Автор:
Celeir
Во вселенной Anthem ты один из немногочисленных избранных. Но о свершённых тобой подвигах ничего не известно, а первые твои полёты завершаются отпечатком джавелина в скалах и в грязи. Связи не установлены, доверие не обосновано. Тем не менее, герой комментирует вылазки как прогулки за молоком, а собеседники восторженно внимают и поддакивают.
BioWare так и не научилась хвалить. И не только это, здесь сразу несколько смежных проблем: ещё не пришли в мир самые первые SJW, а канадцы уже вовсю боялись оскорбить, поставить легендарность персонажа под сомнение или перечить ему, если только возражение — не повод возвысить ещё сильней буквально через минуту.
Судя по бете, в Anthem то же самое. «Ты меня не знаешь, я тебя не знаю, НО ТЫ ВЫГЛЯДИШЬ ОЧЕНЬ СМЫШЛЁНЫМ, помоги разобраться в интрижке, которую я не стал обсуждать даже с близкими друзьями!» — приветствует бармен Амаль. Вслед за выбором из двух простых решений (а больше и нет) звучит: «Ты мудрый человек, я этого не забуду».
У каждого свой порог восприятия комплиментов, но в искренности собеседника впору усомниться, если их вставляют без видимого повода. Так было в Dragon Age, так было в Mass Effect и бородатой Jade Empire. Что бы герой ни делал, как бы ни глупил, его хотя бы вскользь, но хвалят. «Как можно было так поступить?! Это, конечно, потребовало НЕДЮЖИННОЙ ХРАБРОСТИ, но как-то неправильно». Да вы смеётесь. В то время как настоящие писатели и сценаристы борются за правдоподобность образов и их окружения, в том числе сталкивая героя с такими естественными вещами, как недоверие, непонимание, насмешки и даже более успешные персонажи, BioWare закладывает повод впрыснуть дофамин да хоть в самый неприятный разговор и ситуацию.
Wargroove так шутит, BioWare так живёт
Когда из поступка не высосать хоть что-то позитивное, хвалят не человека, но человечество: «Землянин, говоришь уверенно и дерзко, как все люди!» Как представитель того же вида игрок принимает похвалу-оффтоп и на свой счёт, пускай не прав в конкретном обсуждаемом действии.
В форте-хабе Anthem Тарсисе есть некий Счастливчик Джек. Он долго и увлечённо вещает о прелестях работы в команде, о том, что все мы тут как семья, и прочее в том же ключе. Но вот игрок отвечает: «В одиночку летать тоже хорошо», и без тени смущенья или раздумий Джек переключается на новую роль: теперь он так же упоённо, как раньше про семью, рассказывает про романтику одиночества. Это не давно ставшее мемом Убеждение в стиле BioWare (Джека-то ты и не убеждал) — просто желание студии казаться родной душой. «Посмотри, мы думаем совсем как ты, У НАС СТОЛЬКО ОБЩЕГО». Так и вспоминается «1984»: получив новую методичку прямо посреди речи, представитель партии на лету подменяет в тексте имя врага, как будто изначально и говорил об Остазии, а не Евразии (или наоборот). В правдоподобном разговоре собеседник бы удивился ответу, или сделал паузу, чтобы мысленно отсеять поступивший в мозг непостижимый факт: «Да нет, он не мог сказать это всерьёз, наверняка просто подкалывает!», или замедлил речь, пытаясь прикинуть весомость аргумента, или переключился на тему, где чувствует себя уверенней.
Какая подтянутая попка. «Stupid sexy Flanders!» (с)
Ну и конечно, главное: в играх студии редко чувствуешь, что бой или другое свершение действительно эпичны с, так сказать, механической точки зрения. Проекты BioWare больше про сюжеты, чем про игровой процесс. Что само по себе не плохо, ведь любое событие ярче, если касается персонажей и мест, к которым привязался, — но отчаянно буксует из-за технического исполнения. Странно называть запоминающейся битву за Цитадель или что там ещё, когда самые элитные штурмовые враги не успевают к тебе приблизиться (потому что ты снайпер и у тебя бесконечный боезапас) или вовсе не понимают, что приблизиться стоило бы. Сюжетно краеугольный штурм Денерима, когда все (!) враги падают с одного удара, выглядит как баг. Извечное Зло в образе дракона гораздо слабей шайки воров, случайно нападающих в пути. Засада Шрамов в «Гимне» идёт на убой, вновь и вновь повторяя манёвры, мгновенье назад стоившие жизни их предшественникам.
Во вселенной Anthem ты один из немногочисленных избранных. Но о свершённых тобой подвигах ничего не известно, а первые твои полёты завершаются отпечатком джавелина в скалах и в грязи. Связи не установлены, доверие не обосновано. Тем не менее, герой комментирует вылазки как прогулки за молоком, а собеседники восторженно внимают и поддакивают. Вызова нет, но о нём говорят. Так в старом мультсериале про Железного Человека приходилось напоминать: «Не расслабляйся, Тони, это Очень Опасно!», чтобы хоть как-то задать героический настрой ситуации, где визуально ничто не угрожает.
Я подожду
Нет ничего плохого в том, чтобы посмеиваться над возомнившим о себе не пойми что героем или показывать шаблонный уже, но многое оправдывающий процесс становления героем. С естественностью общения добавляется реалистичность, которая обязана быть и в самой нереалистичной игре. Какой бы сеттинг ни выбрали, sci-fi или fantasy, на него проецируется реальность, а в реальности сталкиваешься с самым разным к себе отношением. В свою очередь, чем правдоподобней антураж, тем искренней привязанность и прочие чувства, тем яростней сражаешься, чтобы защитить выдуманный мир. Абстракции, где все тебе рады и беспочвенно тебя боготворят, не выдерживают сравнения даже с детскими сказками.
Но что если взлёты и падения — удел ограниченных по времени сюжетных игр? Что если игры-сервисы должны быть эмоционально равномерными, подходить под любой настрой игрока, чтоб он смог к ним возвращаться в любом расположении духа? Может быть, может быть. Но заходить в игру ради дозированного фана или чтобы провести время с друзьями вместо какого-нибудь Discord, — какой-то другой слой восприятия игр, мне не совсем понятный.