Jump to content
Zone of Games Forum
Алексей Корсаков

[Авторская колонка] Мрачное очарование Зла — почему мы любим играть за Темную Сторону

Recommended Posts

banner_st-column_alex_darkside.jpg

Игра на стороне Зла дает нам вариативность, разнообразие и порой, что немаловажно, учит подрастающее поколение моральным ценностям.


Ремейк классики времен PlayStation 2 под говорящим названием Destroy All Humans! показал недавно очень убедительные результаты в сервисе Steam: более 3000 крайне положительных отзывов. А речь там, на минуточку, идет о злобном пришельце, наводящем ужас на Америку середины прошлого века. Так почему же мы так любим играть за всяческих негодяев и монстров? С чего все началось, и что нам выдадут новенького в обозримом будущем? Какую «злобную» классику стоит отыскать прямо сейчас, если вы ее пропустили?

banner_st-column_alex_darkside.jpg

Видеоигры, как известно, называют самым молодым из направлений массовой культуры. Действительно, воспринимать всерьез компьютерные игры стали совсем недавно. Условно возьмем за точку отсчета середину 1980-х, когда домашние компьютеры уже перестали быть невиданной диковинкой. Да, ПК тех лет были большими, игры для них — маленькими, а загружались они с магнитной ленты со звуком иерихонской трубы. Но в то же время папаши (да и мамаши) стали все чаще оттеснять от экранов своих чад, чтобы поиграть самим. Геймдизайнеры стали креативить. 

Атлетичные варвары, космические рейнджеры и уличные бойцы быстро стали обыденностью, и вскоре в играх начали появляться совсем иные персонажи в качестве протагонистов. Обратиться к обратной стороне медали игроделы сообразили достаточно быстро.

Так, в 1987 году для платформы ZX Spectrum вышла неординарная игра Werewolves of London. Мы управляли оборотнем, меняли людской облик на волчий и, собственно, ели жителей Лондона. Причем речь шла не только о вооруженных полицейских, но и о беззащитных NPC, гулявших по улицам. Вдобавок игра выпускала пользователя чуть ли не в открытый мир с бульварами, метрополитеном и крышами. По понятным причинам Werewolves of London обрела немалую популярность, четко выделяясь на фоне аркад о безымянных рыцарях и прочих пресных героях. Ну а если вспомнить легенду 1980-х — космическую Elite, то именно она давала возможность отыгрывать безжалостного пирата и мародера, грозу галактики.

224605-Elite.jpg

Elite

Отдельно стоит отметить крайне оригинальную — особенно для тех лет — игру Flying Dragon, также известную как Thanatos (1986). Мы играли за заколдованного принца, превращенного в дракона. Летающее чудище было живучим, медлительным и пылкало огнем направо и налево. Цель игры — снять проклятие, вернуться к человеческим облику и статусу. Вот только в процессе заколдованный принц вел себя точно как стандартный дракон вроде Смауга. Сжигались людишки, мельтешившие внизу, огромные когти хватали лучников, и целый гарнизон большого города был бессилен против монстра. Ну а когда запас пламени у дракона иссякал, мы восстанавливали его истинно драконовским способом — съедали принесенную в жертву юную деву. Ничего подобного в те годы геймдев не выпускал, игра обрела без пяти минут культовый статус. 

С тех пор прошли годы, и игровая индустрия превратилась из забавного карлика в могучего атланта. Но разработчики не забыли, что многим геймерам по нраву возможность стать ненадолго плохим парнем или даже чистым инфернальным злом.

И если речь заходит о плохих парнях из мира видеоигр, то в первую очередь обычно вспоминаются криминальные экшен-эпосы от третьего лица. Обязательно в открытом мире и с вождением автотранспорта. Да, мы о Grand Theft Auto и ее последователях. Жизнь городского преступника привлекла внимание однажды и не отпускает до сих пор.

224607-GTA.jpg

Если первые две игры серии GTA стали пробой пера, обкаткой игровой фабулы, то уже третья часть оглушительно громыхнула с переходом в полное 3D. Популярность, армия преданных поклонников, космические уровни продаж — GTA входит в число самых успешных игровых брендов в истории геймдева. Публику заинтересовала бандитская романтика? В определенной мере это так, особенно если говорить о водителях маршруток и о школьниках-троечниках. Если присмотреться повнимательнее, то именно GTA можно назвать простейшей и очень удобной формой эскапизма, то есть бегства от серых будней. Для того чтобы почувствовать себя крутым автоугонщиком с пушкой в кармане, нужно приложить минимум усилий — вжиться в роль остроухого эльфа не в пример сложнее. Ведь каждый любитель видеоигр живет в том или ином обществе, нередко цепляется за острые углы социальных отношений и постоянно ощущает, пускай и на уровне подсознания, давление закона и морали. Очень многие геймеры ценят возможность от этих норм отойти в мире игры, пускай ненадолго.

Ну и в отрыве от социально-уголовной формулы успеха стоит отметить серию GTA как очень крутую игру. Здесь изобретательность в дизайне миссий возведена в абсолют. Здесь в оригинальной озвучке можно насладиться роскошной актерской игрой. Именно здесь можно мгновенно проникнуться нужными атмосферой и настроением, вспомните мегаполис 1980-х на берегу океана из GTA: Vice City или хулиганский колорит черных кварталов из GTA: San Andreas. Ну а если взять во многом схожую серию Mafia, то здесь нас ждет достоверный и подробный экскурс по Штатам ХХ века, чего стоит только послевоенная Америка во второй части.

224610-The%20Witcher.jpg

«Ведьмак»

Довольно непросто выделить «злую сторону» в играх с претензией на историческую правдивость. Тем не менее, исторические экшены и стратегии регулярно дают нам возможность порулить агрессорами. С историей все вообще непросто, ведь ее, как известно, пишут победители. Но иногда сомнений не остается: именно эти ребята в таком-то веке творили такое-то непотребство, и именно за них мы играем.

Так, еще в двухмерных выпусках франшизы Age of Empires мы могли возглавить племена хеттов, уничтоживших в свое время Вавилон, или орду кочевников под руководством Чингисхана. Уж этих-то товарищей никак нельзя было назвать миролюбивыми и толерантными. Также стоит вспомнить знаковую серию исторических стратегий Total War. Там, к примеру, в Rome: Total War — Barbarian Invasion можно было во главе полчищ варваров стереть с лица земли Римскую империю, государство по тем временам весьма прогрессивное.

Игры о расцвете пиратства в Карибском море конца XVII — начала XVIII века успешно выделились в отдельный поджанр. Да, и в Sid Meier's Pirates!, и в русскоязычных «Корсарах» можно поступить на службу к испанцам или голландцам, заслужить почет, уважение и богатство законным путем. Но настоящие морские волки знают, что истинное веселье ждет только вольных флибустьеров, грабящих без разбору, с лихим азартом и риском. Указанные морские игры и любят в первую очередь за романтику свободы действий под парусами. 

Про последнюю большую войну, Вторую мировую, разговор отдельный. Игры на эту тему выходят регулярно, и так наверняка будет продолжаться в ближайшем будущем. В большинстве случаев нам дают поиграть за Союзников, чаще всего — за войска Америки и Западной Европы. Наглядный пример — стратегия Officers (2007), разработка украинской студии, в которой на момент релиза можно было сыграть только (!) за американские войска. Но у геймеров есть масса возможностей примерить виртуальную форму Вермахта, Люфтваффе или Кригсмарине. Причем нередко разработчики дают возможность получить действительно интересный исторический опыт, рассказывая истории обычных немецких солдат и офицеров, а вовсе не вдохновителей фашизма. Танковый ас германской армии Отто Кариус не зря писал: «Не каждый немец был фашистом, и не каждый фашист был немцем». Если увлекаетесь военной историей, отыщите его мемуары, книга называется «Тигры в грязи».

224613-warcraft_arthas.jpg

За армию нацистской Германии предлагала сыграть легендарная Panzer General, заложившая в 1994 году основу компьютерных варгеймов с гексами. И если отбросить идеологию, то нужно отметить, что по своему техническому оснащению армия нацистской Германии превосходила технику большинства прочих стран — участниц войны. После битвы за Западную Европу немецкие ветераны рассказывали, что один немецкий танк стоил трех американских, но у американцев всегда находился четвертый танк. Оценить германскую армию во всей ее технологической красе дают возможность такие RTS, как Sudden Strike, «Блицкриг», Company of Heroes: Opposing Fronts. А сценаристы таких игр, как «В тылу врага» или Battlefield V, сделали акцент в одиночных кампаниях на судьбах и подвигах отдельных немецких солдат, которые были героями для своей страны. Но при всем этом мы все же играем за силы, угрожавшие в свое время всему мировому порядку. 

224604-Battlefield%205.jpg

Battlefield V

Стратегический жанр вообще не стесняется отдавать под наше начало армии Зла и Разрушения. Так достигается вариативность тактических решений в жанровых играх, ведь войска злодеев часто имеют массу своих собственных опций. И нередко такие армии становятся самыми любимыми, особенно в мультиплеере. В StarCraft мы вели в бой ненасытных зергов. В Heroes of Might and Magic мы командовали ордой нежити, оживляя после битв поверженных врагов и пополняя свои бездыханные ряды. В Star Wars: Galactic Battlegrounds и в Star Wars: Empire at War наводили ужас на врага имперскими отрядами. Список можно продолжать долго, каждая вторая RTS или TBS дает возможность встать по обе стороны баррикад.

Некоторые злодеи с собственными видеоиграми получили статус настоящих народных любимцев. Сильно подгнивший зомби по имени Стаббс выполз откуда-то из 1950-х и, попыхивая косячком, обратил в упырей половину жителей тихого американского городка. И все это во имя любви! Такую историю рассказали создатели Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse (2005). Недавно вернулся с ремейком пришелец Крипто, сильно нашкодивший в Америке (упомянутая уже игра Destroy All Humans!). Вообще-то, Крипто спасал свою расу от генной деградации и для этого прикончил сотни землян электрическим ружьем, лучами смерти и извлекателем мозга. А еще язвительный пришелец решительно разобрался с земными коровами и обвинил во всем коммунистов с высокой трибуны. Игра о Крипто получилась местами пошлой, но веселой.

224609-Stubbs%20the%20Zombie.jpg

Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse

Студия Blizzard показала, как нужно рассказывать сюжетные истории в тесной связке с игровым процессом. В классической RTS Warcraft 3: Reign of Chaos перед нами происходило постепенное и неумолимое падение принца Артаса в самые глубины мрака. Принц вознамерился одолеть угрозу своему любимому королевству со стороны оживших мертвецов. И с этой целью Артас шел на самые крайние меры, постепенно превращаясь в настоящего маньяка. Особо запомнилась одна из миссий кампании, где принц пытался остановить зомби-чуму. Артас применил простой и эффективный метод: вырезал под корень всю сельскую местность, чтобы в зомби превращаться было некому...

Ну и как не вспомнить о Темном Властелине из Overlord? Вариация на тему Саурона действует точно по заветам Мефистофеля, то есть вечно стремится ко злу, но совершает добро. В двух частях яркого экшена с открытым миром Властелин наводит порядок на своих землях. Он выступает против толпы Героев, которые давно уже позабыли героические принципы, превратившись в воплощение смертных грехов. Мы громим одуревших от жадности гномов, сластолюбивых паладинов и обжор-хоббитов, которые грозят голодом всей окрестности. Да, при желании на место Властелина можно было бы поставить привычного Светлого Принца, но игра моментально потеряла бы свой шарм, свою перчинку. 

Цитата

И не забудем о так называемых антигероях. Этот термин пришел в массовую культуру относительно недавно и мгновенно прижился. Если вкратце, то речь идет о героях, которые больше похожи на злодеев. Самым, пожалуй, известным антигероем мира видеоигр можно назвать спартанца Кратоса из франшизы God of War. Особенно четко темная суть Кратоса обозначена в самой первой игре, вышедшей еще на PlayStation 2. Спартанец служит Аресу, богу войны, и без устали режет и правых, и виноватых. В приступе боевого безумия Кратос убивает свою семью и переходит на путь мести. И уже на этом пути антигерой God of War убивает не только монстров и жестоких олимпийцев, но и всех случайно попавших под горячую руку. В одном из эпизодов Кратос приносит в жертву земляка-грека, это необходимо для входа в храм. И вот мы вместе с Кратосом заталкиваем клетку с вопящим пленником в костер и спокойно движемся дальше... Да, к последней игре спартанец остепенился, но до этого успел натворить немало сомнительных дел.

224606-God%20of%20War.jpg

God of War

Когда разработчики игр берутся за истории с Темной Стороны, они порой выдают действительно оригинальные геймплейные механики. Будто введение в игру злой силы как центрального персонажа стимулирует воображение! В свое время прорывом стала Dungeon Keeper, вышедшая в 1997 году. В этой игре мы были хозяином мрачных подземелий, отстраивали свой личный Хелльстад, командовали нечистью и отбивались от героически настроенных рыцарей. Что характерно, управляли мы непосредственно огромной когтистой лапой, которой хватали и перетаскивали своих подопечных, всячески наводя порядок во владениях. Dungeon Keeper получила мощные 92% на GameRankings и сделала всемирно известным слоган «It's Good to Be Bad».

224604-dungeon-keeper.jpg

Dungeon Keeper

А на консоли Nintendo DS в свое время ярко блеснула ролевая Valkyrie Profile: Covenant of the Plume (2008). Там мы играли за юного Вилфреда. В центре сюжета — месть за убиенного отца, мотивация героя понятна и легко объяснима. Но на своем пути Вилфред часто использовал чисто злодейский прием — приносил в жертву спутников, чтобы получить фантастические силы и способности. Причем соратник должен был быть проверенным в боях, первый встречный здесь не годился. А ведь мы имели дело с очень неплохой RPG, поэтому все характеры были отлично проработаны. И геймерам приходилось выбирать, кого же именно «пустить под нож». Ничего подобного этой оригинальной, но жестокой механике вы не найдете в современных играх. 

224612-valkyrie-profile-covenant-of-the-

Valkyrie Profile: Covenant of the Plume

Злодеи, оказавшись в центре внимания, порой дают почувствовать контраст в одной отдельно взятой игре. Например, в Ultimate Spider-Man от известной студии Treyarch (на счету которой несколько отличных выпусков серии Call of Duty) мы попеременно играли за Питера Паркера — Паука и за плотоядного Венома. После пацифиста Паркера играть за безжалостного пришельца-симбиота было особенно круто.

Да и каждая порядочная RPG дает возможность прогуляться тропинкой Зла. В серии Dragon Age чуть ли не каждый квест можно разрешить острой сталью, без лишних разговоров и поисков справедливости. А в Fable плохие поступки отражаются на герое в прямом смысле слова: будете творить хаос и прочие безобразия — вырастут рога, а глаза загорятся адским огнем. И Геральт из Ривии легко может отступить от абстрактного Добра, к примеру отдать на растерзание призраку своего нанимателя (правда, наниматель обманул ведьмака, а призраком оказался невинно убитый мужчина, см. вторую часть ведьмачьей саги). Даже рыцари-джедаи из далекой-далекой галактики могут совершать далеко не благовидные поступки. В Knights of the Old Republic мы, к примеру, могли продавать бесценные лекарства на черном рынке во время эпидемии. Ролевая игра должна давать выбор, таковы законы жанра.

224611-ultimate-spider-man.jpg

Ultimate Spider-Man

Также «плохиши» появляются в играх как второстепенные игровые персонажи, и от этого игры становятся только лучше. В слэшере Star Wars: The Force Unleashed мы проходили обучающую миссию в роли самого лорда Вейдера, зачищая деревню вуки. Мохнатые родичи Чубакки с жалобным ревом разлетались по сторонам, а мы изучали основы управления. В финале сюжета Star Wars: Battlefront 2 нам давали порулить неврастеником Кайло Реном. В Devil May Cry 3: Dante’s Awakening после прохождения игры становится играбельным Вергилий, злобный брат Данте.

Игра на стороне Зла дает нам вариативность, разнообразие и порой, что немаловажно, учит подрастающее поколение моральным ценностям. Нет, это не опечатка, просто вспомните финал самой первой Mafia.

224608-Mafia.jpg

Mafia

Ну а разработчики продолжают исправно отрабатывать благодатную тему. Вскоре, навскидку, выйдет новая часть Assassin’s Creed, и там мы будем в роли викинга заниматься именно тем, чем занимались исторические викинги, — грабить и разорять поселения. А поклонники историй о Мире Тьмы, начавшихся с популярной настольной игры, получат новую часть Vampire: The Masquerade — Bloodlines и Werewolf: The Apocalypse — Earthblood. Что-то нам подсказывает, что в этих проектах мы не будем собирать гербарий и переводить старушек через дорогу. 


Высказывайтесь в комментариях, какие еще тематические игры должны были, по вашему мнению, попасть в этот материал (проекты по миру Warhammer мы отложили для отдельного разговора). Играйте в качественные видеоигры и не спутайте их с реальностью!

  • Like (+1) 1
  • Thanks (+1) 1
  • Downvote 2

Share this post


Link to post

Последняя Carrion очень зашла. Съесть всех кожаных мешков …

Да и Tyranny очень даже про плохих. Даже не о плохих, а о меньшем зле. С удовольствием прошел обе игры.

Дунжеон кипер 2  — оооо, притягательная сила зла, особенно в лице мадам с плетками...

Edited by Samum2000
  • Upvote 1

Share this post


Link to post

Все просто, мы все на самом деле любим причинять зло, просто закон не позволяет, вспомните фильм Судная ночь, в игре хоть можно выплеснуть всё

Share this post


Link to post
3 минуты назад, Faverman сказал:

На самом деле нет, не любим. Достаточно посмотреть разницу в процентах, сколько человек решило устроить экстерминатус кожаным ублюдкам в Детройте.

Как только появляется выбор между "хорошим" и "плохим" поведением, большинство игроков неминуемо выбирают хороший.

Не скажу. Вот в Тиранни не всегда я хотел делать хорошее. И там действительно  — пытался играть как хотел и не все решения  были строго положительными. Большинство игр  более ВЫГОДНО по опыту проходить положительным персом.

Edited by Samum2000

Share this post


Link to post
26 минут назад, Samum2000 сказал:

Не скажу. Вот в Тиранни не всегда я хотел делать хорошее. И там действительно  — пытался играть как хотел и не все решения  были строго положительными. Большинство игр  более ВЫГОДНО по опыту проходить положительным персом.

В Тирании нет эффекта “зачем мне делать плохо более-менее хорошим людям”.Хороших людей там нет(не совсем так,но среди имеющих значение их нет).

А с плохими можно и по плохому.

Edited by LEX658

Share this post


Link to post

Очень редко и неохотно играю за злодеев, если есть выбор всегда играю как дартаньян) совершенно не интересно играть за злодеев и наоборот мочить гадов за все хорошее и выбирать добрые поступки( ответы) всегда было привлекательнее, даже когда выполнив задание есть вариант выбить побольше денег поступаю так только с какими нибудь  толстыми торгашами или богатеями из знати)

Edited by frostmir

Share this post


Link to post

Тоже не считаю, что прям “любят играть за злодеев”. Любят а) разнообразие — а поиграть за Зло возможность редкая, и б) свободу выбора — тогда зловредную опцию могут выбрать не потому, что хочется причинить страдания, а потому что банально интересно посмотреть, как отреагирует игра.

Share this post


Link to post
2 часа назад, Faverman сказал:

Достаточно посмотреть разницу в процентах, сколько человек решило устроить экстерминатус кожаным ублюдкам в Детройте.

Приятно осознавать себя  в меньшинстве, хех. Финалом игры был жутко разочарован - отыгрывал самую жесть за Маркуса и надеялся на финал в духе “Терминатор: Да придет Спаситель” с полным захватом Земли и лагерями для людей — но добрый Кейдж подсунул мне тупых (с неограниченным-то ИИ!) андроидов, которые вместо того, чтобы “заражать” девиацией боевые модели, захватывать военные базы и пусковые шахты ядерных ракет - пошли на телебашню, раскрыв раньше времени себя. И в итоге вместо Земли получили один город с одним заводом и утилизацию всех боевых моделей. И очень сомнительные шансы, что они смогут развернуть нормальное наступление.

Share this post


Link to post

Вот с одной стороны очень нравится когда дают выбор и можно поиграть за злодея, но дальше самой возможности почему то не заходит. Например, в KOTOR несколько раз начинал играть с настроем — вот сейчас-то я перейду на темную сторону силы и неа. Ситуации которые предлагает игра за плохиша просто не интересны. Я вроде и хочу стать ситхом, но предложения игры просто отторгают выборы темной стороны — они не дают возможности прочувствовать себя адептом темной стороны силы с претензией на уровень Дарта Вейдера — а только каким-то гопником местного разлива, чего делать ну совершенно не хочется. В Mass Effect и Dragon Age тоже самое, но понятно, разработчик то один. В Ведьмаке и того хлеще — герою ну вот вообще не пристало 

Пожалуй наиболее свободный выбор дают в открытых мирах (ГТА например), но и там мне больше доставляет доехать до миссии с соблюдением правил ПДД — загорелся красный, стоим, ждем зеленый, как и в реале, ну или в Ассассине стараться не сталкиваться с прохожими и вообще неписей поменьше пугать, а то не похоже ведь на тайного убивца.

Самый лучший вариант игры за злодея, для меня, был в 90-х в игре Star Wars TIE-Fighter, там выбора стороны конечно не было, но вот там, быть имперским прихвостнем и выполнять поручения, в том числе и Вейдера, было настоящее удовольствие. 

Share this post


Link to post

Потому что слабаки:laugh: Как ответил мастер Йода: темная сторона не сильнее, но проще.

И не нужно искать оправдание своей слабости на целые бестолковые статьи:angry:

Edited by gobix
  • Upvote 1

Share this post


Link to post

...

Edited by Upper3

Share this post


Link to post
1 час назад, gobix сказал:

Потому что слабаки:laugh: Как ответил мастер Йода: темная сторона не сильнее, но проще.

И не нужно искать оправдание своей слабости на целые бестолковые статьи

Моралофаг, фу таким быть.
Шучу, не обижайся. Но ты написал ерунду. Это с колокольни условных джедаев “темная сторона” проще, а со стороны геймера эта возможность извлечь урок того “как делать не надо”. Или надо, ведь у всего есть мотивы. В очередной раз играть за великого героя в белых доспехах всем бескорыстно помогать и спасать всех подряд? Сколь там раз уже это штамп мусолили?  Существует, примерно, over 9000 игр с подобным концептом.  А вот игр где нам дают увидит изнанку геройства/точку зрения злодея по пальцам можно пересчитать. Игр где можно “убить всех человеков” вообще раз два и обчелся. В чем проблема?

  • Downvote 1

Share this post


Link to post

Республика тоже не мягкая и пушистая — так что это с какой стороны посмотреть

Взять для примера Дарта бейна вкалывал на рудниках республики до открытия силы

 

 

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


  • Similar Content

    • By Outcaster

      Игровые студии часто попадают в центр внимания. Но обычно это происходит в тех случаях, когда у них за плечами не один и даже не два удачных проекта. Naughty Dog, BioWare, Frictional Games, GSC Game World, Remedy… Продолжать можно очень долго. Крайне редко бывают случаи, когда внимания удостаивается студия, не имеющая за плечами никаких заслуг и игр, зато имеющая в составе уже признанных дизайнеров, художников, сценаристов.
      Но чтобы внимание к себе приковала студия, которая не выпустила за шесть лет ни одной полноценной игры, сотрудники которой находятся за завесой тайны, а единственным известным нам членом коллектива является безвестный геймдизайнер, — такого, кажется, не было никогда. Да, речь пойдёт о голландской Blue Box Game Studios.
      Игровые студии часто попадают в центр внимания. Но обычно это происходит в тех случаях, когда у них за плечами не один и даже не два удачных проекта. Naughty Dog, BioWare, Frictional Games, GSC Game World, Remedy… Продолжать можно очень долго. Крайне редко бывают случаи, когда внимания удостаивается студия, не имеющая за плечами никаких заслуг и игр, зато имеющая в составе уже признанных дизайнеров, художников, сценаристов.
      Но чтобы внимание к себе приковала студия, которая не выпустила за шесть лет ни одной полноценной игры, сотрудники которой находятся за завесой тайны, а единственным известным нам членом коллектива является безвестный геймдизайнер, — такого, кажется, не было никогда. Да, речь пойдёт о голландской Blue Box Game Studios.

      Если кто-то не следил за главными игровыми новостями второй половины июня, то сделаю краткий экскурс. В апреле на официальном канале PlayStation появился трейлер нового эксклюзива PlayStation 5 под названием Abandoned. Параллельно с этим игру представил глава Blue Box Game Studios Хасан Караман (Hasan Kahraman) в официальном блоге игрового подразделения Sony. Трейлер представлял собой типичный инди-хоррор, созданный из ассетов, купленных в Unreal Store, озвученный крайне плохим войсовером, да ещё и с откровенно трэшовым костром.
      Попаданию трейлера на официальный канал Sony никто не удивился. Всё же там выкладываются трейлеры абсолютно всех игр, выходящих на консолях семейства PlayStation, включая такой шедевр, как Life of Black Tiger. Но вот посты в блогах крайне редко пишутся инди-разработчиками. Да, можно найти много постов от инди-студий, но обычно они о проектах уровня Hades или GreedFall. И их авторы никак не безликие люди из ниоткуда.
      Тот самый трейлер
      Часть поклонников тогда решила, что это «ж-ж-ж» неспроста, но большинство игроков забыло об анонсе через неделю. Мало ли какой мусор готовится к выходу на PS5? Но всё изменилось вскоре после E3, когда в официальном твиттере студии появился пост примерно следующего содержания: «Отгадайте название: Abandoned = первая S, последняя L». Да, внезапно выяснилось, что Abandoned — это не название игры. Более того, через несколько часов разработчики вообще заявили, что показанное в тизере было сделано за пару часов из дешёвых ассетов, чтобы успеть до дедлайна, установленного Sony для публикации трейлера. А на самом деле ни одного кадра из реальной игры они ещё не показали. Мягко говоря, весьма странный способ для продвижения игры. Кто вообще так делает? И зачем нонеймовой инди-студии вписываться в дедлайны от Sony, да ещё такими нелепыми методами?

      Тот самый твит
      Не стоит говорить о том, как взорвалось информационное пространство. Понятное дело, подавляющее большинство тут же углядело в этом скрытый анонс продолжения Silent Hill. Причём теории складывались с ходу. И о том, что Konami в этом замешана, благо она в этот момент как раз начала рекламировать дроп мерча по франшизе, и что Sony выкупила права на IP, и о том, что вообще разработчиками значится сама Kojima Productions. Благо фамилия Kahraman c турецкого переводится как «богатырь, герой, легенда», что внезапно совпадает с переводом имени Hideo с японского. Лично я пока сомневаюсь в том, что это Silent Hill, но студия меня тут же заинтересовала. Её история на первый взгляд кажется вполне нормальной, но стоит начать копать чуть глубже, и выясняется, что перед нами одна из самых необычных игровых компаний, чья история состоит из противоречий и необъяснимых с точки зрения здравого смысла решений.

      Анонс долгожданного мерча по Silent Hill совпал с тем самым твитом, что породило множество спекуляций
      Сначала известный инсайдер из Китая Даниэль Ахмад подтвердил, что студия — не фейк. Она действительно зарегистрирована на имя Хасана Карамана в Нидерландской Торговой палате ещё в 2015 году. Подделать такую информацию, как и провести регистрацию на псевдоним, невозможно. Головной офис расположен в небольшом городке Лейден. Немного смущает, что офис компании зарегистрирован в обычной квартире в многоквартирной панельной высотке, но для инди-студии в этом нет ничего странного. Вскоре с Караманом связались Джейсон Шрайер и Джефф Кили, подтвердив его реальность. Шрайер даже выпустил большое интервью по мотивам часового телефонного разговора.
      Сам Караман связался с двумя популярными блогерами, которые стали распускать теории о том, что он и есть Кодзима: фрилансером Марком Дилейни, публикующимся на GameSpot, GamesRadar и ещё сотне сайтов, и автором YouTube-канала MBG (его имя, к сожалению, мне не известно). Оба в итоге выступили с опровержениями своих теорий о том, что Хасан Караман не существует. Но оба разговора, как и интервью Шрайеру, всё равно оставили после себя больше вопросов, чем ответов.
      Блогер MBG после личного разговора с Хасаном Караманом был шокирован тем, что он не Хидео Кодзима
      Караман во всех своих разговорах уклонялся от объяснения того, что за игру они выпускают, только повторяя, что он не Кодзима, а все права на Silent Hill принадлежат Konami, с которой он никак не связан. Он уверен, что полноценный анонс игры порадует игроков и что они будут приятно удивлены. На тизер не стоит обращать внимания, так как он не имеет никакой связи с реальной игрой. Например, озвучка в трейлере была сделана в спешке, но в самой игре у них звёздный актёрский состав высшего класса. Ему помогают семь аутсорс-студий, включая Nuare (работала над артом для таких игр, как The Last of Us 2, Halo Infinite, Days Gone, Death Stranding) и Dekogon (дизайн локаций в Godfall). Всего в студии работает 10 человек, но никого конкретного Караман не назвал, только сказав: «У этого есть причина, но пока я не могу её раскрыть».
      Над игрой в целом, с учётом аутсорса, работает 50 человек, но их бюджет — всего лишь 250 тысяч долларов. Караман сказал, что у него подписан контракт с Sony, но на каких условиях, не понятно. Уже по этой обрывочной информации становится понятно, что концы с концами не сходятся. 250 тысяч долларов, семь аутсорс-студий, из которых минимум две топового класса, контракт с Sony, звёздные актёры озвучания, странное поведение в соцсетях.
      Леонид Енин — основатель студии Nuare
      Лично я именно после этого интервью заинтересовался личностью Карамана и его студией, хотя ранее склонялся к версии, что это просто неудачный пиар от инди-студии. Но интервью оказалось таким странным, что я перестал верить в то, что перед нами анонс маленькой кривой независимой игры. Слишком странным выглядело соседство Sony, Nuare и Blue Box Game Studios. Причём если бы последняя врала и набивал себе цену, то юристы Sony после публикации в таком крупном бизнес-издании, как Bloomberg, должны были бы быстро его дезавуировать (а они явно были в курсе, так как в течение последующих пары суток на твиттер Blue Box Game Studios подписались многие известные деятели индустрии, от руководителей небольших инди-студий до инсайдеров, от журналистов самых разных изданий до сотрудников внутренних студий PlayStation Studios), но вместо этого мы получили видеопослание от основателя студии Nuare Леонида Енина, которое никто не просил. В нём он подтвердил, что Хасан Караман — реальный человек, а Nuare работает над этой загадочной новой игрой.

      Главной же загадкой для всех стало то, что полноценный анонс игры должен был состояться не в виде трейлера или пресс-релиза. Вместо этого Караман заявил, что 22 июня будет выпущено приложение в PS Store (в дальнейшем он сдвинул дату на 25 июня) и что в тот же день студия предоставит инструкцию, как пользоваться этим приложением. Сам же трейлер выйдет позже в течении лета. Хотя нет, вру. Караман использовал словосочетание «неинтерактивный трейлер». Фанаты тут же вспомнили «играбельный тизер» (Playable Teaser, P.T.). Действительно, в PSN появилось приложение Abandoned: Realtime Trailers, которое любой желающий мог добавить в свой вишлист. В данный момент приложение скрыто из общего доступа, хотя те, кто успел его добавить в свой список желаемого, по-прежнему могут его там увидеть. Сам же релиз приложения перенесён на август, что вызвало раздражение у толпы, разочарованной таким резким обрывом на самом пике хайпа.
      Хасан Караман доказывает, что он реален
      Говорят, что анонс с помощью отдельного приложения прежде делала только Guerrilla Games в случае Killzone 3. А уж инди-студия с такими анонсами на большой консоли, да ещё с разрешения платформодержателя — случай беспрецедентный. Лично я тут же сделал быструю пробежку по интернету: «Кто такой Хасан Караман?» и «Кто такие Blue Box Game Studios?» На первый взгляд их история выглядит правдоподобной. Если не лезть в нижние слои интернета, то перед нами разработчик простеньких мобильных игр. Все они бесплатные и никому не нужные. У него верифицированный аккаунт разработчика в PSN, что подтверждает то, что у него как минимум есть девкит PS5, а Abandoned — реальная игра. Также его аккаунт был создан в 2011 году, он сыграл в десятки разных игр, многие прошёл до финальных титров, включая The Last of Us 2, но больше всего времени он потратил в многопользовательских режимах разных частей Battlefield, Call of Duty и FIFA. Ничего необычного.
      Но среди игр, которые он запускал, встречались несуществующие тайтлы. Да, с девкита можно запускать неподписанный код, потому в этом нет ничего удивительного, но одна из игр называлась Siren Head, что вызвало спекуляции, мол, это могло бы быть намёком как на Silent Hill, так и на новую игру в серии Siren. В данный момент профиль переведён в приватный статус после резкого наплыва людей, добавивших профиль Хасана ‘SneakyWarrior’ Карамана в друзья. Кстати, запомните его ник.
      Видеодемонстрация Rewind со страницы на Kickstarter
      Поверхностный поиск Blue Box Game Studios выдаёт ссылку на Kickstarter и попытку краудфандинга на игру Rewind — инди-хоррор от первого лица с кинематографическим уровнем кат-сцен, нелинейной историей, 30 сайд-квестами, возможностью общаться с призраками посредством странного прибора EVP (Electronic Voice Phenomena — Электронный Голосовой Феномен), отсутствием боевой системы (от врагов можно только убегать и прятаться), высококачественной графикой и поддержкой VR. Главный герой Джим Уокер — профессиональный исследователь паранормальных явлений, чьи жена и дочь погибли в автокатастрофе восемь лет назад. Все эти восемь лет он пытается связаться с их душами. Так он попадает в дом с привидениями в деревне Высокие Холмы (High Hills Village). Джим испытывает тяжелейшие душевные потрясения, депрессию, грусть, печаль и ментальные проблемы. Вместе со своей коллегой Джессикой Томпсон он раскрывает тайну того, что случилось восемь лет назад.

      Список глав из Rewind. Да, первая глава называется Abandoned
      Если не приглядываться, то выглядит как типичные обещания на краудфандинговой платформе. Большинство игроков, скорее всего, даже не будут вчитываться в эту страницу. Но, во-первых, на странице указано, что студия создана в апреле 2014 года и с тех пор занята разработкой данной игры. Эта дата пригодится нам в будущем. Во-вторых, кампания по сбору средств стартовала 18 марта 2015 года. 6 апреля 2015 года кампания по сбору средств была закрыта. За это время проект смог заработать только 208 долларов, хотя требовались смешные 12 тысяч долларов (не спрашивайте, как с таким бюджетом авторы собирались создать кинематографичную игру высокого класса). 

      В новостях проекта сказано, что авторы нашли частного инвестора, который согласился полностью профинансировать их проект. В интервью Шрайеру и MBG Караман утверждал, что Sony их заметила во время Kickstarter-кампании. Крайне сомнительно, учитывая, что сбор средств шёл меньше трёх недель, не вызвав никакого ажиотажа. Его нигде не успели прорекламировать. Информацию о том, что такой проект был, можно найти только в издании Indie Game Magazine, где игре посвящена пара строчек, и то лишь потому, что данный журнал просто указывал все подряд игры, выходившие на Kickstarter. Каким образом рекрутеры Sony вообще смогли заметить этот проект среди сотен других проектов, не понятно. И тем более не понятно, почему компанию заинтересовал проект, который не вызвал никакого интереса у публики.

      Кстати, у Rewind даже был Playable Trailer. К сожалению, ссылка на него удалена, а в интернете найти эту демоверсию не представляется возможным. Также на странице Kickstarter были ссылки на эту игру в Steam Greenlight и на сайте Indie DB. Причём по названию ссылки понятно, что на Indie DB игра называлась Rewind: A Mysterious Horror Game. В данный момент ссылка на игру удалена. Однако Web Archive позволит взглянуть на то, что же там происходило. Но об этом чуть позже.

      Для начала давайте посмотрим в программу Steam Greenlight. По всей видимости, Valve запрещает удалять проекты оттуда, потому что там игра доступна до сих пор. Точнее, её описание, удалённое отовсюду. В нём игра уже предстаёт под названием Rewind: Voices of the Past. Автором проекта значится пользователь под ником SneakyWarrior. Да, это точно не ошибка или совпадение и это именно тот самый Хасан Караман. Только теперь сюжет игры изменился.
      Он рассказывает о Джессике Томпсон, которая потеряла своих родителей в авиакатастрофе и с тех пор не находит себе места. Вдобавок Джессика с самого рождения видит мёртвых людей, что мешает ей коммуницировать с живыми. Сюжет немного напоминает завязку игры The Medium, если честно. Теперь игра является хоррором от третьего лица, вдохновлённым такими играми, как Heavy Rain и Beyond: Two Souls, и готовящимся к выходу на Xbox One, PC и PS4. Довольно резкая смена ориентиров спустя всего лишь несколько месяцев после анонса на Kickstarter. Да, страница в Steam создана 12 сентября 2015 года. Там же указано, что старый концепт с видом от первого лица не будет выброшен, а вместо этого выйдет как самостоятельная игра под названием The Lost Tape.

      В какой-то момент в игре была нелинейность, как минимум на скриншотах
      Так студия, не имеющая за плечами ничего, стала разрабатывать сразу два кинематографических хоррора AAA-класса. На этом история странички на Steam Greenlight заканчивается. В данный момент не известно, сколько игроков проголосовало за игру, но доподлинно известно, что никаких новостей у проекта не было, а среди сотен других игр его, скорее всего, никто не заметил. Благо разработчики и не предпринимали усилий для того, чтобы их обнаружили. У проекта всего лишь три комментария, и все датированы 19 июня 2021 года. 

      Зато куда интереснее выглядит официальный сайт игры. Сейчас он перенаправляет на официальный сайт Blue Box Game Studios, где в данный момент нет никакой информации. Но слава Wayback Machine! Благодаря этому ресурсу мы можем хотя бы частично вернуться в недалёкое прошлое и выяснить, что же было тогда на этой странице. Самый ранний снапшот датирован 13 февраля 2015 года. Картинок не сохранилось, но сохранился слоган: «Исследуйте особняк скоро». То есть за месяц до выхода на Kickstarter у игры уже был официальный сайт. 15 марта 2015 года вместе со стартом кампании на Kickstarter на сайте появились описание игры, ссылка на краудфандинг, скриншоты и видеоролики на YouTube. Но также оказалось написано, что Playable Teaser, обещанный на краудфандинговой площадке, перенесён на неопределённый срок.

      Идём дальше. 15 апреля 2015 года. Сбор средств закрыт, так как студия нашла себе частного инвестора (предположительно, саму Sony). Что же изменилось на её вебсайте? Внезапно описание игры со страницы убрали. Сама игра оказалась переименована в Rewind: Voices of the Past. Тут же был анонсирован выход в Steam Greenlight в мае 2015 года. Мы знаем, что этот выход состоялся только в сентябре 2015 года. Впрочем, не думаю, будто кто-нибудь в 2015 году вообще знал о том, что кто-то там что-то анонсировал. 18 июня 2015 года на страничке внезапно появился блог разработчиков, сообщавший, что они отменили VR-версию на ПК, так как продажи Oculus Rift не оправдали их ожиданий. Но они верили в силу Project Morpheus — будущего PS VR, так что у пользователей PS4 всё ещё был шанс попробовать VR-версию игры. 

      В июле 2015 года на страничке появились меню «Новости», «Об игре», «Медиа», «Контакты». В разделе «Новости» находился блог разработчиков, где, кроме вышеназванной, появившейся ранее новости об отмене VR-версии, были сообщение, что ПК-версия точно выйдет в 2016 году (нет), новость о том, что ПК-версия будет поддерживать анаглифное 3D (звучит как шутка на фоне отмены версии для Oculus Rift), и новость о том, что 9 сентября в Google Play Store выходит Rewind: Mobile Edition и стоит всего лишь 1,79 долларов. Да, к концу лета 2015 года у студии в разработке было уже три игры во франшизе Rewind. В этот момент у меня появились ассоциации с Mundfish и её долгостроем. К слову, найти видео с геймплеем мобильной версии почти невозможно, так как с названием Rewind затеряться на YouTube проще простого. Хотя не факт, что эта игра вообще выходила.

      Именно так стал выглядеть вебсайт в январе 2016 года
      Январь 2016-го изменил всё. Теперь игра была заявлена как эксклюзив PlayStation 4, а сам вебсайт стал выглядеть стильно, модно, молодёжно. Правда, у игры исчезли все описания, новости и упоминания о версии для Android OS. Такая страничка висела какое-то время, пока в сентябре 2017-го сайт не ушёл в режим технических работ с надписью «This website is currently not available. Please try again later». Где-то в начале 2018 года сайт вернулся к жизни со всё той же картинкой, что и прежде. В таком виде он простоял ещё какое-то время, пока в июне 2021 года не стал перенаправлять на официальный сайт студии. Что ж, похоже, настало время спуститься ещё глубже и исследовать сайт blueboxgamestudios.com через Wayback Machine. 

      Самый ранний снапшот датирован 9 января 2016 года. К тому моменту у Rewind уже были частный инвестор, спин-офф The Lost Tape и версия для мобильных телефонов. Или нет? Данную страницу многие уже видели на игровых сайтах. Судя по скриншоту, авторы действительно делали хоррор, а «BLUE» расшифровывается как «Best Level User Experience». Внизу страницы рандомные цитаты безымянных сотрудников о том, какие они крутые; жаль только, вместо портретов стоковые фото. Но мало кто заметил, что сверху была кнопочка «Для инвесторов». И на той странице происходила какая-то дичь.

      Да. Доверьтесь своим глазам. Именно так выглядела страница, с помощью которой студия собиралась привлечь независимых инвесторов. Отвратительная 3D-модель с гримасой, за которую будет стыдно любому моделлеру, и кнопка с реквестом, растворявшаяся в общем фоне. Внизу стандартная информация о том, что инвесторы получат доступ к студии с очень низкими рисками и высоким процентом от продаж. Помимо прочего было указано, что студия — партнёр Nvidia, [email protected], Epic Games и PlayStation. Звучит сомнительно.

      Какое-то время на сайте ничего не менялось, пока в октябре 2016 года у студии не появилось портфолио. Да, Rewind наконец получила упоминание на официальном сайте спустя полтора года после анонса игры. А ещё выяснилось, что как минимум четыре игры находились в параллельной разработке. В снапшоте от июня 2017 года появились ссылки на две игры: The Survivors и BLUE PUZZLE SERIES. Причём у первой игры даже есть свой официальный сайт. Но на нём никогда ничего не было, кроме ошибки 404, за все четыре года, что он существует. Сам сайт студии какое-то время просуществовал в таком виде вплоть до апреля 2021 года, пока внезапно не была анонсирована Abandoned и сайт был переделан. На нём появились опровержение слуха, что авторы связаны с Кодзимой (в данный момент удалено), слова о том, что они маленькая инди-студия из 10 человек (в данный момент удалены), о том, что тизер должен был анонсировать, что игра на раннем этапе разработки (звучит реалистично, особенно с учётом того, что в конце тизера была заявлена дата «конец 2021 года»).
       
      Официальный трейлер Rewind с официального канала разработчиков, ныне удалённый с YouTube
      Думаете, это финал истории? Как бы не так. Не забывайте, что у игры Rewind также была страничка на популярном сайте Indie DB — в самой большой базе данных инди-игр. И всё самое подозрительное происходило именно там. До этого студия выглядела как фейковая страница в интернете, которая якобы делала игры, но это никак и нигде не фиксировалось, а единственным известным сотрудником был Хасан Караман, чьим именем был подписан проект на Kickstarter. Но на Indie DB стали появляться скриншоты и трейлеры, говорившие о том, что какая-то работа всё же велась. На данный момент почти всё удалено, но опять говорим спасибо сайту Wayback Machine, который хоть и с большими ограничениями, но хранит историю.

      Первый снапшот датирован 19 февраля 2015 года. Совсем рядом с выходом игры на Kickstarter. Сама игра была анонсирована 22 января 2015 года. Вполне логично, что разработчики предварительно создали профиль игры на Indie DB. На странице не было ничего, кроме описания игры, которое можно увидеть на странице разработчиков на Kickstarter. Следующая точка доступа — 16 марта 2015 года. Здесь на странице игры уже появились скриншоты, коверарт и новости. А точнее, две новости. Во-первых, анонсированный Playable Trailer оказался перенесён на неизвестный срок из-за багов. Во-вторых, авторы показали скриншоты этого интерактивного трейлера и написали, что, покумекав, решили сделать игру с видом от третьего лица и что в трейлере игра уже использует камеру с видом из-за плеча.
      А теперь посмотрите на дату. Кампания на Kickstarter началась только 18 марта. Новость о переносе интерактивного игрового тизера на Kickstarter датирована 14 марта. Но это неважно. Авторы успели переделать камеру на вид от третьего лица ещё до того, как запустили кампанию, где было сказано, что у них игра с видом от первого лица. Да, это можно связать с тем, что инди-студия толком не определилась, но как минимум у неё уже были скриншоты с другим видом обзора. 26 марта вышла новость, что у игры появился частный инвестор. За 10 дней до того, как об этом сообщили на странице игры на Kickstarter.
      Игровой тизер на самом деле выходил, но, кажется, нигде не сохранился
      А дальше произошло внезапное. Следующий снапшот датирован 30 июня 2015 года. В нём игра получила подзаголовок Voices of the Past («Голоса прошлого»), сделала главной героиней Джессику Томпсон, удалила все старые новости о проекте (к ним я вернусь в снапшоте от сентября 2015-го), получила срок релиза — четвёртый квартал 2015 года. А ещё появилась забавная приписка: «The PC version only launches if the community on Steam votes for the game. You decide for the PC version, otherwise Rewind™ will stay a console exclusive». Но интереснее, что в начале августа любой желающий, который на тот момент находился в Нидерландах, мог прийти на публичную демонстрацию игры на бульваре Схевенингена в Гааге. Любопытно, состоялась ли она и есть ли свидетели. А ещё там было указано, что ПК-версия выйдет целиком и полностью, в то время как версии для Xbox One и PlayStation 4 будут распространяться эпизодически.

      Сентябрь 2015 года вместе с выходом в Steam Greenlight принёс много новостей. Во-первых, сам анонс выхода в Steam Greenlight. Во-вторых, анонс уже упомянутой мною The Lost Tape. В-третьих, авторы заморозили разработку Rewind 4 сентября 2015 года, так как не смогли найти издателя. Вместо этого студия решила выпускать игры самостоятельно. Параллельно с этим она затизерила третью игру — AAA-хоррор с видом от первого лица, который должен использовать фотограмметрию для реалистичного изображения. И даже показала несколько скриншотов из этой игры. В-четвёртых, 11 сентября 2015 года авторы решили не бросать Rewind: Voices of the Past и возобновить её разработку. Но сначала выпустить The Lost Tape. Если вы забыли, это оригинальная версия Rewind до того, как игру решили переделать в кинематографический клон игры от Quantic Dream.

      Скриншот из так никогда и не анонсированной игры, которая бы использовала фотограмметрию
      28 сентября вышло Q/A по поводу Rewind с новыми скриншотами. Из него можно было узнать, что студия теперь занималась Rewind: Voices of the Past в приоритетном режиме. Было анонсировано мобильное приложение, которое должно было стать частью игрового опыта и углубить погружение в мир Rewind. В 2015 году это было в трендах, тогда приложения-компаньоны анонсировали многие, вспомните хотя бы демонстрацию Tom Clancy’s The Division. Только вот большинство этих приложений дальше концептов не зашло. Также стало известно, что Rewind: Mobile Edition, которая должна была выйти 9 сентября 2015 года, оказалась отменена. Как выяснилось, ни один из современных телефонов просто не потянул игру. Заодно авторы прорекламировали свою Twitch-страницу, но сейчас там ничего нет.

      Единственный сохранившийся скриншот Rewind: Mobile Edition, которую не потянули даже самые мощные смартфоны и планшеты 2015 года выпуска
      Интересно, что после этого об обеих играх студии не было известий больше года. Страница с The Lost Tape как была создана 10 сентября 2015-го, так с тех пор ни разу не обновлялась. Rewind в какой-то момент была удалена из открытого доступа, но в Wayback Machine можно обнаружить, что 23 марта 2017 года студия вернулась из небытия с новым анонсом. Она переработала Rewind в The Whisperer, отказавшись от амбиций по созданию кинематографической игры, вдохновлённой Heavy Rain, Life is Strange и Until Dawn.
      Теперь это снова был хоррор с видом от первого лица, вдохновлённый серией Fatal Frame / Project Zero. Главный герой Джим Уокер — профессиональный борец с привидениями, использующий EVP для коммуникации с ними и вспышку фотоаппарата для борьбы с ними. Игра больше не пыталась выглядеть кинематографичной, вместо этого разработчики обещали огромный открытый мир и уникальное прохождение игры, при котором каждый раз привидения спаунились бы в мире случайным образом. Более того, игра должна была иметь возможность прохождения в коопе на двоих.

      По заверениям Blue Box Game Studios, если приглядеться, можно увидеть призрака, спрятавшегося в окружении. Обведено красным
      26 июня 2017 года студия подробнее рассказала о новом концепте. События The Whisperer должны были происходить в маленьком городке, привидения искусно и пугающе были бы спрятаны в окружении, тестеры меняли нижнее бельё после того, как поиграли в демоверсию. Игра должна была стоить 19,99 долларов. За эту сумму игроки получили бы не только игру, но и VR-версию, сюжетное DLC «Заговор» и DLC Networked, которое добавило бы в игру многопользовательский режим на восемь игроков. Игру обещали выпустить до конца лета 2017 года. Как мы знаем, игра не вышла, а разработчики пропали из виду на несколько месяцев. В июле 2018 года без каких-либо новостей и анонсов игра была переименована в Unseen Faces (The Whisperer/Rewind). Теперь это был многопользовательский асинхронный хоррор, в котором игрокам на выбор давались пять классов. Привидения и искатели паранормальных явлений могли противостоять друг другу либо, наоборот, кооперироваться, создавая уникальные игровые ситуации. Ни скриншотов, ни чего-то более конкретного нет.

      Карта мира в Unseen Faces (The Whisperer/Rewind)
      На какое-то время Blue Box Game Studios снова пропала. Возвращения пришлось ждать полтора года. Отгадайте, что она сделала? Правильно, анонсировала новую игру, которая в базе Indie DB значится как очередное переименование её оригинальной игры Rewind (да, всё это время студия просто переименовывала страницу с игрой, удаляя все новости и статьи, связанные с предыдущей версией проекта). 20 октября 2020 года на суд общественности была представлена The Haunting: Blood Water Curse (EARLY ACCESS). Описание частично повторяло описание The Whisperer. Это всё ещё была игра, вдохновлённая Fatal Frame. Только был немного изменён сюжет. Журналистка Сара Файнмен отправляется на поиски своего пропавшего брата Джоша в лесу Red Water Woods. Там она встречает привидений. Она может коммуницировать с ними через EVP или бороться с ними при помощи фотоаппарата. Датой выхода в ранний доступ назначили 17 ноября. 

      Скриншот со страницы игры в Steam, не имеющий ничего общего с самой игрой
      Внезапно эта игра вышла. Точнее, вышла коротенькая альфа-версия. Разработчики сразу обозначили, что в игре все анимации и ассеты являются плейсхолдерами, а в финальном релизе ничего этого не будет. Они, мол, просто хотели показать игрокам голый концепт. Только вот игра вышла в Steam 23 декабря. Худшее время для релиза вне зависимости от размера студии и хайповости игры. Никто не выпускает свои игры в самый разгар рождественских праздников. Тем более в Steam, где в этот момент проводится распродажа, во время которой игры почти не выходят. Складывается впечатление, что Blue Box специально выпустила игру максимально скрытным способом.
      Моё прохождение альфа-версии The Haunting: Blood Water Curse
      К счастью, я смог пройти эту игру. Интересно, что сюжет внутри игры отличается от того, что написан в пресс-релизе. Главным героем является блогер Джош, снимающий паранормальщину. Вместе со своей коллегой и вроде бы возлюбленной Сарой он отправляется в заброшенный особняк в Red Water Woods, чтобы расследовать древнюю городскую легенду о ведьме, которая когда-то жила в этом лесу. Сюжетные сценки даже можно было бы назвать немного атмосферными и жутковатыми, если бы вся остальная игра не была бесстыжим ассет-флипом с отвратительнейшим управлением. Трудно поверить, что вот эту игру разрабатывали последние шесть лет, постоянно переименовывая. Всё выглядело как демка, сделанная наспех за пару дней в редакторе Unreal Engine 4. В конце альфа-версии демоверсии всё заканчивалось титрами, что 17 января выйдет большой апдейт. 

      Стоит ли мне говорить, что обещание — ещё одно из тех, которые эта студия давала годами, — опять не было выполнено? Разработчики пропали на несколько месяцев, пока в начале нынешнего апреля не анонсировали игру Abandoned. В интервью Шрайеру они сказали, что работали над этим проектом уже несколько лет. Неужели это очередное переименование Rewind??? Тем временем The Haunting тихо сняли с продажи, а права на игру передали студии CREATEQ. Интересно: кому вообще понадобились права на ассет-флип с нулевой узнаваемостью, нулевыми продажами, нулевой игрой?

      Загадочный скриншот из профиля Карамана в Steam. Если увеличить яркость, то слева можно разглядеть вывеску с названием населённого пункта. К сожалению, из-за зернистости и хроматической аберрации разобрать надпись невозможно
      Какой вывод изо всей этой истории? Я ничего не понимаю. Даже без конспирологии история студии Blue Box состоит из череды абсолютно странного поведения и причудливых совпадений, которые не свойственны другим игровым разработчикам. Студию даже нельзя принять за мошенников, которые пытались разводить людей фейковыми играми, ведь за долгие годы она так ничего никому и не продала, кроме The Haunting. И та была выпущена таким образом, чтобы её никто не обнаружил и не купил случайно.
      Может ли Blue Box оказаться простой инди-студией? Вполне вероятно. Скрывается ли за ней Хидео Кодзима, когда-то пообещавший, что ошибки с P.T. больше не повторится (имеется в виду, что игроки разгадали загадку за сутки, хотя у Кодзимы был спланирован целый ивент, когда он в течение месяца скармливал бы игрокам подсказки о лоре студии и о том, как пройти P.T.)? Я не могу исключать и такую многоходовку, хотя она и выглядит как невероятный уровень троллинга, тянущийся целых шесть лет, выводящий всё на такой уровень, что его вряд ли можно проконтролировать, и перешагивающий ряд этических преград. Сколько сотрудников в Blue Box? Указано, что их 10, но абсолютно везде все последние семь лет от имени студии писал исключительно Караман, а существование других сотрудников ничем не подтверждается, кроме его слов.
      В общем, чем бы ни оказалась Abandoned, это один из самых ярких случаев маркетинга за последние годы, и игра точно привлекла к себе внимание широкой публики.
    • By Outcaster

      Космос всегда был источником вдохновения. Десятки книг, фильмов, видеоигр посвящены теме его покорения и жизни за пределами такой привычной всем Земли. Студия BioWare после успеха своего космического приключения Star Wars: Knights of the Old Republic решила продолжить развитие этой темы в своей, возможно, самой известной и популярной игровой серии. Но в далёком 2007 году никто ещё не знал, что Mass Effect станет подлинным феноменом.
      Космос всегда был источником вдохновения. Десятки книг, фильмов, видеоигр посвящены теме его покорения и жизни за пределами такой привычной всем Земли. Студия BioWare после успеха своего космического приключения Star Wars: Knights of the Old Republic решила продолжить развитие этой темы в своей, возможно, самой известной и популярной игровой серии. Но в далёком 2007 году никто ещё не знал, что Mass Effect станет подлинным феноменом.

      Mass Effect — Издание Legendary: С чего началась космическая сага
      С чего же всё началось? Думаю, всё началось с корпорации Microsoft: в 2001 году она выпустила на рынок свою мощную консоль Xbox. Но чистая «железная» мощь не гарантирует успеха, если нет игр. Не придумав ничего лучше, корпорация решила с помощью пряников переманить на свою сторону PC-разработчиков: Bethesda (The Elder Scrolls III: Morrowind), Epic Games (Unreal Championship), Lionhead Studios (Fable), Bungie (Halo: Combat Evolved) и BioWare (Star Wars: Knights of the Old Republic). 

      В ремастере заметно улучшилась графика: новые качественные текстуры, более продуманное освещение, кинематографического уровня depth-of-field. Но иногда персонажи выдают весьма странные выражения лиц. А все баги и глитчи оригинала перекочевали в новую версию, как будто никто и не собирался их чинить
      Успех Star Wars: Knights of the Old Republic изменил не только рынок консольных RPG, ранее оккупированный всевозможными японскими аниме-поделиями, но и сам жанр. Если прежде RPG был развлечением для горстки энтузиастов, то после этой игры жанр стал одним из столпов крупнобюджетных AAA-проектов. Оказалось, что если немного упростить боевую и ролевую системы, смазать всё красивой кинематографичной графикой, дополнить хорошей озвучкой с толикой лоска известного бренда, то даже RPG-игры могут стать блокбастерами. Неудивительно, что Microsoft обратилась именно к BioWare для повторения успеха уже на своей некстген-консоли Xbox 360. Тем более что помимо KotOR компания успела прославить оригинальную «Икс-коробку» экшен-RPG Jade Empire. Подробнее об истории KotOR я уже писал ранее.

      Лифты добавляли игре иммерсивности. Вместо экранов загрузки персонажи путешествовали по миру бесшовно. К сожалению, на старом железе и старых консолях такие поездки могли занимать до нескольких минут. Забавно, что разработчики убрали поездки на лифтах в сиквеле, но вместо них были иногда двух-трёхминутные экраны загрузки, которые были ничем не лучше
      Важно, что над Mass Effect работала не просто та же самая студия, но и та же самая команда, что была ответственна за KotOR: творческий руководитель Кейси Хадсон, сценарист Дрю Карпишин, главный программист Дэвид Фолкнер. Более того, сейчас мы знаем, что изначально BioWare собиралась сделать продолжение KotOR, но основатели компании Грег Зещук и Рэй Музыка решили, что лицензирование чужих IP в долгосрочной перспективе не так финансово выгодно, как создание собственных вселенных, где все права будут принадлежать только самой BioWare. Так команда, которая работала над сиквелом Neverwinter Nights, стала создавать Dragon Age (она же Forgotten Realms у себя дома), а авторы Knights of the Old Republic свернули разработку концептов сиквела и начали создавать с нуля собственную космическую вселенную. Закономерно, что многие элементы в этих играх оказались схожи. И дело не только в космической тематике, но и в основном стержне игры, когда игрок проходил этап сбора ретрансляторов (галактических карт в Star Wars), чтобы раскрыть одну из загадок Вселенной. Конечно, сходства были не только со Star Wars.

      Постельная сцена с Лиарой Т’Сони в своё время вызвала скандал. Кусочек обнажённых синих руки и спины вызвал негативную реакцию у аудитории американского телеканала Fox, журналисты которого назвали игру межрасовой порнографией
      Мир Mass Effect представляет собой компиляцию идей, почерпнутых авторами из разных книг, комиксов, концепт-артов, видеоигр, фильмов. В общем, ME — это такая антология всего лучшего, что когда-либо было создано человечеством в жанре космической фантастики. Но при этом игра, сохраняя атмосферу узнаваемости и привычности, смогла привнести капельку своего.

      Интересно, что на ранних скриншотах игра выглядела немного не так, как в финальной версии
      Сценарист Марк Лэйдлоу упоминает, что при создании мира игры главными ориентирами для студии стали космические стратегии Starflight и Star Control. Причём Star Control II он выделяет особо. Да и любой игрок заметит, что исследование планет на автомобиле «Мако» явно вдохновлено исследованием планет в этой космической стратегии, да и многие расы по своей предыстории напоминают расы из Star Control. А главная загадка мира Star Control — загадочные Предшественники, которые исчезли, оставив после себя невероятные технологии, — явно один из источников вдохновения при создании Жнецов. В этом, конечно, нет ничего удивительного. В любви к серии Star Control признавались не только сотрудники BioWare, но и, например, Шон Мюррей, которого игра вдохновила на создание No Man’s Sky, и Paradox Interactive, создавшая свой ответ классике в лице Stellaris. 

      Нехватка времени на разработку выразилась в таких вот табличках, которые заменяли собою кат-сцены
      Креативный директор Кейси Хадсон и вовсе заявляет, что планеты создавал по тому же алгоритму, что и процедурно-генерируемые миры в космической стратегической ролевой игре 1992 года. У него была табличка в Excel с погодными условиями, типами атмосферы, поверхности, климата, и он рандомно генерировал разные комбинации этих данных, потом делая описания к каждой планете в духе Star Control. Разве что названия планетам и системам BioWare выдавала более осмысленно и концептуально. Например, в системе Мир Туманности Конская Голова все планеты имеют славянские древнерусские корни. Зимняя планета Новерия — это сокращение от словосочетания «Новая Сибирь» («Nova Siberia»), а другие планеты в системе — Велес, Сварог, Морана — названы в честь древнерусских языческих богов.
      Демонстрация игры на E3 2006. Обратите внимание, что сюжет точно был иным, и пришествие машин предсказывали другие персонажи, а не Шепард, посмотревший протеанский телевизор
      Конечно, Mass Effect куда шире использует наработки прошлого, не зацикливаясь только на выдающейся Star Control II, а создавая весьма запоминающийся эклектичный мир, который одновременно настолько привычный и узнаваемый, насколько необычный и уникальный. Пространство Цитадели с Советом из трёх верховных рас, людьми, колонизирующими одну планету за другой, мирами Траверса, где правят космические пираты, контрабандисты, синтетическая раса гетов, политические интриги, напоминает микс из двух поколений «Звёздного пути», «Вавилона 5» и «Звёздных врат». Дизайны космических кораблей землян и костюмы напоминают работы известного графического дизайнера Сида Мида, приложившего руку ко многим классическим sci-fi-вселенным.

      Азари — раса пансексуалов, давно преодолевшая такие отсталости, как гендеры. Каждый азари сам решает, кем является и как к нему обращаться: «он», «она» или «оно» («они»). Довольно прогрессивно для игры 2007 года
      А вот Жнецы явно вдохновлены работами Ханса Руди Гигера, создававшего образы, в которых странное, причудливое и сексуальное было вписано в технологичную и индустриальную оболочку. Другим же явным источником вдохновения стали работы американского писателя ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта. Внешность корабля «Властелин» напоминает странных причудливых созданий из рассказов прославленного писателя. Хотя гораздо больше похоже на Ктулху контролирующее сознание растение Торианин, засевшее под колонией «Надежда Чжу». Сама же история с колонией, которая волей капиталистов из «ЭкзоГени» была полигоном для экспериментов над Торианином и его способностью контролировать сознание людей, явно списана с «Вейланд-Ютани» и фильма «Чужие» Джеймса Кэмерона.

      Пейзажи неизведанных миров поразительны и уникальны. Жаль, сами поездки на «Мако» довольно репетативны
      Но, конечно, древние божества и легенды о них не упираются только в рассказы Лавкрафта. В Mass Effect немалое место занимают библейские аллюзии. Хотя гораздо активнее сценаристы из BioWare на христианско-иудейско-мусульманский символизм стали напирать в третьей части, о которой расскажу как-нибудь в другой раз. Зато древнегреческая мифология лежит в основе всех трёх частей как один из базисов для описания этого мира. Например, протеане. Их название с греческого буквально переводится как «древние боги». При этом слово одновременно отсылает к Прометею — древнему титану, который дал людям Огонь (метафорическое знание, которое превратило людей из глиняных кукол богов в существ со свободой воли). По сути, протеане и играют роль древних богов-титанов, которые даровали людям и другим инопланетным расам возможности для космического познания.

      В названиях планет много отсылок к мифологии и истории. Хотя в данном случае система Ахерон, скорее, отсылает к фильму «Чужие», благо именно в этой системе находится планета Ферос с колонией «Надежда Чжу», чья история подозрительна похожа на колонию «Надежда Хадли» из фильма Кэмерона
      Кстати, о персонажах. BioWare и прежде славилась созданием интересных образов, но здесь студия подняла планку ещё выше. Почти каждый член экипажа оказывался личностью, со своими плюсами и минусами, со скелетами в шкафу и тараканами в голове. Расистка Эшли Уильямс, выросшая в религиозной семье потомственных военных, наивная Лиара Т’Сони, занимающаяся историей галактики, но из-за своего возраста не воспринимаемая всерьёз другими азари (по их меркам она ещё несовершеннолетний подросток), загадочная Тали’Зора, отправившаяся в паломничество в поисках чего-то, что сможет помочь её Дрейфующей Флотилии, уставший от бюрократии бывший полицейский Гаррус Вакариан, который рад тому, что Спектрам не обязательно придерживаться буквы закона для наказания преступников, прирождённый военный лидер Урднот Рекс, рефлексирующий о вымирании его расы кроганов, шутник Джокер, страдающий от болезни, из-за которой он привязан к своему месту за рулём «Нормандии», единственный украинец в команде Кайден Аленко, на котором ещё в детстве ставили опыты по облучению нулевым элементом. Все эти персонажи запоминались надолго, а в сиквелах почти каждый из них получил развитие, основанное на событиях оригинальной игры. Даже типичный спаситель галактики капитан Шепард и типичный злодейский злодей Сарен оказывались не такими плоскими, какими выглядели на скриншотах. А уж первая встреча со Стражем и вовсе давно вписана в анналы научной фантастики.

      Капрал Л. Дженкинс, позорно умирающий в первые минуты игры, — явная шутливая отсылка к Лирою Дженкинсу. Забавно, но в ремастере он стал похож на Владимира Путина
      Да и сам мир получился на редкость проработанным. Сторонние миссии часто рассказывали истории гораздо интереснее основного сюжета. Чего только стоил квест на Луне, заканчивавшийся уничтожением Шепардом ИИ. Но вместо финала на экране просто всплывали нули и единицы, которые вводили в ступор. И это финал? Каково же было удивление тому, что если расшифровать увиденный бинарный код, то оказывалось, что ИИ перед смертью просил о помощи, а сам квест получил продолжение в сиквелах. Даже простое изучение галактической карты было сверхувлекательным. А в профилях планет часто были описаны события, которые впоследствии находили отклик в сиквелах. К сожалению, ограниченное время разработки не позволило добавить в сайд-квесты кинематографичности, которая так поражала в сюжетных квестах. В 2007 году такого уровня постановки почти нигде не было.
      Ретро-электроника с атмосферой 80-х от Джека Уолла и Сэма Хьюлика
      Главное — возросший в разы уровень текстов: на смену порой излишне утилитарным диалогам KotOR пришли живые переговоры Mass Effect. Персонажи действительно обменивались фразами и создавали иллюзию жизни. А основным достижением стала новая диалоговая система, когда игрок выбирал не из чётко заданных фраз, а из парафразов, которые только задавали интонацию ответа, но не сам ответ. Хадсон объяснял это тем, что в реальной жизни мы произносим вовсе не то, о чём думаем, ведя диалог интуитивно. Также подобная система предзаписанных диалогов объяснялась тем, что на сей раз игрок не использовал свой аватар, а играл за уже сложившегося персонажа со своими взглядами на мир. Да, Шепард вообще не разбирался в межпланетной политике и расовом разнообразии, чем объяснялся его интерес к определённым вопросам; но всё, что касалось его личности, задавалось при выборе одной из трёх предысторий, которым должен был следовать и игрок по эту сторону экрана.
      Планета Калестон, на которой Шепард и товарищи решали, спасти им шахтёров или нельзя рисковать своей миссией. В финальной версии данный эпизод был перенесён на Терум, никаких моральных дилемм с шахтёрами и вовсе не осталось. Наработки вырезанного Калестона же в итоге были использованы в DLC «Смерть с небес»
      Ещё одним достижением разработчиков я бы назвал переработанную систему морали, которая уже встречалась в KotOR и Jade Empire. Но если в них злодейские реплики были абсурдными, вплоть до того что герой просто отказывался от выполнения квестов или начинал просить у бедных крестьян большую награду, то в Mass Effect все варианты диалогов вели к одним и тем же последствиям, но с разными фразами. Таким образом, игрок, выбравший путь ренегата, не терял ничего, всё так же мог выполнить все квесты, а в сиквелах не потерять ни одного члена команды. Единственное, что менялось, — это сами фразы в диалогах. Вместо героического пафоса Шепард просто вёл себя как солдафон-мачо, бросавший ванлайнер в духе боевиков 80-х, но не более того. Забавно, что когда авторы Cyberpunk 2077 использовали точно такой же подход к диалогам, их почему-то раскритиковали.

      Образ Жнецов основан на внешности насекомых
      К сожалению, именно тут придётся обратиться к нескольким минусам Mass Effect. Студия была вынуждена с нуля изучать движок Unreal Engine 3, который к тому времени был неизведанной территорией, практически без тулзов. В итоге многие идеи, которые генерировали Кейси Хадсон и Ко, не были полноценно реализованы в оригинальной игре. Несюжетные планеты поражали своим видом, но часто их левелдизайн был хаотично-бессмысленным, а интерьеры помещений страдали от откровенного копипаста. Почти все сюжетные повороты и интересные морально-этические вопросы подавались при помощи всплывавших текстовых окон, напоминавших скорее ролевые игры 90-х, нежели AAA-хит от Microsoft. Физика управления «Мако» не поддавалась никаким законам. Да и диалоги, хоть были живыми, не избавились от проблем старых RPG. В студии так и не смогли понять, как сделать так, чтобы персонажи говорили одновременно и без пауз, а не по очереди. Да ещё в ранних версиях фразы иногда обрезались, не будучи проговорёнными до конца (исправлено в русском дубляже от Snowball).

      Интерьеры стильные, но в первой игре они не очень логичны и немного однообразны в своём брутализме. Трудно поверить, что люди XXII века живут посреди голых бетонных стен
      А уж боевая система сразу выдавала, что её создали в спешке. Прежде BioWare уже делала живую боевую систему — в Jade Empire, но Mass Effect не должна была стать ещё одной такой игрой. На ранних демонстрациях разработчики показывали весьма замороченную систему, развивавшую скорее идеи из KotOR и X-COM: это был пошаговый шутер c полноценным тактическим режимом отряда. Но по разным причинам от неё отказались, отчасти из-за успеха Gears of War, задавшего тренд на TPS с использованием перекатов и укрытий. В итоге боевая часть была переписана менее чем за год до выхода игры, но отдельные костыли старой боёвки остались. Например, ИИ напарников был слишком глуп, чтобы жить без указаний игрока, так что пришлось оставить активную паузу, чтобы задавать им хотя бы простейшие цели, хотя никакими сложными взаимодействиями, как в первых роликах, и не пахло. Зона хитбоксов постоянно сбоила, особенно при перестрелках с биотиками. Система укрытий не работала, и Шепарда убивали, если он прижимался к укрытию; но при этом противник почти не мог ранить Шепарда, который просто стоял около стены, не прилипнув к ней. Потрясающая музыка Джека Уолла и Сэма Хьюлика, задававшая атмосферу фантастического кино 80-х в мирных эпизодах игры, была полностью убита звуковым дизайном во время боевых сцен. Да и система с перегревом оружия казалась крайне спорной, хотя авторы не потрудились оправдать её с точки зрения лора.

      Руины древней цивилизации протеан поражают своей монументальностью, которая даже спустя тысячелетия после их исчезновения впечатляет все расы. Возможно, так будут выглядеть мегаполисы землян после того, как человечество погибнет, а расы, которые придут на смену, будут шокированы, что была такая цивилизация
      Интересно, что 14 лет спустя в Mass Effect: Legendary Edition разработчики решили исправить часть проблем. Например, сделали управление «Мако» по принципу «куда смотришь, туда и едешь» вместо независимых направлений движения и поворотов башни, как у танка. А боевую систему и вовсе позаимствовали из сиквелов. К несчастью, от этого стало только хуже. Ведь баланс игры авторы решили не трогать от слова «совсем». В итоге вместо хардкорной экшен-RPG игра превратилась в тир по отстрелу тупеньких противников, ничего не способных противопоставить Шепарду, который теперь стреляет даже на первом уровне так же ловко и точно, как раньше он мог стрелять, только достигнув 60 уровня прокачки. Да, в Legendary Edition полностью обесценили прокачку персонажей. Ведь если раньше от повышения уровня оружие стреляло точнее, а снайперские винтовки не плавали по всему экрану, то теперь они с самого начала стреляют точно в цель, как это сделано в продолжениях. Только вот продолжения балансировали противников под новую боевую систему, чего не смогли сделать авторы ремастера.
      Сегодня видно, что Mass Effect, несмотря на досадные промахи, связанные с недостатком времени на разработку, сумела совершить жанровый прорыв. Да, пуристы могут сказать, что она оказуалила RPG-жанр, — но также Mass Effect сделала нечто большее: создала живой мир, в который люди поверили. Продолжения только подтвердили высочайший статус оригинальной игры. А такие находки BioWare, как система диалоговых парафразов или отказ от бинарной морали в пользу создания героя в «серой зоне» (парагон или ренегат), нашли отражение не только в других играх студии, но и во всей индустрии.

      Snowball добавила некоторым персонажам больше экспрессии и глубины
      P. S.: В переиздании доступен оригинальный перевод текста и звука от компании Snowball. Прежде я слышал о том, что это, дескать, очень плохой перевод. Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что это чуть ли не один из лучших дубляжей видеоигр на русский язык в истории. Приятные голоса, хорошо играющие актёры, собаку съевшие на озвучке кинофильмов, почти полное отсутствие несогласованности между фразами (к слову, даже в английской версии диалоги иногда несогласованные из-за самой системы с выбором фраз). А отдельные персонажи и вовсе стали звучать куда глубже и интереснее, чем на английском языке. Например, Лиара Т’Сони в исполнении Марины Лисовец. Да и технически я был впечатлён. В кои-то веки русских дубляж грамотно сведён и выровнен по громкости с остальными игровыми звуками, а у персонажей липсинк настроен под русскую речь. Единственное, что я бы отметил, так это то, что как обычно у Snowball подбор актёров кочует из одного её проекта в другой. В данном случае местами казалось, что Mass Effect озвучили чуть ли не на следующий день после дубляжа оригинальной The Witcher, над которым работала та же студия.
      Сравнительные скриншоты:


Zone of Games © 2003–2021 | Реклама на сайте.

Система Orphus

×