Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
Гоша Берлинский

[Рецензия] Total War: Attila (PC)

Рекомендованные сообщения

 

banner_st-pv_totalwarattila_pc.jpg

Компания Creative Assembly всегда работала на совесть, и за это ей многое прощалось. Но игра Rome 2, в которой авторы отважились на ряд экспериментов, вызвала, наверное, самую сдержанную реакцию со времён Empire: Total War. И как последовавшая вскоре Napoleon оказалась работой над ошибками Empire, так и Attila стала аналогичной работой над ошибками Rome 2. Это масштабнейшая и разнообразнейшая часть серии, развивающая новые идеи и возвращающая старые.

На первый взгляд эпоха изменилась несильно. Авторы дожимают тему Римской империи. Теперь Европа в огне. Рим и Константинополь превратились в супругов, которые ещё не развелись, но уже спят в разных постелях. Периодически к каждому из них приходит орава грязных, потных бородатых мужиков и пытается жёстко изнасиловать, параллельно обчистив холодильник и устроив пожар. У Восточной империи даже веселее — кроме варваров с севера и запада, их прессуют арабские народы с юга, особенно Империя Сасанидов. Большая кампания за оную обязательно оборачивается изощрённым порно. Приходится выживать, разрываясь между двумя агрессивными силами на противоположных и размещающихся далеко друг от друга фронтах. Они буквально пожирают империю с обеих сторон. Единственный способ пресечь это заранее — найти баснословную сумму денег и заключить союз с кем-нибудь из агрессоров.

11_th.jpg

Иногда попадаются совсем странные названия армий. Например, как на скриншоте, Корм для червей.

У Западной империи иные проблемы: её основной фронт простирается на севере, и лишь иногда случаются атаки и вторжения со стороны моря, но у страны слабее экономика, а враждебных фракций — как звёзд на небе. С другой стороны, у Восточной империи нет такой надобности в развитии судоходства: можно настроить рыбацких или торговых портов и успокоиться. Поэтому те, кому хочется морских сражений, останутся в печали. Лучший вариант для них — это, конечно, саксы, англы и племена, осевшие в Британии.

А для неформалов есть кочующие гунны. Они требуют совсем непривычного для Total War стиля игры. Они вольны располагаться где душе угодно и в любой момент способны переместить лагерь на другой конец карты. Они не закреплены за провинциями, а только грабят их или грабят и разрушают до основания, используя тактику выжженной земли. Со стороны, когда гуннами управляет ИИ, реально создаётся ощущение, что скоро наступит конец света и мы все умрём. Глобальная карта с годами всё больше и больше начинает напоминать какой-нибудь DEFCON, где города один за другим стираются с лица земли атомными бомбами. Но если самому играть за гуннов, то смотрится не так угрожающе. Даже прикольно.

12_th.jpg

Пища — головная боль для правителя. На этой карте видно, как у моей империи обстоят с ней дела.

Ещё кочевники обладают огромными и весьма переменчивыми династическими древами. У тех же римлян в основном плодятся внебрачные дети, а основные действия происходят на политической арене, когда вылезают конкуренты. В особо запущенных случаях доходит до открытого сепаратизма с захватом провинций, что, естественно, вреднее для страны, чем отравление ядом правителя. Разработчики воистину постарались ради тех, кто сетовал на упрощённую систему персонажей в Rome 2: они добавили больше поступков и свободы. Получился крупный дополнительный слой игры, в который обязательно нужно вникать, потому что продвигающиеся по карьерным лестницам герои постепенно наглеют, и это сказывается на стране.

Межгосударственная дипломатия в целом не изменилась: взятки, взятки и снова взятки. Разве что теперь зачастую нельзя предложить враждебной фракции сумму из головы — нужно преподносить дары на строго зафиксированные суммы. Ну, и есть занятные особенности. Например, римляне редко отказывают друг другу в безвозмездной материальной помощи, а варвары, открыто вступившие с вами войну, столь же редко соглашаются на мир, независимо от предложенной взятки.

13_th.jpg

Римляне ходят налево столь же часто, как ввязываются в войны.

Зато управлять государством стало гораздо удобнее. Пропали «античная» стилизация и минимализм, вернулись привычные плашки. Авторы даже колесо с временами года нарисовали, дабы не делать лишнее объявление в начале хода. Камера на глобальной карте вновь способна отдаляться настолько далеко, чтобы можно было увидеть половину Европы. А мировая карта отныне полна самых разных наглядных статистик, показывающих не только отношения с другими фракциями, но и подробное состояние вашей страны. Санитарные условия, пища, порядок, плодородие почвы, иммигранты и многое другое — на каждый пункт есть отдельная инфографика.

Плодородие и санитария — из тех свежих фишек, которые делают игру и разнообразнее, и сложнее. Строительство фонтанов, бань, канализаций необходимо, чтобы предотвращать эпидемии. А возникают последние быстро и в конечном счёте влияют на доходы. На плодородие в регионах тоже стоит обращать внимание при создании пищевых производств и подписании новых эдиктов губернаторами. На пищу и туалеты уходит столько денег, что даже на армейские постройки в какой-то момент просто забиваешь. Тем более, наёмников обычно постоянно хватает, чтобы срочно набрать среднее войско. От внезапных завоевателей оно не спасает, но от восстаний — вполне.

24_th.jpg

Вот что бывает, если поссориться с Сасанидами, — они заполоняют вашу территорию жутким количеством войск.

Прокачка персонажей и технологий откатилась до Shogun 2: опять привычные путаные деревья. Видимо, тоже по просьбам фанатов. Хотя излишняя систематизация в Rome 2 была не такой уж плохой идеей.

Словом, глобальную карту переполняют события, требующие изрядного контроля и далеко идущих стратегий. Она делает Attila одной из самых глубоких и увлекательных частей серии. Причём если Empire и Napoleon можно было упрекнуть в дисбалансе с креном в сторону войны, из-за чего экономика и дипломатия были делом вторым и третьим, то на этот раз — наоборот. Постепенно всё более и более неохота покидать тактический режим ради сражений, и даже расстраивает тот факт, что агенты уже не так ценны, как в Shogun 2. В «японских» сериях иметь нескольких ниндзя и гейш было полезнее и дешевле, чем пару лишних войск. Но таково дурное наследие Rome 2.

Впрочем, от войны не уйти. Пускай автобой вновь предоставляет выбор между обороной, наступлением и чем-то средним, но по-прежнему в первую очередь смотрит на численность армий. Посему в неоднозначных ситуациях, как и раньше, лучше не доверять калькулятору. А во время осад тем более. Добавленные баррикады и усложнённые планировки поселений теперь позволяют относительно легко выдерживать наступления противников, превосходящих вас в разы. Однако победа всё равно зависит от ваших способностей: ИИ достаточно хитёр, чтобы сразу двигаться к незаблокированным дорогам, и достаточно труслив, чтобы не отправлять войска на смерть, даже если иного выхода у него нет.

36_th.jpg

Какая-то дура из мирных жителей побежала с копьём на гуннов. Её, конечно, убили с одного удара.

В Attila полно новых деталей, на обсуждение которых уйдут часы. Некоторые из них спорны — например, корабли стали двигаться быстрее. Видимо, чтобы не было скучно. Другие фишки забавны: пожары в городах и наконец появившиеся на улицах мирные жители. Простые граждане способны не только ходить туда-сюда, но и в одиночку атаковать вражеские армии. Правда, никакого влияния на ход битвы они не оказывают, зато можно поржать.

По сути, самые крупные претензии, которые можно предъявить игре, заставят знатоков смеяться. Это всё те же чрезмерная требовательность к системе и баги. Но они были неминуемы и ожидаемы, как весна после зимы. Тем более что за ближайшие полгода многое исправится. Такова традиция. Такова Total War.

20_th.jpg 40_th.jpg 31_th.jpg 25_th.jpg
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Реабилитация после Rome 2 удалась.

ourchoice_small.png
Итоговая оценка — 9,0.

(нажмите на оценку, чтобы выставить свою в профиле игры)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Двоякое отношение к TW. Играть на глобальной карте очень интересно, но сражаться в реал тайм войсками невероятно скучно при всей их зрелищности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Двоякое отношение к TW. Играть на глобальной карте очень интересно, но сражаться в реал тайм войсками невероятно скучно при всей их зрелищности.

На это есть функция "Автоматический бой"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Народ, поделитесь умом :-)

Никак не возьму в толк назначение губернатора в провинциях.

Нет, ясно что без него нельзя издать эдикты. Но кроме этого что еще его личностные характеристики дают провинциям?

Если, например, у персонажа назначенного губернатором есть навык -10% к стоимости построек (для провинции), влияет ли это на провинцию, ведь он там "физически" не находится, в самом городе стоит какой нибудь генерал-кавалерист, у которого нет вообще никаких бонусов для провинции.

Еще вопрос, если у меня три провинции захвачено, а губернатор один на весь край назначается, то не значит ли это что его бонусы распространяются на все три провинции?

И если один губернатор влияет на все три провинции, то есть ли смысл держать в городах отдельных генералов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Лучшие игры только на лучшей платформе, все закономерно. Шах и мат.

А не то что там "Приказ 19 века".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Лучшие игры только на лучшей платформе, все закономерно. Шах и мат.

А не то что там "Приказ 19 века".

R* передает привет лучшей платформе)

Изменено пользователем thatbelive

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Осталось только любительских юнит паков дождаться, крови и нескольких патчей...тогда можно будет залипнуть

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
шта?

Да лан, тут вообще перл на перле и перлом погоняет. И ислам (возн. 610) во времена Аттилы (умер 453), и "Империя Сасанидов. Большая кампания за оную", причём речь не о ИС, а о ВРИ, и "излишнее" это "неплохая идея"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Всё же, смею заметить, что Rome 2 оказался более стабильным в техническом плане. Да, оптимизация в Атилле лучше, но, тем не менее, роум не огорчал такими частыми фризами и вылетами.

Так же огорчил окончательный переход разработчиков на экономическую модель Paradox. Я был крайне удивлён, что некоторые фракции, которые сыграли ключевую роль в те времена, пойдут только с платными DLC. Это, грубо говоря, как купить монографию "История падения Рима", а потом докупать главы от неё. Я, конечно, не прочь купить DLC с проходными фракциями. Но платить за то, что должно быть играбельно по самому концепту, - это какое-то мошенничество и грабёж.

Изменено пользователем 0wn3df1x

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас



Zone of Games © 2003–2024 | Реклама на сайте.

×