Jump to content
Zone of Games Forum
Outcaster

[Игровое кино] Снятся ли овцам киберлюди?

Recommended Posts

Киберпанк вновь входит в моду. Недавно на видеоигровом поле отшумели Tokyo 42, >observer_, Ruiner, а в кинотеатрах пролетел «Призрак в доспехах». Но главное, совсем скоро на экраны планеты выходит долгожданный «Бегущий по лезвию 2049» — сиквел краеугольного произведения в жанре. Отличный повод вспомнить несколько фильмов из прошлого на заданную тему. Предыдущий список ищите тут.

«Железо» / Hardware

реж. Ричард Стэнли, 1990

101421-Pic1.jpg

Данный технохоррор, основанный на комиксе «ШОК!» из журнала 2000AD, хоть и явно заимствует у «Терминатора» и «Чужого», благодаря эффектному монтажу и образности всё же оставляет положительное впечатление. Виды выжженной пустыни и сталкера, находящего в ней покорёженного боевого робота M.A.R.K.-13 (библейская отсылка, вынесенная в эпиграф), сразу завораживают. Дальнейшее повествование тяготеет к камерной обстановке одной квартиры, где художница Джилл пытается выжить в неравной схватке с этой машиной смерти. Её цель одна — смерть всего человечества.

Ричард Стэнли снял всего лишь два полнометражных игровых фильма, если не считать музыкальную ленту «Храбрость», основанную на одноимённом концептуальном альбоме прогрессивной группы Marillion. Но этого достаточно, дабы увидеть, что постановщик обладал визионерским стилем. К сожалению, его попытка авторской интерпретации «Острова доктора Моро» натолкнулась на айсберг по имени Вэл Килмер. Так закончилась карьера молодого режиссёра, вроде как подававшего надежды. Все знают, как подхвативший звёздную болезнь Килмер чуть не сорвал съёмки дорогостоящей картины, начав самовольно переписывать сценарий под себя. Студии оказалось проще избавиться от режиссёра, заменив его ветераном Джоном Франкенхаймером, чем налаживать контакт с главной звездой фильма, которой на 1996 год являлся Килмер. Но и Франкенхаймер вместе с Марлоном Брандо и всей остальной съёмочной группой после съёмок отзывался об актёре исключительно в негативном ключе. Только карьера Стэнли в результате этого случая была загублена, и второго шанса ему никто не дал.

«Считанные секунды» / Split Second

реж. Тони Мэйлэм, Иэн Шарп, 1992

101434-Pic2.jpg

Творческая неопределённость явно сгубила эту картину. Причём финальный эпизод в туннелях метро и вовсе снял не Тони Мэйлэм, а Иэн Шарп, о чём предусмотрительно сообщается в титрах. Если стилистическую работу режиссёра по изображению Лондона 2008 года с затопленными улицами или хлёсткие диалоги между двумя полицейскими-напарниками, не лишёнными чёрного юмора, можно записать в удачи фильма, то жанровая чехарда пошла ему во вред. Начинается всё как мрачный киберпанк-триллер о поиске серийного маньяка в мире будущего с явными заимствованиями из «Бегущего по лезвию», вплоть до Рутгера Хауэра в роли уставшего, циничного полицейского. Вероятно, игравшие в >observer_ сразу разглядят в этом фильме один из источников вдохновения. Но вскоре «Считанные секунды» превращаются в ироничное бадди-муви, чтобы транзитом через крутой боевик перебраться в жанр фильмов ужасов а-ля «Чужой». Ничего удивительного: над спецэффектами киноленты работал Стивен Норрингтон, больше известный миру как создатель аниматронных спецэффектов и носитель костюма Чужого из фильмов «Чужие», «Чужой 3», «Чужой: Воскрешение».

«Машина смерти» / Death Machine

реж. Стивен Норрингтон, 1994

101438-Pic3.jpg

К слову, сам Норрингтон дебютировал фильмом, в чём-то похожим на те, в которых он работал. Интересно, что в кинобазах пользователи пытаются разбирать его «Машину смерти» как серьёзный киберпанк-хоррор, не замечая ехидной улыбки на лице молодого режиссёра. А ведь уже наличие в фильме героев с именами Джей Данте, Сэм Рэйми, Джон Карпентер, Скотт Ридли плюс парочки борцов с мегакорпорациями по имени Уэйланд и Ютани должно было натолкнуть зрителей на мысль, что тут не всё чисто. На поверку оказывается, что «Машина смерти» — это весёлый постмодернистский фильм ужасов о взбесившейся аниматронной кукле, доверху наполненный иронией и чёрным юмором. Последний, правда, оценили далеко не всё. Цензура прошлась по замыслу Норрингтона монтажными ножницами. В Австралии и Китае фильм запретили, а Британский совет киноцензуры вырезал целые эпизоды сугубо из-за их якобы натуралистичной жестокости и аморальности. Особо им не понравился Брэд Дуриф в образе безумного учёного-гения с маниакальными наклонностями садиста и насильника.

Зато те, кто сможет настроиться не на зрелищный боевик (хотя визуальные эффекты тут весьма достойные), а на игривое синефильское развлечение, получат массу удовольствия. Особенно если знакомы с контекстом творчества британского автора. Поработав на «Чужих» Джеймса Кэмерона, «Чужом 3» Дэвида Финчера, «Гремлинах» Джо Данте, вышеупомянутых «Железе» Ричарда Стэнли и «Считанных секундах» Тони Мэйлэма и Иэна Шарпа, он активно использует элементы этих картин, но выставляет их в преломлённом свете, заставляя улыбнуться над тем, что прежде вызывало ужас и напряжение. Собственно, логичней было бы сравнивать его «Машину смерти» не с тем же «Железом» или «Терминатором», как пытаются многие, а с другой жанровой игрой — «От заката до рассвета» Роберта Родригеса.

Увы, как это часто бывает, звезда Норрингтона закатилась: после прекрасного молодёжного боевика ужасов в стиле MTV «Блэйд» он снял постыдную беззубую вампуку «Лига выдающихся джентльменов», которая была провальной как коммерчески, так и художественно. Затем о его дальнейших проектах доносились только слухи, ни до чего конкретного дело так и не дошло.

«Нирвана» / Nirvana

реж. Габриэле Сальваторес, 1997

101441-Pic4.JPG

Тема Рождества Христова часто поднимается в современной культуре. Потому рано или поздно очередь должна была дойти и до кибервариации на эту древнюю тему. Правда, европейская лента «Нирвана» немало заимствует из буддизма и индуизма, добавляя в триллер щепотку азиатского колорита. По сюжету за несколько дней до Рождества разработчик новейшей видеоигры «Нирвана» попадает в переплёт, в деле замешаны искусственный разум, подпольное движение хакеров, некие криминальные разборки и прощальное послание его жены, которая скрылась где-то в Бомбее. Герой в исполнении французского актёра Кристофера Ламберта отправляется за ней, но только глубже погружается в мир кибернетической борьбы, где главный враг свободомыслящих — корпорация Okosama Starr, создающая видеоигры.

А что? Вполне логично, что пропаганда недалёкого будущего переедет из мира прессы, ТВ и кино в мир виртуальных развлечений. Правда, «Нирвану» подвела вышеупомянутая история-паутинка, в которой один герой оказывается в центре сразу нескольких на первый взгляд не связанных между собой сюжетов. А всё ради того чтобы прекратить бесконечный цикл копирования и достичь нирваны в пустоте абсолютного небытия.

«Странные дни» / Strange Days

реж. Кэтрин Бигелоу, 1995

101445-Pic5.png

Не только «Нирвана» взяла в качестве времени действия последние дни декабря. События «Странных дней» оскароносной Кэтрин Бигелоу по сценарию Джеймса Кэмерона тоже разворачиваются за несколько суток до Нового года. В преддверии 2000-го человечество в хаосе: все ожидают Конец света, который настанет с первым ударом курантов, тогда обнулятся не только компьютеры, но и вся человеческая цивилизация.

В этой апокалиптической атмосфере пытается решить свои насущные проблемы «наркодилер» будущего Неро (Рэйф Файнс). Он не продаёт никаких органических или синтетических веществ, но предлагает «кибернетический кайф» — устройство SQUID, которое позволяет пережить чувства и воспоминания других людей. Большинство довольствуется ощущениями внутри беззаботных детей или пышногрудой лесбиянки, но сам Неро подсел на куда более острые ощущения: ему нравится переживать последние секунды умирающих людей. Однажды ему попадается запись, в которой её главный участник не только погибает, но и скрывает некую тайну. Так начинается типичная неонуарная череда загадочных конфликтов, в которых важнее не происходящее, а мрачная, болезненная атмосфера момента. И как 2000 год не приносит ничего катастрофического, так и проблемы, которые казались вопросом жизни и смерти, оборачиваются всего лишь мелкой неурядицей, случившейся под Новый год. Люди переоценивают календари.

«Дикие пальмы» / Wild Palms

реж. Кит Гордон, Кэтрин Бигелоу, Питер Хьюит, Фил Джоану, 1993

101449-Pic6.jpg

Данный мини-сериал знаменателен не только нехарактерной для телепродукции виртуозной постановкой, в коей немалая заслуга оператора Федона Папамихаила (нынче он почему-то стал именоваться на американский манер Папамайклом), у которого в ассистентах значился ныне не менее известный Уолли Пфистер, но и весьма ловко придуманной невсамделишной реальностью, которая сама по себе виртуальна. Действие наполнено постоянными отсылками к произведениям прошлого: от бульварных романов Рэймонда Чандлера до появляющегося в кадре Уильяма Гибсона, заявляющего, что он придумал слово «киберпанк» (на самом деле нет), от визуальных отсылок к Стэнли Кубрику до куда более тонких намёков, например на «Видеодром» Дэвида Кроненберга. А ведь героям, живущим в этом постмодернистском антиутопическом 2007 году, вдобавок приходится постоянно отделять реальность от виртуальности. Иногда ещё весьма интересно реализованную кинематографически — скажем, когда один из героев вдруг слышит закадровую музыку. Благо всё действие вращается вокруг новой системы телевидения, чьи возможности обеспечивают стопроцентное погружение в мир развлечений. Неминуемо это привело к тому, что сильные мира сего захотели таким образом захватить контроль над сознанием жителей сначала США, а потом и всей Земли.

Даром что протагонист в исполнении Джеймса Белуши вынужден выбирать одну из сторон в местном политическом конфликте, по сути, у зрителя они обе не вызывают особой симпатии. Обе группировки всего лишь пытаются получить контроль над пропагандистским аппаратом, разве что одна желает единоличного правления, а другая растворяется в безличной партии. Зато куда интереснее высказывание, что нет никакой разницы, когда либо нет никакой полиции, либо есть только полиция. В этом высказывании и заключается весь политический выбор между «Отцами» и «Друзьями», как называются политические партии в мире «Диких пальм». Простой человек, как в каком-нибудь кафкианском романе, всё равно заключён в псевдоидиллической системе, где за красивыми фасадами скрывается порочное нутро. Ему только и остаётся надеяться, что всё пройдёт.

«Призрак в доспехах» / Ghost in the Shell

реж. Руперт Сандерс, 2017

101452-Pic7.jpg

В будущем технологии достигли такого уровня, что люди стали улучшать свои тела при помощи имплантатов, а всемирная паутина проникла прямо в мозг. Корпорация Hanka разработала полностью искусственного человека с единственной «живой» частью — мозгом, сохранившим человеческое сознание, то бишь дух, «призрак». Майор Мира (Скарлетт Йоханссон) тут же стала незаменимым членом антитеррористической группы «Отряд № 9». Но если снаружи её новое тело даёт ей неограниченные преимущества бойца, не чувствующего боли, то внутри она испытывает душевное одиночество и тоску. Она не способна найти связь с окружающим её миром. До тех пор пока по долгу службы ей не приходится столкнуться с неким Кудзе (Майкл Питт) — кибертеррористом, устраняющим видных учёных, работающих на Hanka.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Голливудский кинематограф частенько обращает внимание на зарубежные фильмы в поисках свежей крови. Потому не стоит удивляться, что анимационный фильм «Призрак в доспехах» (можно перевести и как «Дух в пустой оболочке») получил англоязычный ремейк. История Мотоко — андроида из спецподразделения «Призрак в доспехах», которая обрела самосознание, или как его называют в мире этой картины, «призрака», — и сегодня привлекает сотни, тысячи, миллионы поклонников по всему миру. К слову, мне всегда казалось, что анимационная сущность была слишком тесной для оригинального фильма Мамору Осии. Японский постановщик явно хотел снять большое кино (чего только стоят эпизоды, снятые в духе советского режиссёра Андрея Тарковского), но, видимо, столкнулся с недостатком финансирования, а снять анимацию в Японии гораздо дешевле.

А какие киберпанк-фильмы сможете вспомнить вы?

banner_st-ik_outcaster_cyberpunk.jpg
  • Like (+1) 1
  • Upvote 1

Share this post


Link to post

Удивлен, увидев в списке "Машину смерти", у нас ее знают не так много. У меня же данное кино одно из самых любимых с детства. Раньше думал, что еще "Цифровой человек" - но его пересмотр в сознательном возрасте все расставил по своим местам. А вот "Машина" и сейчас смотрится отлично. Жаль, что кино все же бюджетное, страшно подумать, что было бы, если бы автору дальше больше средств на реализацию задумки. Ну и сиквела тоже не было, печально.

Share this post


Link to post

эм...Джонни Мнемоник?

Share this post


Link to post
эм...Джонни Мнемоник?

Был в предыдущей статье же. Для кого ссылка в начале?)))

Share this post


Link to post

Считанные секунды разве киберпанк.

Share this post


Link to post
Был в предыдущей статье же. Для кого ссылка в начале?)))

Для тех кто читал)

Я ток список фильмов полистал.

Share this post


Link to post

Как то странно не видеть в списке “artificial intelligence“ спилберга. По моему он должен стоять впереди всего списка.

Share this post


Link to post

«Железо», конечно, ещё тот трэшачок

Share this post


Link to post

Аж стыдно: ни одного фильма из списка не смотрел. Ну кроме последнего, конечно (который ужасен).

Share this post


Link to post

Тоже не смотрел ничего из названного и ни капли этого не стыжусь, ибо всегда прохладно относился к киберпанку.

Share this post


Link to post
Голливудский кинематограф частенько обращает внимание на зарубежные фильмы в поисках свежей крови. Потому не стоит удивляться, что анимационный фильм «Призрак в доспехах» (можно перевести и как «Дух в пустой оболочке») получил англоязычный ремейк. История Мотоко — андроида из спецподразделения «Призрак в доспехах», которая обрела самосознание, или как его называют в мире этой картины, «призрака», — и сегодня привлекает сотни, тысячи, миллионы поклонников по всему миру.

Ё моё опять? В прошлой же теме спорили? Ни черта там не самосознание.

Share this post


Link to post
А какие киберпанк-фильмы сможете вспомнить вы?
https://www.kinopoisk.ru/film/babushki-zary...ree-1983-51984/

А вообще, сотни их. Среди последних хороший фильм «Из машины». «Она» тоже ничего. Те, кто интересуется киберпанком, давно все хорошие фильмы посмотрели.

Share this post


Link to post

Всё смотрел =) Благодаря кабельному в 90-ых... Считанные секунды - мегакрут =) Образ Хауэра запомнился отсюда больше, чем Бетти... и его манера пить кофе - сахара до краёв =)

Нирвана тоже с Ламбертом доставляла тогда - непонятная, но крутая.

Ещё был Авалон от Мамору Осии.

Да ваще много да - почти всё смотрел с детства.

Share this post


Link to post

Нирвана, о да! Надо пересмотреть

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


  • Similar Content

    • By james_sun

      Компания CD Projekt RED заявила, что в грядущей ролевой игре Cyberpunk 2077 будут микротранзакции.
      Компания CD Projekt RED заявила, что в грядущей ролевой игре Cyberpunk 2077 будут микротранзакции.

      Правда, пока речь идет только о мультиплеере. Разработчики успокоили поклонников, сообщив, что не собираются изменять своей политике; они по-прежнему будут ориентироваться в первую очередь на геймеров. Сама монетизация будет «умной», со «справедливым соотношением цены и качества». Каких-либо подробностей пока нет, поскольку студия продолжает экспериментировать, и сетевая игра находится на «достаточно ранней стадии разработки». 
      Кроме того, CD Projekt RED не отрицает возможности появления Cyberpunk 2077 на консолях нового поколения. Однако здесь пока тоже без подробностей. 
      Ранее глава краковского отделения высказывался на тему микротранзакций.
      Добавлено 26.11 в 11:57: В источнике интервью появилось обновление, в котором информация о микротранзакциях опровергается.
    • By james_sun

      Польская студия Anshar Studios обнародовала первый выпуск дневников разработчиков из собственной ролевой игры Gamedec, которая повествует о нелегких буднях детектива будущего, вынужденного расследовать преступления в виртуальной реальности.
      Польская студия Anshar Studios обнародовала первый выпуск дневников разработчиков из собственной ролевой игры Gamedec, которая повествует о нелегких буднях детектива будущего, вынужденного расследовать преступления в виртуальной реальности.
      Выходит проект в следующем году на PC.


Zone of Games © 2003–2019 | Реклама на сайте.

Система Orphus

×