромиссного жанра.

174849-12.jpg

Про царя обезьян снято огромное количество фильмов и мультиков. Пришла пора Souls-Like


Главное — не забывать, что Souls-Like придуман не для страдания, а для преодоления. И да пребудет с вами самообладание.

  • Лайк (+1) 2
  • Спасибо (+1) 2
  • -1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
20 часов назад, Алексей Корсаков сказал:

Свое слово сказали польские разработчики в 2014 году, выпустив Lords of the Fallen

Свое слово сказали польские разработчики в 2014 году, выпустив Lords of the Fallen

пожалуйста исправьте на “немецкие разработчики”, Deck13 немецкая студия из Франкфурта на Майне, вы перепутали с издателем, а он да — польский

Изменено пользователем vladzor87do

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

@Morfius354 мемами YOU DIED меня завалило ещё до того, как узнал про все эти игры. Не буду утверждать, до релиза их начали штамповать или уже после, но с моей позиции выглядит как “мем сделал серию вот настолько популярной”, а не наоборот. Как с Among Us :) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
21 минуту назад, Celeir сказал:

Не буду утверждать, до релиза их начали штамповать или уже после

Сильно после

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

@Morfius354 акцент на “вот настолько”. Популярность без мема какая-то должна была быть и так

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мемасики сыграли роль в том, что серия стала на слуху, это да. Но как бы не потому что есть смешные мемасики фанаты сусел переигрывают в них снова и снова и следят за каждым похожим проектом. Сначала игра привлекла стабильную и верную фан базу, она нагенерила мемасов, мемасы еще сильнее популяризовали. Но сначала была игра с крутой механикой, которая сумела зацепить многих и породить феномен. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Severance: Blade of Darkness — а про легенду и не вспомнили в статье, обидно… ))

 

Изменено пользователем FEARboy

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 минуты назад, allyes сказал:

Каким боком?

если не в курсе что за игра то хотя бы ютуб глянь… ))

Слёзы олдфага - BoD: Отец Dark Souls (Severance: Blade of Darkness)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Только что, FEARboy сказал:

то хотя бы ютуб глянь

в своё время прошёл.

1 минуту назад, FEARboy сказал:

BoD: Отец Dark Souls

И повторяю вопрос: каким местом Блэйд соулс-лайк?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 18.12.2020 в 18:52, Den110 сказал:

Как это жанр придуман не для страдания? Именно для попа-боли и придуман жанр соул-лайк и как следствие преодолевание  этой самой боли .

Для многих и тетрис это жопа-боль. Главное реакция и адаптация.

Никогда не считал соусы и клоны их мега трудными и сложными. 

Изменено пользователем shingo3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 минут назад, Sergtrav сказал:

но и атмосферу работ Миядзаки

Хаяо Миядзаки:D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нет времени и желания объяснять, кроме того, что автор явно не играл в половину перечисленных игр. КГАМ!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Автор: SerGEAnt

      @Arklight обновил русификатор для Lords of the Fallen — теперь он поддерживает актуальную версию игры под номером 1.1.581.
      @Arklight обновил русификатор для Lords of the Fallen — теперь он поддерживает актуальную версию игры под номером 1.1.581.

    • Автор: james_sun

      FromSoftware сообщила об успехах ролевого экшена Elden Ring.
      FromSoftware сообщила об успехах ролевого экшена Elden Ring.

      В частности, стало известно о том, что игра разошлась тиражом в 23 миллиона копий. Сам проект вышел в релиз 25 февраля 2022 года. 
      Сейчас в разработке находится дополнение Shadow of the Erdtree, его релиз состоится 21 июня.


Zone of Games © 2003–2024 | Реклама на сайте.

×