Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
Outcaster

[Игровое кино] A Way Out — дорога в один конец

Рекомендованные сообщения

a way out

Тема побега из мест лишения свободы является одной из ключевых для американского кинематографа. Данный поджанр чаще всего воспринимается не как история о преступниках, которые не хотят исправиться, а как рассказ о стремлении человека к свободе. Нет ничего удивительного, что и игроделы обратили свой взгляд на данную тему. Собственно, одна из лучших игр текущего года A Way Out сделана в этом же поджанре, так что вот отличный повод вспомнить несколько фильмов, в той или иной степени рассказывающих о тюремном быте, побеге и жизни после него.


Тема побега из мест лишения свободы является одной из ключевых для американского кинематографа. Данный поджанр чаще всего воспринимается не как история о преступниках, которые не хотят исправиться, а как рассказ о стремлении человека к свободе. Нет ничего удивительного, что и игроделы обратили свой взгляд на данную тему. Собственно, одна из лучших игр текущего года A Way Out сделана в этом же поджанре, так что вот отличный повод вспомнить несколько фильмов, в той или иной степени рассказывающих о тюремном быте, побеге и жизни после него. Но умолчу о полиэкране, хотя легко мог бы назвать несколько фильмов Брайна де Пальмы, который удачно использовал данный приём. Также оставлю за скобками несколько картин, которые прямо цитируются во второй половине игры: не хотелось бы спойлерить. Всё же это одна из немногих современных игр, способных вызывать эмоции и подкидывать неожиданные сюжетные повороты.

«Побег» / The Getaway
реж. Сэм Пекинпа, 1972

102548-Pic1.jpg

Док Маккой — хладнокровный грабитель банков, устав от рутины тюремной жизни, идёт на сделку с местным бизнесменом. Тот через свои связи помогает ему получить условно-досрочное освобождение, а в ответ Маккой должен провернуть небольшое ограбление в банке этого коррумпированного дельца без пыли и лишних жертв. Конечно же, по законам жанра всё идёт не так, как надо, и Маккой оказывается в бегах вместе со своей женой Кэрол. Последняя, к слову, так же активно помогает в его преступных делах, хотя за несколько лет в изоляции Маккой стал подозревать её в неверности. Так что побег героев в Мексику (а куда ещё?) сочетается с их переменчивыми семейными отношениями, наполненными то огнём, то холодом.

Конечно, как это принято в фильмах Сэма Пекинпа, данная вариация «Бонни и Клайда» выполнена в ультрареалистичной манере. Преступники выглядят отталкивающе, перестрелки жёсткие, жизнь в одноэтажной Америке несладкая. Потому своеобразная романтика в пыли, грязи, крови и мусоре приобретает некий ореол чистоты в этом жестоком мире. Тем интереснее, что в начале 90-х в Голливуде был снят ремейк «Побега» с участием Алека Болдуина и Ким Бейсингер — более сглаженный и пригламуренный, но не лишённый своих собственных достоинств. Правда, его бы я рекомендовал смотреть исключительно после оригинала Пекинпа.

«В упор» / Point Blank
реж. Джон Бурмен, 1967

102359-Pic2.jpg

Психоделический гангстерский фильм, который сложно трактовать однозначно. По сюжету грабителя Уокера (Ли Марвин) подставляют, и он оказывается в заброшенной тюрьме Алькатрас. Сбежав оттуда, он становится одержим жаждой мести и возвращением 93 тысяч долларов (ни больше ни меньше), из-за которых его кинули вчерашние друзья. Он не знает жалости, его не способны остановить ни приятельские отношения, ни целые армии вооружённых гангстеров. Месть — это блюдо, которое подают холодным.

Но именно тут проявляется загадочность ленты. Отчасти из-за неё «В упор» британца Джона Бурмена и приобрёл культовый статус. Герой немногословен, а его действия иногда необъяснимы с точки зрения бытовой логики. И тут нельзя обойтись без спойлеров, так что я бы порекомендовал сначала посмотреть данный фильм. По одной из теорий, для которой в фильме немало зацепок, главный герой погибает в самом начале повествования, а все остальные события — действия духа мщения. Потому почти каждое его убийство можно объяснить самоубийствами его бывших друзей, которых мучает совесть, а причудливый, многозначительный финал приобретает смысл.

«Поезд-беглец» / Runaway Train
реж. Андрей Кончаловский, 1985

102411-Pic3.jpg

— Ты настоящий зверь!
— Хуже, я — человек.

Можно испытать подлинный катарсис от, казалось бы, остросюжетно-триллерного по жанру, но экзистенциально-философского по своей сути фильма Андрея Кончаловского. Двое сбежавших заключённых и случайная девушка волею судьбы оказываются в поезде, мчащемся вперед без машиниста. Для того чтобы выжить, они должны преодолеть самих себя. 

Пожалуй, это лучший фильм тогда ещё советского режиссёра Кончаловского из снятых им за границей. Не то чтобы у него не случалось успехов: были вольная экранизация Андрея Платонова «Возлюбленные Марии», симпатичная драма «Стыдливые люди» и мини-сериал «Одиссей», а в России также немало поклонников у провалившегося в прокате боевика «Танго и Кэш» (кстати, ещё один фильм про побег двух «заклятых напарников» из тюрьмы). Но «Поезд-беглец» выделяется даже на фоне удачных лент.

В случае «Поезда-беглеца», на мой взгляд, большой удачей было именно европейское происхождение постановщика. Изначально данный фильм был попыткой японского режиссёра Акиры Куросавы выйти на голливудскую сцену — но в конце 60-х признанному мастеру не удалось найти поддержку среди голливудских продюсеров, хотя сценарий в итоге получилось пристроить. Как писали критики-современники, фильм оказался слишком нетипичным в череде американских зрелищных остросюжетных кинолент своего времени. Некоторые даже называли «Поезд-беглец» экзистенциальным боевиком. И трудно не согласиться, ведь это не просто противостояние двух заключённых (их мастерски сыграли Джон Войт и Эрик Робертс, получившие номинации на премию «Оскар») с полицией — фактически чтобы спастись, они должны забыть о своей тёмной натуре, той, которая привела их за решётку, стать человечнее, освободиться от несущегося без тормозов поезда обстоятельств. Но тем эффектней звучит финальная цитата из шекспировского «Ричарда III»: «Бывает зверь свиреп, но и ему знакома жалость, Нет жалости во мне, а значит, я не зверь».

Из интересных деталей можно отметить, что эта картина стала дебютом для характерного актёра Дэнни Трехо. Причем первоначально он был приглашён на съёмочную площадку просто как консультант (должен был помочь Робертсу в сцене тюремного боя без правил), но в итоге было решено, что он отлично впишется в кадр. Вот так Кончаловский открыл будущую звезду фильмов категории «Б» и, возможно, спас Трехо от пути рецидивиста. Всё же такие люди, выйдя из мест не столь отдалённых, часто не находят себя в обычной жизни и вновь встают на преступную дорожку.

«Побег из Алькатраса» / Escape from Alcatraz
реж. Дон Сигел, 1979

102526-Pic4.jpg

Яркий пример крутого мужского кино 70-х. Сухая и минималистская режиссура, почти полное отсутствие закадрового саундтрека, нарисованные лёгкими штрихами персонажи. Основанная на реальной истории побега из знаменитой калифорнийской тюрьмы Алькатрас, лента концентрируется на жёстком быте внутри неё. Оный является не оправданием жестокой карательной системы США, цель которой не исправление, а наказание, а скорее критикой подобного подхода. Даже самые опасные преступники становятся человечнее, находясь в закрытом пространстве, где они лишены всех прав, свобод и других достижений демократического общества. Так что и побег, вынесенный в заглавие, начинает принимать вид спасения. К слову, английское слово «escape» можно перевести как «спасение».

Интересно, что в фильме снялся Клинт Иствуд, который к концу 70-х почти полностью отошёл от съёмок в фильмах других режиссёров, сконцентрировавшись на собственной режиссёрской карьере. Но вполне вероятно, что он не смог отказаться от предложения Дона Сигела, которого считал одним из своих учителей. Свою, возможно, лучшую режиссёрскую работу «Непрощённый» Иствуд посвятил как раз Сигелу и Серджо Леоне, без коих он бы не состоялся ни как актёр, ни как постановщик. Также стоит добавить, что «Побег из Алькатраса» произвёл неизгладимое впечатление на популярного писателя Стивена Кинга. Потому не стоит удивляться обильным цитатам из этой киноленты в его «Побеге из Шоушенка» и «Зелёной миле».

«Побег из Шоушенка» / «Искупление Шоушенком» / The Shawshank Redemption
реж. Фрэнк Дарабонт, 1994

102512-Pic5.jpg

Это история о надежде, спасении и искуплении (оригинальное название «Искупление Шоушенком» более говорящее), которая окупилась после выхода на видео. Когда она вышла в прокат осенью 1994 года, ей мешали неуклюжее название, отсутствие суперзвёзд, слабая поддержка студии, да и рекламная кампания была вялой. Несмотря на высокие оценки критиков и полдюжины номинаций на «Оскар» (в том числе в категории «Лучший фильм»), «Побег из Шоушенка» был финансовым неудачником. Аудитория просто прошла мимо в конце года, когда фильм оказался в тени «Форреста Гампа» и «Криминального чтива». Кинолента Фрэнка Дарабонта, имея высокие оценки и неплохой бюджет, рассматривалась не иначе как провал.

Но благодаря VHS, а впоследствии и DVD «Побег из Шоушенка» был, как никакой другой фильм современности, по сути, возрождён в глазах зрителей. Ныне он занимает первое место топа лучших фильмов всех времен по версии пользователей сайта IMDb (рядом только «Крёстный отец»), а критики называют его современной классикой — причём даже те, кто изначально не признал его. «Побег из Шоушенка» совершил кинематографическое чудо. Этот трогательный, увлекательный, безукоризненно созданный киноопыт благодаря своим упорству и, главное, качеству преодолел прокатный провал, в итоге выйдя победителем. Фильм вызывает отклик, подобный сочувствию к реальному несправедливо осуждённому, а его история, как сценарная, так и успеха, является подлинной иллюстрацией силы человеческого духа.

Несмотря на то что автором литературного первоисточника является Стивен Кинг, тут нет призраков или вампиров. «Монстры» этой истории реальны и человечны. Тихий замкнутый банкир Энди Дюфрейн (Тим Роббинс), осуждённый за убийство, которого не совершал, заводит малопривлекательную дружбу с «коллегой» по пожизненному Рыжим (Морган Фримен) — человеком, который «может достать всё». Проходят годы, находчивость Энди дарует надежду и изменяет всю тюрьму, в том числе и смотрителя (Боб Гантон), который начинает использовать его финансовые навыки в личных целях. Но когда выявляется информация, способная освободить Энди, алчность в смотрителе превосходит порядочность. В результате мы получаем один из наиболее захватывающих и запоминающихся финалов в истории кино.

Довольно легко определить, почему плохой фильм провалился, но сложнее определить, что делает фильм хорошим. Есть в структуре «Побега из Шоушенка» что-то, придающее ему очарование. Возможно, это интеллигентный сценарий Дарабонта? Или его сдержанная режиссура? Лента запоминается детализацией эпохи (аутентичные декорации, костюмы), снятой оператором Роджером Дикинсом и скомпонованной с эмоциональным саундтреком Томаса Ньюмана. Но при этом нельзя вычленить из фильма какую-то отдельную часть: в «Побеге из Шоушенка» все элементы соединены в цельную структуру.

Часть успеха фильма должна быть разделена и с Кингом. Возможно, из-за того что критики до сих пор считают ужасы «низкопробным» жанром, писатель отвергал похвалы за свои внежанровые произведения. Как и в случае с «Останься со мной», Кинг рассказал очень человечную, личную историю. «Побег из Шоушенка» не менее тревожен и местами страшен, гнетёт чувством давления времени как в повести, так и в экранизации, но Кинг неожиданно для самого себя искусно связал своих персонажей и антураж, охватывающий три десятилетия. Это деликатный процесс, позволивший произведению быть одновременно интимным и эпичным. Ну а после этого Дарабонт сделал заключительный финт: внеся мельчайшие изменения в ход повествования, он заставил нас прочувствовать долгое, изнурительное путешествие к мечте, причём так, что финал не может не вызвать эмоционального отклика. 

Неудивительно, что «Побег из Шоушенка» тронул стольких киноманов и достиг статуса современной классики. Как и в случае многих других фильмов, «спасённых» домашним видео (например, того же «Бегущего по лезвию»), его повышение статуса связано с любовью его создателей к своим зрителям. Это редкость, когда кино может по-настоящему зацепить, а не просто быть товаром на кинорынке, что и является истинной силой «Побега из Шоушенка».


И это только малая часть фильмов на данную тему. Но приберегу другие знаковые ленты до следующего удобного случая.

banner_st-ik_outcaster_wayout.jpg

  • Лайк (+1) 3
  • Спасибо (+1) 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Шоушенк на меня в свое время произвел неизгладимое впечатление. Запредельно крутое кино, по-моему сделать что-то лучше в данном жанре просто невозможно.

  • Лайк (+1) 2
  • +1 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Outcaster сказал:

одна из лучших игр текущего года A Way Out

Так себе год :)

  • Хаха (+1) 1
  • В замешательстве (0) 1
  • +1 1
  • -1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
31 минуту назад, Celeir сказал:

Так себе год :)

Как сказать, A Way Out хорош))

Я б выбрал “Танго и Кэша” в подборку, все-таки игра его цитирует в том числе :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 часов назад, Outcaster сказал:

(оригинальное название «Искупление Шоушенком» более говорящее

вроде оригинальное название — Рита Хейуорт и спасиение из Шоушенка.

 

  • Лайк (+1) 1
  • В замешательстве (0) 1
  • +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
On 4/3/2018 at 5:33 PM, impa said:

вроде оригинальное название — Рита Хейуорт и спасиение из Шоушенка.

 

Это название повести Кинга. Оригинально название фильма — «Искупление Шоушенком»

  • Лайк (+1) 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Outcaster

      Детройт — город машин. Крупнейший город штата Мичиган, прославившийся своим автомобилестроением, за последние 100 лет успел познать, как взлёты, так и падения. От промышленной столицы США, в которую в поисках работы стекались люди со всех уголков страны, до города-банкрота с опустевшими заводами и районами-призраками. Неудивительно, что он не раз становился декорацией для всевозможных фильмов, включая пересекающиеся по тематике с «Детройт. Стать человеком». Например, «Робот-полицейский» Пауля Верхувена или видеоигры Deus Ex: Human Revolution. Но тематика не исчерпывается только этими наименованиями.
      Детройт — город машин. Крупнейший город штата Мичиган, прославившийся своим автомобилестроением, за последние 100 лет успел познать, как взлёты, так и падения. От промышленной столицы США, в которую в поисках работы стекались люди со всех уголков страны, до города-банкрота с опустевшими заводами и районами-призраками. Неудивительно, что он не раз становился декорацией для всевозможных фильмов, включая пересекающиеся по тематике с «Детройт. Стать человеком». Например, «Робот-полицейский» Пауля Верхувена или видеоигры Deus Ex: Human Revolution. Но тематика не исчерпывается только этими наименованиями.
      Искусственный разум / Artificial Intelligence: AI
      реж. Стивен Спилберг, 2001 г.

      Данная картина была задумана знаменитым американским режиссёром Стэнли Кубриком еще в начале 70-х гг., после прочтения рассказа Брайана Олдисса «Суперигрушек хватит на всё лето». Собственно, сценарий экранизации был приглашён написать сам автор первоисточника. Но уже на стадии написания сценария у экранизации начались трудности. В середине 80-х гг. Кубрик позвал для работы над фильмом своего друга Стивена Спилберга, параллельно сменив сценариста. В 1991 году была готова первая полноценная версия сценария, но фильм вновь был отменён. Кубрик посчитал, что технологии не позволят создать некоторых андроидов реалистично. Вновь проект сдвинулся с мёртвой точки только после успеха «Парка Юрского периода», который продемонстрировал чудеса CG-графики, неотличимой от реальности. Правда, в этот раз Стэнли Кубрику категорически не понравилась стоимость услуг студии компьютерных спецэффектов ILM, посчитав их слишком дорогостоящими. Вместо этого они привлекли к работе британского мастера визуальных эффектов и клипмейкера Криса Каннингема, многим известному по музыкальному видео певицы Бьёрк — All is Full of Love. Примерно тогда же Кубрик решил отказаться от режиссуры, передав эту должность Стивену Спилбергу. Но съёмки начались только после смерти главного идеолога фильма, так как у Спилберга в 90-х гг. и без того был очень плотный съёмочный график.
      Несмотря на все проблемы, фильм получился хорошим. В нём чувствуется и влияние Кубрика, и авторский почерк самого Спилберга, но сильно проигрывающий в последние полчаса, которые всё же не особо убедительны. Особенно, в сравнении с большей частью фильма, которая и снята замечательно, и удивительно естественна в подаче истории робота, который умеет любить. И довольно знаменательно, что ему приходится объединиться с роботом, созданным для плотской любви. Получается довольно занятный симбиоз разума и чувств во имя спасения в мире людей, которые сами себя давно загнали в могилу, задолго до собственной гибели. Тем обиднее, что такая антиутопия к финалу выливается в сентиментальную сказочку. Что удивительней, такой финал был задуман ещё Стэнли Кубриком, а не славящимся сентиментальностью Стивеном Спилбергом. Он даже называл фильм для себя кибер-версией «Пиноккио».
      Я — робот / I, Robot
      реж. Алекс Пройас, 2004 г.

      Довольно любопытная фантастическая антиутопия с детективной основой. Три правила робототехники, придуманные Айзеком Азимовым, вроде совершенно логичны и точно должны огородить человеческую жизнь от посягательств роботов, если бы не один важный парадокс: «Кто защитит людей от самих себя?» Вот и в фильме Алекса Пройаса, создателя знаменитого «Тёмного города», полицейский Дел Спунер (Уилл Смит), пытается расследовать убийство, где единственным подозреваемым является робот Сонни, наделенный эмоциями. Но сталкивается с парадоксом: все его уверяют, что роботы не могут навредить человеку. Таковы законы. Но Спунер чувствует, что три закона не совершенны, так что он решает взяться за раскрытие этого преступления.
      Удивительно, но вольная экранизация сборника рассказов Айзека Азимова, кроме того, что наполнена неплохими для своего времени спецэффектами, оказалась увлекательной, не в пример довольно сухому первоисточнику. Особенно, удался герой Уилла Смита, не лишённый чёрного чувства юмора. Да и в смысловом плане у фильма не всё плохо. И пусть это не «Бегущий по лезвию», но всё равно довольно умная фантастика. Особенно на фоне современного голливудского кино.
      Детройт / Detroit
      реж. Кэтрин Бигелоу, 2017 г.

      Трио Кэтрин Бигелоу, Марк Боал и Бэрри Экройд — это уже определённый знак качества. Режиссура с большим вниманием к мелочам; сценарий, в котором человеческие характеры перемежаются с сухими фактами; операторская работа, создающая иллюзию документальности. «Детройт» местами выглядит как хроникальная лента, снятая в 60-х гг. Что интересно, но актуальная тема расизма в американском обществе тут поднята без лишних подмигиваний и эзопового языка. Как говорится, прямо в лоб, чуть ли не по-марксистски, с самого начала заявляют прямым текстом, что единственная причина расовой нетерпимости — экономика. И пока не будет достигнуто социальное равенство нет даже смысла что-то обсуждать. Странно, что такое хлёсткое кино в итоге, получив по большей части положительные отзывы в прессе, натолкнулось на определённое сопротивление. В некоторых американских текстах на полном серьёзе заявляют, что белая женщина не имеет прав снимать о чернокожих, тем самым выставляя самих себя расистами и шовинистами.
      Многих смутит появление этого фильма в списке, но я считаю, что это вполне неплохой повод порекомендовать один из лучших фильмов 2017 года к просмотру. Тем более в нём можно увидеть первопричины современного положения Детройта, его недавнюю историю, а так же проблему сегрегации и нетерпимости, так же поднимающиеся в игре Дэвида Кейджа. Разве что Кэтрин Бигелоу куда талантливей, как постановщик.
      Чужой: Завет / Alien: Covenant
      реж. Ридли Скотт, 2017 г.

      Логическое продолжение идейно-философского ряда «Прометея», затрагивающее тематику творения и Творца. И если прежде люди смотрели на Звёзды и искали потерянный Рай, то теперь создание людей — СПОЙЛЕР! — андроид Дэвид не просто обрёл свободу воли, но и сам захотел стать творцом. Тем самым интересно закольцевав вселенную. Правда, лучше всего удалась открывающая сцена во время титров, которая оказалась лучше остального фильма.
      Правда, в этот раз Ридли Скотт немного забил на то, что это ещё и научно-фантастический фильм ужасов, потому вся жанровая часть подаётся сумбурно и в ущерб идейному содержанию. Будем честны, вся страшилки с участием ксеноморфа сделаны лишь бы было, отчего фильм смотрится гораздо скучнее, чем более атмосферный «Прометей». К слову, в прошлом году это был не единственный фильм, который, прикидываясь космохоррором, оказался больше режиссёрским высказыванием о человечестве. Примерно в таком же духе шёл в прокате фильм «Жизнь» шведа Даниэля Эспиносы. С другой стороны, визионерство, богатство культурологических и религиозных отсылок явно на стороне «Завета». К сожалению, главный сюжетный поворот вокруг которого строится вся загадка фильма, был раскрыт задолго до премьеры в одном из бесконечных трейлеров. Безусловно, это подпортило просмотр даже для тех, кто только краем уха слышал пересказы этих роликов.
      Из машины / Ex Machina
      реж. Алекс Гарленд, 2014 г.

      Скептически относясь к картине, стоит сказать, что режиссёрский дебют известного сценариста и писателя Алекса Гарленда, оказался редкостной удачей. Пусть к финалу автор и не смог придумать ничего прежде невиданного, но есть в этом фильме неглупые идеи. А главное, оказалось, что годы, проведенные за кадром съёмочных площадок и игровых студий, Гарленд провёл не зря. При рассказе о фильме легко сбиться в нечто высокопарное, ведь «Из машины», несмотря на то, что прежде сценарии Алекса Гарленда находили реализацию только в динамичных фильмах Дэнни Бойла или в не менее боевых видеоиграх (Enslaved, DmC: Devil May Cry), пытается быть созерцательно-неспешным. Но это не модный хипстерский, постмодернистский закос под Кубрика, а нечто в духе «Соляриса» Андрея Тарковского. Замкнутое пространство, диалоги учёных, двойник человека между ними, классическая музыка в электронной обработке, беспристрастный взгляд откуда-то сверху. Но название отбрасывает слово «бог». Собственно, люди и предстают богами, творящими по образу своему и подобию новых существ на потребу своим запросам: производственным, развлекательным или же просто из тщеславия. Но, даже лишив их всего человеческого, полностью раскрыв всю хардверную и софтверную подноготную, человечество будет не способно заметить подмену. Ведь тест Тьюринга доказал, что этот искусственный объект наделён разумом и сознанием.
      Многие фантасты обращались к тематике того, что роботы могут стать новыми людьми, но далеко не все сходились во мнении, что они будут дружелюбны к устаревшему виду, который создал их, как низшую касту.
      Интересен приём с помощью которого режиссёр обращается к цифровым камерам. Большая часть фильма снята как будто на аналоговый формат: 35-миллиметровую плёнку, изображение на которой есть результат химической реакции (на самом деле это стилизованное изображение, снятое цифровой камерой). Но ближе к финалу зритель видит мир глазами Эйвы. Тот же оператор, те же цвета. Но что-то не так. Этот бесчувственный мир, заснятый цифровым объективом, лишён «живости», это лёгкого шевеления плёночных зёрен. Стерильная пустота. А вот эти сцены сняты на портативную камеру GoPro.
      Но человек, в лице персонажа Донала Глисона, до последнего отказывается верить в то, что эта разница есть. Всепоглощающая вера в прогресс и гуманизм затуманивает рассудок. Там где ИИ подвержен исключительно рациональной оценке ситуации, герой впадает в иррациональное состояние. Ему начинает казаться, что он видит перед собой хрупкую женщину, а не бесполую машину. Он видит отражение в зеркале и принимает его за самого себя. Но расчет на то, что технология, какой бы продвинутой она не была, сможет избавить его от одиночества, провалилась. Цифровой мир — это всего лишь новый этап человеческой отчужденности.

      Как обычно, пишите в комментариях о других фильмах или играх на похожую тематику. Всегда интересно чужое мнение. Главное, оставайтесь людьми.
    • Автор: Outcaster

      Очередная серия долгоиграющего франчайза Far Cry («пятая» номерная, но уже десятая в линейке!) посвящена путешествию в мир Среднего Запада, религиозных сект и обладателей «красных шей». На первый взгляд это выглядит как попытка капитализировать сеттинг второй Outlast, но не будем строго судить Ubisoft. Всё же это отличный повод вспомнить несколько фильмов, в которых присутствуют те или иные элементы игры. Причём на сей раз я решил разнообразить список максимально широким выбором картин. Не все из них даже напрямую связаны с миром Far Cry 5.
      Очередная серия долгоиграющего франчайза Far Cry («пятая» номерная, но уже десятая в линейке!) посвящена путешествию в мир Среднего Запада, религиозных сект и обладателей «красных шей». На первый взгляд это выглядит как попытка капитализировать сеттинг второй Outlast, но не будем строго судить Ubisoft. Всё же это отличный повод вспомнить несколько фильмов, в которых присутствуют те или иные элементы игры. Причём на сей раз я решил разнообразить список максимально широким выбором картин. Не все из них даже напрямую связаны с миром Far Cry 5.
      «Любой ценой» / Hell or High Water
      реж. Дэвид Маккензи, 2016

      Вестерн в актуальных экономико-социальных условиях. Современные братья Янгеры или Джеймсы грабят банки и даже, как их далёкие источники вдохновения, получают молчаливое одобрение общества. Разве что сами братья Янгеры и Джеймсы прикрывались идеей ведения партизанской войны против северян, грабя их во имя Конфедерации. Героев фильма пытаются поймать пара рейнджеров — типичный престарелый ковбой и метис с ярко выраженными чертами коренного американца, которые постоянно неполиткорректно подкалывают друг друга. И всё это могло бы стать банальной перепевкой старых песен о главном, если бы не чуткая режиссура и хорошие актёрские работы. Особенно стоит отметить Криса Пайна и Джеффа Бриджеса, хотя и их напарники держат заданный ими уровень человеческого.
      Учитывая серьёзный экономический и социальный кризис, который захлестнул современное общество по обе стороны Атлантического океана, нет ничего удивительного, что жанр вестерна вновь становится популярен. Пусть и весьма ограниченно. Всё же для него крайне типична тема поиска социальной справедливости во враждебном мире. Хотя самые ранние голливудские ленты этого жанра были традиционно развлекательно-приключенческими, к началу 40-х вестерн стал оплотом эзопова языка, с его помощью режиссёры и сценаристы говорили о проблемах современной Америки, перенося острые темы в мир мужчин в широкополых шляпах. А сценарист «Любой ценой» Тейлор Шеридан и вовсе видится певцом современного вестерна. По его сценарию также была поставлена неплохая картина «Убийца» / «Сикарио» Дени Вильнёва, а сам он срежиссировал один из лучших фильмов прошлого года — «Ветреную реку». К слову, в этом году выходит сиквел «Убийцы» под названием «Солдат».
      «У холмов есть глаза» / The Hills Have Eyes
      реж. Уэс Крэйвен, 1977

      Классический эксплуатационный фильм ужасов, поставленный одним из главных постановщиков в жанре. В своё время Уэс Крэйвен прославился тем, что получил финансирование на нелицензированный вольный ремейк шедевра Ингмара Бергмана «Земляничная поляна». Продюсеры настолько не разбирались в современном на тот момент кинематографе, что не почуяли подвоха, когда Крэйвен подсунул им сценарий. Так появился один из главных фильмов эпохи — ультражестокое revenge-movie «Последний дом налево» (хотя чаще лента фигурирует под не совсем грамотным переводным названием «Последний дом слева»). От фильма шведского мастера картина отличалась только переносом места действия из Средневековья в современность и отсутствием философских рассуждений о праве человека на убийство. Даже если речь идёт об убийстве ещё более жестоких и отвратительных убийц и насильников.
      В принципе, и в дальнейшем Крэйвен активно использовал уже имевшиеся идеи, по-своему оформляя их во что-то оригинальное. Так популярность подростковых слэшеров у него вылилась в символ 80-х «Кошмар на улице Вязов» и в символ 90-х квадрологию «Крик», в каждом из которых Крэйвен по-своему переосмысливал штампы и даже откровенно посмеивался над ними. Ну а знаковая картина «Избавление» Джона Бурмена породила целый поджанр фильмов о выживании в дикой враждебной среде с противостоянием местным жителям, которые сплошь необразованные дикари. Собственно, «У холмов есть глаза» — это экспло-версия «Избавления». Культовая, но, на мой взгляд, далеко не лучшая лента постановщика.
      А вот ремейк французского режиссёра Александра Ажа, больше известного по эффектному триллеру «Высокое напряжение» (сейчас в отечественных кинобазах значится под названием «Кровавая жатва», но я прекрасно помню, что в российском прокате фильм вышел под названием «Опасные связи», которое немного спойлерило содержание), оказался небезынтересным. Следуя сюжету оригинала, Ажа добавил щепотку современного французского шокера и капельку совсем прямых отсылок к «Избавлению» и «Соломенным псам» Сэма Пекинпа — ещё одному фильму о противоборстве городского интеллигента с неотёсанной деревенщиной.
      «Дом 1000 трупов» / House of 1000 Corpses
      реж. Роб Зомби, 2003

      Фильм включён в список запрещённых к распространению в Республике Беларусь.
      30 октября 1977 года четвёрка глуповатых подростков, среди которых нашёлся фанатик ужасов и всевозможных маньяков, к собственному несчастью, сворачивают не туда. Дата на сей раз не случайна: именно в этот день параллельно нападал на юную Лори Строуд сам Майкл Майерс, а учитывая дальнейшее творчество известного рокера и клипмейкера, всё приобретает зловещий подтекст. Вообще тему экзистенциального ужаса городских жителей перед девственной, не испорченной порочными нравами сельской местностью и её населением открыл ещё Джон Бурмен в своём этапном фильме «Избавление». Но Роб Зомби явно пытается идти по стопам его последователей, в первую очередь Тоуба Хупера и Уэса Крэйвена, показавшего, что деревенские не только развлекаются по-другому, но и вообще, мягко говоря, уродливы телом и душой. 
      Правда, кардинальное отличие метода Зомби заключается в том, что объектами своего сочувствия он выбирает вовсе не оказавшихся в плену ситуации молодых парней и девчонок, а семейство извращённых отморозков во главе с доктором Сатаной. Кроме него в фильме фигурирует персонаж с именем доктор Вульфенштейн, так что не обходится и без видеоигровых цитат. А поскольку режиссёр Зомби не то чтобы плохой, а скорее банально ничего не понимающий в режиссуре, получается странноватый чудной видеоклип, который не способен вызвать ни одной эмоции: ни напряжения, ни страха, ни отвращения, ни ужаса — ровным счётом ничего. Запоминаются разве что по-своему притягательная жена постановщика Шери Мун Зомби да звёзды кинематографа 70-х Сид Хэйг и Карен Блэк.
      «Дети кукурузы» / Children of the Corn
      реж. Фриц Кирш, 1984

      На первый взгляд — типичная история, вышедшая из-под пера Стивена Кинга, о детях, наделённых скрытыми талантами и противостоящих суровому миру взрослых. На этот раз дополненная темой религиозного фанатизма и сектантства. Разве что необычным выглядит тот факт, что секту верящих в силу кукурузных полей основали дети во главе со своим странным пророком Исааком. Последний утверждает, что только дети чисты от греха, и обещает приносить в жертву всех, кто достигнет возрастной отметки в 18 лет.
      Увы, это одна из худших экранизаций произведений Кинга. Чуть ли не с первых кадров фильм начинает раздражать назойливым закадровым голосом, а дальше следуют нелепые сцены кровавой резни, подкреплённые полным отсутствием актёрской игры со стороны детей. Даже парочка взрослых профессионалов в лице Питера Хортона и Линды Хэмилтон не способны исправить откровенно плачевную ситуацию. 
      Несмотря на невысокое качество, фильм стал популярен и даже породил целый франчайз. Кроме прочего вышло несколько кинолент, явно вдохновлённых «Детьми кукурузы», например «Джиперс Криперс» Виктора Сальвы. К слову, данная картина куда интереснее и умнее, даже несмотря на наличие монстра в кадре. 
      «Грешный ангел»
      реж. Геннадий Казанский, 1962

      В начале 60-х в СССР помимо вопросов очевидной борьбы с пережитками «культа личности» и демократизации общества столь же остро стоял вопрос борьбы с религией. Так уж вышло, что именно на демократическую хрущёвскую «оттепель» пришлась самая жёсткая борьба с религией после антирелигиозной кампании начала 30-х. Так что и в фильме о девочке, сбежавшей из дома после того, как её родителей репрессировали, фигурирует некий верующий старичок в исполнении Бориса Чиркова, убеждающий вступить в секту. И, собственно, Вера (именно так зовут главную героиню) почти попадает в оную — но на её пути встречаются понимающий милиционер и чуткие педагоги в интернате, куда её помещают учиться.
      Как ни странно, религиозный мотив, слабо прописанный, довольно быстро выветривается из картины, оставляя место куда более интересной теме о возможности жить по правде в лицемерных реалиях. Вера вынуждена врать, что её родители сидят в лагерях по политическим статьям, а в фильме не раз звучат острые вопросы: «Вы коммунист или член партии?», «А как же демократия?», да и обучение в интернате ведётся сплошь по методичкам, в которых главное зазубрить предмет, а не понять его. Мир бюрократии, в котором каждый человек — это винтик, начинается именно со школы.
      Пожалуй, предфинальный режиссёрский символизм кажется слишком прямолинейным. После сцены с холодным проливным дождём наступает яркая солнечная весна, а жизнерадостные школьники сажают деревья, забив напротив них табличку «1953 г.». Хотя пафос этого эпизода понятен каждому и даже простим постановщику. Как бы люди ни плакали, но подавляющее большинство было радо тем переменам, что принесла весна 1953 года.

      Конечно, можно вспомнить ещё ряд современных вестернов, фильмов о деревенщине или о сектах. Но всегда можно написать про них при следующем удобном случае — благо игроделы не перестают выпускать всё новые игры.


Zone of Games © 2003–2018 | Реклама на сайте.

Система Orphus

×