Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
Stupid Author

[День Военно-Морского Флота] Корабельные разведчики СССР

Рекомендованные сообщения

102211-230932-a12e2fea-6a4e-11e8-9008-8c

Проблема разведки на море всегда стояла очень остро. В давние времена для этого использовались различные вспомогательные корабли, такие как шлюпы, бриги, фрегаты и им подобные. Поэтому предпринимались разнообразные попытки увеличить зону обзора со своих кораблей. По мере развития технического прогресса, чтобы поднять точку обзора как можно выше, пытались применять воздушные змеи и привязные аэростаты.


Проблема разведки на море всегда стояла очень остро. В давние времена для этого использовались различные вспомогательные корабли, такие как шлюпы, бриги, фрегаты и им подобные. Поэтому предпринимались разнообразные попытки увеличить зону обзора со своих кораблей. По мере развития технического прогресса, чтобы поднять точку обзора как можно выше, пытались применять воздушные змеи и привязные аэростаты.

Само собой разумеется, что как только появился на свет самолёт, его тут же постарались применить для целей разведки.

230932-a12e2fea-6a4e-11e8-9008-8cdcd4b14

Впервые взлёт с корабля, правда, пока ещё неподвижно стоящего, сумел осуществить Юджин Эли. 14 ноября 1910 года пилот взлетел на самолёте Curtiss D Гленна Кёртисса с платформы, построенной на носу крейсера USS Birmingham (CL-2). С посадкой было сложнее. Полёт полного цикла, конкретно посадку с последующим взлётом, удалось осуществить только 18 января 1911 года. Для этого на корме броненосного крейсера USS Pennsylvania (ACR-4) была построена платформа длиной 36 метров. В качестве средств торможения использовались привязанные к мешкам с песком тросы, за которые самолёт цеплялся специальным крюком.

Вместе с колёсными самолётами сухопутного базирования начали появляться гидросамолёты. Гладкая ровная поверхность спокойной воды вызывала желание использовать её в качестве аэродрома, который к тому же не надо строить.


Гидросамолеты

Первым гидросамолётом стал аппарат Анри Фабра, который совершил первый полёт 28 марта 1910 года. А первым гидросамолётом, поднятым на борт корабля (USS Pennsylvania), был также аппарат Кёртисса. Событие состоялось 17 февраля 1911 года.

Также очень важным для развития морской авиации моментом стало успешное испытание катапульты Чемберса для взлёта самолёта Кёртисса с палубы специально оборудованной баржи 12 ноября 1912 года.

Дальнейшее развитие морской авиации привело к созданию палубной авиации, базирующейся на авианосцах, и гидросамолётов, базирующихся на обычных кораблях или специальных гидроавиатранспортах. Для работы с таких кораблей на них пришлось оборудовать специальные площадки, ангары, краны и катапульты.

В Российской Империи первые эксперименты с размещением гидросамолётов на кораблях начались в 1912 году на крейсере «Кагул». В частности, первым гидроавиатранспортом стал пароход «Днепр», на борту которого разместили три гидросамолёта Curtiss D. Вслед за этим последовало активное использование летающих лодок Григоровича М-5 и М-9.

Революция прервала поступательное развитие морской авиации в России, поэтому советскому правительству пришлось заново решать задачу оснащения кораблей флота самолётами-разведчиками. Этот процесс начался в 1925 году с размещения гидросамолётов на кораблях, которые проходили восстановительный ремонт. За авиационным хозяйством закрепилось название БЧ-6.

Линкор «Парижская коммуна» одним из первых получил гидросамолёт Junkers Ju.20. На черноморских крейсерах установили поставленный на поплавки вариант старого доброго AVRO 504K под названием МУ-1. Однако было очевидно, что это всё полумеры, а самолёты устарели и не подходят для заданной роли.


Индекс KP-1

231149-33c7a7e6-6a4f-11e8-8506-8cdcd4b14

Поэтому было принято решение о разработке комплекса в составе корабельной катапульты и самолёта. Попытки сделать свою катапульту и самолёт не дали быстрого результата, так что пришлось заказывать то и другое за рубежом, а конкретно в Германии, где удалось достичь нужных договорённостей. За дело взялся небезызвестный Эрнст Хейнкель. Катапульта должна была иметь в длину 19 метров, вес 18 тонн и способность вращаться на 360 градусов. Предполагаемый вес самолёта составлял 2000 кг.

Немцы очень быстро сделали проект самолёта под индексом HD.55 на базе почтового самолёта HD.15. Самолёт понравился, и осенью 1929 года заказ увеличили с 6 самолётов до 20. Первый серийный гидроплан был поставлен в СССР в январе 1930 года, последний — в августе того же года. Самолёт получил индекс КР-1.

231221-7511d942-6a4f-11e8-9575-8cdcd4b14231237-7516d622-6a4f-11e8-8014-8cdcd4b14231305-75180f56-6a4f-11e8-b6c5-8cdcd4b14231319-751639ba-6a4f-11e8-a52c-8cdcd4b14


Катапульты

Катапульта К-3 была создана, испытана, разобрана и по железной дороге доставлена в Севастополь, где была смонтирована на третьей орудийной башне линкора «Парижская коммуна». Первый успешный старт состоялся 8 октября 1930 года, однако около года ушло на её доводку.

За счёт немецкого опыта отечественным специалистам удалось быстро освоить новую технику и в дальнейшем опираться уже на собственные силы. 11 июля 1933 года Совет Труда и Обороны принял программу военно-морского судостроения на 1933-1938 годы. Особое место уделялось строительству новых лёгких крейсеров, на вооружении которых должны были быть катапультные самолёты-разведчики. Предусматривалась разработка нового самолёта КОР-1, а также новых катапульт. Разработка катапульт была делом новым, поэтому для надёжности заказ был частично размещён на отечественных заводах (Кировский завод в Ленинграде и завод №198 в Николаеве), частично — у того же Эрнста Хейнкеля.


Индекс КОР-1

231640-bfdd4196-6a4f-11e8-840a-8cdcd4b14

КОР-1 должен был совмещать функции разведчика, корректировщика и пикирующего бомбардировщика. Задание на самолёт подготовили в первой половине 1934 года, а 22 ноября 1934 года начальник ВВС РККА Яков Алкснис утвердил вариант компоновки самолёта в виде однопоплавкового биплана. Разработку вело Центральное конструкторское бюро морского самолётостроения (ЦКБМС) во главе с конструктором Бериевым. Сказалась мода на двухсредные самолёты, которые можно было легко трансформировать в сухопутный вариант и наоборот.

Первый полёт состоялся 4 сентября 1936 года. В воздухе самолёт вёл себя неплохо, а вот мореходность оставляла желать лучшего. Однако государственные испытания выявили значительное количество недоработок, которые не были заметны вначале. В результате доработка затянулась до середины 1938 года, после чего самолёт был принят на вооружение. Всего было построено 12 экземпляров, 1 потерян в результате аварии. Как корабельный разведчик во время войны не использовался.

231721-074ab022-6a50-11e8-b6c5-8cdcd4b14231834-07619ff8-6a50-11e8-83ce-8cdcd4b14231843-07528338-6a50-11e8-9575-8cdcd4b14231850-07539480-6a50-11e8-b909-8cdcd4b14


Проекты KOP-2

232000-546cd448-6a50-11e8-bd92-8cdcd4b14

Тактические и эксплуатационные характеристики КОР-1 не устраивали заказчика, несмотря на постановку на вооружение. Поэтому было решено сразу начать проектирование самолёта на замену КОР-1. Задание предусматривало создание разведчика-лёгкого бомбардировщика, который должен был нести наступательное и оборонительное стрелковое вооружение и обладать способностью выполнять спасательные функции. Последнее предполагало хорошие мореходные качества, поэтому не удивительно, что в результате самолёт представлял собой летающую лодку. Задание было предложено сразу нескольким КБ, в частности Шаврову, Никитину, Бериеву и Четверикову.

По результатам конкурса предложений победу одержал проект КБ Бериева. Эскизный проект был готов 7 августа 1939 года. Первый опытный экземпляр закончили осенью 1940 года. Государственные испытания прошли в период со 2 по 18 февраля следующего года и были признаны успешными. Начало войны осложнило организацию производства, начальный заказ составил всего 20 машин. Всего был построен 51 самолёт, причём пик производства приходился на 1944-1945 года — 38 экземпляров. В начальный период войны наличие авиационного оборудования на кораблях было признано обременительным и самолёты были списаны «на берег». КОР-2 приняли участие в боевых действиях прежде всего как базовые разведчики и патрульные самолёты. Они вооружались глубинными бомбами для атаки подводных лодок. Случаев таких атак было множество, однако об успехах нет никаких свидетельств. Восстановление авиационной боевой части на кораблях относится уже к 1944 году, но и после этого никаких заслуг в качестве корабельного разведчика КОР-2 не имел. Однако сам самолёт тут ни при чём, таковы были обстоятельства действия советского флота в период Великой Отечественной войны.

232038-75ae864c-6a50-11e8-b376-8cdcd4b14232050-7534e580-6a50-11e8-9008-8cdcd4b14232059-75283ee8-6a50-11e8-840a-8cdcd4b14232106-753411c8-6a50-11e8-83ce-8cdcd4b14


«Бумажные самолёты» Никитина и Шаврова

Так уж сложились обстоятельства, что в разных нациях разнообразие типов катапультных гидросамолётов совершенно различное, и если для США и Британии ветка катапультных разведчиков получается легко и непринуждённо, то для многих стран, в том числе и для СССР, задача эта представляет значительную трудность. В определённый период развития игры World of Warships возникла необходимость полностью заполнить уровни с третьего по десятый, поэтому нам не оставалось ничего другого, как взяться за проектирование. Для «бумажных» самолётов (которых не существовало в действительности) при необходимости мы выполняем работы в объёме эскизного проекта. Делаются весовые и балансировочные расчёты, чертится компоновочная схема с указанием основных силовых элементов и нагрузок, определяются основные тактико-технические характеристики (ТТХ) самолёта. Однако зачастую можно обойтись отдельными историческими эскизами или фотографиями.

На основании предложений по КОР-2 у нас получилось сделать 2 самолёта.

232231-4b7fa030-6a51-11e8-bcd4-8cdcd4b14

Первый — проект Никитина КОР-2 М-62. Он основывался на его предыдущей работе — гидросамолёте НВ-4 с мотором М-11. Внешне самолёт напоминает американские Loening OA-1 и Grumman J2F, особенностью которых было использование пространства между поплавком и корпусом для размещения наблюдателя.

Проект КОР-2 М-105 Шаврова — очень интересный прежде всего за счёт оригинального размещения двигателя в корпусе летающей лодки с промежуточным валом, соединяющим двигатель с воздушным винтом, установленным поверх корпуса лодки. Предлагалось сделать подкрыльевые поплавки, полностью убирающиеся в нижнюю поверхность крыла. Такая компоновка в сочетании с мощным мотором 1100 л.с., что довольно много для корабельных разведчиков, обещала высокие лётные данные самолёта.

История часто развивается по спирали, и в этот раз она совершила оборот: по результатам проектирования КОР-3 КБ Бериева предложило в 1945 году проект разведчика под индексом КЛ-145, вероятно, в ответ на возвращение катапультных самолётов на корабли. Внешне он сильно напоминает КОР-2, стилизованный под конец 40-х, и с двигателем АШ-21 мощностью всего 615 л.с. Очевидно, что высоких характеристик, даже при передовом дизайне, достичь было невозможно.

232350-b1a8eb82-6a51-11e8-b376-8cdcd4b14232401-b1aaa33c-6a51-11e8-b12e-8cdcd4b14232409-b19ea064-6a51-11e8-9d89-8cdcd4b14232416-b1926a6a-6a51-11e8-bcd4-8cdcd4b14


Проекты КОР-3 Бериева

232445-fb8c384e-6a51-11e8-836a-8cdcd4b14

В момент принятия на вооружение КОР-2 флот начал требовать самолёт с более высокими характеристиками. Бериев предложил два проекта: один поплавковый вариант и одну летающую лодку.

Самолёт, выполненный по двухпоплавковой схеме, имел двухкилевое вертикальное оперение и мотор М-64Р мощностью 1200 л. с. Однако, как это частенько бывало, мотор на свет так и не появился. Поэтому проект был быстро переделан под мотор М-87А мощностью 950 л. с. Для этого проекта опять посчитали необходимым способность «переобуваться» на колеса.

Желая существенно улучшить лётно-технические характеристики самолёта, Бериев выбрал двигатель ВК-107 мощностью 1500 л.с., что довольно много для этого класса самолётов. Видимо, идея Шаврова понравилась разработчикам КБ Бериева, и они также планировали разместить двигатель в лодке, что существенно снижало лобовое сопротивление винтомоторной группы. Изюминкой проекта были винты противоположного вращения, что решало проблему реактивного момента винта за счёт некоторого утяжеления конструкции. В остальном самолёт представлял собой закономерный результат эволюции КОР-2.

232534-2266ed74-6a52-11e8-a249-8cdcd4b14232542-2277a92a-6a52-11e8-bcd4-8cdcd4b14232556-2277ceb4-6a52-11e8-9185-8cdcd4b14232523-226b1fac-6a52-11e8-b909-8cdcd4b14


Другие материалы, посвященные празднованию Дня Военно-Морского Флота:

Цикл статей к Дню Победы подготовлен совместно с компанией Wargaming.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Похожие публикации

    • Автор: Stupid Author

      История датского острова Борнхольм, взятого советскими войсками в условиях превосходящей численности противника.
      В апреле 1940 года, вслед за остальной Данией, остров Борнхольм был оккупирован гитлеровцами. В условиях господства немецкого флота на Балтике остров не имел крупного стратегического значения, тем не менее немцы оборудовали на нём гидроакустические и радиолокационные станции. Имелись и зенитные батареи, и аэродром.
      Зимой 1944-1945 годов в результате Восточно-Прусской и Восточно-Померанской наступательных операций Второго и Третьего Белорусских фронтов часть немецких войск оказалась прижата к побережью Балтийского моря в районе Данцига и в других местах, в Курляндии находился полноценный «котёл» с окружённой в нём полумиллионной армией. Остатки немецкого флота, в основном малые корабли (топлива для крейсеров уже не хватало) и гражданские суда, вывозили окруженцев и гражданских беженцев на «большую землю». Борнхольм в этих условиях стал важным перевалочным пунктом. К началу мая 1945 года на острове скопилось около двенадцати тысяч немецких солдат. Комендантом острова был капитан цур зее фон Кампц, командовал войсками генерал от артиллерии Вутманн.

      4 мая 1945 года немецкие войска в Дании капитулировали перед 21-й армейской группой британского фельдмаршала Бернарда Лоу Монтгомери. Однако конвои, эвакуирующие немецкие войска и беженцев, продолжали следовать на запад, и остров Борнхольм оставался их перевалочным пунктом. Комендант имел чёткий приказ капитулировать только перед британскими войсками. В этот же день Ставкой ВГК было принято решение сорвать эвакуацию немецких войск путём захвата промежуточной точки — Борнхольма. Остров, кроме того, представлял для советских вооружённых сил стратегический интерес — он позволял контролировать находящийся неподалёку Зунд, что в свете не совсем определившихся послевоенных отношений с союзниками приносило определённую выгоду.
      Нарком ВМФ Кузнецов отдал приказ командующему Краснознамённым Балтийским флотом адмиралу Трибуцу овладеть островом силами морской пехоты КБФ. Однако бригада морской пехоты понесла большие потери в предыдущих боях, поэтому Трибуц запросил помощи у армии. Командующий 2-м Белорусским фронтом маршал Рокоссовский выделил для захвата и последующего удержания острова 18-ю стрелковую дивизию генерал-майора Короткова.

      По плану, предполагалось высадить на Борнхольм комендантские части военно-морской базы в Кольберге, и, если гарнизон откажется капитулировать, поддержать эти части стрелковым полком. Высадка такого крупного и дальнего десанта, однако, представлялась весьма нелёгким делом: предыдущие десантные операции КБФ проводил на небольшие расстояния, в радиусе действия армейской артиллерии. Кроме того, отсутствовали специализированные средства высадки, за исключением захваченных в Кёнигсберге и Данциге, да и те, правда, находились в отвратительном техническом состоянии.
      7 и 8 мая авиация Краснознамённого Балтийского флота нанесла по немецким частям, кораблям и военно-морской инфраструктуре на острове два авиаудара. Часть бомб не нашла свою цель и поразила гражданские здания. В 23 часа 8 мая — сразу после подписания акта о капитуляции Германии — гарнизону Борнхольма было по радио предложено капитулировать перед советскими войсками. Комендант это сделать отказался — он имел чёткие инструкции сдаваться только англичанам. После чего руководством КБФ был отдан приказ о начале высадки на остров.

      В 6 часов утра 9 мая из гавани Кольберга вышел дивизион катеров под командованием капитана 3 ранга Осецкого. На борту этих шести катеров находился отряд из 108 человек — комендантский взвод Кольбергской ВМБ, усиленный моряками-зенитчиками. Руководил отрядом начальник штаба военно-морской базы капитан 2 ранга Шавцов. В густом утреннем тумане советские катера наткнулись на небольшой немецкий конвой — самоходную баржу и несколько мотоботов. Сопротивляться немцы не стали, и один из катеров отвёл сдавшиеся суда в порт Кольберга. Остальные катера продолжили движение к острову, и в 15-30 беспрепятственно вошли в порт Рённе. Десантники, не встретив никакого сопротивления, тут же заняли этот порт.
      Спустя некоторое время генерал Вутманн прислал своего представителя на переговоры с советским командиром. Содействовали этим переговорам представители датского Сопротивления и губернатор острова. Немецкое командование потребовало от десантников вернуться обратно, под предлогом того, что Борнхольм остров датский, а все немецкие войска в Дании должны были капитулировать перед англичанами, а не перед советскими войсками. Шавцов в ответ на это указал, что в случае отказа позиции немцев на острове будут подвергнуты новым бомбардировкам с воздуха. Спустя несколько часов совещания, Вутманн и фон Кампц решили всё-таки сдаться — полуголодные немецкие солдаты, только что в большинстве своём вывезенные из окружения, навряд ли могли выдержать ещё несколько авиаударов. К тому же, пока немецкие командиры совещались, десантники с помощью сил сопротивления захватили телеграф и перерезали кабели, лишив таким образом немцев связи с «большой землёй».

      Вутманн, фон Кампц и ещё несколько офицеров на советском катере были направлены в Кольберг, где и подписали приказ о капитуляции. Однако, пока этот приказ не был доставлен на остров, немцы предприняли попытку вывезти часть гарнизона. Попытку успешную — 13 судов, набитых солдатами, смогли выйти из порта Нексё и отразить атаку советских торпедных катеров. От огня немцев двое моряков было ранено, причем один — смертельно. Советская авиация в течение 9 мая наносила удары по конвоям, проходящим мимо Борнхольма, потопив 10 из примерно 50 кораблей и судов.
      Ночью 10 мая немцы снова попытались на нескольких судах уйти с острова, однако утром авиация КБФ обнаружила беглецов, и советские торпедные катера смогли перехватить и вернуть их. Всего в плен было взято 11138 немецких военнослужащих, а 10-11 мая на остров прибыли части 18-й СД генерала Короткова. Советские войска находились на Борнхольме до апреля 1946 года. Всего в десантной операции и в последовавшем за ней разоружением немецких войск погибло около 30 советских солдат. На этом война на Балтийском море и завершилась.
      Другие материалы, посвященные празднованию Дня Военно-Морского Флота:
      История камуфляжа: советский флот Проектные корабли: крейсер «Будённый» Корабельные разведчики СССР Марат. История Ветерана Морские легенды. Крейсер «Михаил Кутузов» Морские легенды. Крейсер «Аврора» Цикл статей к Дню Победы подготовлен совместно с компанией Wargaming.
    • Автор: Stupid Author

      В предвоенный период в советском флоте камуфляж был скорее исключением, чем правилом. Тем не менее можно встретить довольно интересные схемы окраски, оставшиеся на кораблях ещё с Первой мировой войны, например, «осколочный» камуфляж эсминца «Ленин» или «ослепляющий» камуфляж эсминца «Рыков».
      В предвоенный период в советском флоте камуфляж был скорее исключением, чем правилом. Тем не менее можно встретить довольно интересные схемы окраски, оставшиеся на кораблях ещё с Первой мировой войны, например, «осколочный» камуфляж эсминца «Ленин» или «ослепляющий» камуфляж эсминца «Рыков».
      При этом основная часть кораблей флота окрашивалась по единому стандарту — в равномерный шаровый цвет. Оригинальным внешним видом отличался лидер эсминцев «Ташкент», сохранивший заводскую итальянскую окраску, — в результате он получил прозвища «голубой крейсер» и «голубой красавец» за шаровый цвет с голубоватым оттенком.

      С началом Второй мировой войны стали применяться сложные схемы окрашивания. В этот период, помимо уже классической шаровой окраски, на советских кораблях использовались различные схемы камуфляжа, как позаимствованные у союзников, так и разработанные самостоятельно.
      На Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками использовалась так называемая «серебрянка» (краска на основе алюминиевой пудры). Она отражала цвет воды, и покрытые ею участки меняли оттенки в зависимости от погоды и условий освещения, что делало такую окраску более универсальной. Так были окрашены крейсер «Молотов» и переоборудованный в минный заградитель «Коминтерн» — бывший бронепалубный крейсер Российского императорского флота «Кагул». Аналогичные схемы окраски получили лёгкие крейсера Тихоокеанского флота «Калинин» и «Лазарь Каганович».

      Несколько кораблей на Чёрном море получили сложную схему окраски с «растушёвкой» — плавным переходом от тёмного тона к светлому. Такую окраску получили эсминцы «Бодрый» и «Сообразительный». Корабли Северного флота по схемам камуфляжа были близки к британским кораблям, что упрощало визуальную идентификацию при сопровождении конвоев. Эсминец «Гремящий» с началом войны одним из первых получил камуфляжную окраску, сочетавшую в себе элементы «ослепляющего» камуфляжа с пятнами и расцветкой, близкими к использовавшимся на кораблях союзников.

      Подводная часть кораблей покрывалась несколькими способами. Помимо распространённого на многих флотах свинцового сурика, использовался «кузбасс-лак» — специальный раствор лакового битума, который при нанесении образовывал глянцевое покрытие чёрного или чёрно-коричневого цвета, устойчивое к атмосферным воздействиям, при этом предохраняя поверхность от коррозии и грибков. Другим способом окраски был противообрастающий состав «Интернациональ» тёмно-красного и зелёного цветов, обладавший схожими характеристиками с предыдущим.

      Подводные лодки также окрашивались в шаровый цвет различных оттенков от светло-серого до тёмно-серого. Субмарины могли быть как полностью однотонными, так и с отбивкой ватерлинии и подводной части в цвета антикоррозийного покрытия, как описано выше.
      Грузовые и вспомогательные суда зачастую окрашивались в сложные схемы камуфляжа. Кроме маскировочной окраски также широко использовалась «декоративная» маскировка, с использованием различных дополнительных элементов, имитирующих береговые строения или даже корабли противника. К примеру, несколько малых охотников Черноморского флота были замаскированы под немецкие катера.

      В период блокады Ленинграда корабли Балтийского флота получили специальную маскировку, чтобы затруднить визуальное обнаружение со стороны германской воздушной разведки и по возможности защитить корабли от артобстрелов. Так, благодаря стараниям художника Бориса Смирнова, множество боевых кораблей превратились для противника в бараки, груды мусора или вообще в часть набережной.

      Другие материалы, посвященные празднованию Дня Военно-Морского Флота:
      Последний бой на Балтике Проектные корабли: крейсер «Будённый» Корабельные разведчики СССР Марат. История Ветерана Морские легенды. Крейсер «Михаил Кутузов» Морские легенды. Крейсер «Аврора» Цикл статей к Дню Победы подготовлен совместно с компанией Wargaming.


Zone of Games © 2003–2024 | Реклама на сайте.

×