Перейти к содержимому
Zone of Games Forum
Outcaster

[Игровое кино] A Way Out — дорога в один конец

Рекомендованные сообщения

a way out

Тема побега из мест лишения свободы является одной из ключевых для американского кинематографа. Данный поджанр чаще всего воспринимается не как история о преступниках, которые не хотят исправиться, а как рассказ о стремлении человека к свободе. Нет ничего удивительного, что и игроделы обратили свой взгляд на данную тему. Собственно, одна из лучших игр текущего года A Way Out сделана в этом же поджанре, так что вот отличный повод вспомнить несколько фильмов, в той или иной степени рассказывающих о тюремном быте, побеге и жизни после него.


Тема побега из мест лишения свободы является одной из ключевых для американского кинематографа. Данный поджанр чаще всего воспринимается не как история о преступниках, которые не хотят исправиться, а как рассказ о стремлении человека к свободе. Нет ничего удивительного, что и игроделы обратили свой взгляд на данную тему. Собственно, одна из лучших игр текущего года A Way Out сделана в этом же поджанре, так что вот отличный повод вспомнить несколько фильмов, в той или иной степени рассказывающих о тюремном быте, побеге и жизни после него. Но умолчу о полиэкране, хотя легко мог бы назвать несколько фильмов Брайна де Пальмы, который удачно использовал данный приём. Также оставлю за скобками несколько картин, которые прямо цитируются во второй половине игры: не хотелось бы спойлерить. Всё же это одна из немногих современных игр, способных вызывать эмоции и подкидывать неожиданные сюжетные повороты.

«Побег» / The Getaway
реж. Сэм Пекинпа, 1972

102548-Pic1.jpg

Док Маккой — хладнокровный грабитель банков, устав от рутины тюремной жизни, идёт на сделку с местным бизнесменом. Тот через свои связи помогает ему получить условно-досрочное освобождение, а в ответ Маккой должен провернуть небольшое ограбление в банке этого коррумпированного дельца без пыли и лишних жертв. Конечно же, по законам жанра всё идёт не так, как надо, и Маккой оказывается в бегах вместе со своей женой Кэрол. Последняя, к слову, так же активно помогает в его преступных делах, хотя за несколько лет в изоляции Маккой стал подозревать её в неверности. Так что побег героев в Мексику (а куда ещё?) сочетается с их переменчивыми семейными отношениями, наполненными то огнём, то холодом.

Конечно, как это принято в фильмах Сэма Пекинпа, данная вариация «Бонни и Клайда» выполнена в ультрареалистичной манере. Преступники выглядят отталкивающе, перестрелки жёсткие, жизнь в одноэтажной Америке несладкая. Потому своеобразная романтика в пыли, грязи, крови и мусоре приобретает некий ореол чистоты в этом жестоком мире. Тем интереснее, что в начале 90-х в Голливуде был снят ремейк «Побега» с участием Алека Болдуина и Ким Бейсингер — более сглаженный и пригламуренный, но не лишённый своих собственных достоинств. Правда, его бы я рекомендовал смотреть исключительно после оригинала Пекинпа.

«В упор» / Point Blank
реж. Джон Бурмен, 1967

102359-Pic2.jpg

Психоделический гангстерский фильм, который сложно трактовать однозначно. По сюжету грабителя Уокера (Ли Марвин) подставляют, и он оказывается в заброшенной тюрьме Алькатрас. Сбежав оттуда, он становится одержим жаждой мести и возвращением 93 тысяч долларов (ни больше ни меньше), из-за которых его кинули вчерашние друзья. Он не знает жалости, его не способны остановить ни приятельские отношения, ни целые армии вооружённых гангстеров. Месть — это блюдо, которое подают холодным.

Но именно тут проявляется загадочность ленты. Отчасти из-за неё «В упор» британца Джона Бурмена и приобрёл культовый статус. Герой немногословен, а его действия иногда необъяснимы с точки зрения бытовой логики. И тут нельзя обойтись без спойлеров, так что я бы порекомендовал сначала посмотреть данный фильм. По одной из теорий, для которой в фильме немало зацепок, главный герой погибает в самом начале повествования, а все остальные события — действия духа мщения. Потому почти каждое его убийство можно объяснить самоубийствами его бывших друзей, которых мучает совесть, а причудливый, многозначительный финал приобретает смысл.

«Поезд-беглец» / Runaway Train
реж. Андрей Кончаловский, 1985

102411-Pic3.jpg

— Ты настоящий зверь!
— Хуже, я — человек.

Можно испытать подлинный катарсис от, казалось бы, остросюжетно-триллерного по жанру, но экзистенциально-философского по своей сути фильма Андрея Кончаловского. Двое сбежавших заключённых и случайная девушка волею судьбы оказываются в поезде, мчащемся вперед без машиниста. Для того чтобы выжить, они должны преодолеть самих себя. 

Пожалуй, это лучший фильм тогда ещё советского режиссёра Кончаловского из снятых им за границей. Не то чтобы у него не случалось успехов: были вольная экранизация Андрея Платонова «Возлюбленные Марии», симпатичная драма «Стыдливые люди» и мини-сериал «Одиссей», а в России также немало поклонников у провалившегося в прокате боевика «Танго и Кэш» (кстати, ещё один фильм про побег двух «заклятых напарников» из тюрьмы). Но «Поезд-беглец» выделяется даже на фоне удачных лент.

В случае «Поезда-беглеца», на мой взгляд, большой удачей было именно европейское происхождение постановщика. Изначально данный фильм был попыткой японского режиссёра Акиры Куросавы выйти на голливудскую сцену — но в конце 60-х признанному мастеру не удалось найти поддержку среди голливудских продюсеров, хотя сценарий в итоге получилось пристроить. Как писали критики-современники, фильм оказался слишком нетипичным в череде американских зрелищных остросюжетных кинолент своего времени. Некоторые даже называли «Поезд-беглец» экзистенциальным боевиком. И трудно не согласиться, ведь это не просто противостояние двух заключённых (их мастерски сыграли Джон Войт и Эрик Робертс, получившие номинации на премию «Оскар») с полицией — фактически чтобы спастись, они должны забыть о своей тёмной натуре, той, которая привела их за решётку, стать человечнее, освободиться от несущегося без тормозов поезда обстоятельств. Но тем эффектней звучит финальная цитата из шекспировского «Ричарда III»: «Бывает зверь свиреп, но и ему знакома жалость, Нет жалости во мне, а значит, я не зверь».

Из интересных деталей можно отметить, что эта картина стала дебютом для характерного актёра Дэнни Трехо. Причем первоначально он был приглашён на съёмочную площадку просто как консультант (должен был помочь Робертсу в сцене тюремного боя без правил), но в итоге было решено, что он отлично впишется в кадр. Вот так Кончаловский открыл будущую звезду фильмов категории «Б» и, возможно, спас Трехо от пути рецидивиста. Всё же такие люди, выйдя из мест не столь отдалённых, часто не находят себя в обычной жизни и вновь встают на преступную дорожку.

«Побег из Алькатраса» / Escape from Alcatraz
реж. Дон Сигел, 1979

102526-Pic4.jpg

Яркий пример крутого мужского кино 70-х. Сухая и минималистская режиссура, почти полное отсутствие закадрового саундтрека, нарисованные лёгкими штрихами персонажи. Основанная на реальной истории побега из знаменитой калифорнийской тюрьмы Алькатрас, лента концентрируется на жёстком быте внутри неё. Оный является не оправданием жестокой карательной системы США, цель которой не исправление, а наказание, а скорее критикой подобного подхода. Даже самые опасные преступники становятся человечнее, находясь в закрытом пространстве, где они лишены всех прав, свобод и других достижений демократического общества. Так что и побег, вынесенный в заглавие, начинает принимать вид спасения. К слову, английское слово «escape» можно перевести как «спасение».

Интересно, что в фильме снялся Клинт Иствуд, который к концу 70-х почти полностью отошёл от съёмок в фильмах других режиссёров, сконцентрировавшись на собственной режиссёрской карьере. Но вполне вероятно, что он не смог отказаться от предложения Дона Сигела, которого считал одним из своих учителей. Свою, возможно, лучшую режиссёрскую работу «Непрощённый» Иствуд посвятил как раз Сигелу и Серджо Леоне, без коих он бы не состоялся ни как актёр, ни как постановщик. Также стоит добавить, что «Побег из Алькатраса» произвёл неизгладимое впечатление на популярного писателя Стивена Кинга. Потому не стоит удивляться обильным цитатам из этой киноленты в его «Побеге из Шоушенка» и «Зелёной миле».

«Побег из Шоушенка» / «Искупление Шоушенком» / The Shawshank Redemption
реж. Фрэнк Дарабонт, 1994

102512-Pic5.jpg

Это история о надежде, спасении и искуплении (оригинальное название «Искупление Шоушенком» более говорящее), которая окупилась после выхода на видео. Когда она вышла в прокат осенью 1994 года, ей мешали неуклюжее название, отсутствие суперзвёзд, слабая поддержка студии, да и рекламная кампания была вялой. Несмотря на высокие оценки критиков и полдюжины номинаций на «Оскар» (в том числе в категории «Лучший фильм»), «Побег из Шоушенка» был финансовым неудачником. Аудитория просто прошла мимо в конце года, когда фильм оказался в тени «Форреста Гампа» и «Криминального чтива». Кинолента Фрэнка Дарабонта, имея высокие оценки и неплохой бюджет, рассматривалась не иначе как провал.

Но благодаря VHS, а впоследствии и DVD «Побег из Шоушенка» был, как никакой другой фильм современности, по сути, возрождён в глазах зрителей. Ныне он занимает первое место топа лучших фильмов всех времен по версии пользователей сайта IMDb (рядом только «Крёстный отец»), а критики называют его современной классикой — причём даже те, кто изначально не признал его. «Побег из Шоушенка» совершил кинематографическое чудо. Этот трогательный, увлекательный, безукоризненно созданный киноопыт благодаря своим упорству и, главное, качеству преодолел прокатный провал, в итоге выйдя победителем. Фильм вызывает отклик, подобный сочувствию к реальному несправедливо осуждённому, а его история, как сценарная, так и успеха, является подлинной иллюстрацией силы человеческого духа.

Несмотря на то что автором литературного первоисточника является Стивен Кинг, тут нет призраков или вампиров. «Монстры» этой истории реальны и человечны. Тихий замкнутый банкир Энди Дюфрейн (Тим Роббинс), осуждённый за убийство, которого не совершал, заводит малопривлекательную дружбу с «коллегой» по пожизненному Рыжим (Морган Фримен) — человеком, который «может достать всё». Проходят годы, находчивость Энди дарует надежду и изменяет всю тюрьму, в том числе и смотрителя (Боб Гантон), который начинает использовать его финансовые навыки в личных целях. Но когда выявляется информация, способная освободить Энди, алчность в смотрителе превосходит порядочность. В результате мы получаем один из наиболее захватывающих и запоминающихся финалов в истории кино.

Довольно легко определить, почему плохой фильм провалился, но сложнее определить, что делает фильм хорошим. Есть в структуре «Побега из Шоушенка» что-то, придающее ему очарование. Возможно, это интеллигентный сценарий Дарабонта? Или его сдержанная режиссура? Лента запоминается детализацией эпохи (аутентичные декорации, костюмы), снятой оператором Роджером Дикинсом и скомпонованной с эмоциональным саундтреком Томаса Ньюмана. Но при этом нельзя вычленить из фильма какую-то отдельную часть: в «Побеге из Шоушенка» все элементы соединены в цельную структуру.

Часть успеха фильма должна быть разделена и с Кингом. Возможно, из-за того что критики до сих пор считают ужасы «низкопробным» жанром, писатель отвергал похвалы за свои внежанровые произведения. Как и в случае с «Останься со мной», Кинг рассказал очень человечную, личную историю. «Побег из Шоушенка» не менее тревожен и местами страшен, гнетёт чувством давления времени как в повести, так и в экранизации, но Кинг неожиданно для самого себя искусно связал своих персонажей и антураж, охватывающий три десятилетия. Это деликатный процесс, позволивший произведению быть одновременно интимным и эпичным. Ну а после этого Дарабонт сделал заключительный финт: внеся мельчайшие изменения в ход повествования, он заставил нас прочувствовать долгое, изнурительное путешествие к мечте, причём так, что финал не может не вызвать эмоционального отклика. 

Неудивительно, что «Побег из Шоушенка» тронул стольких киноманов и достиг статуса современной классики. Как и в случае многих других фильмов, «спасённых» домашним видео (например, того же «Бегущего по лезвию»), его повышение статуса связано с любовью его создателей к своим зрителям. Это редкость, когда кино может по-настоящему зацепить, а не просто быть товаром на кинорынке, что и является истинной силой «Побега из Шоушенка».


И это только малая часть фильмов на данную тему. Но приберегу другие знаковые ленты до следующего удобного случая.

banner_st-ik_outcaster_wayout.jpg

  • Лайк 3
  • Спасибо 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Шоушенк на меня в свое время произвел неизгладимое впечатление. Запредельно крутое кино, по-моему сделать что-то лучше в данном жанре просто невозможно.

  • Лайк 2
  • +1 4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Outcaster сказал:

одна из лучших игр текущего года A Way Out

Так себе год :)

  • Хаха 1
  • +1 1
  • -1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
31 минуту назад, Celeir сказал:

Так себе год :)

Как сказать, A Way Out хорош))

Я б выбрал “Танго и Кэша” в подборку, все-таки игра его цитирует в том числе :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 часов назад, Outcaster сказал:

(оригинальное название «Искупление Шоушенком» более говорящее

вроде оригинальное название — Рита Хейуорт и спасиение из Шоушенка.

 

  • Лайк 1
  • +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Похожие публикации

    • Автор: Outcaster

      Очередная серия долгоиграющего франчайза Far Cry («пятая» номерная, но уже десятая в линейке!) посвящена путешествию в мир Среднего Запада, религиозных сект и обладателей «красных шей». На первый взгляд это выглядит как попытка капитализировать сеттинг второй Outlast, но не будем строго судить Ubisoft. Всё же это отличный повод вспомнить несколько фильмов, в которых присутствуют те или иные элементы игры. Причём на сей раз я решил разнообразить список максимально широким выбором картин. Не все из них даже напрямую связаны с миром Far Cry 5.
      Очередная серия долгоиграющего франчайза Far Cry («пятая» номерная, но уже десятая в линейке!) посвящена путешествию в мир Среднего Запада, религиозных сект и обладателей «красных шей». На первый взгляд это выглядит как попытка капитализировать сеттинг второй Outlast, но не будем строго судить Ubisoft. Всё же это отличный повод вспомнить несколько фильмов, в которых присутствуют те или иные элементы игры. Причём на сей раз я решил разнообразить список максимально широким выбором картин. Не все из них даже напрямую связаны с миром Far Cry 5.
      «Любой ценой» / Hell or High Water
      реж. Дэвид Маккензи, 2016

      Вестерн в актуальных экономико-социальных условиях. Современные братья Янгеры или Джеймсы грабят банки и даже, как их далёкие источники вдохновения, получают молчаливое одобрение общества. Разве что сами братья Янгеры и Джеймсы прикрывались идеей ведения партизанской войны против северян, грабя их во имя Конфедерации. Героев фильма пытаются поймать пара рейнджеров — типичный престарелый ковбой и метис с ярко выраженными чертами коренного американца, которые постоянно неполиткорректно подкалывают друг друга. И всё это могло бы стать банальной перепевкой старых песен о главном, если бы не чуткая режиссура и хорошие актёрские работы. Особенно стоит отметить Криса Пайна и Джеффа Бриджеса, хотя и их напарники держат заданный ими уровень человеческого.
      Учитывая серьёзный экономический и социальный кризис, который захлестнул современное общество по обе стороны Атлантического океана, нет ничего удивительного, что жанр вестерна вновь становится популярен. Пусть и весьма ограниченно. Всё же для него крайне типична тема поиска социальной справедливости во враждебном мире. Хотя самые ранние голливудские ленты этого жанра были традиционно развлекательно-приключенческими, к началу 40-х вестерн стал оплотом эзопова языка, с его помощью режиссёры и сценаристы говорили о проблемах современной Америки, перенося острые темы в мир мужчин в широкополых шляпах. А сценарист «Любой ценой» Тейлор Шеридан и вовсе видится певцом современного вестерна. По его сценарию также была поставлена неплохая картина «Убийца» / «Сикарио» Дени Вильнёва, а сам он срежиссировал один из лучших фильмов прошлого года — «Ветреную реку». К слову, в этом году выходит сиквел «Убийцы» под названием «Солдат».
      «У холмов есть глаза» / The Hills Have Eyes
      реж. Уэс Крэйвен, 1977

      Классический эксплуатационный фильм ужасов, поставленный одним из главных постановщиков в жанре. В своё время Уэс Крэйвен прославился тем, что получил финансирование на нелицензированный вольный ремейк шедевра Ингмара Бергмана «Земляничная поляна». Продюсеры настолько не разбирались в современном на тот момент кинематографе, что не почуяли подвоха, когда Крэйвен подсунул им сценарий. Так появился один из главных фильмов эпохи — ультражестокое revenge-movie «Последний дом налево» (хотя чаще лента фигурирует под не совсем грамотным переводным названием «Последний дом слева»). От фильма шведского мастера картина отличалась только переносом места действия из Средневековья в современность и отсутствием философских рассуждений о праве человека на убийство. Даже если речь идёт об убийстве ещё более жестоких и отвратительных убийц и насильников.
      В принципе, и в дальнейшем Крэйвен активно использовал уже имевшиеся идеи, по-своему оформляя их во что-то оригинальное. Так популярность подростковых слэшеров у него вылилась в символ 80-х «Кошмар на улице Вязов» и в символ 90-х квадрологию «Крик», в каждом из которых Крэйвен по-своему переосмысливал штампы и даже откровенно посмеивался над ними. Ну а знаковая картина «Избавление» Джона Бурмена породила целый поджанр фильмов о выживании в дикой враждебной среде с противостоянием местным жителям, которые сплошь необразованные дикари. Собственно, «У холмов есть глаза» — это экспло-версия «Избавления». Культовая, но, на мой взгляд, далеко не лучшая лента постановщика.
      А вот ремейк французского режиссёра Александра Ажа, больше известного по эффектному триллеру «Высокое напряжение» (сейчас в отечественных кинобазах значится под названием «Кровавая жатва», но я прекрасно помню, что в российском прокате фильм вышел под названием «Опасные связи», которое немного спойлерило содержание), оказался небезынтересным. Следуя сюжету оригинала, Ажа добавил щепотку современного французского шокера и капельку совсем прямых отсылок к «Избавлению» и «Соломенным псам» Сэма Пекинпа — ещё одному фильму о противоборстве городского интеллигента с неотёсанной деревенщиной.
      «Дом 1000 трупов» / House of 1000 Corpses
      реж. Роб Зомби, 2003

      Фильм включён в список запрещённых к распространению в Республике Беларусь.
      30 октября 1977 года четвёрка глуповатых подростков, среди которых нашёлся фанатик ужасов и всевозможных маньяков, к собственному несчастью, сворачивают не туда. Дата на сей раз не случайна: именно в этот день параллельно нападал на юную Лори Строуд сам Майкл Майерс, а учитывая дальнейшее творчество известного рокера и клипмейкера, всё приобретает зловещий подтекст. Вообще тему экзистенциального ужаса городских жителей перед девственной, не испорченной порочными нравами сельской местностью и её населением открыл ещё Джон Бурмен в своём этапном фильме «Избавление». Но Роб Зомби явно пытается идти по стопам его последователей, в первую очередь Тоуба Хупера и Уэса Крэйвена, показавшего, что деревенские не только развлекаются по-другому, но и вообще, мягко говоря, уродливы телом и душой. 
      Правда, кардинальное отличие метода Зомби заключается в том, что объектами своего сочувствия он выбирает вовсе не оказавшихся в плену ситуации молодых парней и девчонок, а семейство извращённых отморозков во главе с доктором Сатаной. Кроме него в фильме фигурирует персонаж с именем доктор Вульфенштейн, так что не обходится и без видеоигровых цитат. А поскольку режиссёр Зомби не то чтобы плохой, а скорее банально ничего не понимающий в режиссуре, получается странноватый чудной видеоклип, который не способен вызвать ни одной эмоции: ни напряжения, ни страха, ни отвращения, ни ужаса — ровным счётом ничего. Запоминаются разве что по-своему притягательная жена постановщика Шери Мун Зомби да звёзды кинематографа 70-х Сид Хэйг и Карен Блэк.
      «Дети кукурузы» / Children of the Corn
      реж. Фриц Кирш, 1984

      На первый взгляд — типичная история, вышедшая из-под пера Стивена Кинга, о детях, наделённых скрытыми талантами и противостоящих суровому миру взрослых. На этот раз дополненная темой религиозного фанатизма и сектантства. Разве что необычным выглядит тот факт, что секту верящих в силу кукурузных полей основали дети во главе со своим странным пророком Исааком. Последний утверждает, что только дети чисты от греха, и обещает приносить в жертву всех, кто достигнет возрастной отметки в 18 лет.
      Увы, это одна из худших экранизаций произведений Кинга. Чуть ли не с первых кадров фильм начинает раздражать назойливым закадровым голосом, а дальше следуют нелепые сцены кровавой резни, подкреплённые полным отсутствием актёрской игры со стороны детей. Даже парочка взрослых профессионалов в лице Питера Хортона и Линды Хэмилтон не способны исправить откровенно плачевную ситуацию. 
      Несмотря на невысокое качество, фильм стал популярен и даже породил целый франчайз. Кроме прочего вышло несколько кинолент, явно вдохновлённых «Детьми кукурузы», например «Джиперс Криперс» Виктора Сальвы. К слову, данная картина куда интереснее и умнее, даже несмотря на наличие монстра в кадре. 
      «Грешный ангел»
      реж. Геннадий Казанский, 1962

      В начале 60-х в СССР помимо вопросов очевидной борьбы с пережитками «культа личности» и демократизации общества столь же остро стоял вопрос борьбы с религией. Так уж вышло, что именно на демократическую хрущёвскую «оттепель» пришлась самая жёсткая борьба с религией после антирелигиозной кампании начала 30-х. Так что и в фильме о девочке, сбежавшей из дома после того, как её родителей репрессировали, фигурирует некий верующий старичок в исполнении Бориса Чиркова, убеждающий вступить в секту. И, собственно, Вера (именно так зовут главную героиню) почти попадает в оную — но на её пути встречаются понимающий милиционер и чуткие педагоги в интернате, куда её помещают учиться.
      Как ни странно, религиозный мотив, слабо прописанный, довольно быстро выветривается из картины, оставляя место куда более интересной теме о возможности жить по правде в лицемерных реалиях. Вера вынуждена врать, что её родители сидят в лагерях по политическим статьям, а в фильме не раз звучат острые вопросы: «Вы коммунист или член партии?», «А как же демократия?», да и обучение в интернате ведётся сплошь по методичкам, в которых главное зазубрить предмет, а не понять его. Мир бюрократии, в котором каждый человек — это винтик, начинается именно со школы.
      Пожалуй, предфинальный режиссёрский символизм кажется слишком прямолинейным. После сцены с холодным проливным дождём наступает яркая солнечная весна, а жизнерадостные школьники сажают деревья, забив напротив них табличку «1953 г.». Хотя пафос этого эпизода понятен каждому и даже простим постановщику. Как бы люди ни плакали, но подавляющее большинство было радо тем переменам, что принесла весна 1953 года.

      Конечно, можно вспомнить ещё ряд современных вестернов, фильмов о деревенщине или о сектах. Но всегда можно написать про них при следующем удобном случае — благо игроделы не перестают выпускать всё новые игры.
    • Автор: Outcaster
      Киберпанк вновь входит в моду. Недавно на видеоигровом поле отшумели Tokyo 42, >observer_, Ruiner, а в кинотеатрах пролетел «Призрак в доспехах». Но главное, совсем скоро на экраны планеты выходит долгожданный «Бегущий по лезвию 2049» — сиквел краеугольного произведения в жанре. Отличный повод вспомнить несколько фильмов из прошлого на заданную тему. Предыдущий список ищите тут.
      «Железо» / Hardwareреж. Ричард Стэнли, 1990

      Данный технохоррор, основанный на комиксе «ШОК!» из журнала 2000AD, хоть и явно заимствует у «Терминатора» и «Чужого», благодаря эффектному монтажу и образности всё же оставляет положительное впечатление. Виды выжженной пустыни и сталкера, находящего в ней покорёженного боевого робота M.A.R.K.-13 (библейская отсылка, вынесенная в эпиграф), сразу завораживают. Дальнейшее повествование тяготеет к камерной обстановке одной квартиры, где художница Джилл пытается выжить в неравной схватке с этой машиной смерти. Её цель одна — смерть всего человечества.
      Ричард Стэнли снял всего лишь два полнометражных игровых фильма, если не считать музыкальную ленту «Храбрость», основанную на одноимённом концептуальном альбоме прогрессивной группы Marillion. Но этого достаточно, дабы увидеть, что постановщик обладал визионерским стилем. К сожалению, его попытка авторской интерпретации «Острова доктора Моро» натолкнулась на айсберг по имени Вэл Килмер. Так закончилась карьера молодого режиссёра, вроде как подававшего надежды. Все знают, как подхвативший звёздную болезнь Килмер чуть не сорвал съёмки дорогостоящей картины, начав самовольно переписывать сценарий под себя. Студии оказалось проще избавиться от режиссёра, заменив его ветераном Джоном Франкенхаймером, чем налаживать контакт с главной звездой фильма, которой на 1996 год являлся Килмер. Но и Франкенхаймер вместе с Марлоном Брандо и всей остальной съёмочной группой после съёмок отзывался об актёре исключительно в негативном ключе. Только карьера Стэнли в результате этого случая была загублена, и второго шанса ему никто не дал.
      «Считанные секунды» / Split Secondреж. Тони Мэйлэм, Иэн Шарп, 1992

      Творческая неопределённость явно сгубила эту картину. Причём финальный эпизод в туннелях метро и вовсе снял не Тони Мэйлэм, а Иэн Шарп, о чём предусмотрительно сообщается в титрах. Если стилистическую работу режиссёра по изображению Лондона 2008 года с затопленными улицами или хлёсткие диалоги между двумя полицейскими-напарниками, не лишёнными чёрного юмора, можно записать в удачи фильма, то жанровая чехарда пошла ему во вред. Начинается всё как мрачный киберпанк-триллер о поиске серийного маньяка в мире будущего с явными заимствованиями из «Бегущего по лезвию», вплоть до Рутгера Хауэра в роли уставшего, циничного полицейского. Вероятно, игравшие в >observer_ сразу разглядят в этом фильме один из источников вдохновения. Но вскоре «Считанные секунды» превращаются в ироничное бадди-муви, чтобы транзитом через крутой боевик перебраться в жанр фильмов ужасов а-ля «Чужой». Ничего удивительного: над спецэффектами киноленты работал Стивен Норрингтон, больше известный миру как создатель аниматронных спецэффектов и носитель костюма Чужого из фильмов «Чужие», «Чужой 3», «Чужой: Воскрешение».
      «Машина смерти» / Death Machineреж. Стивен Норрингтон, 1994

      К слову, сам Норрингтон дебютировал фильмом, в чём-то похожим на те, в которых он работал. Интересно, что в кинобазах пользователи пытаются разбирать его «Машину смерти» как серьёзный киберпанк-хоррор, не замечая ехидной улыбки на лице молодого режиссёра. А ведь уже наличие в фильме героев с именами Джей Данте, Сэм Рэйми, Джон Карпентер, Скотт Ридли плюс парочки борцов с мегакорпорациями по имени Уэйланд и Ютани должно было натолкнуть зрителей на мысль, что тут не всё чисто. На поверку оказывается, что «Машина смерти» — это весёлый постмодернистский фильм ужасов о взбесившейся аниматронной кукле, доверху наполненный иронией и чёрным юмором. Последний, правда, оценили далеко не всё. Цензура прошлась по замыслу Норрингтона монтажными ножницами. В Австралии и Китае фильм запретили, а Британский совет киноцензуры вырезал целые эпизоды сугубо из-за их якобы натуралистичной жестокости и аморальности. Особо им не понравился Брэд Дуриф в образе безумного учёного-гения с маниакальными наклонностями садиста и насильника.
      Зато те, кто сможет настроиться не на зрелищный боевик (хотя визуальные эффекты тут весьма достойные), а на игривое синефильское развлечение, получат массу удовольствия. Особенно если знакомы с контекстом творчества британского автора. Поработав на «Чужих» Джеймса Кэмерона, «Чужом 3» Дэвида Финчера, «Гремлинах» Джо Данте, вышеупомянутых «Железе» Ричарда Стэнли и «Считанных секундах» Тони Мэйлэма и Иэна Шарпа, он активно использует элементы этих картин, но выставляет их в преломлённом свете, заставляя улыбнуться над тем, что прежде вызывало ужас и напряжение. Собственно, логичней было бы сравнивать его «Машину смерти» не с тем же «Железом» или «Терминатором», как пытаются многие, а с другой жанровой игрой — «От заката до рассвета» Роберта Родригеса.
      Увы, как это часто бывает, звезда Норрингтона закатилась: после прекрасного молодёжного боевика ужасов в стиле MTV «Блэйд» он снял постыдную беззубую вампуку «Лига выдающихся джентльменов», которая была провальной как коммерчески, так и художественно. Затем о его дальнейших проектах доносились только слухи, ни до чего конкретного дело так и не дошло.
      «Нирвана» / Nirvanaреж. Габриэле Сальваторес, 1997

      Тема Рождества Христова часто поднимается в современной культуре. Потому рано или поздно очередь должна была дойти и до кибервариации на эту древнюю тему. Правда, европейская лента «Нирвана» немало заимствует из буддизма и индуизма, добавляя в триллер щепотку азиатского колорита. По сюжету за несколько дней до Рождества разработчик новейшей видеоигры «Нирвана» попадает в переплёт, в деле замешаны искусственный разум, подпольное движение хакеров, некие криминальные разборки и прощальное послание его жены, которая скрылась где-то в Бомбее. Герой в исполнении французского актёра Кристофера Ламберта отправляется за ней, но только глубже погружается в мир кибернетической борьбы, где главный враг свободомыслящих — корпорация Okosama Starr, создающая видеоигры.
      А что? Вполне логично, что пропаганда недалёкого будущего переедет из мира прессы, ТВ и кино в мир виртуальных развлечений. Правда, «Нирвану» подвела вышеупомянутая история-паутинка, в которой один герой оказывается в центре сразу нескольких на первый взгляд не связанных между собой сюжетов. А всё ради того чтобы прекратить бесконечный цикл копирования и достичь нирваны в пустоте абсолютного небытия.
      «Странные дни» / Strange Daysреж. Кэтрин Бигелоу, 1995

      Не только «Нирвана» взяла в качестве времени действия последние дни декабря. События «Странных дней» оскароносной Кэтрин Бигелоу по сценарию Джеймса Кэмерона тоже разворачиваются за несколько суток до Нового года. В преддверии 2000-го человечество в хаосе: все ожидают Конец света, который настанет с первым ударом курантов, тогда обнулятся не только компьютеры, но и вся человеческая цивилизация.
      В этой апокалиптической атмосфере пытается решить свои насущные проблемы «наркодилер» будущего Неро (Рэйф Файнс). Он не продаёт никаких органических или синтетических веществ, но предлагает «кибернетический кайф» — устройство SQUID, которое позволяет пережить чувства и воспоминания других людей. Большинство довольствуется ощущениями внутри беззаботных детей или пышногрудой лесбиянки, но сам Неро подсел на куда более острые ощущения: ему нравится переживать последние секунды умирающих людей. Однажды ему попадается запись, в которой её главный участник не только погибает, но и скрывает некую тайну. Так начинается типичная неонуарная череда загадочных конфликтов, в которых важнее не происходящее, а мрачная, болезненная атмосфера момента. И как 2000 год не приносит ничего катастрофического, так и проблемы, которые казались вопросом жизни и смерти, оборачиваются всего лишь мелкой неурядицей, случившейся под Новый год. Люди переоценивают календари.
      «Дикие пальмы» / Wild Palmsреж. Кит Гордон, Кэтрин Бигелоу, Питер Хьюит, Фил Джоану, 1993

      Данный мини-сериал знаменателен не только нехарактерной для телепродукции виртуозной постановкой, в коей немалая заслуга оператора Федона Папамихаила (нынче он почему-то стал именоваться на американский манер Папамайклом), у которого в ассистентах значился ныне не менее известный Уолли Пфистер, но и весьма ловко придуманной невсамделишной реальностью, которая сама по себе виртуальна. Действие наполнено постоянными отсылками к произведениям прошлого: от бульварных романов Рэймонда Чандлера до появляющегося в кадре Уильяма Гибсона, заявляющего, что он придумал слово «киберпанк» (на самом деле нет), от визуальных отсылок к Стэнли Кубрику до куда более тонких намёков, например на «Видеодром» Дэвида Кроненберга. А ведь героям, живущим в этом постмодернистском антиутопическом 2007 году, вдобавок приходится постоянно отделять реальность от виртуальности. Иногда ещё весьма интересно реализованную кинематографически — скажем, когда один из героев вдруг слышит закадровую музыку. Благо всё действие вращается вокруг новой системы телевидения, чьи возможности обеспечивают стопроцентное погружение в мир развлечений. Неминуемо это привело к тому, что сильные мира сего захотели таким образом захватить контроль над сознанием жителей сначала США, а потом и всей Земли.
      Даром что протагонист в исполнении Джеймса Белуши вынужден выбирать одну из сторон в местном политическом конфликте, по сути, у зрителя они обе не вызывают особой симпатии. Обе группировки всего лишь пытаются получить контроль над пропагандистским аппаратом, разве что одна желает единоличного правления, а другая растворяется в безличной партии. Зато куда интереснее высказывание, что нет никакой разницы, когда либо нет никакой полиции, либо есть только полиция. В этом высказывании и заключается весь политический выбор между «Отцами» и «Друзьями», как называются политические партии в мире «Диких пальм». Простой человек, как в каком-нибудь кафкианском романе, всё равно заключён в псевдоидиллической системе, где за красивыми фасадами скрывается порочное нутро. Ему только и остаётся надеяться, что всё пройдёт.
      «Призрак в доспехах» / Ghost in the Shellреж. Руперт Сандерс, 2017

      В будущем технологии достигли такого уровня, что люди стали улучшать свои тела при помощи имплантатов, а всемирная паутина проникла прямо в мозг. Корпорация Hanka разработала полностью искусственного человека с единственной «живой» частью — мозгом, сохранившим человеческое сознание, то бишь дух, «призрак». Майор Мира (Скарлетт Йоханссон) тут же стала незаменимым членом антитеррористической группы «Отряд № 9». Но если снаружи её новое тело даёт ей неограниченные преимущества бойца, не чувствующего боли, то внутри она испытывает душевное одиночество и тоску. Она не способна найти связь с окружающим её миром. До тех пор пока по долгу службы ей не приходится столкнуться с неким Кудзе (Майкл Питт) — кибертеррористом, устраняющим видных учёных, работающих на Hanka.
      ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Голливудский кинематограф частенько обращает внимание на зарубежные фильмы в поисках свежей крови. Потому не стоит удивляться, что анимационный фильм «Призрак в доспехах» (можно перевести и как «Дух в пустой оболочке») получил англоязычный ремейк. История Мотоко — андроида из спецподразделения «Призрак в доспехах», которая обрела самосознание, или как его называют в мире этой картины, «призрака», — и сегодня привлекает сотни, тысячи, миллионы поклонников по всему миру. К слову, мне всегда казалось, что анимационная сущность была слишком тесной для оригинального фильма Мамору Осии. Японский постановщик явно хотел снять большое кино (чего только стоят эпизоды, снятые в духе советского режиссёра Андрея Тарковского), но, видимо, столкнулся с недостатком финансирования, а снять анимацию в Японии гораздо дешевле.
      А какие киберпанк-фильмы сможете вспомнить вы?
  • Популярные новости



Zone of Games © 2003–2018 | Реклама на сайте.

Система Orphus

×